СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская программа театральной студии "Дуhалхан"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Авторская программа театральной студии "Дуhалхан"»

Авторская программа театральной студии «Дуhалхан»

Введение

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

Новизна программы заключается в том, что работа над ним осуществляется через взаимодействие с педагогами дополнительного образования (ДШИ), со специалистами сельского дома культуры, кукольным театром «Үльгэр».


Пояснительная записка

Как классный руководитель и учитель начальных классов, я выбрала себе прекрасного помощника в воспитательном процессе. Помощник этот – театральное искусство. Физиологи и психологи сегодня утверждают и доказывают с помощью опытов: нам всем необходимы самые разнообразные ощущения, эмоции. Уж так создан человек природой и своей социальной историей – он должен постоянно познавать новое, думать, волноваться, развиваться, идти вперед.

Ребенку эмоциональная нагрузка, которую дают выступления на сцене, — благо. Он волей – неволей задумывается о вопросах добра и зла, о взаимоотношениях между людьми, об ответственности, о прекрасном и т. д. Я думаю, участие в коллективном творческом деле, имеющем результат, раскроет способности и возможности человека в обществе. Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, — все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и литературе.

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что, занимаясь в театральном кружке, дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене, приобретают навыки критически оценивать как литературные произведения в целом, так отдельных литературных героев. Кроме того, участие учеников в работе кружка способствует развитию речи, образного и вербального мышления, расширению кругозора.

Программа «Дуhалхан» призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно — эстетические чувства, поскольку именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность. Сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Замкнутому ребенку он помогает раскрыться, а расторможенному – научиться координировать свои действия, сострадать и любить. На основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.

Предлагаемая программа соответствует:

  • Современным целям общего образования

  • Основным положениям Концепции модернизации российского образования

  • Перспективным целям начального образования в школе

Программа рассчитана на четыре года занятий в начальной школе с расчетом один час в неделю (136 часов). В основе занятий театром лежит игра, поскольку занимает значительное место в постижении мира. В процессе игры дети совместно с учителем моделируют вымышленные и реальные ситуации, которые будят воображение и развивают стремление к творчеству.

Основные виды деятельности, которые используются при работе с учащимися, являются:

  • Театральная игра;

  • Ритмопластика;

  • Культура и техника речи;

  • Основы театральной культуры.

Раздел «Театральная игра» предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

Раздел «Ритмопластика» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.

Раздел «Культура и техника речи» объединяет игры и упражнения , направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Раздел «Основы театральной культуры» детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

Цель программы:

гармоничное развитие личности ребенка средствами эстетического образования; развитие его художественно – творческих умений; нравственное становление.

Задачи программы:

  • раскрыть индивидуальные способности личности ребенка;

  • развивать и совершенствовать творческие способности детей, их речевую и сценическую культуру, внимание, фантазию, память, воображение, наблюдательность, находчивость, быстроту реакции, инициативность и выдержку;

  • развивать способность создавать образы с помощью жеста и мимики;

  • научить пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния;

  • познакомить с театральной терминологией, видами театрального искусства;  воспитывать культуру поведения в театре;

  • способствовать формированию базовых личностных качеств: самостоятельность, уверенность, толерантность;

  • помочь детям овладеть навыками общения и коллективного творчества;

  • развивать индивидуальность и коммуникативные способности ребенка;

  • формировать общественную активность личности, культуру общения и поведения в социуме.

Планируемые результаты.

После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:

"Личностные результаты":

- проявлять ценностное отношение к театру как виду искусства;

- проявлять понимание чувства прекрасного, эстетические чувства, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им;

- развивать самостоятельность и личную ответственность;

- целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;

- проявлять способность к решению моральных дилемм, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- проявлять осознанные эстетические предпочтения, ориентацию на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

"Предметные результаты":

Литературное чтение:

- читать по ролям литературное произведение;

- овладеют элементарными приемами интерпретации текста (информации);

- ориентироваться в специфике текста пьесы и использовать полученную информацию в практической деятельности;

- систематизировать подобранные информационные материалы при подготовке собственных работ;

- составлять письменные отзывы

ИЗО и технология:

-использовать выразительные средства изобразительного искусства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

- решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действий в процессе создания костюмов и декораций;

- прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной и декоративно-художественной задачей.

Внеурочная деятельность:

- различать театральные профессии и термины театральной деятельности;

- средствами художественной выразительности передавать характер героя произведения,инсценировать фрагменты произведения;

"Метапредметные результаты":

Познавательные

- ориентироваться в своей системе знаний;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

- ставить, формулировать проблему и планировать действия выхода из проблемной ситуации;

- анализировать процесс деятельности и ее продукт, выбирая для этого основания и критерии.

