СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская рабочая программа "Литература 10 класс" с включением воспитательного компонента

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработанная авторская программа "Литература 10 класс"составлена с учётом стандартов ФГОС нового поколения, а также с включением в учебные разделы воспитательного компонента из Программы воспитания 2021-2022.

Просмотр содержимого документа
«Авторская рабочая программа "Литература 10 класс" с включением воспитательного компонента»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Синьковская средняя школа

Смоленского района Смоленской области


Принято

на заседании педагогического совета

Протокол №1 от 31.08. 2021 г.

«Утверждено»

Приказом директора ОО

№75 от 31.08. 2021 г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

для 10 класса









Автор - составитель

учитель Никитина Екатерина Александровна














2021-2022 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основании:

1.Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.

2.Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в действующей редакции).

3. Федерального закона от 31 июля 2020 г. №304- ФЗ «О внесение изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» (принят Государственной Думой 22 июля 2020 года; одобрен Советом Федерации 26 июля 2020 г.).

4.Приказа Минпросвещения России от 11 декабря 2020 г. №712 (зарегистрирован в Минюсте России от 25 декабря 2020 г. № 61828).

5.Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утверждённый приказом Министерства образования науки РФ от 17.05.2012г. №413, в действующей редакции).

6. СанПиНов 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189, в ред. изменения от 24.11.2015).

7.Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ Синьковской СШ.

8.Примерной авторской программы по литературе для общеобразовательной организации Ю.В. Лебедева, В.П. Журавлёва1.

9. Учебного плана МБОУ Синьковской СШ.

10. Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях (утверждённый приказом Минобрнауки №254 от 20.05.2020г.).

11.Положения о рабочей программе.

12.Примерной программы среднего общего образования по литературе.

Для реализации программного содержания используется учебник: Русский язык и литература. Литература 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций в 2 ч./ Ю.В. Лебедев.- М.: Просвещение, 2018.

Место курса литературы в учебном плане. Программа разработана в соответствии с учебным планом среднего общего образования. Согласно действующему учебному плану рабочая программа для 10 класса предусматривает обучение литературе в объёме 102 часов в год.

Форма промежуточной аттестации: контрольная работа.

Отличительные особенности рабочей программы и авторской. В авторскую программу Ю.В. Лебедева, В.П. Журавлёва внесены изменения: уменьшено количество часов на изучение темы («Особенности зарубежной литературы») в связи с выделением 1 часа на промежуточную аттестацию. В авторской программе предусматривается интеграция предметов «Русский язык» и «Литература» в области «Филология».

п/п

Тема раздела

Количество часов по авторской программе

Количество часов по программе МБОУ Синьковская СШ

1

Введение

1

1

2

Литература первой половины XIX века

28

28

3

Литература второй половины XIX века

69

69

4

Из зарубежной литературы

3

2

5

Повторение и систематизация

Промежуточная аттестация

1

-

1

1


Итого

102

102




























Целеполагание

Изучение литературы в образовательной организации направлено на достижение следующих целей:

*формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

*развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

*постижение обучающимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

*поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

*овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

*овладение общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет);

*использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.






















Планируемые результаты

Личностные результаты:

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-понимание русской литературы как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

-осознание эстетической ценности художественного слова; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому совершенствованию;

-воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в РФ;

-готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

-развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

-достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Выпускник сможет:

•  анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

•  идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

•  выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

•  ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

•  формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

• обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Выпускник сможет:

• определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

• обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

• определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

• выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

• выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

• составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

• определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

• описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

• планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Выпускник сможет:

• определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

•  систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

• отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

• оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

• находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

• работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

•устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

•  сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Выпускник сможет:

• определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

• анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

• свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

• оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

• обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

• фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Выпускник сможет:

• наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

• соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

• принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

• самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

• ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

•  демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Выпускник сможет:

• подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

• выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

• выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

• объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

• выделять явление из общего ряда других явлений;

• определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

• строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

• строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

• излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

• самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

• выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

• делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

• создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

• преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

• строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

• строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

• находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

• ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст.

9.  Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Выпускник сможет:

• прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

• выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10.Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Выпускник сможет:

• определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

• осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

•  формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

•  соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью

Коммуникативные УУД

11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

12.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Выпускник сможет:

• представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

• соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

• высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

• принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

• делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

13.  Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Выпускник сможет:

• целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью ИКТ;

• выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

• использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.

Предметные результаты

Обучающийся на базовом уровне научится

-демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;

-в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:

-обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);

-использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;

-давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;

-анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения:

*места и времени действия,

*способы изображения действия и его развития,

*способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;

-определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;

-анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);

-анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);

-осуществлять следующую продуктивную деятельность:

-давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и исторической эпохе (периоду);

-выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.

Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться

-давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);

-анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;

-анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);

-анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.

-узнать о месте и значении русской литературы в мировой литературе; о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы; о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет; об историко-культурном подходе в литературоведении; об историко-литературном процессе XIX и XX веков;

-узнать о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений; имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;

-узнать о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.















Содержание

Раздел 1. Введение (1 ч)

Русская литературы XIX века в контексте мировой литературы. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. Художественные открытия русских писателей-критиков.

Раздел 2. Литература первой половины XIX века (28 ч)

Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы.

Поэзия пушкинской эпохи. Основоположники русского романтизма. «Лёгкая» поэзия К.Н. Батюшкова. Обучение композиционному анализу лирики. «Тень друга», «Мой гений». В.А. Жуковский. Жизнь и творческий путь. Основные лирические жанры (элегия, песня, романс, баллада). «Море», «Певец во стане русских воинов». Творчество поэтов-декабристов пушкинской поры. Творчество К.Ф. Рылеева.

А.С. Пушкин. Краткий обзор жизни и творчества. Романтическая лирика периода Южной и Михайловской ссылок. Особенности пушкинского лирического героя, отражение духовного мира человека в стихотворениях «Погасло дневное светило», «Элегия». «Медный всадник» – конфликт личности и государства в поэме. Романтические поэмы «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан». Исторические труды А.С. Пушкина периода Михайловской ссылки. «Борис Годунов» как русская трагедия. Особенности романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Специфика «онегинской строфы». Особенности творчества А.С. Пушкина в 30-е года. Развитие реализма в прозе 30-х годов. «Повести Белкина». Своеобразие жанра и композиции. Развитие реализма в творчестве Пушкина. Значение творчества Пушкина для русской и мировой литературы. Опорные понятия: философская лирика, поэма как лиро-эпический жанр. Внутрипредметные связи: одические мотивы «петровской» темы в творчестве М.В. Ломоносова и А.С. Пушкина; традиции романтической лирики В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова в пушкинской поэзии. Межпредметные связи: историческая основа сюжета поэмы «Медный всадник».

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (обзор). Адресаты любовной лирики Лермонтова. Сопоставление пушкинской и лермонтовской концепции любви. Анализ стихотворений «Нищий», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Я не унижусь пред тобой», «Нет, не тебя так пылко я люблю…». Противостояние «красоты блистания» и «огня угаснувших очей», пылкого порыва и охладелого сердца. Своеобразие художественного мира М.Ю. Лермонтова: чувство трагического одиночества, мятежный порыв и слияние с мирозданием в стихотворениях «Как часто пёстрою толпою окружён…», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу…». Углубление понятий о романтизме и реализме в творчестве поэта, об их взаимоотношении и взаимовлиянии. «Маскарад» как романтическая драма. Проблема гордости и одиночества. Конфликт героя со светским обществом. Поэма «Демон». Теория литературы. Углубление понятий о ро­мантизме и реализме, об их соотношении и взаимовли­янии.

Опорные понятия: духовная лирика, романтическая поэма. Внутрипредметные связи: образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина; традиции русского роман­тизма в лермонтовской поэзии. Межпредметные связи: живопись и рисунки М.Ю. Лермон­това; музыкальные интерпретации стихотворений Лермонтова (А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев, А. Рубинштейн).

Н.В. Гоголь. Обзор жизни и творчества. Повесть «Невский проспект». Петербург как мифический образ бездушного и обманного города. Соотношение мечты и действительности, трагедийности и комизма, лирики и сатиры. Особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие творческой манеры. Опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория. Внутрипредметные связи: тема Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Межпредметные связи: иллюстрации художников к повес­тям Гоголя (Н. Альтман, В. Зелинский, Кукрыниксы).

Раздел 3. Литература второй половины XIX века (69 ч)

Обзор русской литературы второй половины XIX века. Общественно- политическая ситуация в стране в 1850-1860 гг. Критика социальной действительности в литературе и искусстве. Русская журналистика данного периода. Раскол редакции журнала «Современник». Борьба между сторонниками некрасовской школы и представителями «чистого искусства». Расцвет сатиры. Осмысление национального характера как задача искусства в стихотворениях Н.А. Некрасова, музыке М. Мусоргского («Сцена под Кромами» из оперы «Борис Годунов»), картинах И. Крамского («Портрет крестьянина»). «Эстетическая» (В.П. Боткин, А.В. Дружинин), «реальная» (Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев), «органическая» (А. Григорьев) критика. Традиции и новаторство в русской поэзии.

