СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская программа художественно-эстетической направленности "Бумажный квадратик"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Авторская программа художественно-эстетической направленности "Бумажный квадратик"»



Содержание


    1. Пояснительная записка

1.2. Цель и задачи программы

1.3. Содержание программы

1.4. Планируемые результаты


2.1Календарно-тематическое планирование

2.2 Условия реализации программы

2.3. Формы аттестации


3. Список литературы


4. Приложение


3

4

5

5


6

8

8


9


10



Пояснительная записка


Дополнительная общеобразовательная программа «Бумажный квадратик» имеет художественно-эстетическую направленность.

Актуальность предлагаемой программы в том, что оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Разработка тонких и точных движений необходима ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом, деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать.

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.

Также не стоит забывать о том, что оригами развивает мелкую моторику рук, а,  следовательно, и речь (речевой центр и центр, управляющий  мелкими движениями пальцев, находятся рядом в головном мозге человека, взаимно влияют друг на друга).

Новизна программы «Бумажный квадратик» заключена в изучении актуального и модного на сегодня искусства, оригами. Много должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но притягательную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту жизни поможет оригами – искусство близкое ему и доступное. Доступность бумаги, как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они легко овладевают различными приемами и способами действия с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки. Ведь большинство из нас «однорукие»: мы почти все делаем одной рукой. И это приводит к непропорциональному развитию полушарий. А занятие оригами гармонизирует работу полушарий мозга. И это помогает развитию творческих задатков у ребенка.

Программа «Бумажный квадратик» является авторской.


Программа адресована детям от 10 до 14 лет. Для обучения принимаются дети с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Объем программы – 34 часа.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Форма обучения по программе – очная. Практикуются следующие формы работы: индивидуальная, групповая.

Уровень программы – базовый.

Форма реализации образовательной программы - традиционная.

Продолжительность одного академического часа – 40 мин. Общее количество часов в неделю – 1 час. Занятия проводятся 1 раз в неделю.


Цель программы: ознакомление  детей с  искусством оригами,  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

Коррекционно-образовательные:

  • познакомить  детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;

  • формировать  умения следовать устным инструкциям;

  • обучать  различным приемам работы с бумагой;

  • знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.;

  • обогащать  словарь ребенка специальными терминами;

  • создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать внимание, память, логическое и пространственное  воображения;

  • развивать мелкую моторику  рук и глазомер;

  • развивать  художественный  вкус, творческие способности и фантазии детей;

  • развивать у детей способность работать руками, приучать  к точным движениям пальцев,  совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер;

  • развивать пространственное воображение.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать интерес к искусству оригами;

  • расширять коммуникативные способностей детей;

  • способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей;

  • совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.  


Учебный план


№ п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

Формы контроля

всего

теория

практика

1

Введение. Знакомство с оригами.

2

1

1

Опрос

2

Изготовление поделок в технике оригами

32


32

Практическая работа


Всего

34

1

33



Содержание программы

1. Введение. Знакомство с оригами

Теория.

Знакомство с историей. Квадрат – основная форма оригами, изготовление квадрата. Инструктаж по технике безопасности.

Практика.

Изготовление квадрата (основной формы оригами) из прямоугольного листа

2. Изготовление поделок в технике оригами

Практика.

:Складывание осенних листьев и создание венка из них.

Изготовление различных представителей животного мира (краб, кот, щенок, цыпленок, мышонок, лягушка) из базовой формы квадрат в технике оригами.

Оформление тематических панно в технике оригами «На дне морском», «Солдатики», «Через тернии к звездам».

Изготовление подарков к праздникам «Фоторамка для мамы», «Новогодняя игрушка», «Дед Мороз», «Валентинка», «Букет для мамы», «Пасхальный зайчик», «Открытка ко Дню Победы».



Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • проявление познавательной активности, расширение информированности в данной области;

  • самооценка умственных физических способностей при трудовой деятельности;

  • развития трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности;

  • формирование уважительного отношения к труду;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, умение общаться при коллективном выполнении работ.


Метапредметные результаты:

  • самостоятельное определение  цели своего обучения, постановка для себя новых задач в познавательной деятельности;

  • планирование познавательно-трудовой деятельности;

  • определение способов решения трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

  • самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий;

  • организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и учениками, объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение задач коллектива;

  • оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей ее решения;

  • соблюдение норм и правил  безопасности познавательно-трудовой деятельности.


Предметные результаты:

  • овладение необходимыми приемами складывания бумаги;

  • освоение базовых форм и умение складывать их по памяти;

  • овладение терминологией, принятой в оригами;

  • выполнение моделей различной степени сложности;

  • овладение методами моделирования, конструирования, проектирование последовательности выполнения работы;

  • контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям, выявление допущенных ошибок и способов их исправления;

  • стремление к экономии и бережливости в расходовании материала, времени;

  • овладение методами эстетического оформления изделий;

  • установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы.



