СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская программа работы с родителями "Навстречу друг другу"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Авторская программа работы с родителями "Навстречу друг другу"»

МАОУ СОШ №211 им.Л.И.Сидоренко

Авторский проект работы

с родителями

«Навстречу друг другу»




Автор: Бузунова Елизавета Васильевна

учитель начальных классов




Г. Новосибирск

Воспитательная система класса по формированию образа жизни, достойной Человека, ее идейное содержание могут быть использованы классными руководителями общеобразовательных учреждений, а также педагогами, организующими воспитание в различных типах образовательных учреждений и детских коллективах при разработке программ или систем воспитания. Данный опыт за 4 года моей деятельности по становлению воспитательной системы может быть использован для демонстрации коллегам на семинарах и методических объединениях.

Психологи отмечают, что примерно у 10-15 % детей устойчивые интересы к чему-либо обнаруживаются до 3 лет, а музыкальные и художественные склонности формируются еще раньше – в возрасте до года. Родителям важно как можно раньше определить талант у ребенка, чтобы не упустить время для его развития.
































Жить – вот ремесло, которому я хочу учить воспитанника. Выходя из моих рук, он будет – соглашаюсь с этим – не судьёй, не солдатом, не священником: он будет, прежде всего ЧЕЛОВЕКОМ. Всем чем должен быть человек, он сумеет быть, в случае необходимости также хорош, как и всякий другой, и, как бы судьба не перемещала его с места на место, он всегда будет на своем месте».
Ж.Ж.Руссо





Обычно проблема определения уровня и типа способностей ребенка встает перед родителями особенно остро в период выбора того или иного учебного заведения: будь то специализированный детский сад или школа, студия, кружок или секция. В каком возрасте можно наверняка сказать, к какому виду деятельности более всего предрасположен ваш ребёнок? Как сделать правильный выбор, чтобы не навредить ему?

От того, насколько правильно смогут определить природные способности ребенка родители и специалисты, во многом будет зависеть его жизненный успех.

К счастью, природа наделила талантом каждого ребенка, и важно не только разглядеть этот талант, но ценить его и правильно развивать. Отдавая ребенка в школу, важно задуматься не о том, насколько престижно учебное заведение, а о том, будет ли данная школа способствовать развитию способностей маленького человека.

В идеале, распределением детей по разным типам школ, в зависимости от способностей ребенка, должны заниматься психологи. На западе этим уже давно занимаются целые бригады таких специалистов, они выезжают в школы и тестируют детей. В Казахстане же такие психологические службы и консультации начали появляться только недавно.

Родители, внимательно относящиеся к своим детям, могут и сами определить способности ребенка. Чтобы понять, к какой области человеческой деятельности ребенок будет более талантлив, вы можете протестировать его по анкете составленной учеными-психологами, специалистами детской психологии Г. Кафом и А. де Хааном.

Если же самим разбираться в этом вопросе, то необходимо понять различие между способностями, задатками и склонностями. Какая между ними связь?

Способности – индивидуально-психологические особенности человека, которые имеют отношение к успешности выполнения одного или нескольких видов деятельности. Когда ребенок только родился, мы не сможем сразу ответить на вопрос: какими способностями он обладает, так как ребенок развивается с самого момента рождения. Поэтому нельзя понимать под способностями только врожденные возможности ребенка.

Врожденными могут быть лишь анатомические, психологические или физиологические особенности, еще их называют задатками, которые лежат в основе развития способностей. Сами же способности всегда являются результатом развития.

Таким образом, задатки – некоторые генетические особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей.

Например, легкий опорно-двигательный аппарат и пластичные мышцы служат задатком для развития гимнастических и танцевальных способностей.

Задатки несут в себе возможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания, трудовой деятельности. Вот почему так важно как можно раньше выявить задатки детей, с тем, чтобы целенаправленно формировать их способности.

Задатки, прежде всего, проявляются в склонностях к определенному виду деятельности (специальные способности) или в повышенной любознательности ко всему (общая способность).

Склонности – это первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка к определенной деятельности (рисованию, занятию музыкой).

Итак, способности представляют сплав природного и приобретенного. Природные свойства, являясь врожденными, перерабатываются и развиваются в условиях воспитания и в процессе труда.

Важно отметить, что врожденность задатков не всегда означает их наследственность. Например, в семье Бахов было 60 музыкантов, 20 из них выдающихся, то есть в данном случае можно сказать о наследственности задатка. Но известно, что у многих выдающихся людей были не ничем не примечательные дети, несмотря на хорошее образование. Можно сказать, что все задатки врожденны, но не все задатки наследственны.

Для того чтобы определить, какими способностями обладает ребенок, необходимо ответить на вопрос: а какие вообще бывают способности?


1. Музыкальный талант есть у ребенка, если он:

Любит слушать музыку, стремится бывать в местах, где есть возможность послушать музыку. Очень легко и быстро схватывает ритм и мелодию, легко их запоминает, может играть на музыкальных инструментах, поет, вкладывая в исполнение песни чувства, энергию и свое настроение, занимается сочинением собственных мелодий.

Зачастую, оказывается так. Что ребенок не видит или делает вид, что всего лишь пытается воспроизвести плавные движения, касаясь клавиш инструмента, а танец его это просто подражание звездам в телевизоре. Однако если все его нажатия издают приятные звуковые мотивы, а танец существует с ритмом, музыкой, то пора бы уже обратить внимание на то, что в ребенке действительно есть талант и его нужно развивать. Первое – с раннего детства нужно делать так, чтобы любовь жила в сердце ребенка к музыке. Как это сделать, спросите вы? Все просто, покупайте ему не танки с машинками, а игрушки, которые умеют двигаться и звучать, книги с музыкальным оформлением, погремушки и такие виды развлекательных игр, фигур, где задействован определенный музыкальный звук.


2. Ребенок имеет технические наклонности, если он:

Интересуется всякого рода машинами и механизмами, с интересом занимается конструированием моделей, радиоаппаратуры, приборов. Сам распознает причины неисправностей аппаратуры и механизмов. Любит устранять загадочные поломки, может из старых деталей собрать новые игрушки, приборы. Умеет находить оригинальные решения, рисует чертежи и эскизы механизмов, любит читать специальную техническую (даже взрослую) литературу.



3. У ребенка имеется артистический талант, если он:

Стремится вызвать эмоциональную реакцию у аудитории, особенно взрослой. С увлечением может о чем-то рассказывать, меняя при этом тональность и интонацию голоса. Непроизвольно подражает человеку, о котором рассказывает, с легкостью копирует позы, выражения, привычки. Обладает пластикой, любит красивую одежду и понимает ее характерную особенность, открыт всему новому.



4. Ребенок обладает незаурядным интеллектом, если он:


Понимает мотивы и причины поступков других людей, имеет прекрасную память, рассудителен, обладает ясным мышлением, схватывает налету новый материал из школьной программы. Задает много вопросов, причем продуманных и соответствующих ситуации. Читает (или слушает) много книг, намного опережающих школьную программу. Не по годам рассудителен и даже расчетлив, Намного больше своих сверстников информирован о проблемах и событиях, даже не касающихся его лично.



