Воспитатель: Кисиленко Е.А.
Формирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных задач педагогической науки на современном этапе. Наиболее эффективное для этого средство — изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность способствует активному познанию окружающего мира, воспитанию способности творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме. К тому же изобразительное искусство является источником особой радости, способствует воспитанию у ребёнка чувства гордости и удовлетворения результатами труда.
Моё к нетрадиционным техникам изоискусства обусловлено тем, что нетрадиционное рисование даёт возможность использовать хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов, такое рисование удивляет своей непредсказуемостью. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, проявить фантазию, творчество.
Занятия с детьми проводятся в группе или в специально отведённом помещении. Педагог учитывает возможность вариативности в организации обстановки, в которой протекает работа с детьми. Продумывается расстановка рабочих столов (они могут быть расположены и полукругом, и буквой “П”, и составлены в ряд).
Все необходимые материалы (подбор которых педагог тщательно продумывает заранее, ещё до начала занятия) рационально размещены на столах и доступны каждому ребёнку. Предусматривается и некоторый запас материалов, на случай, если что-то будет испорчено, который располагается на одном из рабочих столов взрослого. Второй стол педагога, как и мольберт, используется для демонстрации наглядности, для показа приёмов изображения.
Дети рассаживаются за столы свободно.
Курс занятий по программе рассчитан на 1 раз в неделю. Занятия проводятся во второй половине дня, по подгруппам из 6-8 человек. Продолжительность занятий: с детьми 3-4 лет составляет 10-15 минут, с детьми 4-5 лет — 15-20 минут. Общее количество занятий в год составляет: 36 занятий с детьми 3-4 лет и такое же количество занятий — с детьми 4-5 лет.
Занятия с детьми по программе проводятся в форме совместной партнёрской работы, в группе создаётся обстановка мастерской. Пособия и оборудование находятся на видном месте. В процессе работы дети свободно передвигаются по группе, берут тот или иной материал, тихо общаются между собой и с любым вопросом обращаются к педагогу.
Курс занятий рассчитан на 1 раз в неделю. Занятия проводятся во второй половине дня, продолжительностью 20-25 минут с детьми 5-6 лет и 25-30 минут с детьми 6-7 лет, по подгруппам (8-10 человек). Общее количество занятий в год: 36 занятий с детьми 5-6 лет и 35 занятий — с детьми 6-7 лет.
Возраст | Дети должны знать | Дети должны уметь |
3-4 года | - материалы, которыми можно рисовать (цветные карандаши, кисти, краски, фломастеры...), и в том числе нетрадиционные: пальчики, ладошки, пробковые и картофельные печатки, ватные палочки, губка...; - цвета и некоторые оттенки (красный, желтый, синий, зелёный, белый, чёрный, коричневый, оранжевый, голубой, серый). | - правильно работать карандашом, фломастером, кистью; - владеть нетрадиционными изобразительными техниками: рисование пальчиками, ладошкой, печатание различными печатками, тычкование полусухой жёсткой кистью,рисование ватными палочками, тампонирование губкой; - ориентироваться в понятиях: форма, цвет, количество, величина предметов; - изображать отдельные предметы, а также простые по композиции сюжеты; - владеть приёмом обрывания бумаги и техникой бумагопластики (комкание салфеток, скатывание их в шарики); - создавать простейшие узоры из чередующихся по цвету элементов одинаковой формы; - творить в сотворчестве с воспитателем и детьми. |
4-5 лет | - новые цвета и их оттенки (розовый, светло-зелёный); - свойства акварели и её отличия от гуашевых красок; - характерные и отличительные признаки предметов быта и животных. | - изменять положение руки в зависимости от приёмов рисования; - владеть приёмами нетрадиционных техник: “батик”, резерв из свечи в сочетании с акварелью, оттиск различными печатками и мятой бумагой, предметная монотипия, акварель по-сырому, рисование сангиной, углем, тычкование полусухой жёсткой кистью; - использовать разнообразие цвета, смешивать краски на палитре для получения нужного оттенка; - комбинировать разные способы изображения и изоматериалы; - передавать строение предметов, соотнося их части по величине; - создавать несложные сюжетные композиции; - создавать несложные декоративные композиции, сочетая элементы узора по цвету и форме; - творить в команде детей. |