Календарно-тематическое планирование


п/п

Дата

Тема

Кол-во часов

Введение. Знакомство с оригами (2 ч.)

1


Знакомство с оригами. Чудесные превращения бумажного листа

Беседа по охране труда.

1

2


Из истории бумаги. Квадрат – основная форма оригами.

1

Изготовление поделок в технике оригами (32 ч.)

3-4


Осенний листочек. Венок из осенних листочков

2

5


Краб

1

6


Кот

1

7


Кораблик

1

8


Автомобиль

1

9-10


Фоторамка для мамы

2

11


Закладка для книг

1

12


Цыпленок

1

13


Мышонок

1

14-15


Новогодняя игрушка

2

16


Дед Мороз

1

17-18


Панно «На дне морском»

1

19


Стаканчик


20


Гномик

1

21


Валентинка

1

22-23


Лягушка

1

24-25


Солдатики

1

26-27


Букет для мамы

2

28-29


Цветы

2

30


Панно «Через тернии к звездам»

1

31


Пасхальный зайчик

1

32-33


Открытка ко Дню Победы

1

34


Итоговое занятие

1

Условия реализации программы


Реализация данной программы требует наличия учебного кабинета, соответствующего  санитарным  и гигиеническим требованиям.

Кабинет оснащен необходимым оборудованием и материалом, необходимым для ознакомления с техникой «оригами» и изготовлением изделий:

  • образцы схем и примеров базовых форм оригами;

  • образцы поделок.



Используются следующие формы аттестации и контроля:

  • устный опрос;

  • практическая работа;

  • проведение выставок детских работ;

  • участие в творческих конкурсах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для педагогов


    1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами: бумажный зоопарк. – С.-Пб., Литера, 2003

    2. Биддл С., Биддл М. Искусство оригами. – М.: Мой мир, 2005.

    3. Водяная Л., Эм Г. Оригами- чудеса из бумаги. - Ростов на Дону: «Феникс», 2008.

    4. Дегтерева В.Н. Оригами с детьми 3-7 лет. Методическое пособие. - Мозаика-Синтез, 2012.

    5. Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами. – М.: Айрис-пресс, 20015.

    6. Щеглова А.В. Оригами для детей и взрослых. Красивые вещи своими руками. - Ростов-на-Дону: ИД «Владис», М.: ИД «Рипол Классик», 2007.



Литература для родителей


  1. Дорогова Е.Ю., Дорогов Ю.И. Секреты оригами для дошкольников. Ярославль: Академия развития, 2008.

  2. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги: Попул. пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 2001.



Литература для детей

  1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Все об оригами. От простых фигурок до сложных моделей. – Оникс, 2021.

  2. Сатеник А. KUMON. Давай сложим картинки! - Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2022 г.

Интернет ресурсы

    1. https://planetaorigami.ru

    2. https://ipodelka.ru/origami-iz-bumagi

    3. https://www:origami.ru



ПРИЛОЖЕНИЕ


Тема «Знакомство с оригами. Чудесные превращения бумажного листа» (1 ч.)


Цель: знакомство обучающихся с историей искусства оригами.


Планируемые результаты:

Личностные результаты:

  1. Формирование положительного отношения к искусству оригами, культуре и традициям японского народа.

  2. Развитие логического мышления, памяти, внимания, пространственных представлений, творческих способностей.

  3. Формирование способности оценивать свои действия.

Предметные результаты:

  1. Знакомство с краткой историей искусства оригами.

  2. Развитие умения отличать поделки сделанные в технике оригами.


Оборудование: мультимедийная презентация, карточки с опорными словами, образцы поделок из бумаги, выполненные в разных техниках.


Ход занятия

  1. Мотивация

  1. Прослушивание японской музыки.

  2. Разгадывание ребуса.


  1. Актуализация знаний

  1. Составление рассказа об оригами по опорным словам.

Опорные слова для составления рассказа: оригами, искусство, Япония, бумага, чудеса, бумажные фигурки, счастье, подарки, украшения.


  1. Целеполагание

  1. Формулирование темы и целей занятия.


  1. Основная часть

  1. Просмотр презентации об истории оригами.

  2. Физминутка

  3. Демонстрация образцов поделок из бумаги и нахождение среди них выполненных в технике оригами.


Образцы поделок из бумаги для демонстрации






  1. Знакомство с правилами оригамистов.


  1. Рефлексия деятельности





















Тема «Из истории бумаги. Квадрат – основная форма оригами» (1 ч.)


Цель: знакомство обучающихся с историей появления бумаги; знакомство с квадратом, как основной формой оригами.


