Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Маслянинская средняя общеобразовательная школа № 1
Маслянинского района Новосибирской области
Аннотация к рабочей программе
элективного курса «Основы дизайна»
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» обязательной предметной области «Искусство» разработана в соответствии с пунктом 32.1 ФГОС ООО1 и реализуется 3 года.
Рабочая программа разработана учителем технологии и изобразительного искусства Бадер Л.А. в соответствии с положением о рабочих программах и определяет организацию образовательной деятельности учителем в школе по определенному учебному курсу «Основы дизайна».
Рабочая программа учебного курса «Основы дизайна» является частью ООП ООО, определяющей:
- содержание;
- планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные);
- тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания и возможностью использования ЭОР/ЦОР.
Рабочая программа обсуждена и принята решением методического объединения и согласована заместителем директора по учебно- методической работе МБОУ Маслянинской СОШ № 1
Дата 25.08 2022г.
Содержание.
Раздел1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы.
Пояснительная записка……………………………………….….3
Цели и задачи программы……………………………………….6
Содержание программы………………………………………….7
Планируемые результаты………………………………………..8
Контроль планируемых результатов…………………….…….10
Учебные блоки………………………………………………..…11
Календарное планирование………………………………….…13
Раздел 2. Комплекс организационно- педагогических условий.
2.1 Календарно учебный график……………………………….….20
2.2 Условия реализации программы………………………………20
2.3 Оценочные материалы…………………………………………21
2.4 Методические материалы……………………………………...21
Список литературы……………………………………………….24
1 Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы.
1.1.Пояснительная записка.
Рабочая программа элективного курса «Основы дизайна» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Нормативные основания разработки рабочей программы элективного курса «Основы дизайна»:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011, рег. № 19644.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». (Зарегистрирован в Минюсте России 06.02.2015 N 35915).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897" (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40937).
- Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N189 об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,
-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.11. 2015 №81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2015 N 40154).
- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Маслянинской СОШ № 1, утверждённая приказом директора МБОУ Маслянинской СОШ № 1 от 31.08.2013г № 83/4 .
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Порядок организации осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-программам начального общего, основного Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672«О направлении методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности».
- Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
-Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённая Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015г. №996-р.
Направленность программы
На формирование у школьников особого стиля мышления, для которого характерно понимание дизайнерского проектирования как творческого процесса, направленного на преобразование окружающей среды, понимание основных критериев гармонии, чувства стиля, эстетическое отношение к миру вещей, т.е. дизайнерское мышление.
Актуальность
Обусловлена необходимостью научить подрастающее поколение грамотно использовать в современном противоречивом мире обилие художественных форм, красок, инновационных и технических возможностей. А также появление новых актуальных профессий дизайнер, декоратор, проектировщик образовательных, музейных, выставочных пространств, культурных акций и событий.
Новизна программы
Заключается в соединении теоретического и практического материала, методах и формах организации учебной деятельности. На занятиях ребятам предлагается представить себя в роли: художника, конструктора, дизайнера др. Использование принципа: сотрудничество и сотворчество, создание на занятиях атмосферы равенства "партнеров" в общении, является важной отличительной особенностью данной программы от многих других, предложенных в рамках системы дополнительного образования.
Объем и срок реализации программы
Объем программы 102 часа. Программа рассчитана на 3 года.
В рамках реализации программы предусмотрена выставка творческих работ и защита проектов.
Форма обучения – очная.
Уровень программы – базовый.
Особенности организации образовательного процесса:
Форма реализации образовательной программы: традиционная модель реализации программы представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение трех лет обучения. Занятия проводятся в группе. Наполняемость учебной группы не более 15 человек.
Режим занятий. Периодичность и продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизических особенностей, допустимой нагрузки обучающихся с учетом СанПин 2.4.4.3172-14 «санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41.
Общее количество часов в неделю – 1 час.
Продолжительность одного академического часа – 40 минут.
