АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«СВОЯ ИСТОРИЯ»
Автор программы:
Амосова Татьяна Владимировна,
учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ №3
г. Новокуйбышевска
т.8(846)35 62082
март, 2016 г.
ПРОГРАММА «СВОЯ ИСТОРИЯ»
Пояснительная записка
Программа по краеведению предназначена для 5 - 11 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе учебного пособия Храмков Л. В. «Введение в Самарское краеведение: Учебное пособие» – Самара: Издательство «НТЦ», 2007г. и в соответствии с объёмом времени, которое отводится на изучение истории
своего родного края.
Основной целью курса является формирование у учащихся целостного представления об историческом пути Самарского края, судьбах населяющих его народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных исторических деятелях истории края. При этом отбор фактологического материала осуществлялся таким образом, чтобы он способствовал воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействовал формированию личностного отношения к истории родного края, стимулировал желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории малой родины.
Определённой новизной предлагаемого варианта программы является освещение истории края в совокупности с изучением экологии, этнографии края. Отдельный раздел отводится на изучение малой родины – города Новокуйбышевска.
Всего часов за год - 34 часа.
Основные умения и навыки, которые должны быть сформированы у учащихся по окончанию изучения программы «Своя история»
а) наиболее известных правителей Самарской области;
б) основателя Самары воеводы Засекина Г. А.; Татищева В. Н., Алабина П. В., Ермака Тимофеевича.
в) деятелей культуры Самарской области.
Показывать на карте: местоположение Самарской области, Самарской Луки, Жигулей, города Новокуйбышевска, Волжскую Булгарию,
Описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в нашем крае в разные исторические периоды, герб, флаг Самарской области и города Новокуйбышевска
Составлять описание и объяснять назначение памятников культуры: архитектурных сооружений, произведений искусства; предметов быта Самарской области и города Новокуйбышевска.
Называть характерные, существенные черты: географического положения, экологии, животного и растительного мира Самарской области, её народонаселения, исторических периодов нашего края,
Знать понятия: краеведение, этнография, волжское казачество, стрельцы, крепостные крестьяне, летописи, каменный век, энеолит, бронзовый век, железный век, Золотая Орда, революция, Первая Мировая война, гражданская война, Комуч, большевики, Советы.
Характеризовать: причины основания Самары, герб, флаг Самарской области и города Новокуйбышевска
Приводить примеры героизма наших земляков в годы Великой Отечественной войны
Формировать активную гражданскую позицию, патриотическое отношение к родному краю.
Программа курса
«Своя история»
Тема 1. Что изучает краеведение? (5 часов)
Предмет изучения. Источники и методы изучения Самарского края. Прошлое края — неотъемлемая часть истории Отечества, частица всемирной истории (взаимосвязь местного, частного, близкого с далеким, общим, целым).
История Отечества, как и края, неоднозначна: в ней — победы и неудачи, героическое и трагическое. Значимость каждого периода развития страны, края.
Народы Самарского края и города Новокуйбышевска, их традиции и типы расселения. Проблемы экологии нашей области. Легенды и были родного края.
Тема 2. Самарский край от древности к новому времени. (8 часов)
Древности Самарского края. Археологические памятники. Образование государства Волжская Булгария, его религия и государственное устройство. Падение Волжской Булгарии. Край в составе Золотой Орды. Присоединение к Русскому государству. Волжское казачество: формирование, деятельность, ликвидация волжской вольницы. Основание Самары. Воевода Засекин. Происхождение названия «Самара».
Наш край в Смутное время. Развитие Самарского края в 17 веке. Степан Разин в Самаре.
Развитие Самарского края в 18 веке. Экспедиция Татищева. Емельян Пугачёв в Самаре.
Тема 3. Наш край в 19 веке. (5 часов)
Участие самарцев в Отечественной войне 1812 года. Экономика и культура Самарского края в первой половине 19 века. Отмена крепостного права в нашем крае, её особенности.
Рождение Самарской губернии. Эпоха великих реформ в нашем крае. Культура Самарской губернии во второй половине 19 века.
Самарское знамя на Балканах. П. В. Алабин.
