СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская программа по литературе 9 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование по литературе составлено в соответствии с требованиями ФГОС.Прошло много проверок)

Просмотр содержимого документа
«Авторская программа по литературе 9 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная рабочая программа для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и программы общеобразовательных учреждений, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Ориентирована на работу по учебно-методическому комплексу:

  • Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2014. – (Рабочие программы)

  • Коровина В.Я. Литература. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учрежд. с прил. на электрон. носителе: в 2 ч./В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв,В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2014.

  • Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим… : дидактические материалы по литературе. класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ В.Я.Коровина. – М.: Просвещение, 2014.

  • Беляева Н.В. Литература. 5-9 классы. Проверочные работы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/Н.В.Беляева. – М.: Просвещение, 2011.


Рассчитана на 102 ч.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивания и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.


В данной программе реализованы современные подходы к проектированию учебного содержания: ориентир на взаимосвязанное формирование лингвистической, языковой, коммуникативной и культурологической компетенций; на развитие всех видов речевой деятельности, формирование навыков чтения-понимания, выразительного чтения, письма, работы с научной информацией, представленной в разных видах; реализация принципов индивидуализации, уровневой дифференциации, использование коммуникативно-ориентированных заданий, стимулирующих познавательную и творческую активность учащихся, а также способствующих совершенствованию коммуникативной компетенции на всех этапах обучения, в том числе и при обучении языковым темам курса.


Отличительной особенностью учебно-методического комплекса по литературе под редакцией В.Я.Коровиной является то, что в данной линии учебников четко прослеживается последовательное, системное обращение к изучению устного народного творчества, произведений древнерусской литературы, русской литературы ХVIII–ХХ вв., произведений зарубежной литературы. Дополнительные компоненты учебно-методического комплекса способствуют более успешной реализации деятельностного аспекта в изучении литературы.

В каждом учебнике линии акцент сделан на одну ведущую проблему: в 5 классе – внимание к книге, в 6 классе – художественное произведение и его автор, в 7 классе – особенности труда писателя, в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории, 9 класс – начало курса на историко-литературной основе.

В переработанной линии учебников для 5 – 9 классов усилен деятельностный подход к изучению литературы, введена рубрикация: «Проверьте себя», «Обогащайте свою речь», «Развиваем свою речь», «Учимся читать выразительно», «Литература и другие виды искусства», «Литература и изобразительное искусство», «Творческое задание», «Фонохрестоматия», «Размышляем о прочитанном». В учебники включены вопросы повышенной сложности, рекомендации по организации проектной деятельности.

Состав УМК:

  • рабочая программа

  • учебник

  • дидактические материалы

  • методические советы

  • поурочные разработки

  • проверочные работы

  • хрестоматия художественных произведений (для 9 класса)

Дидактические материалы содержат необходимые, но не вошедшие в учебник художественные тексты, портреты писателей, другие иллюстрации, а также вопросы, задания, игры, кроссворды, викторины, материалы для внеклассного чтения, дополнительные художественные и литературоведческие материалы.

Рабочие тетради предназначены для самостоятельной работы обучающихся; они помогают анализировать произведение, формировать собственное отношение к нему, создавать устные и письменные высказывания разного типа, вести диалог.

Поурочные разработки содержат конспекты уроков: содержание каждого урока и материалы для контроля уровня литературного развития учащихся.

Методические советы для учителя созданы с учетом наиболее интересного опыта изучения произведений, включенных в программу по литературе.

Проверочные работы по литературе для 5 – 9 классов. В книге содержатся рекомендации для проведения диагностических, текущих и итоговых проверочных работ по литературе, материалы для литературных игр контрольного характера и олимпиад по литературе.
Учитель сможет проследить динамику литературного развития каждого учащегося, в качестве инструмента для этого предложены критерии оценки письменных высказываний, а также аналитические таблицы.



Цели обучения

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

  • развитие у учащихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

  • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзм;

  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте, и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями;

  • использование опыта работы с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевым самосовершенствовании.


Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.


Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

  • обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

  • обеспечение доступости получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

  • сформировать у учащихся представление о художественной литературе как искусстве слова и её месте в культуре страны и народа;

  • помочь осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

  • помочь освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

  • помочь овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;

  • воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

  • научить использовать литературу для повышения речевой культуры;

  • совершенствовать устную и письменную речь.