5. Ребенок имеет талант к спорту, если он:


Много двигается, очень энергичен, не боится шишек и синяков, всегда одерживает победу в потасовках и в спортивных играх. Книгам и спокойным играм предпочитает подвижные игры, соревнования, интересуется всевозможными видами спорта. Имеет своего кумира-спортсмена, которому стремится подражать.



6. У ребенка есть литературный талант, если он:

Любит рассказывать о чем-либо, придерживаясь выбранного сюжета, не теряя при этом основную мысль. Много фантазирует и придает событию нечто новое и необычное. Персонажи своих фантазий изображает живыми и интересными. Уединившись, любит сочинять стихи и рассказы, и даже пишет роман о собственной жизни.




7. Ребенок имеет талант художника, если он:


Часто и с большим желанием занимается рисованием или лепкой, особенно, если он это делает, для выражения своих чувств и эмоций. В его рисунках и картинах находят отражение разнообразные предметы, люди, животные и ситуации. Относится серьезно к произведениям искусства, становится задумчивым, если рассматривает картины художников. С охотой чертит, комбинирует краски и материалы, занимается поделками для дома и украшениями для одежды.




Отнеситесь серьезнее к выявлению способностей ребенка и помогите ему в их развитии! Это поможет вашему ребенку в будущем правильно выбрать свое предназначение в жизни и стать по-настоящему счастливым человеком.





ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Назначение Программы:

Настоящая Программа определяет цели,

задачи и направления деятельности классного руководителя с родителями учащихся класса.


Цель Программы:

- создание единой образовательной среды в школе и семье.


Задачи Программы:

- повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе;

- сoдействие сплочению родительского коллектива, вовлечения пап и мам в жизнедеятельность классного сообщества;

- выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка;

- пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактики неверных действий по отношению к своему сыну или дочери со стороны родителей.


Нормативная база для разработки Программы работы с родителями


1. Закон РК «Об образовании».

2. Конвенция о правах ребенка.

Сроки и этапы реализации Программы


Программа ориентирована на 4 года обучения учащихся:


1 этап реализации Программы – ориентировочный (2011-2012учебный год)

На данном этапе будет производиться анализ и изучение семей учащихся класса и создание условий для участия семей в воспитательном процессе.


  1. этап – основной (2012-2013учебный год)

  2. этап – основной (2013-2014 учебный год)


На данных этапах будет производиться педагогическое и психологическое просвещение родителей, работа с проблемными семьями, сотрудничество учителя и родителей в организации воспитательной работы в классе.


4 этап - обобщающий (2014 – 2015 учебный год)

Подведение итогов совместной деятельности классного руководителя, родителей и учащихся за 4 года.


I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом.

Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Это персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи. Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков области воспитания.

Родители и педагоги - две мощнейших силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. У обеих сторон есть свои преимущества, свои достоинства, своя специфика, и противопоставлять их не следует. Но современные родители - это воспитанники нашей отечественной школы, они несут на себе ее родимые пятна, ее достоинства и недостатки. Как хочется сделать родителей настоящими и искренними помощниками! Ведь от того, как относятся к школе родители, зависит и отношение к ней их детей. То, что учитель должен знать своих учеников, не вызывает сомнения. Задача классного руководителя сегодня – обеспечить развитие каждого ученика, создав необходимые для этого условия. Чтобы человека воспитывать, его надо знать во всех отношениях – это аксиома педагогики. Но в работе с родителями есть свои проблемы. Если подойти к оценке родителей дифференцированно, то следует отдавать отчет в том, что они разные.


Можно выделить 3 группы.


1. Родители, которые хотят и умеют общаться со своими детьми (если не умеют, то учатся этому). В нашем ГУ Комплексе «музыкальный колледж – музыкальная школа – интернат для одарённых детей» таких родителей много, и они образуют большинство среди родительского коллектива школы.


2. Группа родителей, которые хотят, но не умеют воспитывать, поэтому у них с детьми есть проблемы; таких родителей меньшинство.


3. Родители, которые не могут и не хотят заниматься своими детьми, дети предоставлены сами себе, точнее – социальной стихии; таких родителей немного, почти нет, но именно они поставляют школе и социуму детей “группы риска”, “трудных”.


С первой группой родителей работать легко, по существу, они все делают сами, с ними нужно лишь поддерживать связь; с последней работать бесполезно (хотя это тоже спорно), более того, обращение педагогов к ним за помощью может только ухудшить положение.

Вторая, большая часть родителей, занимается воспитанием, но они не владеют ни методиками, ни народной педагогикой, не обладают часто и здравым смыслом. Они воспитывают детей так, как воспитывали их. Неучет этих обстоятельств приводит со временем к плачевным результатам. Но обнаруживается этот факт слишком поздно. Родители приходят за помощью к школе тогда, когда дети практически вышли у них из повиновения, а они утратили всякое влияние.

Все нужно делать вовремя. В том числе и воспитывать. Поэтому не должно быть той традиционной работы с родителями, спонтанных и несистемных воспитательных бесед, тем более что они имеют целью не благополучие личности ребенка, а решение проблем успеваемости и поведения. Если говорить о существенном повышении качества семейного воспитания, то я полагаю, что надо учить родителей “любить” и воспитывать своих детей тогда, когда они этого желают сами, и задача классного руководителя – научить их этому желанию. Но самое главное – знание законов развития и поведения воспитанника, внутренних, скрытых от глаз, мотивов его поведения. Как бы там ни было, классный руководитель не может заниматься воспитанием детей в отрыве от семьи, ибо ребенок находится под одновременным воздействием и педагогов, и родителей.


II. Основные цели и задачи программы:


- Создание единого коллектива учеников, родителей, классного руководителя и педагогов школы, объединенного общими целями и ответственностью, действующего на демократических и гуманистических принципах. - Повышения педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе.

- Содействия сплочению родительского коллектива, вовлечения пап и мам в жизнедеятельность классного сообщества.

- Выработки коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграции усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка.

- Пропаганды опыта успешного семейного воспитания, профилактики неверных действий по отношению к своему сыну или дочери со стороны родителей.




III. Система программных мероприятий


Программа включает следующие мероприятия по приоритетным направлениям в сфере совместной деятельности классного руководителя, *родителей и учащихся:

*изучение семей учащихся;

*работа с родителями;

*работа с проблемными семьями;

*сотрудничество классного руководителя и родителей в организации воспитательной работы в классе;

*работа с семьей в системе дополнительного образования;


сотрудничество классного руководителя со школьным психологом.

1.Изучение семей учащихся


Цель:


- изучение семей учащихся;


- создание банка данных;


- формирование единых педагогических требований;


- составление социальных паспортов семей;


- посещение семей;


- диагностика «Анкета-знакомство для родителей»,

«Анализ и оценка ситуации в семье»,

«Наш ребенок» и др.


2. Работа с родителями


Цель: Повышения педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе.