Планируемые результаты

Личностные результаты:

  1. Формирование положительного отношения к искусству оригами, умения вести себя в классном коллективе.

  2. Развитие логического мышления, памяти, внимания, пространственных представлений, мелкой моторики, творческих способностей..

  3. Обогащение активного и пассивного словарного запаса.

  4. Формирование способности оценивать свои действия.

  5. Знание элементарных навыков безопасного использования инструментов при выполнении задания.

Предметные результаты:

  1. Знакомство с историей создания бумаги.

  2. Знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами.

  3. Умение изготавливать квадрат из прямоугольника.


Оборудование: черный ящик с квадратом внутри, видеоролик «История создания бумаги», карточки с темой и целями занятия, цветная бумага, ножницы.


Ход занятия

  1. Мотивация

  1. Учитель предлагает отгадать загадку и узнать, что находится в черном ящике (бумажный квадрат).


  1. Актуализация знаний

  1. Беседа по теме прошлого занятия.


  1. Целеполагание

  1. Формулирование темы и целей занятия.


  1. Основная часть

  1. Просмотр видеоролика «История создания бумаги» (ссылка https://www.youtube.com/watch?v=ZFnD0R44pF4&t=308s )

  2. Физминутка.

  3. Повторение правил оригамистов.

  4. Практическая работа. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги.


  1. Рефлексия деятельности

  1. Прием «Продолжи предложения»

Тема «Осенний листочек. Венок из осенних листочков» (2 часа)



Цель: знакомство с алгоритмом изготовления листьев в технике оригами; развитие умения делать листья из квадратов.



Планируемые результаты

Личностные результаты:

  1. Формирование положительного отношения к искусству оригами, умения вести себя в классном коллективе.

  2. Развитие логического мышления, памяти, внимания, пространственных представлений, мелкой моторики, творческих способностей.

  3. Формирование способности оценивать свои действия.

  4. Знание элементарных навыков безопасного использования инструментов при выполнении задания.


Предметные результаты:

  1. Знакомство с алгоритмом изготовления листьев в технике оригами.

  2. Знание осенних признаков.

  3. Знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами.

  4. Умение следовать инструкциям, читать схемы изделий, создавать изделия, пользуясь схемами.

  5. Создание композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.


Оборудование: видеоролик «Признаки сени», схема изготовления и образец готового листика, выполненного в технике оригами, цветная бумага, ножницы, клей.



Ход занятия

  1. Мотивация

  1. Просмотр видеофрагмента об осени (ссылка https://www.youtube.com/watch?time_continue=6&v=eaZTnro6U28&feature=emb_logo )

  2. Беседа об изменениях природы осенью.

  3. Отгадывание загадки про листопад.

  4. Беседа об оригами.


  1. Актуализация и фиксация затруднений

  1. Анализ одного листочка.

  2. Проверка готовности к занятию.

  3. Пробное действие (дети пробуют самостоятельно изготовить лист по готовому образцу)


  1. Проект по выходу из затруднения

  1. Формулирование темы и целей занятия.

  2. Повторение правил оригамистов.

  3. Пальчиковая гимнастика.

  4. Конструирование листьев под руководством учителя.


  1. Реализация построенного проекта

  1. Изготовление листьев с опорой на схему. Проверка по эталону.


Схема изготовления листочка

  1. Работа в парах. Сборка листьев в венок.


  1. Рефлексия деятельности

  1. Прием «sms-сообщение»








Тема «Фоторамка для мамы» (2ч)

Цель: знакомство с алгоритмом изготовления деталей рамки для фотографии в технике оригами.


Планируемые результаты

Личностные результаты:

  1. Формирование положительного отношения к искусству оригами.

  2. Воспитание усидчивости, целеустремленности, аккуратности.

  3. Развитие логическое мышление, память, внимание, пространственные представления, мелкую моторику, исполнительские умения и творческие способности.

  4. Расширение активного и пассивного словарного запаса.

  5. Формирование способности оценивать свои действия.

Предметные результаты:

  1. Знакомство с алгоритмом изготовления фоторамки в технике оригами.

  2. Знакомство с историей праздника День матери.

  3. Знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами.

  4. Умение следовать инструкциям, читать схемы изделий, создавать изделия, пользуясь схемами.


Оборудование: цветная бумага формата А4, клей карандаш, ножницы, алгоритм изготовления деталей фоторамки, мультимедийная презентация, видеоролик о маме.

Занятие проводится накануне праздника Дня матери


Ход занятия:

  1. Мотивация

  1. Просмотр видеоролика о маме (ссылка https://ok.ru/video/1061053927935)

  2. Краткая история праздника День матери.

  3. Повторение правил работы на занятии.


  1. Актуализация и фиксация затруднения

  1. Анализ одной детали рамки.

