СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа надомного обучения включает в себя разделы обучения детей, имеющих нарушения слуха с лёгкой, средней и тяжёлой умственной отсталостью
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья «Казанская (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат имени
Е.Г. Ласточкиной»
Утверждаю Согласовано Рассмотрено на
директор школы зам. директора по УВР заседании МО
____________ Л.С. Амирова ______________ В.А. Хуснетдинова протокол от
Рабочая программа
учителя надомного обучения
1 класс
Яруллиной Асии Вячеславовны
Индивидуальные сведения о ребёнке ФИО ребенка: _Тумакаева Камила_Аделевна___________________ Возраст ребенка : 04.08.2002 Место жительства: г.Казань ул. Минская 26а, кв.39 Мать: Тамакаева Зухра Наилевна___________________ Отец: _Тумакаев Адель_Равхатович_________________ Год обучения 1 Ступень обучения: начальная Группа (особые потребности): Психолого-педагогическая характеристика Ученица обучается индивидуально на дому . Семья полная, состоит из 4-х человек, проживает в 2-х-комнатной благоустроенной квартире. Мама- Тумакаева Зухра Наилевна, работает в лицее N78 учителем. Отец – .Тумакаев Адель Равхатович работает ЭВС-color зам нач. по производству. .Младшая сестрёнка, очень развитая девочка, без отклонений, ходит в обычный детский сад. .Родители заботливо относятся к детям, заинтересованы в успешном развитии детей. В заботе о Камиле очень помогает бабушка. По заключению ПМПК у учащейся болезнь ЭДВАРДСА. Врождённая хромосомная патология 18 подхромосомы. ФНП. ДХЛЖ. Грубое нарушение поведения – расторможена, гиперактивна, контакт затруднен; несформированность языковых и речевых средств тяжелой степени. Ей рекомендовано индивидуальное обучение на дому по специальной индивидуальной программе развития (СИПР), разрабатываемой на основе адаптированной основной общеобразовательной программы и нацеленной на образование детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР с учетом их индивидуальных образовательных потребностей. Камилла обучается с сентября 2016. Состояние слуха соответствует III степени тугоухости. Слуховой аппарат не носит вследствие раздражающего фактора. Дактильной и жестовой речью не пользуется. Дыхание и голос очень слабые, речь отсутствует. Есть отклонения психической и эмоциональной сферы, часто бывает импульсивна в своих поступках. Часто агрессия наступает вследствие соматической ослабленности, переутомления, пресыщения тем или иным видом работ. Девочка тяжело переносит соматические заболевания, иммунитет снижен, родные оберегают ребенка, своевременно купируют первые признаки простуды. Высокая температура у ребенка может спровоцировать эпилептический приступ, который протекает крайне тяжело. У Камилы обильное постоянное слюнотечение и выделения из носа, которые ничем не купируются ,часто болит живот из-за гормональных нарушений и проблем с моторикой кишечника, вследствие чего девочка часто, долго и громко кричит. Ученица испытывает потребность в сенсорных ощущениях: ощупывает разные по фактуре поверхности, стремится к получению ощущений от соприкосновения с разными по вязкости материалами. Любит наблюдать, как течет вода из крана, в унитазе, как сыпется песок. Наблюдается гиперсензитивность на громкие резкие звуки, крик (закрывает глаза, прикрывает уши руками). При знакомстве с новым человеком, трогает волосы. Девочка не откликается на свое имя, не отождествляет себя с собственным именем. Самостоятельная речь отсутствует. Понимание обращённой речи очень ограниченное (ситуативное). Не выполняет простые речевые инструкции, в том числе сопровождаемые естественными жестами. Камила самостоятельно передвигается по дому, на улице и на неровных поверхностях с помощью взрослых и коляски. Простые бытовые требования родных и учителя не выполняет, нуждается в постоянном присмотре Навыки самообслуживания не сформированы :не держит ложку, не пьет из кружки самостоятельно, одевается и раздевается только с помощью взрослого. В туалет не ходит самостоятельно, круглосуточно в памперсах Ребенок нуждается в постоянном присмотре и всех видах помощи.. Самостоятельно игрушками не играет: разбрасывает их, рвет бумагу, книги, ломает цветные карандаши. Пробует на вкус обувь, вследствие чего страдают зубы. Особенно любит свои сандалики и очень ревностно к ним относится. Мама вынуждена прятать в недоступное место обувь и учебные принадлежности немедленно, сразу после занятий. С детьми ученица не играет, не замечает их на игровой площадке. Круг общения ограничен (родные и учитель). Учебная мотивация не сформирована: занятия с учителем девочка воспринимает, как смену обстановки.. Стереотипность поведения-одна из основных проблем, с которой приходится сталкиваться при обучении. .Все свои отношения девочка стремиться строить через взрослых, близких ей людей: бабушку,папу,маму,учителя. При этом ждет, встречает у двери учителя. На занятии затрудняется удерживать правильную позу, поджимает под себя ноги, отодвигается от стола, садится на пол.. Быстро утомляется, вскакивает с места, нуждается в частой смене деятельности. Учителя слушает, но не всегда выполняет инструкции учителя, не умеет выполнять действия по подражанию и образцу. Не группирует предметы по цвету, форме, величине. Трудность представляет выполнение графических работ карандашом (неправильное удержание инструмента, не умеет проводить линии в заданном направлении – беспорядочно чертит, с силой нажимая на карандаш, не может соединить точки, не обводит силуэт предмета по шаблону). Девочка одинаково неловко работает как правой, так и левой рукой. Приоритетные образовательные предметы: 1. Русский язык и речевая практика 3. Человек и общество 4.Окружающий природный и социальный мир 5.Физическая культура(адаптивная) 6.Предметно-практические действия
Расписание индивидуальных занятий.
