МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
г. ИРКУТСКА СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 28
ИНН 3812008538, КПП 381201001, 664043, г.Иркутск, ул.Маршала Конева, 22, тел.300149
e-mail:sh28irk@yandex.ru
Приложение к основной образовательной программе среднего общего образования МБОУ г.Иркутска СОШ №28 | УТВЕРЖДЕНО Приказом №_____от «___»____2019 г. ______________________ Е.В.Карака |
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
«Избранные главы информатики» для 10-11 классов
Срок реализации программы 1 год
(Уровень: базовый)
Автор программы: Готовчикова С.О.- учитель информатики высшей категории
Иркутск, 2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа элективного курса «Избранные главы информатики» направлена на расширение знаний и умений содержания по курсу информатики и ИКТ, а также на тренировку и отработку навыка решения тестовых заданий в формате ЕГЭ. Это позволит учащимся сформировать положительное отношение к ЕГЭ по информатике, выявить темы для дополнительного повторения, почувствовать уверенность в своих силах перед сдачей ЕГЭ.
Курс рекомендован учащимся 10-11 классов школы, сдающих ЕГЭ по информатике.
Цель курса: расширение содержания среднего образования по курсу информатики для повышения качества результатов ЕГЭ.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
-
изучение структуры и содержания контрольных измерительных материалов по информатике и ИКТ;
-
повторение методов решения тестовых заданий различного типа по основным тематическим блокам по информатике и ИКТ;
-
формирование умения эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
-
формирование умения оформлять решение заданий с развернутым ответом в соответствии с требованиями инструкции по проверке.
-
отработка навыков решения заданий ЕГЭ;
Элективный курс построен по принципу сочетания теоретического материала с практическим решением заданий в формате ЕГЭ.
Обучение по курсу сопровождается наличием у каждого обучаемого раздаточного материала с тестовыми заданиями в формате ЕГЭ в бумажном и электронном виде
Занятия проводятся в форме лекций и практических занятий по решению задач в формате ЕГЭ. Перед разбором задач сначала предлагается краткая теория по определенной теме и важные комментарии о том, на что в первую очередь надо обратить внимание, предлагается наиболее эффективный способ решения. В качестве домашнего задания учащимся предлагается самостоятельное решение задач по мере освоения тем курса, а так же выполнение тренировочных вариантов ЕГЭ по информатике.
Актуальность данной программы не вызывает сомнений, т.к. в условиях преподавания информатики на базовом уровне не остается времени на отработку навыка решения задач.
Категории слушателей: учащиеся 10-11 классов
Формы оценки деятельности слушателей: зачеты, контрольные работы.
Итоговая аттестация – контрольная работа (вариант ЕГЭ).
Структура программы:
Программа элективного курса рассчитана на 68 часов, включая 25 часов лекционных и 43 часов практических занятий, состоит из трех модулей:
-
Структура и содержание контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по информатике;
-
Информация. Хранение информации в ПК;
-
Арифметические и логические основы компьютера;
-
Алгоритмизация и программирование;
ТРЕБОВАНИЯ К УСВОЕНИЮ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
В результате изучения элективного курса учащиеся должны
Знать:
1.1 Моделировать объекты, системы и процессы
1.1.1 Проводить вычисления в электронных таблицах
1.1.2 Представлять и анализировать табличную информацию в виде графиков и диаграмм
1.1.3 Строить информационные модели объектов, систем и процессов в виде алгоритмов
1.1.4 Читать и отлаживать программы на языке программирования
1.1.5 Создавать программы на языке программирования по их описанию
1.1.6 Строить модели объектов, систем и процессов в виде таблицы истинности для логического высказывания
1.1.7 Вычислять логическое значение сложного высказывания по известным значениям элементарных высказываний
1.2 Интерпретировать результаты моделирования
1.2.1 Использовать готовые модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования
1.2.2 Интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов
1.3 Оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов.
1.3.1 Оценивать объем памяти, необходимый для хранения информации 1.3.2 Оценивать скорость передачи и обработки информации
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
2.1 Осуществлять поиск и отбор информации
2.2 Создавать и использовать структуры хранения данных
2.3 Работать с распространенными автоматизированным информационными системами
2.4 Готовить и проводить выступления, участвовать в коллективно обсуждении, фиксировать его ход и результаты с использование современных программных и аппаратных средств коммуникаций
2.5 Проводить статистическую обработку данных с помощь компьютера
2.6 Выполнять требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
по программе
«Избранные главы информатики»
Цель: расширение содержания среднего образования по курсу информатики для повышения качества результатов ЕГЭ.
