Дополнительная общеразвивающая программа
«Палитра»
Возраст детей – 6 - 10 лет
Срок реализации – 4 года
Составитель:
педагог дополнительного образования
Бубнихина Юлия Рудольфовна
Кострома 2014 год
Пояснительная записка
Мир и жизнь могут стать прекрасными благодаря искусству, поэтому приобщение к искусству и художественной культуре необходимо считать приоритетным для образования в целом.
Культурный рост личности не может произойти при редком, хаотическом общении с искусством. Только совокупность многих художественных влияний помогает формированию эстетической культуры человека. Человек овладевает миром культурных ценностей постоянно, на протяжении всей жизни, и этот процесс становится основой его личности. Трудно переоценить значение воздействия искусства на общее психическое развитие ребенка, на формирование его личности, выявление и правильное развитие его потенциальных духовных возможностей. В воспитании подрастающего поколения важную роль играет и его эстетическое воспитание, осуществляемое в первую очередь средствами различных видов искусства. Лишь вся совокупность отдельных искусств может сделать личность ребенка действительно многогранной, помочь совершенствованию его внутреннего мира. В результате проблема воздействия на личность ребенка многообразием видов искусств, находящихся в тесном взаимодействии и органической связи друг с другом, представляется достаточно актуальной.
«Первым условием образования таланта, - писал, в частности, Б.Г. Ананьев, является многосторонность личности, многосторонность способностей. Если человек развивается только в одном направлении, то талант этого человека будет нестойким и поэтому очень незначительным, истощаемым».
В первую очередь это касается младшего школьного возраста, когда у большинства детей интересы еще окончательно не сформировались, а склонности к отдельным видам искусства не успели проявиться. Для выявления и развития этих склонностей и ведется работа во внеурочное время, позволяющая детям пробовать свои силы.
В результате активного чередования различных видов и форм деятельности происходит некая адаптация в сфере искусства, выявляются склонности и интересы.
Главным в данной программе является изобразительное искусство.
Программа помогает приобщить детей к мировому историко-культурному наследию, особенностям организации разными народами мира окружающего природного пространства. Представления об общечеловеческих ценностях складываются, во-первых, из знакомства с мировым художественным наследием, во-вторых, из освоения отечественного искусства, народного творчества и, в-третьих, из развития общего кругозора, знаний о мире, природе, взаимосвязи человека и природы
Общеразвивающая программа «Разноцветная палитра» относится к художественной направленности.
Целью программы является
формирование художественной культуры учащихся, нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве. Развитие практических умений и навыков работы в основных видах художественной деятельности; овладение выразительными возможностями художественных материалов.
раскрыть природные данные и творческие умения, заложенные в каждом ребенке
приобщение детей к художественному искусству, совершенствование изобразительных способностей, художественного вкуса, наблюдательности, творческого воображения и мышления учащихся
Задачи программы
педагогические задачи предполагают формирование таких свойств личности, как внимание, осознанность в действиях, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, художественный вкус, стремление к экспериментированию, творческая инициатива.
познавательные задачи реализуются через поиск детьми новых знаний в области изобразительного искусства и познание своих возможностей путем соединения личного опыта с реализацией заданных действий.
творческие задачи — это те задачи, которые требуют от ребенка комбинирования известных приемов художественной деятельности и главным образом самостоятельно найденных в результате экспериментирования с художественными материалами
развивать у детей эстетическое восприятие, художественный вкус и эмоционально-чувственное отношение к природе и предметам; воспитать интерес и любовь к декоративно-прикладной работе, народному искусству родного края; развить художественно-творческие способности детей; обучить детей основам работы и на этой основе формировать трудовые умения и навыки обучить детей рисованию с натуры форм живой природы с последующей стилизацией и на этой основе развить у них зрительную память, пространственные представление и творческое воображение; привлечь учащихся к изучению литературы с целью получения новых знаний по истории и развитию декоративно-прикладного искусства разных стран, народного искусства нашей страны, родного края.
Принципы построения программы
связь искусства с жизнью человека, роль искусства в развитии каждого ребенка; принцип развития художественно-образного мышления на основе наблюдательности и фантазии; принцип связи искусства с жизнью, который предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности.
общедидактические принципы: наглядность, системность и последовательность, сознательность и активностиь, связь теории с практикой, научность, доступность, прочность.
принципы воспитания: целенаправленность и идейность воспитательного процесса, гармонизация личных и общественных интересов, воспитание личности в коллективе, уважение личности обучаемого, гуманное отношение к ребенку, опора на положительные качества личности.
Умения и навыки, вырабатываемые в процессе обучения:
терпение и усидчивость;
умение доводить работу до полного завершения, через что прививается культура труда;
умение видеть, анализировать и передавать красоту окружающей среды;
умение воплощать свои фантазии, как и умение, выражать свои мысли;
рефлексировать свой труд и труд других;
составлять цветочные сочетания, композиции, узоры;
пользоваться интуицией в поисках цветовой гармонии, симметрии, асимметрии, ритма в решении работы;
оформление работ (использование простейших средств, включая бросовый материал).
Практический выход
Большое значение в работе придается результатам труда детского творчества и поэтому обязательно предполагается выставочная деятельность мастерской, которая планируется заранее для возможности подготовки к ней как имеющихся работ (в случае если нужна реставрация) так и изготовление новых (как персональных, так и коллективных – если они трудоемки и требуют больших временных затрат).
