СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская программа по художественной обработке кожи

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно – прикладному искусству. Народное декоративно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей.

Просмотр содержимого документа
«Авторская программа по художественной обработке кожи»

Авторская программа по художественной обработке кожи

Введение

Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно – прикладному искусству. Народное декоративно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Художественная деятельность учащихся находит разнообразные выражения при изготовлении изделий народного и декоративно-прикладного искусства.

Программа «Художественная обработка кожи» направлена на формирование у детей художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, помочь им в овладении образным языком декоративно-прикладного искусства и ставит перед собой основные задачи:

- способствовать развитию  художественно-творческих способностей детей, фантазии и зрительно-образного мышления;

 - ознакомить с основами проектной деятельности и показать учащимся место и значение художественного проектирования при создании современных изделий.

В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей учащихся во внеурочное время. Все объекты труда подобранны с таким расчетом, чтобы они требовали использование допустимых материалов и инструментов; имели эстетическую значимость; давали представление о традиционных художественных видах обработки кожи. Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить кругозор учащихся, но и каждому ребенку раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии.

Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно.

Процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций. Выполнение творческих работ   предваряется подбором материалов по их технологическим свойствам, цвету и фактуре поверхности, выбором художественной отделки изделия. Учащиеся знакомятся с национальными традициями и особенностями культуры и быта народов России, экономическими требованиями: рациональным расходованием материалов, утилизацией отходов.

Большое значение  имеет обсуждение художественных выставок, поиск и подбор иллюстраций образцов дизайнерских разработок и организация проектной деятельности. При выполнении творческих проектных работ учащиеся, кроме освоения технологических приемов, должны включаться в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным и эстетическим, так и экономическим и экологическим  требованиям. Использование метода проектов позволяет интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных дисциплин на разных этапах обучения и изготовлять своими руками красивые и нужные предметы, что повышает интерес к работе и приносит удовлетворение результатами своего труда.

Цель: приобщение учащихся к технике кожаной пластики, получение детьми основ теоретических знаний и практических умений в данном виде декоративно – прикладного творчества (изделия из кожи).

Задачи:

  • Научить основным простейшим приёмам работы с кожей, инструментами, приспособлениями;

  • Познакомить детей с основными свойствами и возможностями материала;

  • Научить детей использовать схемы, чертежи, литературу при работе в данном виде творчества;

  • Учить детей самостоятельному творчеству;

  • Научить элементарным правилам ухода за изделиями из кожи;

  • Научить детей самостоятельно разрабатывать индивидуальные украшения по собственному эскизу и изготавливать их;

  • Научить детей экономичному подходу к материалу, рациональному его использованию;

  • Ознакомить с историей кожевничества;

  • Развивать художественное мышление, чувство цвета, материала и фактуры;

  • Развивать индивидуальные способности учащихся;

  • Развивать интерес и любовь к прикладному творчеству, основанному на народных традициях;

  • Развивать коммуникативные способности детей в процессе обучения;

  • Воспитывать аккуратность, усидчивость, трудолюбие, прилежание в работе;

  • Воспитывать чувство сопричастности к традициям народной культуры, чувство патриотизма;

  • Воспитывать эстетический вкус, творческое отношение к труду;

  • Воспитывать стремление к качеству выполняемых изделий;

  • Воспитывать социально – психологическое: чувство удовлетворения от изделия, сделанного своими руками;

  • Создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлеченных общим делом.

Ведущие принципы, положенные в основу программы:

1. Естественное развитие детей – первично, а задачи и цели взрослых – вторичны.

2. Родители – друзья, помощники и опора для ребенка и педагога.

3. Принцип научности и доступности – использование на занятиях

доступных для детей понятий и терминов , что разрешает вести занятия от простого к сложному.

4. Принцип систематичности – учебные темы располагаются так, что

изучение новой темы опирается на знания и умения, приобретенные

ранее.

5. Принцип – субъект – субъектных взаимоотношений. Признание того,

что каждый ребенок- уникум.

6. Через игру – к творчеству (использование игровых методов обучения)

Содержание, методы и приемы обучения

Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.

Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности. Используются различные группы методов работы с детьми:

- методы организации и осуществления учебно познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические);

- методы воздействия на сознание, чувства, волю детей ( беседы, споры, дискуссии);

-методы изучения конкретной ситуации (наблюдение, анализ практической деятельности);

- методы прогнозирования возможных воспитательных последствий (игры, фантазии).

Наблюдения, игры, беседы, конкурсы, решение различных задач, упражнений и т.д. - все это способствует пробуждению интереса и любознательности детей.

Критерии результативности обучения:

- Знание отдельных фактов (припоминание, воспроизведение);

- понимание (краткое объяснение ребенком явления фактов);

- применение знаний в изменившихся условиях;

-начальные умения анализа (выделения частей целого, последовательность расположения этих частей) и синтеза

Для контроля знаний учащихся в конце каждой темы проводятся игры, викторины , конкурсы.

Практические умения и навыки обучающихся демонстрируются на детских выставках.

Условия необходимые для реализации программы

По данной программе практические занятия проходят совместно с теоретическими заданиями, на которых проводятся беседы, показываются иллюстрации, образцы, схемы изготовления. Дети ведут поисковую деятельность по заданной теме. Программой предусматривается развитие у детей навыков технического ремесла и творческого начала.

Практические занятия проводятся в специально оборудованных учебных мастерских оснащенными необходимыми инструментами и материалами.

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся.

По окончанию первого года обучения учащиеся должны знать:

  • Историю кожевенного дела;

  • Общие сведения о работе с кожей;

  • Способы соединения и крепления кожи;

  • Основы орнаментальной композиции;

  • Технику клеевой обтяжки;

  • Процесс изготовления художественных изделий из кожи;

  • Требования техники безопасности и личной гигиены при изготовлении художественных изделий из кожи;

  • Характерные особенности художественных изделий из кожи.

По окончанию первого года обучения учащиеся должны уметь:

  • Подбирать цветовую гамму;

  • Проводить раскрой;

  • Выполнять способы соединения и крепления кожи;

  • Изготавливать сувенирные изделия из кожи;

  • Работать в парах и коллективно;

  • Копировать орнамент.

По окончанию второго года обучения учащиеся должны знать:

  • Способы реставрации кожи;

  • Окраски кожи в домашних условиях;

  • Терминологию;

  • Основные свойства и возможности материала;

  • Технологические особенности термической обработки кожи.

По окончанию второго года обучения учащиеся должны уметь:

  • Реставрировать кожу;

  • Окрашивать кожу в домашних условиях;

  • Выполнять термическую обработку кожи;

  • Составлять авторские орнаменты и композиции;

  • Использовать схемы, чертежи, литературу и другие источники информации при работе в данном виде творчества;

  • Оформлять готовые изделия.

По окончанию третьего года обучения учащиеся должны знать:

  • Способы драпировки кожи;

  • Использование изделий из кожи в интерьере.

По окончанию третьего года обучения учащиеся должны уметь:

  • Делать зарисовки с образцов народного декоративно – прикладного искусства;

  • Разрабатывать самостоятельно несложные композиции художественных изделий из кожи;

  • Самостоятельно работать в данном виде творчества, проявлять художественную инициативу;

  • Экономно использовать материал;

  • Проводить коллективный анализ, разбор и оценку иллюстративного материала и собственных;

  • Выполнять все стадии работы по изготовлению художественных изделий из кожи.

Техническое оснащение: иллюстрированные альбомы и книги, авторские работы преподавателя и детей, фотоальбомы, наглядные пособия, образцы, раздаточный материал: (шаблоны, схемы), эскизы, стенд по технике безопасности при работе с ножницами и электронагревательными приборами, ножницы, ножницы “зигзаг”, карандаши, линейки, клей “Дракон”, ПВА, ручки, фломастеры, картон, кусочки кожи, бутылки разных форм, баночки, краски для кожи, штрих, гуашь, масляные краски, рамки, лак, электровыжигатель, свечи, спички, пинцеты, шило, пробойники, крючки для вязания, молоток, кусок фанеры, проволока разного диаметра, кусачки, мешковина (бортовка, ткань), остатки обоев, скрепки, лак для волос, блестки, тетрадь для записей.