Общая характеристика учебного предмета «Литература»

Главная идея программы по литературе — изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё — к русской литературе 18, 19, 20 вв. Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стлистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки, которая изучает это искусство.

Курс литературы в 9 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов.

Содержание курса в 9 классе включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы.

Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе — литература и её роль в духовной жизни человека.

В программе соблюдена системная направленность. Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом классе.

Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе - подведение итогов работы за предыдущие годы, привлечение критической, мемуарной, справочной литературы, освоение идейно-эстетического богатства родной литературы

Цели обучения

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

  • формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня личностного и познавательного развития обучающихся;

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.



Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знаний её источников и умения работать с ними;

  • индивидуальная и коллективная проектная деятельность.

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система. Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и т.д.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям, культуре и развитие творческих способностей – необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.



Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.


Место предмета «Литература» в учебном плане


Согласно Учебному плану МАОУ СШ №19 им.И.П.Мытарева на 2015-2016 учебный год на изучение литературы в 9 классе отводится 102 часа (3 часа в неделю)



Учебно-тематический план

Содержание

Кол-во часов

В том числе р/р

Введение

1


Литература Древней Руси

5

2

Русская литература 18 века

9


Из русской литературы 1 половины 19 века

3


А.С.Грибоедов «Горе от ума»

5

2

Творчество А.С.Пушкина

16

2

Творчество М.Ю.Лермонтова

9


Творчество Н.В.Гоголя

3

1

Русская литература второй половины 19 века

6

1

Русская литература 20 века. Проза

9

2

Русская литература 20 века. Поэзия

14

1

Из зарубежной литературы

1


Итоговые занятия по курсу 9 класса.

Выявление уровня литературного развития учащихся.

1


Резервные уроки

6


Итого

91

11


Содержание тем учебного предмета «Литература»


Введение

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова.

Из древнерусской литературы

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

Из литературы XVIII века

Характеристика русской литературы XVIII века.

Гражданский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

 «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие   из   Петербурга   в   Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении.

Теория   литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

Из литературы XIX века. Из литературы первой половины XIX века.

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии

(И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич ПушкинЖизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина.

Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Из литературы второй половины XIX века.

Александр  Николаевич Островский.  Слово о писателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна   и   приказчик   Митя   —   положительные   герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория  литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Теория   литературы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

 Из поэзии XIX века

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

Из литературы ХХ века.

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

Из  русской  прозы   XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования

Михаил Афанасьевич Булгаков.  Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов.  Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын.  Слово о писателе.

Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория   литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской  поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи  к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте.

«Идешь,   на  меня  похожий...»,   «Бабушке»,   «Мне  нравится,  что вы больны не мной...»,  «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова.  Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак.  Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).

Песни  и  романсы на стихи  поэтов XIX—XX веков

Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

Из зарубежной литературы.

 Античная лирика.

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет». (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой  (1-й акт), сцены первой (3-й акт),  сцены четвертой

 (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии«Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

Теория литературы. Философско-драматическая поэма.















Календарно-тематическое планирование


Тема урока

Кол-во часов

Дата

план.

Дата

факт.

Дата

факт.

Примечание

1

Литература как искусство слова и его роль в духовной жизни человека.

1




Знакомство с учебником и с программой

2

"Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы. Литература Древней Руси.

1




Обзорная характеристика ДРЛ

3

Художественные особенности "Слова..." Проблема авторства. Подготовка к домашнему сочинению.

1




Познакомить с языковыми особенностями произведения

4

Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы 18 века. Особенности русского классицизма.

1




Введение понятия «классицизм»

5

Мольер "Мещанин во дворянстве". Проблематика, герои.

1




Знакомство с биографией и творчеством Мольера

6

М.В.Ломоносов. "Пётр Великий русской литературы".

1




Слово о писателе. Слово о поэте и учёном. М.В.Ломоносов — реформатор русского языка и системы стихосложения «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы прозведения.

7

М.В.Ломоносов "Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года". Ода как жанр лирической поэзии.

