СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская программа кружка изобразительного искусства "Палитра"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

внеурочное обучение

Просмотр содержимого документа
«Авторская программа кружка изобразительного искусства "Палитра"»



Дополнительная общеразвивающая программа

«Палитра»



Возраст детей – 6 - 10 лет

Срок реализации – 4 года

Составитель:

педагог дополнительного образования

Бубнихина Юлия Рудольфовна










Кострома 2014 год

Пояснительная записка

Мир и жизнь могут стать прекрасными благодаря искусству, поэтому приобщение к искусству и художественной культуре необходимо считать приоритетным для образования в целом.

Культурный рост личности не может произойти при редком, хаотическом общении с искусством. Только совокупность многих художественных влияний помогает формированию эстетической культуры человека. Человек овладевает миром культурных ценностей постоянно, на протяжении всей жизни, и этот процесс становится основой его личности. Трудно переоценить значение воздействия искусства на общее психическое развитие ребенка, на формирование его личности, выявление и правильное развитие его потенциальных духовных возможностей. В воспитании подрастающего поколения важную роль играет и его эстетическое воспитание, осуществляемое в первую очередь средствами различных видов искусства. Лишь вся совокупность отдельных искусств может сделать личность ребенка действительно многогранной, помочь совершенствованию его внутреннего мира. В результате проблема воздействия на личность ребенка многообразием видов искусств, находящихся в тесном взаимодействии и органической связи друг с другом, представляется достаточно актуальной.

«Первым условием образования таланта, - писал, в частности, Б.Г. Ананьев, является многосторонность личности, многосторонность способностей. Если человек развивается только в одном направлении, то талант этого человека будет нестойким и поэтому очень незначительным, истощаемым».

В первую очередь это касается младшего школьного возраста, когда у большинства детей интересы еще окончательно не сформировались, а склонности к отдельным видам искусства не успели проявиться. Для выявления и развития этих склонностей и ведется работа во внеурочное время, позволяющая детям пробовать свои силы.

В результате активного чередования различных видов и форм деятельности происходит некая адаптация в сфере искусства, выявляются склонности и интересы.

Главным в данной программе является изобразительное искусство.

Программа помогает приобщить детей к мировому историко-культурному наследию, особенностям организации разными народами мира окружающего природного пространства. Представления об общечеловеческих ценностях складываются, во-первых, из знакомства с мировым художественным наследием, во-вторых, из освоения отечественного искусства, народного творчества и, в-третьих, из развития общего кругозора, знаний о мире, природе, взаимосвязи человека и природы

Общеразвивающая программа «Разноцветная палитра» относится к художественной направленности.

Целью программы является

  • формирование художественной культуры учащихся, нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве. Развитие практических умений и навыков работы в основных видах художественной деятельности; овладение выразительными возможностями художественных материалов.

  • раскрыть природные данные и творческие умения, заложенные в каждом ребенке

  • приобщение детей к художественному искусству, совершенствование изобразительных способностей, художественного вкуса, наблюдательности, творческого воображения и мышления учащихся


Задачи программы

  • педагогические задачи предполагают формирование таких свойств личности, как внимание, осознанность в действиях, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, художественный вкус, стремление к экспериментированию, творческая инициатива.

  • познавательные задачи реализуются через поиск детьми новых знаний в области изобразительного искусства и познание своих возможностей путем соединения личного опыта с реализацией заданных действий.

  • творческие задачи — это те задачи, которые требуют от ребенка комбинирования известных приемов художественной деятельности и главным образом самостоятельно найденных в результате экспериментирования с художественными материалами

  • развивать у детей эстетическое восприятие, художественный вкус и эмоционально-чувственное отношение к природе и предметам; воспитать интерес и любовь к декоративно-прикладной работе, народному искусству родного края; развить художественно-творческие способности детей; обучить детей основам работы и на этой основе формировать трудовые умения и навыки обучить детей рисованию с натуры форм живой природы с последующей стилизацией и на этой основе развить у них зрительную память, пространственные представление и творческое воображение; привлечь учащихся к изучению литературы с целью получения новых знаний по истории и развитию декоративно-прикладного искусства разных стран, народного искусства нашей страны, родного края.


Принципы построения программы

  • связь искусства с жизнью человека, роль искусства в развитии каждого ребенка; принцип развития художественно-образного мышления на основе наблюдательности и фантазии; принцип связи искусства с жизнью, который предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности.

  • общедидактические принципы: наглядность, системность и последовательность, сознательность и активностиь, связь теории с практикой, научность, доступность, прочность.

  • принципы воспитания: целенаправленность и идейность воспитательного процесса, гармонизация личных и общественных интересов, воспитание личности в коллективе, уважение личности обучаемого, гуманное отношение к ребенку, опора на положительные качества личности.


Умения и навыки, вырабатываемые в процессе обучения:

  • терпение и усидчивость;

  • умение доводить работу до полного завершения, через что прививается культура труда;

  • умение видеть, анализировать и передавать красоту окружающей среды;

  • умение воплощать свои фантазии, как и умение, выражать свои мысли;

  • рефлексировать свой труд и труд других;

  • составлять цветочные сочетания, композиции, узоры;

  • пользоваться интуицией в поисках цветовой гармонии, симметрии, асимметрии, ритма в решении работы;

  • оформление работ (использование простейших средств, включая бросовый материал).