Предполагаемый результат
Первый год обучения. Смысл работы заключается в пробуждении и обогащении чувств, сенсорных способностей детей, путем освоения живых, воспринимаемых органами чувств особенностей природных и художественных явлений — цвета, звука, формы, движения, возможностей слова и живой речи.
Второй год обучения — это пространство и среда, выразительность разных сторон окружающей жизни и разных видов искусства, возможность передачи образными художественными средствами различных особенностей окружающего мира — “близкого” и “широкого”.
Третий год обучения. Осваиваются разнообразные ситуации жизненного окружения, как они предстают в искусстве, и то, как само искусство составляет неразрывную часть нашего окружения. Это проводится через сюжетные завязки, через характеры героев, через изобразительную деятельность.
Четвертый год обучения. Опорным моментом выступает композиция окружающей действительности и произведений искусства как сочетание явлений, позволяющее говорить о композиции и ее замысле в фантазии автора. Коллективные занятия являются продолжением индивидуальной работы.
Формами подведения итогов реализации программы являются выставки (тематические, праздничные), соревнования, художественные конкурсы: районного, окружного масштаба.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся должны:
различать произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства и знать о роли этих искусств в жизни людей;
знать об особенностях национальной художественной культуры; иметь представление о выразительных возможностях художественных материалов, элементарных техниках;
уметь рассматривать и выражать эмоциональное отношение к произведениям изобразительного искусства;
при выполнении практических работ уметь использовать элементарные образные возможности художественных знаний и умений (цвет, тон, линия, объем, пространство, пропорции и т. д.).
Педагогический контроль.
Контроль осуществляется по 2 направлениям:
- индивидуальное развитие личности (наблюдение за поведением детей в различных ситуациях, за эмоциональными проявлениями в процессе общения, наблюдение за развитием коммуникативных качеств, работоспособности, мотивации);
- развитие творческих способностей (словесная оценка, наблюдение в процессе деятельности, участие в выставках и конкурсах разного уровня, соответственно возрасту).
Цель контроля - демонстрация ребенку перспективы его развития, побуждение к самостоятельности, самосовершенствованию.
Промежуточная и итоговая аттестации:
Промежуточная аттестация проводится 1 раз в полугодие в форме опроса, выполнения контрольных и творческих заданий, участия в конкурсах и выставках.
Итоговая – в форме выставки.
Критерии оценки работ: аккуратность, творческий подход, самостоятельность, соответствие технологии.
Учебно-тематический календарный план занятий
1 год
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов |
Теория | Практика | Всего |
1 | Вводное занятие. Правила ТБ. Знакомство с программой работы на год. | 1 | | 1 |
2 | «Волшебный мир красок» | | 4 | 4 |
3 | «Осенняя песня» | | 4 | 4 |
4 | «Грустные пейзажи» | | 4 | 4 |
5 | «Новогодняя сказка» | | 5 | 5 |
6 | «Зимние мечты» | | 3 | 3 |
7 | «Снег танцует» | | 4 | 4 |
8 | «Природа просыпается» | | 3 | 3 |
9 | «Первые весенние цветы» | | 3 | 3 |
10 | «Краски лета» | | 3 | 3 |
11 | Промежуточная аттестация. | | 2 | 2 |
| Итого за год | | | 36 |
2 год
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов |
Теория | Практика | Всего |
1 | Вводное занятие. Правила ТБ. Знакомство с программой работы на год. | 1 | | 1 |
2 | «Осень в городе» | | 4 | 4 |
3 | «Птицы улетели» | | 4 | 4 |
4 | «Осенние дожди» | | 4 | 4 |
5 | «Сказки Деда Мороза» | | 5 | 5 |
6 | «Зимние игры» | | 3 | 3 |
7 | «Масленица» | | 4 | 4 |
8 | «Прилет птиц» | | 3 | 3 |
9 | «Краски весны» | | 3 | 3 |
10 | «Рисуем лето» | | 3 | 3 |
11 | Промежуточная аттестация | | 2 | 2 |
| Итого за год | | | 36 |
3 год
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов |
Теория | Практика | Всего |
1 | Вводное занятие. Правила ТБ. Знакомство с программой работы на год. | 1 | | 1 |
2 | «Осенняя пора…» | | 4 | 4 |
3 | «Прогулки в осеннем парке» | | 4 | 4 |
4 | «Волшебный лес» | | 4 | 4 |
5 | «Ночь перед Рождеством» | | 5 | 5 |
6 | «Зима в моем городе» | | 3 | 3 |
7 | «Сказки о зиме» | | 4 | 4 |
8 | «Весенние проталины» | | 3 | 3 |
9 | «Цветы весны» | | 3 | 3 |
10 | «Река в моем городе» | | 3 | 3 |
11 | Промежуточная аттестация | | 4 | 4 |
| Итого за год | | | 36 |
4 год
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов |
Теория | Практика | Всего |
1 | Вводное занятие. Правила ТБ. Знакомство с программой работы на год. | 1 | | 1 |
2 | «Природа засыпает» | | 4 | 4 |
3 | «Краски и мелодии» | | 4 | 4 |
4 | «Осенние образы в искусстве» | | 4 | 4 |
5 | «Образы Рождества» | | 5 | 5 |
6 | «Новогодние чудеса» | | 3 | 3 |
7 | «Зимние пейзажи» | | 4 | 4 |
8 | «Как приходит весна» | | 3 | 3 |
9 | «Вешние воды» | | 3 | 3 |
10 | «Образы весны» | | 3 | 3 |
11 | Промежуточная аттестация | | 1 | 1 |
12 | Итоговая аттестация | | 1 | 1 |
| Итого за год | | | 36 |
Содержание программы
1 год
Вводное занятие. Правила ТБ. Знакомство с программой работы на год.
