СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

• авторская программа коррекционного курса логопедических занятий для обучающихся 1 класса с системным недоразвитием речи легкой степени при легкой умственной отсталости;

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«• авторская программа коррекционного курса логопедических занятий для обучающихся 1 класса с системным недоразвитием речи легкой степени при легкой умственной отсталости;»

Государственное общеобразовательное бюджетное учреждение Ярославской области

"Ярославская школа – интернат №6"





УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы – интерната №6

_________________Н.В. Мурина

Приказ №2/384 от 16 сентября 2019 г.









Рабочая программа

коррекционных логопедических занятий

1а класс

разработана на основе АООП вариант 1



Белова Елена Юрьевна

учитель-логопед







2019 - 2020 учебный год









г. Ярославль, 2019г.






Оглавление

Пояснительная записка 3

Цели и задачи программы 3

Методологические и теоретические основы программы 5

Адресат программы 6

Характеристика особенностей развития обучающихся с интеллектуальной недостаточностью 6

Срок обучения 10

Особые образовательные потребности обучающихся с интеллектуальными нарушениями 10

Планируемые результаты освоения рабочей программы 11

Содержание программы 12

Календарно-тематическое планирование логопедических занятий 13

Взаимодействие со специалистами, участвующими в коррекционном процессе 41

Форма и условия реализации программы 41

Литература 43



























Пояснительная записка

Логопедическая работа с детьми, имеющих интеллектуальные нарушения, занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью.

Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599)., Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей, Декларацией прав ребенка, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (СанПиН 2.4.2.3286-15), а также разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.


Цели и задачи программы.

Цель программы: коррекция дефектов устной речи обучающихся, способствующая успешной адаптации к учебной деятельности и дальнейшей социализации детей.

Основные задачи программы:

1. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепления его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей обучающихся.

2. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.

3. Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития обучающихся.

4. Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности обучающихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.

Рабочая программа обеспечивает коррекционно-образовательную деятельность с обучающимися 1 класса, имеющими заключение: системное недоразвитие речи, с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей. При разработке рабочей программы учитывался контингент обучающихся, выявленный в ходе диагностики речевого развития.

В основе программы лежит психолингвистический подход к речевой деятельности как к многокомпонентной структуре, включающей семантический, синтаксический, лексический и морфологический компоненты, предполагающей интенсивный и экстенсивный пути развития и формирование «чувства языка».

Предлагаемая рабочая программа коррекции недоразвития речи обучающегося с интеллектуальной недостаточностью составлена с учетом характера ведущей деятельности, структуры и степени выраженности нарушения, ведущих мотивов и потребностей обучающегося, целей школьного обучения. Такое построение рабочей программы обеспечивает социализацию ребенка в результате педагогических воздействий.

Специфика логопедической работы обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями умственно отсталого ребенка, с другой – особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта. Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико-фонемтическую, так и лексико-грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект. Кроме того, весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями логопедической работы в коррекционной школе являются максимальное включение анализаторов и использование максимальной и разнообразной наглядности.

Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляторной моторики, в логопедические занятия включены упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий, элементы логопедической ритмики. Логопедическая работа  подготавливает учащихся к усвоению программы по русскому языку, поэтому содержание логопедической работы строится с учетом программы по русскому языку. При этом цели и задачи логопедической работы (практическое овладение языком) иные, чем цели и задачи уроков русского языка (осознание и анализ языковых явлений).

Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов педагогического и медицинского профилей и семей воспитанников.

Курс коррекционно-развивающих занятий рассчитан на один год обучения 99 занятий, которые проводятся 3 раза в неделю (33 недели).

В структуру занятия могут входить:

- упражнения для развития артикуляционной моторики;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

- дыхательная гимнастика;

- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;

- формирование фонематических процессов;

- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;

- работа над предложением;

- обогащение и активизация словарного запаса;

- развитие связной речи.

Методологические и теоретические основы программы.

Рабочая программа имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие реализацию программы и организацию работы по ней:

- принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;

- принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;

- принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;

- принципы интеграции усилий специалистов;

- принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;

- принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;

- принцип постепенности подачи учебного материала;

- принцип концентрического наращивания информации.

Адресат программы

Рабочая программа обеспечивает коррекционно-образовательную деятельность с обучающимися 1 класса, имеющими заключение: системное недоразвитие речи, с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей. При разработке рабочей программы учитывался контингент обучающихся, выявленный в ходе диагностики речевого развития.

В основе программы лежит психолингвистический подход к речевой деятельности как к многокомпонентной структуре, включающей семантический, синтаксический, лексический и морфологический компоненты, предполагающей интенсивный и экстенсивный пути развития и формирование «чувства языка».

Предлагаемая рабочая программа коррекции недоразвития речи обучающегося с интеллектуальной недостаточностью составлена с учетом характера ведущей деятельности, структуры и степени выраженности нарушения, ведущих мотивов и потребностей обучающегося, целей школьного обучения. Такое построение рабочей программы обеспечивает социализацию ребенка в результате педагогических воздействий.


Характеристика особенностей развития обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Нарушения речи у умственно отсталых детей.