Практический выход

Большое значение в работе придается результатам труда детского творчества и поэтому обязательно предполагается выставочная деятельность мастерской, которая планируется заранее для возможности подготовки к ней как имеющихся работ (в случае если нужна реставрация) так и изготовление новых (как персональных, так и коллективных – если они трудоемки и требуют больших временных затрат).

Предполагаемый результат

Первый год обучения. Смысл работы заключается в пробуждении и обогащении чувств, сенсорных способностей детей, путем освоения живых, воспринимаемых органами чувств особенностей природных и художественных явлений — цвета, звука, формы, движения, возможностей слова и живой речи.

Второй год обучения — это пространство и среда, выразительность разных сторон окружающей жизни и разных видов искусства, возможность передачи образными художественными средствами различных особенностей окружающего мира — “близкого” и “широкого”.

Третий год обучения. Осваиваются разнообразные ситуации жизненного окружения, как они предстают в искусстве, и то, как само искусство составляет неразрывную часть нашего окружения. Это проводится через сюжетные завязки, через характеры героев, через изобразительную деятельность.

Четвертый год обучения. Опорным моментом выступает композиция окружающей действительности и произведений искусства как сочетание явлений, позволяющее говорить о композиции и ее замысле в фантазии автора. Коллективные занятия являются продолжением индивидуальной работы.

Формами подведения итогов реализации программы являются выставки (тематические, праздничные), соревнования, художественные конкурсы: районного, окружного масштаба.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающиеся должны:

  • различать произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства и знать о роли этих искусств в жизни людей;

  • знать об особенностях национальной художественной культуры; иметь представление о выразительных возможностях художественных материалов, элементарных техниках;

  • уметь рассматривать и выражать эмоциональное отношение к произведениям изобразительного искусства;

  • при выполнении практических работ уметь использовать элементарные образные возможности художественных знаний и умений (цвет, тон, линия, объем, пространство, пропорции и т. д.).


Педагогический контроль.

Контроль осуществляется по 2 направлениям:

- индивидуальное развитие личности (наблюдение за поведением детей в различных ситуациях, за эмоциональными проявлениями в процессе общения, наблюдение за развитием коммуникативных качеств, работоспособности, мотивации);

- развитие творческих способностей (словесная оценка, наблюдение в процессе деятельности, участие в выставках и конкурсах разного уровня, соответственно возрасту).

Цель контроля - демонстрация ребенку перспективы его развития, побуждение к самостоятельности, самосовершенствованию.


Промежуточная и итоговая аттестации:

Промежуточная аттестация проводится 1 раз в полугодие в форме опроса, выполнения контрольных и творческих заданий, участия в конкурсах и выставках.

Итоговая – в форме выставки.

Критерии оценки работ: аккуратность, творческий подход, самостоятельность, соответствие технологии.



Учебно-тематический календарный план занятий

1 год

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие. Правила ТБ. Знакомство с программой работы на год.

1


1

2

«Волшебный мир красок»


4

4

3

«Осенняя песня»


4

4

4

«Грустные пейзажи»


4

4

5

«Новогодняя сказка»


5

5

6

«Зимние мечты»


3

3

7

«Снег танцует»


4

4

8

«Природа просыпается»


3

3

9

«Первые весенние цветы»


3

3

10

«Краски лета»


3

3

11

Промежуточная аттестация.


2

2


Итого за год



36

2 год

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие. Правила ТБ. Знакомство с программой работы на год.

1


1

2

«Осень в городе»


4

4

3

«Птицы улетели»


4

4

4

«Осенние дожди»


4

4

5

«Сказки Деда Мороза»


5

5

6

«Зимние игры»


3

3

7

«Масленица»


4

4

8

«Прилет птиц»


3

3

9

«Краски весны»


3

3

10

«Рисуем лето»


3

3

11

Промежуточная аттестация


2

2


Итого за год



36

3 год

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие. Правила ТБ. Знакомство с программой работы на год.

1


1

2

«Осенняя пора…»


4

4

3

«Прогулки в осеннем парке»


4

4

4

«Волшебный лес»


4

4

5

«Ночь перед Рождеством»


5

5

6

«Зима в моем городе»


3

3

7

«Сказки о зиме»


4

4

8

«Весенние проталины»


3

3

9

«Цветы весны»


3

3

10

«Река в моем городе»


3

3

11

Промежуточная аттестация


4

4


Итого за год



36


4 год

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие. Правила ТБ. Знакомство с программой работы на год.

1


1

2

«Природа засыпает»


4

4

3

«Краски и мелодии»


4

4

4

«Осенние образы в искусстве»


4

4

5

«Образы Рождества»


5

5

6

«Новогодние чудеса»


3

3

7

«Зимние пейзажи»


4

4

8

«Как приходит весна»


3

3

9

«Вешние воды»


3

3

10

«Образы весны»


3

3

11

Промежуточная аттестация


1

1

12

Итоговая аттестация


1

1


Итого за год



36

Содержание программы

1 год


Вводное занятие. Правила ТБ. Знакомство с программой работы на год.