А.Н. Островский. Обзор жизни и творчества. Роль драматурга в создании русского национального театра. «Гроза». История создания пьесы. Изображение «жестоких нравов» «тёмного царства». «Хозяева жизни» (Дикой, Кабаниха) и их жертвы. «Фон» пьесы, своеобразие второстепенных персонажей. Роль пейзажа в пьесе. Своеобразие внутреннего конфликта Катерины. Катерина в системе образов пьесы. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Катерина и Кабаниха как два полюса калиновского мира. Семейный и социальный конфликт в драме «Гроза». Развитие понятия «драматургический конфликт». Своеобразие внешнего конфликта. Виды протеста и их реализация в пьесе: «бунт на коленях» (Тихон, Борис), протест- озорство (Варвара, Кудряш), протест-терпение (Кулигин). Своеобразие протеста Катерины. Смысл названия и символика пьесы. Мастерство речевой характеристики в пьесах А.Н. Островского. Углубление понятий о драме как роде литературы. Жанровое своеобразие «Грозы», сочетание драматического, лирического и трагического начал. «Гроза» в оценке русской критики. Н.А. Добролюбов «Луч света в тёмном царстве». Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия). Опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест. Внутрипредметные связи: традиции отечественной драма­тургии в творчестве А.Н. Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя). Межпредметные связи: А.Н.Островский и русский театр; сценические интерпретации пьес А.Н. Островского.

И.С. Тургенев. Этапы биографии и творчества. «Отцы и дети» – история создания романа, отражение в нём общественно-политической ситуации в России. Кирсановы как лучшие представители русского дворянства: восторженный и романтический Аркадий, тонко чувствующий красоту природы, Николай Петрович – хранитель национальной русской культуры, Павел Петрович – поборник европейской цивилизации. Композиция романа. Словесный поединок уездного аристократа и столичного нигилиста. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Дуэль между Базаровым и Павлом Петровичем. Авторская позиция и способы её выражения. Черты личности, мировоззрения Базарова. Отношение главного героя к общественно-политическим преобразованиям в России, к русскому народу, природе, искусству, естественным наукам. Испытание любовью в романе. Трагедийность фигуры Базарова, его одиночество и в лагере «отцов», и в кругу «детей». Испытание смертью и его роль в романе. Смысл финала «Отцов и детей». Полемика вокруг романа. Д.И. Писарев, М. Антонович, Н.Н. Страхов о романе. Тургенев о Базарове. Базаров в ряду других образов русской литературы. Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической панораме, социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе). «Тайный психологизм» и приём умолчания в произведении Тургенева. Художественная функция портрета, интерьера, пейзажа в романе. Своеобразие жанра романа «Отцы и дети». Символика заглавия. Теория литературы. Углубление понятия о романе. Опорные понятия: социально-психологический роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего ми­ра героев. Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и группа «Современ­ника»; литературные реминисценции в романе «Отцы и дети». Межпредметные связи: историческая основа романа «Отцы и дети» («говорящие» даты в романе); музыкальные темы в ро­мане; песенная тематика рассказа «Певцы».

И.А. Гончаров. Жизнь и творчество И.А. Гончарова. Роман «Обыкновенная история» как «стремление осветить все глубины жизни, объяснить все скрытые стороны». Типы характеров и проблема взаимоотношения поколений в изображении Гончарова. Романтические иллюзии и их развенчание в романе. «Обломов» – история создания романа. Система образов романа. Социальная и нравственная проблематика произведения И.А. Гончарова. Особенности композиции. Жизнь Ильи Ильича в Обломовке и в Петербурге. Глава «Сон Обломова» и её роль в произведении. «Петербургская обломовщина». Приёмы антитезы в романе. Национально-культурные и общественно-исторические элементы в системе воспитания Обломова и Штольца. Мировоззрение и стиль жизни героев. Поиск Гончаровым образа «гармонического человека». Авторское отношение к героям романа. Конкретно-историческое и общечеловеческое в образе Обломова. Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего через индивидуальное. «Головная» (рассудочная) и духовно-сердечная любовь в романе. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Ситуация «испытание любовью» и её решение в произведении Гончарова (Обломов и Ольга, Обломов и Агафья Матвеевна, Штольц и Ольга). Музыкальные страницы романа. Роман «Обломов» в зеркале русской критики. Н.А. Добролюбов «Что такое обломовщина?», Д.И. Писарев «Обломов», А.В. Дружинин «Роман Гончарова». Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего че­рез индивидуальное. Литературная критика. Опорные понятия: образная типизация, символика детали. Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и А.Н. Толстой о романе «Обломов»; Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова. Межпредметные связи: музыкальные темы в романе «Обло­мов»; к/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (режиссёр Н. Михалков).

Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество Ф.И. Тютчева. Наследник классицизма и поэт- романтик. Основные мотивы лирики Тютчева (человек и природа, земля и небо). Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева (слияние человека с Природой и Историей, с «божественно-всемирной жизнью») и его неосуществимость. Тютчев-политик и Тютчев-поэт. Дипломатическая деятельность Тютчева, оценка им судьбы России в контексте мировых проблем. Две ипостаси образа России в творчестве поэта. Автобиографизм любовной лирики Ф.И. Тютчева, предполагающий поэтизацию не событий, а переживаний. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Художественное своеобразие лирики Тютчева. Форма лирического фрагмента. Особенности композиционного построения стихотворений (повтор, антитеза, симметрия). Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля поэзии Тютчева. Теория литературы. Углубление понятия о ли­рике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии. Опорные понятия: интеллектуальная лирика; лирический фрагмент. Внутрипредметные связи: роль архаизмов в тютчевской ли­рике; пушкинские мотивы и образы в лирике Ф.И. Тютчева. Межпредметные связи: пантеизм как основа тютчевской философии природы; песни и романсы русских композиторов на стихи Ф.И. Тютчева (С.И. Танеев, С.В. Рахманинов).

А. А. Фет. Жизнь и творчество. Фет и теория «чистого искусства». «Служение чистой красоте» как цель искусства, отношение Фета к вопросам о правах гражданственности поэзии, о её нравственном значении, о современности в данную эпоху. Стихотворение «Шёпот, робкое дыханье…» как манифест «чистого искусства». Поэзия Фета и литературная традиция. «Вечные» темы в лирике Фета (тема творчества, любви, природы, красоты). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие произведений Фета: психологизм переживаний, особенности поэтического языка. Теория литературы. Углубление понятия о ли­рике. Композиция лирического стихотворения. Опорные понятия: мелодика стиха; лирический образ-пере­живание. Внутрипредметные связи: традиции русской романтической поэзии в лирике А.А. Фета; А. Фет и поэты радикально-демо­кратического лагеря (стихотворные пародии Д. Минаева). Межпредметные связи: П.И. Чайковский о музыкальности лирики А. Фета.

А. К. Толстой. Жизнь и творчество А.К. Толстого. Основные темы, мотивы, образы. Любовная лирика А.К. Толстого. Восприятие чувства как стихии, одновременно неподвластной обузданию («приливы любви и отливы») и подчинённой закону неизбежности. Символика стихотворений А.К. Толстого. Приём психологического параллелизма и его реализация в творчестве поэта. Музыкальность его лирики. Опорные понятия: лирика позднего романтизма; историче­ская песня. Внутрипредметные связи: А.К. Толстой и братья Жемчужниковы; сатирические приемы в творчестве А.К. Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина. Межпредметные связи: исторические сюжеты и фигуры в произведениях А.К. Толстого; романсы П.И. Чайковского на стихи А.К. Толстого.

Н. С. Лесков. Жизнь и творчество Н.С. Лескова. «Очарованный странник» – особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Образ Ивана Флягина как воплощение трагической судьбы талантливого русского человека. Праведники Лескова как воплощение русского национального характера. Смысл названия повести Н.С. Лескова. Особенности лесковской и повествовательной манеры. Былинные и агиографические традиции и их воплощение в повести. Обращение Лескова к форме сказа. Теория литературы. Формы повествования. Проб­лема сказа. Понятие о стилизации. Опорные понятия: литературный сказ; жанр путеше­ствия. Внутрипредметные связи: былинные мотивы в образе Флягина; тема богатырства в повести Н. Лескова и поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Межпредметные связи: язык и стиль лесковского сказа.

М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина (обзор). Народ и власть произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина. Судьба русской сатиры. Сатирическая летопись истории Русского государства. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Смысл финала «Истории». Развитие сатирических традиций Фонвизина и Гоголя в произведениях Салтыкова-Щедрина. Приёмы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм. Эзопов язык. Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзо­пов язык (развитие понятий). Сатира как выражение об­щественной позиции писателя. Жанр памфлета (началь­ные представления). Опорные понятия: сатирическая литературная сказка; гро­теск; авторская ирония. Внутрипредметные связи: фольклорные мотивы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина; традиции Д.И. Фонвизина и Н.В. Гоголя в щедринской сатире. Межпредметные связи: произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, В. Карасев, М. Башилов).

Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество поэта. «Вечные» темы в поэзии Некрасова. Психологизм и бытовая конкретизация его любовной лирики. Особенности некрасовского лирического героя. «Панаевский» цикл Н.А. Некрасова и «Денисьевский» цикл Ф.И. Тютчева. Гражданский пафос поэзии Некрасова. Образ народа, ментальные черты русского человека и их воплощение в некрасовской лирике. Сатира и её место в лирике Некрасова. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала в произведениях поэта. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Судьба поэта-гражданина. Образ Музы в лирике Некрасова. «Элегия»-развитие темы «страданий народа» в стихотворении. Многозначность финалов в произведениях Некрасова. «Кому на Руси жить хорошо» – проблематика и жанр поэмы. История создания, сюжет, жанровое своеобразие. Фольклоризм художественной литературы. Смысл фольклорных заимствований и переложений (сказочный зачин, обряды жизненного цикла, сказочные образы и мотивы, загадки, пословицы, поговорки, символика цифр) Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Особенности стиля. Сатирический портрет русского барства в поэме Н.А. Некрасова. Судьба «дворянских гнёзд» в пореформенную эпоху. Нравственный смысл поисков счастья в поэме Н.А. Некрасова. Образы правдоискателей и «народного заступника» Гриши Добросклонова. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрёны Тимофеевны, смысл «бабьей притчи». Тема народного бунта и её отражение в истории Савелия, «богатыря святорусского». Народное представление о счастье. Смысл названия поэмы. Теория литературы. Понятие о народности ис­кусства. Фольклоризм художественной литературы. Внутрипредметные связи: образ пророка в лирике А.С. Пуш­кина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова; связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с фольклорной традицией. Межпредметные связи: некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова, И. Репина, Н. Касаткина и др.; жанр песни в лирике Н.А. Некрасова.

Ф. М. Достоевский. Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского. Традиции Н.В. Гоголя и новаторство Ф.М. Достоевского. «Преступление и наказание» – история создания романа: замысел и его воплощение. Образ Петербурга на страницах романа. Приёмы создания образа Петербурга (пейзаж, интерьер, цветопись). Образы «униженных и оскорблённых» в романе. Судьба семьи Раскольниковых. История Мармеладовых. Гоголевские традиции в решении темы «маленького человека». Уличные сцены и их воздействие на мысли и чувства Раскольникова. Теория Раскольникова и её истоки. Проблема нравственного выбора. Раскольников и его «двойники»: Лужин и Свидригайлов. Роль портрета в романе. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала романа. Библейские мотивы и образы в романе. Развитие Порфирием идеи «искупления вины страданием», носителем которой в романе является Миколка. Эпилог и его роль в романе, его связь с философской концепцией «Преступления и наказания». Художественное мастерство Ф.М. Достоевского. Психологизм прозы Достоевского. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра социально-философского романа и смысл заглавия «Преступления и наказания». Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя. Теория литературы. Углубление понятия о рома­не (роман нравственно-психологический, роман идеоло­гический). Опорные понятия: идеологический роман и герой-идея; по­лифония (многоголосие); герои-«двойники». Внутрипредметные связи: творческая полемика Л.Н. Толсто­го и Ф.М. Достоевского; сквозные мотивы и образы русской классики в романе Ф.М. Достоевского (евангельские мотивы, образ Петербурга, тема «маленького человека», проблема ин­дивидуализма). Межпредметные связи: особенности языка и стиля прозы Достоевского; роман «Преступление и наказание» в театре и ки­но (постановки Ю. Завадского, Ю. Любимова, К. Гинкаса, Л. Ку­лиджанова, А. Сокурова).

Л. Н. Толстой. Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. «Севастопольские рассказы» как новое слово в русской баталистике. «Война и мир». История создания романа. Работа Толстого с историческими документами, мемуарами и письмами современников войны1812 года, составление «анкет» персонажей. Прототипы героев романа. Отражение в произведении проблем, волновавших людей 1860 года (роль личности и народных масс в истории, место человека в жизни страны, осуждение индивидуализма, пути достижения нравственного идеала, соединение как «тела» нации с её «умом» – просвещённым дворянством – на почве общины и личной независимости). Нравственно-психологический образ Наташи Ростовой, княжны Марьи, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализовавшиеся в образах Натальи и княжны Марьи. Поэтичность натуры Наташи, национально-природное в её характере. Просвещённые герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные искания Андрея Болконского, рационализм героя романа. Мечты о славе и их крушение. Увлечение идеями Сперанского и разочарование в государственной деятельности. Любовь к Наташе и мечты о семейном счастье. Участие в войне 1812 года. Смерть князя Андрея. Эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Пьер в салоне А.П. Шерер и в кругу «золотой молодёжи». Женитьба на Элен. Дуэль с Долоховым. Увлечение масонством и разочарование в идее филантропии. Пьер на Бородинском поле и в занятой французами Москве. Философский смысл образа Платона Каратаева, влияние «каратаевщины» на жизнь и миросозерцание Пьера. Любовь к Наташе. Пьер Безухов на пути к декабризму. Истинный и ложный героизм в изображении Л.Н. Толстого. Причины войны 1805-07 гг. Заграничные походы русской армии. Подвиги солдат и офицеров, честно выполняющих свой долг (Тушин, Тимохин). Шенграбенское и Аустерлицкое сражения: причины побед и поражений русской армии. Роль приёма антитезы в изображении военных событий. Авторская оценка войны как события, «противного человеческому разуму и всей человеческой природе». Своеобразие жанра и композиции романа. Теория литературы. Углубление понятия о ро­мане. Роман-эпопея. Внутренний монолог (развитие по­нятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия). Внутрипредметные связи: Л.Н. Толстой и И.С. Тургенев; стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» и его переосмы­сление в романе Л. Толстого; образ Наполеона и тема «бона­партизма» в произведениях русских классиков. Межпредметные связи: исторические источники романа «Война и мир»; живописные портреты Л.Толстого (И.Н. Крам­ской, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, М.В. Нестеров), иллюстрации к ро­ману «Война и мир» (М. Башилов, Л. Пастернак, П. Боклевский, В. Серов, Д. Шмаринов).

