СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская программа элективного курса "Музыкальный инструмент" Общее фортепиано

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторская программа элективного курса "Музыкальный инструмент" Общее фортепиано. Программа рассчитана на трёхлетний срок обучения.

Просмотр содержимого документа
«Авторская программа элективного курса "Музыкальный инструмент" Общее фортепиано»

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская музыкальная школа № 1» Кировского района г. Казани



«Утверждаю»

Приказ №____ от «____»_________20__года

Директор ДМШ № 1 ______Ф.Н. Мубаракова









АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА




«Музыкальный инструмент»


ОБЩЕЕ ФОРТЕПИАНО


(3-летний срок обучения)







Составитель:

Вафина Фирдауса Хафизовна

преподаватель I квалификационной категории





Программа обсуждена на заседании школьного методического объединения преподавателей фортепианного отделения, протокол № __________ от _____________


Программа принята на заседании педагогического совета ДМШ № 1,

протокол № 1 от 2 сентября 2011 года


г. Казань

2011 год

Пояснительная записка.


Дополнительная образовательная программа по фортепиано относится к художественно – эстетической направленности, реализации программ дополнительного образования.

Направление: обучение детей игре на фортепиано, вид программы – модифицированный.

Уровень – общекультурный.

Программа рассчитана на 3-хлетний срок обучения. Количество занятий – 0,5 часа в неделю:

I год обучения – 17 часов

II год обучения – 17 часов

III год обучения – 17 часов

Весь элективный курс («Общее фортепиано») рассчитан на 51 час.


Актуальность программы

Большинство детей занимается в музыкальной школе в плане общего музыкального образования и лишь очень незначительная часть готовится к дальнейшему музыкальному образованию. Поэтому главный акцент ставится, творческом развитии учащихся с тем, чтобы в конечном итоге они приобрели навыки самостоятельного музицирования на фортепиано.


Цель данного курса – овладение игрой на фортепиано, расширение музыкального кругозора детей, формирование их художественного вкуса,

воспитание музицирующих любителей музыки, подготовка наиболее одарённых учащихся к продолжению профессионального художественного образования.



Задачи:

  • Развивающие:

    • развитие музыкальных способностей;

    • развитие творческих способностей;

    • развитие памяти, воображения, усидчивости, терпения, мышления.

  • Обучающие:

    • приобретение основных исполнительских навыков игры на фортепиано;

    • приобретение навыков ансамблевой игры, чтения с листа;

    • приобретение необходимых навыков для самостоятельного музицирования;

    • приобретение навыков самостоятельной работы над произведением;

    • овладение основами аккомпанемента.

  • Воспитывающие:

    • воспитание культуры личности;

    • эстетическое и нравственное воспитание учащихся, путём изучения лучших образцов мировой музыкальной культуры на основе осознанного восприятия музыки;

    • воспитание трудолюбия


Основной принцип работы:


Основной формой воспитания ребёнка в музыкальной школе является урок по специальности.

От педагога требуется большое мастерство, творческая инициатива, умение и терпение, кропотливая работа с каждым ребёнком.

Исходя из индивидуальных возможностей учащихся, педагог должен давать ему задания, систематически проверять. Необходимо развивать в ребёнке сознательное отношение к занятиям музыкой, особенно к домашней работе, учить вдумчиво, работать над изучаемым произведением, тщательно отрабатывая трудные моменты в произведениях.

Учитывая, что в детской музыкальной школе обучаются дети самых различных способностей, необходимо разумное составление плана работы и сугубо индивидуальный метод обучения каждого ребёнка.

Программа должна подбираться по силам учащихся, репертуар должен быть разнообразным по содержанию, форме, стилю и фактуре. Для расширения музыкального кругозора ученика, помимо произведений, детально изучаемых в классе, следует знакомить его с целым рядом разнохарактерных пьес, этюдов, допуская при этом различную степень завершенности работы над ними, не обязательно изучать наизусть.

Наряду с учащимися, имеющими хорошие музыкальные способности, в музыкальных школах учится группа детей с ограниченными музыкально-исполнительскими возможностями. На занятиях с данными учащимися следует больше опираться на развивающие методы обучения, делая акцент на различные формы музицирования и развитие творческих навыков.

