СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская программа "Коренные народы Среднего Поволжья"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторская программа "Коренные народы Среднего Поволжья" раскрывает такие темы, как устное народное творчество, традиционная народная одежда и т. д.

Просмотр содержимого документа
«Авторская программа "Коренные народы Среднего Поволжья"»




Пояснительная записка

Авторская программа внеурочной деятельности «Коренные народы Среднего Поволжья» концентрирует внимание обучающихся и базируется на определенных концептуальных основаниях: создание условий для воспитания социально ответственной личности, инициативного и компетентного гражданина, способного развивать национальную культуру, поддержать межэтнический мир и согласие: духовную, культурную и социальную преемственность поколений. Исходя из практической деятельности, данная программа составлена в соответствии с интересами и потребностями учащихся, учитываются реальные возможности их удовлетворения, что помогает ребёнку сформировать собственную ценностную и действенную позицию, развитие коммуникативных умений, стимулирует его самообразование, способствует профессиональному самоопределению и влияет на личностную реализацию. Данная программа дополняет, и расширяет предметные знания, усиливает мотивацию образовательной деятельности обучающегося, вызывая необходимость личности полнее проявить себя.

Программа «Коренные народы Среднего Поволжья» актуальна, во-первых, дает возможность пополнить знания обучающихся, охватить всю глубину и многообразие культурных традиций коренных народов родного края. В связи с этим появляется необходимость дополнительного изучения данной темы в системе дополнительного образования, т.е. в творческих объединениях по интересам. Изучение культуры и традиций соседствующих народов, населяющих Среднее Поволжье, даст возможность сегодня глубже осмыслить единство культурно-исторического наследия прошлого. Программа призвана сформировать одну из ключевых компетенций – толерантность, которая означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур разных народов, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Во-вторых, позволяет обучающимся выйти за рамки учебника, расширить свой кругозор, создаются условия для формирования и развития: интереса к географии и смежным наукам; умения самостоятельно приобретать и применять полученные знания; творческого подхода к выполнению самостоятельных, проектных и исследовательских работ, для социального, духовного, культурного самоопределения, творческой самореализации личности обучающегося.

Новизна программы 

Реализация данной программы осуществляется благодаря нестандартным формам проведения занятий (практико-ориентированные) и методам работы, тесным межпредметным связям и элементам свободного творчества.

Цель программы:  Содействовать формированию у обучающихся национального и гражданского самосознания отличающегося высокой нравственностью, толерантностью, через проектную и исследовательскую деятельность.



Задачи:
Образовательные:

-выявить особенности Среднего Поволжья, на котором много веков вместе проживают разные народы;

-показать место Среднего Поволжья в историко-культурной картине мира;

- формировать навыки использования информационных технологий;

-устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры народов Среднего Поволжья.

Развивающие:

формирование опыта публичного выступления перед аудиторией;

-применение имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций, в условиях новых учебных задач максимально используя творческие способности обучающихся;

-активизация поисковой деятельности обучающихся;

- умение применять полученные знания на практике;

-развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

творческой самореализации личности интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;
Воспитательные:

-воспитывать в детях чувства товарищества;

-умение работать в коллективе;

-бережно относится к историческому наследию, и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия народов.


Методы и формы реализации программы разнообразны: теоретические занятия, экскурсии, практические занятия на местности (встречи с респондентами т. е. представителями разных народов) широкое использование интернет ресурсов, взаимообмен опытом (сотрудничество с общественностью), обучение в разновозрастных небольших группах. в парах. Особое место в программе дополнительного образования принадлежит исследовательской и проектной деятельности. Предполагается написание исследовательских работ и проектов, участие в конференциях, конкурсах.

Занятия проводятся в разнообразных формах:

- экскурсии, видеоэкскурсии;

-ролевые игры;

-заочные путешествия;

- исследовательская и проектная деятельность;

-создание мультимедийных презентаций;

- мозговая атака;

- круглый стол.

Методы контроля и управления образовательным процессом: анализ результатов конкурсов, мозговой штурм, круглый стол, подготовка проектов, исследовательских работ, презентаций, докладов, сообщений, рисунков по изучаемым темам.

Программа «Коренные народы Среднего Поволжья» формирует у учащихся представления о богатой народной культуре данного региона, знакомит с народной культурой, народов населяющих Среднее Поволжье.



Программа «Коренные народы Среднего Поволжья» рассчитана на 1 год обучения с учащимися 6-9 классов. Программа имеет непосредственную связь с учебными предметами география, история, родной язык, литература. Тип программы – обучающая, развивающая. Количество часов в учебном году – 35 (1 час в неделю).



Основные принципы построения программы:

-тесное сотрудничество детей, руководителя и семей учащихся;

-единство образовательной и воспитательной работы с детьми в сочетании с учетом индивидуальных и возрастных особенностей;

-соблюдение добровольности участия в деятельности, дифференциация детей по интересам и направленности на определенный вид деятельности.







Планируемые результаты

Личностные результаты

-осознание единства географического пространства как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб

-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель Татарстана);

-осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

– умение толерантно определять своё отношение к разным народам родного края;

-усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России.


Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

-самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

-выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

-составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

-работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

-в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

-уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД:

-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-формулировать собственное мнение и позицию.

- готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания


Предметные результаты:

Выпускник научится:

-находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;

-ориентироваться в источниках географической информации (статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, выявлять недостающую, взаимодополняющую или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;

-представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

-устанавливать черты сходства и различия особенностей населения, адаптации человека к разным природным условиям;

-приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

-оценивать воздействие географического положения Среднего Поволжья и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

- применять современные виды связи для решения учебных и практических задач по географии.



Содержание программы

Население Среднего Поволжья

Волга – кормилица народов Поволжья, Мой родной край, Татарстан в составе Поволжья, Что мы знаем о Нижнекамске? Разноликость народов Среднего Поволжья,

Малые народы Среднего Поволжья: кряшены и мокши,

Традиционные праздники народов, населяющих Среднее Поволжье

Устное народное творчество - бесписьменная форма на­родной культуры, Народные праздники и их разнообразие, Татарский народный праздник «Сабантуй», Свадьба кряшен – целая опера! Чувашский народный праздник – «Уяв».

Национальные костюмы коренных народов Среднего Поволжья

Национальные костюмы чувашей и кряшен. Национальные костюмы татар и башкир. Национальные костюмы мари и удмуртов Моделирование современной одежды с элементами народного костюма.

Языковые различия коренных народов Среднего Поволжья

Три языка, три письменности: сходства и различия

Национальная кухня народов Среднего Поволжья

Татарская национальная кухня. Мордовская национальная кухня. Национальная кухня и хозяйственная деятельность народов





Тематическое планирование



№ п/п

Название раздела, темы занятий

Форма занятия

Количество часов, в т.ч

всего

теория

практика

Население Среднего Поволжья (6ч)

1

Волга – кормилица народов Поволжья.

Проектная работа

1


1

2

Мой родной край, Татарстан в составе Поволжья.

Виртуальная экскурсия

1


1

3

Что мы знаем о Нижнекамске?

Экскурсия по городу

2


2

4

Разноликость народов Среднего Поволжья

Проект

1


1

5

Малые народы Среднего Поволжья: кряшены и мокши

Круглый стол

1


1

Традиционные праздники народов, населяющих Среднее Поволжье (5)

6

Устное народное творчество - бесписьменная форма на­родной культуры.

Встреча с респондентами.

1


1

7

Народные праздники и их разнообразие

Работа в библиотеке с книгами, участие в играх.

1


1

8

Татарский народный праздник «Сабантуй»

Ролевая игра

1


1

9

Свадьба кряшен – целая опера!

Поисковая работа, встреча с респондентами

1


1

10

Чувашский народный праздник – «Уяв»

экскурсия в дом дружбы народов

1


1

Национальные костюмы коренных народов Среднего Поволжья (14 ч)

11

Национальные костюмы чувашей и кряшен.

1 занятие. Выбор темы, сбор материала по исследованию.

2 занятие. Теоретические основы научно-исследовательской деятельности.

3 занятие. Встреча с представителями кряшен и чувашей.

4 занятие. Экскурсия в музей чувашской национальной одежды в гимназию №34.

5 занятие. Оформление исследовательской работы.

6 занятие. Презентация исследовательской работы перед одноклассниками.

7 занятие. Публичная презентация научно-исследовательской работы.

Исследовательская работа

7

2

5

12

Национальные костюмы татар и башкир.

Проектная работа

3

1

2

13

Национальные костюмы марийцев и удмуртов.

Проектная работа

3

1

2

14

Моделирование современной одежды с элементами традиционного костюма.