Регулятивные

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;

- корректировать – вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия;

Коммуникативные

- развивать навыки сотрудничества при работе в группе;

- целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;

- совершенствовать речевое оформление;

- вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного / прочитанного произведения;

-работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;

- развивать навык коллективной деятельности при планировании этапов работы и рефлексии;

- осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Информационные

- искать информацию в соответствующих возрасту базах данных, системах поиска;

- пользоваться доступными приемами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет;

- соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении;

- готовить и проводить презентацию перед аудиторией.

Материально-техническое оснащение:

1. Музыкальный зал, оснащённый аудиовизуальным и музыкальным оборудованием;

2. Кабинеты начальных классов, оснащённые мультимедийным оборудованием, оргтехникой и дидактическими материалами;

3. Программно-методическое обеспечение, отвечающее целям и задачам эстетического развития детей начальной школы.

Учебно-методическое обеспечение:

1. Организация предметно-развивающей среды, связанной с театрализацией воспитательно - образовательного процесса;

2. Картотека дидактических игр по теме «Театр»;

3. Подборка художественной литературы для театрализованных представлений;

4. Подборка литературы познавательного характера;

5. Картотека аудио-записей, видео фильмов;

6. Конспекты театрализованных представлений;

6.Сценарии досугов и развлечений театрализованного характера;

7.Консультационный материал для педагогов;

8. Консультационный материал для родителей.

Ожидаемые результаты

ЗНАЕТ:

     Что такое театр?

      Чем отличается театр от других видов искусств?

     С чего зародился театр?

      Какие виды театров существуют?

     Кто создаёт театральные полотна (спектакли)?

ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ:

     Об элементарных технических средствах сцены.

     Об оформлении сцены

      О нормах поведения на сцене и в зрительном зале

УМЕЕТ:

     Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене

     Образно мыслить

      Концентрировать внимание

     Ощущать себя в сценическом пространстве

ПРЕОБРЕТАЕТ НАВЫКИ:

      Общения с партнером (одноклассниками)

     Элементарного актёрского мастерства

     Образного восприятия окружающего мира

      Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители

      Коллективного творчества

А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.

Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.


Тематическое планирование

Планирование занятий театральной студии «Дуhалхан» 1-2 класс

1 час в неделю — 34 часа

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Корректировка

1

Здравствуй, театр! Знакомство с понятием театр. Беседа о театральном искусстве. Игры: «Визитная карточка», «Снежный ком». Ознакомление с правилами техники безопасности. Ритмопластика. Ходьба: бодрая, маршеобразная, спокойная; умение пройти под музыку

1



2

Попробуем измениться

Познакомить детей с понятиями «мимика», «жест». Упражнять детей в изображении героев с помощью мимики и жестов.

Ритмопластика. Простукивание ритмического рисунка посредством игры.

2



3

Пантомимические загадки и упражнения. Ритмопластика. Отработка техники бега в такт музыке.

2



4.

Давайте поиграем

Учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость. Развивать фантазию при построении диалогов к сказке. Активизировать использование в речи мимики и жестов.

Игра «Театральная разминка». Ритмопластика. Танцевальный шаг (с носка на пятку)

2



5

Конкурс на лучшую импровизацию к сказке «Репка». Ритмопластика. Маршировка танцевальным шагом.

1


В переводе на бурятский язык

6

Игровой урок

Развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса. Активизировать словарь детей.

Игры на выразительность жестов, мимики, голоса. Ритмопластика. Игры-упражнения, основанные на прыжках.

1



7

Одну простую сказку хотим мы показать

Способствовать объединению детей в совместной деятельности.

Учить средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажа сказки.

Пантомимическая игра. Ритмопластика. Работа стопы и коленного сустава.

2



8

9

Постучимся в теремок

Активизировать внимание детей при знакомстве с новой сказкой. Совершенствовать выразительность движений, развивать фантазию.

Игра-загадка «Узнай, кто это?» Ритмопластика. Упражнения на вырабатывание силы ноги, закрепление мышц пресса.

Характеризуем героев сказки.

Развивать умение детей охарактеризовывать героев сказки. Совершенствовать интонационную выразительность.

Характеристика персонажей сказки. Ритмопластика. Упражнения на вырабатывание силы ноги, закрепление мышц пресса.

2

2



10

Интонационные упражнения. Ритмопластика.

Отрабатывать умения растяжки.

2



11

Творческий пересказ сказки

Развивать умение последовательно и выразительно пересказывать сказку.

Ритмопластика. Махи ноги вперед поочередно на 45градусов -90 градусов. Упражнение лежа.