При выборе репертуара допустимо облегчение сложности программы (в том числе по гаммам) на 1-2 класса.

В процессе классной работы большое внимание следует уделять чтению нот с листа и игре в ансамблях. Одним из важнейших разделов работы является развитие у учащихся навыка чтения нот с листа, которое должно начинаться с первого года обучения и носить систематический характер. Развитие навыков чтения с листа связано с воспитанием «внутреннего слуха».

Большую роль играет умение самостоятельной работы с текстом. Поэтому крайне желательно сочетать изучение небольшого количества относительно сложных произведений, включающих в себя новые, более трудные технические приёмы и исполнительские задачи, с прохождением большого количества относительно легких произведений, доступных для быстрого разучивания, закрепляющих усвоенные навыки и доставляющих удовольствие от музицирования.

Наряду с фортепианными произведениями из классического репертуара, ученики исполняют различные переложения классической и популярной

музыки (детские песни, русские народные песни и романсы, российские и зарубежные эстрадные мелодии). Очень важно, чтобы переложения были пианистически удобными, без включения случайных технических трудностей, и ориентированными на возможности учащихся соответствующего уровня подготовки. Текст должен быть понятен ребёнку: указаны штрихи, фразировочные лиги, оттенки, проставлена аппликатура, педаль. Всё это позволит ученику самостоятельно разобраться в нотном тексте.

Желательно привить ученикам любовь к сценическим выступлениям, больше проводить музыкальных тематических вечеров, классных и школьных концертов, участие в которых можно засчитывать как зачёт. Участие в концертах, где дети получают удовольствие от общения с музыкой, видят, как приятно для окружающих их умение играть на фортепиано, служит формированию мотивации, благодаря которой возрастает интерес к учёбе и усердие в занятиях музыкой.

Обязательно включать в репертуар произведения для исполнения в ансамбле, что развивает умение слышать общую музыкальную ткань произведения, позволяет ученикам при пока ещё ограниченных пианистических возможностях играть более интересные по звучанию пьесы.

С первых шагов обучения необходимо учитывать стремление детей к активной, творческой деятельности. Участие в ансамбле, прочтение и исполнение новой песни или пьесы, игра по слуху любимых произведений, мелодий и музыки из мультфильмов, эстрады, сочинение песен и танцев, транспонирование, легких пьес и этюдов, исполнение произведений по вокальному и инструментальному аккомпанементу. Любая возможность проявления собственного творчества – вот что больше всего привлекает детей к игре на фортепиано.


Учёт успеваемости:

В течение учебного года основной формой учёта успеваемости учащихся является четвертная оценка, которая определяется на основании текущих. Текущие оценки недопустимо завышать, но надо помнить, что поощрение учеников необходимо. Выступление учащихся оценивается по пятибалльной системе, в первом классе ученик проходит прослушивание и сдаёт академический зачёт в конце учебного года. Исполнительское продвижение учеников 2-3года обучения проверяется дважды в год на академических концертах:

Один раз в конце второй четверти и второй раз в конце учебного года. Программы выступлений должны состоять из 2-3 произведений скомпонованных так, чтобы выявить сильные стороны ученика и отразить работу над преодолением недостатков. Впечатление от выступления ученика будет полным в том случае, если он играет хотя бы два контрастных произведения. В течении года ученик должен сыграть произведения различных жанров и форм (начиная со 2 класса: крупная форма, полифония, 2 пьесы, , 2 - 4 этюда). Для проверки остальных форм работы на 2 - 3 году обучения в конце I и III четвертей проводятся технические зачёты, которые могут включать в себя следующие разделы:

  1. исполнение гаммового комплекса согласно базовым требованиям по классу;

  2. чтение с листа;

  3. музыкальная терминология.

Программа выпускного III класса должна состоять из 2 - 3 произведений.

Выступление учащихся на академических концертах, экзаменах обсуждаются комиссией. Цель обсуждения оказание помощи педагогу (который должен прислушаться к критике, используя советы коллег в дальнейшей работе), конкретные выводы из обсуждения и советы педагогу должны быть учтены и отражены в индивидуальном плане учащегося. Основным критерием оценки является грамотное и осмысленное исполнение произведения, независимо от степени одарённости детей. Оценка является стимулом для улучшения работы, что позволяет несколько повышать её к старательному, но малоодаренному, и напротив снижать оценку способному, но плохо работающему ученику. Оценки за выступление и выставленные самим педагогом за работу дополняют, корректируют друг друга. Оценки, полученные на итоговом зачётном академическом концерте, не являются решающими при выведении итоговой годовой оценки.