1




Прославление Родины, мира, науки в произведениях Ломоносова

8

Г.Р.Державин. Слово о поэте-философе. Жизнь и творчество Г.Р.Державина

1




Биграфия Державина, ода «Фелица»

9

Стихотворения Державина.

1




Тема поэта и поэзии в лирике Державина «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина. «Властителям и судьям», «Памятник».

10

Н.Радищев. Слово о писателе. "Путешествие из Петербурга в Москву".

1




Эпоха Просвещения

11

Особенности повествования в "Путешествии...". Жанр путешествия и его содержательное наполнение.

1





12

Д.И.Фонвизин Недоросль". Проблема гражданственности в пьесе.

1




Знакомство с героями, сюжетом и текстом комедии

13

Образование и воспитание в комедии.

1




Беседа по вопросам

14

Н.М.Карамзн-писатель и историк. Понятие о сентиментализме.

1




Биография Карамзина. Слово о писателе. «Осень» как произведение сентиментализм. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей.

15

"Бедная Лиза". Понятие о сентиментализме. Новые черты русской литературы.

1




Повесть Карамзина «Бедная Лиза»

16

Закономерности литературы 18 века. Зачётная работа.

1




Выведение общих закономерностей литературы 18 в.

17

Золотой век русской литературы 19 в. Общая характеристика русской и мировой литературы 19 в.

1




Романтизм как литературное направлене. Понятие о ромнтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия 19 в. русская критика, публицистика, мемуарная литература.

18

Очерк жизни В.А.Жуковского. Романтическая лирика начала 19 века.

1




Жизнь творчество (обзор) В.А.Жуковского. «Море», «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову. Обучение анализу лирического стихотворения

19

В.Я Жуковский "Светлана". Особенности жанра баллады.

1




Баллада «Светлана». Нравственный мир героини баллады. Язык баллады: фольлорные мотивы, фнтастика, образы-символы

20

Романтическая лирика начала века. Обучение анализу лирического стихотворения

1




Рылеев, Одоевский, Баратынский «Элегия»

21

Грибоедов: личность и судьба, фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы.

1




Творческая история комедии «Горе от ума»

22

А.С.Грибоедов "Горе от ума". Обзор содержания.

1




Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии

23

Знакомство с героями. Чтение и анализ 1 действия.

1




Сюжет и герои 1 действия

24

2 действие комедии. Чацкий в системе образов комедии

1




Завязка конфликта. Общечеловеческое звучание образов персонажей.

25

3 действие комедии.

1




Обучение анализу эпизода

26

Язык комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума".

1




Работа с текстом. Композиция произведения. Преодоление канонов классицизма в комедии. Обучение анализу эпизода драматического произведения.

27

Смысл названия комедии "Горе от ума".Проблема жанра. новаторство и традиции в комедии.

1




Фамусовское общество. Характеристика мировоззрения Чацкого.

28

"Молодое поколение в комедии". Нравственный идеал Грибоедова.

1




Чацкий и Молчалин, образ Софьи

29

А.Гончаров. "Мильон терзаний". Подготовка к домашнему сочинению.

1





30

Жизнь и творчество А.С.Пушкина.

1




Жизнь и творчество Пушкина в восприятии современного читателя.

31

Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина

1




«К Пущину», «Дельвигу», «19 октября», «Пущину»

32

Лирик петербургского периода.

1




«К Чаадаеву». Проблема свободы, служния Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю», «Анчар», «Вольность», «Дернвня», «Кинжал». Обучение анлизу.

33

Любовная лирика Пушкина

1




Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С.Пушкина. «На холмах Грузии...», «Я вас любил...». Адресаты любовной лирики поэта.

34

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. "Пророк". "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...". Раздумья о смысле жизни, о поэзии. "Бесы". Обучение аналзу одного стихотворения.

1




Раздумья о смысле жизни, о поэзии. "Бесы". Обучение аналзу одного стихотворения.

«К другу стихотворцу», «Пророк», «Я памятник себе воздвиг...»

35

Образы природы в лирике Пушкина. Семинарское занятие.

1




«Осеннее утро», «Певец», «Узник», «Вновь я посетил...»

36

Моё любимое стихотворение Пушкина:восприятие, истолкование, оценка.