Тема «Волшебный мир красок»
На этих занятиях закладываются первые представления о значении цвета в изобразительном искусстве. Знакомство с основными цветами. Смешивание цветов и получение дополнительных. Проводятся небольшие беседы о сочетании красок, оттенках цвета.
1 занятие Волшебные краски. Знакомство с направлениями работы, видами деятельности, материалами.
2 занятие Цветик–разноцветик. Знакомство с тремя основными цветами, Используя три цвета, нарисовать композицию с цветами.
3 занятие Осень на опушке краски разводила. Смешивание красок. Знакомство с составными (дополнительными цветами). Умение самостоятельно находить их.
4 занятие Ветка рябины. Закрепление приема вливания одного цвета в другой. Техника пальчикового рисования.
Тема «Осенняя песня»
Эта тема – продолжение темы о выразительных возможностях искусства. На занятиях говорится о красоте осенней природы. Осенняя тематика занятий определяет его художественный материал. Беседы о художниках и о выраженных настроениях в их работах. Сравниваются особенности изображения в различных видах искусства – цветовой колорит в произведениях живописи.
1 занятие Веселые кляксы. Развитие воображения, фантазии, интереса к творческой деятельности.
2 занятие Осенние мотивы. Научиться работать тычком. Выполнить несложный пейзаж.
3 занятие Пейзаж у озера. Познакомиться с работой акварелью по сырому и по сухому листу.
4 занятие Волшебный карандашик. Выполнить декоративный натюрморт, используя линии разного направления, толщины и. т. д.
Тема «Грустные пейзажи»
Осенние настроения в цветовом воплощении. Краски осени на картинах известных художников. Краски осени в лесу, парке, на берегу озера.поиск цветовых и образных эпитетов осени (золотая осень, осенний багрянец, хмурое небо, засохшие листья, грустный пейзаж).
1 занятие Ранняя осень. Пейзаж настроения. Знакомство с техникой монотипия.
2 занятие Поздняя осень. Научиться работать тычком. Выполнить несложный пейзаж.
3 занятие Осеннее небо. Познакомиться с работой акварелью по сырому и по сухому листу.
4 занятие Грустный пейзаж. Пейзаж настроения. Используя черную гуашь и акварель нарисовать «заколдованный лес»
Тема «Новогодняя сказка»
Образы зимы в изобразительных произведениях. Беседы о красоте зимней природы, её проявлениях в начале и конце зимы. Зимние занятия людей, зимние праздники.
1 занятие Зимние напевы. Познакомиться с «холодными» и «теплыми» цветами, Нарисовать композицию в холодной цветовой гамме.
2 занятие Волшебный карандашик. Закрепление навыков проведения линий. Изображение недостающих деталей объекта, преобразуя его в единое целое.
3 занятие Морозный узор. Совершенствование умений и навыков детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом. Работа с восковой свечой.
4 занятие Рисунок для окошек в избушке Зимушки-Зимы. Выработка навыков проведения пересекающихся линий в разных направлениях. Знакомство учащихся со словом «витраж».
5 занятие. Дед Мороз. Совершенствование умений рисовать фигуру изображаемого персонажа, передавая форму частей, их расположение, относительную величину.
Тема «Зимние мечты»
Зимние настроения в жизни и в искусстве. Зимние пейзажи. Рисование собственных «зимних грёз».
1 занятие Ожившая сказка. Формирование умений работать над замыслом, мысленно представлять содержание своего рисунка, продолжаем развивать пространственное воображение и композиционные навыки.
2 занятие Зимние грёзы. Продолжение знакомства с «холодными» и «теплыми» цветами. Нарисовать композицию в холодной цветовой гамме.
3 занятие О чем рассказывает эта музыка? Стимулирование творчества учащихся к импровизации с цветовым пятном. П.Чайковский «Времена года».
Тема «Снег танцует»
Углублённые наблюдения над различными проявлениями зимней природы. Снег и различные «снежные» образы: снегопад, снежинка, снежная баба, игра в снежки. «Снежные» персонажи в искусстве: Снежная королева, Дед Мороз, Снегурочка и т.д.
1 занятие Снегопад. Знакомство с новым способом изображения снега – «набрызг».
2 занятие Снежинка. Отработка легкости движения и свободного перемещения руки по всему листу. Выразительные возможности простого карандаша.
3 занятие Снежная баба. Освоение нового способа изображения – рисование поролоновой губкой.
4 занятие Снежная королева. Побуждение учащихся передавать в рисунке образ знакомого с детства персонажа.
Тема «Природа просыпается»
Образы весны в изобразительных произведениях. Беседы о красоте весенней природы, её проявлениях в начале и конце весны. Весенние занятия людей, весенние праздники.