5-7 лет | - виды изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, графика); - теплые и холодные оттенки спектра; - особенности внешнего вида растений, животных, строения зданий. | - различать виды изоисксства; - владеть навыками в нетрадиционных техниках изображения (эстамп, батик, кляксография, гравирование, граттаж, акварель по-сырому, рисование с использованием трафарета и шаблона, набрызг, рисование штрихами, “мозаичное” рисование, пластилиновая графика); - смешивать краски для получения новых оттенков; - передавать особенности внешнего вида растений, животных, строения зданий; - сочетать различные виды изобразительной деятельности и изоматериалы; - рисовать самостоятельно; - создавать коллективные коллажи в сотрудничестве со сверстниками и воспитателем. |
Тема | Задачи |
Сентябрь |
Мой любимый дождик | Знакомство с нетрадиционной техникой рисования пальчиком. Показ приёма получения точек и коротких линий (мелкий дождик, капельками и сильный, как ливень). |
Нарядный мухоморчик | Продолжать знакомство с пальчиковой техникой рисования. Упражнять в ровном закрашивании шляпки гриба краской; учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность шляпки. |
Нарядный мухоморчик в травке | Упражнять в аккуратном наклеивании силуэта гриба на лист бумаги и рисовании травки пальчиками. |
Октябрь |
Осеннее деревце | Упражнять в рисовании ладошкой (крона дерева), развивать умение рисовать прямые вертикальные линии (ствол) кистью. |
Листопад | Изображение листьев пальчиком и кистью способом примакивания. Продолжать знакомство с «тёплыми» цветами (жёлтый, оранжевый, красный). |
Опята- дружные ребята (рисование грибочков) | Подводить детей к созданию несложной композиции. Упражнять в рисовании грибов пальчиком: всем пальчиком выполнять широкие мазки (шляпки опят) и концом пальца — прямые линии (ножки грибов). |
Опята-дружные ребята (травка) | Упражнять детей в надрывании полосы зелёной бумаги (травка) и наклеивание ее на фон в определённой части листа (опята в травке). |
Ноябрь |
Пушистые котята играют на ковре (коллективная работа) | Знакомство с техникой тычкования полусухой жёсткой кистью (имитация шерсти животного). Наклеивание фигурок котят на тонированный лист ватмана (ковёр). |
Вишнёвый компот | Знакомство с техникой печатания пробкой, картофельной матрицей, показать приём получения отпечатка (ягоды вишни). Рисование ягод на силуэте банки. |
«Шарики воздушные, ветерку послушные...» | Вызвать интерес к сочетанию разных изоматериалов: воздушные шарики изображать кистью, а ниточки к ним — ватными палочками. |
Мои рукавички | Упражнять в технике печатания пробкой, в рисовании пальчиками. Учить рисовать элементарный узор, нанося рисунок равномерно в определённых местах. |
Декабрь |
Снежные комочки | Упражнять в изображении предметов округлой формы и аккуратном закрашивании их тычком жёсткой кистью. Учить повторять изображение, заполняя всё пространство листа. |
«Маленькой ёлочке холодно зимой...» | Упражнять в рисовании пальчиками, ватными палочками, в нанесении рисунка по всей поверхности листа (снежинки в воздухе и на веточках дерева). Познакомить с новым нетрадиционным изоматериалом — губкой, и способом рисования ею (тампонирование сугробов на земле). |
Пушистое платье для ёлочки | Упражнять в технике тычкования полусухой жёсткой кистью (имитация фактуры колючей хвои дерева). |
Праздничная ёлочка | Упражнять в рисовании ватными палочками; учить располагать мазки в ряд, используя зрительный ориентир (дугообразные линии) — «зажжём огоньки на ёлочке». |
Январь |
Снеговичок (планируется 2 занятия) | 1. Упражнять в технике тычкования жёсткой кистью (раскрашивание силуэта снеговика). |
2. Учить дополнять рисунок простыми деталями, дорисовывая их фломастерами (глазки, нос-морковка, пуговки на шубке). |
Зимние узоры | Знакомство с техникой рисования свечой (морозные узоры на окне). Учить аккуратно закрашивать жидкой краской лист с уже нанесенным свечой рисунком. |
Снежок порхает, кружится | Упражнять детей в технике рисования ватными палочками: изображение снежка в воздухе. Развивать чувство ритма, самостоятельность. |