Занятия проводятся один раз в неделю.
Формы проведения занятий:
Практическое занятие
Беседа
Самостоятельная работа
Защита проекта.
Экскурсии.
Формы организации деятельности детей на занятии:
- фронтальная – при показе, беседе, объяснении;
- групповая, в том числе работа в парах – при выполнении практического задания, работе над творческим проектом.
Цели и задачи программы.
Цель программы:
Создание условий для формирования у школьников особого стиля мышления, проектного.
Задачи:
Образовательные:
1. Способствовать формированию основных умений и навыков в художественном конструирование: рисунки, эскизы, чертежи-проекты, моделирование, создание композиций.
2. Повысить графическую грамотность (чтение чертежей и выполнение различных видов графических работ).
3.Обучить навыкам и умениям обращения с разнообразными художественными материалами как со средствами художественной выразительности.
Развивающие:
1.Развить творческие способности учащегося по средствам изобразительных искусств;
2.Способствовать развитию наблюдательности, внимания, образного мышление и пространственного воображения.
3.Содействовать формированию коммуникативных навыков.
Воспитательные:
1.Воспитать ценностное отношение к творческой деятельности;
2.Способствовать социализации обучающихся путем приобщения их к
совместной работе, а также современным культурным тенденциям в сфере дизайна.
3.Воспитание способностей к самореализации и саморазвитию.
1.3. Содержание программы.
В ходе изучения курса предполагается использование активных форм и методов обучения: индивидуальная, в парах, групповая, коллективная, работа над проектами, их защита (по окончанию курса), презентация, экспертная деятельность. При этом обучающиеся получают опыт самостоятельной творческой деятельности, развиваются коммуникативные, социальные, технологические умения и навыки.
Учащиеся должны научиться и освоить умение делить единый творческий процесс на ряд последовательных стадий: сбор материала, накопление информации, изучение аналогов, поиск идей и замысла, разработка задания.
Учебные задания прививают обучающимся необходимые навыки к профессиональному труду и воспитанию самостоятельного творческого мышления.
Формы обучения:
сценарии занятий выстраиваются по схеме: "прочувствовать – осознать – выявить свое отношение";
активный творческий поиск (педагога и учащихся) – основа процесса обучения на занятиях;
формы урока: беседа – диалог, коллективные формы творческой работы (развитие "коллективных эмоций"), сочетание коллективной и индивидуальной работы, работа в парах.
комплексное использование разных видов искусства (музыки, литературы, живописи и др.).
Методы обучения:
эмоционально-художественное "погружение",
художественно-творческое и образное моделирование,
активизация воображения и творческого представления,
сравнение и сопоставление,
импровизация,
субъективная трансформация (произвольное видоизменение тех или иных средств художественной выразительности и последующее сопоставление их с замыслом автора),
дедуктивно-индуктивное восприятие учебно-художественного материала (восхождение от частного к общему и от общего к частному ).
Перечень творческих и практических работ:
- Превращение реалистического изображения в декоративное,
абстрактное.
- Мысленный разбор предметов на составляющие элементарные части.
- Проектирование зон комнаты (выполнение эскизов, план)
- Выполнение упражнений на гармоничное сочетание цветов, подбор
цветов по колориту.
- Упражнение на составление контрастных цветовых сочетаний.
- Упражнение на цвет (влияние фактуры на цвет).
- Контраст, нюанс, симметрия и асимметрия, ритм. Правила передачи движения и покоя в композиции.
-Построение перспективы интерьера.
- Проектирование элементов интерьера.
- Ландшафтное проектирование.
- Агротехника цветочно-декоративных растений.
- Экспликация и зонирование территории.
1.4.Планируемые результаты обучения:
Личностные:
Овладевать навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий;
Уметь применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
Овладевать навыками использования различных художественных материалов для работы в разных техниках;
Видеть, воспринимать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности красоту природы, окружающей жизни, выраженную с помощью средств рисунка, живописи, природного материала.
Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, жизни (родине, природе, семье);
Проявлять художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства;
Принимать разнообразие культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций.
Метапредметные:
Проявлять желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств, произведений искусства;
Овладевать способностями, оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и сверстников;
Обогащать ключевые компетенции (коммуникативные, деятельностные и др.) художественно-эстетическим содержанием;
Овладевать художественно-образным воображением и мышлением, художественной интуицией и памятью;
Видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни.
Предметные:
По окончании курса обучения обучающиеся должны
знать/понимать:
• основные составляющие дизайна;
• основные стили ландшафтного дизайна;
• психологические и оптические характеристики цвета и его воздействие на человека;
• принципы гармоничной композиции;
• особенности дизайна, его место в системе пластических искусств;
• направления графического дизайна;
• природные компоненты ландшафта;
• особенности ландшафтной архитектуры;
• функционально-пространственные основы организации интерьера,
уметь:
• применять различную технику выполнения рисунка, графики, росписи,
макета и т. д.;
• компоновать элементы композиции;
• моделировать формы в перспективных изображениях;
• составлять композиции объединенных по определенному принципу;
• разрабатывать и проектировать ландшафтные композиции;
• использовать художественные свойства композиции (цвет, свет, контраст и др.);
• моделировать и конструировать различные формы;
• проектировать зоны квартиры, дома, участка.
1.5. Контроль планируемых результатов.
Форма отслеживания результата, это участие в конкурсах и выставках, защита проектов, наблюдения, заполнение индивидуальных листов учета достижений.
Планируемые результаты | Контроль |
регулятивные | Декабрь Май |
познавательные |
коммуникативные |
Система оценивания: зачет / незачет.
Программа предусматривает достижение трех уровней результатов:
Первый уровень результатов | Второй уровень результатов | Третий уровень результатов |
Предполагает приобретение новых знаний, опыта в решении творческих задач, умение противостоять трудностям. Знакомство с нетрадиционными техниками рисования. Результат выражается в понимании обучающихся сути творческой деятельности, как самовыражение собственных эмоций. | Предполагает позитивное отношение обучающихся ко всему, что их окружает в жизни. Активное самопознание. Результат проявляется в использовании различных материалов для личного творчества и в самостоятельном их выборе. | Предполагает умение сотрудничать и работать в группе, договариваться в ходе творческой деятельности. Самостоятельно заниматься творчеством, фантазировать и организовывать свое творческое пространство. Результат представлен через презентации проектов, участие в конкурсах и выставках в разных творческих номинациях. |
1.6. Учебные блоки.
Программа первого года обучения состоит из 4-х предметных блоков. Первый – «Изобразительная грамота» - направлен на изучение основ графики, живописи, дизайнерской композиции, как способов выражения проектной идеи. Второй – «Материаловедение» - базируется на знакомстве со свойствами разных материалов и использовании их возможностей на практике. Третий – «Проектирование», где знание закономерностей формообразования в природной и искусственной среде применяется при реализации собственных дизайн - проектов. Четвертый «Ландшафтный дизайн»- направлен на разработку и проектирование ландшафтных композиций.
Первый год обучения.
№ | Предметные блоки | Кол-во часов |
1 | Изобразительная грамота | 10 |
2 | Материаловедение | 6 |
3 | Проектирование | 9 |
4 | Ландшафтный дизайн | 10 |
Всего | 35 |
Программа второго года обучения состоит из 4-х предметных блоков. Первый – «Графический дизайн» - художественно-проектная деятельность, направленная на развитие графической грамотности, на изучение основ живописи, дизайнерской композиции. Практическая часть, составление композиции «Икебана». Второй блок – «Ландшафтный дизайн» - направлен на проектирование ландшафтных композиций, зонирование территорий, а также на изучение стилей в ландшафтном дизайне и составление сметы объекта. Третий – «Дизайн интерьера» направлен проектирование интерьера, где объектом для творчества будет комната для релаксации. Четвертый «Бумагопластика» - это направление развивает пространственное воображение, глазомер умение мысленно оперировать объемными предметами, знакомит на практике с основными геометрическими понятиями, учит аккуратности, последовательности, формирует терпение, смекалку и активно включается в продуктивную деятельность.