Тема «Волшебный мир красок»

На этих занятиях закладываются первые представления о значении цвета в изобразительном искусстве. Знакомство с основными цветами. Смешивание цветов и получение дополнительных. Проводятся небольшие беседы о сочетании красок, оттенках цвета.

1 занятие Волшебные краски. Знакомство с направлениями работы, видами деятельности, материалами.

2 занятие Цветик–разноцветик. Знакомство с тремя основными цветами, Используя три цвета, нарисовать композицию с цветами.

3 занятие Осень на опушке краски разводила. Смешивание красок. Знакомство с составными (дополнительными цветами). Умение самостоятельно находить их.

4 занятие Ветка рябины. Закрепление приема вливания одного цвета в другой. Техника пальчикового рисования.

Тема «Осенняя песня»

Эта тема – продолжение темы о выразительных возможностях искусства. На занятиях говорится о красоте осенней природы. Осенняя тематика занятий определяет его художественный материал. Беседы о художниках и о выраженных настроениях в их работах. Сравниваются особенности изображения в различных видах искусства – цветовой колорит в произведениях живописи.

1 занятие Веселые кляксы. Развитие воображения, фантазии, интереса к творческой деятельности.

2 занятие Осенние мотивы. Научиться работать тычком. Выполнить несложный пейзаж.

3 занятие Пейзаж у озера. Познакомиться с работой акварелью по сырому и по сухому листу.

4 занятие Волшебный карандашик. Выполнить декоративный натюрморт, используя линии разного направления, толщины и. т. д.

Тема «Грустные пейзажи»

Осенние настроения в цветовом воплощении. Краски осени на картинах известных художников. Краски осени в лесу, парке, на берегу озера.поиск цветовых и образных эпитетов осени (золотая осень, осенний багрянец, хмурое небо, засохшие листья, грустный пейзаж).

1 занятие Ранняя осень. Пейзаж настроения. Знакомство с техникой монотипия.

2 занятие Поздняя осень. Научиться работать тычком. Выполнить несложный пейзаж.

3 занятие Осеннее небо. Познакомиться с работой акварелью по сырому и по сухому листу.

4 занятие Грустный пейзаж. Пейзаж настроения. Используя черную гуашь и акварель нарисовать «заколдованный лес»

Тема «Новогодняя сказка»

Образы зимы в изобразительных произведениях. Беседы о красоте зимней природы, её проявлениях в начале и конце зимы. Зимние занятия людей, зимние праздники.

1 занятие Зимние напевы. Познакомиться с «холодными» и «теплыми» цветами, Нарисовать композицию в холодной цветовой гамме.

2 занятие Волшебный карандашик. Закрепление навыков проведения линий. Изображение недостающих деталей объекта, преобразуя его в единое целое.

3 занятие Морозный узор. Совершенствование умений и навыков детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом. Работа с восковой свечой.

4 занятие Рисунок для окошек в избушке Зимушки-Зимы. Выработка навыков проведения пересекающихся линий в разных направлениях. Знакомство учащихся со словом «витраж».

5 занятие. Дед Мороз. Совершенствование умений рисовать фигуру изображаемого персонажа, передавая форму частей, их расположение, относительную величину.

Тема «Зимние мечты»

Зимние настроения в жизни и в искусстве. Зимние пейзажи. Рисование собственных «зимних грёз».

1 занятие Ожившая сказка. Формирование умений работать над замыслом, мысленно представлять содержание своего рисунка, продолжаем развивать пространственное воображение и композиционные навыки.

2 занятие Зимние грёзы. Продолжение знакомства с «холодными» и «теплыми» цветами. Нарисовать композицию в холодной цветовой гамме.

3 занятие О чем рассказывает эта музыка? Стимулирование творчества учащихся к импровизации с цветовым пятном. П.Чайковский «Времена года».

Тема «Снег танцует»

Углублённые наблюдения над различными проявлениями зимней природы. Снег и различные «снежные» образы: снегопад, снежинка, снежная баба, игра в снежки. «Снежные» персонажи в искусстве: Снежная королева, Дед Мороз, Снегурочка и т.д.

1 занятие Снегопад. Знакомство с новым способом изображения снега – «набрызг».

2 занятие Снежинка. Отработка легкости движения и свободного перемещения руки по всему листу. Выразительные возможности простого карандаша.

3 занятие Снежная баба. Освоение нового способа изображения – рисование поролоновой губкой.

4 занятие Снежная королева. Побуждение учащихся передавать в рисунке образ знакомого с детства персонажа.

Тема «Природа просыпается»

Образы весны в изобразительных произведениях. Беседы о красоте весенней природы, её проявлениях в начале и конце весны. Весенние занятия людей, весенние праздники.

1 занятие Весенняя капель. Знакомство с новым способом изображения – «свободная роспись».

2 занятие Деревья. Отработка легкости движения и свободного перемещения руки по всему листу. Выразительные возможности простого карандаша.

3 занятие Весеннее небо. Освоение нового способа изображения – рисование по-сырому.

Тема «Первые весенние цветы»

Весенние настроения в цветовом воплощении. Краски весны на картинах известных художников. Краски весны в лесу, парке, на берегу реки

1 занятие Весенние ручьи. Знакомство с новым способом изображения – «аля-прима».