Нарушения речи у умственно отсталых школьников исследовались

М. Е. Хватцевым, Р. Е. Левиной, Г.А. Каше, Д.И. Орловой, М.А. Савченко, Е.Ф. Соботович, Е.М. Гопиченко, Р. И. Лалаевой, К.К. Карлепом и др. По данным этих исследователей, выраженные дефекты наблюдаются у 40-60 % детей. В. Г. Петрова выделяет комплекс многообразных факторов, обуславливающих нарушения речи умственно отсталых детей, отмечая, что основной причиной аномального развития и нарушений речи у них является недоразвитие познавательной деятельности.

Снижение уровня аналитико-синтетической деятельности проявляется в нарушении фонематического восприятия, сложной психической деятельности по дифференциации звуков речи. Нарушение познавательной деятельности приводит к трудностям усвоения семантической стороны языка, поэтому умственно отсталые дети с трудом овладевают сложными по семантике словами (абстрактными, обобщёнными) и грамматическими формами (например, сложноподчинёнными предложениями с придаточными цели, причины и др.)

В связи с общим недоразвитием аналитико-синтетической деятельности у них затруднено формирование всех языковых обобщений, качественно иначе, чем нормальные дети, усваивают они закономерности языка.

Ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых контактов, незрелость интересов, снижение потребности в речевом общении представили собой значимые факторы, обуславливающие замедленное и аномальное развитие у них речи. Наряду с этим имеют место и другие факторы, вызывающие у них нарушения речи: аномалии в строении речевого аппарата, обуславливающие ринолалию, механическую дислалию, локальное органическое поражение подкорковых отделов головного мозга, приводящее к возникновению заикания, дизартрии.

Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер.

У детей с умственной отсталостью встречаются все формы расстройства речи, как и у нормальных детей (дислалия, ринолалия, дисфония, дизартрия, алалия, дислексия, дисграфия, заикание, афазия и др.) Преобладающим в структуре системного речевого нарушения является семантический дефект.

Нарушения речи у умственно отсталых детей характеризуются стойкостью, они с большим трудом устраняются, сохраняются вплоть до старших классов вспомогательной школы.

Нарушение фонетической стороны речи у умственно отсталых школьников.

В основе дефектов звукопроизношения лежит не один, а целый ряд причин: недоразвитие познавательной деятельности, несформированность речеслуховой дифференциации, нарушение речевой моторики, аномалии в строении артикуляционного аппарата. Правильное использование звуков в самостоятельной речи представляет для умственно отсталых детей большую сложность и вырабатывается чрезвычайно медленно. Для них характерно резкое расхождение между умением произносить звуки и использовать их в речи.

У умственно отсталых школьников младших классов отмечается глубокая степень проявления расстройств звукопроизношения. Также нарушения звукопроизношения у умственно отсталых детей часто бывают вариативными, т.е. проявляются по-разному. Один и тот же звук ребёнок в одних случаях произносит правильно, в других пропускает или искажает. Это зависит от характера звукослоговой структуры, а также от места звука в слове. Нарушения звукопроизношения, особенно замены звуков, у умственно отсталых детей чаще, чем у детей с нормальным интеллектом, отражаются на письме.

Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых детей является более длительным и более сложным процессом, чем у нормальных детей.

Особенностью логопедической работы по устранению звукопроизношения во вспомогательной школе является её индивидуализация. Специфика проявляется и в планировании. Темы подгрупповых занятий должны быть узкими, учитывающими постепенное введение трудностей.

При коррекции звукопроизношения широко используется приём сравнения. Большое внимание уделяется развитию общей и речевой моторики, воспитанию слухового восприятия, внимания, памяти, т.е. нормализация всех тех факторов, которые лежат в основе нарушения звукопроизношения у умственно отсталых детей и обуславливает особенности их проявления.

Нарушение лексики у умственно отсталых школьников

Особенности словарного запаса умственно отсталых детей привлекали внимание многих авторов (В. Г. Петрова, Г. И. Данилкина, Н.В. Тарасенко, Г.М. Дульнев), которые отмечали, что нарушения познавательно деятельности накладывают отпечаток на формирование пассивного и активного словаря.

У умственно отсталых выявляется бедность словарного запаса, неточность употребления слов. Трудности актуализации словаря более значительны, чем в норме, пассивный словарь преобладает над активным, отмечается несформированность структуры значения слова, нарушение процесса организации семантических полей.

Наиболее важными причинами бедности словарного запаса у этих детей является низких уровень их умственного развития, ограниченность представлений и знаний об окружающем мире, несформированность интересов, снижение потребности в речевых и социальных контактах, а также слабость вербальной памяти.

В активном словаре отсутствуют многие глаголы, обозначающие способы передвижения животных (скачет, ползает, летает). Глаголы с приставками заменяются бесприставочными (пришёл, перешел – шёл).

Умственно отсталые дети употребляют лишь незначительное количество слов, определяющих признаки предмета: цвет, величину, вкус. Противопоставление по признакам «длинный – короткий используется очень редко.

Встречается неточное употребление слов, парафразии. Наблюдается смешение слов одного рода, вида. Так, словом ботинки дети называют сапоги, туфли, галоши.

Пассивный словарь умственно отсталых детей больше активного, но он с трудом актуализируется.

Нарушение грамматического строя речи у умственно отсталых школьников.

У умственно отсталых школьников наблюдаются несформированность грамматической стороны речи, которая проявляется в аграмматизмах, в трудностях выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений. Недостаточно сформированными оказываются морфологические формы словоизменения и словообразования, синтаксические структуры предложения.

