СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «СВОЯ ИСТОРИЯ»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Программа по краеведению предназначена для 5 - 11 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе учебного пособия Храмков Л. В. «Введение в Самарское краеведение: Учебное пособие» – Самара: Издательство «НТЦ», 2007г.  и  в соответствии с объёмом времени, которое отводится на изучение истории

своего родного края.

        Основной целью курса является формирование у учащихся целостного представления об историческом пути Самарского края, судьбах населяющих его народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных исторических деятелях истории края. При этом отбор фактологического материала осуществлялся таким образом, чтобы он способствовал воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействовал  формированию личностного отношения к истории родного края, стимулировал желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории малой родины.

          Определённой новизной предлагаемого варианта программы является  освещение истории края в совокупности с изучением  экологии, этнографии края. Отдельный раздел отводится на изучение малой родины – города Новокуйбышевска.

  Всего часов за год - 34 часа.

Просмотр содержимого документа
«АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «СВОЯ ИСТОРИЯ»»














АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«СВОЯ ИСТОРИЯ»







Автор программы:

Амосова Татьяна Владимировна,

учитель истории и обществознания

ГБОУ СОШ №3

г. Новокуйбышевска

т.8(846)35 62082



март, 2016 г.


ПРОГРАММА «СВОЯ ИСТОРИЯ»

Пояснительная записка

Программа по краеведению предназначена для 5 - 11 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе учебного пособия Храмков Л. В. «Введение в Самарское краеведение: Учебное пособие» – Самара: Издательство «НТЦ», 2007г. и в соответствии с объёмом времени, которое отводится на изучение истории

своего родного края.

Основной целью курса является формирование у учащихся целостного представления об историческом пути Самарского края, судьбах населяющих его народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных исторических деятелях истории края. При этом отбор фактологического материала осуществлялся таким образом, чтобы он способствовал воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействовал формированию личностного отношения к истории родного края, стимулировал желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории малой родины.

Определённой новизной предлагаемого варианта программы является освещение истории края в совокупности с изучением экологии, этнографии края. Отдельный раздел отводится на изучение малой родины – города Новокуйбышевска.

Всего часов за год - 34 часа.










Основные умения и навыки, которые должны быть сформированы у учащихся по окончанию изучения программы «Своя история»

  • Называть имена:

а) наиболее известных прави­телей Самарской области;

б) основателя Самары воеводы Засекина Г. А.; Татищева В. Н., Алабина П. В., Ермака Тимофеевича.

в) деятелей культуры Самарской области.

  • Показывать на карте: местополо­жение Самарской области, Самарской Луки, Жигулей, города Новокуйбышевска, Волжскую Булгарию,

  • Описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в нашем крае в разные исторические периоды, герб, флаг Самарской области и города Новокуйбышевска

  • Составлять описание и объяснять назначение памятников культуры: архитектурных сооруже­ний, произведений искусства; предметов быта Самарской области и города Новокуйбышевска.

  • Называть характерные, существенные черты: географического положения, экологии, животного и растительного мира Самарской области, её народонаселения, исторических периодов нашего края,

  • Знать понятия: краеведение, этнография, волжское казачество, стрельцы, крепостные крестьяне, летописи, каменный век, энеолит, бронзовый век, железный век, Золотая Орда, революция, Первая Мировая война, гражданская война, Комуч, большевики, Советы.

  • Характеризовать: причины основания Самары, герб, флаг Самарской области и города Новокуйбышевска

  • Приводить примеры героизма наших земляков в годы Великой Отечественной войны

  • Формировать активную гражданскую позицию, патриотическое отношение к родному краю.


Программа курса

«Своя история»

Тема 1. Что изучает краеведение? (5 часов)

Предмет изучения. Источники и методы изучения Самарского края. Прошлое края — неотъемлемая часть истории Отечества, частица всемирной истории (взаимосвязь местного, частного, близкого с далеким, общим, целым).

История Отечества, как и края, неоднозначна: в ней — победы и неудачи, героическое и трагическое. Значимость каждого периода развития страны, края.

Народы Самарского края и города Новокуйбышевска, их традиции и типы расселения. Проблемы экологии нашей области. Легенды и были родного края.


Тема 2. Самарский край от древности к новому времени. (8 часов)

Древности Самарского края. Археологические памятники. Образование государства Волжская Булгария, его религия и государственное устройство. Падение Волжской Булгарии. Край в составе Золотой Орды. Присоединение к Русскому государству. Волжское казачество: формирование, деятельность, ликвидация волжской вольницы. Основание Самары. Воевода Засекин. Происхождение названия «Самара».