Февраль |
Зимний денёк (коллективная работа) | Знакомство детей с техникой бумагопластики: сминать бумажную салфетку и пытаться скатывать её в плотный комочек. Создание несложной сюжетной коллективной композиции («укутаем деревья в лесу снежком»). |
Волшебные снежинки | Продолжать знакомство с техникой рисования свечой. Закрашивание жидкой краской листа бумаги с уже нанесённым свечой рисунком. |
Петушок-золотой гребешок (коллективная работа) | Упражнять в комкании и скатывании в шарики полосок от бумажных салфеток (техника бумагопластики). Продолжать формировать навыки аппликации (наклеивание бумажных шариков на силуэт хвоста). |
Украсим чашку для папы | Закреплять умение украшать предметы печаткой из пробки (чашка в горошек). Развивать чувство ритма. |
Март |
Красивые бусы для мамы | Упражнять в технике печатания различными печатками (пробками, картофельными матрицами в виде цветочков, кружков). Формировать умение создавать элементарный узор из простых элементов, чередуя его по цвету. |
Разноцветные рыбки | Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство — делать ею отпечаток. Закреплять умение дополнять изображение деталями (дорисовывать фломастерами чешуйки на туловище рыбки, глаза). |
Колобок-румяный бок (коллективная работа) | Продолжать развивать интерес к бумагопластике. Закреплять навык наклеивания (заполнение бумажными шариками контурного изображения личика колобка). |
Звонкая капель | Продолжать учить сочетать различные нетрадиционные техники рисования: пальчиком изображать сосульки, ватными палочками — падающие с них капли. |
Апрель |
«Смотрит солнышко в окошко» (коллективная работа) | Упражнять в рисовании ладошкой: изображение ладошками солнечных лучиков. |
Космос | Упражнять в технике печатания картофельными печатками (звезды в космосе), в рисовании ватными палочками прямых линий («заправим двигатель ракеты топливом»). |
Клоуны в цирке (планируется 2 занятия) | 1. Упражнять в технике рисования ватными палочками, располагая мазки по всей поверхности («украсим костюм клоуну», - наряд в горошек). Развивать чувство ритма. |
2. Изготовление в технике бумагопластики мячей для клоуна-жонглёра; наклеивание их, опираясь на зрительный ориентир. |
Май |
Цветочек радуется солнышку | Упражнять в технике печатания пробками (лепестки и серединка цветка). Учить рисовать цветок в центре листа. Закреплять умение пользоваться фломастерами, дорисовывать простые детали (стебелёк, листочки, травка) |
Салют на нашей улице (коллективная работа) | Упражнять в технике бумагопластики. Наклеивание бумажных шариков на подготовленный тёмный фон (разноцветные огоньки салюта в небе). Развивать чувство ритма. |
Гусеничка в травке | Совершенствовать технику пальчикового рисования (туловище гусеницы), не оставляя просветов между мазками. Дорисовывание недостающих деталей фломастерами (лапки, травка, солнышко). |
Одуванчики в травке | Отрабатывать приём рисования кистью и красками, упражнять в тычковании жёсткой кистью (головки одуванчиков). Развивать эстетическое восприятие. |
Тема | Задачи |
Сентябрь |
Бабочки порхают над цветами (коллективная работа) | Знакомство с техникой предметной монотипии и приемами её выполнения (раскрашивание силуэта насекомого). Совершенствование пальчиковой техники рисования, умения рисовать ватными палочками (украшение крыльев бабочки узором). Закрепления навыков аппликации (наклеивание бабочек на панно в виде цветочной поляны). |
Яблоки поспели! | Упражнять в рисовании дерева, используя различные приёмы и изоматериалы: ствол и ветки изображать кистью или сангиной, яблоки — в технике печатания (оттиск пробкой). |
Волшебный лес, осенний лес! | Познакомить с нетрадиционным изобразительным средством — мятой бумагой и способом рисования ею. Развивать способность видеть и изображать состояние природы. |
Осенний коврик (коллективная работа) | Занятие-эксперимент: знакомство детей с нетрадиционной изотехникой «эстамп» (оттиск засушенными листьями). Формировать аккуратность, поддерживать интерес к коллективной форме работы над общей композицией. |
Октябрь |
Витрина магазина ваз (коллективная работа) | Знакомство детей с восковыми мелками и их свойствами. Украшение силуэтов ваз несложным узором. Наклеивание готовых ваз на лист ватмана, оформленный в виде витрины. |