А.П. Чехов. Жизнь и творчество А.П. Чехова. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь. «Вишнёвый сад» – История создания «Вишнёвого сада» и его первой постановки. Люди, «заблудившиеся во времени». Бывшие хозяева вишнёвого сада как олицетворение прошлого России (Раневская, Гаев). Лирическое и трагическое начало в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Слуги и господа (Дуняша, Яша и Фирс). Мастерство Чехова в построении диалога: эффект взаимной глухоты персонажей. Образ будущего в произведениях Чехова. Способность молодых людей к поиску нового, их стремление порвать с прошлым, с «праздной, бессмысленной жизнью». Новаторство Чехова-драматурга: символическая образность, «подводное течение», психологизация ремарки, роль звуковых и шумовых эффектов. Композиция и стилистика пьес. Понятие о лирической комедии. Теория литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символи­ческая деталь. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочета­ние лирики и комизма. Понятие о лирической комедии. Опорные понятия: «бессюжетное» действие; лирическая ко­медия; символическая деталь. Внутрипредметные связи: А.П. Чехов и Л.Н. Толстой; тема «маленького человека» в русской классике и произведениях Чехова. Межпредметные связи: сценические интерпретации комедии «Вишневый сад» (постановки К.С. Станиславского, Ю.И. Пименова).

Раздел 4. Зарубежная литература (2 ч)

Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века. Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса. Символизм. Ги де Мопассан. Слово о писателе. «Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. Мастерство композиции. Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы. Генрик Ибсен. Слово о писателе. «Кукольный дом». Проблема социального неравен­ства и права женщины. Жизнь-игра и героиня-кукла. Мораль естественная и мораль ложная. Неразрешимость конфликта. «Кукольный дом» как «драма идеи» и психологическая драма.

Раздел 5. Повторение и систематизация (2 ч). Промежуточная аттестация.

Тематическое планирование

п/п

Тема раздела

Количество часов

Контроль (по необходимости)

Воспитательный компонент


1

Введение

1

-


2

Литература первой половины XIX века

28

2

Литературная игра «Что есть истина?» (по «Маленьким трагедиям» Пушкина)

Урок-путешествие «Волшебный мир сборников Н.В. Гоголя»

3

Литература второй половины XIX века

69

2

Пресс-конференция «Я лиру посвятил народу своему» (по творчеству Некрасова)

4

Из зарубежной литературы

2

-

Интеллектуальная игра «Звёздный час»: «по страницам произведений А.П. Чехова»

5

Повторение и систематизация

Промежуточная аттестация

1

1

-

1




Итого

102

5












Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

Дата коррек

тировки (по необхо

димости)

Введение (1 ч)

1

Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой литературы.

1 ч

02.09


Русская литература I половины XIX в. (28 ч).Поэзия пушкинской эпохи (3 ч)

2

Основоположники русского романтизма. «Лёгкая» поэзия К.Н. Батюшкова.Обучение композиционному анализу лирического произведения.

1 ч

06.09


3

В.А. Жуковский. Основные лирические жанры (элегия, песня, романс, баллада). «Море»,«Певец во стане русских воинов».

1 ч

08.09


4

Творчество поэтов-декабристов пушкинской поры. Творчество К.Ф. Рылеева.

1 ч

09.09


А.С. Пушкин (12 ч)

5

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Историческая концепция творчества.

1 ч

13.09


6

А.С. Пушкин. Этапы творчества. Лирика лицейских лет. «Воспоминание о Царском Селе».

1 ч

15.09


7

А.С. Пушкин. Петербургский период творчества. Ода «Вольность», стихотворение «Деревня».

1 ч

16.09


8

А.С. Пушкин. Творчество южной ссылки поэта. Романтические поэмы «Кавказский пленник»,«Бахчисарайский фонтан».

1 ч

20.09


9

Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С. Пушкин. «Свободы сеятель пустынный», «Во глубине сибирских руд».