Предусматриваются:


- классные родительские собрания;


- занятия для родителей (Круглые столы «Вечер трудных вопросов»).


- дни «открытых уроков»;


- тематические собрания с привлечением специалистов;


- индивидуальная работа с родителями;


- внеклассные мероприятия с привлечением родителей (Праздники «Мир моей семьи», «Наши семейные традиции», «В кругу семьи» и т.д. ).


3. Работа с проблемными семьями

Цель: Оказание помощи проблемным семьям, устранение злоупотреблений со стороны недобросовестных родителей, уменьшение количества проблемных семей.


Предусматриваются:


- регулярное посещение проблемных семей;


- проведение малых педсоветов;

- выступление классного руководителя на методических объединениях;


- совместная профилактическая работа с психологом школы - интерната;


- индивидуальные беседы и консультации;


- изучение данных о занятости учащихся в кружках и секциях;


- составление банка данных.


4. Сотрудничество классного руководителя и родителей в организации воспитательной работы в классе;


Цель: создание единого воспитательного пространства «родители – дети – классный руководитель».




Предусматриваются:


- работа родительского комитета;


- поиск родителей – спонсоров классных, внеклассных, мероприятий;


- помощь родителей в приучении детей к выполнению режима дня и правил для учащихся.


Условия организации и успешного осуществления сотрудничества:


1. Обсуждение и реализация единых подходов к воспитанию каждого ребенка.

2.Взаимное уважение. 3.Справедливость по отношению к детям и родителям. 4.Повышение авторитета родителей. 5.Соблюдение принципов педагогической этики.


5. Работа с семьей в системе дополнительного образования


Цель: развитие творческих способностей учащихся.


Предусматриваются:


- оказание помощи в устройстве учащихся в кружки и спортивные секции;


- привлечение родителей для ведения мини-кружков и классных часов по интересам;


6. Сотрудничество классного руководителя с психологом.


Цель: Вовлечение психолога в воспитательный процесс класса.


Предусматриваются:


- беседы с психологом;


- оказание помощи психологу в организации индивидуальной и групповой работы с учащимися класса;



IV Прогнозируемые результаты


Среди прогнозируемых результатов следует перечислить:

    • повышение уровня педагогической культуры родителей;

    • создание условий, способствующих развитию взаимопонима­ния, сотрудничества семьи и школы;

    • уменьшение числа конфликтов между детьми и родителями, родителями и учителями, детьми и учителями.

    • успешная реализация данной программы зависит от умелого управления и отдачи учителей, детей и родителей, их общей за­интересованности.










Список 1 «Б» класса на 2011-2012 учебный год


1. Власенкова Вероника


2.Джаманбаева Алина


3.Ерохин Кирилл


4.Затварницкая Мария


5.Куралес Эдуард


6.Нурмухаметова Руслана


7.Петерс Габриэль


8.Романевич Алевтина


9.Рыбина Анастасия


10.Салыков Олег


11.Селютин Матвей


12.Хациева Амина


13.Хисматуллина Карина


14.Хлебова Софья


15.Шабрат Диана


16.Шаврин Даниил


17.Шершак Кристина












Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребенку будет так же хорошо и уютно, как в семье, где его любят, ценят, где о нем будут заботиться настолько, что он станет интерес себе и другим. Нужно приложить все усилия, чтобы ребенок, перешагивая порог школы, почувствовал, что в школе его ждут. В создании такой атмосферы классный руководитель играет одну из главных ролей.

Ребенка должна окружать красота, игра, фантазия, творчество. Самое высокое творчество – это раскрытие и реализация каждым учеником своих потенциальных возможностей. Поэтому моя педагогическая позиция заключается в принятии ребенка как личности, признании его индивидуального своеобразия, его права проявлять свое Я. Используя слово, дело и наблюдение, классный руководитель создает условия, чтобы ребенок проявил себя. Основная задача классного руководителя – быть помощником ребенку в его жизненном самоопределении. Одно из условий успешного воспитания заключается в следующем: ребенок не должен ощущать давление со стороны взрослых, он должен чувствовать плечо старшего друга, готового всегда прийти на помощь. Чтобы понять, что его интересует, что радует, что утомляет, что обижает детей, я чаще встаю на их место.

Моя задача как классного руководителя – обратить внимание на мельчайшие особенности личности каждого ребенка и с уважением отнестись к ее самым незначительным проявлениям, чтобы поддержать, убедить растущего человека в ценности и необходимости развития его индивидуальности.

Совместная деятельность с родителями и учащимися позволила мне разработать своеобразную модель воспитательной системы класса, которая

помогает мне более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учителя, учащихся и их родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. А это, несомненно, должно способствовать повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формированию индивидуальности классного сообщества и его членов. Система воспитательной работы разработана с учетом возрастных особенностей учащихся, отвечает их интересам








Ценности:

-    человек - абсолютная ценность;

- семья – естественная среда;

-    здоровье – основная ценность;

-    труд – основа человеческого бытия;

-    знания – результат творческого труда;

-    культура – богатство человека;

-    Отечество – Родина;

-    мир – главное условие существования цивилизации;

-   свобода – право выбора проявления своей активности в сочетании со своей личной ответственностью;

-   человеколюбие – сочувствие, сострадание, умение прийти на помощь;

-   оптимизм – уверенность в себе


Принципы деятельности:

    Воспитание – это жизнь рядом и вместе.

    Для того чтобы дети выросли такими, какими мы хотим их видеть, нужно самим стать таким.

Человеку важно быть нужным.

Скажи мне и я забуду, покажи мне и я запомню.

Делай как я, делай лучше меня!

Познай себя – это интересно!

Прояви себя – это реально!


Основные принципы построения программы:

    1. Принцип природосообразности – строить воспитание в соответствии с потребностями ребенка, его возраста, пола, особенностей психики и физиологии.

    2. Принцип гуманистической направленности – обеспечить доверительные отношения между учителями и учениками, проявлять любовь и уважение к детям, создавать ситуации успеха, находить возможность стимулировать ребенка за активную самостоятельную деятельность.

    3. Принцип личностно - ориентированного воспитания ненавязчиво осуществлять воспитательный процесс, избегать сопротивления со стороны воспитанника, давать возможность ребенку сознательно формировать свою личность и право на самостоятельный выбор поведения в различных ситуациях.


Условия, необходимые для достижения цели воспитания школьников:


  • организация интересной внеурочной деятельности;

  • обеспечение заинтересованности родителей в творческой деятельно­сти их детей, использование в работе их опыта и помощи;

  • развитие сотрудничества между младшими и старшими школьниками, ме­жду школьниками и учителями, между педагогами и родителями учеников.


Механизм функционирования и построения воспитательной системы.


Воспитание ориентировано на общечеловеческие ценности, на выработку у детей умений решать жизненные проблемы и строить отношения с окружающими.

Для достижения поставленных целей и задач в основу построения и развития воспитательной системы класса положено 7 направлений. Приоритетным направлением воспитательной системы является «Я - здоровый ребенок»




Направления работы:










































Программное обеспечение:


Направления и содержание

воспитательной работы:


« Я - член семьи»

Цели и задачи:

  1. Формировать ценностное отношение к традиционным семейным отношениям, маме как хранительнице семейного очага.