2 занятие Подснежники. Отработка легкости движения и свободного перемещения руки по всему листу. Выразительные возможности простого карандаша.

3 занятие Цвета весны. Освоение нового способа изображения – рисование акварельными карандашами.

Тема «Краски лета»

Углублённые наблюдения над различными проявлениями прихода лета.

1 занятие Птицы прилетели. Знакомство с новым способом работы – перо и тушь.

2 занятие. Веселый карандаш Освоение нового способа изображения – акварельный карандаш

3 занятие. О чем рассказывает эта музыка? Стимулирование творчества учащихся к импровизации. П.Чайковский «Времена года»

Тема «Промежуточная аттестация»

1 полугодие Рисунок карандашом «Зимний лес»

2 полугодие Выставка работ.

2 год

Вводное занятие. Правила ТБ. Знакомство с программой работы на год.

Тема «Осень в городе»

Осень в городе, настроения, которые она вызывает. Диалог о характере осенней природы: как выглядит ранняя и поздняя осень? Какого цвета осеннее небо и осеннее солнце, отличается ли он от цвета летнего неба и солнца? Рисование осенних образов. Тема и особенности композиции картин В.Маковского и И.Левитана, цветовая гамма в этих произведениях, особенности изображения воздуха, неба, всего пространства картин. Образ осени и аналогии с жизненным циклом человека (старость, одиночество).

1 занятие Осеннее небо. Знакомство с техникой монотипия

2 занятие Ранняя осень. Познакомиться с работой акварелью по сырому и по сухому листу.

3 занятие Поздняя осень. Научиться работать тычком. Выполнить несложный пейзаж.

4 занятие Дыхание осени. Выполнить наброски с натуры овощей и фруктов. Акварель. Гуашь

Тема «Птицы улетели»

Разнообразие проявлений осени: опадают листья, улетают птицы, дни становятся короче. Многообразие образов осени в искусстве. Изобразительные средства передачи осенней грусти: оттенки цвета, выбор красок и их сочетаний, введение контрастов.

1 занятие Осенняя грусть. Используя черную гуашь и акварель нарисовать «заколдованный лес»

2 занятие Листья опадают. Изображение в графической технике растительного микромира (травы, цветы, сухие растения)

3 занятие Птицы улетели. Пейзаж настроения с использованием контрастных и нюансных сочетаний цветов.

4 занятие О чем рассказывает эта музыка? Стимулирование творчества учащихся к импровизации с цветовым пятном. П.Чайковский «Времена года».

Тема «Осенние дожди»

Эти занятия должны быть посвящены прежде всего средствам художественной выразительности различных видов искусства. Этому способствует и выбор материала, ориентированный на установление параллелей и аналогий. Отправной пункт темы – картина осеннего дождя: дождь в саду, в городе, в деревне. Изображение дождливой осени в произведениях Ф.Васильева и А.Саврасова. выразительные средства, использованные художниками: цветовые сочетания, колорит, композиция картин.

1 занятие Осенний дождь. Пейзаж настроения с использованием контрастных и нюансных сочетаний цветов.

2 занятие Осень в саду. Познакомиться с жанром ИЗО «натюрмортом». Выполнить декоративный натюрморт, используя линии разного направления, толщины и. т. д.

3 занятие Осень в Костроме. Формирование умений работать над замыслом, мысленно представляя содержание своего рисунка. Продолжение развития пространственного воображения и композиционных навыков.

4 занятие Осенняя палитра. Умение смешивать на палитре краску, разбеливая основной тон для получения более светлого оттенка.

Тема «Сказки Деда Мороза»

Зимние праздники, Новый год, новогодние сказки. Беседа о праздновании Нового года, новогодние чудеса и сюрпризы. Новогодние истории: о Щелкунчике, о двенадцати братьях-месяцах и т.д.новый год в искусстве. Образ Деда Мороза.рисование иллюстраций. Фантазия на тему «Дед Мороз в зимнем лесу на картине И.Шишкина»

1 занятие История о Щелкунчике. Побуждение учащихся передавать в рисунке образ знакомого с детства персонажа.

2 занятие Сказка «Двенадцать месяцев» Формирование умений работать над замыслом, мысленно представляя содержание своего рисунка. Продолжение развития пространственного воображения и композиционных навыков

3 занятие «Дед Мороз в зимнем лесу на картине И.Шишкина»

4 занятие «Дед Мороз в зимнем лесу на картине И.Шишкина»

5 занятие Дед Мороз. Побуждение учащихся передавать в рисунке образ знакомого с детства персонажа. Совершенствование умений рисовать фигуру изображаемого персонажа, передавая форму частей, их расположение, относительную величину.

Тема «Зимние игры»

На этих занятиях возможен как разговор о различных зимних играх и развлечениях (игра в снежки, катание на санках, на коньках), так и о елочных украшениях. Персонажами работ могут быть герои сказок – Дед Мороз, Снегурочка, Щелкунчик. Фантазии на тему «Путешествие сказочных героев».