Выявляются искажения в употреблении падежей. Наиболее сформированными оказываются формы именительного, винительного и родительного падежей. Наибольшее количество ошибок встречается в употреблении творительного и всех предложно-падежных конструкций. Творительный часто заменяется именительным (мальчик копает лопата), родительным (под стула, под дивана), формой предложного падежа (Лампа висит на диване), предложный падеж – винительным (Мальчик катается на санки). Нарушение использования предложно-падежных конструкций проявляется в пропуске, замене предлогов, искажении окончаний).

Неправильное употребление падежей с предлогами наблюдается у умственно отсталых детей гораздо чаще, чем неправильное понимание тех же конструкций с предлогами. В импрессивной речи наблюдается смешение предлогов за, перед, около, на и над, под и в. В экспрессивной речи отмечается опускание предлогов в, из, отсутствие предлогов над, около, перед, за, между, через, из-за, из-под.

Отмечаются нарушения в словосочетании наречия много и существительного, неправильное согласование существительного и прилагательного, существительного и числительного.

Дети неправильно употребляют форму родительного падежа множественного числа существительных: («много девочки»). Смешиваются окончания родительного падежа множественного числа различных склонений (много рыбков). Допускаются ошибки при выполнении заданий на согласование прилагательного с существительным в роде, числе и падеже («красная платье»).

Функция словообразования у умственно отсталых школьников является менее сформированной, чем словоизменение. Несформированность словообразования проявляется в трудностях образования прилагательных от существительных (камень-каменный), уменьшительно-ласкательных форм, глаголов с приставками (влил-вылил-налил). В основном дети пользуются суффиксальным способом словообразования. Однако количество суффиксов при этом очень незначительно (-ик, очек, -чик, -онок,-енок, -от, -як, -к).

Характерными для умственно отсталых школьников младших классов являются простые нераспространённые предложения.

Нарушение связной речи у умственно отсталых школьников.

Становление связной речи у умственно отсталых детей осуществляется замедленными темпами и характеризуется качественными особенностями. Они длительное время задерживаются на этапе вопросно-ответной и ситуативной речи. Переход к самостоятельному высказыванию у этих детей является очень трудным и во многих случаях затягивается вплоть до старших классов вспомогательной школы.

Связные высказывания мало развёрнуты, фрагментарны. В рассказе нарушена логическая последовательность, связь между отдельными его частями. Связные тесты часто состоят из отдельных фрагментов, не связанных в единое целое, и характеризуются краткостью и сжатостью изложения.

Одной из причин задержки формирования связной речи умственно отсталых детей является то, что их речевая активность слаба и довольно быстро истощается.

Более легко, чем самостоятельный рассказ, осуществляется у умственно отсталых детей пересказ.

Срок обучения

Курс коррекционно-развивающих занятий рассчитан на один год обучения 99 занятий, которые проводятся 3 раза в неделю (33 недели).

В структуру занятия могут входить:

- упражнения для развития артикуляционной моторики;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

- дыхательная гимнастика;

- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;

- формирование фонематических процессов;

- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;

- работа над предложением;

- обогащение и активизация словарного запаса;

- развитие связной речи;

-развитие письменной речи.

Особые образовательные потребности обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характерны следующие специфические образовательные потребности:

-  раннее получение специальной помощи средствами образования;

∙ обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы;

∙ научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования;

∙ доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;

∙ систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;

∙ обеспечении особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с (интеллектуальными нарушениями;

∙ использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;

- развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой;

- специальное обучение способам усвоения общественного опыта ― умений действовать совместно с взрослым, по показу, подражанию по словесной инструкции;

∙ стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.

Удовлетворение перечисленных особых образовательных потребностей обучающихся возможно на основе реализации личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению обучающихся через изменение содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы. В свою очередь, это позволит формировать возрастные психологические новообразования и корригировать высшие психические функции в процессе изучения обучающимися учебных предметов, а также в ходе проведения коррекционно-развивающих занятий.

Планируемые результаты освоения рабочей программы

У детей, посещающих логопедические занятия к концу учебного года:

  • Нормализуется фонетическая сторона речи:

- правильно артикулируют все звуки русского языка в различных фонетических позициях и формах речи;

- Дифференцируют все звуки;

  • Развито свободное общение с взрослыми и детьми:

способны участвовать в коллективной беседе (самостоятельно формулировать и задавать вопросы, аргументировано отвечать на вопросы);

- свободно пользуется речью для установления контакта, поддержания и завершения разговора.

  • Развиты компоненты ЛГСР (лексической стороны, грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности:

используют слова разных частей речи в точном соответствии с их значением, активно пользуются эмоционально-оценочной лексикой и выразительными средствами языка;

- используют разнообразные способы словообразования, сложные предложения разных видов, разные языковые средства для соединения частей предложения;

- самостоятельно пересказывают и драматизируют небольшие литературные произведения, составляют по плану и образцу описательные и сюжетные рассказы;

- называют в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах, различают понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».

  • Сформирована звуковая аналитико-синтетическая активность:

воспринимают слово и предложение как самостоятельные единицы речи, правильно используют в своей речи;

способны делить предложения на слова и составлять из слов (2-4);

способны делить слова на слоги (2-4) и составлять из слогов;

- способны проводить звуковой анализ слов;

- понимает смыслоразличительную роль фонемы.

Результаты освоения Программы зависят от индивидуальных психологических и физиологических особенностей, а также от степени нарушений речевого развития детей

Содержание программы

Звуковая сторона речи. Фонематические процессы.