Круглый стол, рисунок

1


1

Языковые различия коренных народов Среднего Поволжья (6ч)

15

Три языка, три письменности: сходства и различия

1 занятие. Выбор темы, сбор материала по исследованию.

2 занятие. Встреча с представителями кряшенского языка.

3 занятие. Экскурсия в кряшенский приход.

4 занятие. Оформление исследовательской работы.

5 занятие. Презентация исследовательской работы перед одноклассниками.

6 занятие. Публичная презентация научно-исследовательской работы.

Исследовательская работа.

6

3

3

Национальная кухня народов Среднего Поволжья (3ч.)

16

Татарская национальная кухня

Чаепитие

1


1

17

Мордовская национальная кухня

компьютерная презентация

1


1

18

Национальная кухня и хозяйственная деятельность народов.

Круглый стол

1


1


итого


35





Приложение 1

Разработки занятий

Занятие№1

Тема: «Волга – кормилица народов Поволжья».

Цель занятия: способствовать формированию знаний у обучающихся экологической и эстетической культуры и о роли Волги в жизнедеятельности народов, проживающих на побережье реки.

Задачи:

образовательные: - формирование системы личностно-значимых экологических знаний, отражающих природную и социально-экономическую уникальность Волги, показать важность проблем Волги, знания о народонаселении;

развивающие:

- развивать критическое мышление, творческие способности, навыки самопознания;

- умение самостоятельно работать с источниками географической информации;

-формировать коммуникативные навыки, развивать речь, умение видеть и чувствовать красоту слова.

воспитательные:

- чувство прекрасного: любовь к природе, к родному краю, к Родине, желание охранять ее;

- воспитание патриотизма и гражданственных чувств, ответственного отношения к своей Родине.

Ход занятия

Организационный момент (фрагмент стиха)

Красавица народная,

- Как море, полноводная,

Как Родина, свободная,

- Широка, Глубока, Сильна!

Лебедев-Кумач

Беседа по стихотворению.

О какой реке говорится в стихотворении?

Учитель просит охарактеризовать реку - Волгу.

Прослушивание песни Владимира Высотского «Как по Волге-матушке»

Вопросы для беседы

О чем говорится в песне?

«И не притомилася, и не надорвалася:
Ноша не тяжёлая — корабли свои» как вы понимаете данные фразы из песни?

Вывод: Лебедев-Кумач в своем стихотворении восхваляет красоту Волги, а Владимир Высотский говорит о той нагрузке, которая приходится участи реки.


Группа делится на две команды, по шесть человек готовят проекты, а оставшиеся три эксперты.

Первая команда на тему: « О! Волга, колыбель моя!», вторая команда: «Кто? и что? нагружает Волгу?»

План работы для первой команды

1. Ее величество река Волга. Матушка Великой Руси.
2. Где берет начало? Куда впадает? Какова протяженность?

3. Как называли Волгу раньше?
4.  Обитатели реки. Как чувствуют себя обитатели реки в 21 веке?
5. Какие виды рыб скоро останутся только в энциклопедии?

6. Почему обмелела Волга?

7. Решение проблем.

План работы для второй команды

По берегам Великой Волги

1.Кто населяет берега Волги, сколько их?

2.Население Средней Волги, чем отличается?

3. Города и сёла на берегу Волги?

4. Самый красивый город Поволжья?

5. Как влияет промышленность на экологию воды?

6. Решение проблем



Оценочный лист


Название темы команд

Оформление


Богатство материала


Эмоциональность рассказа


Безошибочность информации


О! Волга, колыбель моя!





Кто? и что? нагружает Волгу?






Рефлексия


Понравилось ли вам ваши работы?

- Достигли ли мы с вами поставленных целей?

- Где у вас возникли трудности?

- Оцените свою работу

- Что необходимо, чтобы сохранить природу нашей малой родины?













Занятие №2

Тема: « Мой родной край, Татарстан в составе Поволжья».

Цель: Создание условий для ознакомления с историческими и культурными ценностями Татарстана через виртуальную экскурсию.

Задачи занятия:

Образовательная:

-самостоятельное наблюдение и сбора необходимых фактов об с исторических и культурных ценностей Татарстана;

- способствовать восстановлению утраченных связей современного человека с исторической памятью;

-создание у детей образа родного края, как многонациональной республики, огромного по своей территории, богатого народными традициями, историей, достопримечательностями.

Развивающая:

-развитие интеллектуальных и творческих способностей;

-продолжить развитие у учащихся коммуникативных навыков;

Воспитательная:

-воспитывать чувство патриотизма, уважения к истории и культуре народов, населяющих родной край, пробуждение   национального самосознания;

-воспитание уважения к истории Татарстана.

-воспитание  у детей уважения к настоящему и прошлому.

Оборудование: видеопроектор, компьютер, экран.

 Ход занятия

Сегодня у нас будет необычное занятие, мы совершим путешествие по родному краю с помощью виртуальной экскурсии. Для каждого человека родной край является самым красивым местом на Земле. У слияния двух великих рек Европы - Волги и Камы расположена Республика Татарстан.

Какие народы живут в нашей  республике? (русские, татары, чуваши, марийцы, башкиры, мордва, украинцы и др.) Все они живут в мире и согласии. Вместе трудятся, отдыхают, строят новые дома, города.

Когда и кем была заселена территория Татарстана? Ответы обучающихся (актуализация знаний обучающихся по предмету история) История гласит, что наша республика находится на историческом месте, т.е. на территории бывшей Волжской Булгарии.

Болгары появились на Средней Волге в конце VII - начало VIII веков. 

Булгары  жили по обеим сторонам Волги и на землях, примыкающих к Каме с севера. Крупные города Биляр, Болгар, Сувар, Джукетау  находились на волжском левобережье. На реке Казанке в самом начале XI столетия возникает военная крепость и торговое поселение Казань - будущая столица нашей республики. Крупнейшим городом всей средневековой Европы являлся Биляр. (показать по карте)  В нем жили правители, учёные и поэты, ремесленники и купцы.  Ныне этот город называется Билярск.

Следующий город   Булгар, который являлся столицей. Этот небольшой город на Волге, которой стоял на пересечении торговых путей. И потому сюда приезжали купцы со всех концов мира. Здесь почти круглый год шумели многочисленные базары.

Мы с вами совершим виртуальное путешествие по городище «Великие Булгары», где сохранились уникальные образцы и артефакты культуры Волжско-Камской Булгарии (по ссылке http://0-360.ru/panoramy-kazani/kazan-dostoprim/135-virtualnyj-tur-po-bolgaram-bulgaram и по тексту приложения№1).

Вопросы для беседы:

Что нового узнали на сегодняшнем занятии?

По экскурсии можно было увидеть жизненный уклад, культуру, людей проживающих в городе Булгар и познакомиться архитектурой XIII-XIV вв.

Какие народы проживали на территории Волжской Булгарии? И в настоящее время?

Что объединяет эти народы? Среднее Поволжье является историко-этнографическим районом, где на протяжении многих веков живут и взаимодействуют представители многих народов (татары, чуваши, марийцы, мордва, башкиры, удмурты, русские). У каждого народа за длительный период сформировался свой комплекс материальной и духовной культуры. Вместе с тем в результате сходных природно-географических условий обитания, исторических судеб и тесных хозяйственных и культурных контактов у всех поволжских народов с давних пор сформировались общие черты в хозяйственной жизни, материальной и духовной культуре. Например «Сабантуй» у татар, «Агавайрем» у марийцев, «Сухатуй» чувашей, «Питрау» у кряшен эти праздники праздновались после весенне-полевых работ и еще сходство национальной одежды, украшений и т.д.

Какой вывод можно сделать, сравнивая прошлое и настоящее людей, проживающих на территории Среднего Поволжья?

В Волжской Булгарии дружно жили люди разных национальностей и приверженцев разной религии. Дружба народов сохранилось и до сегодняшнего дня. Хотя в протяжении истории народы Поволжья перенесли большие испытания тяготы и лишения войны, навязывание религий, голод и, тем не менее, они сохранили между собой крепкие дружеские отношения.


Рефлексия:

Доволен ли ты тем, как прошло занятие?

Было ли тебе интересно?

Сумел ли ты получить новые знания?