Деревенский дворик (дом) | Учить передавать особенности строения объекта с помощью аппликации: вырезывание и наклеивание стен, крыши на тонированный лист бумаги. Познакомить с приёмами печатания ластиком (оттиск им окошек в доме, трубы). |
Деревенский дворик (пейзаж) | Продолжать формировать представление об особенностях сельского пейзажа. Закреплять приёмы рисования кистью (скамейка, забор...) и губкой (тампонирование травки на земле, дыма из трубы, облаков). |
Поможем овечке согреться | Учить передавать в рисунке характерные особенности строения и внешнего вида животных. Упражнять в передаче фактуры пушистой кудрявой шерсти овечки тычкованием полусухой жёсткой кистью. |
Ноябрь |
«Грустная картина — дождик без конца» (подготовка фона) | Познакомить детей с неяркой, менее насыщенной цветовой гаммой: серые, синевато-серые, зеленовато-серые холодные тона. Учить работать с палитрой, смешивать краски. |
«Грустная картина — дождик без конца» (рисование пейзажа) | Развивать навыки изображения кистью деревьев, кустов без листьев, композиционно располагать их на листе бумаги. |
Колючий ёжик | Закреплять представление об особенностях строения животного. Передача образа ежа разными способами: оттиском мятой бумаги (колючая спинка животного), картофельными матрицами (яблоки, грибы на колючках ежа), кистью дорисовывать недостающие детали. |
Открытка для милой мамы (ко Дню матери) | Знакомство детей с веерной кистью и приёмами рисования ею. Рисование акварелью цветка на овале. Развитие цветовосприятия, аккуратности. |
Декабрь |
Забавный снеговик | Передача выразительного образа снеговика, используя различные техники изображения: оттиск смятой бумагой, рисование кистью. Развитие цветовосприятия, творческой фантазии; развитие мелкой моторики рук, формирование аккуратности. |
Ёлочки зелёные встали в хоровод | Знакомство с техникой печатания поролоном по трафарету, передача в данной технике фактуры пушистых ёлок. Свободный выбор способов изображения снега (губкой, пальчиком, ватными палочками, кистью). |
«Ёлка наряжается — праздник приближается!» (коллективная работа, планируется 2 занятия) | 1. Упражнять в украшении силуэтов ёлочных игрушек различными способами (оттиск печатками, рисование ватными палочками, фломастерами). |
2. Упражнять в технике бумагопластики (бусы), наклеивание изготовленных бус на изображение ёлки, чередуя их по цвету. |
Январь |
Красивая шубка для Снегурочки | Закреплять умение аккуратно закрашивать силуэт краской. Упражнять в тампонировании губкой (меховой воротник и опушка шубки). Выбор средств для изображения узора из снежинок (кисть, ватные палочки). |
Зимний лес (планируется 2 занятия) | 1. Вызвать эмоциональный отклик на произведения живописи, поэзии, передающие красоту зимней природы. Свободный выбор бумаги различных тонов. Выбор приёмов и средств для изображения снежного покрова на земле (рисование веерной кистью, тампонирование губкой, оттиск смятой бумагой). |
2. Печатание поролоном по трафарету группы деревьев (лес); выбор или сочетание способов рисования падающих снежинок (концом кисти, ватными палочками). «Оживление» снежных сугробов блёстками. |
«Кружатся снежинки в воздухе морозном...» | Знакомство с техникой резерва из свечи в сочетании с акварелью. Рисование в данной технике снежинок в воздухе, предварительно сделав набросок простым карандашом. |
Февраль |
Пушистый зайка | Воспитывать интерес к познанию природы и отражению полученных представлений в изодеятельности. Передача в рисунке характерных особенностей животного. Упражнять в передаче фактуры пушистой шёрстки зайчика тычкованием полусухой жёсткой кистью. |
Сарафанчик для матрёшки | Украшение силуэта матрёшки узором по мотивам дымковской росписи (круги, точки, пересекающиеся, волнистые линии), используя нетрадиционные техники: оттиск пробкой, рисование ватными палочками. |
Летят самолёты | Вызвать желание порадовать пап и дедушек. Учить передавать форму самолёта, упражнять в работе с палитрой (получение светло-серого «стального» оттенка); закреплять технику тампонирования губкой (облака в небе). |
В цирке | Учить детей выполнять несложную рельефную композицию, сочетая различные способы изображения: дополнение аппликации, выполненной педагогом, пластическими элементами (лепка мячей и шаров, создавая выразительный образ клоуна или слона-жонглёра). Украшение мячей узорами при помощи различных рельефных печаток. |