Наш край в Смутное время. Развитие Самарского края в 17 веке. Степан Разин в Самаре.

Развитие Самарского края в 18 веке. Экспедиция Татищева. Емельян Пугачёв в Самаре.

Тема 3. Наш край в 19 веке. (5 часов)

Участие самарцев в Отечественной войне 1812 года. Экономика и культура Самарского края в первой половине 19 века. Отмена крепостного права в нашем крае, её особенности.

Рождение Самарской губернии. Эпоха великих реформ в нашем крае. Культура Самарской губернии во второй половине 19 века.

Самарское знамя на Балканах. П. В. Алабин.


Тема 4. В дни великих потрясений. (4 часа)

Наш край в период русско – японской войны и первой русской революции 1905 – 1907 годов. Столыпинская реформа на территории Самарской губернии. Самара в годы Первой Мировой войны, в 1917 году. Установление советской власти в губернии. События гражданской войны на территории Самарского края. Переименование Самары в Куйбышев.

Куйбышев – запасная столица в годы Великой Отечественной войны. Вклад области в Победу. Ратный подвиг самарцев.

Тема 5. История города Новокуйбышевска. (13 часов)


Основание города Новокуйбышевска. Становление и развитие промышленности в Новокуйбышевске.

Моя жизнь — частичка бытия многих и многих поколений людей. Я и мое место в жизни, в истории. Семья — хранительница нравственных начал, национальных традиций, духа народа. Судьба семьи в судьбе страны.

Уроки жизни: о земляках, чей жизненный путь служит при­мером для юных.

Традиции жителей Новокуйбышевска: демократические, трудовые, культурные, спортивные. Наши земляки, их достижения.

Родной город: прошлое, настоящее, перспективы развития.

Развитие культуры, науки, техники в крае.

Символы Самарской области и города Новокуйбышевска.





Поурочно – тематическое планирование курса.


Название темы

Количество часов

Название темы урока

1

Что изучает краеведение?

5

Введение. Шаг в былое.


География Самарского края.

Этнография Самарского края.

Легенды и были родного края.

2

Самарский край от древности к новому времени.

8

Древности Самарского края.


От Волжской Булгарии до присоединения края к русскому государству.

Волжская вольница.

Основание Самары. Происхождение названия

главного города губернии.


Наш край в 17 веке.

Наш край в 18 веке.

3

Наш край в 19 веке

5

Самарский край в первой половине 19 века.

Самарский край во второй половине 19 века.

В эпоху великих реформ.

Самарское знамя на Балканах.

4

В дни великих потрясений.

4

Самарский край в годы революции и Первой мировой войны.


Октябрьская революция и гражданская война на территории Самарского края.

Великая Отечественная война в жизни Самарского края.

5

История города Новокуйбышевска

13

У истоков Новокуйбышевска.

Чем гордится родной город.

Судьба семьи в судьбе страны.

Новокуйбышевск культурный.

Урок – практикум.

Символы Самарской области и города Новокуйбышевск


Урок практикум

Итоговый урок

Название раздела

Количество часов

Название темы урока

Количество часов

ЗУНы, приобретенные на уроке

Форма проведения урока

1

Что изучает краеведение?

5

Введение. Шаг в былое.


1 час

Знать понятия: краеведение, этнография, Самарская Лука, Жигули.

Уметь характеризовать географическое положение Самарской области, народы, её населяющие.

Урок – путешествие

Уроки изучения нового материала

Комбинированный

урок

География Самарского края.

1 час

Этнография Самарского края.

1 час

Легенды и были родного края.

2 часа

2

Самарский край от древности к новому времени.

8

Древности Самарского края.


1 час

Знать понятия: волжское казачество, стрельцы, крепостные крестьяне, летописи, каменный век, энеолит, бронзовый век, железный век, Золотая Орда,

имена Ермака Тимофеевича, Засекина, Татищева, С. Разина.

Уметь: показать на карте Волжскую Булгарию, характеризовать занятия народов Поволжья, причины основания Самары.


Урок - экскурсия


Комбинированный урок


Комбинированный урок

Комбинированный урок

Комбинированный урок


От Волжской Булгарии до присоединения края к русскому государству.

1 час

Волжская вольница.

2 часа

Основание Самары. Происхождение названия главного города губернии.

2 часа

Наш край в 17 веке.