1 занятие Зимние забавы. Формирование умений работать над замыслом, мысленно представляя содержание своего рисунка. Совершенствование умений рисовать фигуру изображаемого персонажа, передавая форму частей, их расположение, относительную величину

2 занятие «Путешествие сказочных героев» Формирование умений работать над замыслом, мысленно представляя содержание своего рисунка. Побуждение учащихся передавать в рисунке образ знакомого с детства персонажа.

3 занятие Зимний пейзаж. Продолжение знакомства с техникой монотипия. Продолжение знакомства с «холодными» и «теплыми» цветами. Нарисовать композицию в холодной цветовой гамме.

Тема «Масленица»

Масленица – праздник поздней зимы. Эот праздник отмечается только в России (рассказать вкратце о его истории). Масленица в народном творчестве, произведениях художников. Изображение веселых ярмарочных гуляний, различных забав. Картина Б.Кустодиева: весеннее настроение, праздничность, предчувствие весны.

1 занятие Масленица. Формирование умений работать над замыслом, мысленно представляя содержание своего рисунка. Совершенствование умений рисовать фигуру изображаемого персонажа, передавая форму частей, их расположение, относительную величину

2 занятие Ярмарка. Формирование умений работать над замыслом, мысленно представляя содержание своего рисунка. Совершенствование умений рисовать фигуру изображаемого персонажа, передавая форму частей, их расположение, относительную величину

3 занятие Веселый карандаш. Совершенствование умений рисовать фигуру изображаемого персонажа, передавая форму частей, их расположение, относительную величину

4 занятие О чем рассказывает эта музыка? Стимулирование творчества учащихся к импровизации с цветовым пятном. П.Чайковский «Времена года».

Тема «Прилет птиц»

Эти занятия должны быть посвящены прежде всего средствам художественной выразительности различных видов искусства. Этому способствует и выбор материала. Отправной пункт темы – картина весенней капели: весна в саду, в городе, в деревне. Изображение весны осени в произведениях известных художников. Выразительные средства, использованные художниками: цветовые сочетания, колорит, композиция картин.

1 занятие Весенний дождь. Пейзаж настроения с использованием контрастных и нюансных сочетаний цветов.

2 занятие Весна в Костроме. Формирование умений работать над замыслом, мысленно представляя содержание своего рисунка. Продолжение развития пространственного воображения и композиционных навыков.

3 занятие Весенняя палитра. Умение смешивать на палитре краску, разбеливая основной тон для получения более светлого оттенка

Тема «Краски весны»

Эти занятия предваряются прогулкой в парке, живыми наблюдениями над весенней природой, деревьями, птицами. В классе при просмотре произведений живописи обращаем внимание на изображения парка (композиции картины, фигуры, цвет деревьев и воздуха).

1 занятие Наблюдаем за природой. Познакомиться с градациями света. Научиться видеть в предмете градации света

2 занятие Образ природы. Продолжение знакомства с техникой монотипия. Продолжение знакомства с «холодными» и «теплыми» цветами. Нарисовать композицию в теплой цветовой гамме

3 занятие Весенняя листва. Изображение в графической технике растительного микромира (травы, цветы, растения)

Тема «Рисуем лето»

Углублённые наблюдения над различными проявлениями прихода лета.

1 занятие Скоро лето. Отработка полученных ранее приемов в работе – «аля-прима».

2 занятие Веселый карандаш Приемы изображения – акварельный карандаш, цветной карандаш, мелки…

3 занятие О чем рассказывает эта музыка? Стимулирование творчества учащихся к импровизации. П.Чайковский «Времена года»

Тема «Промежуточная аттестация»

1 полугодие Рисунок на городской новогодний конкурс

2 полугодие Выставка работ. Рассказ о своей работе

3 год

Вводное занятие. Правила ТБ. Знакомство с программой работы на год.

Тема «Осенняя пора…»

Беседы о летних впечатлениях, поездках. Рассказы детей о наблюдениях за картинами природы, птицами, насекомыми. Рисование на тему «Красивые бабочки», «Полевые цветы», «На берегу» или другие темы, предложенные школьниками. Показ репродукций, характеристика изображенных на них образов и ситуаций.

1 занятие Ранняя осень. Продолжение знакомства с работой акварелью по сырому и по сухому листу.

2 занятие Красивые бабочки. Научиться выполнять изображение бабочек в технике монотипия. Познакомиться с термином «симметрия».

3 занятие Полевые цветы. Изображение в графической технике растительного микромира (травы, цветы, сухие растения)

4 занятие На берегу. Формирование умений работать над замыслом, мысленно представляя содержание своего рисунка.

Тема «Прогулки в осеннем парке»

Эти занятия предваряются прогулкой в парке, живыми наблюдениями над осенней природой, деревьями, птицами. В классе при просмотре произведений живописи обращаем внимание на изображения парка (композиции картины, фигуры, цвет деревьев и воздуха).

1 занятие Наблюдаем за природой. Познакомиться с градациями света. Научиться видеть в предмете градации света

2 занятие Осень в парке. Познакомиться с градациями света. Научиться видеть и изображать в предмете градации света

3 занятие Образ природы. Продолжение знакомства с техникой монотипия. Продолжение знакомства с «холодными» и «теплыми» цветами. Нарисовать композицию в теплой цветовой гамме

4 занятие Осенние листья. Изображение в графической технике растительного микромира (травы, цветы, сухие растения)

Тема «Волшебный лес»

Продолжение разговора о сказочных образах и пейзажах. Лес – одно из главных мест русских сказок. Лесные сказочные персонажи: Баба Яга, Леший. Лесной сказочный пейзаж: рисование-фантазия.