Март |
«Вот тебе,родная, в твой денёк — аленький цветочек-огонёк!» (коллективная работа) | Упражнять в технике бумагопластики и аппликации (наклеивание шариков из бумажных салфеток на силуэты лепестков цветка). Вызвать восторг от результата общего труда (красивый цветок с алыми объёмными лепестками). |
Выглянуло солнышко | Продолжать знакомство со свойствами акварели (прозрачность), рисование по-сырому (прозрачная небесная лазурь). Закреплять приёмы рисования гуашью (солнышко в небе). |
Смелый подснежник | Знакомство с техникой резерва из восковых мелков в сочетании с акварелью («батик»); закрепление навыков рисования в технике резерва из свечи. Развивать положительные эмоции. |
Вербочка пушистая | Рисование с натуры веточки вербы с бархатными почками, передача её выразительного образа путём комбинирования различных изоматериалов: фломастеров, школьных мелков, угольных палочек. |
Апрель |
Я ракету нарисую | Продолжать знакомство с техникой «батик». Развивать чувство цветосочетания. |
Плывет кораблик | Учить изображать кистью кораблик (форма, цвет), украшать его. Рисование ручейка в виде волнистой линии, передача ряби на воде губкой. |
Радуга-дуга (планируется 2 занятия) | 1. Упражнять детей в технике рисования по-сырому: изображение радуги. Закреплять представление о 7 цветах спектра. |
2. Дополнение рисунка деталями (солнышком, облачками...), дорисовывая их восковыми мелками, цветными карандашами, фломастерами на просохшей бумаге. |
Май |
Открытка ко Дню Победы | Вызвать радостные чувства в ожидании праздника, желание сделать красивую открытку в подарок близким.Упражнять в сочетании приёмов и средств изображения: аппликация + «рисование» блёстками. |
Яблонька белая (планируется 2 занятия) | 1. Передача строения дерева путём выбора и комбинирования разных изоматериалов и способов рисования (карандаш, сангина; тычкование; оттиск смятой бумагой; тампонирование губкой). |
2. Продолжение работы над композицией: «конструирование» яблоневого цвета из бумажных салфеток (техника бумагопластики). |
Сказочные цветы для пчелы Майи | Закреплять навык рисования восковыми мелками и акварелью. Побуждать использовать цвет и необычную форму цветов как средства выразительности. |
Тема | Задачи |
Сентябрь |
Чудесные бабочки | Упражнять в рисовании по-сырому (предметная монотипия). Использование пятна, цвета, горизонтальной симметрии как средств выразительности образа бабочки. |
Цветочная полянка | Закрепление приёмов рельефной (полуобъёмной) лепки; знакомство с техникой пластилинографии, показать некоторые способы её выполнения (налеп, растяжка). Выполнение выразительной композиции цветущей полянки на цветном картоне. |
В садах поспели яблоки | Учить рисовать яблоки на ветке крупным планом, закреплять умение наносить один слой краски на другой. Продолжать обучение детей технике тычкования полусухой жёсткой кистью. |
Золотая рыбка | Знакомство с техникой мозаичного рисования ватными палочками. Учить заполнять контуры рыбки цветными точками, оставляя между ними просветы тёмного фона (эффект выложенной мозаики). |
Октябрь |
Дымковский коврик | Украшение квадратной формы в технике рельефной лепки и пластилинографии по мотивам дымковской росписи. Развитие цветовосприятия. |
Золотая осень (коллективная работа) | Познакомить с техникой печатания засушенными листьями - «эстамп». Создание в данной технике картины осеннего пейзажа. Развивать умение выполнять работу сообща, коллективно. |
Гирлянда из осенних листьев (коллективная работа) | Развивать технические навыки смешивания красок на палитре. Формировать творческие способности, чувство цветосочетания. |
Скатерть-самобранка | Знакомство с жанром живописи — натюрмортом. Учить рисовать овощи, фрукты различными изобразительными средсвами (восковыми мелками, пастелью, фломастерами). |
Ноябрь |
Волшебная бумага (зеркало) | Знакомство с фольгой и с техникой рисования на ней путём выдавливания рисунка («гравирование», или «чеканка»). Украшение узором рамки зеркала. Развитие чувства ритма, эстетического вкуса. |
Стройная сосна | Передача в рисунке красоты и особенностей внешнего вида хвойного дерева (высокий ствол, крона в верхней его части). Тампонирование хвои губкой. |