Критерии оценки исполнения академической или

художественной программы


1. Посадка, состояние аппарата

2. Отношение, слышание мелодии и аккомпанемента

3. Слуховой контроль, качество звучания

4. Звукоизвлечение, пальцевая точность

5. Фразировка, движение

6. Форма

7. Динамика

8. Ритм

9. Темп

10.Характер, образность исполнения

11.Навыки сценической культуры, эстрадная устойчивость





Критерии оценки технических испытаний


1. Соблюдение основных законов техники:

  • умение использовать вес руки

  • активность, самостоятельность пальцев

  • умение сочетать самостоятельность пальцев с объединяющими

движениями кисти

2. Аппликатура

3. Качество легато

4. Пальцевая беглость, чёткость, ровность

5. Незаметное подкладывание 1-го пальца

6. Стройность аккордов, выстраивание их в мелодическую линию по верхнему

звуку

7. Отсутствие толчков, рывков, лишних движений всего аппарата

8. Динамика

9. Артикуляция

10. Группировка

11. Свобода аппарата

12. Темп


Методические рекомендации

Начальное обучение.


Задачи начального этапа обучения для всех групп учащихся одинаковы, так как навыки грамотного разбора и чтения нот с листа, транспонирование и подбор элементарного аккомпанемента, игра в ансамбле – всё это является основой будущего пианистического развития ученика, но дальнейшее развитие каждого из них идёт по индивидуальному пути, в темпе, учитывающем возможности ребёнка.

На начальном этапе обучения необходимо накопить запас музыкальных впечатлений и овладеть рядом необходимых навыков, к которым относится воспитанный слух, умение быстро и грамотно читать нотный текст, свободный исполнительский аппарат, владеющий основными формами пианистической техники, понимание стиля и музыки и навыки игры в ансамбле.

Основной вид деятельности маленького ребёнка – игра, для того чтобы начальный этап обучения не вызвал физической и эмоциональной перегрузки, а так же для наибольшей эффективности, занятия проходят в развлекательно – игровой форме. Главным результатом должно стать закрепление

у ребёнка элементарных игровых навыков:

- посадка за инструментом.

- навык постоянного слухового контроля.

- контроль свободы движения корпуса и рук.

- навык грамотного прочтения текста.

- знание наиболее употребительных музыкальных терминов.

- умение свободно и осознано исполнять пьесы в концертной обстановке.


Техническое развитие.


Успешное музыкальное развитие учащихся в значительной степени зависит от правильной посадки за инструментом и выработки ощущений пластичной организованности движений всей руки, начиная от плечевого пояса, при полной свободе и отсутствии «зажатости» во всех её звеньях – плече, локтевом суставе , кисти, пальцах.

Необходимо добиваться, чтобы ребёнок удобно и естественно сидел за инструментом, не допуская сгорбленного положения корпуса, поднятых плеч, слишком прижатых к корпусу или неестественно отставленных в сторону локтей и т.д.

В педагогической практике нередки случаи, когда из-за плохо налаженного пальцевого аппарата «зажатости» и «скованности» движений всей руки, дети не в состоянии успешно осваивать изучаемый материал, особенно пьесы инструктивного и виртуозного характера, играют их «коряво» и не ритмично.

С первых же уроков необходимо приучат ученика вслушиваться в своё исполнение, добиваясь выразительного звучания инструмента, внимательно и точно прочитывать авторский текст, работать над устранением технических трудностей. Педагог должен постоянно вырабатывать у учащегося сознательное отношение к работе над музыкальным произведением не допуская механического проигрывания, которое неизбежно приводит к формальному исполнению и тормозит музыкальное развитие учащегося. При разучивании музыкальных произведений педагогу следует обращать внимание на аппликатуру, которая должна быть подобрана им в наиболее удобной и целесообразной последовательности. Работа над выразительностью исполнения, развитием слухового контроля, качеством звучания, ритмом и динамикой должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания педагога. В процессе обучения преподаватель должен добиваться гармоничного развития технических и художественных навыков.