  2. Воспитывать любовь к дому, родителям, близким.

  3. Заставить задуматься о том, что лишь семья может воспитать в детях существенные стороны культуры.

  4. Поиск и постановка вопросов:

  • Семейные традиции. Зачем их сохранять?

  • Что есть красота женщины, девушки, девочки?

  • Роль отца в семье.

  • Красота семьи.



Конечный результат:

Учащийся имеет особое ценностное отношение к семье, отцу, матери. Имеет представление о семейных традициях, об особенностях семейных отношений.



Формы работы:


  • Анкетирование «Я и мой класс», «Моя семья».

  • Час общения «Моя семья».

  • Классный час «Берегите людей!»

  • Благотворительные акции:


«День пожилого человека».

«День учителя».

«День матери».

«Спешите делать добро!»


  • Классный час:

«Семь наших «Я».


  • Экскурсионная работа «Профессии моих родителей»:

Хлебозавод «Хлеб всему голова».

Библиотека «Час семейного чтения».


  • Благотворительная акция «Спешите делать добро!»


  • Семейные праздники:


«День рожденья - праздник детства».

«Посиделки».

«Папа, мама и я – спортивная семья».


  • Календарные праздники:

«Самое дорогое слово МАМА».


  • Родительские собрание вместе с детьми в конце года.








« Я – часть коллектива»


« ГОРОД ДРУЗЕЙ»


Люди могут вместе совершить то,

чего не в силах сделать в одиночку


Самоуправление - это принцип организации жизнедеятельности коллектива обучающихся, означающий их права и обязанности анализировать состояние дел, вырабатывать и принимать решения, касающиеся разных сторон жизни, активно участвовать в их реализации.

Детский коллектив, существующий в современно общеобразовательной школе представляет, собой многоплановую систему, внутри которой дети могут быть членами объединений, разных по характеру и длительности существования.

Важную роль играет характер взаимоотношений, которые складываются между детьми в изменяющейся структуре постоянных и временных объединений, что проводит всех школьников через положение руководителей и исполнителей, формируя умения командовать товарищами и подчиняться товарищу, создавая развернутую сеть разнообразных связей, отношений.

Модель ученического самоуправления «Город друзей» действует в 1 «Б» классе ГУ Комплекса «Музыкальный колледж – музыкальная – школа – интернат для одарённых детей» первый год. Учащиеся сами решают, какое мероприятие им провести, думают, как выполнить намеченное, распределяют между собой задания, поручения и, помогая друг другу, добиваются успешного результата, анализируют свою и работу других детей.

Дети стараются проявить все свои способности, а классный руководитель стремится к тому, чтобы не было пассивных детей, и всем было работать и жить в классе интересно.

Цель:

создание единого сплоченного коллектива класса.

Задачи:

1.Изучение личности учащихся, их склонностей, интересов для создания соответствующих условий для социализации, саморазвития и самореализации.

2.Создание доброжелательной атмосферы в коллективе как условия нравственного развития учащихся.

3.Помощь в личностном развитии учащихся через коллективное творчество.

4.Обеспечить каждому ученику ситуацию успеха.

5.Развитие и поощрение ученической инициативы, повышение активности и ответственности учащихся и родителей.



Наш 1 «Б» класс


Название: Апельсин

Девиз: «Словно дольки апельсина, мы дружны и неделимы»









Организация школьной жизни:

Сами проводим спортивно-оздоровительные мероприятия, ведем здоровый образ жизни

Активная жизненная позиция

Максимум усилий для нового начинания

Организуем дежурство в классе и по школе

Участвуем в общешкольных благотворительных акциях

Представители класса входят в состав школьного совета самоуправления

Разрабатываем и реализуем социально-значимые проекты и дела

Активно участвуем в жизни школы, знаем свои права и обязанности

Взаимоотношения учитель-ученик, ученик-ученик на уровне сотрудничества

Лидер должен уметь не только руководить, но и подчиняться

Если трудно – советуемся со своими старшими товарищами, педагогами

Не только критикуем, но и предлагаем собственное решение

Ищем выход из любого положения

Если не удалось дело, нужно проанализировать ситуацию





Законы детского коллектива:


1.Закон самостоятельности:

 

Учимся цель достигать,

Трудностей не бояться.

Свою вину признавать,

От неудач не сгибаться!

 

2.Закон справедливости:

 

К правде душой стремиться,

Стараться по совести жить.

Истины не стыдиться,

Честью своей дорожить!

 

3.Закон отзывчивости:

 

Ждать, когда позовут, не станем,

Руку помощи сами протянем,

Другу на помощь успеем,

Жаром сердец согреем!

 

4.Закон добросовестности:

 

Относиться к работе внимательно,

В труде добросовестным быть!

Выполнять порученья старательно,

Все дела до конца доводить!

  

5.Закон успешности:

 

Каждый день достигать успеха,

Хотя это совсем не просто,

Неудачи нам не помеха-

Вверх идем по ступенькам роста.







Организация деятельности:


Органы ученического самоуправления избираются в начале учебного года, чтобы все учащиеся смогли входить в тот или иной совет.

Внутри советов сменность поручений превосходит один раз в четверть, тем самым каждому дается возможность попробовать себя в различных видах деятельности с разной степенью ответственности, побыть ведущим и ведомым, организатором и исполнителем.

В каждом классе на классном собрании избирается мэр и Совет Непосед. В состав Совета входят малые советы:

  • Непоседы Знатоки;

  • Непоседы Экологи;

  • Непоседы Затейники;

  • Непоседы Олимпийцы;

  • Непоседы Трудовики;

  • Непоседы Журналисты.

Мэр или Аким – человек, который знает всё, что происходит в классе-городе; это хороший руководитель, но он и сам умеет трудиться. В распоряжении мэра или Акима есть совет города (помощники). У ребят входящих в совет может узнать: кто и как учится, кто дежурит, у кого день рождения, готова ли заметка с новостями из класса.

Вместе с советом города аким составляет план работы города и отвечает за его выполнение.

Непоседы Знатоки - следят за успеваемостью, за выполнением домашнего задания, помогают «слабым», ведут учет опаздывающих.

Непоседы Экологи - следят за внешним видом, ведут календарь природы, ухаживают за цветами в кабинете, озеленяют пришкольную территорию.

Непоседы Затейники - помогают в организации внеклассных мероприятий, творческих дел, организуют помощь ветеранам и шефство над детьми из детского садика.

Непоседы Олимпийцы - помогают в организации спортивных и оздоровительных мероприятий, проводят физминутки, утреннюю зарядку, следят за посещаемостью, пропагандируют здоровый образ жизни.

Непоседы Трудовики - следят за сохранностью школьного имущества, организуют трудовые десанты, уборку пришкольного участка, следят за дежурством в классе.

Непоседы Журналисты - ведут учет посещаемости библиотеки, следят за состоянием учебников, готовят материал для классного уголка и школьной стенгазеты, организуют выставки рисунков.