1 занятие Весенняя капель. Знакомство с новым способом изображения – «свободная роспись».
2 занятие Деревья. Отработка легкости движения и свободного перемещения руки по всему листу. Выразительные возможности простого карандаша.
3 занятие Весеннее небо. Освоение нового способа изображения – рисование по-сырому.
Тема «Первые весенние цветы»
Весенние настроения в цветовом воплощении. Краски весны на картинах известных художников. Краски весны в лесу, парке, на берегу реки
1 занятие Весенние ручьи. Знакомство с новым способом изображения – «аля-прима».
2 занятие Подснежники. Отработка легкости движения и свободного перемещения руки по всему листу. Выразительные возможности простого карандаша.
3 занятие Цвета весны. Освоение нового способа изображения – рисование акварельными карандашами.
Тема «Краски лета»
Углублённые наблюдения над различными проявлениями прихода лета.
1 занятие Птицы прилетели. Знакомство с новым способом работы – перо и тушь.
2 занятие. Веселый карандаш Освоение нового способа изображения – акварельный карандаш
3 занятие. О чем рассказывает эта музыка? Стимулирование творчества учащихся к импровизации. П.Чайковский «Времена года»
Тема «Промежуточная аттестация»
1 полугодие Рисунок карандашом «Зимний лес»
2 полугодие Выставка работ.
2 год
Вводное занятие. Правила ТБ. Знакомство с программой работы на год.
Тема «Осень в городе»
Осень в городе, настроения, которые она вызывает. Диалог о характере осенней природы: как выглядит ранняя и поздняя осень? Какого цвета осеннее небо и осеннее солнце, отличается ли он от цвета летнего неба и солнца? Рисование осенних образов. Тема и особенности композиции картин В.Маковского и И.Левитана, цветовая гамма в этих произведениях, особенности изображения воздуха, неба, всего пространства картин. Образ осени и аналогии с жизненным циклом человека (старость, одиночество).
1 занятие Осеннее небо. Знакомство с техникой монотипия
2 занятие Ранняя осень. Познакомиться с работой акварелью по сырому и по сухому листу.
3 занятие Поздняя осень. Научиться работать тычком. Выполнить несложный пейзаж.
4 занятие Дыхание осени. Выполнить наброски с натуры овощей и фруктов. Акварель. Гуашь
Тема «Птицы улетели»
Разнообразие проявлений осени: опадают листья, улетают птицы, дни становятся короче. Многообразие образов осени в искусстве. Изобразительные средства передачи осенней грусти: оттенки цвета, выбор красок и их сочетаний, введение контрастов.
1 занятие Осенняя грусть. Используя черную гуашь и акварель нарисовать «заколдованный лес»
2 занятие Листья опадают. Изображение в графической технике растительного микромира (травы, цветы, сухие растения)
3 занятие Птицы улетели. Пейзаж настроения с использованием контрастных и нюансных сочетаний цветов.
4 занятие О чем рассказывает эта музыка? Стимулирование творчества учащихся к импровизации с цветовым пятном. П.Чайковский «Времена года».
Тема «Осенние дожди»
Эти занятия должны быть посвящены прежде всего средствам художественной выразительности различных видов искусства. Этому способствует и выбор материала, ориентированный на установление параллелей и аналогий. Отправной пункт темы – картина осеннего дождя: дождь в саду, в городе, в деревне. Изображение дождливой осени в произведениях Ф.Васильева и А.Саврасова. выразительные средства, использованные художниками: цветовые сочетания, колорит, композиция картин.
1 занятие Осенний дождь. Пейзаж настроения с использованием контрастных и нюансных сочетаний цветов.
2 занятие Осень в саду. Познакомиться с жанром ИЗО «натюрмортом». Выполнить декоративный натюрморт, используя линии разного направления, толщины и. т. д.
3 занятие Осень в Костроме. Формирование умений работать над замыслом, мысленно представляя содержание своего рисунка. Продолжение развития пространственного воображения и композиционных навыков.
4 занятие Осенняя палитра. Умение смешивать на палитре краску, разбеливая основной тон для получения более светлого оттенка.
Тема «Сказки Деда Мороза»
Зимние праздники, Новый год, новогодние сказки. Беседа о праздновании Нового года, новогодние чудеса и сюрпризы. Новогодние истории: о Щелкунчике, о двенадцати братьях-месяцах и т.д.новый год в искусстве. Образ Деда Мороза.рисование иллюстраций. Фантазия на тему «Дед Мороз в зимнем лесу на картине И.Шишкина»
1 занятие История о Щелкунчике. Побуждение учащихся передавать в рисунке образ знакомого с детства персонажа.
2 занятие Сказка «Двенадцать месяцев» Формирование умений работать над замыслом, мысленно представляя содержание своего рисунка. Продолжение развития пространственного воображения и композиционных навыков
3 занятие «Дед Мороз в зимнем лесу на картине И.Шишкина»
4 занятие «Дед Мороз в зимнем лесу на картине И.Шишкина»
5 занятие Дед Мороз. Побуждение учащихся передавать в рисунке образ знакомого с детства персонажа. Совершенствование умений рисовать фигуру изображаемого персонажа, передавая форму частей, их расположение, относительную величину.
