АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Путь к творчеству»
(название программы)
______________7-10__лет____________
адресат программы (возраст участников программы)
___3 года______________
срок реализации программы
Петрова Елена Игоревна,
учитель начальных классов___
ФИО, должность разработчика программы
___г. Окуловка 2018_______
«Путь к творчеству» Пояснительная записка
Развитие письменной речи – важнейшая задача обучения родному языку.
Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации.
Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития. Каждый учитель стремиться к тому, чтобы дети свободно и правильно выражали свои мысли в устной и письменной форме. Все речевые умения между собой связаны.
В комплекс умений, формируемых у учащихся при обучении связной речи, входят следующие:
-умения получать информацию для высказывания;
-умения анализировать текст: определять тему, основную мысль, устанавливать соответствие заголовка теме и основной мысли, определять тип текста, выделять микротемы, делить текст на части, составлять план и передавать его содержание в устной и письменной форме;
-умения правильно строить текст, формулировать вводную и заключительную части текста;
-использовать языковые средства.
Изложения и сочинения
являются традиционными видами работы по развитию связной речи учащихся.
Изложение и сочинение как виды работы по развитию связной речи представляют собой два взаимосвязанных речемыслительных процесса:
1) восприятие первичного текста и его воспроизведение (изложение);
2) самостоятельная письменная работа как средство самовыражения личности школьника (сочинение).
Изложение
как вид письменного упражнения в развитии связной речи учащихся на основе образца, письменный пересказ прослушанного или прочитанного текста –
-используется для обучения логике и композиции создаваемого текста по образцу;
-для обогащения словаря;
-для обучения типам речи – повествованию, описанию и рассуждению;
-стилям речи – художественному, публицистическому, научному;
-для обучения жанрам речи – басне, рассказу и др.;
-для использования в создаваемом по образцу тексте изучаемых языковых средств.
Сочинение
– самостоятельная письменная работа учащихся, изложение ими собственных мыслей, переживаний, суждений, намерений; упражнение в развитии связной речи, в построении текста.
Сочинение является средством самовыражения личности школьника, его жизненной позиции, его внутреннего мира.
Цель занятий :
-научить школьников правильно, точно, логично, образно воспроизводить прочитанный текст,
- анализировать текст, а также выражать свои мысли в самостоятельных текстах в зависимости от речевой ситуации.
Речевые задачи, : -дают четкую установку на вид работы; -требуют от учащихся самостоятельности в отборе языковых средств в соответствии с целями речевого оформления; -позволяют включить усвоенные знания в сферу речевого общения (обоснование целесообразности выбора автором тех или иных языковых средств, выбора варианта использования языковых средств в создаваемом тексте; редактирование текста; перестройка частей текста, трансформирование текста ситуативного характера и др.).
Формы контроля:
Для определения результативности образовательного процесса применяются входящий, промежуточный (тематический) и итоговый контроль.
Входящий: определение первоначального уровня учащихся (на первом занятии в виде собеседования).
Промежуточный (тематический): осуществляется при помощи «контрольных заданий», составленных в форме, интересной для обучающихся. Они проводятся по окончании изучения каждой темы.
Итоговый: Выставка детских творческих работ, в которой принимают участие все кружковцы. Она позволяет не только оценить знания, умения учащихся, но и приучает детей справедливо и объективно оценивать свою работу, работу других, радоваться не только своей, но и общей удаче. Воспитывает в них стремление к самосовершенствованию.
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана для обучающихся 2-4 классов, на 3 года обучения.
На реализацию курса отводится 72 часа в год ( 2 часа в неделю)
С учетом цели и задач содержание образовательной программы реализуется поэтапно с постепенным усложнением заданий. В 1 год обучения у детей формируются начальные знания, умения и навыки: анализировать текст, определять тему и основную мысль текста, определять виды, способы, средства связи предложений и частей в тексте, излагать точно, логично, выразительно высказанную мысль в тексте для изложения.
На 2-м году обучения продолжается работа по закреплению полученных знаний умений и навыков. Дети учатся: логично выстраивать подтемы для раскрытия темы текста изложения, передавать свое отношение к предмету речи в тексте (в изложениях с творческими заданиями), определять тему сочинения, его основную мысль, отбирать и систематизировать материал.
На 3-м году обучения продолжается работа по закреплению полученных знаний умений и навыков. Дети учатся: определять стиль и тип речи, передавать свое отношение к предмету речи в тексте (в изложениях с творческими заданиями), составлять простой и сложный план текста сочинения; совершенствовать написанный текст сочинения.
Содержание программы
Тема 1.Текст: тема, основная мысль, признаки текста
Озаглавливание частей и целого текста.
Связь между частями текста с помощью слов «вдруг, однажды, до, потом…»
Средства связности (повтор, синонимы, союзы, местоимения и др.)
Соответствие заголовка теме и основной мысли.
Тема 2. Стилевая принадлежность текста
Анализ языковых средств текстов разных стилей речи.
Речевая норма
Тема 3. Определенные закономерности и типологические модели построения текстов
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение.
Тема 4.Композиционные схемы текстов разных типов речи .
Подтемы, микротемы текста.
Составление плана текста.
Тема 5. Виды письменных изложений .
-по полноте передачи содержания и языковых средств – полные (подробные), близкие к тексту образца, выборочные и сжатые;
-по типам – повествовательные, описания, рассуждения;
-по стилю – художественные, публицистические, научные;
-с творческими и языковыми заданиями.
Особенности содержания, композиции, языковых средств каждого вида изложения.
Способы подготовки написания различных изложений: анализ текста-образца (содержания, композиции, языковых средств) определенной типологической структуры и стилевой принадлежности; работа над составлением плана на основе учета типологической схемы; отбор языковых и выразительных средств для использования в тексте изложения.
Написание обучающих изложений.
Тема 6. Типы сочинений .
-по характеру материала - на основе личных наблюдений учащихся (по материалам экскурсии), по картинам;
-по типам речи – повествование, описание, рассуждение;
-по жанрам – миниатюра, рассказ, басня, сказка;
-по степени самостоятельности и формам подготовительной работы – на заданную или свободную тему;
-по стилю – художественные, разговорные, публицистические, научные
Написание обучающих сочинений.
Ожидаемые результаты
на 1 год обучения
анализировать текст
определять тему и основную мысль текста;
определять виды, способы, средства связи предложений и частей в тексте;
излагать точно, логично, выразительно высказанную мысль в тексте для изложения;
на 2 год обучения
логично выстраивать подтемы для раскрытия темы текста изложения;
передавать свое отношение к предмету речи в тексте (в изложениях с творческими заданиями);
определять тему сочинения, его основную мысль, отбирать и систематизировать материал;
на 3 год обучения
определять стиль и тип речи;
передавать свое отношение к предмету речи в тексте (в изложениях с творческими заданиями);
составлять простой и сложный план текста сочинения; совершенствовать написанный текст сочинения.
Литература
Дьячкова Г. Т. Русский язык 2-4 классы сочинения и изложения.
Максимум Н.Н. Сборник текстов для изложений 2-4 классы.
Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. – М., 2004.
Балашова Т.Ю. Подготовка к сочинению-описанию природы. «Русский язык в школе». 2006, № 4.
Методика развития речи на уроках русского языка /Под ред. Т.А.Ладыженской, - М., 1980.
Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения. – М., 1984.
Мурина Л.А. Методика проведения обучающих и контрольных изложений. Подробное изложение. «Русский язык и литература в школе», 2003, № 2.
Мурина Л.А. Методика проведения изложений с дополнительным заданием. «Русский язык и литература в школе», 2003, № 4.