Развитие техники в широком смысле слова должно осуществляться в процессе работы над всеми изучаемыми учеником произведениями; развитие техники в узком смысле этого слова (пальцевой беглости, чёткости и т.д.) способствует регулярная работа над гаммами, арпеджио, этюдами и упражнениями. Репертуар следует подбирать с учётом индивидуальных особенностей учащегося в степени технической сложности учебного материала, в степени доступности этого материала для анализа и осмысления его учащимся. Необходимо развить в ученике сознательное отношение к освоению различных технических приёмов, помогающих осуществлять художественный замысел изучаемого произведения.


Методические рекомендации по чтению нот с листа

и игре в ансамбле

Умение ученика самостоятельно и грамотно разбираться в нотном тексте значительно активизирует процесс работы и создаёт необходимые условия для расширения его музыкального кругозора.

Работа в классе должна проводиться по двум, тесно связанным, но несколько различным направлениям: развитию навыка тщательного разбора (анализа) текста и навыков беглого чтения с листа.

Развитие навыка чтения с листа должно начинаться с первого года обучения и носить систематический характер на протяжении всего периода обучения.

Разбирая в классе новое музыкальное произведение, педагог должен обращать внимание ученика на ладовую и метроритмическую основу произведения (знаки альтерации и размер при ключе), штрихи, аппликатуру и т.д. Необходимо приучать ученика разбирать музыкальное произведение двумя руками, как правило, в медленном темпе, обеспечивающем тщательный и внимательный разбор.

Важно, чтобы учащийся в процессе разбора не менял взятого темпа, а так же научился просматривать текст на такт или несколько тактов вперёд.

Учитывая, что навык чтения нот с листа развивается постепенно, путём кропотливой и систематической работы, произведения, намеченные для чтения с листа должны быть тщательно подобраны. Наиболее целесообразно начинать работу с небольших по объёму пьесок в тональностях до 2-х знаков в ключе, в простых метроритмических размерах с очень простой фактурой в аккомпанементе и доступном восприятию мелодическим рисунком.

Лишь после того, как у учащегося появится уверенность и умение читать с листа эти несложные произведения, можно постепенно усложнять задания.

Как правило, пьесы для чтения нот с листа должны быть значительно легче изучаемых с учащимися по программе, поэтому целесообразно использовать произведения из репертуара предыдущих классов, а так же различные переложения, популярные песни, танцевальную музыку и т. д.

Следует практиковать чтение с листа ансамблевых произведений. В ансамбле должны играть как сами учащиеся, так и педагог с учеником. Эта форма работы вызывает живой интерес у учащихся, активизирует их внимание, организует исполнительскую волю, повышает чувство ответственности за ансамбль. Необходимо, чтобы учащийся, играя в ансамбле, приучался читать с листа не только первую, но и вторую партию. Ученика следует приучать предварительно просматривать музыкальный текст, воспитывая у него способность самостоятельно воспринимать мелодию и умение пропевать её вслух. Умение легко ориентироваться в нотном тексте и бегло читать с листа во многом зависит от количества и разнообразия изучаемых музыкальных произведений.

Ученик должен не только грамотно исполнять свою партию, но и внимательно слушать своего партнёра, контролировать совместный звуковой баланс – основу камерного музицирования, добиваться воплощения единства художественного замысла. При игре в ансамбле партнёры должны представлять собой единое целое.

Составление индивидуального плана

Успеваемость учащегося во многом зависит от целесообразно составленного индивидуального плана, в котором должно быть предусмотрено последовательное и гармоничное развитие учащегося, учтены его индивидуальные особенности, уровень общего музыкального и технического развития и связанные с этим конкретные педагогические задачи. При правильной и объективной оценке данных учащегося, разумно составленном плане работы и сугубо индивидуальном методе обучения, каждый из зачисленных в школу может закончить её, естественно, по разным индивидуальным планам и с разной степенью подвинутости.

Пути развития каждого ребёнка определяются лишь в процессе занятий, поэтому педагогические требования к ученикам должны быть строго дифференцированы. Недопустимо включать в индивидуальный план произведения, превышающие музыкально-исполнительские возможности учащегося и несоответствующие его возрастным особенностям.