Выпал первый снег (рисование лесного пейзажа) | Вызвать у детей радостные переживания от встречи с первым снегом, скорым приближением зимы. Закреплять умение рисовать акварелью деревья, кусты, композиционно располагая их на листе бумаги. |
Выпал первый снег (рисование снега в воздухе) | Натирание бумаги свечой, изображение падающего снега в технике набрызга. Развитие аккуратности. |
Декабрь |
Зима пришла | Развивать интерес к технике «эстамп»: печатание засушенными листьями лесного пейзажа. Использование белого цвета и темного фона как средств выразительности образа заснеженного леса. Дорисовка дополнительных деталей кистью. |
Снежинка-балеринка | Развивать у детей навык тампонирования губкой по трафарету, продолжать знакомство с техникой набрызга. Развивать чуткость к восприятию красоты зимних явлений. |
В лесу родилась ёлочка (коллективная работа, 1-е занятие) | Выполнение изображения ели способом объёмной аппликации. |
Нарядим ёлку шариками (коллективная работа, 2-е занятие) | Продолжать знакомство с нетрадиционной техникой рисования на фольге («гравюра», или «чеканка»). Сочетание рисования с аппликацией: украшение узором силуэтов ёлочных шариков и наклеивание их на изображение ели, выполненное на предыдущем занятии. |
Январь |
В гостях у Снегурочки | Использование белого цвета как выразительного средства передачи сказочной «снежной» атмосферы и колорита (рисование белой гуашью снежных домиков в царстве Снегурочки и их хозяев). Развитие творческой фантазии и воображения. |
Морозные узоры | Закреплять умение рисовать свечой и акварелью, использовать простой карандаш для выполнения предварительного наброска. Развивать творческую инициативу. |
Снегири прилетели | Уточнить представления детей о характерных особенностях внешнего вида снегирей; вызвать эмоциональный отклик на произведения поэзии, описывающие зимних красавцев. Рисование снегирей на ветках в технике «батик». |
Полярное сияние | Передача образа красивого природного явления путём комбинирования приёмов и средств изображения: яркие сполохи полярного сияния — пастелью; снега, льды на поверхности земли — в обрывной аппликации. Использование цветового контраста как средства выразительности. Развитие мелкой моторики рук. |
Февраль |
Еловые шишки на ветке | Передача в рисунке строения ветки ели с шишками, прорисовка контуров простым карандашом. Закрепление навыка раскрашивания изображения тычкованием полусухой жёсткой кистью. |
Берёзки, опушённые инеем (ознакомительное; рисование фона) | Рисование неба и снега не только голубым и белым цветом, но и оттенками (розоватым, желтоватым...), смешивая краски на палитре и создавая полутона. Вызвать у детей эмоциональные переживания, связанные с наблюдениями за опушёнными инеем деревьями. |
Берёзки, опушенные инеем (рисование берёзки в инее) | Обратить внимание на способы передачи характерных особенностей внешнего вида берёзы (серо-белый ствол, ниспадающие тонкие ветви). Рисование инея на веточках жёсткой кистью точечным приемом. |
Весёлый снеговик | Закреплять знакомые приёмы работы в технике пластилинографии, показать способы смешивания пластилина разных цветов для получения необходимых оттенков. Формировать цветовосприятие, аккуратность, развивать мелкую моторику рук. |
Март |
Красивые цветы в подарок маме (планируется 2 занятия) | 1. Выполнение композиции различными изосредствами, сочетая рисунок и аппликацию. Закрепление техники тампонирования губкой по трафарету (цветы). |
2. Доведение работы до логического завершения: вырезывание симметричной формы из бумаги, сложенной вдвое (ваза), украшение её узором при помощи цветных карандашей. |
Волшебный карандаш | Познакомить с техникой рисования штрихом. Учить передавать выразительный образ весеннего явления (звонкая капель) зигзагообразной штриховкой. Закреплять навыки рисования карандашом, развивать умение регулировать силу нажима. |
Солнечный зайчик | Создание выразительного образа персонажа путём комбинирования приёмов изображения: прокатывание по трафарету поролоновым валиком; рисование кистью. Развитие творческой фантазии, воображения. |
Апрель |
Букет цветов в вазе (планируется 2 занятия) | 1. Изображение цветочного букета в технике предметной монотипии. Развитие навыков рисования гуашью, акварелью; «оживление» цветов фломастерами. |