Развитие артикуляционного праксиса, речевого дыхания. Постановка, автоматизация и дифференциация звуков, коррекция слоговой структуры. Последовательная отработка правильной артикуляции звуков, их характеристика (параллельно с их усвоением на уроке обучения грамоте). Развитие фонематических процессов. Формирование прочных звукобуквенных связей.

Лексико-грамматический строй речи.

Уточнение и расширение словаря по основным лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Грибы», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Дикие животные», «Детеныши диких животных», «Домашние животные», «Детеныши домашних животных», «Зима», «Зимние забавы», «Зимующие птицы», «Новый год», «Домашние птицы», «Птенцы домашних птиц», «Посуда», «Продукты питания», «Инструменты», «Профессии», «Транспорт», «Весна», «Цветы», «Перелетные птицы», «Деревья и кустарники», «Рыбы», «Насекомые», «Лето».

Ознакомление со словами, обозначающими предметы, признаки, действия. Практическое усвоение грамматических категорий (через игровые задания и упражнения).

Работа над предложением и связной речью.

Интонация в предложении. Усвоение модели простого двусоставного предложения: существительное плюс глагол. Распространение модели простого двусоставного предложения по моделям и вопросам. Обучение первоначальному навыку связного высказывания. Рассказ по личным наблюдениям, сюжетным картинкам, серии картинок.

Развитие письменной речи.

Календарно-тематическое планирование

Диагностическая работа проводится:

2 недели в начале учебного года (01.09. – 15.09);

2 недели в середине учебного года (16.12. – 26.12);

2 недели в конце учебного года (15.05. – 28.05).



Тема занятия

Количество часов

Дата

Задачи

Знакомство со строением речевого аппарата.

1

2,09

Наблюдение за формированием звуков речи.

Формирование представления о звуках речи.

1

5,09

Наблюдение за формированием звуков речи.

Дифференциация понятий «буква», «звук»

1

6,09

Дифференциация понятий «буква», «звук»

-Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.

Дифференциация понятий «буква», «звук». Закрепление.

Знакомство со «словом».

1

9,09

Познакомить учащихся с термином «слово». Наглядно  показать, что слово состоит из слогов и звуков.

Знакомство с предложением.

Различение неречевых звуков окружающей действительности. Воспроизведение сказки «Курочка Ряба» с использованием элементов драматизации. Развитие связной речи.

1

12,09

Формировать умение составлять предложения из 2-3 слов с помощью внешних опор на картинном материале.

-Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.

Звуки вокруг нас. Определение источника звука с опорой на практические действия, аудиозапись, натуральные предметы

1

13,09

Формировать умение составлять предложения из 2-3 слов с помощью внешних опор на картинном материале

Различение неречевых звуков окружающей действительности. Воспроизведение сказки «Колобок». Развитие связной речи.

1

16,09

-Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.


Признаки осени.

Формирование пространственных представлений. Времена года.

1

19,09

- Формирование пространственных представлений

- Формировать представление об осени, ее признаках.

Осень. Описательный рассказ.

1

20,09

-Продолжать формировать представление об осени и ее признаках.

-Учить составлять простой описательный рассказ.

-Развивать слуховое и зрительное внимание и память, мелкую моторику, физиологическое дыхание.

Развитие связной речи. Составление словосочетаний по теме «Овощи».

1

2309

-Формирование пространственных представлений

-Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.

-Уточнение и расширение словаря по теме.

Составление описательного рассказа об овоще (огурец, помидор, морковь)


1

26,09

-Формирование пространственных представлений

-Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.

-Расширение и активизация словаря по теме.

Овощи. Единственное и множественное число существительных.

1

27,09

-Закрепить обобщающее понятие овощи.

-Различать и использовать единственное и множественное число существительных.

-Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику, речевое дыхание.

-Уточнение и расширение словаря по теме.

Овощи. Единственное и множественное число существительных. Закрепление.

1

30,09

-Закрепить обобщающее понятие овощи.

-Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.

-Уточнение и расширение словаря по теме.

Фрукты. Единственное и множественное число существительных

1

3,10

-Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове.

- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.

Дифференциация «фрукты»-«овощи»

Единственное и множественное число существительных. Закрепление.

1

4,10

- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.

Грибы.

Единственное и множественное число существительных.


1

7,10

- Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове.

- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику. Уточнение и расширение словаря по теме.

- Употребление Р.п. мн.ч. существительных - составление предложений со словом «много».

Грибы. Единственное и множественное число существительных. Закрепление.



1

10,10

- Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове.

- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику, речевое дыхание.

- Употребление Р.п. мн.ч. существительных - составление предложений со словом «много».

Развитие активного словаря по теме «Ягоды».

1

11,10

- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.

- Уточнение и расширение словаря по теме.

Составление словосочетаний по теме «Ягоды».

1

14,10

- Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове.

- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.

- Развитие связной речи

Составление словосочетаний по теме «Ягоды». Закрепление.

1

17,10

- Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове.

- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.

- Развитие связной речи

Формирование пространственных представлений. Месяцы.

1

18,10

- Продолжать развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове.

- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.

Развитие активного словаря по теме «Одежда».

1


- Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове.

- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.

-Уточнение и расширение словаря по теме.

Составление словосочетаний по теме «Одежда».

1


- Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове.

- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.

- Развитие связной речи

Сезонная одежда. Единственное и множественное число существительных.