1




Обучение анализу.

37

А.С.Пушкин. "Цыганы" - как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. инливидуалистический характкр Алеко.

1





38

Итоговый урок по романтической лирике начала 19 века, комедии "Горе от ума", лирике А.С.Пушкина.

1





39

"Евгений Онегин". История создания романа, литературная полемика вокруг романа. Восприятие романа современниками. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов романа. Сюжет. «Онегинская строфа»

1




Введение понятия «реализм», обзор содержания, знакомство с мнением критиков, общая характеристика романа.

40

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги Жизненного пути.

1




Сопоставление образов

41

Татьяна Ларина - нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.

1




Сопоставление образов

42

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.

1




Комментированное чтение.

43

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.

1




Комментированное чтение

44

Пушкинская эпоха в романе. "Евгений Онегин" как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.

1





45

Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, А.А.Григорьев, Ф.М.Достоевский. Философская критика начала 20 века. Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

1





46

А.С.Пушкин "МоцартА. и Сальери". Проблема "гения и злодейства". Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции в сфере творчества

1




Комментированное чтение

47

М.Ю.Лермонтов: личность, судьба, эпоха. Мотивы вольности и одиночества в лирие М.Ю.Лермонтова. "Нет, я не Байрон, я другой...", "Молитва", "Парус", "И скучно и грустно...".

1




Биография поэта, основные пероды творчества

48

Лирический герой поэзии Лермонтова. Основные темы лирики. Образ поэта-пророка в лирике М.Ю.Лермонтова. "Смерть поэта", "Поэт", "Пророк", "Я жить хочу!.."

1




Понятие «лирический герой»

49

Образ России в лирике Лермонтова. Анализ стихотворения "Родина"

1




Осмысление Родины в ранней и поздней лирике Лермонтова

50

Человек и природа в лирике Лермонтова. Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтва и послания к ним.

1




Обучение анализу стихотворения. Развитие темы «Пейзаж в литературе»

51

Судьба поколения 30-х г. в лирике Лермонтова. Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. "Дума", "Предсказание". Тема России и её своеобразие. "Родина". Характер лирического героя и его поэзии. Подготовка к сочинению.

1




Обучение анализу стихотворения. Рекомендации по подготовке к домашнему сочинению

52

"Герой нашего времени". Обзор содержания. Печорин как "портрет поколения". Загадки образа Печорина в главах "Бэла", "Максим Максимыч"

1




Обсуждение содержания романа, выявление читательской позиции учащихся, развитие навыков монологической речи

53

Век Лермонтова в романе. "Журнал Печорина" как средство самораскрытия его характера. "Тамань", "Княжна Мери", "Фаталист"

1




Анализ части «Княжна Мэри»

54

Обучение анализу эпизода по главе "Тамань".

1




Работа с текстом

55

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.

1




Комментированное чтение.

56

Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина.

1




Комментированное чтение.

57

Спор о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия М.Ю. Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению.

1




Комментированное чтение.

58

Контрольная работа по лирике М.Ю.Лермонтова, по роману «Герой нашего времени»

1





59

Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород». Проблематика и поэтика первых сборников Н.В.Гоголя. «Мёртвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы.

1




Работа с текстом

60

Система образов поэмы «Мёртвые души». Обучение анализу эпизода

1




Комментированное чтение.

61

Образ города в поэме «Мёртвые души»

1




Комментированное чтение.

62

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле

1




Комментированное чтение.

63

«Мёртвые души» - поэма о величии России. Мёртвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мёртвые души». Поэма в оценке В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению.

1





64

А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире и её влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии.

1




Обзор и обсуждение одержания повести, выявление читательской позиции учащихся, развитие навыков монологической речи.

65

Ф.М.Достоевский. С лово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира.

1




Обзор и обсуждение одержания повести, выявление читательской позиции учащихся, развитие навыков монологической речи.

66

Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести.

1




Комментированное чтение.

67

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии. «Юность». Формирование личности герои повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление. Особенности поэтики Л.Н.Толстого в повести «Юность»: психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя.

1




Обзор и обсуждение одержания повести, выявление читательской позиции учащихся, развитие навыков монологической речи

68

А.П.Чехова. Слова о писателе. «Смерть чиновника». Эвоюция образа «маленького человека» в русской литературе 19 в. и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора.