2. Использование шаблона и простого карандаша для контурного изображения вазы к цветочному букету. Раскрашивание и роспись силуэта вазы пастелью. |
Лети, ракета, к звёздам! | Передача образа космического пространства в технике печати по трафарету (звезды в космосе); рисование ракеты кистью. |
Подводный мир | Совершенствовать умение детей рисовать в технике «батик». Изображение различных водорослей, медуз, рыб разной величины. Создание созвучного тона восковому рисунку с помощью акварели. |
Май |
После дождя | Создание пейзажа в технике «батик» (радуга в небе, молодая травка, цветы, порхающие бабочки...). Развитие творческой фантазии, воображения. |
Праздничный салют Победы | Знакомство с приёмом рисования в технике «граттаж» (процарапывание рисунка заострённой палочкой). Развитие творческой фантазии, самостоятельности. |
«Пушистые одуванчики, белые сарафанчики...» | Передача выразительного образа одуванчиков через использование различных изотехник : набрызг по трафарету (пушистые шарики семян), рисование ватными палочками (стебли одуванчиков). Дорисовка деталей кистью или пастелью (зубчатые листья цветов, травяная лужайка и т. п.). |
Сказочные цветы | Создание выразительного образа фантастического сказочного цветка в мозаичной технике рисования на темном картоне. |
Тема | Задачи |
Сентябрь |
«Цветное коромысло над рекою повисло...» | Рисование речного пейзажа (небо, берег, река) в технике пейзажной монотипии. Изображение радуги веерной кистью. |
Бабочка на лужайке (рисование бабочки) | Передача в нетрадиционной технике «эстамп» внешнего вида насекомого. Дорисовывание деталей тонкой кистью (тельце, головка, усики). |
Бабочка на лужайке (рисование лужайки) | Доведение работы до логического завершения (изображение цветущей лужайки). Передача выразительности рисунка путём комбинирования различных изоматериалов (кисть, восковые мелки, пастель). |
Узор из ягод и веток рябины | Создание растительного узора: рисование ягод ягод губкой, последующая прорисовка деталей (пользование точкой, мазком, линией). |
Октябрь |
Осенний натюрморт | Рисование в жанре живописи — натюрморт. Использование техники «батик» (восковые мелки+акварель), выделение в рисунке особенностей фруктов (форма, цвет, величина). |
Берёза в золотом наряде | Рисование пейзажа кистью и губкой. Развитие умения работать с палитрой, использование определённой цветовой гаммы в соответствии с настроением и временем года. |
«Листик, листик вырезной, солнышком окрашенный...» | Использование шаблона кленового листа. Закрепление навыка аккуратного закрашивания предмета, не выходя за контуры; развитие умения выразительно сочетать тёплые тона, использование приёма вливания цвета в цвет. Прорисовка прожилок тонкой кистью. |
Яблоневый сад осенью | Закрепление представлений о пейзаже. Подготовка фона для будущего рисунка в технике «кляксография». Выбор средств для изображения пейзажа (кисть, пастель, сангина, уголь). |
Ноябрь |
Осенний пейзаж | Закреплять представления о приметах осени. Использование техники тычкования для рисования осенней листвы. Формировать умение композиционно располагать предметы, используя приём «ближе-дальше». |
Вечерний город | Рисование многоэтажного дома в технике «батик». Развитие умения передавать в рисунке архитектурное строение здания. Формирование чувства цветосочетания |
Ёжик в ельнике | Развивать умение рисовать штрихами: хвою молодой ёлочки — короткими отрывистыми, иголки ежа — неотрывными зигзагообразными в несколько рядов. Учитывать пропорцию между предметами. |
Первый снег | Рисование дерева без листьев у берега замерзающего озера в технике пейзажной монотипии. Выбор приёмов и материалов для изображения снега (кисть, губка; техника «набрызг»), а также их сочетание. Развивать чувство композиции. |
Декабрь |
Аленький цветочек | Экспериментирование с цветной пряжей: создание образа сказочного сверкающего цветка из обрезков ниток на бархатной бумаге. Развитие мелкой моторики рук. |
Белая пушинка- ажурная снежинка | Развивать интерес детей к такому виду бумажной пластики, как оригами. Активизировать детей к созданию узорных форм при помощи ножниц. |
Новый год в лесу (по мотивам стихотворения «Заячье новогоднее») | Изготовление в технике пластилинографии пейзажной композиции (пушистые зелёные ёлочки в зимнем наряде). Способствовать развитию силы кисти руки. Закреплять представления детей о приметах зимы. |