1 занятие Образы из сказок. Побуждение учащихся передавать в рисунке образ знакомого с детства персонажа.

2 занятие Баба Яга. Совершенствование умений рисовать фигуру изображаемого персонажа, передавая форму частей, их расположение, относительную величину. Побуждение учащихся передавать в рисунке образ знакомого с детства персонажа.

3 занятие Леший. Совершенствование умений рисовать фигуру изображаемого персонажа, передавая форму частей, их расположение, относительную величину Побуждение учащихся передавать в рисунке образ знакомого с детства персонажа.

4 занятие Сказка-фантазия. Используя черную гуашь и акварель нарисовать «заколдованный лес»

Тема «Ночь перед Рождеством»

Рассказ о празднике Рождества, его истоках и смысле. Праздник Рождества в нашей стране (русские сказки, песни, образы). Рисование рождественских открыток.

1 занятие Скоро Рождество. Развитие творческой фантазии.

2 занятие Сказка Рождества. Развитие творческой фантазии. Формирование умений работать над замыслом. Умение применить знакомую ранее технику исполнения в своей работе.

3 занятие Рисование рождественских открыток. Развитие творческой фантазии. Формирование умений работать над замыслом.

4 занятие Рисование рождественских открыток. Развитие творческой фантазии. Умения добиваться выразительности с помощью цвета.

5 занятие Рисование рождественских открыток Развитие творческой фантазии.

Тема «Зима в моем городе»

Зимние образы – в парке, во дворе, на катке. Зрительные символы зимы: снежинки, узоры на окне, новогодняя елка (школьники продолжают ряд). Рисование зимнего узора на окне, зимних ветвей. Картина зимних превращений в произведениях художников.

1 занятие Узоры на стекле. Совершенствование умений и навыков в свободном экспериментировании с изобразительным материалом. Помощь учащимся в освоении метода спонтанного рисования.

2 занятие Новогодняя елка. Развитие зрительной наблюдательности, способности замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.

3 занятие Зимние деревья. Изображение в графической технике растительного микромира. Работа тушью.

Тема «Сказки о зиме»

Эта тема подводит своеобразный итог всех «зимних занятий», поэтому первоочередное внимание уделяется обобщению зимних образов и персонажей. Рисование сказок о зиме и ее чудесах.

1 занятие Зимняя сказка. Напомнить о «холодных» и «теплых» цветах, Нарисовать композицию в холодной цветовой гамме.

2 занятие Мороз и солнце. Развитие творческой фантазии. Формирование умений работать над замыслом. Умение применить знакомую ранее технику исполнения в своей работе.

3 занятие О чем рассказывает эта мелодия? Стимулирование творчества учащихся к импровизации с цветовым пятном. П.Чайковский «Времена года».

4 занятие Сказка о зиме. Нарисовать иллюстрацию к любой сказке, используя «контрастные» цвета. Гуашь

Тема «Весенние проталины»

Весенние образы – в парке, во дворе. Зрительные символы весны: ручьи, сосульки, капель (школьники продолжают ряд Картина весенних превращений в произведениях художников

1 занятие Весеннее небо. Совершенствование умений и навыков в свободном экспериментировании с изобразительным материалом

2 занятие Ручьи и сосульки. Развитие зрительной наблюдательности, способности замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.

3 занятие Весна в картинах. Знакомство с произведениями русских художников.

Тема «Цветы весны»

Эти занятия предваряются прогулкой в парке, живыми наблюдениями над весенней природой, деревьями, птицами. В классе при просмотре произведений живописи обращаем внимание на изображения парка (композиции картины, фигуры, цвет деревьев и воздуха)

1 занятие Наблюдаем за природой. Знакомимся с переходами света. Научиться видеть в предмете цвет

2 занятие Весна в парке. Помощь учащимся в освоении метода спонтанного рисования.

3 занятие Весенние веточки. Изображение в графической технике растительного микромира (травы, цветы, сухие растения) с натуры.

Тема «Река в моем городе»

Углублённые наблюдения над различными проявлениями прихода лета.

1 занятие Волга весной. Продолжаем знакомство с приемами работы – по сырому

2 занятие Скоро лето. Отработка полученных ранее приемов в работе – «аля-прима».

3 занятие О чем рассказывает эта музыка? Стимулирование творчества учащихся к импровизации. П.Чайковский «Времена года»

Тема «Промежуточная аттестация»

1 полугодие Рисунок на городской новогодний конкурс

2 полугодие Выставка работ. Обсуждение работ своих друзей

4 год

Вводное занятие. Правила ТБ. Знакомство с программой работы на год.

Тема «Природа засыпает»

Рассмотрение сюжета, настроения, общего поэтического строя произведения. Средства передачи осеннего мотива засыпания природы в произведениях изобразительного искусства. Мягкость, приглушенность общего колорита передают тишину засыпающей природы, цветовое сочетание листвы, неба, воды, подчеркивают осеннюю прохладность воздуха, наступающую прозрачность лесов. Фантазия на тему «Осенний мотив».