1




Обзор и обсуждение одержания повести, выявление читательской позиции учащихся, развитие навыков монологической речи

69

А.П.Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюного города и его роль в рассказе. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

1





70

Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чём особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 в.? (на примере произведений А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.И.Толстого и А.П.Чехов). (По выбору учащихся)

1





71

Беседа о стихах Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Их стихотвореня разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии. Развитие представления о жанрах лирических произведений.

1




Обучение анализу стихотворения

72

Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений

1





73

И.А. Бунин. Слово писателе. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия и проза» русской усадьбы.

1




Обзор и обсуждение рассказа, выявление читательской позиции учащихся, развитие навыков монологической речи

74

Мастерство И.А. Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования

1





75

М.А. Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести. Сатира на общество шариковых и швондеров

1




Обзор и обсуждение рассказа, выявление читательской позиции учащихся, развитие навыков монологической речи

76

Поэтика повести М.А. Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повсти.

1





77

М.А. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека судьба Родины. Образ главного героя.

1




Обзор и обсуждение рассказа, выявление читательской позиции учащихся, развитие навыков монологической речи

78

Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее.

1





79

А.И. Солженицын . Слово о писателе. «Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе

1




Обзор и обсуждение рассказа, выявление читательской позиции учащихся, развитие навыков монологической речи

80

Образ праведницы в рассказе «Матрёнин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи

1





81

Контрольная работа или зачетное занятие по произведениям второй половины XIX и XX вв.

1





82

Русская поэзия Серебряного века

1





83

А.А. Блок. Слово о поэте. «Ветер принес из далека...», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта

1




Обучение анализу стихотворения

84

С.А. Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике Есенина. «Вот уж вечер...», «Разбуди меня завтра рано...», «Край ты мой заброшенный...»

1




Обучение анализу стихотворения

85

Размышление о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике Есенина. «Не жалею, не зову, не плачу...», «Отговорила роща золотая...». Народно-песенная основа лирики Есенина.

1




Обучение анализу стихотворения

86

В.В. Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского, своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество. Маяковский о труде поэта

1




Обучение анализу стихотворения

87

М.И. Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, любви, жизни и смерти. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной..», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?». Особенности поэтики Цветаевой

1




Обучение анализу стихотворения

88

«Родина». Образ Родины в лирическом цикле М.И. Цветаевой «Стихи о Москве», традиции и новаторство в творческих поисках поэта

1




Обучение анализу стихотворения

89

Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Философский характер лирики Заболоцкого.

1




Обучение анализу стихотворения

90

А.А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике. Стихи Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики.

1




Обучение анализу стихотворения

91

Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и любви. «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво...», «Во всем мне хочется дойти...». Философская глубина лирики Пастернака.

1




Обучение анализу стихотворения

92

А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки».

1




Обучение анализу стихотворения

93

А. Т. Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне.

1




Обучение анализу стихотворения

94

Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX вв.

1





95

Зачетное занятие по русской лирике XX.

1





96

Обзор зарубежной литературы. Античная лирика. Катулл. Гораций. Данте Алигьери. У. Шекспир. И.-В. Гёте.

1




Обучение анализу стихотворения. Чувства и разум в любовной лирике поэта. Пушкин как переводчик Катулла. Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии.

97

Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги года и задания для летнего чтения.


Резервный урок

1




Множественность смыслов поэмы и её универсально-философский характер

98

Резервный урок

1




Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века»

99

Резервный урок

1





100

Резервный урок

1





101

Резервный урок

1





102

Резервный урок

1






Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к результатам освоения выпускниками основной школы программы по литературе:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20вв., литературы народов России и зарубежной литературы.


Изучение литературы в 9 классе призвано обеспечить:


  • приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;

  • формирование гуманистического мировоззрения учащихся;

  • развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;

  • воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;

  • воспитание культуры речи учащихся.


В результате освоения обязательного минимума содержания предмета «Литература» выпускники должны:


Устно:


  • Правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.

  • Устный пересказ

  • подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с использованием художественных особенностей текста)

  • небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.

  • Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя (в том числе групповая, сравнительная).

  • Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщения, доклада, эссе, интервью на литературную тему, диалог литературных героев (на основе прочитанного).

  • Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изученных произведений (в процессе беседы, сообщений, докладов и пр.).

  • Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.


Письменно:


  • Письменный развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с изученным.

  • Создание письменного рассказа-характеристики одного из героев или группы героев.

  • Создание небольшого письменного отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.

  • Создание письменного плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).

  • Создание письменного оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).



В результате освоения обязательного минимума содержания предмета «Литература» выпускники должны:

чтение и восприятие:


  • прочитать художественные произведения, предназначенные для чтения и текстуального изучения,

  • воспроизвести их конкретное содержание,

  • дать оценку героям и событиям;


чтение, истолкование и оценка:


  • анализировать и оценивать произведение как художественное целое, характеризовать во взаимосвязи следующие его компоненты: тема, идея (идейный смысл), основные герои;

  • особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов (сцен) в их взаимосвязи; роль портрета, пейзажа, интерьера;

  • род и жанр произведения; особенности авторской речи и речи действующих лиц;

  • выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению личностную оценку;

  • обнаруживать понимание связи изученного произведения со временем его написания;

  • объяснять сходство тематики и героев в произведениях разных писателей;


чтение и речевая деятельность :


  • пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;

  • давать устный и письменный развернутый (аргументированный) ответ о произведении;

  • писать изложения на основе литературно-художественных текстов;

  • писать сочинения по изученному произведению, о его героях и нравственных вопросах, поставленных писателем, а также на жизненные темы, близкие учащимся;

  • писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с мотивировкой собственного

отношения к героям и событиям;

  • выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные наизусть.


Эти показатели в тесной взаимосвязи друг с другом характеризуют основные планируемые результаты обучения литературе


Таким образом, к концу 9 класса учащиеся должны знать:


  • Образную природу словесного искусства,

  • общую характеристику развития русской литературы,

  • основные теоретико-литературные понятия,

  • авторов и содержание изученных произведений


Учащиеся должны уметь:

  • Прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении

  • Выявлять авторскую позицию, отражать своё отношение к прочитанному

  • видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление;

  • выявлять основную нравственную проблематику произведения;

  • определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;

  • прослеживать изменение настроения в стихотворении;

  • воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;

  • различать особенности построения и языка произведений простейших жанров;

  • различать героя,автора и повествователя в художественном произведении;

  • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

  • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах.



Литература для учителя, литература для обучающихся

В библиотечном фонде представлены: нормативные документы по предмету «Литература»; рабочие программы; перечень учебников, допущенных и рекомендованных Министерством образования и науки РФ, некоторые комплекты учебников из данного перечня; методические пособия по литературе для учителя, справочно-энциклопедическая литература и др.

В числе современных требований к оснащению учебного процесса — электронные библиотеки, включающие комплекс информационно-справочных материалов, объединённых системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в том числе исследовательскую проектную работу. В состав электронных библиотек могут входить тематические базы данных, фрагменты исторических документов, фотографии, видео, анимация, таблицы, схемы.



Для учителя и учащихся:


  • Литература. Тематические тесты: от текста к смыслу. 9-й класс: учебное пособие/Г.В.Бойко; под ред. Н.А.Сениной. - Ростов н/Д: Легион, 2014. - 96 с.

  • Артемьева О.Н.

Обучение приёмам понимания текста: учебно-методическое пособие; 2-е изд., испр. и доп. Ульяновск: УлГПУ, 2012, 136 с.

  • Артемьева О.Н., Зуева С.В. Сжатое изложение в 5-9 классах: Учебно-методическое пособие. Изд. 2-е, переработанное. Ульяновск: УлГПУ, 2013. 107 с.

  • Крутецкая В.А.

Русская литература в таблицах и схемах. 9-11 классы. - Спб: Издательский Дом «Литера», , 2012. - 228 с.

  • Маркитанова М.А.

Дидактические материалы по литературе: 9 класс/М.А.Маркитанова. - М.:Издательство «Экзамен», 2014. - 221 с.

  • Ляшенко Е.Л.