Виртуальная экскурсия

Виртуальная экскурсия по Древнему городищу Болгар «Святая земля предков»! Так по праву называется прекрасный район в нашей республике, где расположен древний город Болгар – место благоговения и преклонения многих жителей и гостей Татарстана, наших современников. Об особенностях и красоте его архитектуры, легендах, связанных со строениями это замечательного исторического памятника, хотим мы рассказать в нашей работе. Древнее городище «Великие Булгары», площадью 550 га, представляет собой уникальный памятник X-XV веков. Здесь сохранились образцы материальной культуры волжских болгар, некогда могущественной и процветающей Волжско-Камской Булгарии. Сегодня это место называют самым полным заповедником золотоордынской архитектуры. Городище открыто для экскурсий, можно побродить меж белокаменных останков древних зданий, представив, как много веков назад здесь кипела жизнь… Наше путешествие начинается с центрального комплекса памятников.

Перед нами открывается величественная панорама Соборной мечети. Это прямоугольное здание имело внутри 20 колонн и деревянную четырехскатную кровлю. К главному северному фасаду примыкали арочный вход и высокий минарет. Интересной особенностью Соборной мечети было то, что по ее углам располагались боевые башни, имеющие полукруглую форму. Они сохранились наиболее хорошо, а одна из них была восстановлена в первоначальном виде летом 2005 года, к 1000-летию Казани. Рядом с мечетью – Большой минарет, построенный в XIII веке. Современная тридцатидвухметровая постройка является стилизацией стоявшего здесь ранее строения. Настоящий был ниже – 24 метра, и рухнул в 1841 году из-за страсти людей к поискам кладов - монастырский кузнец прорыл под ним подземный ход. Говорят, если подниматься по каждой ступеньке винтовой лестницы на самый верх, то простится столько грехов, сколько преодолено ступеней.

К востоку от Соборной мечети находится Восточный Мавзолей - усыпальница булгарской знати. Памятнику почти 700 лет! Он был сооружен в 30-е годы XIV века. Даная постройка по своей архитектуре принадлежит к типу мусульманских шатровых усыпальниц и чем-то похожа на шлем какого-нибудь степного полководца. Здание стоит на кубическом основании и благодаря скосам плавно переходит в восьмигранный ярус. Дверь с выносным порталом - с юга. С трех, других сторон - окна арочно-стрельчатой формы. Снаружи здание имеет оригинальное украшение - ложные оконные ниши, способствующие устранению массивности суровых каменных стен, создающие при солнечном освещении игру света и тени. Удивительно хорошо сохранился полусферический купол. Нельзя не отметить мастерство болгарских строителей, создавших чудесное кружево из маленьких туфовых кирпичиков.

Есть в городище и Белая палата (предположительно – баня), вернее ее фундамент. Зато внутри него расположен лабиринт из стен и перегородок, по которому можно побродить, прислушиваясь к голосу камней, проснувшихся от вековой спячки под вашими шагами…

Наконец мы подошли к самому интересному и таинственному объекту на территории городища Болгары в Татарстане. Это кубовидное сооружение с полукруглым куполом – Черная палата. С этим зданием связано много поэтических легенд. Например, название Черной палаты связано с тем, что в XVIII веке монахи устроили здесь коптильню, отчего стены покрылись гарью. Однако в народе долгое время бытовала легенда, будто в этой палате укрылся во время нашествия Булак-Тимура хан Абдуллах со своей семьей, и завоеватели обложили здание деревом и подожгли. Когда же дым рассеялся, все увидели, как сидевшая на крыше дочь Абдуллаха вознеслась на небо, но, очевидно, это только легенда.

В другом варианте, Булак-Тимур потребовал дочь Абдуллаха в жены, и та поставила условием освобождение двух ранее захваченных в плен братьев. Когда тех освободили, она бросилась с крыши палаты вниз, а Булак-Тимур в ярости поджег здание.

Далее дорога ведет нас к памятнику рядового культового зодчества XVIII века – к Успенской церкви, построенной на средства казанского купца Михляева. Она воздвигнута на месте предполагаемого ханского дворца. Постройка православной церкви на колыбели исламской религии является одним из звеньев политики русификации, проводимой царским правительством. Это типичный храм своего времени. В стену церкви вделаны плиты со старинными надписями. После того как в 1969 году был создан Болгарский заповедник, здание Церкви Успения было передано туда в качестве музея, в котором собраны археологические находки из Болгара. После падения Большого минарета в 1841 году колокольня церкви Успенья дала трещину и в дальнейшем её разбирали и строили заново.

Мы подошли к малому городку, представляющему собой архитектурный оборонительный комплекс. Поверхность его ровная, въезд осуществляется с северной стороны, где в линии рва были выстроены две воротные башни. Западная имеет внутри винтовую лестницу, а на первом этаже восточной башни расположено помещение зального типа. Экскурсия привела нас в выставочный зал. Здесь расположена экспозиция «Болгары в изобразительном искусстве», имеющая давние традиции. Она включает в себя копии картин известных художников, ценные для нас как исторические документы, а также работы мастеров кисти Татарстана, в ярких красках отражающие памятники и исторические события из жизни волжских булгар.

К западу от городища вдоль линии валов расположены несколько неглубоких озер. О наиболее красивом из них, Рабига-куль, сохранилось несколько легенд. Предлагаем одну из них. У хана Болгара была дочь по имени Рабига, жившая в ханском дворце. Ее ровесницы каждый вечер собирались вместе и превращались в белых лебедей. Однажды Рабига покинула ханский дворец и вместе с подругами превратилась в лебедя. В этот вечер хан вышел на охоту и увидел птиц. Он пустил свою стрелу в одну из лебедей, и та оказалась его дочерью. Горе хана было так велико, что он плакал три дня и три ночи. Впоследствии на этом месте образовалось озеро - чистое, как девичьи слезы и глубокое, как отцовское горе.

Мы познакомились с достопримечательностями Древнего городища Болгар и наша экскурсия подошла к концу. Этот исторический город-памятник с его архитектурными строениями, оборонительными сооружениями и многочисленными археологическими объектами является одним из наиболее значительных достопримечательностей Поволжья. Это крупный историко-архитектурный заповедник нашей республики, достойный восхищения и поклонения. Чтобы полнее ознакомиться с его достопримечательностями, надо побывать здесь, походить по его древней земле, помолиться священным камням. Здесь нередко бывают паломники: Болгар является святыней для всех мусульман. Не зря говорят старики, что троекратное посещение града Великий Болгар равнозначно хаджу в святую Мекку.







Занятия №3, №4

Тема занятия: «Что мы знаем о Нижнекамске?».

Цель: создание условий для ознакомления учащихся с достопримечательностями родного города Нижнекамска через проектную деятельность.

Задачи:

образовательные: - формирование системы личностно-значимых историко-культурных знаний о своём родном городе;

- создать видеоролик и рассказ к видеоролику;

-вырабатывать первоначальные навыки работы с программой Windows Movie Maker при создании собственных видеороликов.

развивающие:

- развивать творческие способности, навыки самопознания;

- умение самостоятельно работать с источниками

-формировать коммуникативные навыки, развивать речь, умение видеть и чувствовать красоту родного города.

воспитательные:

- чувство прекрасного: любовь к природе, к родному краю, желание охранять ее;

-патриотизм и гражданственных чувств, ответственного отношения к своей малой Родине;

- стремление к реализации себя в обществе.


Ход занятия

Сегодня у нас необычное занятие. Мы являемся работниками туристического центра. Нам необходимо создать рекламу для привлечения туристов, отражающие достопримечательности нашего города.

Реклама должна быть яркой, привлекающей туристов.

Продуктом нашего проекта будет видеоролик продолжительностью всего три минуты.

Обучающиеся распределяют роли для создания видеоролика о родном городе.

Список объектов: сквер имени Николая Васильевича Лемаева, мемориал Победы, парк «Семья», парк «Нефтехимик», парк имени Габдуллы Тукая, набережная, знаменитый сосновый бор «Корабельная роща».

Обучающиеся работают в парах, находят материал в интернет ресурсах материал о каждом объекте. Информация должна быть краткой и объёмной на 20 секунд.

Съёмку производят обучающиеся на объектах, обычно текст приходится накладывать в помещении, т.к. мешает посторонний шум.

Ссылка на видеоролик

После таких занятий дети уходят удовлетворённые своей работой.



Занятие №5

Тема: «Разноликость народов Среднего Поволжья»

Цели: познакомить обучающихся с особенностями национального и религиозного состава населения Среднего Поволжья.


Задачи:

- образовательные: изучить особенности национального и религиозного состава населения Среднего Поволжья, языковые семьи и группы;

- развивающие: продолжить работу над развитием умения анализировать статистический материал, работать с дополнительными источниками;

- воспитательные: 

-воспитывать гражданственность и патриотизм, уважение к культуре и истории своей страны и малой родины, населяющих ее народов, толерантность;

-умение толерантно определять своё отношение к разным народам.

Оборудование словари, статистические материалы, компьютер, интернет.

Ход занятия

Организационный момент.