Второй год обучения.
№ | Предметные блоки | Кол-во часов |
1 | Графический дизайн | 10 |
2 | Ландшафтный дизайн | 11 |
3 | Дизайн интерьера | 5 |
4 | Бумагопластика | 9 |
Всего | 35 |
Программа третьего года обучения состоит из одного предметного блока «Ландшафтный дизайн», который направлен на изучение цветочно - декоративных растений, разработку и проектирование ландшафтных композиций с включением ручья, природного камня, декоративного болота. Это блок также знакомит с множеством решений благоустройства ландшафтных территорий и земельных участков. А знания о возведении альпийских горок, и оформление газонов и клумб, с включением малых архитектурных форм (скульптур, беседок, мостиков, качелей), искусственных водоемов и многое другое помогут обучающимся создать мини – проекты: «Альпинарий», «Мой сад», «Любимый уголок».
Третий год обучения.
№ | Предметные блоки | Кол-во часов |
1 | Ландшафтный дизайн | 35 |
Всего | 35 |
1.7. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
НА 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Тема занятия | Кол- во час. | Деятельность ученика | Форма организации деятельности | дата |
Изобразительная грамота |
1. | Роль дизайна в жизни человека. Дизайн. Область дизайна. (цветной картон, клей, ножницы) | 2 | Упражнение «коробка» Практическая работа: Выполнение визиток «Это - Я!» | Индивид. работа | |
2. | Линия и ее возможности . (гелиевая ручка, лист) | 3 | Практическая работа: Дудлинг. | Индивид. работа | |
3. | Упражнение-тренинг «Дорисуй изображение» | 1 | Практическая работа: Упражнение – тренинг «Дорисуй изображение» | Индивид. работа | |
4. | Композиция и цвет в дизайне. Композиционный центр. | 2 | Практическая работа: Упражнение-тренинг «Каракули». | Индивид. работа | |
5. | Графические возможности. Шрифт. (Эмблемы, реклама, товарные знаки и т.д.) | 2 | Творческая работа: Создание эскиза. | Индивид. работа | |
Материаловедение. |
6. | Материал-бумага. | 2 | Творческая работа в технике «печатание смятой бумагой» | Работа в парах | |
7. | Конструирование из бумаги. | 1 | Практическая работа: складывание, вырезание скручивание бумаги. | Индивид. работа | |
8. | Объемные композиции. (Пластик, магнит, клей). | 2 | Творческая работа: Лепка магнитов и их изготовление. | Индивид. работа | |
9. | Ткань для мульчирования почвы. Мульча. Мульчирование почвы. | 1 | Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации. | Фронтальная | |
Проектирование. |
10 | Проектирование ландшафтных композиции из растений, камней. | 1 | Творческая работа: Проектные зарисовки. Наброски. | Работа в парах | |
11 | Игрушка как объект дизайна. Нетрадиционные техники: рисование свечой, поролоном. (Форма, фактура, цвет). | 3 | Творческая работа: создание эскиза в цвете. | Индивид. работа | |
12 | Проектирование игровой детской площадки с включением естественных ландшафтных условий. | 2 | Творческая работа: создание эскиза. | Работа в группах | |
13 | Проектирование интерьера. | 2 | Творческая работа: Эскизные зарисовки. | Индивид. работа | |
14 | Разработка посуды оригинальной формы (для самолета, детского сада, туризма) | 1 | Творческая работа: Эскизные зарисовки. | Работа в группах | |
| Ландшафтный дизайн. | | | | |
15 | Садовые дорожки, беседки, перголы, арки, павильоны, патио, аллеи. | 2 | Практическая работа: Разработка и проектирование ландшафтной композиции. | Работа в группах | |
16 | Газон. | 1 | Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации. | Фронтальная | |
17 | Топиарное искусство | 1 | Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации. | Фронтальная | |
18 | Почвопокровные растения. Очиток, мох декоративный. | 1 | Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации. | Фронтальная Индивид. работа | |