Необходимо помнить, что непосильная художественно-эмоциональная задача является за частую более вредной, чем чисто техническая, так как приводит к чрезмерной эмоциональной и умственной перегрузки учащегося.

Репертуар ученика должен быть разнообразным по содержанию, форме, стилю, фактуре. В каждом классе на протяжении всех лет обучения педагог должен знакомить учащегося с лучшими произведениями русской и зарубежной классической музыки, творчеством отечественных и современных зарубежных композиторов. Помимо инструктивного материала, необходимого для развития технических навыков, следует проходить с учащимися возможно больше художественных пьес, всячески поощряя нешкольные выступления.

В конце каждого полугодия педагог должен указать в индивидуальных планах изменения репертуарных списков, отметить выполнение плана, а в конце года дать развёрнутую характеристику музыкальных данных, работоспособности и успеваемости ученика.


План характеристики ученика.


1. Характеристика музыкальных данных

- слуховые данные (восприятие высоты звуков, качество интонирования);

- ритмические данные (отображение ритмических рисунков, знание соотношений длительностей, устойчивость ритма

в процессе исполнения);

-музыкальная память (запоминание мелодии, произведения в целом, его частей, определение характера памяти:

моторная, слуховая, зрительная);

- эмоциональность и чувство стилевых особенностей произведения;

- характеристика владения инструментом и наличие исполнительских навыков;

- физические данные.

2. Характеристика работы ученика

а) качество домашней работы:

- умение работать над деталями и в целом над произведением, качество работы над нюансами и музыкальной фразой;

- работа над исправлением дефектов игрового аппарата;

б) поведение на уроке:

- восприятие указаний педагога (медленное, быстрое, сознательное, механическое);

- эмоциональность (активность, флегматичность);

- характеристика внимания (сосредоточенность, невнимательность);

- активность ученика (инициатива в определении аппликатуры, штрихов, художественно-динамического оформления

произведения, осознанность содержания произведения).


Характеристика ученика, которую даёт педагог при

обсуждении игры на контрольных прослушиваниях


- возраст ученика, сколько лет учится;

- поступил в школу с подготовкой или без (то есть, была ли подготовительная группа);

- музыкальные данные;

- характер ученика, физические данные;

- степень заинтересованности в обучении, интенсивность занятий;

- степень сложности программы и её соответствие требованиям и возможностям ученика;

- методические цели и задания, которые ставит педагог в развитии ученика;

- контроль со стороны родителей;

- оценка самого выступления: общее впечатление, анализ произведений: характер, форма, фразировка, качество звука, штрихи, приёмы, справился ли ученик с заданиями, которые перед ним ставились, причины неудач).


Прогнозируемые результаты

Занимаясь по данной программе, ученик приобретает самые необходимые практические навыки игры на фортепиано. На основе большого количества лёгких, понятных, интересных ребёнку пьес, пусть пройденных без тщательной отделки, не только расширяется музыкальный кругозор, но и закрепляются изученные технические приёмы, приобретается навык чтения с листа, умение самостоятельно работать с текстом, появляется техническая свобода. В результате обучение становится интересным и осмысленным: ребёнок учится делать то, что в первую очередь пригодится ему после окончания школы. Выпускник будет иметь в руках репертуар, сможет самостоятельно учить новые произведения, играть популярные песни для исполнения в кругу семьи, друзей. Фортепиано для ученика должно стать любимым инструментом, он должен полюбить музицировать










Годовые требования

( содержание программы, репертуар)


Цели:

Ознакомление ученика с основами нотной грамоты, обучение элементарным навыкам игры на фортепиано, ознакомление с простейшими приёмами педализации.

Задачи:

Пение песенок и попевок, подбор по слуху и транспонирование, слушание музыки в исполнении педагога, игра в ансамбле, нотная запись, посадка за инструментом, организация и постановка рук, знакомство со штрихами (легато, нон легато, стаккато), выполнение письменных заданий по рабочим тетрадям.


1.Донотный период работы

Теория и практика:

Развивающие игры, знакомство с инструментом /клавиатура, регистры, деление на октавы, название звуков клавиш, понятия о нотах./ Пение со словами, подбор по слуху. Слушание музыки: ознакомление с разными жанрами, развитие слуха. Определение музыкальных стилей /полька, песня, вальс, марш/. Профессиональная гимнастика. Организация игрового аппарата, игра третьим пальцем.