А это - мы

Жители Непоседы

Памятка для учащихся:



Смелее вноси свои предложения.



Не бойся, что вносишь простые идеи, из банка идей отберём золотые.



Мысль толково излагай, если надо, повторяй.

Время не трать напрасно.



Чётко уяснишь – лучше сделаешь.



Не думай, что ты в чём-то лучше друзей, и нос зади­рать, задаваться не смей!



Доверие так понимать нужно: всё проверяется делом, заботой и дружбой.



Всякое дело результат красит. Не стыдно в деле оши­баться, стыдно не уметь и не желать исправиться.



Твори, ищи, фантазируй смелее – ищи пути выполне­ния решения.



Принял решение – выполняй! Поручил другому – дове­ряй! Доверяя, помогай!




Традиции нашего класса:






« Я – творческая личность»



Цели и задачи:

  1. Развивать в детях чувство красоты, умение видеть, чувствовать, понимать красоту и беречь её.

  2. Воспитывать умение отличать внешнюю красоту от внутренней, стремиться к гармонии внешнего и внутреннего.

  3. Средствами предметов художественно-эстетического цикла формировать нравственную, духовно-развитую личность, способную к самосовершенствованию, поиску смысла жизни, стремящуюся к правде, добру, красоте.


Конечный результат:

  1. учащийся умеет видеть, беречь и созидать красоту.

  2. Знаком с основными жанрами искусства.

  3. Владеет одним или несколькими жанрами искусства, в том числе и народного.

  4. Умеет сопереживать происходящее.


Формы проведения:

  • Уроки и кружки художественно-эстетического цикла:

Кукольный театр.

Школьный хор и вокальный ансамбль.

Ансамбль гитаристов.

Хореографическая группа.

Изостудия.

  • Библиотечные часы.

  • Детские выставки творческих работ.

  • Экскурсии по городу: районная библиотека, Дворец культуры им. Естая.

  • Посещение театров, музеев, выставок.

  • Участие в конкурсах

« Ученик года», « Минута славы».

Концертная деятельность:

  • «День учителя».

  • «Новогодняя сказка».

  • «Тебе, родная мамочка».

  • Отчетный концерт «Листая школьный календарь».


Благотворительная деятельность «Эстафета добра»:

  • Акция «Ветеран». Концерт «Споемте, друзья!»

  • Рождественские встречи с ветеранами «Пустите сказку на порог».

  • Акция «Вам, защитники Отечества!». Концерт «Солдатские звезды».

  • Благотворительная акция «Вахта памяти». Встречи с ветеранами.



« Я - здоровый ребенок»


Цели и задачи:

  1. Формировать у детей ценностное отношение к здоровому образу жизни.

  2. Воспитывать умение отличать внешнюю красоту от внутренней, стремиться к гармонии внешнего и внутреннего.

  3. Средствами предметов художественно-эстетического цикла формировать нравственную, духовно-развитую личность, способную к самосовершенствованию, поиску смысла жизни, стремящуюся к правде, добру, красоте.


Конечный результат:

  1. Учащийся умеет владеть своим телом, выполнят программу по физической культуре.

  2. Знаком с историей олимпийского движения, видами спорта.

  3. Владеет элементами одного или несколькими видами спортивных игр, в том числе и народных.

  4. Умеет вести в спортивной игре честную борьбу, сопереживать происходящее.

  5. Ведет здоровый образ жизни и пропагандирует его среди учащихся первых классов, воспитанников детского сада.


Формы проведения:


  • Анкетирование учащихся «Мой досуг», « Как ты оцениваешь своё здоровье» и т.д.

  • Уроки и кружки по физической культуре.

  • Клубные часы «Уроки здоровья» по теме «Я и моё здоровье», « Опасно –безопасно», « Уроки вежливости»

  • Спортивные соревнования:

« Веселые старты»

« Планета игр»

« Малые олимпийские игры»

Кросс.

  • Спортивные праздники:

«Поляна силачей».

«Эх, ты, удаль молодецкая!»

«Зимние забавы».

«Рыцарские турниры».

  • Туристические походы.

Школьное движение: «Мы выбираем здоровье »



«Я – гражданин Казахстана»


Цели и задачи:

  1. Формировать ценностное отношение к Родине. Воспитывать любовь к родному краю, уважение к защитникам Отечества.

  2. Знакомить детей с русской традиционной культурой.

  3. Привлекать к изучению мировой художественной культуры, уважению к истории и культуре других народов.


Конечный результат:

  1. Учащийся знаком с историей и культурой обрядами и традициями своей страны.

  2. Любит и хранит национальную культуру.

  3. Любит дом, семью, край, Отечество.


Формы проведения:

  • Анкетирование «Мы – Казахстанцы!».

  • Классные часы «Любить свой город - значит быть ему полезным»,

« Символы Республики Казахстан»

  • Благотворительная акция «Ветеран».

  • Клубные часы по теме « Мои права», « Уроки доброты».


  • Экскурсионная работа:

Городской музей боевой и трудовой славы.

  • Памятники, обелиски родного города, г.Павлодар.

  • Эссе, отзывы.

  • Выставка детского рисунка, фоторепортаж.


  • Благотворительные акции:

«Любить свой город - значит быть ему полезным».

«Вам, защитники Отечества».

«Вахта памяти»

  • Выставка детских творческих работ «Мой город».


  • Родительское собрание или творческая гостиная «Наш дом - Казахстан»

  • Выставка детских работ, фоторепортажи:

«Хроники военных лет».

«Письмо ветерану».

«Скажи солнцу «Да!»

  • Диагностика (анкеты, тесты, опросы).



« Я на пороге будущего»

Цели и задачи:

  1. Осознание учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружа­ющим миром.

  2. знакомить учащихся школы с интеллектуальными достижениями различных людей;

  3. создавать условия для становления, развития и совершенствова­ния интеллектуальных возможностей учащихся средствами вос­питательной работы;

  4. поощрять инициативу и стремление учащихся к интеллектуаль­ному самосовершенствованию;

  5. давать возможность учащимся проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за ее пределами;

  6. разъяснять учащимся необходимость разумного сочетания интел­лектуальной и физической и музыкальной деятельности для достижения гармонии в своем развитии.



Конечный результат:

  1. Учащийся имеет представление о ценности знания, о единстве знания и морали, что любое знание должно быть направлено на благо человека.

  2. Учащийся знаком с интеллектуальными достижения других людей.

  3. Имеет навыки исследовательской деятельности.

Формы проведения:

  • Анкетирование «Я - ученик», «Каков я в школе?»

  • Диагностика мотивации обученности.

  • Клубный час «Знание - сила?!»

  • Выставка справочной и энциклопедической литературы

  • «Все обо всем».

  • Экскурсионная работа:

Городская библиотека.

  • Эссе, отзывы, фоторепортажи.

  • Творческие встречи с интересными людьми (научные работники, творческие деятели и т. д.).

  • Олимпиады.

  • Клубная работа (интеллектуальные, дискуссионные, по интересам):

«Что несет человеку цивилизация?»