19 | Экзотические растения. | 1 | Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации. | Фронтальная | |
20 | Мини-проект «Мой ландшафтный уголок». | 4 | Разработка и проектирование ландшафтной композиции. | Индивид. работа | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
НА 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Тема занятия | Кол- во час. | Деятельность ученика | Форма организации деятельности | дата |
Графический дизайн. |
1. | Искусство «Икебана». | 1 | Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации. Практическая работа: Наброски композиции. | Фронтальная Индивид. работа | |
2. | Композиция «Икебана», букет. | 1 | Практическая работа: Создание цветочных композиций из цветущих и не цветущих растений. Составить букет или композицию | Индивид. работа | |
3. | Дудлинг. | 3 | Практическая работа: Упражнение «Солнечные лучи». | Индивид. | |
4. | Упражнение-тренинг «Дорисуй изображение» | 1 | Практическая работа: Упражнение «Дорисуй изображение». | Индивид. работа | |
6. | Проектирование и конструирование. | 1 | Практическая работа: изготовление шаблонов и трафаретов. | Индивид. работа | |
7. | Нетрадиционные техники. Техника «набрызга», монотипия, печатание паралоном. | 3 | Творческая работа: Композиция «Зима», «Осень», «Весна», «Лето». | Индивид.работа | |
Ландшафтный дизайн . |
8. | Ландшафтный дизайн - исходные понятия и определения. | 2 | Практическая работа: Рисование скамьи, беседки, ступенек. | Индивид. работа | |
9. | Стиль и стилизация в ландшафтном дизайне. | 5 | Мини - проект: ландшафтная композиция в определенном стиле. | Работа в парах | |
10 | План и зонирование. территории. Масштаб. | 2 | Практическая работа: Экспликация. Зонирование территории | Индивид. работа | |
11 | Разновидности посадок и их планирование. План посадки. Почва для посева семян. | 1 | Поиск информации. Практическая работа: «План посадки». | Фронтальная | |
12 | Ландшафтные проекты. Смета выполненных работ. | 1 | Практическая работа: Составление сметы. | Работа в парах | |
Дизайн интерьера. | |
13 | Композиция, цвет и планировка в интерьере. | 1 | Творческая работа: Проектирование интерьера. Наброски, зарисовки. | Работа в парах | |
14 | Интерьер комнаты для релаксации. (Гармония природы) | 4 | Творческая работа: Проектирование комнаты для релаксации. | Работа в парах | |
Бумагопластика. |
15 | Приемы бумагопластики. (сгибание, прорезывание, гофрирование). | 2 | Практическая работа с бумагой: скручивание, гофрирование, прорезывание и сгибание. | Индивид. работа | |
16 | Объемное конструирование. | 3 | Практическая работа: выполнения макетов простейших геометрических тел. (Куб, параллелепипед и т. д.) при помощи шаблонов. | Индивид. работа | |
17 | Мини-проект «Я-архитектор». (Замок, башня, беседка, здание…) | 4 | Творческая работа: создание своего архитектурного мини-проекта | Индивид.работа | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
НА 3 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Тема занятия | Кол- во час. | Деятельность ученика | Форма организации деятельности | дата |
Ландшафтный дизайн. |
1. | Экскурсия в дендрарий | 1 | Исследование. | Коллективная | |
2. | История возникновения и развития ландшафтного искусства. | 1 | Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации. | Фронтальная Индивид. работа | |
3. | Проблемы ландшафтного проектирования. | 1 | Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации. | Фронтальная Индивид. работа | |
4. | Элементы ландшафтной архитектуры. | 2 | Практическая работа: Наброски и зарисовки | Индивид. работа | |