2.Игра по нотам каждой рукой отдельно

Теория и практика:

Нотный стан. Скрипичный ключ, запись нот в пределах первой октавы. Понятие о счёте и различной длительности нот, такт и тактовая черта, знакомство со знаками альтерации. Знакомство с длительностями: целая, половинная, четвертная, восьмая. Паузы. Организация игрового аппарата. Посадка за инструментом. Игра нон легато одним пальцем каждой руки /3-й, 2-й и 4-й/. Игра средними пальцами /2-3-4 нон легато/. Игра всеми пальцами нон легато. Двойные ноты. Игра легато по две ноты. Работа над штрихами. Исполнение пьес приёмом легато, стаккато. Игра поочередно каждой рукой с использованием всех штрихов.

3. Игра по нотам двумя руками

Теория и практика:

Скрипичный и басовый ключ. Понятие знак при ключе. Понятие f и p. Аппликатура. Позиционная игра. Игра двумя руками, только в скрипичном ключе. Перенос руки на широкие расстояния /броски/. Разбор лёгких пьес и работа над штрихами, аппликатурой, динамическими оттенками. Игра двумя руками в скрипичном и басовом ключе. Игра пьес с элементами полифонии.

4. Работа над техникой

Теория и практика:

Играть гаммы До, Соль, Ре мажор каждой рукой отдельно non legato и legato в пределах одной октавы. Тоническое трезвучие аккордами по 3 звука каждой рукой отдельно в тех же тональностях (с переносом в разные октавы). Обращать внимание на свободу игрового аппарата. Работа над первым и пятым пальцами. Упражнения на разные штрихи: легато, стаккато, устойчивость 1-го и 5-го пальца при полной свободе.

5. Подготовка к выступлению

Теория и практика:

Подбор индивидуальной программы для выступления.

Развитие памяти, игра наизусть выученных произведений, проигрывание готовых, выученных пьес на контрольном уроке или прослушивании.

6. Занятия по индивидуальной программе

Теория и практика:

Творческая работа, связанная со слушанием музыки, подбором по слуху; транспонирование, повторение пройденных и выученных пьес, пение по нотам, упражнения на коррекцию недостатков игрового аппарата и т.д. Игровые формы обучения.

В течение учебного года ученик должен пройти: 20-25 различных по форме музыкальных произведений: народные и детские песни, пьесы песенного и танцевального характера, пьесы с элементами полифонии, легкие вариации, этюды, ансамбли.

Из них:

  • 12-16 пьес различного характера,

  • 4 этюдов,

  • 2 ансамбля.

  • Разбор и чтение нот с листа легчайших произведений с простым мелодическим и ритмическим изложением (со 2 - ой четверти).

  • Подбор и транспорт по слуху с простейшим сопровождением в виде подголоска, квинты и т. д., с транспортом в 1-2 тональности.

  • Со второго полугодия гаммы До, Соль, Ре мажор каждой рукой отдельно non Legato и Legato в пределах одной октавы, , тоническое трезвучие.



Сборники и примерный репертуарный список:

Николаев А. - Школа игры на фортепиано

О.Геталова, И.Визная «В музыку с радостью», Изд-во С.-Пб,

Баренбойм Л. и Ляховицкая С. - Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей. Часть 1..

Литовко Ю. ”Музыкальный букварь” ( 1 и 2 части )

Литовко Ю.”Семь нот” (упр. для изучения басового ключа )

Ляховицкая С. - Задания для развития самостоятельных навыков при обучении фортепианной игре.

Милич Б. - Фортепиано. 1 класс.

Беркович И. - 25 легких пьес для фортепиано.

Бах И.С. - «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах».

Шитте А. - Соч. 108. 25 маленьких этюдов. Соч. 160. 25 легких этюдов. Сборники этюдов и технических пьес из произведений русских и советских композиторов.

Крупа – Шушарина С. “Пианист Бемоль”

Барахтина Ю. “Ступеньки юного пианиста”

Колтунова А. “Крошки из лукошка”

Кларк Ф.,Госс Л.,Холланд С. “Музыкальное дерево”

Симонова Т. “Чудесные клавиши”

Шух М. “Первые шаги”

Торопова Н.”Музыкальные зарисовки”

Юному музыканту — пианисту. Хрестоматия для учащихся ДМШ 1 класс. Издание пятое. издание «Феникс». Ростов — на Дону 2008 г.