1 ч

22.09


10

Философская лирика «Брожу ли я вдоль улиц шумных». Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина («Поэт», «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом»).

1 ч

23.09


11

Исторические труды А.С. Пушкина периода Михайловской ссылки. «Борис Годунов» как русская трагедия.

1 ч

27.09


12

Диалектика пушкинских взглядов на историю России. Социально-философские проблемы поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник».

1 ч

29.09


13

Любовная лирика А.С. Пушкина. Сравнительный анализ стихотворных посланий «Храни меня, мой талисман», «Сожжённое письмо».

1 ч

30.09


14

Особенности творчества А.С. Пушкина в 30-е года. Развитие реализма в прозе 30-х годов. «Повести Белкина» как прозаический цикл.

1 ч

04.10


15

Практический семинар «Пушкинский вклад в теорию литературоведения и в историю развития русского языка»*

1 ч

06.10


16

Контрольная работа: «Жизненный путь и творческое наследие А.С. Пушкина».

1 ч

07.10



М.Ю. Лермонтов (9 ч)

17

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные мотивы лирики поэта. Эволюция его отношения к поэтическому дару «Нет, я не Байрон». Романтизм и реализм в творчестве.

1 ч

11.10


18

«Молитва» как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова«Молитва»,«Благодарность»

1 ч

13.10


19

Петербургский период творчества. «Маскарад» как романтическая драма. Проблема гордости и одиночества. Конфликт героя со светским обществом.

1 ч

14.10


20

Философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. «Как часто пёстрою толпою окружён». Мечта о гармоничном. «Выхожу я один на дорогу».

1 ч

18.10


21

Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова «Пророк». Тема жизни и смерти («Валерик», «Завещание»).

1 ч

20.10


22

Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон».

1 ч

21.10


23

Любовная лирика М.Ю. Лермонтова «Я не унижусь пред тобой».

1 ч

25.10


*- реализация воспитательного компонента Программы воспитания

24

Практический семинар «Романтический изгнанник Николаевской эпохи – М.Ю. Лермонтов».

1 ч



25

Контрольная работа: «Жизненный путь и творческое наследие М.Ю. Лермонтова».

1 ч



Н.В. Гоголь (4 ч)

26

Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество. Романтико-юмористический период. Сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки».Сатирическое начало в сборнике «Миргород»*

1 ч



27

«Петербургские повести» Н.В. Гоголя. Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях»: «Нос», «Невский проспект». Образ Петербурга.

1 ч



28

Н.В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести».

1 ч



29

Семинар по творчеству Н.В. Гоголя.

1 ч



Русская литература II половины XIX века (69ч)

Русская проза II половины XIX века (22 ч.)

30

Обзор русской литературы II пол.XIX в. Характеристика русской прозы, журналистики и литературной критики. Эволюция национального театра.

1 ч



И.А. Гончаров (6 ч)

31

И.А. Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» - «Обломов» - «Обрыв»»

1 ч



32

Особенности композиции романа «Обломов».

1 ч



33

Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти.

1 ч



34

«Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы её выражения в романе.

1 ч



35

«Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике.

1 ч



36

Классное сочинение по роману И.А. Гончарова «Обломов».

1 ч



А.Н. Островский (6 ч)

37

А.Н.Островский. Жизнь и творчество. Традиции русской драматургии в творчестве. «Отец русского театра».

1 ч



*- реализация воспитательного компонента Программы воспитания

38

Драма «Гроза». История создания, система образов, приёмы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликтов. Смысл названия.

1 ч



39

Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов тёмного царства».

1 ч



40

Протест Катерины против «тёмного царства». Нравственная проблематика пьесы.

1 ч



41

Споры критиков о драме А.Н. Островского «Гроза».

1 ч



42

Классное сочинение по драме А.Н. Островского «Гроза».

1 ч



И.С. Тургенев (9 ч)

43

И.С.Тургенев. Жизнь и творчество. «Записки охотника» и их место в русской литературе.

1 ч



44

И.С.Тургенев. Жизнь и творческий поиск. Создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети».

1 ч



45

Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героя.

1 ч



46

«Отцы» и «дети» в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

1 ч



47

Любовь в романе «Отцы и дети».

1 ч



48

Анализ эпизода «Смерть Базарова».

1 ч



49

Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети».

1 ч



50

Классное сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».

1 ч



Русская поэзия II половины XIX в. (17 ч)

51

Обзор русской литературы II пол.XIX в. Характеристика русской поэзии.

1 ч



Н.А. Некрасов (9 ч)

52

Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество. Социальная трагедия народа в городе и деревне.



53

Героическое и жертвенное в образе разночинца – народолюбца. «Рыцарь на час», «Блажен незлобливый поэт».