Тема «Зимние игры»
На этих занятиях возможен как разговор о различных зимних играх и развлечениях (игра в снежки, катание на санках, на коньках), так и о елочных украшениях. Персонажами работ могут быть герои сказок – Дед Мороз, Снегурочка, Щелкунчик. Фантазии на тему «Путешествие сказочных героев».
1 занятие Зимние забавы. Формирование умений работать над замыслом, мысленно представляя содержание своего рисунка. Совершенствование умений рисовать фигуру изображаемого персонажа, передавая форму частей, их расположение, относительную величину
2 занятие «Путешествие сказочных героев» Формирование умений работать над замыслом, мысленно представляя содержание своего рисунка. Побуждение учащихся передавать в рисунке образ знакомого с детства персонажа.
3 занятие Зимний пейзаж. Продолжение знакомства с техникой монотипия. Продолжение знакомства с «холодными» и «теплыми» цветами. Нарисовать композицию в холодной цветовой гамме.
Тема «Масленица»
Масленица – праздник поздней зимы. Эот праздник отмечается только в России (рассказать вкратце о его истории). Масленица в народном творчестве, произведениях художников. Изображение веселых ярмарочных гуляний, различных забав. Картина Б.Кустодиева: весеннее настроение, праздничность, предчувствие весны.
1 занятие Масленица. Формирование умений работать над замыслом, мысленно представляя содержание своего рисунка. Совершенствование умений рисовать фигуру изображаемого персонажа, передавая форму частей, их расположение, относительную величину
2 занятие Ярмарка. Формирование умений работать над замыслом, мысленно представляя содержание своего рисунка. Совершенствование умений рисовать фигуру изображаемого персонажа, передавая форму частей, их расположение, относительную величину
3 занятие Веселый карандаш. Совершенствование умений рисовать фигуру изображаемого персонажа, передавая форму частей, их расположение, относительную величину
4 занятие О чем рассказывает эта музыка? Стимулирование творчества учащихся к импровизации с цветовым пятном. П.Чайковский «Времена года».
Тема «Прилет птиц»
Эти занятия должны быть посвящены прежде всего средствам художественной выразительности различных видов искусства. Этому способствует и выбор материала. Отправной пункт темы – картина весенней капели: весна в саду, в городе, в деревне. Изображение весны осени в произведениях известных художников. Выразительные средства, использованные художниками: цветовые сочетания, колорит, композиция картин.
1 занятие Весенний дождь. Пейзаж настроения с использованием контрастных и нюансных сочетаний цветов.
2 занятие Весна в Костроме. Формирование умений работать над замыслом, мысленно представляя содержание своего рисунка. Продолжение развития пространственного воображения и композиционных навыков.
3 занятие Весенняя палитра. Умение смешивать на палитре краску, разбеливая основной тон для получения более светлого оттенка
Тема «Краски весны»
Эти занятия предваряются прогулкой в парке, живыми наблюдениями над весенней природой, деревьями, птицами. В классе при просмотре произведений живописи обращаем внимание на изображения парка (композиции картины, фигуры, цвет деревьев и воздуха).
1 занятие Наблюдаем за природой. Познакомиться с градациями света. Научиться видеть в предмете градации света
2 занятие Образ природы. Продолжение знакомства с техникой монотипия. Продолжение знакомства с «холодными» и «теплыми» цветами. Нарисовать композицию в теплой цветовой гамме
3 занятие Весенняя листва. Изображение в графической технике растительного микромира (травы, цветы, растения)
Тема «Рисуем лето»
Углублённые наблюдения над различными проявлениями прихода лета.
1 занятие Скоро лето. Отработка полученных ранее приемов в работе – «аля-прима».
2 занятие Веселый карандаш Приемы изображения – акварельный карандаш, цветной карандаш, мелки…
3 занятие О чем рассказывает эта музыка? Стимулирование творчества учащихся к импровизации. П.Чайковский «Времена года»
Тема «Промежуточная аттестация»
1 полугодие Рисунок на городской новогодний конкурс
2 полугодие Выставка работ. Рассказ о своей работе
3 год
Вводное занятие. Правила ТБ. Знакомство с программой работы на год.
Тема «Осенняя пора…»
Беседы о летних впечатлениях, поездках. Рассказы детей о наблюдениях за картинами природы, птицами, насекомыми. Рисование на тему «Красивые бабочки», «Полевые цветы», «На берегу» или другие темы, предложенные школьниками. Показ репродукций, характеристика изображенных на них образов и ситуаций.
1 занятие Ранняя осень. Продолжение знакомства с работой акварелью по сырому и по сухому листу.
2 занятие Красивые бабочки. Научиться выполнять изображение бабочек в технике монотипия. Познакомиться с термином «симметрия».
3 занятие Полевые цветы. Изображение в графической технике растительного микромира (травы, цветы, сухие растения)
4 занятие На берегу. Формирование умений работать над замыслом, мысленно представляя содержание своего рисунка.
Тема «Прогулки в осеннем парке»
Эти занятия предваряются прогулкой в парке, живыми наблюдениями над осенней природой, деревьями, птицами. В классе при просмотре произведений живописи обращаем внимание на изображения парка (композиции картины, фигуры, цвет деревьев и воздуха).