«Быть полезным людям»

  • Работа Методического объединения начальных классов

«Умники и умницы».

  • Научно-практическая конференция «Открытие»

(проектная деятельность).

  • Родительское собрание или творческая гостиная

«Легко ли нам учиться?» (подведение итогов работы по различным номинациям).

  • Выставка детских творческих работ, фоторепортаж.

  • Диагностика интеллектуального развития детей и социальной адаптации (анкеты, тесты, опросы, рисунки).



« Я познаю мир»

Цели и задачи:

  1. Формировать у детей экологическое сознание.

  2. Обращать значительное внимание на взаимодействие человека с окружающей средой.

  3. Формировать навыки систематических наблюдений за состоянием окружающей среды.

  4. Поиск и постановка вопросов:

  • «Человек – созидатель или завоеватель?»

  • «Судьба Земли – наша судьба?»

  • «Что такое мир вещей?»


Конечный результат:

  1. Учащийся осознаёт себя частью природы.

  2. Неравнодушен к красоте и уязвимости природы.

  3. Практически способен к природоохранительным действиям.


Формы проведения:

  • Анкетирование «Мой дом - Земля!»

  • Классный час «Любить свой город - значит быть ему полезным».

  • Экологические акции «Посадим дерево», « Синичкин день».

  • Клубные часы по теме « Уроки экологии», « Чувства, эмоции».


  • Экскурсионная работа:

Экскурсия по городу.

Посещение выставок, музеев.

  • Эссе, отзывы.

  • Выставка детского рисунка.


Практическая работа: школьный «Живой уголок».

  • Викторина или клубный час «Солнышко в ладошке» (комнатные растения).

  • Научно-практическая конференция «Цвети, Земля!» (проектная деятельность).

  • Выставка детских творческих работ «Очень умелые ручки».


  • Смотр-конкурс по номинациям:

«Самое доброе сердце».

«Золотые руки».

«Умелые руки» и т. д.


  • Родительское собрание или творческая встреча (подведение итогов работы по различным номинациям).

  • Выставка детских творческих работ, комнатных растений, фотоархив.

  • Диагностика экологического сознания (анкеты, тесты, опросы).




Достижения и результаты функционирования системы

Следует заметить, что в педагогической науке нет общепринятой точки зрения по поводу критериев и методов изучения результативности воспитательной системы класса. Главным критерием оценки результативности воспитательного процесса может выступить воспитанность учащихся, ее изменения из года в год. На мой взгляд, мерилом эффективности функционирования системы обязательно должны быть следующие критерии:

- уровень воспитанности учащихся;

- сформированность классного коллектива, межличностные отношения;

- сформированность норм и правил внутри коллектива, не противоречащих общечеловеческим ценностям;

- стремление к успешности.

Ожидаемые результаты работы по данной системе:

  • Повышение уровня воспитанности учащихся.

  • Определенных успехов необходимо достичь в деле сплочения коллектива: дети должны проявлять заботу друг о друге, поддерживать дружеские отношения с одноклассниками, самостоятельно организовывать проведение праздников, поздравлять друг друга с днем рождения.

За первый год обучения(1 этап) мне удалось выделить следующие критерии:

  • Ребята приобрели навыки уважительного отношения к людям;

  • Увеличился уровень познавательной активности: возросло количество участников олимпиад, конкурсов, акций. Класс имеет свое «лицо» в школе.

  • Возрос уровень самостоятельности: дети планируют КТД, выступают с интересными предложениями о проведении досуга, серьезно относятся к обязанностям в классе, анализируют свою работу, совместно решают проблемы.



























Мониторинг «Наши взаимоотношения в классе»


(Составлена на основе книги: Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М, 1988)




Уровень воспитанности (по пятибалльной системе):























2011-2012 учебный год (1 этап) 1и 2 полугодие

Советы родителям!

«Как приучить ребенка к самостоятельности»

  • Пусть ребенок начнет приготовление уроков с предмета, который ему легче дается. Не отвечайте ни на один вопрос, обращенный к вам, пока задание не доделано до конца, посмотрите, есть ли оплошности, предложите поискать их самому. Старайтесь избегать слова «ошибка». Не высмеивайте ошибки своих детей.

  • Таблицу умножения повесьте над кроватью и учите ребенка по ней умножать и делить сразу. Радуйтесь тому, что получается. Опережайте школу: выучите умножение «на два», потом «на четыре», «на восемь». Дойдут в школе до трех, учите, учите «на шесть» и «на девять».

  • Умножение на «5» учите по часам, по движению стрелки: и время научите узнавать, и таблицу усвоите. Всматривайтесь в каждый столбец. Учите ребенка находить особенности и закономерности.

  • Задачи по математике учите читать и представлять как происшествия. Их в задаче не более двух (если задача в два действия). Сначала рассуждайте про одно. Например, «привезли в магазин 2 ящика яблок по 5 кг. И еще 7 кг слив. Сколько всего килограммов фруктов привезли?» Первое происшествие - про яблоки. Узнаем, сколько всего килограммов яблок привезли. Затем примемся за другое происшествие. Узнаем про яблоки и сливы вместе.

  • О чтении. Один раз ребенок читает сам. Потом вы, скажем, готовите у плиты, а он пересказывает вам прочитанное. Если не точно пересказывает какое-то место, пусть читает ещё.

  • Обязательно читайте на ночь с ребенком книжки вслух, по очереди.

  • По языку обращайте внимание на выполнение упражнений полностью (ведь заданий может быть несколько). При трудностях выполните вслух все упражнение, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов. Не стойте за спиной, выйдите из комнаты.

  • Работу начинайте с работы над ошибками.

  • Окружающий мир выполняйте не только по книге. Выписывайте «Юный натуралист». Делайте интересные вырезки, подбирайте тексты.

  • Прочитайте в учебнике вопросы к уроку, пусть ребенок ответит на них, найдет в тексте, где про это написано.

  • Если не успели приучить к самостоятельности в первом классе, ваш шанс — второй. Делайте все, как в первом.









Как относится к отметкам ребенка.

  • Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться, чтобы быть в ваших глазах хорошим.

  • Сочувствуйте своему ребенку если он очень трудился, но результат его труда не высок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного труда.

  • Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе оценку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия.

  • Не учите своего ребенка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.

  • Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребенку оценки вслух.

  • Есть сомнения - идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации.

  • Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственных детей.

  • Поддерживайте ребенка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью.

Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Хорошее, как и плохое, запоминается ребенком надолго и его хочется повторить. Пусть ребенок получает хорошую отметку ради того, чтобы его отметили. Вскоре это станет привычкой. Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось вам подражать.


















«Хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу с удовольствием?»


  • Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.

  • Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения.

  • Вспомните, сколько раз вы сидели с ребенком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы замечали у ребенка неправильные приемы работы и показали ему правильные?

  • В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить ее, не обсуждая все подробности с ребенком.

  • Следите, чтобы ваш ребенок вовремя ложился спать. Невыспавшийся ребенок на уроке - грустное зрелище.