  2. Проверка готовности к занятию.

  3. Пробное действие (дети пробуют самостоятельно изготовить деталь по готовому образцу)


  1. Проект по выходу из затруднения

  1. Формулирование темы и целей занятия.

  2. Пальчиковая гимнастика.

  3. Конструирование детали под руководством учителя.

  4. Групповая работа. Составление алгоритма изготовления детали фоторамки.

  1. Реализация построенного проекта

  1. Работа в парах. Изготовление деталей по составленному алгоритму.


Схема изготовления рамки


  1. Сборка фоторамки из изготовленных деталей.


Схема сборки рамки

  1. Рефлексия деятельности

  1. Прием «Лесенка успеха»








Тема «Цветы» (2 ч.)


Цель: знакомство обучающихся с алгоритмом конструирования лепестка из квадрата; развитие умения делать цветы из квадратов.


Планируемые результаты:

Личностные результаты:

  1. Формирование положительного отношения к искусству оригами.

  2. Привитие бережного отношения к природе.

  3. Воспитание усидчивости, целеустремленности, аккуратности.

  4. Развитие логическое мышление, память, внимание, пространственные представления, мелкую моторику, исполнительские умения и творческие способности.

  5. Расширение активного и пассивного словарного запаса.

  6. Формирование способности оценивать свои действия.

Предметные результаты:

  1. Знакомство с одним из способов изготовления цветов в технике оригами.

  2. Знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами.

  3. Умение следовать инструкциям, читать схемы изделий, создавать изделия, пользуясь схемами.


Оборудование: мультимедиа, цветные квадраты, листы для алгоритма, клей, ножницы (на каждого), цель урока, карточки планеты Земля, название праздника.


Занятие проводится в преддверии Всемирного Дня Земли (20 марта)


Ход занятия

  1. Мотивация.

  1. Интересные факты о планете Земля.

  2. Правила работы на занятии.

  3. Краткая история праздника.


  1. Актуализация и фиксация затруднения

  1. Анализ одного лепестка.

  2. Проверка готовности к занятию.

  3. Пробное действие (дети пробуют сконструировать лепесток по готовому образцу)


  1. Проект по выходу из затруднения.

  1. Формулирование целей занятия.

  2. Пальчиковая гимнастика.

  3. Конструирование лепестка под руководством учителя.


  1. Групповая работа (составление алгоритма конструирования лепестка).


  1. Реализация построенного проекта.

  1. Работа в парах. Изготовление лепестков по составленному алгоритму.


Схема сборки лепестка


  1. Сборка цветка из лепестков.


  1. Рефлексия деятельности.








Тема «Дед Мороз» (1 ч.)

Цель: знакомство обучающихся с алгоритмом изготовления Деда Мороза в технике оригами; развитие умения изготавливать Деда Мороза из квадрата.


Планируемые результаты:

Личностные результаты:

  1. Знание элементарных навыков безопасного использования инструментов при выполнении задания.

  2. Воспитание усидчивости, целеустремленности, аккуратности.

  3. Развитие логическое мышление, память, внимание, пространственные представления, мелкую моторику, исполнительские умения и творческие способности.

  4. Формирование способность оценивать свои действия.

Предметные результаты:

  1. Знакомство с алгоритмом конструирования фигуры Деда Мороза из квадрата в технике оригами.

  2. Знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами.

  3. Умение следовать инструкциям, читать схемы изделий, создавать изделия, пользуясь схемами.


Оборудование: карточки с изображениями красного мешка, бороды, подарка, оленя, плакат с изображениями Деда Мороза и Санта Клауса, образец и схема поделки Деда Мороза, цветные квадраты, листы для алгоритма, клей, ножницы (на каждого).


Ход занятия

  1. Мотивация

  1. Прием «Где логика?». Учитель демонстрирует изображения красного мешка, бороды, подарка, оленя, учащиеся должны назвать, что их объединяет.

  2. Рассказ учителя про Деда Мороза.

  3. Демонстрация изображений Деда Мороза и Санта Клауса, их сравнительная характеристика.


  1. Актуализация и фиксация затруднения

  1. Проверка готовности к занятию и повторение правил оригамистов.

  2. Анализ поделки.

  3. Пробное действие.


  1. Проект по выходу из затруднения.

  1. Формирование целей занятия.

  2. Физминутка «Веселый Дед Мороз».

  3. Конструирование фигурки Деда Мороза из квадрата под руководством учителя.

  4. Групповая работа. Составление алгоритма изготовления фигурки Деда Мороза.



Схема сборки фигуры Деда Мороза


  1. Реализация построенного проекта

  1. Индивидуальная работа. Изготовление фигуры Деда Мороза из квадрата с проверкой по эталону.


  1. Рефлексия деятельности

  1. Прием «Укрась елочку»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!