1


- Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове.

- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.

- Употребление Р.п. мн.ч. существительных - составление предложений со словом «много».

Формирование пространственных представлений. Дни недели.

1


- Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове.

- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.

Закрепление пространственных представлений. Дни недели.

1


- Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове.

- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.

Развитие активного словаря «Мебель». Предлоги В, ИЗ

1


-Развитие активного словаря по теме.

-Продолжать развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове.

- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.

- Формировать умение правильно употреблять предлоги В,ИЗ.

Развитие активного словаря «Мебель». Предлоги В, ИЗ. Закрепление.

1


-Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове.
- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.

- Формировать умение правильно употреблять предлоги В,ИЗ.

Развитие активного словаря по теме «Посуда».

1


- Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове.

- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.

- Уточнение и расширение словаря по теме.

Развитие связной речи. Составление словосочетаний по теме «Посуда».

1


- Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове.

- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику, речевое дыхание.

Развитие активного словаря по теме «Домашние животные».

1


- Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове.

- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику, правильное речевое дыхание.

Развитие связной речи. Составление словосочетаний по теме «Детеныши домашних животных»

1


- Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове.

- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.

- Уточнение и расширение словаря по теме.

Развитие активного словаря по теме «Дикие животные»

1


- Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове.

- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.

- Уточнение и расширение словаря по теме.

Развитие активного словаря по теме «Детеныши диких животных».

1


- Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове.

- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.

- Уточнение и расширение словаря по теме.

Формирование пространственных представлений. Определение направлений в пространстве.

1


- Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове.

- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.

- Уточнение и расширение словаря по теме.

Звук и буква А.

1

12,12

- Уточнение артикуляционного уклада звука А. Знакомство с буквой А.

- Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове.

- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.

-

Звук и буква У. Зима. Приметы зимы.

1

13,12

- Уточнение артикуляционного уклада звука У. Знакомство с буквой У.

- Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове.

- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.

- Формировать представление о зиме, ее признаках.

Звуки [м, м’] и буква М.

1

16,12

Уточнение артикуляционного уклада звука М. Знакомство с буквой М.

- Произношение и различение звуков [М]-[М’]. изолированно, в слогах, словах на слух.

- Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове.

- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.

- Уточнение и расширение словаря по теме.

Звук и буква О.

1

19,12

- Уточнение артикуляционного уклада звука [О]. Знакомство с буквой О.

- Продолжать развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове.

- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.

Звуки [х, х’] и буква Х. Зимние забавы.

1

20,12

-Уточнение артикуляционного уклада звука [Х]. Знакомство с буквой Х.

- Произношение и различение звуков [Х]-[Х’].

- Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове.

- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.

- Уточнение и расширение словаря по теме.

- Составление рассказа по картинному плану.

Звуки [с, с’] и буква С. Зимующие птицы. Словообразование.

1

23,12

- Уточнение артикуляционного уклада звука [С]. Знакомство с буквой С.

- Произношение и различение звуков [С]-[С’].

- Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове.

- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.

- Согласование существительных ед. и мн. Ч. Им.п. с глаголами настоящего времени. Расширение и активизация словаря глаголов по теме.

Звуки [н, н’] и буква Н. Развитие связной речи (описательный рассказ по схеме)

1

26,12

- Уточнение артикуляционного уклада звука [Н]. Знакомство с буквой Н.

-Произношение и различение звуков [Н]-[Н’].

-Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове.

- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.

Звук и буква Ы.

1

27,12

- Уточнение артикуляционного уклада звука [Ы],. Знакомство с буквой Ы.

-Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове.

- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.

Звуки [л, л’] и буква Л. Развитие лексико-грамматического строя речи

1

13,01

- Знакомство с буквой Л.

- Уточнение артикуляционного уклада звука [Л]

- Произношение и различение звуков [Л]-[Л’].

-Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове.

- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.

- Образование мн.ч. и уменьшительно-ласкательной формы имен существительных.

Звуки [в, в’] и буква В. Развитие словаря по теме «Зимние забавы».

1

16,01

Произношение и различение звуков [в],[в’].

- Знакомство с буквой В.

- Уточнение артикуляционного уклада звука [В]

- Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове.

- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.

- Образование мн.ч. и уменьшительно-ласкательной формы имен существительных.

Звук и буква И.

1

17,01

- Уточнение артикуляционного уклада звука И. Знакомство с буквой И.

- Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове.

- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.

Звук и буква Ш. Развитие активного словаря «Новый год»

1

20,01

- Уточнение артикуляционного уклада звука [Ш]. Знакомство с буквой Ш.

Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове.

- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.

- Составление простого описательного рассказа по картине. Развитие связной речи.

Дифференциация звуков [Ш]- [С] в слогах, словах.

1

23,01

- Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове.

- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.

Звуки [п, п’] и буква П. Развитие активного словаря «Новый год»

1

24,01

- Произношение и различение звуков [п],[п’].

- Уточнение артикуляционного уклада звука П.

- Знакомство с буквой П.

- Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове.

- Продолжать развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове.

- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику, речевое дыхание.

Звуки [т, т’] и буква Т.

1

27,01

- Уточнение артикуляционного уклада звуков [Т], [Т”]. Знакомство с буквой Т.

- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику, речевое дыхание.

Дифференциация прописных букв П-Т.

1

30,01

- Учить различать данные буквы на письме. Формировать умение правильно соотносить звук с буквой.

- Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове.

- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.

Звуки [к, к’] и буква К.

Одежда.

1

31,01

- Уточнение артикуляционного уклада звуков [К], [К’]. Знакомство с буквой К

- Произношение и различение звуков [к],[к’].

- Произношение и различение пройденных звуков изолированно, в слогах, словах на слух и правильное обозначение на письме.

-Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове.

- Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных в И.п. ед. и мн.ч.

- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.

Звуки [з, з’] и буква З. Бытовые приборы.

1

3,02

- Уточнение артикуляционного уклада звука [З], [З’]. Знакомство с буквой З.

-Произношение и различение звуков [з],[з’].

- Продолжать развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове.

- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику, речевое дыхание.

- Согласование глаголов наст.вр. в числе.

Дифференциация [с – з], [с’ – з’] в слогах, словах.

1

6,02

- Развивать слуховую дифференциацию з-с, з’-с’.

-Уточнение артикуляционного уклада звука [С], [С’] и [З], [З’].

- Произношение изолированно, в слогах, словах на слух.

- Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове.

- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.

Звуки [р, р’] и буква Р. Предлоги НА, ПОД. Бытовые приборы.

1

7,02

- Уточнение артикуляционного уклада звука [Р]. Знакомство с буквой Р.

- Произношение и различение звуков [р],[р’].

- Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове.

- Развивать пространственные представления и умение ориентироваться относительно своего тела.

- Учить правильно использовать во фразовой речи предлоги НА, ПОД.

- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.

Дифференциация [л – р], [л’ – р’] в слогах, словах.


1

10,02

- Уточнение артикуляционного уклада звука [ Л] , [ Р’].

- Продолжать развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове.

- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику, речевое дыхание.

Буква Й.


1

13,02

- Уточнение артикуляционного уклада [й]. Знакомство с буквой Й.

- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.

Дифференциация [и] – [й] в слогах, словах.

Развитие лексико-грамматического строя речи. Бытовые приборы.

1

14,02

- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику, речевое дыхание.

- Употребление Р.п. мн.ч. существительных - составление предложений со словом «много».

- Учить правильно использовать во фразовой речи предлоги В, НА, С.

- Уточнение и расширение словаря по теме.

Звуки и буква Ж. Предлоги В, ИЗ.

1

17,02

- Уточнение артикуляционного уклада [Ж].

-Знакомство с буквой Ж.

- Закрепить правильное произношение звуков и зрительный образ букв.

- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику, правильное речевое дыхание.

Дифференциация [ш] – [ж] в слогах, словах

1

20,02

Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.

Дифференциация звуков [з]-[ж] в слогах, словах.

1

21,02

Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.

Звуки [б, б’] и буква Б. Развитие активного словаря «Инструменты».

1

27,02

-Уточнение артикуляционного уклада [Б], [Б’]. Знакомство с буквой Б.

- Произношение и различение звуков [б],[б’].

- Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове.

- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.

- Уточнение и расширение словаря по теме.

Дифференциация звуков [Б-П] в слогах, словах.

1

28,02

-Учить различать данные звуки на слух и в произношении.

- Формировать умение правильно соотносить звук с буквой.

- Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове.

- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.

Звуки [д, д’] и буква Д. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза.

1

2,03

- Уточнение артикуляционного уклада [Д], [Д’]. Знакомство с буквой Д..

- Произношение и различение звуков [д],[д’].

- Произношение и дифференциация пройденных звуков изолированно, в слогах, словах на слух и правильное обозначение на письме.

-Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове.

- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.

- Согласование числительных 1, 2, 5 с существительными.

Дифференциация звуков [Д– Т] в слогах, словах.


1

5,03

- Учить различать данные звуки на слух и в произношении.

- Формировать умение правильно соотносить звук с буквой.

- Уточнение артикуляционного уклада звука [б] и [д]. - Произношение изолированно, в слогах, словах на слух.

- Продолжать развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове.

- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику, речевое дыхание.

Звуки [г, г’] и буква Г. Развитие лексико-грамматического строя речи.

1

6,03

- Уточнение артикуляционного уклада [Г].

- Знакомство с буквой Г.

- Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове.

- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.

- Согласование числительных от 1 до 5 с именами существительными.

Дифференциация звуков [Г– К] в слогах, словах.

Развитие активного словарного запаса «Дом и его части»

1

12,03

- Учить различать данные звуки на слух и в произношении.

- Формировать умение правильно соотносить звук с буквой.

- Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове.

- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.

- Уточнение и расширение словаря по теме.

- Согласование числительных от 1 до 5 с именами существительными.

Звук и буква Е.

1

13,03

- Уточнение артикуляционного уклада [Е]. Знакомство с буквой Е.

- Произношение изолированно, в слогах, словах на слух и правильное обозначение на письме.

- Учить ориентироваться в пространстве.

- Учить сопровождать свои действия речью.

- Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове.

- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.

Звук и буква Я.

1

16,03

- Уточнение артикуляционного уклада [Я]. Знакомство с буквой Я.

- Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове.

- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику..

Дифференциация [А– Я] в слогах, словах.


1

16,03

- Учить детей слышать и выделять твёрдые и мягкие согласные.

- Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове.

- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.

Звук и буква Ю.

1

19,03

- Уточнение артикуляционного уклада [Ю].

- -Знакомство с буквой Ю.

- Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове.