Геталова О.”Секреты Дилидона”

«Хрестоматия по татарской фортепианной музыке» ч. I. Составители - редакторы: Ахметова Э., Батыркаева Л., Соколова Е., Спиридонова В., Шашкина К.



Примерные программы для переводного экзамена:

1. И.Кореневская «Дождик»

Л.Моцарт «Менуэт»

2. Литкова «Вариации на б.н.п Савка и Гришка»

Симонова Т. “Пингвин”

3. Назарова Т. “ Лёгкие вариации на р.н.п.”

А.Роули «В стране гномов»

  1. Список рекомендуемой методической литературы

Алексеев А. Клавирное искусство, 1 вып. /М.,1952

Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано /М.,1978

Альшванг А. Людвиг ван Бетховен. Изд. Музыка, 1997

Аберт Герман Моцарт. Монография / М., Музыка, 1990

Браудо И. Артикуляция. Л.,1961

Браудо И. Об органной и клавирной музыке. Л.,1976

Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном Искусстве. М., 1966

Голубовская Н. Искусство педализации. Музыка, Л.,1974

Гофман И. Фортепианная игра.

Ответы на вопросы о фортепианной игре /М.,1961

Зимин П. История фортепиано и его предшественников. М.,1968

Коган Г. Работа пианиста. 3 изд., М.,1979

Коган Г. Вопросы пианизма. М.,1969

Копчевский Н. И. С.Бах. Исторические свидетельства и

аналитические данные об исполнительских и

педагогических принципах.

"Вопросы музыкальной педагогики", 1 выпуск.

М.,1979

Копчевский Н. Клавирная музыка, вопросы исполнения. Музыка,

М.,1986

Корто А. О фортепианном искусстве. М.,1965

Корто А. Рациональные принципы фортепианной техники.

М.,1966

Ландовска В. О музыке. Классика - XXI век, 2001

Либерман Е. Творческая работа пианиста с авторским

Текстом. М.,1988

Маккинон Л. Игра наизусть. Л.,1967

Мартинсен К. Индивидуальная фортепианная техника. М.,1966

Метнер Н. Повседневная работа пианиста и композитора. М.,1963

Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. Изд. Кифара, 2002

Мильштейн Я. Вопросы теории и истории исполнительства. М.,1983

Мндоянц А. Очерки о фортепианном исполнительстве и

педагогике. М., 2005

Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки

педагога. М., 1982

Петрушин В. Музыкальная психология. М., 1997

Савшинский С. Пианист и его работа. Классика - XXI, М., 2002

Смирнова Т. Беседы о музыкальной педагогике и многом

другом. М., 1997

Смирнова Т. Воспитание искусством или искусство воспитание.

Интерпретация. М., 2002.

Брянская Ф. Формирование и развитие навыка игры с листа в

первые года обучения пианиста.

Макарова В. Методика обучения игре на фортепиано в

подготовке отделения начальной школы.

Доровская Н. Методическое пособие для преподавателей ДМШ по

работе с учащимися подготовительной группы в

классе фортепиано.

Москаленко А. Организация игрового аппарата в начальном периоде

обучения.

Камаева Т., Камаев А. Чтение с листа на уроках фортепиано.

Тимакин Е. Воспитание пианиста. Методическое пособие. М.,

Советский композитор, 1989Фейнберг С. Пианизм как

искусство. М.,1969

Цагарелли Ю. Психология музыкально-исполнительской

деятельности. Композитор, 2008

Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. М.,1974

Цыпин Г. Музыкант и его работа. Проблемы психологии

творчества. М., 1988

Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. Классика – XXI. М., 2011

Шатковский Г. Развитие музыкального слуха. М.,1996

Шмидт- Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. Л.,1985

Шнабель А. "Ты никогда не будешь пианистом".Классика - XXI,

М.,1999

Штейнгаузен Ф. Техника игры на фортепиано. М.,1926

Шуман Р. О музыке и музыкантах. Сборник статей. М., Музыка,

1975

Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов. М.,1959



21




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!