1 занятие Наблюдаем за природой. Познакомиться с градациями света. Научиться видеть в предмете градации света
2 занятие Осень в парке. Познакомиться с градациями света. Научиться видеть и изображать в предмете градации света
3 занятие Образ природы. Продолжение знакомства с техникой монотипия. Продолжение знакомства с «холодными» и «теплыми» цветами. Нарисовать композицию в теплой цветовой гамме
4 занятие Осенние листья. Изображение в графической технике растительного микромира (травы, цветы, сухие растения)
Тема «Волшебный лес»
Продолжение разговора о сказочных образах и пейзажах. Лес – одно из главных мест русских сказок. Лесные сказочные персонажи: Баба Яга, Леший. Лесной сказочный пейзаж: рисование-фантазия.
1 занятие Образы из сказок. Побуждение учащихся передавать в рисунке образ знакомого с детства персонажа.
2 занятие Баба Яга. Совершенствование умений рисовать фигуру изображаемого персонажа, передавая форму частей, их расположение, относительную величину. Побуждение учащихся передавать в рисунке образ знакомого с детства персонажа.
3 занятие Леший. Совершенствование умений рисовать фигуру изображаемого персонажа, передавая форму частей, их расположение, относительную величину Побуждение учащихся передавать в рисунке образ знакомого с детства персонажа.
4 занятие Сказка-фантазия. Используя черную гуашь и акварель нарисовать «заколдованный лес»
Тема «Ночь перед Рождеством»
Рассказ о празднике Рождества, его истоках и смысле. Праздник Рождества в нашей стране (русские сказки, песни, образы). Рисование рождественских открыток.
1 занятие Скоро Рождество. Развитие творческой фантазии.
2 занятие Сказка Рождества. Развитие творческой фантазии. Формирование умений работать над замыслом. Умение применить знакомую ранее технику исполнения в своей работе.
3 занятие Рисование рождественских открыток. Развитие творческой фантазии. Формирование умений работать над замыслом.
4 занятие Рисование рождественских открыток. Развитие творческой фантазии. Умения добиваться выразительности с помощью цвета.
5 занятие Рисование рождественских открыток Развитие творческой фантазии.
Тема «Зима в моем городе»
Зимние образы – в парке, во дворе, на катке. Зрительные символы зимы: снежинки, узоры на окне, новогодняя елка (школьники продолжают ряд). Рисование зимнего узора на окне, зимних ветвей. Картина зимних превращений в произведениях художников.
1 занятие Узоры на стекле. Совершенствование умений и навыков в свободном экспериментировании с изобразительным материалом. Помощь учащимся в освоении метода спонтанного рисования.
2 занятие Новогодняя елка. Развитие зрительной наблюдательности, способности замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.
3 занятие Зимние деревья. Изображение в графической технике растительного микромира. Работа тушью.
Тема «Сказки о зиме»
Эта тема подводит своеобразный итог всех «зимних занятий», поэтому первоочередное внимание уделяется обобщению зимних образов и персонажей. Рисование сказок о зиме и ее чудесах.
1 занятие Зимняя сказка. Напомнить о «холодных» и «теплых» цветах, Нарисовать композицию в холодной цветовой гамме.
2 занятие Мороз и солнце. Развитие творческой фантазии. Формирование умений работать над замыслом. Умение применить знакомую ранее технику исполнения в своей работе.
3 занятие О чем рассказывает эта мелодия? Стимулирование творчества учащихся к импровизации с цветовым пятном. П.Чайковский «Времена года».
4 занятие Сказка о зиме. Нарисовать иллюстрацию к любой сказке, используя «контрастные» цвета. Гуашь
Тема «Весенние проталины»
Весенние образы – в парке, во дворе. Зрительные символы весны: ручьи, сосульки, капель (школьники продолжают ряд Картина весенних превращений в произведениях художников
1 занятие Весеннее небо. Совершенствование умений и навыков в свободном экспериментировании с изобразительным материалом
2 занятие Ручьи и сосульки. Развитие зрительной наблюдательности, способности замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.
3 занятие Весна в картинах. Знакомство с произведениями русских художников.
Тема «Цветы весны»
Эти занятия предваряются прогулкой в парке, живыми наблюдениями над весенней природой, деревьями, птицами. В классе при просмотре произведений живописи обращаем внимание на изображения парка (композиции картины, фигуры, цвет деревьев и воздуха)
1 занятие Наблюдаем за природой. Знакомимся с переходами света. Научиться видеть в предмете цвет
2 занятие Весна в парке. Помощь учащимся в освоении метода спонтанного рисования.
3 занятие Весенние веточки. Изображение в графической технике растительного микромира (травы, цветы, сухие растения) с натуры.
Тема «Река в моем городе»
Углублённые наблюдения над различными проявлениями прихода лета.
1 занятие Волга весной. Продолжаем знакомство с приемами работы – по сырому
2 занятие Скоро лето. Отработка полученных ранее приемов в работе – «аля-прима».
3 занятие О чем рассказывает эта музыка? Стимулирование творчества учащихся к импровизации. П.Чайковский «Времена года»
Тема «Промежуточная аттестация»
1 полугодие Рисунок на городской новогодний конкурс
2 полугодие Выставка работ. Обсуждение работ своих друзей
4 год
Вводное занятие. Правила ТБ. Знакомство с программой работы на год.