5. | Планировка участка: круговой стиль, свободный стиль, прямоугольный стиль, диагональный стиль, симметричный и т.д. | 2 | Практическая работа: Разработка и проектирование ландшафтной композиции. | Индивид. работа | |
6. | Альпийские горки и рокарии. Виды, формы, стили альпийских элементов. | 2 | Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации. | Фронтальная Индивид. работа | |
7. | Каменистые сады. Растения для альпинариев. Мини-проект «Альпинарий». | 2 | Практическая работа: Разработка и проектирование ландшафтной композиции. | Индивид. работа | |
8. | Цветники. (Клумбы, рабатки, группы…) Цветники и клумбы. Структура и форма клумб. Ковровые цветники. Уход за цветником | 2 | Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации. Практическая работа: Наброски клумб различной формы. | Фронтальная Индивид. работа | |
9. | Цветочно-декоративные растения душистые. (для бордюров) | 1 | Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации. | Фронтальная Индивид. работа | |
10 | Ампельные цветы. | 1 | Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации. | Фронтальная | |
11 | Стили ландшафтного дизайна. Характерные черты. | 3 | Практическая работа: Разработка и проектирование ландшафтной композиции. | Работа в парах | |
12 | Цветочно -декоративные растения для вертикального озеленения. (Однолетние и многолетние) | 1 | Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации. | Фронтальная Индивид. работа | |
13 | Цветочно -декоративные растения родом из Европы, Азии, Африки и Америки. | 1 | Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации. Практическая работа: Цветочный калейдоскоп. | Фронтальная Индивид. работа | |
14 | Цветочно -декоративные растения для выращивания на балконах. | 1 | Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации. | Фронтальная Индивид. работа | |
15 | Мини-проект: «Мой сад». | 4 | Практическая работа: Разработка и проектирование ландшафтной композиции | Индивид. работа | |
16 | Зонирование. Подбор и размещение растений по зонам. | 2 | Практическая работа: Зонирование, разработка и проектирование ландшафтной композиции. | Работа в группах | |
17 | Специфика земельного участка: размер, форма, уклон, почва, зеленые насаждения, | 2 | Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации. Практическая работа: «Ситуационный план земельного участка». | Фронтальная Работа в группах. | |
18 | Искусственные водоемы. | 2 | Конспектирование. Изучение нового материала. Поиск информации. Практическая работа: Наброски. Зарисовки. | Фронтальная Индивид. работа | |
19 | Мини- проект «Любимый уголок». | 4 | Практическая работа: Разработка и проектирование ландшафтной композиции с включением ручья, водопада, каскада, фонтана, декоративного болота. | Индивид. работа | |
Раздел 2. Комплекс организационно- педагогических условий.
Календарный учебный график
Количество учебных недель – 35 недель, с учетом продолжительности каникул.
Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение.
Требования к помещению:
помещение для занятий, отвечающие требованиям СанПин для учреждений дополнительного образования;
качественное освещение;
столы, стулья по количеству обучающихся и 1 рабочим местом для педагога.
Оборудование:
компьютер или ноутбук для преподавателя;
проекционное оборудование (экраны) – 1 шт.
Расходные материалы:
Информационное обеспечение:
операционная система (желательно Windows);
поддерживаемые браузеры (для работы LMS): YandexBrowser, Chrome, ChromeMobile, Firefox, Opera, Safari, MobileSafari, Edge, Python;
Кадровое обеспечение:
Программа реализуется Бадер Л.А, учителем ИЗО и технологии. При реализации программы другим педагогом стоит учитывать, что преподавателю необходимо познакомиться с технологией обучения основам дизайна.