1 занятие Осенняя листва. Познакомить учащихся с понятием «стилизация». научиться упрощать и усложнять изображение предмета. Гуашь.

2 занятие Осеннее небо. Продолжение знакомства с работой акварелью по сырому и по сухому листу. Передача настроения в своей работе.

3 занятие Осень на Волге. Учиться рисовать один пейзаж с разным временем года, суток и состоянием погоды.

4 занятие Осенний мотив. Мир фантастических деревьев. Контрасты холодного и теплого

Тема «Краски и мелодии»

Продолжение беседы о единстве различных видов искусства. Создание целостного художественного образа. При объяснении произведений искусства усиливаются моменты взаимодействия, интеграции: в произведениях живописи уделяется внимание композиции, ритмической организации, богатстве цветовых характеристик.

1 занятие Осень в полях. Развитие творческой фантазии. Формирование умений работать над замыслом. Умение применить знакомую ранее технику исполнения в своей работе.

2 занятие Летят журавли. Пейзаж настроения с использованием контрастных и нюансных сочетаний цветов

3 занятие О чем говорит эта мелодия? Стимулирование творчества учащихся к импровизации с цветовым пятном. П.Чайковский «Времена года».

4 занятие Осенний лес. Познакомиться с градациями света. Научиться видеть в предмете градации света

Тема «Осенние образы в искусстве»

Продолжение беседы об осени, углубление образных ассоциаций. Смысл выражения С.Маршака «осень – вечер года». Какими цветами можно охарактеризовать время дня и как это соотносится с временем года? Обзор предлагаемых произведений живописи, разговор о многообразии художественного решения. Изобразительно-выразительные средства, обуславливающие те или иные эмоциональные впечатления.

1 занятие Осенняя рябина. Познакомиться с градациями света. Научиться видеть в предмете градации света

2 занятие Закат солнца. Пейзаж настроения. Умение применить знакомую ранее технику исполнения в своей работе. Монотипия.

3 занятие Дары осени. Знать этапы построения натюрморта с натуры. Учиться видеть форму, цвет, фактуру предмета и передавать на работе. Гуашь

4 занятие Скоро зима. Познакомиться с жанром ИЗО «пейзаж», Используя «холодную» цветовую гамму нарисовать не сложный пейзаж.

Тема «Образы Рождества»

Рождество – один из светлых праздников, в основе которого лежит евангельское повествование о чудесном рождении Иисуса Христа. Сюжеты рождественских историй в произведениях живописи.

1 занятие Рождество. Совершенствование умений и навыков в свободном экспериментировании с изобразительным материалом. Помощь учащимся в освоении метода спонтанного рисования

2 занятие Сказочное Рождество. Развитие творческой фантазии. Формирование умений работать над замыслом.

3 занятие Рождественские истории. Развитие творческой фантазии. Формирование умений работать над замыслом.

4 занятие Зажигаем елку. Развитие зрительной наблюдательности, способности замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.

5 занятие Рождественская открытка. Знать что такое «стилизация». научиться упрощать и усложнять изображение предмета. Гуашь.

Тема «Новогодние чудеса»

Продолжение беседы о Рождестве как особом детском празднике. Рисование зимы в различных техниках.

1 занятие Волшебница-зима. Выполнить гуашью пейзаж. Закреплять навыки по линейной и воздушной перспективе

2 занятие Зимняя сказка. Развитие зрительной наблюдательности, способности замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.

3 занятие О чем говорит эта мелодия? Стимулирование творчества учащихся к импровизации с цветовым пятном. П.Чайковский «Времена года».

Тема «Зимние пейзажи»

Образы зимы в искусстве. Зимние пейзажи. Характерные для них средства красочной выразительности. Красочное ли время года зима? (Перечислить свойственные ей краски и показать на примере пейзажей известных художников.)

1 занятие Образы зимы в искусстве. Развитие зрительной наблюдательности, способности замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.

2 занятие Зимние пейзажи. Выполнить гуашью пейзаж. Закреплять навыки по линейной и воздушной перспективе

3 занятие Зимняя дорога. Учиться рисовать один пейзаж с разным временем года, суток и состоянием погоды.

4 занятие Метель. Учиться рисовать один пейзаж с разным временем года, суток и состоянием погоды. Совершенствование умений и навыков в свободном экспериментировании с изобразительным материалом. Помощь учащимся в освоении метода спонтанного рисования.

Тема «Как приходит весна»

Весенние образы – в парке, во дворе. Зрительные символы весны: ручьи, сосульки, капель (школьники продолжают ряд Картина весенних превращений в произведениях художников

1 занятие Весеннее настроение. Совершенствование умений и навыков в свободном экспериментировании с изобразительным материалом

2 занятие Ручьи на улице. Развитие зрительной наблюдательности, способности замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.

3 занятие Весна в картинах. Знакомство с произведениями костромских художников.

Тема «Вешние воды»

Эти занятия предваряются прогулкой в парке, живыми наблюдениями над весенней природой, деревьями, птицами. В классе при просмотре произведений живописи обращаем внимание на изображения парка (композиции картины, фигуры, цвет деревьев и воздуха).