Тема 4. В дни великих потрясений. (4 часа)
Наш край в период русско – японской войны и первой русской революции 1905 – 1907 годов. Столыпинская реформа на территории Самарской губернии. Самара в годы Первой Мировой войны, в 1917 году. Установление советской власти в губернии. События гражданской войны на территории Самарского края. Переименование Самары в Куйбышев.
Куйбышев – запасная столица в годы Великой Отечественной войны. Вклад области в Победу. Ратный подвиг самарцев.
Тема 5. История города Новокуйбышевска. (13 часов)
Основание города Новокуйбышевска. Становление и развитие промышленности в Новокуйбышевске.
Моя жизнь — частичка бытия многих и многих поколений людей. Я и мое место в жизни, в истории. Семья — хранительница нравственных начал, национальных традиций, духа народа. Судьба семьи в судьбе страны.
Уроки жизни: о земляках, чей жизненный путь служит примером для юных.
Традиции жителей Новокуйбышевска: демократические, трудовые, культурные, спортивные. Наши земляки, их достижения.
Родной город: прошлое, настоящее, перспективы развития.
Развитие культуры, науки, техники в крае.
Символы Самарской области и города Новокуйбышевска.
Поурочно – тематическое планирование курса.
№ | Название темы | Количество часов | Название темы урока |
1 | Что изучает краеведение? | 5 | Введение. Шаг в былое. |
География Самарского края. |
Этнография Самарского края. |
Легенды и были родного края. |
2 | Самарский край от древности к новому времени. | 8 | Древности Самарского края. |
От Волжской Булгарии до присоединения края к русскому государству. |
Волжская вольница. |
Основание Самары. Происхождение названия главного города губернии. |
|
Наш край в 17 веке. |
Наш край в 18 веке. |
3 | Наш край в 19 веке | 5 | Самарский край в первой половине 19 века. |
Самарский край во второй половине 19 века. |
В эпоху великих реформ. |
Самарское знамя на Балканах. |
4 | В дни великих потрясений. | 4 | Самарский край в годы революции и Первой мировой войны. |
Октябрьская революция и гражданская война на территории Самарского края. |
Великая Отечественная война в жизни Самарского края. |
5 | История города Новокуйбышевска | 13 | У истоков Новокуйбышевска. |
Чем гордится родной город. |
Судьба семьи в судьбе страны. |
Новокуйбышевск культурный. |
Урок – практикум. |
Символы Самарской области и города Новокуйбышевск |
Урок практикум |
Итоговый урок |
№ | Название раздела | Количество часов | Название темы урока | Количество часов | ЗУНы, приобретенные на уроке | Форма проведения урока |
1 | Что изучает краеведение? | 5 | Введение. Шаг в былое. | 1 час | Знать понятия: краеведение, этнография, Самарская Лука, Жигули. Уметь характеризовать географическое положение Самарской области, народы, её населяющие. | Урок – путешествие Уроки изучения нового материала Комбинированный урок |
География Самарского края. | 1 час |
Этнография Самарского края. | 1 час |
Легенды и были родного края. | 2 часа |
2 | Самарский край от древности к новому времени. | 8 | Древности Самарского края. | 1 час | Знать понятия: волжское казачество, стрельцы, крепостные крестьяне, летописи, каменный век, энеолит, бронзовый век, железный век, Золотая Орда, имена Ермака Тимофеевича, Засекина, Татищева, С. Разина. Уметь: показать на карте Волжскую Булгарию, характеризовать занятия народов Поволжья, причины основания Самары. | Урок - экскурсия Комбинированный урок Комбинированный урок Комбинированный урок Комбинированный урок |
От Волжской Булгарии до присоединения края к русскому государству. | 1 час |
Волжская вольница. | 2 часа |
Основание Самары. Происхождение названия главного города губернии. | 2 часа |
Наш край в 17 веке. | 1 часа |
Наш край в 18 веке. | 1 час |