  • Пусть ваш ребенок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.

  • Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора.

  • Учите ребенка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребенок рассказывает вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.

• Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку приятно, если
его школа станет частью вашей жизни. В школе ваш ребенок может
столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не
потерять веры в себя.





















Формы работы, которые я, как классный руководитель использую в воспитательной работе.


Атака – операция, имеющая своей целью быстрое исправление тех замеченных в окружающей жизни недостатков, которые можно устранить силами коллектива воспитанников за короткий промежуток времени.

Десант – операция, проводимая силами воспитанников и воспитателей: выход или выезд для помощи другим коллективам и организациям в каком – либо жизненно важном деле.

Фабрика – ролевая игра, участники которой - воспитанники разного возраста– подражая организации настоящего производства, создают разнообразные изделия на пользу и радость своему коллективу, близким и далеким людям.

Вечер – познавательная игра – обозрение, своеобразная игровая сюита, в ходе которой участники обмениваются знаниями, впечатлениями, предложениями о сторонах жизни, учатся ставить вопросы, доказывать и опровергать. Вести коллективный поиск истины.

Город–массовая ролевая игра, удовлетворяющая и развивающая интерес воспитанников к деятельности людей различных профессий и приобретающая к романтике коллективной созидательной жизни.

Защита – познавательное дело – обозрение, во время которого, каждая группа (бригада) воспитанников демонстрирует подготовленный ею проект, воплощающий представления авторов об одной из сторон жизни, и отвечает на вопросы участников, стараясь как можно убедительней обосновать свои предложения.

Эстафета – коллективно – познавательное дело, в ходе которого, заранее подготовленные бригады выступают по очереди.

Викторина – познавательное дело – обозрение, в котором участвуют несколько команд, и каждая команда коллективно готовит ответы по выбранной теме или нескольким темам.

Турнир – познавательное дело – обозрение, проводится несколькими коллективами, каждый из которых по очереди организует творческое состязание (свой тур) между остальными участниками.

Журнал – познавательное дело- обозрение, представляет собой серию коротких выступлений (страничек) на различные темы окружающей жизни.

Кольцовка – массовая игра – обозрение, участники которой, составляющие несколько команд, поочередно (по кругу) выполняют задания на выбранную тему.

Концерт – игра – обозрение, участники которой (несколько команд), готовят \ за определенное время \ импровизированные коллективные выступления по общей программе.

Театр – ролевая игра, заключающая в подготовке и показе спектаклей для своего коллектива и окружающих людей.

Бой – ролевая игра местности, развивающая наблюдательность, сообразительность, ловкость, выдержку, заключающаяся в борьбе противоположных команд за место победителя.

День – дело – обозрение, в котором принимают участие несколько коллективов, посвящено определенной дате.

Праздник – форма КТД , представляющая собой систему мероприятий, объединенных общим событием.

Газета – практическое познавательное дело, содержащее сообщение об одном или нескольких важных событиях из жизни коллектива, ставящее в связи с этими событиями вопрос – задачу для общего размышления, призывающее к практическому решению жизненно важных задач.

Разведка – необходимая составная часть трудовых операций, проводится с детьми вместе с воспитателями, цель разведки – узнать, где и кому нужна помощь.

Смотр – коллективное организаторское дело, взаимный обмен опытом творческого общения.

Шоу – коллективное мероприятие познавательно – развлекательного характера, представляющая собой цепь последовательных концертных конкурсных номеров.

Субботник – трудовое дело, сочетающее в себе работу по наведению порядка в окружающей среде.

Воскресник – трудовое дело, основанное на добровольных началах и несущая пользу обществу.

Кружок – форма объединения группы лиц с общими интересами, работа которых общественно – полезную значимость и направлена на развитие индивидуальных качеств личности.

Клуб –общественная организация воспитательно – образовательного характера, добровольно объединяющая людей в целях общения, обмена опытом, для отдыха или развлечения.

Студия – школа, готовящая творчески развитую личность, дающая основу профессиональных знаний и умений с целью дальнейшего развития профессионального навыка.

Стол – форма коллективного обсуждения проблемного вопроса, когда каждый участник выражает свое личное мнение, высказывает свою точку зрения, в конце обсуждения определяется несколько различных точек зрения, зрители имеют право выбрать любую из них.

Служба – форма коллективного объединения людей, обладающая знаниями в определенной области, и способных оказывать необходимую помощь в экстремальных условиях.

Радио – форма передачи информации, предварительно собранной и обработанной группой воспитанников, путем использования СМИ.

БАЛ – большое танцевальное костюмированное представление развлекательно – познавательного характера.

Презентация – форма знакомства с чем – то новым, имеющим познавательную силу, путем демонстрации его перед аудиторией.

Кафе – форма организации развлекательных дел, сочетающих в себе весёлые конкурсы, викторины, танцы, чаепития, компенсирующая недостаток общения, сплачивающая коллектив и устанавливающая мажорный, доброжелательный стиль жизни.

Открытие – форма воспитательной работы, когда участники дают начало какой-либо деятельности, явлению или же открывают новую истину.

Маёвка – массовое выступление, в поддержку или в протест какого-либо общественно значимого события, в котором принимают участие люди определённой профессии.

Встреча – организованное дело, собрание, устраиваемое с целью познакомиться, побеседовать с кем - нибудь. Следствие – коллективное дело, направленное на выявление, расследование обстоятельств совершения поступков, противоречащего нравственным, моральным, этичным и т.д. нормам и правилам поведения. Суд – дело, на котором подводятся итоги следствия, делаются выводы, обобщения, определяется виновность или невиновность, степень и мера наказания или же оправдание обвиняемого. Дело – форма воспитательной работы, в ходе которой участники планируют, проводят и коллективно обсуждают какое – либо мероприятие.

Пиктограмма – форма изучения личности воспитанника, степень развития его нравственных, моральных, психических характеристик путём анализа рисунка детей, выполненных на ассоциации с определёнными понятиями.

Завод – форма организации трудового КТД, предполагающая создание завода, по выпуску какой – либо продукции, в которой в данный момент нуждается определенная группа людей.

Ринг – форма воспитательной работы, проводимая в виде состязания сторон, представленных группой участников или отдельными участниками от команд.

Передача – форма воспитательной работы, представляющая собой познавательное творческое дело, в ходе которого информация, предварительно собранная и обработанная, выдается аудитории в виде теле – радио передач.

Перекличка – познавательное дело, в ходе которого происходит обмен информацией между группами по типу эстафеты ( групп может быть 2 и более ).

Агитбригада – массовые мероприятия, имеющие целью агитацию широких масс общественности.

Соревнование – форма воспитательной работы, заключающаяся в состязании между участниками и способствующая выявлению и развитию интереса и творческих способностей воспитанника, расширение их знаний и кругозора, активизации познавательной и иной общественной деятельности.

Спартакиада – спортивное соревнование воспитанников, проводимое по нескольким видам спорта, способствующим созданию прочного интереса к систематическим занятиям спортом , воспитанию воли и целеустремленности, самообладанию, настойчивости, чувства дружбы и товарищества.