Работа с высказываниями и афоризмами видных деятелей

Язык есть вековой труд целого поколения. В. И. Даль

Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. М.А. Шолохов

Бессмертие народа - в его языке. Чингиз Т. Айтматов


Работа со словарями. Дети выписывают в тетрадь термины с и х объяснениями: разноликость, нация, языковая группа, языковая семья,  этнос.(Приложение №1)

Работа с атласами. Обучающиеся по атласу определяют, что население Среднего Поволжья делится на три большие языковые группы: финно - угорскую, славянскую, тюркскую.

Выполнение проектной работы. Обучающиеся делятся на три команды по пять человек для подробного изучения языковых групп по плану. Руководитель группы раздает: компьютеры, атласы и план изучения языковых групп Среднего Поволжья. Каждая команда составляет по три слайда компьютерной презентации (длительность работы 20 минут, а выступление по 3 минуты).

1-ая команда

2-ая команда

3-яя команда

Финно-угорская группа:


Тюркская группа

Славянская группа:



Марийцы, мордва, удмурты, мокша


Татары, башкиры, чуваши, кряшены.


Русские, украинцы, белорусы.


http://samlib.ru/p/patman_a_n/neweset24.shtml; https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2017/02/01/zaimstvovanie-slov-v-mariyskom-yazyke-iz-bashkirskogo-yazyka.

https://www.primavista.ru/rus/articles/tatarskij-i-bashkirskij-yazyki-otlichiya; http://samlib.ru/p/patman_a_n/neweset24.shtml;

http://samlib.ru/p/patman_a_n/neweset24.shtml; https://tipa-bandera.livejournal.com/16933.html; https://russian7.ru/post/chem-russkiy-yazyk-otlichaetsya-ot-ukrain/.

План изучения языковых групп Среднего Поволжья.

  1. Какой языковой семье относится изучаемая вами группа? (атлас)

  2. Укажите национальный состав населения. (атлас)

  3. Какие языковые сходства вы замечаете? (привести несколько примеров, для работы можно использовать ссылки из таблицы, например кил – иди сюда; все четыре национальности тюркской группы - кил )

  4. Как вы понимаете словосочетание национально-территориальное образование.

  5. Расположите по убыванию изучаемых вами численность наций (статистические данные переписи населения)

  6. Назовите малые народы Среднего Поволжья

  7. Приверженцами, какой религии являются изучаемые национальности?

  8. Сходства и различия национальных костюмов изучаемых народов.

  9. Вывод.

Оценочный лист

Название темы команд

Оформление


Богатство материала

Эмоциональность рассказа

Безошибочность информации

Финно-угорская группа





Славянская группа





Тюркская группа





Рефлексия

Что нового узнали при составлении презентации?
Что особенно запомнилось?

Словарь терминов

Разноликость - имеющий другой лик, отличающийся по внешнему виду, разнородный, разнохарактерный

Нация – общественная единица, которая выражает политическое единство именно индивидов, п

Этнос — это устойчивая межпоколенная группа людей, объединённая длительным совместным проживанием на определённой территории, общими языком, культурой, жизненным укладом, самосознанием и самоназванием.

Языковая семья представляет собой группу языков, связанных через языковое родство с общим наследственным языком или, как его также называют, родительским языком, в лингвистике называемого  протоязыком этой семьи.

Языковая группа – это группа родственных языков, возникших из одного и того же источника - праязыка, имеющих общие черты грамматического строя, общие корни, аффиксы, лексические, фонетические соответствия и совпадения.




Занятие № 6

Малые народы Среднего Поволжья: кряшены и мокши.

Цели: создать условия для изучения малых народов Среднего Поволжья, выявить проблемы возрождения и сохранения малочисленных народов.

Задачи:

- образовательные:

-познакомить учащихся с малочисленными народами Среднего Поволжья

-выявить общие и отличительные особенности   национальной одежды кряшен и чувашей;

- развивающие: продолжить работу над развитием умения анализировать статистический материал, работать с дополнительными источниками;

- воспитательные: 

-воспитывать гражданственность и патриотизм, уважение к культуре и истории малых народов, толерантность;

Оборудование словари, статистические материалы, компьютер, интернет.

Ход занятия

Организационный момент.

Каждый народ, даже самый маленький, - неповторимый узор на ковре человечества. Ч. Айтматов. 

  1. Изучить национальные традиций и самобытность народов кряшен и чувашей через общение с представителями;

- найти информацию об истории и о количестве представителей народа кряшен в национальном составе населения нашей страны, Республики Татарстан, города Нижнекамска и школы №31;

- изучить трудов исследователей культуры и традиций народа кряшены;

- проанализировать материалы библиотек, музеев и интернет ресурсов, на предмет истории письменности кряшен;

В едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации, утверждённом в постановлении Правительства Российской Федерации  от 24 марта 2000 года а также изменённом согласно постановлениям от 13 октября 2008 г., от 18 мая 2010 г., 17 июня 2010 г., 2 сентября 2010 г., 26 декабря 2011 г, 25 августа 2015 г. 47 северных народов.


Вопросы для работы

  1. Ареалы компактного проживания кряшен и мокшан и их численность.

  2. Изменение численности кряшен и мокшан в историческом времени.

  3. Кряшенский язык исчез, с чем это связано?

  4. Как проявляется возрождение кряшенского народа в современном мире?

  5. Мокшанский обозначается в атласе языков ЮНЕСКО как язык , находящийся под угрозой исчезновения. Однако в 52 школах ведется преподавание (на факультативном уровне) мокшанского языка, может ли исчезнуть этот язык?

  6. Вывод ()

  7. Образ жизни определяется географической средой и климатическими условиями. Традиционные занятия



Интернет ресурсы:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Кряшены

https://ru.wikipedia.org/wiki/Мокшане

https://ru.wikipedia.org/wiki/Перечень_коренных_малочисленных_народов_России

https://ru.downloadsearch.cnet.com/s?q=народы+среднего+поволжья+мокша&qo=serpSearchBox



Рефлексия:

Доволен ли ты тем, как прошло занятие?

Было ли тебе интересно?

Сумел ли ты получить новые знания?



Занятие№7

Тема: Устное народное творчество - бесписьменная форма на­родной культуры.

Цель: создать условия для духовного и социального развития детей через знакомство устным народным творчеством народов.

Задачи:

- образовательные: изучить особенности устного народного творчества народов Среднего Поволжья

- развивающие: продолжить работу над развитием умения элементам интервьюривания.

- воспитательные: 

-воспитывать гражданственность и патриотизм, уважение к культуре и истории своей страны и малой родины, населяющих ее народов, толерантность;

-умение толерантно определять своё отношение к разным народам и ихкультуре.

Встреча с респондентами.

Ход занятия

До начало встречи с представителями народов любой национальности детей следует ознакомить с терминами по теме, диалог может быть интересным, если ученик знает о чём будет беседа.

Устное народное творчество ( фольклор) – это устные произведения, созданные народом. Устное народное творчество формируется с давних времен. Фольклорные произведения, которые передаются из уст в уста и не имеют зафиксированного вида, не предусматривают авторства, автор – целый народ. В таких произведениях накапливается весь народный опыт, представления человека о мире, его отношение к окружающему. Среди жанров фольклора выделяют: сказки, былины, легенды, пословицы, поговорки, песни, частушки, пестушки, считалки, загадки, потешки, прибаутки, скороговорки и др.

Фольклорные произведения являются собранием народных мудростей. В устном народном творчестве можно увидеть традиции прошлых лет, бытовой уклад, человеческие знания и представления о мире. Образы олицетворяют качества, свойственные определенному народу. Устное народное творчество отражает историю народа, его переживания и трудности в определенный исторический период.

Предполагаемые вопросы для обсуждения со старшим поколением изучаемой нации (из опыта работы)

  1. Какие песни вас вдохновляли к жизни?

  2. Самые интересные запоминающиеся песни, былины, считалки?

  3. В каких жизненных ситуациях применимы песни?

  4. Поговорки и пословицы, которых можно использовать в школьной жизни.

У детей на таких встречах глаза горят, узнают, что народная мудрость применима в нашей жизни, она духовно обогащает человека и делает более интересным.

Рефлексия:

Как прошла встреча?

Было ли тебе интересно?

Сумел ли ты получить новые знания?



Занятие №8

Тема: Народные праздники и их разнообразие

Цель занятия:

Создать условия для знакомства детей с названиями народных праздников, с обрядами и традициями народов Среднего Поволжья

Задачи:
Образовательные:

-устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры народов Среднего Поволжья.

Развивающие:

-развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

творческой самореализации личности интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;
Воспитательные:

-бережно относится к историческому наследию, и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия народов.