2



12

Упражнения-этюды, отражающие образы персонажей сказки и предметов. Ритмопластика.

Растяжка ног (вперед, в сторону)

2



13

Узнай героя

Учить узнавать героя по характерным признакам. Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки.

Игра «Угадай героя». Ритмопластика. Упражнения на полу (шпагат)

1



14

Учимся говорить по-разному

Развивать интонационный строй речи у детей.

Упражнять детей в проговаривании фраз с различной интонацией.

Упражнения, игры на отработку интонационной выразительности. Ритмопластика. Танцевальная композиция с обыгрыванием текста песни.

1



15

Учимся четко говорить

Отработать дикцию проговариванием скороговорок, развивать ее.

Погружение в сказочную ситуацию. Ритмопластика. Танцевальные композиции, построение на шаге польки с сочетанием шагов-подскоков.

1



16

Играем в рифмы

Развивать у детей дикцию. Упражнять в придумывании рифмы к словам.

Дидактическая игра «Придумай рифму». Ритмопластика. Танцевальные композиции, построение на шаге польки с сочетанием шагов-подскоков.

1



17

Рассказываем про любимые игры и сказки

Учить связно и логично передавать мысли.

Совершенствовать средства выразительности в передаче образа. Рассказы детей по ассоциациям. Ритмопластика. Танцевальная композиция.

1



18

Работа над постановкой музыкальной сказки «Табан нүхэд» Ритмопластика. Танцевальная композиция.

7



19

Итоговое занятие. Постановка сказки «Табан нүхэд»

1



Тематическое планирование

Планирование занятий театральной студии «Дуhалхан» 3-4 класс

1 час в неделю — 34 часа

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Корректировка

1

Основы театральной культуры. Рассказ о театре и видах театрального искусства. Инструктаж по технике безопасности. Ритмопластика. Упражнения на вырабатывание силы ноги.

1



2

Великая сила Слова. Работа над техникой речи. Проговаривание народных потешек, поговорок. Интонационная отработка. Ритмопластика. Наклоны корпуса к ногам (ноги вместе, прямо, ноги широко в сторону

1


Знакомство с бурятскими поговорками, пословицами

3

Театральная игра. Знакомство с русскими народными играми со словами. Разучивание сказки-игры «Репка». Учить правильно двигаться и говорить текст. Ритмопластика. Упражнения на вырабатывание силы ноги, закрепление мышц пресса. ,

1



4

Мы актёры. Работа над спектаклем «Тэнэг жаахан хулганаан». Прослушивание и прочтение сказки «Тэнэг жаахан хулганаан», работа над дикцией. Ритмопластика. Танцевальный шаг.

1



5

Мы актёры. Работа над спектаклем «Тэнэг жаахан хулганаан». Ритмопластика. Разучивание танцевальных этюдов.

6



6.

Премьера спектакля «Тэнэг жаахан хулганаан» для учащихся начальной школы на празднике Осени.

1



7

Основы театральной культуры. Правила поведения в театре. Места в театре. Ритмопластика. Работа стопы и коленного сустава

1



8

Культура и техника речи. Общение. Говорить и слушать. Дети рассказывают любимые стихи и сказки. Формировать чёткую и грамотную речь. Ритмопластика. Упражнения на вырабатывание силы ноги, закрепление мышц пресса

2



9

Речевой этикет в различных ситуациях. Проигрывание мини-сценок.

1



10

Театральная игра. Импровизация игры-драматизации по сказке «Миисгэйн гэр» С. Маршака. Создание образов героев сказки. Ритмопластика. Упражнения на вырабатывание детьми правильной

1




постановки ноги, отрабатывать подъем ноги на 45 градусов.




11

Мы актёры. Работа над спектаклем «Миисгэйн гэр». Ритмопластика. Разучивание танцевальных этюдов героев сказки.




ЛИТЕРАТУРА:

  1. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в детском саду»/ дошкольное воспитание и обучение, приложение к журналу «Воспитание школьников». Выпуск 12 – Москва, «Школьная пресса», 2000.

  2. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. «Театрализованные игры в школе»/ «Воспитание школьников» библиотека журнала. Выпуск 14 – М.: Школьная пресса, 2000.

  3. Стрельцова Л.Е. «Литература и фантазия». – М.: АРКТИ, 1997

  4. «Зайцы – моя слабость» - пьеса для школьного театра/ Газета «Начальная школа». № 27/2000

  5. Игры, обучение, тренинг./Под ред. Петрушинского. – М.: Новая школа,1993

  6. Побединская Л.А. «Жили-были сказки» - М.: Сфера, 2001