муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 36 с углубленным изучением отдельных предметов»
городского округа Самара
(МБОУ Школа № 36 г.о. Самара)
Авторская программа по экологии для учащихся 6 класса "Растения вокруг нас"
Автор программы: Учитель биологии Королькова Л.Н.
МБОУ Школа № 36 г.о. Самара
Руководитель учреждения:
Шинкарева М.А.
Самара, 2022 г
Авторская программа по экологии для учащихся 6 класса "Растения вокруг нас"
Пояснительная записка
С каждым днем становится все яснее, что за многие блага, доставленные с цивилизацией, человек расплачивается слишком дорогой ценой - разрушением природной среды. Занятия эколого-биологического кружка школьников по предложенной программе призваны способствовать формированию у школьников любви к родному краю и убежденности в необходимости предвидеть последствия влияния человека на природу. Программа разработана для углубления знаний по биологии и экологии на межпредметной интегрированной основе с применением краеведческого содержания. Она рассчитана на один год для учащихся 6 классов. Для усиления практической направленности программы в ее содержании включены практические работы, экскурсии, игры, конкурсы, что отражено в календарно-тематическом планировании
Цели программы
Формирование экологической культуры личности школьника в особо ответственный период ее развития - период самоопределения собственных возможностей в процессе реализации их в будущих жизненных ситуациях.
Развитие у учащихся чувство красоты и целесообразности в отношениях человека и природы.
Сформировать эстетический вкус и этическое чувство единства с природой.
Задачи:
Образовательные
Углубить и закрепить знания по биологии географии, экологии и родного края;
Формировать навыки самостоятельной работы по изучению объектов природы и ее анализ.
Развивающие
Развить у школьника познавательный интерес к изучению краеведческих проблем биолого-экологического содержания;
На основе межпредметных связей развивать умственные способности школьников в использовании методов научного анализа природных явлений;
Максимально привлекать учащихся к выполнению индивидуальных знаний, развивая интеллектуальные способности, применяя принцип индивидуальности и дифференцирования.
Воспитательные
Создание дружеской творческой среды вокруг самоопределяющейся личности, воспитание любви к Родине;
Формирование уверенности в правильности принятых природоохранительных актов государства на основе уважения законов развития природы и общества;
Формирование активной жизненной позиции школьника.
Содержание программы
Раздел 1. Природа - наш дом
Разнообразие представителей царства « Растения», изучение разнообразия растений на пришкольном участке; комнатные растения – гости и хозяева нашего быта, правила ухода за комнатными растениями; значение культурных растений в естественных биогеоценозах; условия, необходимые для существования растений в природе
Раздел 2. Водный режим Самарской области. Гидрография области. Биоценозы, связанные с водным режимом.
Гидросфера планеты. Вода как основа жизни и как сырье для народного хозяйства. Общая характеристика гидрографии области. Реки, озера, болота, водоемы и др. Охрана водных ресурсов. Растения и животные естественных и искусственных водоемов Самарской области. Растения местных водоемов и их изменения под влиянием внешней среды. Охрана использования водных объектов. Закон об охране водных ресурсов. Вымирающие редкие виды растений.
Раздел 3. Они нас любят. Они нас лечат.
Значение растений в жизни человека. Они нас лечат. Растения, которые человек использует в качестве лечебных средств. Растения - "скорая помощь" при ушибах, порезах, головной боли, насморке, боли в желудке и кишечнике. Растения, которые лечат ожоги и гнойные раны. Растения - кладезь витаминов. Растения - яды, растения-хищники. Значение растений в природе Самарской области. Лекарственные растения Самарской области
Раздел 4. Растения и красота жилищ
Комнатные растения как символ биологической и исторической культуры общества. Растения в интерьере помещения
Раздел 5. Заповедные Зоны России. Заказники и памятники природы Самарской области
Охранные природные места России; Жигулевский Государственный заповедник; национальный парк «Самарская лука»; растения Красной книги Самарской области; реликтовое растение Самарской области; памятники природы Самарской области; охрана природы и промышленные объекты города.
Заключительное занятие проводится в виде научно-практической конференции или семинаре в школе.