Ход занятия

Праздник – это эмоционально радостный подъем, особое состояние души, вызванное переживаниями какого-то значимого события. У каждого традиционного праздника есть свое время, своя идея, свое ценностносмысловое содержание. В мире детства праздник можно назвать уникальным педагогическим феноменом. Праздник не дает прерваться связующей нити поколений, помогает детям осознать принадлежность к родной культуре, истории, людям.

Дети объединяются в погруппы по 3 человека и работают по своей тематике, ищут и находят материал в библиотечном фонде и в интернет ресурсах.

1группа традиционные праздники русского народа.

2 группа традиционные праздники кряшенов народа.

3 группа традиционные праздники татарского народа.

4 группа традиционные праздники башкир.

5 группа традиционные праздники марийцев, мокша.

Вопросы для обсуждения:

  1. Какие отличия у разных народов Поволжья в религиозных праздниках?

  2. К чему приурочены традиционные праздники народов Среднего Поволжья?

  3. Календарные праздники народов Среднего Поволжья, имеют сходства?

  4. Агавайрем у марийцев, Акатуй у чуваш, Сабантуй у татар в какое время года и по какому случаю празднуют такой праздник?

  5. Какие народы празднуют Пасху, Троицу, Крещение?

  6. Какой праздник приурочен ко дню весеннего равноденствия (20-21 марта) и какие народы празднуют?

  7. Какие традиционные национальные праздники широко отмечаются в современном мире?

  8. Есть необходимость возрождения традиционных праздников?

Вывод: народные праздники были и остаются важной частью духовного наследия народа. Они обладают функцией сохранения культурных традиций и переноса их из прошлого в настоящее и будущее.



Занятие №9

Тема: Татарский народный праздник «Сабантуй»

Цель занятия:

Создать условия для ознакомления и участия детей в национальном празднике Сабантуй.

Задачи:
Образовательные:

-устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры народа.

Развивающие:

-развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

творческой самореализации личности интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;
Воспитательные:

-бережно относится к историческому наследию, и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия народов.

Ход занятия

Занятие проводится в форме ролевой игры: свободный выбор детьми разнообразных сюжетов, ролей, положений при поведении праздничного действия.

Собственное участие в игре детей вдохновляет на дальнейшее изучение темы и сами предлагают изучить или организовать традиционные праздники других национальностей.

Занятие №10

Тема: Свадьба кряшен – целая опера!

Цель: создать условия для познания детей традиций и обычаев народа кряшен.

Задачи:

- образовательные: изучить особенности песенного народного творчества народа кряшен;

- развивающие: продолжить работу над развитием умения элементам интервьюривания.

- воспитательные: 

-воспитывать гражданственность и патриотизм, уважение к культуре и истории своей страны и малой родины, населяющих ее народов, толерантность;

-умение толерантно определять своё отношение к разным народам и их культуре.

Ход занятия:

Безусловно, свадьба - это событие яркое, интересное, семейное и чрезвычайно важное для всех без исключения народов. В наше время любят сокрушать традиции, собственно, молодым это было свойственно всегда. Однако, как показывает жизнь, традиции при этом никуда не деваются. Так всё и должно быть, ведь так поддерживается связь времён, связь ушедших поколений с поколениями будущими.

Наши предки создавали семью, придерживаясь традиций и строго соблюдая особые правила, история которых насчитывает не один век. Создание семьи было сакральным и наполненным особым смыслом действием у всех народов мира.

Сегодня на примере кряшенского народа увидим, какое значение придавалось свадебным церемониям. Постараемся понять значение такого трепетного отношения семейных уз. Свадьба - это рождение новой семьи, несущее радость, надежду и счастье.

На занятие приглашаются представители кряшенского народа, которые на практике смогут продемонстрировать фрагменты свадьбы. Или как альтернативу можно использовать видеосюжеты.

Для лучшего восприятия детей темы традиционной свадьбы, накануне следует ознакомить материалом с интернет ресурсов:

http://tuganaylar.ru/news/etnografichsekaya-mozaika/svadba-kryashen-tselaya-opera

https://www.youtube.com/watch?v=MLrw5ToZb_I

Дети должны понять что, свадьба  — это праздник начала семейной жизни. «Семья - ячейка общества». Это высказывание популярно и верно не только в России, а во всех мира. Семья является первым и наиболее важным фактором личностного, интеллектуального, духовного развития человека.

Будучи учеником, готовиться быть родителем. Семья в воспитании ребенка имеет огромное значение. Это его место рождения, становления. Это закладка основ творческой личности ребенка.



Занятие №11

Тема: Чувашский народный праздник – «Уяв»

Цель: создать условия для познания традиций и обычаев чувашей.

Задачи:
Образовательные:

-выявить особенности природы и населения, материальной и духовной культуры чувашского народа;

- формировать навыки использования информационных технологий;

Развивающие:

-развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

творческой самореализации личности интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;
Воспитательные:

-бережно относится к историческому наследию, и культурным традициям, этно-национальные, религиозные и культурные традиции чувашей.

Ход занятия

Занятие проводится в форме экскурсии в дом дружбы народов города Нижнекамска. Он стал своим домом для одиннадцати национально - культурных автономий, а также литературно – творческих объединений, ветеранских и молодежных организаций нашего района. Один из них чувашская национальная автономия «Уяв». Для духовного развития молодежи необходимо посещать такие заведения, где бережно хранят национально-культурные традиции народов нашего родного края.

Занятие пройдет эффективнее, если до начала ознакомить детей материалом с сайтов:

http://sovch.chuvashia.com/?p=209917

http://www.chgign.ru/a/public/122

%D0%9E%D0%91%D0%A0%D0%AF%D0%94%D0%AB%20%D0%98%20%D0%9F%D0%A0%D0%90%D0%97%D0%94%D0%9D%D0%98%D0%9A%D0%98%20%D0%A7%D0%A3%D0%92%D0%90%D0%A8%D0%95%D0%99.html

http://komanda-k.ru/%D0%A2%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD/%D1%87%D1%83%D0%B2%D0%B0%D1%88%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA-%D1%83%D1%8F%D0%B2

Дети остаются довольными от таких занятий.

Занятия №12-19 (Блок)

Тема: «Национальные костюмы чувашей и кряшен».

Цель: создать условия для самореализации личности обучающихся.

Задачи:

-развитие творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков;

-развитие умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях;

- научить формировать свое мнение и умение его отстаивать;

- помощь в профессиональной ориентации.

Научно-исследовательская работа проводятся в течении семи занятий:

1 занятие. Выбор темы, сбор материала по исследованию.

2 занятие. Теоретические основы научно-исследовательской деятельности.

3 занятие. Встреча с представителями кряшен и чувашей.

4 занятие. Экскурсия в музей чувашской национальной одежды в гимназию №34.

5 занятие. Оформление исследовательской работы.

6 занятие. Презентация исследовательской работы перед одноклассниками.

7 занятие. Публичная презентация научно-исследовательской работы.


Методы исследования: анализ интернет-ресурсов, литературы и статистических материалов; работа с респондентами, сравнение, описание, работа со справочным материалом и полевая работа.

На втором занятии обучающиеся выбирают тему, обозначают цель и задачи исследования.

Педагог знакомит с теоретическими основами научно-исследовательской деятельности - постановкой проблемы, выдвижением гипотезы, сбором и обработкой информации, анализом полученных результатов, способам фиксации результатов.

Цель: узнать историю происхождения кряшен и чувашей, изучить сходство и различие их национальной одежды.

Задачи

  1. Изучить национальные традиции и самобытность народов кряшен и чувашей через общение с представителями;

  2. Выявить общие и отличные особенности   национальной одежды кряшен и чувашей;

  3. Описать особенности женской и мужской национальной одежды кряшен и чувашей.

Гипотеза: тесная взаимосвязь народов способствует взаимопроникновению культур и сохранению самобытности традиций.

Объект исследования: история и традиционная культура кряшен и чувашей.

Предмет исследования: история происхождения кряшен и чувашей, их национальный костюм.

Практическая значимость исследования: знания о культуре и истории разных народов поможет укрепить традиционную дружбу народов, населяющих нашу страну. Найденный в результате исследования материал поможет обогатить музей школы и города. Данный материал является ценным для проведения классных часов и общешкольных мероприятий.

Литература для изучения

1. Ашмарин Н. И. Болгары и чуваши / Н.И. Ашмарин. - Казань : типо-лит. Имп. ун-та, 1902.

2. Гаген-Торн Н. Женская одежда народов Поволжья. – Чебоксары: Чувашское государственное издательство, 1960

3. Глухов М. Казанский ретро-лексикон. – М.: Основа, 2002.

