Введение
В законе «Об образовании» понятие национально-регионального компонента не определено. С одной стороны, необходимо сохранять и укреплять единое образовательное пространство РФ; с другой -реализовывать права каждой нации на развитие национальной культуры и национального образования. Мировой опыт показывает, что это неизбежно. Поэтому говорят о двух компонентах содержания образования: федеральном и региональном.
Федеральный компонент содержания образования - это то, что позволяет нам войти в мировую экономическую систему; то, что делает наше образование не ниже мирового уровня; то, что обеспечивает единство образовательного пространства на всей территории РФ и интеграцию личности в систему мировой культуры.
Национально-региональный компонент содержания образования отражает потребности и интересы в области образования конкретного региона, в частности, Республики Татарстан. Эта та часть образования, в которой отражено национальное и региональное своеобразие: природно-географическое, социально-экономическое, политико-правовое, историко-культурное.
Национально-региональный компонент содержания образования предполагает расширение знаний о материальных, сырьевых и трудовых ресурсах региона, о потребностях в кадрах тех или иных специальностей, о современном состоянии хозяйства республики, города, района, их специализации, перспективах развития. Учащиеся должны знать, какая продукция производится в регионе, в каком ассортименте, какого качества, что будет способствовать формированию ориентации в трудовой деятельности. Кому-то - в аспекте аграрной реформы, кому-то - добычи нефти.
Регионализация математического образования в средней школе предполагает включение регионального материала в содержание задач, освещение развития науки и техники в РТ, научных открытий, рассказы об ученых, как отечественной и национальной гордости.
Объем и глубина учебного материала, обусловленного региональными особенностями, зависят от возможностей учебного плана, творческого подхода преподавателя, индивидуальных особенностей развития интересов учащихся.
Реализация национально-регионального компонента школьных программ потребует от учителей математики определенных знаний в различных областях (автомобилестроения и самолетостроения, производства полимерных материалов) и умений введения этих знаний в процесс обучения школьников. Нужны учебные пособия, справочники и другие информационные материалы.
Задачи, предлагаемые Вашему вниманию в данном сборнике, носят практическую направленность, затрагивают финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие сферы. Задачи способствуют расширению кругозора и воспитанию любви к своей Родине, городу в котором живешь, знакомят с национальными особенностями, культурой, историей татарского народа. Ведь любить – это прежде всего знать и помнить откуда ты родом
В 2005 году Казань отметила свое тысячелетие. Богатое прошлое города связано с древней цивилизацией казанских татар и их прямых предков - волжских булгар. Город, лежащий на границе Европы и Азии, был и остается связующим звеном между Западом и Востоком и хранит традиции двух великих культур. Казань с ее впечатляющим Кремлем, мечетями, церквами и богатыми музеями, является уникальной достопримечательностью туристических маршрутов по Волге и входит в список городов всемирного наследия, отмечена дипломами и медалью ЮНЕСКО. Это город театров, музеев, город музыки, международных фестивалей, богатейших библиотек, новейших технологий, деловых партнерских отношений и богатого научного потенциала.
При составлении задач использовались различные издания – книги, журналы «Казань», информация с официальных сайтов с Интернета, официальный реестр археологических памятников расположенных на территории Казанского Кремля и РТ, консультации археологов (зав.отделом Национального Музея РТ, доктор исторических наук Руденко К.Э; ведущий.специалист Главного Управления Госконтроля охраны памятников Министерства Культуры РТ, кандидат исторических наук Чижевский А.А.).
Тексты этих задач и иллюстрации, чертежи к ним нигде не опубликованы и поэтому в своем роде уникальны. Они могут быть использованы как дидактический материал, особенно, когда речь идет о реализации национально-регионального компонента образования. Это будет
способствовать тому, что выпускник будет достойным представителем
региона с углубленными знаниями, предусмотренными федеральным
компонентом. И это будет способствовать экономическому подъему РТ,
решению социальных задач, и в конечном итоге, возрождению России.
По материалам сборника была разработана компьютерная программа-презентация «Башни Казанского Кремля».
Сборник задач постоянно корректируется и дополняется задачами , составленными подрастающим поколением учеников . В 2013 году в Казани прошли Всемирная Студенческая Универсиада, а в 2018 году – Чемпионат Мира по Футболу, подготовка к которым несомненно нашла отражение в текстах задач.
Данная разработка была удостоена Диплома Победителя Всероссийского педагогического конкурса «Прояви себя» в 2016.