№ модуля | Наименование учебных модулей | Всего, час. | в том числе | Форма контроля |
лекции | практ. занятия |
Модуль 1 | Структура и содержание контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по информатике | 1 | 1 | | |
Модуль 2 | Информация. Хранение информации в ПК | 14 | 8 | 6 | контрольная работа |
Модуль 3 | Арифметические и логические основы компьютера | 23 | 8 | 15 | зачет |
Модуль 4 | Алгоритмизация и основы программирования | 26 | 8 | 18 | контрольная работа |
| Итоговая аттестация | 4 | | 4 | контрольная работа |
| ИТОГО: | 68 | 25 | 43 | |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по программе
«Избранные главы информатики»
Цель: расширение содержания среднего образования по курсу информатики для повышения качества результатов ЕГЭ.
Категория слушателей учащиеся 10-11 класов
Срок обучения 68 часов
Режим занятий 1 раз в неделю по 1-2 часа
№ п/п | Наименование учебных модулей и тем | Всего, час. | в том числе | Форма контроля |
Лекции | Выездные занятия, стажировка, деловые игры и др. | Практ., лаборат., семинарские занятия |
Модуль 1 | Структура и содержание контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по информатике | 1 | 1 | | | |
Модуль 2 | Информация. Хранение информации в ПК | 14 | 8 | | 6 | к/р |
Тема 2.1. | Вычисление количества информации | 2 | 1 | | 1 | |
Тема 2.2. | Кодирование и декодирование информации | 2 | 1 | | 1 | |
Тема 2.3. | Кодирование текста | 2 | 1 | | 1 | |
Тема 2.4. | Кодирование звуковой информации | 1 | | | 1 | |
Тема 2.5. | Скорость передачи информации | 2 | 1 | | 1 | |
Тема 2.6. | Анализ информационных моделей | 1 | 1 | | | |
Тема 2.7. | Файлы и файловая система | 1 | 1 | | | |
Тема 2.8. | Графы и «деревья» | 2 | 1 | | 1 | |
Тема 2.9. | Адресация в Интернете | 1 | 1 | | | |
Модуль 3 | Арифметические и логические основы компьютера | 23 | 8 | | 15 | зачет |
Тема 3.1. | Кодирование чисел в разных системах счисления | 2 | 1 | | 1 | |
Тема 3.2. | Перебор слов и системы счисления | 2 | 1 | | 1 | |
Тема 3.3. | Позиционные системы счисления | 3 | 1 | | 2 | |
Тема 3.4. | Электронные таблицы | 2 | 1 | | 1 | |
Тема 3.5. | Составление таблицы истинности логической функции | 2 | 1 | | 1 | |
Тема 3.6. | Проверка истинности логического выражения | 2 | | | 2 | |
Тема 3.7. | Законы логики | 4 | 1 | | 3 | |
Тема 3.8. | Базы данных | 2 | 1 | | 1 | |
Тема 3.9 | Логические уравнения и системы уравнений | 4 | 1 | | 3 | |
Модуль 4 | Алгоритмизация и программирование | 26 | 8 | | 18 | к/р |
Тема 4.1. | Алгоритмы и исполнители | 2 | 1 | | 1 | |
Тема 4.2. | Оператор присваивания и ветвление | 2 | 1 | | 1 | |
Тема 4.3 | Циклы | 2 | 1 | | 1 | |
Тема 4.4. | Обработка массивов и матриц | 3 | 1 | | 2 | |
Тема 4.5. | Подпрограммы | 2 | 1 | | 1 | |
Тема 4.6. | Поиск ошибок в программе со сложным условием | 2 | | | 2 | |
Тема 4.7. | Алгоритмы обработки массивов | 3 | | | 3 | |
Тема 4.8. | Динамическое программирование | 4 | 1 | | 3 | |
Тема 4.9. | Обработка символьных строк и последовательностей | 6 | 2 | | 4 | |
| Итоговая аттестация | 4 | | | 4 | к/р |
| ВСЕГО: | 68 | 25 | | 43 | |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ МОДУЛЕЙ
МОДУЛЬ 1. Структура и содержание контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по информатике
Основная цель ЕГЭ – объективная оценка общеобразовательной подготовки выпускников школ по «Информатике и ИКТ». В 2008 году закончился эксперимент по введению ЕГЭ и с 2009 года все 13 экзаменов за курс среднего (полного) общего образования сдаются в формате ЕГЭ. ВУЗы принимают результаты ЕГЭ в качестве вступительного экзамена.