4. Дунаева Т.Г. Кряшеноведение. – Казань, 2008.

5. Егоров Н.И. Чувашская энциклопедия  теория булгаро-чуваш­ской этноязыковой общности. – Чебоксары, 2002 г.

6. Мухамедова Р.Г. Народный костюм татар-кряшен. – Казань: Слово, 2005 г..

7. Мухаметшин Ю.Г. Татары-кряшены. – М.: Наука, 1977.

8. Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года. Т. 22. С 1784 по 1788 _ Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина.

Интернет-ресурсы:

9. Такие разные татары: мишары, кряшены, нагайбаки [Электронный ресурс]: новости Казани из центральных, региональных и зарубежных источников: электрон. журн. 2014. № 8. URL: http://www.kazan.aif.ru/culture/details/1312145 

10. Старокрещёные и новокрещёные татары [Электронный ресурс]: Ежедневное интернет-издание о том, как быть православным сегодня: электрон. журн. 2012. № 10. URL: 11.http://www.pravmir.ru/author/user_1413127798/

12. http://www.e-nkama.ru/raion/History/history.php 

13. http://www.missiakryashen.ru/today/documents/conference-2000/Suslova-Kadirova

14. https://studopedia.ru/14_27434_teorii-etnogeneza-chuvashskogo-naroda-etnonimiya- rasselenie-territoriya-antropologicheskaya-harakteristika-yazik.html



Занятия

Содержание

Количество часов, фотоотчет

1 Выбор темы, сбор материала по исследованию.



Занятие состоится в краеведческом музее школы №31

Цель: заинтересовать детей к сравнительному анализу истории происхождения, национальной одежды кряшен и чувашей.

Проблемный вопрос: тесная взаимосвязь народов способствует взаимопроникновению культур, насколько сохранена самобытность культуры народов Среднего Поволжья.

Дети знакомятся с экспонатами национальной одежды народов Среднего Поволжья (мари, чувашей, татар, башкир, мордва).

1 час


2.Теоретические основы научно-исследовательской деятельности.

Цель: знакомство с теоретическими основами научно-исследовательской деятельности.

постановкой проблемы, выдвижением гипотезы, сбором и обработкой информации, анализом полученных результатов, способами фиксации результатов. Дети получают индивидуальные практические задания.

1 час

3.Встреча с представителями кряшен и чувашей.



Цель: приобщить детей к культуре народов через общения с взрослыми людьми.

Были приглашены Стрелкова Е.Н. и Сергеева В.Г. (метод полевая работа).

Представители народов, познакомили обучающихся с традициями и культурой своего народа (старинных национальных нарядах и о порядке их одевания, обрядах, традициях). Во время беседы ведутся аудиозапись, видеосъёмка, фотографирование, дети задают вопросы. Обязанности распределяются заранее. После встречи обмен мнениями и отчёт о проделанной работе.

1час


4. Экскурсия в музей чувашской национальной одежды в гимназию №34.

Цель: создание условий для углубления знаний о национальной одежде.

Экскурсия в музей Чувашской национальной одежды, ведётся так же аудиозапись, видеосъёмка, фотографирование. Обучающиеся уже по ходу могут сравнивать культуры народов кряшен и чувашей, сделать для себя выводы, которые помогут при оформлении работы. Дети в неформальной обстановке делятся мнениями и отчитываются друг перед другом.

Педагог ведет индивидуальные и групповые консультации. Дает дополнительные рекомендации.

1 час

5. Оформление исследовательской работы.


Оформление работы. Подготовка к представлению результатов работы. Работа над дикцией, интонацией.

Изучая все материалы по исследованию, дети приходят к выводу: что в развитии одежды народов Поволжья заметно единство процесса. Кряшенки и чувашки одевались соответственно возрасту и статусу. Их национальные костюмы своеобразны и уникальны, неповторимы по своей национальной самобытности.

1 час

6. Презентация исследовательской работы перед одноклассниками.

Подготовка к представлению результатов работы с использованием наглядного материала. Средства выразительности публичного выступления: интонация, жесты, мимика.

Выступление перед одноклассниками с целью речевой и психологической адаптации, упражнении в ответах на возможные вопросы.

1 час




7. Публичная презентация научно-исследовательской работы.

Цель: Публичная презентация исследовательской работы (защита).

Рефлексия. Самоанализ и анализ публичного выступления.

1 час


Занятие № 26

Тема: Моделирование современной одежды с элементами традиционного костюма

Цель занятия – создать условия для познания культуры народов Среднего Поволжья через трансформацию элементов традиционного народного костюма на современной одежде.


Задачи:
Образовательные:

- формировать навыки использования информационных технологий;

-устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры народов Среднего Поволжья.

Развивающие:

- умение применять полученные знания на практике;

-развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

творческой самореализации личности интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;
Воспитательные:

-бережно относится к историческому наследию, и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия народов.

Ход занятия:

У каждого народа мира есть свои особенности и отличия от других: свои традиции, культура, язык, обряды, а также традиционный национальный костюм. Национальный костюм, в первую очередь, является символом национальной идентичности. Традиционная одежда создавалась многими поколениями. Она зависела от климатических условий той местности, где жил данный народ, от того, чем этот народ занимался. Русский национальный костюм имеет свои особенности в зависимости от региона и отличается особенностями покроя, тканью, цветовой гаммой, орнаментом, составом костюма и способом ношения различных его частей. Народный костюм на протяжении столетий не оставался неизменным, а развивался вместе с ходом истории, приспосабливаясь новым условиям жизни его носителя.


Руководитель объявляет, что сегодня мы являемся модельерами. Попробуем создать эскизы моделей современной одежды с включением элементов традиционного костюма народов Среднего Поволжья.

Для того чтобы стать модельером дети проходят не большой подготовительный курс.


Они объединяются в погруппы по 5 человек и работают по своей тематике, ищут и находят в интернет ресурсах по заданным темам:

Краткая история развития одежды (1-я группа);

Способы производства одежды сегодня и в прошлом (2-я группа);

Основные понятия об одежде, и ее функции (3-я группа).

Интернет ресурсы для изучения темы:

http://www.hintfox.com/article/narodnij-kostjum-kak-tvorcheskij-istochnik-v-modelirovanii-odezhdi.html

https://sheba.spb.ru/za/konstruir-sapr-1988.htm

https://www.google.ru/search?newwindow=1&hl=ru&tbm=nws&ei=iNq6XqvZHNiEwPAPr4uOwAQ&q=модели+одежды+с+элементом+народного+костьюма&oq=модели+одежды+с+элементом+народного+костьюма&gs_l=psy-ab.12...51669.87066.0.89394.46.46.0.0.0.0.1761.5033.35j2j1j8-1.39.0....0...1c.1.64.psy-ab..7.8.812...0j33i10k1.0.lXPUvXn1qfM

https://cyberleninka.ru/article/n/sopostavlenie-vzglyadov-na-formoobrazovanie-modeley-odezhdy/viewer

Беседа за круглым столом по прочитанному материалу.

Вывод учащихся: анализируя историю народного костюма и рассматривая современный костюм, можно заключить, что в любой современный костюм можно дополнить элементами народного, национального, традиционного, что делает его органичнее, самобытнее, роднее, ближе, дороже.

Затем дети приступают к созданию собственных эскизов моделей современной одежды с включением мотивов традиционной одежды (работают по желанию индивидуально или в группе не более трёх человек).

Данное занятие позволит детям не только познакомиться с основными закономерностями построения одежды народов Среднего Поволжья, увидеть возможности, заложенные в её гармоничности и функциональности для моделирования современного костюма, изучить этапы моделирования одежды по народным мотивам, но и самим практически участвовать в создании современной модели с использованием народных мотивов.





Занятия 27-33

Тема: Три языка, три письменности: сходства и различия

Цель: создать условия для самореализации личности обучающихся.

Задачи:

-развитие творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков;

-развитие умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях;

- научить формировать свое мнение и умение его отстаивать;

- помощь в профессиональной ориентации.

Научно-исследовательская работа проводятся в течении семи занятий:

1 занятие. Выбор темы, сбор материала по исследованию.

2 занятие. Встреча с представителями исчезнувшего кряшенского языка.

3 занятие. Экскурсия в кряшенский приход.

4занятие. Оформление исследовательской работы.

5 занятие. Презентация исследовательской работы перед одноклассниками.

6 занятие. Публичная презентация научно-исследовательской работы.

Методы исследования: анализ источников информации, работа с респондентами, интервьюирование, работа со справочным и архивным материалом, изучение материалов музеев, библиотек, религиозных заведений сопоставительный анализ, описание, анализ статистических данных и полевая работа.