Оценочные материалы
Результативность обучения обеспечивается применением различных форм, методов и приемов, которые тесно связаны между собой и дополняют друг друга. Большая часть занятий отводится практической, творческой работе, в ходе такой деятельности педагог тактично контролирует, советует, направляет обучающихся. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется Программой. При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в различных ситуациях.
2.4. Методические материалы
Образовательный процесс осуществляется в очной форме. В образовательном процессе используются следующие методы:
объяснительно-иллюстративный;
метод проблемного изложения (постановка проблемы и решение её самостоятельно или группой);
проектно - исследовательский; проектно – творческий.
наглядный: эскизы, наброски, чертежи, таблицы, использование технических средств просмотр видео.
практический: практические задания; анализ и решение проблемных ситуаций и т. д.
Выбор методов обучения осуществляется исходя из анализа уровня готовности обучающихся к освоению содержания раздела, степени сложности материала, типа учебного занятия. Вместе с объяснительно-иллюстративным используются, а также становятся ведущими частично-поисковый и проектно-исследовательский методы. На выбор методов обучения значительно влияет персональный состав группы, индивидуальные особенности, возможности и запросы детей. Формы обучения:
фронтальная – предполагает работу педагога сразу со всеми обучающимися в едином темпе и с общими задачами. Для реализации обучения используется компьютер педагога с мультимедиа проектором, посредством которых учебный материал демонстрируется на общий экран. Активно используются Интернет-ресурсы;
коллективная – это форма сотрудничества, при котором коллектив обучает каждого своего члена и каждый член коллектива активно участвует в обучении своих товарищей по совместной учебной работе;
групповая – предполагает, что занятия проводятся с подгруппой. Для этого группа распределяется на подгруппы не более 6 человек, работа в которых регулируется педагогом;
индивидуальная – подразумевает взаимодействие преподавателя с одним обучающимся. Как правило, данная форма используется в сочетании с фронтальной. Часть занятия (объяснение новой темы) проводится фронтально, затем обучающийся выполняют индивидуальные задания или общие задания в индивидуальном темпе;
дистанционная – взаимодействие педагога и обучающихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты. Для реализации дистанционной формы обучения весь дидактический материал размещается в свободном доступе в сети Интернет, происходит свободное общение педагога и обучающихся в социальных сетях, по электронной почте, посредством видеоконференции или в общем чате. Кроме того, дистанционное обучение позволяет проводить консультации обучающегося при самостоятельной работе дома.
Методы воспитания: мотивация, убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, создание ситуации успеха и др.
Педагогические технологии: индивидуализации обучения; группового обучения; коллективного взаимного обучения; дифференцированного обучения; разно уровневого обучения; проблемного обучения; развивающего обучения; дистанционного обучения; игровой деятельности; коммуникативная технология обучения; коллективной творческой деятельности; здоровье сберегающая технология.
Список литературы
В.С. Кузин. Программа «Основы дизайна» – Москва. Дрофа. 2002г.
Черневич Е.В. Язык графического дизайна: материалы и методы художественного конструирования. – Москва. 1975.
Калмыкова З.И. Особенности продуктивного мышления. Вопросы психологии.
Пономарев Я.А. Исследование творческого потенциала человека. Психологический журнал №1. 1991.
«Композиция». Комплексная программа. Министерство культуры РФ Научно-методический центр по художественному образованию. - Москва, 2008. – М., 2003,
«Графический дизайн» для ДХШ и ДШИ (художественных отделений). Научно-методический центр по художественному образованию. - Москва, 2008. – М., 2006.
Интерьер уютного сада/Алекс Купер; – Изд. 3-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Современный дизайн участка/Сост. Витвицкая М. Э. – М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2006.
Юрщенко А. В. Цветы у вашего дома. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
Планировщик садового участка 3D/ООО «БИЗНЕССОФТ», Россия, 2006.
Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие./М.:Центр «Педагогический поиск», 2006.
1Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"(Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64101)
29