Содержание экзаменационной работы определяется на основе утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования по информатике (Приказ от 30.06.99 №56). Содержанием экзаменационной работы охватывается основное содержание курса информатики, важнейшие его темы, наиболее значимый в них материал, однозначно трактуемый в большинстве преподаваемых в школе вариантов курса информатики. Работа состоит из 3-х частей: часть (А) – с выбором варианта ответа, 18 заданий базового и повышенного уровня сложности с выбором ответа, часть (В) – 10 заданий базового повышенного уровня с кратким ответом и часть (С)- 4 задания повышенного и высокого уровня сложности на проверку умения записи и анализа алгоритмов по теме «Технология программирования». Будет рассказано о методике выставления первичных баллов и распределении заданий по разделам курса, состав контрольно-измерительных материалов (КИМ), будут продемонстрированы и проанализированы результаты ЕГЭ по «Информатике и ИКТ» за предшествующие годы.
МОДУЛЬ 2. ИНФОРМАЦИЯ. ХРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В ПК
Тема 2.1. Вычисление количества информации.
Информация. Единицы информации. Алфавит и мощность алфавита. Информационный объем сообщения. Формула Шеннона.
Тема 2.2. Кодирование и декодирование информации
Равномерное и неравномерное кодирование. Условие Фано.
Тема 2.3. Кодирование текста
Алфавитный подход к измерению информации. Информационный объем текста.
Тема 2.4. Кодирование звуковой информации
Частота дискретизации. Глубина кодирования. Длительность звука.
Тема 2.5. Скорость передачи информации
Канал связи. Пропускная способность канала связи.
Тема 2.6. Анализ информационных моделей.
Таблицы, диаграммы, графики. Графы.
Тема 2.7. Файлы и файловая система.
Файл. Каталог. Полное имя файла. Маска и шаблон. Сортировка файлов и каталогов.
Тема 2.8. Графы и «деревья».
Графы. Поиск путей. Анализ дерева решений.
Тема 2.9. Адресация в Интернете.
Компьютерные сети. Адресация в Интернете. IP-адрес. URL-адрес.
МОДУЛЬ 3. АРИФМЕТИЧЕСКИЕ И ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРА
Тема 3.1. Кодирование чисел в разных системах счисления
Системы счисления и двоичное представление информации в памяти компьютера. Перевод чисел между десятичной, двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления Перевод отрицательных чисел.
Тема 3.2. Перебор слов и системы счисления
Принципы работы с числами, записанными в позиционных системах счисления.
Тема 3.3. Позиционные системы счисления
Принципы кодирования чисел в позиционных системах счисления
Тема 3.4. Электронные таблицы
Абсолютная и относительная адресации, встроенные функции. Представление данных в электронных таблицах в виде диаграмм и графиков.
Тема 3.5. Составление таблицы истинности логической функции
Логические операции, составление таблиц истинности.
Тема 3.6. Проверка истинности логического выражения
Основные понятия математической логики.
Тема 3.7. Законы логики.
Преобразование логических выражений с помощью законов логики. Составление запросов для поисковых систем с использованием логических выражений.
Тема 3.8. Базы данных.
Поиск и сортировка информации в базах данных.
Тема 3.9 Логические уравнения и системы уравнений.
Преобразование логических выражений.
Модуль 4. Алгоритмизация и программирование
Тема 4.1. Алгоритмы и исполнители
Система команд исполнителя Робот. Проверка закономерностей методом рассуждений.
Тема 4.2. Оператор присваивания и ветвление
Блок-схемы. Операции mod и div.
Тема 4.3. Циклы.
Основные конструкции языка программирования. Тело цикла. Ручная прокрутка программы.
Тема 4.4. Обработка массивов и матриц
Работа цикла for. Одномерный и двумерный массивы.
Тема 4.5. Подпрограммы.
Процедуры и функции.
Тема 4.6. Поиск ошибок в программе со сложным условием
Блок-схемы. Уловный оператор.
Тема 4.7. Алгоритмы обработки массивов
Массив. Оператор цикла for.
Тема 4.8. Динамическое программирование.