Цель нашего исследования: изучить историю и особенности письменности кряшен. В соответствии с целью необходимо решить следующие задачи:

- проанализировать источники информации об истории кряшен и их письменности;

- провести работу с респондентами - представителями народа кряшен;

- исследовать оригиналы - книги, периодическую печать кряшен, изданные в разные периоды времени;

- сравнить письменности трёх, веками соседствующих народов.

У языков, письменностей народов, долгие века живущие по соседству, всегда наблюдаются процессы взаимопроникновения. Наша гипотеза: несмотря на свои особенности, письменность кряшен имеет точки взаимодействия и пересечения с письменностями соседствующих народов.

Предмет исследования: письменность народа кряшен.

Практическая значимость исследования. Найденный в результате исследования материал поможет обогатить музей нашей школы, лабораторию Дома дружбы народов и Национального общества кряшен нашего города.


Литература

  1. Исхаков Р.Р. Вклад Н. И. Ильминского в развитие просветительского движения крещеных нерусских народов Волго-Уралья / Р.Р.Исхаков // «Гасырлар авазы – Эхо веков». 2015. – №3/4. С. 117-135.

  2. Макаров Г.М. Тамги кряшен / Г.М.Макаров // Научный Татарстан. – 2011. – №3. – С. 229-236.

  3. Мухаммадеева Л.А. Кряшены в 1917–1930-х гг. / Л.А. Мухаммадеева // Историко-культурное наследие кряшен Волго-Уральского региона. Актуальные вопросы и перспективы изучения: материалы научно-практических конференций, посвященных 180-летию со дня рождения религиозного просветителя В.Т. Тимофеева / сост. и отв. ред. Р.Р. Исхаков. – Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2016. – С. 155-165.

  4. Овчинников А.В. Образы древней и средневековой истории кряшен (советский этап становления мифологемы) / А.В.Овчинников // Историко-культурное наследие кряшен Волго-Уральского региона. Актуальные вопросы и перспективы изучения: материалы научно-практических конференций, посвященных 180-летию со дня рождения религиозного просветителя В.Т. Тимофеева / сост. и отв. ред. Р.Р. Исхаков. – Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2016. – С. 166-176.

  5. Остроумов Н. П. Первый опыт словаря народно-татарского языка по выговору крещеных татар Казанской губернии / Н.П.Остроумов – Казань: Типография Императорского университета, 1876. – 145 с.

  6. Сводные итоги Всероссийской переписи населения 2010 года: Статистический сборник по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года, том 11 / Татарстанстат – Казань: Издательский центр Татарстанстата 2013г. – 160 с.

  7. Соколовский С.В. Кряшены во Всероссийской переписи населения 2002 года. – Москва, 2004


Занятия

Содержание

Кол-во часов

1 Выбор темы, сбор материала по исследованию.


Занятие состоится в библиотеке ?

Цель: заинтересовать детей к сравнительному анализу письменности трёх, веками соседствующих народов: русских, татар и кряшен.

Проблемный вопрос: причины исчезновения кряшенского языка, сходства и различия данных языков.

Отчёт о выбранной литературе для написания научно-исследовательской работы. Составление плана действий.


1 час

2. Встреча с представителями исчезнувшего кряшенского языка.


Занятие состоится в музее СОШ №31

Встречи с Байрашовой Марией Николаевной, Федотовой Марией Яковлевной, Стрелковой Екатериной Николаевной, Фокеевой Елезаветой Павловной.

С целью создания условий для изучения фонетического звучания кряшенского языка и взаимодействия языков в письменности и в речи.

Во время беседы ведутся аудиозапись, видеосъёмка, фотографирование, дети задают вопросы. Обязанности распределяются заранее. После встречи обмен мнениями и отчёт о проделанной работе.


3. Экскурсия в кряшенский приход.


Цель: создание условий для

углубления знаний о народе кряшен, и чтоб дети смогли услышать настоящий кряшенский язык  во время литургии.

Ведётся так же аудиозапись, видеосъёмка, фотографирование. Обучающиеся уже по ходу могут сравнивать фонетическое звучание трех языков и сделать для себя выводы, которые помогут при оформлении работы. Дети в неформальной обстановке делятся мнениями и отчитываются друг перед другом.

4. Оформление исследовательской работы.



Оформление работы. Подготовка к представлению результатов работы. Работа над дикцией, интонацией.

Изучая все материалы по исследованию, дети приходят к выводу: письменность кряшен, благодаря многовековым процессам взаимопроникновения, имеет точки взаимодействия и пересечения с письменностями соседствующих народов: русских и татар. Все три алфавита основаны на кириллице и из-за различий в речевом аппарате имеют дополнительные буквы, некоторые буквы не используются за ненадобностью.

Через изучение истории письменности кряшен, собрали доказательный материал о его самостоятельности и идентичности.




5. Презентация исследовательской работы перед одноклассниками.

Подготовка к представлению результатов работы с использованием наглядного материала. Средства выразительности публичного выступления: интонация, жесты, мимика.

Выступление перед одноклассниками с целью речевой и психологической адаптации, упражнении в ответах на возможные вопросы.


6. Публичная презентация научно-исследовательской работы.


Цель: Публичная презентация исследовательской работы (защита).

Рефлексия. Самоанализ и анализ публичного выступления.



Список литературы для педагога:

Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе / Н.И. Дереклеева. - М.: «Вербум-М.», 2001. – 48 с.

Методическое пособие по оформлению научно-исследовательских работ учащихся / сост. Е.В. Глухарёва. – Нижнекамск: МОУ ДОД «ЦДОД» по работе с одарёнными детьми, 2008. – 28 с.

Организация научно-исследовательской деятельности. Методическое пособие / сост.: Г.Д. Зарипова, Е.В. Глухарёва, Ю.В. Киселёва. – Нижнекамск: МОУ ДОД «ЦДОД» по работе с одарёнными детьми, 2009. – 48с.

Кудрявцева Т. С. Культурно-языковое наследие урало-поволжских народов : учебное пособие / Т. С. Кудрявцева, Р. К. Ахмедова ; Восточный институт экономики, гуманитарных наук, управления и права .— Уфа : Восточный университет, 2004 .— 62, [1]


Виртуальная экскурсия как инновационная форма обучения, Устюжанина Н.В [Электронный ресурс]: электронный научный журнал «Наука и перспективы», 2017, №2.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/virtualnaya-ekskursiya-kak-innovatsionnaya-forma-obucheniya


Дополнительное образование детей в современной системе образования Российской Федерации [Электронный ресурс]: электронно-методический портал «Образование», автор: Буйлова Л.Н., .2012г. URL: http://dopedu.ru/stati/151-2012-05-23-19-02-32.html



Народная культура Поволжья: методическое пособие/ С.Н.Митина Ульяновск: ИПК ПРО-, 1999. -84 с. URL: http://window.edu.ru/resource/904/56904




Список рекомендуемой литературы для обучающихся:

Бусыгин Е. П. Этнография народов Среднего Поволжья: учебное пособие / Е. П. Бусыгин, Н. В. Зорин. - Казань: КГУ, 1984. – 97 с.

Гаген-Торн Н.И. Женская одежда народов Поволжья. Материалы к этногенезу / Н.И. Гаген-Торн. - Чебоксары, 1960. - 230 с.

Завьялова М.К. Татарский костюм / М.К. Завьялова. - Казань: Издательство «ЗАМАН», - 1996.-256с.

Исхаков Д.М. Этнография татарского народа / Д.М. Исхаков - Казань: Магариф, 2004. – 287 с.

Ланкова Н.М. Работа в школьном краеведческом музее / Н.М. Ланкова. - М., 2001. – 185 с.

Козлова К.И. Этнография народов Поволжья. Учебное пособие / К.И. Козлова. - МГУ, 1964.

Шабалина Л.П. Структура и быт семьи народов Среднего Поволжья / Л.П. Шабалина. - Ульяновск: УлГПУ, 1997.

Зорин Н.В. Семейная обрядность народов Среднего Поволжья/ историко-этнографические очерки/ Н. В. Зорин. - Казань: КГУ, 1990. – 129 с.

Тагиров И.Р. История национальной государственности татарского народа и Татарстана / И.Р. Тагиров. - Казань, 2000. – 327c.

Харисова Л.А. Культура народов Татарстана / Л.А. Харисова. - Казань: Магариф, 2005. – 367 с.

Разница между башкирами и татарами [Электронный ресурс]:

Гуманитарные науки, 2016г.