Хлопушка-новогодняя игрушка | Закрепление умения работать с фольгой (техника гравирования): рисование узора на силуэте хлопушки по соственному замыслу. Развитие творческого воображения. |
Январь |
«Что такое снеженика?» | Передача образа фантастического растения гуашью белого, «золотого», «серебряного» цветов, используя приёмы рисования разными материалами (веерная и тоная кисти, ватные палочки, губка). Развитие творческого воображения. |
Ветка ели с шишками | Передача выразительного образа заснеженной ветки ели в технике пластилинографии. Развитие мелкой моторики рук. Аккуратности. |
Пингвины на льдине | Закреплять умение использовать простой карандаш для рисования контурного эскиза. Раскрашивание методом тычкования. Развитие представлений детей об обитателях Антарктиды. |
В цирке | Рисование фигуры человека в одежде в технике пальчиковой палитры, передача его пропорций. Свободный выбор материалов для печатания (катушки из-под ниток, пробки, пластиковые колпачки...). Создание выразительной композиции клоуна-жонглёра. |
Февраль |
«Дремлет лес под сказкой сна...» | Закреплять навыки рисования в технике «граттаж» (процарапывание). Развивать умение выстраивать композицию пейзажа, передавать колорит вечернего (ночного) зимнего леса. |
Жар-птица (коллективная работа) | Закрепление навыков работы с фольгой: украшение перьев Жар-птицы в технике гравирования. |
«Сказка о золотой рыбке...» (море) | Воспитание интереса к книге и книжной графике. Выбор материалов для придания образу моря большей выразительности (губка, зубная щетка). |
«Сказка о золотой рыбке...» (рыбка) | Передача образа сказочной рыбки в рисунке и аппликации (вырезывание рыбки из бумаги, используя шаблон; расписывание и наклеивание силуэта рыбки на фон — море). Развитие творческой фантазии, воображения. |
Март |
Портрет моей мамы | Дать детям знания о портрете как жанре изобразительного искусства. Учить отображать особенности внешности (цвет волос, глаз, причёска). Развивать навыки рисования восковыми мелками, пастелью. |
Кружевные шляпы | Познакомить детей с искусством ажурного вязания и плетения. Учить передавать в рисунке особенности ажурного узора, сочетая плотные его части с лёгкой воздушной сеткой. Развивать навыки рисования фломастерами, гелевыми ручками. |
Царевна-лебедь | Закреплять навык тычкования щетинистой кистью. Учить передавать образ сказочной птицы (величавая поза, гордый изгиб шеи, корона). |
Расцвели подснежники | Рисование подснежников восковыми мелками и пастелью, обращая внимание на склонённую головку цветка. Развитие цветовосприятия. |
Апрель |
«Уж верба вся пушистая...» | Упражнять в рисовании «по-сырому», развивать технический приём работы с гуашью путём вливания цвета в цвет. Передача выразительного образа веточки вербы с мохнатыми почками. |
Космические корабли (ознакомительное) | Знакомство с книжной графикой, изображающей форму, строение космического корабля, образ звёздного неба.Подготовка фона для будущей композиции в технике кляксографии. |
Космические корабли (продолжение) | Самостоятельность в выборе изобразительных средств (акварель, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры). Развивать творческие способности и фантазию в изображении разных конструкций космических кораблей. |
Морское царство | Цветной «граттаж». Упражнять в передаче формы и пластики обитателей моря. Развивать фантазию, творческую инициативу. |
Май |
Весеннее настроение | Продолжать учить рисовать пейзаж, передавая строение деревьев, создавать многоплановую композицию. Совершенствовать умение пользоваться различными изоматериалами для создания выразительного образа цветущего сада (восковые мелки, пастель, поролон, жёсткая кисть). |
Праздничный салют в городе | Совершенствование навыков рисования в технике «батик» (восковые мелки+акварель). Передача в рисунке строения городской улицы и выразительного образа салюта в вечернем небе. |
Одуванчики в траве | Закреплять навыки рисования штрихами полусухой жёсткой кистью: прямыми — при рисовании жёлтой головки цветка, и короткими вертикальными («выбивание») - при изображении пушистой белой головки одуванчика. Передавать образ цветка в соответствии с его описанием в стихах поэтов. |