Полный перебор вариантов. Нахождение оптимального пути.
Тема 4.9. Обработка символьных строк и последовательностей
Символьная строка. Операции над символами.
Материально-техническое обеспечение курса:
-
Компьютерный класс из 13 персональных компьютеров с операционной системой Windows-2000 и программным обеспечением Microsoft Office, QuickBasic, Visual Basic, Turbo Pascal;
-
Локальная компьютерная сеть;
-
Глобальная сеть Интернет;
-
Видео-проектор, экран.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ МОДУЛЕЙ
Каждая тема модуля представлена лекционным материалом преподавателя с разбором примеров и задач. Закрепление материала идет на практическом материале, подобранном из различных пособий для подготовки к ЕГЭ по информатике.
Приступая к изучению модуля «Информация. Хранение информации на ПК» необходимо уделить большое внимание темам «Условие Фано», «Кодирование звуковой информации» и «Графы»
При изучении модуля «Арифметические и логические основы компьютера» особое внимание уделить темам «Законы логики» и «Логические уравнения и системы уравнений».
В модуле «Алгоритмизация и программирование» обратить наибольшее внимание на работу с циклами, массивами и динамическим программированием.
Тематика зачетной работы:
«Арифметические и логические основы компьютера»
Тематика контрольных работ:
-
«Информация. Хранение информации на ПК»
-
«Алгоритмизация и программирование».
В качестве итоговой работы слушателям предлагается выполнить один из вариантов ЕГЭ
Примерные задания контрольной работы по теме «Информация. Хранение информации на ПК»
-
Считая, что каждый символ кодируется одним байтом, определите, чему равен информационный объем следующего высказывания Жан-Жака Руссо в битах:
Тысячи путей ведут к заблуждению, к истине – только один.
-
Производится одноканальная (моно) звукозапись с частотой дискретизации 48 кГц и глубиной кодирования 16 бит. Запись длится 2 минуты, ее результаты записываются в файл, сжатие данных не производится. Какое из приведенных ниже чисел наиболее близко к размеру полученного файла, выраженному в мегабайтах?
1) 11 2) 12 3) 13 4) 20
-
Для передачи по каналу связи сообщения, состоящего только из букв А, Б, В, Г, решили использовать неравномерный по длине код: A=0, Б=100, В=101. Как нужно закодировать букву Г, чтобы длина кода была минимальной и допускалось однозначное разбиение кодированного сообщения на буквы?
1) 1 2) 11 3) 01 4) 010
-
Световое табло состоит из лампочек. Каждая лампочка может находиться в одном из трех состояний («включено», «выключено» или «мигает»). Какое наименьшее количество лампочек должно находиться на табло, чтобы с его помощью можно было передать 18 различных сигналов?
1) 6 2) 5 3) 3 4) 4
-
Скорость передачи данных через ADSL-соединение равна 1024000 бит/c. Передача файла через данное соединение заняла 5 секунд. Определите размер файла в килобайтах.
Примерные задания контрольной работы по теме «Алгоритмизация и программирование»
-
Требовалось написать программу, которая решает уравнение «
» относительно x для любых чисел a и b, введенных с клавиатуры. Все числа считаются действительными. Программист торопился и написал программу неправильно:
var a,b,x: real;
begin
readln(a,b,x);
if a = 0 then
if b = 0 then
write ('любое число')
else write ('нет решений')
else
if b = 0 then
write('x = 0')
else write('x =',b/a,' или x =',-b/a);
end.
Последовательно выполните три задания: 1) Приведите пример таких чисел a, b, x, при которых программа неверно решает поставленную задачу. 2) Укажите, какая часть программы является лишней. 3) Укажите, как нужно доработать программу, чтобы не было случаев ее неправильной работы. (Это можно сделать несколькими способами, поэтому можно указать любой способ доработки исходной программы).
-
Опишите на русском языке или одном из языков программирования алгоритм подсчета числа элементов, равных максимальному, в числовом массиве из 30 элементов.
-
У исполнителя Калькулятор три команды, которым присвоены номера:
1. прибавь 1
2. умножь на 2
3. умножь на 3
Сколько есть программ, которые число 1 преобразуют в число 18? Ответ обоснуйте.