URL: https://thedifference.ru/chem-otlichayutsya-bashkiry-ot-tatar/#h2_2

Мордва, марийцы [Электронный ресурс]: информационно-аналитическое издание, электрон. журн.: Посреди России -2019- URL: https://posredi.ru/category/narodoznanie

Вестник Чувашского университета [Электронный ресурс]: электронный журнал - 2019, №2 -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-i-razvitie-istoricheskoy-nauki-v-chuvashskoy-respublike-professor-i-d-kuznetsov

Бытовая культура чувашей, 1985, Чебоксары - электронная национальная библиотека Чувашской Республики. URL: http://nasledie.nbchr.ru/culture/hozyaistvo/; URL: https://echznbchr.blogspot.com/2014/


Список литературы для исследовательской работы

  1. Белокопытов В., Сорокина Н. Город есть! Нижнекамский репортаж. –Татарское книжное издательство,1978. – 98 с.

  2. Глухов М. Казанский ретро-лексикон. – М. : Основа, 2002. – 576 с.

  3. Дунаева Т.Г. Кряшеноведение. – Казань, 2008.

  4. Ислаев Ф.Г. Православные миссионеры в Поволжье. – Казань.: Татар. кн. изд-во,1999. – С. 12.

  5. Мухамедова Р.Г. Народный костюм татар-кряшен. – Казань: Слово, 2005 г. – 256 с.

  6. Мухаметшин Ю.Г. Татары-кряшены. – М.: Наука, 1977. – 223 с.

  7. Нижнекамск начинается с Чабьи/Боярова В.//Ваша газета. – 1972. – №145. – С.1

  8. Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года. Т. 22. С 1784 по 1788 _ Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина.

  9. Сабиров Г.С. Знали город будет. – Нижнекамск, 2016. – 57 с.

Интернет-ресурсы:

  1. Такие разные татары: мишары, кряшены, нагайбаки [Электронный ресурс]: новости Казани из центральных, региональных и зарубежных источников: электрон. журн. 2014. № 8. URL: http://www.kazan.aif.ru/culture/details/1312145 

  2. Татары кряшены поют яркие и самобытные песни [Электронный ресурс]: актуальные новости из центральных источников: электрон. журн. 2016. № 4. URL: http://posredi.ru/kryasheny.html

  3. Старокрещёные и новокрещёные татары [Электронный ресурс]: Ежедневное интернет-издание о том, как быть православным сегодня: электрон. журн. 2012. № 10. URL: http://www.pravmir.ru/author/user_1413127798/

  4. http://www.e-nkama.ru/raion/History/history.php 

  5. http://www.missiakryashen.ru/today/documents/conference-2000/Suslova-Kadirova

http://proverilnasebe.com/index.php/tourism/tatarstan/bolgar-2.html#park

http://pckfun.ru/nacionalnye-prazdniki.php dostoprimechatelnosti.htmlhttp://svastour.ru/articles/puteshestviya/rossiya/kazan-i-tatarstan/nizhnekamsk

 http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/904/56904/27479

















Приложение 2

Глоссарий


 Актуальность – свойство быть ориентированной на решение наиболее значимых проблем, т.е. таких проблем, решение которых в сумме может дать максимально возможно полезный эффект.
 Алгоритм
1.       Четко заданная последовательность выполнения тех или иных действий, преобразований, вычислений над отдельным объектом или их совокупностью.
2.      Система правил, предписаний для эффективного решения определенных задач.
3.      Программа, определяющая способ поведения.
4.      Сформулированное на некотором языке правило (или набор правил), указывающее действия, последовательное выполнение которых приводит от исходных данных к искомому результату.
 Анкета – опросный лист, самостоятельно заполняемый опрашиваемым по указанным в нем правилам.
 Аннотация – краткая характеристика рассматриваемого материала с точки зрения назначения, содержания, формы и других особенностей.
 Архив
1.   Учреждение для хранения старых, старинных документов, документальных материалов.
2.   Собрание рукописей, писем и т.п., относящихся к деятельности какого-либо учреждения, лица.
 Библиография
1.       Научное описание и систематизация произведений печати и письменности, их выявление и отбор, составление их перечней, указателей и информационных изданий.
2.       Перечень книг и статей по какому-нибудь вопросу.
 Вывод – умозаключение; прийти к чему-то на основе анализа.
 Гипотеза – недоказанное утверждение: условие, принимаемое с целью последующего подтверждения. 
В гипотезе необходимо показать  то, что неочевидно в объекте или предмете, то, что исследователь видит в них такого, чего не видят другие.
Возможны два типа гипотез. Первый тип – описательные гипотезы, в которых описываются причины и возможные следствия. Второй тип – объяснительные: в них дается объяснение возможным следствиям из определенных причин, а также характеризуются условия, п которых эти следствия обязательно возникнут.



Декларация (фр. declaration — заявление):в конституционном праве название нормативно правового акта, имеющее целью придать ему торжественный характер, подчеркнуть его особо важное значение для судеб соответствующего государства 

Идентичность — свойство психики человека в концентрированном виде выражать для него то, как он представляет себе свою принадлежность к различным социальным, экономическим, национальным, профессиональным, языковым, политическим, религиозным, расовым и другим группам или иным общностям, или отождествление себя с тем или иным человеком, как воплощением присущих этим группам или общностям свойств.

 Изучение литературы – метод исследования, целенаправленный сбор сведений о фактах поведения и деятельности человека в различных естественных условиях.
Один из наиболее широко распространенных методов получения первичной информации на ранних стадиях исследования для предварительного знакомства с объектом.
Служит для анализа истории и современного состояния проблемы, дает возможность отделить известное от неизвестного, изучить мало разработанные и дискуссионные положения, различные точки зрения, создать первичное представление об объекте.
Интонация – выражает отношение к тому, о чем идет речь; оттенки речи расширяют смысл сказанного; интонация усиливает воздействие слова; передает оттенки мысли; диапазон интонаций.
Информация:
1.     Сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством.
2.     Проблеме и путях её решения, обнаружить неясности в разработке вопроса.
 Исследование – процесс и результат научной деятельности, направленный на получение новых знаний  о закономерностях, структуре, механизмах функционирования изучаемого явления, о содержании, принципах, методах и организационных формах деятельности.
Коренные народы — народы, которые обитали на определённых землях до прихода туда переселенцев из других мест.

Классификация – упорядоченное разделение множества объектов на группы на основе использования установленной системы признаков деления и совокупности, определенных правил.
 Комментарий –  (заметки, толкование)
1.     Книжный комментарий – пояснения (примечания) к тексту, часть научно-справочного аппарата книги.
2.     Комментарий средств массовой информации – разновидность оперативного аналитического материала, разъясняющего смысл актуального общественно-политического события, документа.
Компетентность – совокупность необходимых знаний и качеств личности, позволяющих профессионально подходить и эффективно решать вопросы в соответствующей области знаний, научной или практической деятельности.
Контекст – законченный в смысловом отношении отрывок письменной или устной речи, необходимый для определения смысла отдельно входящего в него слова или фразы.
Концепция –  система взглядов, принципов в какой-либо области; общий замысел, основная идея труда, произведения.
Креативность – творчество.
Критерий – признак, на основе которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки.

Лексика — совокупность слов того или иного языка, части языка.

Метод –
1.      Совокупность приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.
2.      Способ, с помощью которого обеспечивается достижение намеченной цели.  

Национальный костюм — сложившийся на протяжении веков традиционный комплекс одежды, обуви и аксессуаров, который использовался  людьми в повседневном и праздничном обиходе.

Национальная культура – это совокупность символов, верований убеждений ценностей, норм образцов поведения, которые характеризуют духовную жизнь человеческого сообщества в той или иной стране.

Традиция –

1.то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений

2.Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту.


Народ

1) в широком смысле слова всё население определенной страны. 

2) Термин, употребляемый  для обозначения  различных форм этнических общностей (племя, народность, нация). 

Национальный язык — форма существования языка в эпоху существования нации, сложное системное единство, включающее в себя литературный язык, диалекты, жаргоны, просторечие и арго.

Респондент — участник социально психологического исследования, выступающий в роли опрашиваемого.

Реформа — изменение правил в сфере человеческой жизни, не затрагивающее функциональных основ, или преобразование, вводимое законодательным путём.

Тамга — родовой фамильный знак, печать. Как правило, потомок определённого рода заимствовал тамгу своего предка и добавлял к ней дополнительный элемент либо видоизменял её.

Фонетика — раздел лингвистики, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку), а также интонацию.

Этнонимы – названия наций, народов, народностей, племён, племенных союзов и тому подобное.

Этнос-межпоколенная группа людей, объединенная длительнымсовместным проживанием на определенной территории, общими языком, культурой и самосознанием. 





39