3 | Наш край в 19 веке | 5 | Самарский край в первой половине 19 века. | 2 часа | Знать понятия: Самарская губерния, отмена крепостного права, имя Алабина. Уметь: давать оценку отмене крепостного права в Самарской губернии, характеризовать Самарское знамя, условия его создания, деятельность Алабина | Изучение нового материала |
Самарский край во второй половине 19 века. | 1 час | Комбинированный урок |
В эпоху великих реформ. | 1 час | Творческая лаборатория |
Самарское знамя на Балканах. | 1 час | Комбинированный урок |
4 | В дни великих потрясений. | 4 | Самарский край в годы революции и Первой мировой войны. | 1 час | Знать понятия революция, Первая Мировая война, гражданская война, Комуч, большевики, советы. Уметь приводить примеры героизма наших земляков в годы Великой Отечественной войны. | Изучение нового материала Комбинированный урок Урок – презентация |
Октябрьская революция и гражданская война на территории Самарского края. | 1 час |
Великая Отечественная война в жизни Самарского края. | 2 часа |
5 | История города Новокуйбышевска | 12 | У истоков Новокуйбышевска. | 2 часа | Знать герб, флаг Самарской области и города Новокуйбышевска Формировать активную гражданскую позицию, патриотическое отношение к родному краю. | Экскурсия в музей |
Чем гордится родной город. | 1 час | Урок – презентация |
Судьба семьи в судьбе страны. | 3 часа | Творческая лаборатория |
Новокуйбышевск культурный. | 2 часа | Урок- путешествие |
Символы Самарской области и города Новокуйбышевск | 2 часа | Изучение нового материала |
Комбинированный урок |
Урок- практикум | 1 час | Урок работы с историческими документами |
Итоговый урок | 1 час | Комбинированный урок |
«Городские окраины» (7-8 классы)
Темы занятий:
- История заселения русских Липягов;
- Народ в серебряном одеянии... Язычество, как культура чувашского народа в 18 веке. (На примере Чувашских Липягов);
- Этническая культура мордвы. Из истории мордовских Липягов;
- Гусарский городок, или история заселения и развития посёлка Горки;
- Вишнёвые сады помещика Иванова;
- Родословное древо князей Щербатовых – Новокуйбышевская ветвь;
- Посёлок фабричный – освоение городской территории;
- Пристань Самара и посёлок Гранный.
«И помнит мир спасённый» ( 9-11 классы)
Темы занятий:
- «Так начиналась Великая Отечественная война». Вводная беседа. Встреча с автором книги «Брестская крепость» В.М. Шарлотом;
- «Новокуйбышевцы – добровольцы». О Новокуйбышевцах, добровольно ушедших на фронт;
- Герои Советского Союза. О незабываемых подвигах 8–и героев Советского Союза – жителях г.Новокуйбышевска;
- Новокуйбышевцы – участники Великой Отечественной войны;
- Партизанское движение (Шабердин В.П.);
- Подводники (Шевкунов Иван Федорович);
- «За колючей проволокой». Фашистские концлагеря. (Давыдов Григорий Романович);
- «Всё для фронта, всё для Победы». О роли тыла во время войны. Новокуйбышевское общество «Дети-фронту».
Литература.
Город на крутой луке: Литературно- публицистический сборник (Составители М. Я. Толкач, Л. В. Храмков.) - Куйбышев: Кн. Изд. - во, 1984.
Гурьянов Е.Ф. Древние вехи Самары, Куйбышевское книжное изд-во, 1979,
Гурьянов Е.Ф. Самарские узоры. Домовая резьба Самарского Поволжья. -Куйбышев: Кн. изд-во, 1984.
Дмитриева Э. Я., Кабытов П.С. Самарская область (география и история, экономика и культура). Учебное пособие, - Самара, 1996.
Дубман Э.Л. Сказание о первых самарцах: Очерки по истории Самары 1586-1680-х годов./Изд. Центр «АртМакет» Самарского изд-ва СП «Инфо-Лада». -Самара. 1991.
Зудина В. Н. Археологические древности Южного Средневолжья. (Пособие - путеводитель).- Самара: Изд-во, Самарский Университет, 1998.
Историко - культурная энциклопедия Самарского края. Персоналии. - Самарский Дом печати, 1993.
Кузьмина Л. А., Мясникова В. Н. Мы - с Волги! - Куйбышевское книжное изд-во, 1985.
Храмков Л. В. Введение в Самарское краеведение: Учебное пособие – Самара: Издательство «НТЦ», 2007