Календарно – тематическое планирование (1 час в неделю – 34 учебных часа)
6 класс
№ | Тема занятия | Вид занятия | Кол-во часов | Дата |
I | Природа – наш дом (8 часов) |
1 | Разнообразие представителей царства « Растения» | Игра-путешествие | 1 час | сентябрь |
2 | Разнообразие растений на пришкольном участке | экскурсия | 1 час | сентябрь |
3 | Растения в доме и в школе | Рассказ, сообщения учащихся | 1 час | сентябрь |
4 | Комнатные растения – гости и хозяева нашего быта | Рассказ, сообщения учащихся | 1 час | сентябрь |
5 | Правила ухода за комнатными растениями | Практическая работа | 1 час | октябрь |
6 | Значение культурных растений в естественных биогеоценозах | Решение кроссвордов, викторина | 1 час | октябрь |
7 | Условия, необходимые для существования растений в природе | Практическая работа | 1 час | октябрь |
8 | Конкурс «Золотая осень» | Изготовление поделок из природного материала | 1 час | октябрь |
II | Водный режим Самарской области и биогеоценозы, связанные с ним (4 часа) |
9 | Растения в природных и естественных биогеоценозах | Просмотр видеофильма | 1 час | ноябрь |
10 -11 | Растения местных водоемов | Рассказ, сообщения учащихся | 2 часа | ноябрь |
12 | Конкурс «Почему нужно беречь природу» | игра | 1 час | декабрь |
III | Они нас любят. Они нас лечат (7 часов) |
13 | Растения – сырье для лечебных средств | Экскурсия в аптеку | 1 час | декабрь |
14 | Как собирать и хранить лекарственные растения | Беседа, сообщения учащихся | 1 час | декабрь |
15 | Растения – скорая помощь при ушибах и порезах | Компьютерная презентация | 1 час | январь |
16 | Растения – помощники при головных болях | Компьютерная презентация | 1 час | январь |
17 | Растения – помощники при желудочно-кишечных заболеваниях | Компьютерная презентация | 1 час | февраль |
18 | Растения – кладезь витаминов | Просмотр видеофильма | 1 час | февраль |
19 | Игра - спектакль «Поезд Здоровья» | Игра | 1 час | февраль |
IV | Растения и красота жилищ (5 часа) |
20 | Комнатные растения и их география | Работа с Интеренет-ресурсами | 1 час | февраль |
21 | Изготовление карты распространения комнатных растений | Практическая работа «Составление контурных карт распространения комнатных растений» | 1 час | март |
22 | Растения в интерьере помещений | Составление цветкового интерьера городской квартиры | 1 час | март |
23 | Растения и аллергия | Беседа | 1 час | март |
24 | Условия жизни растений в оранжерее | Экскурсия в оранжерею | 1 час | март |
V | Заповедные зоны России (10 часов) |
25-26 | Охранные природные места России | Работа с контурной картой | 2 часа | апрель |
27-28 | Жигулевский Государственный заповедник | Составление карты заповедника | 2 часа | апрель |
29 | Национальный парк «Самарская лука» | Виртуальные экскурсии | 1 час | апрель |
30 | Растения Красной книги Самарской области | Компьютерная презентация | 1 час | апрель |
31 | Реликтовое растение Самарской области | Компьютерная презентация | 1 час | май |
32 | Памятники природы Самарской области | Виртуальные экскурсии | 1 час | май |
33 | Охрана природы и промышленные объекты города | Сообщения учащихся | 1 час | май |
34 | Заключительное занятие | отчет | 1 час | май |
Литература для учителя
Конвенция о правах ребенка
Фрумэн Н. Д., Эльпонин Б. Д. "Образовательное пространство как пространство развития"/ж - л "Вопросы психологии" №1 - 93.
Беляев В. С., Василевская С. Д. "Изучаем природу родного края". М.: Просвещение, 2002.
Пелевин В. И. "Охрана природы". М.: Наука, 2001.
Литература для ученика
Панарков М. А. "Школьные походы в природу". М.: Просвещение, 2005.
Дроздов Н. Н. "Определитель птиц Фауны России". Просвещение, 2000.
Склеревский Л. Я., Губанов Н. А. "Лекарственные растения в быту". М.: Наука, 2002.
Гладков И. А., Рустамов А. К. "Животные культурных ландшафтов". М.: Мысль, 2006.
Способы контроля результатов обученности школьников
Составляется таблица на начало и конец года обучения по разделам.
Умение связно передать наизусть текст 25-30 предложений (5 класс) и 40-50 предложений (7-8 класс).
Умение построить планы выступления.
Умение составить кроссворд на 10 понятий из темы.
Умение составить дидактическое задание, запрограммировав 6-8 ошибок.
Умение подбирать познавательный материал для загадок.
Умение делать гербарии.
Умение работать с микроскопом.
Умение находить на карте Самарскую область и ее границы.
Умение вести дискуссию.
Умение взять интервью.
Знание основных экологических терминов.
Знание флоры Самарской области.
Знание заповедных реликтовых растений.
История Жигулевского заповедника.
Знание основных комнатных растений.
Знание о природоохранных учреждениях города.
Выпуск газеты, статьи, бюллетеня.
Участие в конкурсах и семинарах.
Участие в олимпиадах.
Участие в экологических движениях (эко-шоу).
Самостоятельные исследовательские работы.