Тесты по литературе: в 2 ч.: к учебнику В.Я.Коровиной и др. «Литература. 9 кл.»/Е.Л.Ляшенко. - М.: Издательство «Экзамен», 2014. - 63 с.

  • Коровина В.Я.

Читаем, думаем, спорим... Дидактические материалы по литературе. 9 класс/ В.Я.Коровина, И.С.Збарский, В.И.Коровин. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2010. - 255 с.

  • Примерные программы по учебному предмету. Литература. 5-9 классы. – 2-е изд., дораб.-М.: Просвещение, 2011.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ Мин-во образования и науки РФ.-М.: Просвещение, 2011.

  • Львов В.В. Орфоэпия на уроках русского языка: 5-9 классы.-М.:Издательство «Экзамен», 2011 (ФГОС)

  • Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь рус.яз. – М.: Дрофа, 2010

  • Словарь. Крылатые слова. Н.С. Ашукин, М.Г. Ашукина.

  • Словарь трудностей русского языка. Д.Э.Розенталь, М.А.Теленкова.

  • Справочник по орфографии и пунктуации. Д.Э.Розенталь.

  • Словарь синонимов и антонимов для школьников. О.А.Михайлова.

  • Толковый словарь русского языка. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю.

  • Толковый словарь живого великорусского языка. Даль В.И.

  • Этимологический словарь русского языка. О.А. Шаповалова.

  • Фразеологический словарь русского языка / под ред. Молоткова А.И.

  • Школьный словарь антонимов русского языка / М. Р. Львов.



Рекомендуемые информационные ресурсы в Интернете

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

  • Универсальная энциклопедия «Википедия». – Ржим доступа: www.wikipedia.ru

  • Универсальная энциклопедия «Кругосвет». – Режим доступа: www.krugosvet.ru

  • Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»

  • http://www.drofa.ru — сайт издательства «Дрофа».

  • http://www.philology.ru — «Филологический портал».

  • http://www.gramma.ru — сайт «Культура письменной речи».

  • http://www.wikipedia.org — универсальная энциклопедия «Википедия».

  • http://www.krugosvet.ru — универсальная энциклопедия «Кругосвет».

  • http://www.rubricon.com — энциклопедия «Рубрикон».

  • http://www.gramota.ru — Грамота.Ру (справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»).

  • http://www.rusword.com.ua — сайт по русской филологии «Мир русского слова».

  • http://www.about-russian-language.com — сайт по культуре речи.

  • www.rustest.ru  – ФГУ «Федеральный центр тестирования»

  • http://ege.edu.ru  – Официальный информационный портал ЕГЭ

  • www.rsr-olymp.ru  – «Мир олимпиад» – всероссийский портал олимпиад (пилотная версия) Олимпиады по русскому языку, литературе и пр. (http://test.rsr-olymp.ru/olympiads)

  • http://t-razumova.ru/  – Сайт учителя русского языка и литературы Разумовой Т.Н. Методические разработки, презентации, тесты

  • http://www.prosv.ru/umk/konkurs/info.aspx?ob_no=12267  – Работы победителей конкурса «Учитель – учителю» издательства «Просвещение»

  • http://person.edu.ru/default.asp?ob_no=2465  – Учительские находки: конкурс методических разработок для школы

  • www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com  – Сеть творческих учителей. Информационные технологии  на уроках русского языка и литературы

  • www.uroki.net/docrus.htm     – Сайт «Uroki.net». Для учителя русского языка и литературы: поурочное и тематическое планирование, открытые уроки, контрольные работы, методические разработки, конспекты уроков, презентации

  • www.proshkolu.ru/club/lit  – Клуб учителей русского языка и литературы на интернет-портале «ProШколу.RU»

  • www.Ucheba.com – Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru), «Методики» (www.metodiki.ru),  «Пособия» (www.posobie.ru)

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР):

Предлагаемые рекомендации выполняют функцию ориентира в создании целостной среды, необходимой для реализации требований к уровню подготовки выпускников на ступени общего образования. Настоящие требования могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений, условиям их финансирования, а также исходя из последовательной разработки и накопления собственной базы материально-технических средств обучения (в том числе в виде мультимедийных продуктов, создаваемых учащимися, электронной библиотеки, видеотеки и т. п.).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!