1 ч



54

Н.А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. «Элегия», «Муза», «Поэт и гражданин».

1 ч



55

Тема любви в лирике Н.А. Некрасова, психологизм и бытовая конкретизация. «Мы с тобой бестолковые люди», «Тройка».



56

«Кому на Руси жить хорошо» - замысел, история создания и композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмолка».

1 ч



57

Образы крепостных крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и послереформенная Россия.

1 ч



58

Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Гриша Добросклонов.

1 ч



59

Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме.*

1 ч



60

Классное сочинение по поэме-эпопее Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».



Русская проза II половины XIX века (1 ч.)

61

Контрольная работа: «Русская проза II половины XIX века»

1 ч



Русская поэзия II половины XIX в

Ф.И. Тютчев (3 ч)

62

Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике.«Silentium!», «Не то, что мните вы, природа».

1 ч



63

Человек и история в лирике Ф.И. Тютчева. Жанр лирического фрагмента в его творчестве «Эти бедные селенья», «Нам не дано предугадать».

1 ч



64

Любовная лирика Ф.И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и поединок роковой. «О, как убийственно мы любим», «К.Б.»

1 ч



А.А. Фет (2 ч)

65

А.А.Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. «Ещё весны душистой нега», «Я пришёл к тебе с приветом».

1 ч



*- реализация воспитательного компонента Программы воспитания

66

Любовная лирика А.А.Фета. «Шёпот, робкое дыханье», «Сияла ночь». Импрессионизм поэзии А.А.Фета.

1 ч



А.К. Толстой (2 ч)

67

А.К. Толстой. Жизнь и творчество. Фольклорные, романтические и исторические черты лирики поэта.

1 ч



68

Контрольная работа: «Русская проза (лирика) II половины XIX века»

1 ч



Русская проза II половины XIX в. (30 ч)

М.Е. Салтыков-Щедрин (3 ч)

69

М.Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок.

1 ч



70

Обзор романа М.Е. Салтыков-Щедрина. «История одного города».

1 ч



71

Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников.

1 ч



Л.Н. Толстой (13 ч)

72

Л.Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда.

1 ч



73

Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого.

1 ч



74

История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе.

1 ч



75

Духовные искания Андрея Болконского.

1 ч



76

Духовные искания Пьера Безухова.

1 ч



77

Женские образы в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».

1 ч



78

Семья Ростовых и семья Болконских.

1 ч



79

Тема народа в романе «Война и мир»

1 ч



80

Кутузов и Наполеон.

1 ч


81

Проблемы истинного и ложного в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

1 ч



82

Художественные особенности романа Л.Н. Толстого «Война и мир».



83

Анализ эпизода из романа «Война и мир».

1 ч



84

Домашнее сочинение по роману-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».

1 ч



Ф.М. Достоевский (7 ч)

85

Ф.М.Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды.

1 ч


86

Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф.М. Достоевского.

1 ч



87

История создания романа «Преступление и наказание».

1 ч



88

«Маленькие люди» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», проблема социальной несправедливости.

1 ч



89

Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова: истоки его бунта.

1 ч



90

Семинар по роману Ф.М. Достоевского: «Двойники» Раскольникова.

1 ч



91

Домашнее сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

1 ч



Н.С. Лесков (3 ч)

92

Н.С. Лесков. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» и его герой Иван Флягин.

1 ч



93

Рассказ «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа.

1 ч



94

Катерина Кабанова и Катерина Измайлова (по пьесе А.Н. Островского «Гроза» и рассказу Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»).

1 ч



А.П. Чехов (4 ч)

95

А.П.Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90–х годов. «Человек в футляре», «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Случай из практики»*

1 ч



96

Душевная деградация человека в рассказе А.П. Чехова «Ионыч».

1 ч



97

Особенности драматургии А.П.Чехова «Вишнёвый сад». История создания, жанр, система образов.

1 ч



98

Символ сада в комедии «Вишнёвый сад». Своеобразие чеховского стиля.

1 ч



Повторение изученного (1 ч)

*- реализация воспитательного компонента Программы воспитания

99

Промежуточная аттестация. Контрольная работа.

1 ч



Зарубежная литература II половины XIX в. (2 ч)

100

«Вечные» вопросы в зарубежной литературе. Романтизм, реализм и символизм в произведениях. Г. Де Мопассан «Ожерелье».

1 ч



101

Романтизм, реализм и символизм в произведениях. Г. Ибсен. «Кукольный дом».

1 ч



Повторение изученного (1 ч)

102

Урок-конференция «Особенности русской литературы XIX века»

1 ч

































1 «Литература. Программы общеобразовательных учреждений» 10-11 классы (базовый уровень) / Под ред.

Ю.В. Лебедева, В.П. Журавлёва – М.: Просвещение, 2016.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!