1 часа

Наш край в 18 веке.

1 час

3

Наш край в 19 веке

5

Самарский край в первой половине 19 века.

2 часа

Знать понятия: Самарская губерния, отмена крепостного права, имя Алабина.

Уметь: давать оценку отмене крепостного права в Самарской губернии, характеризовать Самарское знамя, условия его создания, деятельность Алабина

Изучение нового материала

Самарский край во второй половине 19 века.

1 час

Комбинированный урок

В эпоху великих реформ.

1 час

Творческая лаборатория

Самарское знамя на Балканах.

1 час

Комбинированный урок


4

В дни великих потрясений.

4

Самарский край в годы революции и Первой мировой войны.


1 час

Знать понятия революция, Первая Мировая война, гражданская война, Комуч, большевики, советы.

Уметь приводить примеры героизма наших земляков в годы Великой Отечественной войны.

Изучение нового материала


Комбинированный урок

Урок – презентация

Октябрьская революция и гражданская война на территории Самарского края.

1 час

Великая Отечественная война в жизни Самарского края.

2 часа

5

История города Новокуйбышевска

12

У истоков Новокуйбышевска.

2 часа

Знать герб, флаг Самарской области и города Новокуйбышевска

Формировать активную гражданскую позицию, патриотическое отношение к родному краю.


Экскурсия в музей

Чем гордится родной город.

1 час

Урок – презентация

Судьба семьи в судьбе страны.

3 часа

Творческая лаборатория

Новокуйбышевск культурный.

2 часа

Урок- путешествие

Символы Самарской области и города Новокуйбышевск


2 часа

Изучение нового материала

Комбинированный урок

Урок- практикум

1 час

Урок работы с историческими документами

Итоговый урок

1 час

Комбинированный урок











«Городские окраины» (7-8 классы)

Темы занятий:

- История заселения русских Липягов;

- Народ в серебряном одеянии... Язычество, как культура чувашского народа в 18 веке. (На примере Чувашских Липягов);

- Этническая культура мордвы. Из истории мордовских Липягов;

- Гусарский городок, или история заселения и развития посёлка Горки;

- Вишнёвые сады помещика Иванова;

- Родословное древо князей Щербатовых – Новокуйбышевская ветвь;

- Посёлок фабричный – освоение городской территории;

- Пристань Самара и посёлок Гранный.




«И помнит мир спасённый» ( 9-11 классы)

Темы занятий:

- «Так начиналась Великая Отечественная война». Вводная беседа. Встреча с автором книги «Брестская крепость» В.М. Шарлотом;

- «Новокуйбышевцы – добровольцы». О Новокуйбышевцах, добровольно ушедших на фронт;

- Герои Советского Союза. О незабываемых подвигах 8–и героев Советского Союза – жителях г.Новокуйбышевска;

- Новокуйбышевцы – участники Великой Отечественной войны;

- Партизанское движение (Шабердин В.П.);

- Подводники (Шевкунов Иван Федорович);

- «За колючей проволокой». Фашистские концлагеря. (Давыдов Григорий Романович);

- «Всё для фронта, всё для Победы». О роли тыла во время войны. Новокуйбышевское общество «Дети-фронту».





Литература.



Город на крутой луке: Литературно- публицистический сборник (Составители М. Я. Толкач, Л. В. Храмков.) - Куйбышев: Кн. Изд. - во, 1984.

Гурьянов Е.Ф. Древние вехи Самары, Куйбышевское книжное изд-во, 1979,

Гурьянов Е.Ф. Самарские узоры. Домовая резьба Самарского Поволжья. -Куйбышев: Кн. изд-во, 1984.

Дмитриева Э. Я., Кабытов П.С. Самарская область (география и история, экономика и культура). Учебное пособие, - Самара, 1996.

Дубман Э.Л. Сказание о первых самарцах: Очерки по истории Самары 1586-1680-х годов./Изд. Центр «АртМакет» Самарского изд-ва СП «Инфо-Лада». -Самара. 1991.

Зудина В. Н. Археологические древности Южного Средневолжья. (Пособие - путеводитель).- Самара: Изд-во, Самарский Университет, 1998.

Историко - культурная энциклопедия Самарского края. Персоналии. - Самарский Дом печати, 1993.

Кузьмина Л. А., Мясникова В. Н. Мы - с Волги! - Куйбышевское книжное изд-во, 1985.

Храмков Л. В. Введение в Самарское краеведение: Учебное пособие – Самара: Издательство «НТЦ», 2007