- Закрепить правильное произношение звуков и зрительный образ букв.

- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику, правильное речевое дыхание.

Дифференциация звуков [У– Ю] в слогах, словах.

Развитие активного словаря «Профессии»

1

20,03

- Учить детей слышать и выделять твёрдые и мягкие согласные.

- Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове.

- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.

- Уточнение и расширение словаря по теме.

Звук и буква Ё. . Развитие связной речи (рассказ по схеме на тему «Профессии»).

1

6,04

- Уточнение артикуляционного уклада [Ё].

- Знакомство с буквой Ё.

- Развитие связного речевого высказывания.

- Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове.

- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.

- Уточнение и расширение словаря по теме. Понятие «Профессии».

Звук и буква Ч. . Развитие активного словаря «Весна».

1

9,04

- Уточнение артикуляционного уклада звука [Ч]. Знакомство с буквой Ч.

- Формировать представление о весне, ее признаках.

- Произношение и различение звука изолированно, в слогах, словах на слух и правильное обозначение на письме.

- Учить ориентироваться в пространстве, развивать пространственные представления.

- Учить сопровождать свои действия речью.

- Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове.

- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.

Звук и буква Ф. Развитие активного словаря. Весна «8 Марта»

1

10,04

- Уточнение артикуляционного уклада звуков [Ф]. Знакомство с буквой Ф.

- Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове.

- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.

- Уточнение и расширение словаря по теме. Расширять знания об окружающем мире.

Дифференциация звуков [В – Ф], [В’ – Ф’] в слогах, словах. Сезонная одежда.

1

13,04

- Учить различать на слух и в произношении данные звуки, правильно соотносить с буквами

- Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове.

- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.

-Уточнение и расширение словаря по теме. Расширять знания об окружающем мире.

Звук и буква Ц. Развитие фонематического слуха.

1

16,04

- Уточнение артикуляционного уклада звуков [Ц]. Знакомство с буквой Ц.

- Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове.

- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.

Дифференциация звуков [Ц – С], в слогах, словах.

1

17,04

- Учить различать на слух и в произношении данные звуки, правильно соотносить с буквами

- Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове.

- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.

- Уточнение и расширение словаря по теме. Образование притяжательных прилагательных.

Дифференциация [Ц-Ч] в слогах, словах.

1

20,04

- Учить различать на слух и в произношении данные звуки, правильно соотносить с буквами

- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику, правильное речевое дыхание.

Звук и буква Э. Развитие активного словаря « Деревья и кустарники».

1

23,04

- Уточнение артикуляционного уклада [Э]. Знакомство с буквой Э.

- Продолжать развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове.

- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику, речевое дыхание.

Звук и буква Щ Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза.

1

24,04

- Уточнение артикуляционного уклада [Щ]. Знакомство с буквой Щ.

- Продолжать развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове.

- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику, речевое дыхание.

Дифференциация звуков [Ч-Щ] в словах и предложении.

1

24,04

- Учить различать на слух и в произношении данные звуки, правильно соотносить с буквами

- Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове.

- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.

- Уточнение и расширение словаря по теме. Образование притяжательных прилагательных.

Буква ь.


1

27,04

Знакомство с притяжательными местоимения мой, мое, моя (согласование с существительными).

Развитие связного высказывания, обогащение словарного запаса.

Звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез слов с буквой ь.

1

27,05

- Учить различать на слух твердые и мягкие согласные на слух и в произношении.

- Учить правильно читать слоги и слова с «ь».

Написание слов с ь знаком.

Формирование представлений о твердости и мягкости согласных.

1

30,04

Уточнение артикуляционного уклада звуков. Развивать фонематические процессы. Развивать внимание, память, мышление. Закрепление притяжательных местоимений. Уточнение и расширение словаря по теме.

Формирование представлений о твердости и мягкости согласных. Закрепление.

1

30,04

Формирование представлений о мягкости согласных. Учить дифференцировать твёрдые и мягкие согласные на слух и по кинестетическим ощущениям.

Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов.

1

7,05

- Закрепление понятия о твердости и мягкости согласных звуков.

- Развивать фонематические процессы, внимание, память, мышление, мелкую моторику.

- Продолжить знакомство с двойной ролью букв, учить слышать раздвоение йотированных гласных в трёх позициях.

- Развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление.

Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов. Развитие активного словаря «Транспорт»

1

7,05

- Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове.

- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.

- Уточнение и расширение словаря по теме.

Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов.

.

1

7,05

- Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове.

- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику

Буква и звук Ё.

1

8,05

- Уточнение артикуляционного уклада звука Ё.

- Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове.

- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.

- Продолжить знакомство с двойной ролью букв, учить слышать раздвоение йотированных гласных в трёх позициях.

- Развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление.

Дифференциация звуков [О - Ё] в слогах.

1

8,05

- Учить детей слышать и выделять твёрдые и мягкие согласные.

- Уточнение артикуляционного уклада звуков.

-Продолжить знакомство с двойной ролью букв , учить слышать раздвоение йотированных гласных в трёх позициях.

- Развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление.

Дифференциация звуков [О - Ё] в словах. «Животные жарких стран и их детеныши».

1

8,05

- Учить детей слышать и выделять твёрдые и мягкие согласные.

- Закрепить правильное произношение гласных звуков и зрительный образ букв.

-Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.

- Закрепить ударение. Активизация и расширение словаря по теме.