Тема «Природа засыпает»
Рассмотрение сюжета, настроения, общего поэтического строя произведения. Средства передачи осеннего мотива засыпания природы в произведениях изобразительного искусства. Мягкость, приглушенность общего колорита передают тишину засыпающей природы, цветовое сочетание листвы, неба, воды, подчеркивают осеннюю прохладность воздуха, наступающую прозрачность лесов. Фантазия на тему «Осенний мотив».
1 занятие Осенняя листва. Познакомить учащихся с понятием «стилизация». научиться упрощать и усложнять изображение предмета. Гуашь.
2 занятие Осеннее небо. Продолжение знакомства с работой акварелью по сырому и по сухому листу. Передача настроения в своей работе.
3 занятие Осень на Волге. Учиться рисовать один пейзаж с разным временем года, суток и состоянием погоды.
4 занятие Осенний мотив. Мир фантастических деревьев. Контрасты холодного и теплого
Тема «Краски и мелодии»
Продолжение беседы о единстве различных видов искусства. Создание целостного художественного образа. При объяснении произведений искусства усиливаются моменты взаимодействия, интеграции: в произведениях живописи уделяется внимание композиции, ритмической организации, богатстве цветовых характеристик.
1 занятие Осень в полях. Развитие творческой фантазии. Формирование умений работать над замыслом. Умение применить знакомую ранее технику исполнения в своей работе.
2 занятие Летят журавли. Пейзаж настроения с использованием контрастных и нюансных сочетаний цветов
3 занятие О чем говорит эта мелодия? Стимулирование творчества учащихся к импровизации с цветовым пятном. П.Чайковский «Времена года».
4 занятие Осенний лес. Познакомиться с градациями света. Научиться видеть в предмете градации света
Тема «Осенние образы в искусстве»
Продолжение беседы об осени, углубление образных ассоциаций. Смысл выражения С.Маршака «осень – вечер года». Какими цветами можно охарактеризовать время дня и как это соотносится с временем года? Обзор предлагаемых произведений живописи, разговор о многообразии художественного решения. Изобразительно-выразительные средства, обуславливающие те или иные эмоциональные впечатления.
1 занятие Осенняя рябина. Познакомиться с градациями света. Научиться видеть в предмете градации света
2 занятие Закат солнца. Пейзаж настроения. Умение применить знакомую ранее технику исполнения в своей работе. Монотипия.
3 занятие Дары осени. Знать этапы построения натюрморта с натуры. Учиться видеть форму, цвет, фактуру предмета и передавать на работе. Гуашь
4 занятие Скоро зима. Познакомиться с жанром ИЗО «пейзаж», Используя «холодную» цветовую гамму нарисовать не сложный пейзаж.
Тема «Образы Рождества»
Рождество – один из светлых праздников, в основе которого лежит евангельское повествование о чудесном рождении Иисуса Христа. Сюжеты рождественских историй в произведениях живописи.
1 занятие Рождество. Совершенствование умений и навыков в свободном экспериментировании с изобразительным материалом. Помощь учащимся в освоении метода спонтанного рисования
2 занятие Сказочное Рождество. Развитие творческой фантазии. Формирование умений работать над замыслом.
3 занятие Рождественские истории. Развитие творческой фантазии. Формирование умений работать над замыслом.
4 занятие Зажигаем елку. Развитие зрительной наблюдательности, способности замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.
5 занятие Рождественская открытка. Знать что такое «стилизация». научиться упрощать и усложнять изображение предмета. Гуашь.
Тема «Новогодние чудеса»
Продолжение беседы о Рождестве как особом детском празднике. Рисование зимы в различных техниках.
1 занятие Волшебница-зима. Выполнить гуашью пейзаж. Закреплять навыки по линейной и воздушной перспективе
2 занятие Зимняя сказка. Развитие зрительной наблюдательности, способности замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.
3 занятие О чем говорит эта мелодия? Стимулирование творчества учащихся к импровизации с цветовым пятном. П.Чайковский «Времена года».
Тема «Зимние пейзажи»
Образы зимы в искусстве. Зимние пейзажи. Характерные для них средства красочной выразительности. Красочное ли время года зима? (Перечислить свойственные ей краски и показать на примере пейзажей известных художников.)
1 занятие Образы зимы в искусстве. Развитие зрительной наблюдательности, способности замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.
2 занятие Зимние пейзажи. Выполнить гуашью пейзаж. Закреплять навыки по линейной и воздушной перспективе
3 занятие Зимняя дорога. Учиться рисовать один пейзаж с разным временем года, суток и состоянием погоды.
4 занятие Метель. Учиться рисовать один пейзаж с разным временем года, суток и состоянием погоды. Совершенствование умений и навыков в свободном экспериментировании с изобразительным материалом. Помощь учащимся в освоении метода спонтанного рисования.
Тема «Как приходит весна»
Весенние образы – в парке, во дворе. Зрительные символы весны: ручьи, сосульки, капель (школьники продолжают ряд Картина весенних превращений в произведениях художников
1 занятие Весеннее настроение. Совершенствование умений и навыков в свободном экспериментировании с изобразительным материалом
2 занятие Ручьи на улице. Развитие зрительной наблюдательности, способности замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.
3 занятие Весна в картинах. Знакомство с произведениями костромских художников.
Тема «Вешние воды»
Эти занятия предваряются прогулкой в парке, живыми наблюдениями над весенней природой, деревьями, птицами. В классе при просмотре произведений живописи обращаем внимание на изображения парка (композиции картины, фигуры, цвет деревьев и воздуха).