1 занятие Наблюдаем за природой. Знакомимся с цветами весны. Научиться видеть в предмете цвет

2 занятие Весна в природе. Помощь учащимся в освоении метода спонтанного рисования.

3 занятие Первые весенние цветы. Изображение в графической технике растительного микромира (травы, цветы) рисунок с натуры

Тема «Образы весны»

Углублённые наблюдения над различными проявлениями прихода лета.

1 занятие Весна пришла. Продолжаем знакомство с приемами работы – свободная роспись.

2 занятие Скоро лето. Отработка полученных ранее приемов в работе – «аля-прима».

3 занятие О чем рассказывает эта музыка? Стимулирование творчества учащихся к импровизации. П.Чайковский «Времена года»

Тема «Промежуточная аттестация»

1 полугодие Рисунок на свободную тему с разноплановой композицией, техника по выбору

Тема «Итоговая аттестация»

2 полугодие Выставка работ. Выдача свидетельств об окончании курса

Методические рекомендации

Занятия в студии продолжают и расширяют темы, начатые на уроке. Примером могут быть занятия, посвященные рисованию с натуры и по памяти, рисование человека в движении, «народный костюм», «Народная игрушка» и т.д. Во время работы учащиеся могут обсудить друг с другом и с учителем качество рисунка, поделки, посмотреть справочный материал или образцы, наблюдать за работой товарищей.

Созданию непринужденной, творческой атмосферы на занятиях способствуют разнообразные методы, их организации и проведения: эмоциональная настроенность детей перед практической работой с помощью демонстрации произведений изобразительного искусства, слушания музыки, использования игровых ситуаций на занятиях, групповые формы работы над заданием, наблюдения и зарисовки на природе на природе, экскурсии или прогулке.

Большую роль в укреплении интереса учащихся к изобразительному искусству, в развитии изобразительных способностей играет чередование видов художественной деятельности на занятиях. Например, рисование с натуры на одном занятии сменяется лепкой на другом и т.п. Большинство занятий направлено на практическое воплощение творческих замыслов учащихся в материале.

Работа на занятиях в студии как фронтальная, так и индивидуальная. Особое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми, так как это связано с возрастными и психологическими особенностями детей.

То есть важно индивидуализировать занятия с учетом развития моторико-сенсорных навыков и художественно-творческих способностей.

В процессе занятий у учащихся вырабатывается умение доводить начатое дело до конца, прививаются основы культуры труда и изобразительной деятельности. Дети познают законы симметрии, ритма, цветовой гармонии.

Большое значение в расширении художественного кругозора школьников и развитии интереса в декоративно-прикладной работе имеют экскурсии в музеи, на выставки, в мастерские художников, выход на природу с целью наблюдений и зарисовок, проведение бесед об изобразительном и прикладном искусствах. Необходимо в процессе занятий показывать детям репродукции, образцы декоративных изделий, предоставить видеоматериалы об известных художниках и их творческой деятельности, организовывать тематические вечера, конкурсы, выставки.

Необходимо оборудовать кабинет для занятий материалами и инструментами, его оснащение наглядными пособиями и техническими средствами обучения: мольберты, краски, кисти, бумага, картон, клей, муляжи.

В данной программе учитываются характерные возрастные особенности детей. Рисунки детей младших школьников в начале учебных занятий в студии имеют большое сходство с рисунками дошкольников, старшей группы детского сада: учащиеся рисуют сначала схематические изображения, отдельные предметы, а затем композиции, преимущественно по памяти, предметы рисуют обычно на одной горизонтальной линии. Поэтому, первоначально проводится знакомство с перспективой, цветовой гаммой, рисованием по образцу, композицией. В технических приемах изображения ребенок переходит от простой, проволочной линии к линии нащупывающей, сложной, от простого закрашивания локальным цветом к различным способам живописного изображения.

Отчеты работы кружка планируются в виде открытых уроков, выставок детских работ или оформления кабинета. Организационная работа строится с учетом целей и задач, содержания и формы работы в кружке и заключается в составлении расписаний в группах (количество часов, время занятий), ведения журнала посещаемости, составления тематических и поурочных планов, организация групп по возрастам, художественное оформление кабинета, где проводятся занятия, перспективный план кружка, беседы о предстоящих выставках и экскурсиях.


Материально-техническое обеспечение программы.

- кабинет

- парты рабочие

- стулья

- бумага для рисования

- карандаши простые, цветные

- резинки стирательные

- краски: акварель, гуашь

- кисти

- палитры

- гелевые ручки

- восковые мелки, пастель


Список литературы

  1. Алехин А.Д. «О языке изобразительного искусства» М. «Просвещение» 1973 г.

  2. Алехин А.Д. «Изобразительное искусство» М. «Просвещение» 1984

  3. Беда Г.В. «Основы изобразительной грамоты» М «Просвещение» 1981

  4. Волков И.П. «Художественная студия в школе» М «Просвещение» 1993

  5. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования» М «Москва» 2008г.

  6. Копцева Т.А. Природа-художник». Пособие для учителя. М.: Интерпракс, 1994

  7. Мелик-Пашаев А.А. «Педагогика искусства и творческие способности» М.: Знание, 2002

  8. Неменский Б.М. «Мудрость красоты». М. «Просвещение» 2001.