Вопросы к зачетной работе по теме «Арифметические и логические основы компьютера»
Теоретическая часть:
-
Перевод чисел между десятичной, двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления;
-
Операции перевода отрицательного числа (-a) в двоичный дополнительный код ;
-
Принципы работы с числами, записанными в позиционных системах счисления;
-
Логические операции (дизъюнкция, конъюнкция, отрицание);
-
Законы алгебры логики;
-
Применение «кругов Эйлера» для решения логических задач;
-
Правила решения логических уравнений.
Практическая часть:
-
Дан фрагмент таблицы истинности выражения F.
x1 | x2 | x3 | x4 | x5 | x6 | x7 | F |
1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 |
0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 |
Какое выражение соответствует F?
1) ¬x1 x2 ¬x3 x4 ¬x5 ¬x6 x7
2) x1 ¬x2 x3 ¬x4 x5 x6 ¬x7
3) ¬x1 x2 ¬x3 x4 x5 ¬x6 x7
4) x1 ¬x2 x3 ¬x4 ¬x5 x6 ¬x7
-
Для какого имени истинно высказывание:
(Первая буква согласная Вторая буква гласная) → В слове 4 буквы?
1) МИХАИЛ 2) ГРИГОРИЙ 3) ЕВГЕНИЙ 4) ИОЛАНТА
-
В таблице приведены запросы и количество страниц, которые нашел поисковый сервер по этим запросам в некотором сегменте Интернета:
Запрос | Количество страниц (тыс.) |
март & май | 472 |
май & апрель | 425 |
май & (март | апрель) | 620 |
Сколько страниц (в тысячах) будет найдено по запросу
март & апрель & май
-
Сколько различных решений имеет система уравнений?
(x1 x2) (x2 x3) (x3 x4) = 1
(у1 у2) (у2 у3) (у3 у4) = 1
(y1 x1) (y2 x2) = 1
где x1,x2,…,x4, у1,у2,…,у4 – логические переменные? В ответе не нужно перечислять все различные наборы значений переменных, при которых выполнено данное равенство. В качестве ответа нужно указать количество таких наборов.
-
Сколько нулей в двоичной записи десятичного числа 497?
1) 5 2) 2 3) 3 4) 4
-
Все 5-буквенные слова, составленные из букв Р, О, К, записаны в алфавитном порядке и пронумерованы. Вот начало списка:
1. ККККК
2. ККККО
3. ККККР
4. КККОК
……
Запишите слово, которое стоит под номером 182.
-
Запись натурального числа в системах счисления с основанием 3 и 5 заканчивается на 0. Найдите минимальное натуральное число, удовлетворяющее этим условиям.
Итоговая контрольная работа
А1. Как представлено число 82 в двоичной системе счисления?
1) 10100102 2) 10100112 3) 1001012 4) 10001002
А2. В таблицах приведена стоимость перевозки грузов между соседними станциями. Если пересечение строки и столбца пусто, то соответствующие станции не являются соседними. Укажите номер таблицы, для которой выполняется условие «Максимальная стоимость перевозки грузов от пункта В до пункта D не больше 6».
1) | 2) | 3) | 4) |
| A | B | C | D | A | | 2 | | 2 | B | 2 | | 4 | 3 | C | | 4 | | 4 | D | 2 | 3 | 4 | | | | A | B | C | D | A | | 2 | 1 | 1 | B | 2 | | 4 | | C | 1 | 4 | | 1 | D | 1 | | 1 | | | | A | B | C | D | A | | 1 | 3 | 6 | B | 1 | | 2 | 4 | C | 3 | 2 | | | D | 6 | 4 | | | | | A | B | C | D | A | | 3 | 2 | 1 | B | 3 | | 2 | | C | 2 | 2 | | 4 | D | 1 | | 4 | | |
A | B | F |
0 | 0 | 1 |
0 | 1 | 1 |
1 | 0 | 1 |
1 | 1 | 0 |
А3.
Символом F обозначена логическая функция от двух аргументов (A и B), заданная таблицей истинности. Какое выражение соответствует F?
1) A → (¬A ¬B) 2) A B 3) ¬A → B 4) ¬A ¬B
А4. Пользователь, перемещаясь из одного каталога в другой, последовательно посетил каталоги LESSONS, CLASS, SCHOOL, D:\ , MYDOC, LETTERS. При каждом перемещении пользователь либо спускался в каталог на уровень ниже, либо поднимался на уровень выше. Каково полное имя каталога, из которого начал перемещение пользователь?