Операция – КТД, состоящее из нескольких этапов: разведка дела, его подготовка, проведение. Подведение итогов, развивающее самостоятельность, активность.

Летопись – коллективное познавательное дело, имеющее целью собрать самостоятельно материал об исследуемых явлениях в соответствии с эпохами его развития, в конце творческого исследования результаты отражаются в устном или письменном журнале.

Поиск – творческая, самостоятельная, научно – поисковая работа учащихся, представляющая собой работу групп поиска и последующую систематизацию собранного материала.

Разнобой – интеллектуальное состязание экспериментального характера.

Аукцион – коллективное дело, представляющее собой продажу или торг, при котором покупатели и учащиеся предлагают самые глубокие знания по какому – то конкретному вопросу. Аукцион проходит в виде ролевой игры.

Аттракцион – познавательно – развлекательная игра – обозрение в ходе которой участники представляют эффектные эстрадные или цирковые номера.

Декада – КПД, проводимое в 10-тидневный отрезок времени, посвященное какому – либо общественному событию.

Митинг – массовое собрание для обсуждения политических, общественных и других актуальных проблемных вопросов текущей жизни.

Карнавал – форма воспитательной работы развлекательного характера, сопровождаемое танцами, играми, маскарадом.

Конкурс – соревнование с целью выявить наилучших участников, наилучшие работы.

Лаборатория – форма воспитательной работы, представляющая собой экспериментальное исследование.

Демонстрация – массовое шествие для выражения общественно-политических настроений с целью воспитания политической культуры.

Конференция – собрание, совещание на котором выступают представители от групп учителей и учащихся с заранее подготовленной речью.

Календарь – форма воспитательной работы, представляющая собой заключительный этап коллективного дела, отражающая его результаты.

Бенефис – КТД в честь одного из участвующих в нём. С целью распространения его лучшего опыта, результатов исследования, которое он проводил и которое признано общественностью.

Манифестация – массовое выступление, уличное шествие, выражение солидарности или протеста какому-либо явлению.

Музей – форма оформления учащимися собранного материала, имеющего художественную, историческую, научную ценность.

Игра – исторически возникшая форма воспитательной работы, заключающаяся в воспроизведении в игровой форме окружающей жизни.

Экскурсия – форма воспитательной работы, заключающаяся в коллективной или индивидуальной поездке куда-нибудь, посвященная знакомству с чем или кем-либо.

Обозрение – представляет собой итог исследовательской работы в виде сжатого обозрения того, что объединено общей целью.

Вахта – исследование одного и того же явления или предмета периодически сменяющимися группами, каждая из которых углубляет и расширяет раннее найденный материал.

Поход – совместное движение групп в определенном направлении с определенной целью.

Анкета – собрание сведений путем получения ответов на определенные вопросы с целью изучения мнения воспитанников по какому – то вопросу.

Ликбез – сообщение воспитанникам самых необходимых, начальных сведений о чем –либо, с целью расширения их кругозора по данному вопросу.

Урок – учебного – воспитательный час, посвящённый определённой теме, вопросу, проблеме.

Школа – система учебно - воспитательных занятий, в ходе которых учащиеся овладевают знаниями.

Семинар – групповые практические занятия под руководством преподавателя, имеющие цель отработать полученные знания на практике.

Азбука – познавательное дело, заключающееся в раскрытии сущности определённых понятий одной темы в строгом алфавитном порядке.

Текст – задание стандартной формы, выполнение которого помогает воспитателю выявить наличие определённых умений и навыков, способностей или других характеристик воспитанников-интересов, эмоциональных реакций и т.д.

Утренник – одна из массовых форм воспитательной работы с дошкольниками и детьми младшего школьного возраста, состоящий из литературно – музыкальных монтажей, концертов, художественной самодеятельности, игр, танцев и т. д.

Фанты – познавательное творческое дело, участники которого выполняют шуточные задания назначаемое по жребию.

Цирк – воспитательная форма работы, представляющая собой зрелищные выступления участников – воспитанников: акробатов, гимнастов, клоунов, фокусников и др..

Лото – творческое игровое дело, представляющее собой выполнение различных заданий и сопровождающееся заполнением номеров фишками.

Ярмарка – развлекательно – познавательная игра – дело, представляющее собой большой торг с увеселениями и развлечениями.

Линейка – форма воспитательной работы, заключающаяся в сборе воспитанников ( участники выстроены шеренгами ) и посвященной какому – либо общественному событию.

Олимпиада – это познавательное (или спортивное ) состязание, соревнование между воспитанниками в области каких – либо знаний.

Выставка – ФВР, представляющая собой собрание каких – либо предметов, объединенных и расположенных для обозрения.

Неделя – творческо –познавательное дело, посвященное какому – то общественному мероприятию, пропаганда чего – либо, длящегося 7 дней.

Путешествие – познавательное, развлекательное дело, представляющее собой поездку или передвижение по каким – либо местам, станциям, странам, страницам, книгам и т. д. (очное или заочное).

Слёт – воспитательное массовое мероприятие, собрание, прибывших из разных мест членов какой – нибудь организации, других воспитательных коллективов.

Состязание – познавательное или спортивное мероприятие, заключающееся в соревновании знаний и спорта.

Сражение – ФВР, представляющая собой крупное столкновение команд, отрядов, « войск» и т.д. в области науки и спорта.

Старт – ВММ, являющееся торжественным началом какого – то крупного дела.

Час – позн.- развл. Дело, длящееся 60 минут, в котором принимают участие весь коллектив воспитанников.

Чемпионат – художественное дело, заключающееся в состязании между отдельными участниками на звание чемпиона в области науки, культуры и спорта.

Чествование – ФВР, массовое мероприятие, посвященное какому –либо юбилею или праздничному событию.

Агитбригада – небольшой профессиональный или самодеятельный коллектив воспитанников, в репертуар которого входят драматические, музыкальные и хореографические миниатюры, основанные на злободневном материале.

Шествие – массовое мероприятие, посвященное событию и заключающееся в торжественном прохождении, процессии.

Фестиваль – художественное массовое мероприятие, представляющее собой широкую праздничную встречу, сопровождающуюся смотром достижений каких – нибудь видов искусств.

Базар – КТД, проводимое в форме распродажи, где цена товару – шутки, песни, пляски.









Использованная литература:

1.Азаров Ю.П. Семейная педагогика М., 1993.

2.Белкин А.С. Знаете ли вы своего ребёнка. М., 1986.

3.Буянов М.И. Ребенку нужна родительская любовь. - М.: Знание, 1984.

4. 1.Дереклеева Н.И. Родительские собрания в 1-11 классах. –М.:Вербум-М, 2001

5.Диалоги о воспитании. М.: Просвещение, 1985.

6.Конвенция о правах ребёнка.

7.Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника. – М.: Просвещение 1986.

8. Педагогика здоровья. - М.: Педагогика, 1990.

9.Справочник классного руководителя (1-4 классы)/ Под ред.И.С. Артюховой.- М.: ВАКО, 2005.


53



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!