Буква Ъ.

1

12,05

- Вырабатывать умение правильно произносить и читать слова с разделительным «ъ».

- Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове.

- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.

- Уточнение и расширение словаря по теме.

- Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением при помощи суффиксов.

Слова с разделительным ь.

1

14,05

- Вырабатывать умение правильно произносить и читать слова с разделительным «ь».

- Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове.

- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику, речевое дыхание.

- Образование притяжательных прилагательных.

Слова с разделительным ь. Закрепление.

1

15,05

- Вырабатывать умение правильно произносить и читать слова с разделительным «ь».

- Уточнение артикуляционного уклада звуков.

- развивать фонематические процессы, дать понятие о транскрипции, об особенностях гласных букв Я, Ё,Е. познакомить с позициями, когда йотированные гласные обозначают 1 и 2 звука, учить слышать раздвоение йотированных гласных в трёх позициях.

-Развивать слуховое и зрительное внимание, память.

Написание слов с ь и ъ знаком.

Формирование представлений о твердости и мягкости согласных. Закрепление.

1

18,05

- Вырабатывать умение правильно произносить и читать слова с разделительным ь и ъ.

- Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове.

- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.

- Уточнение и расширение словаря по теме.

- Образование притяжательных прилагательных.

- Образование уменьшительно-ласкательных существительных.

Закрепление навыков чтения и письма.

1

21,05

- Повторить изученный материал. Проверить уровень знаний учащихся.

- Уточнение артикуляционного уклада звуков.

- Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове.

- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.

- Уточнение и расширение словаря по теме.

- Образование уменьшительно-ласкательных существительных.

Повторение пройденного материала по теме «Гласные и согласные звуки и буквы».

1

22,05

- Повторить изученный материал. Проверить уровень знаний учащихся.

- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику, правильное речевое дыхание.

- Закрепление представлений о мягкости согласных.

Взаимодействие со специалистами, участвующими в коррекционном процессе

Взаимодействие с учителями, психологом и дефектологом логопед осуществляет в разных формах. Это обсуждение перспективного планирования работы на текущий период по всем направлениям, выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей рабо­ты, оснащение развивающего предметного пространства в классе, взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности.

Взаимодействие в основном базируется на подготовке и проведении плановых мероприятий. Во время подготовки совместными усилиями подбирается материал по возрасту и речевому развитию каждого ребенка и класса в целом. Во время проведения мероприятий создается положительная мотивация к развитию речи, настрой на успех.

Форма и условия реализации программы

Форма реализации: групповая.

Условия реализации программы:

- обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения специализированной помощи) в соответствии с результатами диагностики;

- обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации коррекционно-развивающего процесса, повышения его эффективности, доступности);

- обеспечение специализированных условий (решение комплекса специальных задач на всех этапах коррекционного обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с речевым недоразвитием; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);

- обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм).



Литература:
  1. Агранович Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб., 2005.

  2. Аксёнова А.К.,.Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М.: «Просвещение», 1987.

  3. Безруких М.М., Ефимова С.П.. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучению письму. – Тула, 1997.

  4. Гаврикова М.Ю. Коррекционно-логопедические занятия с младшими школьниками. – Волгоград: «Панорама», 2006.

  5. Гаврикова М.Ю. Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи (1-4 класс). Учебно-методическое пособие. – М.: «Глобус», 2007.

  6. Гомзяк О.С. Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий. – М.: «ТЦ Сфера», 2007.

  7. Е. Косинова. Пальчиковая гимнастика. – М.: «Эксмо», 2003.

  8. Елецкая,О.В., Горбачевская,Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе». – М:, «Творческий центр»,2005 г.

  9. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: «Просвещение», 1991.

  10. Ефименкова Л.Н., Садовникова Н.Н. Формирование связной речи у детей-олигофренов. – М.: «Просвещение», 1970.

  11. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М., 2003.

  12. Каше Г.А., Шуйфер Р.И., Никашина Н.А., Евлахова Э.А.. Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся. – М., 1960.

  13. Киселёва, В.А. «Двигаемся, играем, рисуем». – М:, «Творческий Центр Сфера», 2008 г.

  14. Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. – СПб., 2009.

  15. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: «Владос», 1999.

  16. Лалаева, Р. И. « Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы», - М.: « Просвещение», 1978 г.

  17. Логопедическая гимнастика. – СПб.: «Детство», 1999.

  18. Логопедия/ под ред. Л.С.Волковой – М.: «Просвещение», 1989.

  19. Ракитина В.А.. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей младшего школьного возраста: Пособие для логопеда: Животные в загадках в алфавитном порядке. – М., 2005.

  20. Рау Е.Ф., Рождественская В.И. Исправление недостатков произношения у школьников. – М.: «Просвещение», 1969.

  21. Сахарова И.И. «Чистоговорки в картинках». – М:, «Творческий Центр Бриз», 2008 г.

  22. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи. – СПб., 2004.

  23. Ткаченко Т.А. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап: Пособие для логопеда. – М., 2005.

  24. Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам. Пособие для логопеда. – М., 2005.

  25. Филичева Т.Г., Чевелёва Н.А., Чиркина Т.В. Основы логопедии. – М.: «Просвещение»,1989

  26. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: «Просвещение», 1989.



















Согласовано:

заместитель директора по УВР _______________________/ Н.В. Губанова



Составитель:

учитель-логопед _______________________/Е.Ю. Белова



55



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!