1) D:\MYDOC\LETTERS
2) D:\SCHOOL\CLASS\LESSONS
3) D:\LESSONS\CLASS\SCHOOL
4) D:\LESSONS
А5. Для составления 4-значных чисел используются цифры 1, 2, 3, 4, 5, при этом соблюдаются следующие правила:
На первом месте стоит одна из цифр 1, 2 или 3.
После каждой четной цифры идет нечетная, а после каждой нечетной - четная
Третьей цифрой не может быть цифра 5.
Какое из перечисленных чисел получено по этим правилам?
1) 4325 2) 1432 3) 1241 4) 3452
А6. На олимпиаде по английскому языку предлагались задания трех типов; А, В и С. Итоги олимпиады были оформлены в таблицу, в которой было отражено, сколько заданий каждого типа выполнил каждый участник, например:
Фамилия, имя участника | А | В | С |
Быкова Елена | 3 | 1 | 1 |
Тихомиров Сергей | 3 | 2 | 1 |
За правильное выполнение задания типа А участнику начислялся 1 балл, за выполнение задания типа В – 3 балла и за С – 5 баллов. Победитель определялся по сумме набранных баллов. При этом у всех участников сумма баллов оказалась разная. Для определения победителя олимпиады достаточно выполнить следующий запрос:
1) Отсортировать таблицу по убыванию значения столбца С и взять первую строку.
2) Отсортировать таблицу по возрастанию значений выражения А + В + С и взять первую строку.
3) Отсортировать таблицу по убыванию значений выражения А + ЗВ + 5С и взять первую строку
4) Отсортировать таблицу по возрастанию значений выражения А + ЗВ + 5С и взять первую строку
А7. Дан фрагмент электронной таблицы:
| А | В | С | D |
1 | 1 | 2 | 3 | |
2 | 4 | 5 | 6 | |
3 | 7 | 8 | 9 | |
В ячейку D1 введена формула =$А$1*В1+С2, а затем скопирована в ячейку D2. Какое значение в результате появится в ячейке D2?
1) 10 2) 14 3) 16 4) 24
А8. Производится одноканальная (моно) звукозапись с частотой дискретизации 11 кГц и глубиной кодирования 24 бита. Запись длится 7 минут, ее результаты записываются в файл, сжатие данных не производится. Какое из приведенных ниже чисел наиболее близко к размеру полученного файла, выраженному в мегабайтах?
1) 11 2) 13 3) 15 4) 22
А9. Для кодирования букв А, В, С, D используются трехразрядные последовательные двоичные числа, начинающиеся с 1 (от 100 до 111 соответственно). Если таким способом закодировать последовательность символов CDAB и записать результат в шестнадцатеричном коде, то получится:
1) А5216 2) 4С816 3) 15D16 4) DE516
А10. Для какого символьного выражения неверно высказывание:
Первая буква гласная → ¬ (Третья буква согласная)?
1)abedc 2)becde 3) babas 4) abcab
А11. Шахматная доска состоит 8 столбцов и 8 строк. Какое минимальное количество бит потребуется для кодирования координат одного шахматного поля?
1) 4 2) 5 3) 6 4) 7
А12. Значения элементов двух массивов А и В размером 1 х 100 задаются с помощью следующего фрагмента программы:
for i:=1 tо 100 do
A[i] := 50 – i;
for i:=1 tо 100 do
B[i] := A[i] + 49;
Сколько элементов массива В будут иметь отрицательные значения?
1) 1 2) 10 3) 50 4) 100
А13. Некий исполнитель умеет выполнять три команды:
FD – движение вперед на указанное число шагов
RT – поворот направо на указанное число градусов
REPEAT[] – команда повторения
Например, REPEAT 4[FD 20 RT 90] строит квадрат со стороной 20. Какую фигуру будет представлять собой траектория движения данного исполнителя в результате выполнения команды
REPEAT 8 [FD 60 RT 45]
1) Равносторонний треугольник
2) Ромб
3) Правильный шестиугольник
4) Правильный восьмиугольник
В1. Считая, что каждый символ кодируется 16-ю битами, оцените информационный объем в битахследующей пушкинской фразы в кодировке Unicode:
Привычка свыше нам дана: Замена счастию она.
В2. Исполнитель КАЛЬКУЛЯТОР имеет только две команды, которым присвоены номера:
1. Умножь на 2
2. Вычти 2
Выполняя команду номер 1, КАЛЬКУЛЯТОР умножает число на экране на 2, а выполняя
команду номер 2, вычитает из числа на экране 2. Напишите программу, содержащую не
более 5 команд, которая из числа 7 получает число 44. Укажите лишь номера команд.