1 занятие Наблюдаем за природой. Знакомимся с цветами весны. Научиться видеть в предмете цвет
2 занятие Весна в природе. Помощь учащимся в освоении метода спонтанного рисования.
3 занятие Первые весенние цветы. Изображение в графической технике растительного микромира (травы, цветы) рисунок с натуры
Тема «Образы весны»
Углублённые наблюдения над различными проявлениями прихода лета.
1 занятие Весна пришла. Продолжаем знакомство с приемами работы – свободная роспись.
2 занятие Скоро лето. Отработка полученных ранее приемов в работе – «аля-прима».
3 занятие О чем рассказывает эта музыка? Стимулирование творчества учащихся к импровизации. П.Чайковский «Времена года»
Тема «Промежуточная аттестация»
1 полугодие Рисунок на свободную тему с разноплановой композицией, техника по выбору
Тема «Итоговая аттестация»
2 полугодие Выставка работ. Выдача свидетельств об окончании курса
Методические рекомендации
Занятия в студии продолжают и расширяют темы, начатые на уроке. Примером могут быть занятия, посвященные рисованию с натуры и по памяти, рисование человека в движении, «народный костюм», «Народная игрушка» и т.д. Во время работы учащиеся могут обсудить друг с другом и с учителем качество рисунка, поделки, посмотреть справочный материал или образцы, наблюдать за работой товарищей.
Созданию непринужденной, творческой атмосферы на занятиях способствуют разнообразные методы, их организации и проведения: эмоциональная настроенность детей перед практической работой с помощью демонстрации произведений изобразительного искусства, слушания музыки, использования игровых ситуаций на занятиях, групповые формы работы над заданием, наблюдения и зарисовки на природе на природе, экскурсии или прогулке.
Большую роль в укреплении интереса учащихся к изобразительному искусству, в развитии изобразительных способностей играет чередование видов художественной деятельности на занятиях. Например, рисование с натуры на одном занятии сменяется лепкой на другом и т.п. Большинство занятий направлено на практическое воплощение творческих замыслов учащихся в материале.
Работа на занятиях в студии как фронтальная, так и индивидуальная. Особое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми, так как это связано с возрастными и психологическими особенностями детей.
То есть важно индивидуализировать занятия с учетом развития моторико-сенсорных навыков и художественно-творческих способностей.
В процессе занятий у учащихся вырабатывается умение доводить начатое дело до конца, прививаются основы культуры труда и изобразительной деятельности. Дети познают законы симметрии, ритма, цветовой гармонии.
Большое значение в расширении художественного кругозора школьников и развитии интереса в декоративно-прикладной работе имеют экскурсии в музеи, на выставки, в мастерские художников, выход на природу с целью наблюдений и зарисовок, проведение бесед об изобразительном и прикладном искусствах. Необходимо в процессе занятий показывать детям репродукции, образцы декоративных изделий, предоставить видеоматериалы об известных художниках и их творческой деятельности, организовывать тематические вечера, конкурсы, выставки.
Необходимо оборудовать кабинет для занятий материалами и инструментами, его оснащение наглядными пособиями и техническими средствами обучения: мольберты, краски, кисти, бумага, картон, клей, муляжи.
В данной программе учитываются характерные возрастные особенности детей. Рисунки детей младших школьников в начале учебных занятий в студии имеют большое сходство с рисунками дошкольников, старшей группы детского сада: учащиеся рисуют сначала схематические изображения, отдельные предметы, а затем композиции, преимущественно по памяти, предметы рисуют обычно на одной горизонтальной линии. Поэтому, первоначально проводится знакомство с перспективой, цветовой гаммой, рисованием по образцу, композицией. В технических приемах изображения ребенок переходит от простой, проволочной линии к линии нащупывающей, сложной, от простого закрашивания локальным цветом к различным способам живописного изображения.
Отчеты работы кружка планируются в виде открытых уроков, выставок детских работ или оформления кабинета. Организационная работа строится с учетом целей и задач, содержания и формы работы в кружке и заключается в составлении расписаний в группах (количество часов, время занятий), ведения журнала посещаемости, составления тематических и поурочных планов, организация групп по возрастам, художественное оформление кабинета, где проводятся занятия, перспективный план кружка, беседы о предстоящих выставках и экскурсиях.
Материально-техническое обеспечение программы.
- кабинет
- парты рабочие
- стулья
- бумага для рисования
- карандаши простые, цветные
- резинки стирательные
- краски: акварель, гуашь
- кисти
- палитры
- гелевые ручки
- восковые мелки, пастель
Список литературы
Алехин А.Д. «О языке изобразительного искусства» М. «Просвещение» 1973 г.
Алехин А.Д. «Изобразительное искусство» М. «Просвещение» 1984
Беда Г.В. «Основы изобразительной грамоты» М «Просвещение» 1981
Волков И.П. «Художественная студия в школе» М «Просвещение» 1993
Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования» М «Москва» 2008г.
Копцева Т.А. Природа-художник». Пособие для учителя. М.: Интерпракс, 1994
Мелик-Пашаев А.А. «Педагогика искусства и творческие способности» М.: Знание, 2002
Неменский Б.М. «Мудрость красоты». М. «Просвещение» 2001.