Например, программа 11221 – это программа:
Умножь на 2;
Умножь на 2;
Вычти 2;
Вычти 2;
Умножь на 2,
которая преобразует число 5 в число 32.
В3. Определите, что будет напечатано в результате работы следующего фрагмента программы:
var k, s: integer;
begin
s:=0;
k:=0;
while s
s:=s+k;
k:=k+4;
end;
write(k);
end.
В4. Все 5-буквенные слова, составленные из букв А, К, Р, У, записаны в алфавитном порядке. Вот начало списка:
1. ААААА
2. ААААК
3. ААААР
4. ААААУ
4. АААКА
……
Запишите слово, которое стоит на 150-м месте от начала списка.
В5. Имеется фрагмент электронной таблицы:
| Население, млн. чел |
1970 год | 1989 год |
Австралия и Океания | 19 | 26 |
Африка | 361 | 628 |
Европа | 642 | 701 |
Южная Америка | 190 | 291 |
Северная и Центральная Америка | 320 | 422 |
Азия | 2161 | 3133 |
Диаграмма 1.
Диаграмма 2.
Какое из следующих утверждений истинно?
1) Обе диаграммы верно отражают данные, представленные в таблице.
2) Ни одна из диаграмм не соответствует данным, представленным в таблице.
3) Данным, представленным в таблице, соответствует только диаграмма 1.
4) Данным, представленным в таблице, соответствует только диаграмма 2.
В6. Определите значение целочисленных переменных a и b после выполнения фрагмента программы:
а :=6*12 + 3;
b :=(a div 10)+ 5;
a :=(b mod 10)+ 1;
В7. Ниже записана программа. Получив на вход число
, эта программа печатает два числа,
и
. Укажите наибольшее из таких чисел
, при вводе которых алгоритм печатает сначала 3, а потом 7.
var x, L, M: integer;
begin
readln(x);
L:=0; M:=0;
while x 0 do begin
L:= L + 1;
if x mod 2 = 0 then
M:= M + (x mod 10) div 2;
x:= x div 10;
end;
writeln(L); write(M);
end.
В8. В системе счисления с некоторым основанием десятичное число 129 записывается как 1004. Укажите это основание.
В9. На рисунке – схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И, К. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город К?
В10. Скорость передачи данных через ADSL-соединение равна 128000 бит/с. Передача текстового файла через это соединение заняла 1 минуту. Определите, сколько символов содержал переданный текст, если известно, что он был представлен в 16-битной кодировке Unicode.
A | test |
Б | demo |
В | :// |
Г | / |
Д | http |
Е | .edu |
Ж | .net |
В11. На сервере
test.edu находится файл
demo.net, доступ к которому осуществляется по протоколу
http. Фрагменты адреса данного файла закодированы буквами А, Б ... Ж (см. таблицу). Запишите последовательность этих букв, которая кодирует адрес указанного файла в Интернете.
В12. В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Расположите обозначения запросов в порядке возрастания количества страниц, которые найдет поисковый сервер по каждому запросу.
А) реферат | математика | Гаусс
Б) реферат | математика | Гаусс | метод
В) реферат | математика
Г) реферат & математика & Гаусс
В13. У исполнителя Калькулятор две команды:
1. прибавь 1
2. прибавь 4.
Первая из них увеличивает число на экране на 1, вторая – на 4. Сколько различных чисел можно получить из числа 2 с помощью программы, которая содержит не более 3 команд?
В14. Определите, какое число будет напечатано в результате выполнения следующего алгоритма:
Var a,b,t,M,R :integer;
Function F(x:integer):integer;
begin
F:=(x-5)*(x+3);
end;
BEGIN
a:=-5; b:=5;
M:=a; R:=F(a);
for t:=a to b do begin
if (F(t)R)then begin
M:=t;
R:=F(t);
end;
end;
write(M);
END.
В15. Каково наибольшее целое положительное число X, при котором истинно высказывание:
((X - 1) X) → (40 X·X)
С1. Требовалось написать программу, которая определяет, имеется ли среди введенных с клавиатуры положительных целых чисел а и Ь хотя бы одно четное. Была написана следующая программа:
var a, b: integer;
begin
readln(a, b);
a := a mod 2;
if a 0 then b := b mod 2;
if b 0 then
writeln ('четных чисел нет')
else writeln ('четное число есть');
end.
Известно, что программа написана с ошибками. Последовательно выполните три задания:
-
приведите пример таких чисел а, b, при которых программа неверно решает поставленную задачу;
-
укажите, как, по вашему мнению, нужно доработать программу, чтобы не было случаев ее неправильной работы;
-
укажите, как можно доработать программу, чтобы она вместо вложенных операторов IF содержала логическую операцию OR.
С2. Дан квадратный массив целых положительных чисел 10 х 10. Опишите на русском языке или на одном из языков программирования алгоритм вычисления суммы элементов строки, в которой расположен элемент с максимальным значением. Вывести значение суммы на печать. Предполагается, что такой элемент единственный.
С3. У исполнителя Калькулятор три команды, которым присвоены номера:
1. прибавь 1
2. умножь на 3
3. умножь на 4
Сколько есть программ, которые число 1 преобразуют в число 25? Ответ обоснуйте.
С4. На городской олимпиаде по информатике участникам было предложено выполнить 3 задания, каждое из которых оценивалось по 25-балльной шкале. Известно, что общее количество участников первого тура олимпиады не превосходит 250 человек. На вход программы подаются сведения о результатах олимпиады. В первой строке вводится количество участников N. Далее следуют N строк, имеющих следующий формат:
Здесь – строка, состоящая не более чем из 20 символов; – строка, состоящая не более чем из 15 символов; – строка, содержащая три целых числа, разделенных пробелом, соответствующих баллам, полученным участником за каждое задание первого тура. При этом и , и разделены одним пробелом. Примеры входных строк:
Петрова Ольга 25 18 16
Калиниченко Иван 14 19 15
Напишите программу, которая будет выводить на экран фамилию и имя участника, набравшего максимальное количество баллов. Если среди остальных участников есть ученики, набравшие такое же количество баллов, то их фамилии и имена также следует вывести. При этом имена и фамилии можно выводить в произвольном порядке.
Список литературы
-
Министерстов образования и науки Российской Федерации, «Сборник нормативных документов «Информатика и ИКТ», Федеральный компонент государственного стандарта, федеральный базисный учебный план и примерные учебные программы по информатике и ИКТ», изд-во Дрофа, Москва, 2008г.
-
Н.Н. Самылкина, А.П. Сильченко Информатика: все темы для подготовки к ЕГЭ – М.: Эскмо, 2011
-
О.Ю. Заславская, И.В. Левченко Информатика: весь курс: для подготовки к ЕГЭ – М.:Эксмо, 2009
-
Н.Н. Самылкина, С.В. Русаков, А.П. Шестаков, С.В. Баданина Избранные главы информатики, Учебное пособие, Элективный курс – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2009
-
Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Моделирование и формализация – М.: Лаборатория базовых знаний, 2002
-
Гуденко Д.А., Петроченко Д.В. Сборник задач по программированию. – СПб.: Питер, 2003
-
Задачник-практикум по информатике. Учебное пособие для средней школы. Под ред. И.Семакина, Е. Хеннера. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999
-
Милов А.В. Основы программирования в задачах и примерах: Учебный курс. – Харьков: Фолио, 2002
-
Николаев А.Б. и др. Турбо-Паскаль в примерах: Кн. для учащихся 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2002
-
Ракитина Е.А., Лыскова В.Ю. и др. Логика в информатике. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2001
-
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. ИНФОРМАТИКА XXI. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002
-
Семакин И.Г., Шестаков А.П. Основы программирования: учебник.– М.: Мастерство, 2002.
-
Авдошин С.М., Ахметсафина Р.З., Максименкова О.В. Информатика и ИКТ: ЕГЭ-2012: Контрольные тренировочные материалы с ответами и комментариями – М., Просвещение, 2012 г.
-
Самылкина Н.Н. ЕГЭ 2010 Информатика: Тренировочные запдания – М: Эксмо, 2009 г.
Интернет-ресурсы:
-
http://kpolyakov.narod.ru/school/ege.htm - сайт К.Полякова
-
http://www.fipi.ru/
-
http://ege.yandex.ru/informatics
-
Сайт Министерства образования РФ http://www.ed.gov.ru
-
Сайт информационной поддержки по ЕГЭ http://www.ege.ru/.
-
Образовательный портал http://www.ege.edu.ru
-
Свободный форум экспертов на сайте www.ege.spbinform.ru
25