Содержание образования.
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся, имеющих нарушения слуха с умеренной, умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности ребенка к овладению содержанием СИПР и включает следующие задачи:
Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учетом особых образовательных потребностей обучающихся. Решение поставленных задач происходит, как на групповых. индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана. Пояснительная записка Рабочая программа по организации учебного процесса в 1 классе составлена на основе: ФГОС от 19.12.2014 приказ №1599, адаптированной основной общеобразовательной программы, 4.1, нацеленной на образование детей, имеющих нарушения слуха с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР с учётом их индивидуальных образовательных потребностей . Программа включает следующие разделы:
Обоснование выбора данной программы Данная учебная программа составлена для обучающегося, имеющих нарушения слуха с умственной отсталостью в умеренной степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР),.)направлена на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни. Целью реализации такой программы является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для каждого обучающегося пределах. Данная учебная программа позволяет рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения больного ребенка с учетом его актуального и ближайшего развития, соответствующий его состоянию здоровья, а также адаптировать учебную нагрузку к его индивидуальным возможностям. Программа учитывает личностно-ориентированную направленность обучения, организованного в соответствии с учебным планом. Для данного ребенка материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям, годам обучения и т.д. Поэтому занятия планируются педагогом с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений. По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей ученика, темп прохождения материала замедляется или увеличивается. Этим обоснован выбор данной образовательной программы соответствующей содержанию, предлагаемому для изучения детьми с выраженной умственной отсталостью. Основные цели и задачи коррекционного обучения: 1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков. 2.Развитие творческих умений и чувств на основе доступных видов деятельности. 3.Формирование представлений о себе как «я», значимой и 4.Формирование коммуникативных умений и социальных 5.Формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих жизнедеятельность; 6.Бытовая ориентация и социальная адаптация - как итог всей работы. Формы организации учебного процесса: Принцип построения уроков–занятий – коммуникативный, основанный на предметно-практической деятельности. Организация и проведение уроков по предметам строится таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Уроки-занятия включают в себя практические упражнения. Последовательность использования упражнений:
Виды деятельности учащегося на уроке: - наблюдение; - упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные, аудиально-визуальные (слушание, показ), ритмические; - игры-имитации, жестово-образные игры; - рисование и дорисовывание, раскрашивание, штриховка; - предметно-практическая деятельность: конструирование, лепка, аппликация, резание; - обводка, письмо цифр, письмо элементов букв и букв. Сроки освоения образовательной программы определяются индивидуальными возможностями конкретного ребенка. Ожидаемые результаты освоения программы: Специальный образовательный стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, («академический» и формирование жизненной компетенции), задает структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности. Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается в его традиционном виде. Ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовывать их в условиях семьи и гражданского общества.
Предметы | Количество часов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Русский язык и речевая практика | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Человек и общество | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Окружающий социальный мир | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Математика | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Окружающий природный мир Изобразительная деятельность Предметно-практические действия | 1 1 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Максимальное количество часов в неделю | 8 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |
Предмет | Класс | Количество часов за год | Количество часов в неделю | Автор учебника |
Окружающий социальный мир | 1 | 32 | 1 | С. Р. Кудрина. |
Пояснительная записка:
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития глухие и слабослышащие дети с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества. Цель обучения – формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде. Основными задачами программы «Окружающий социальный мир» являются: знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения), формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними). Программа представлена следующими разделами: «Квартира, дом, двор», «Одежда», «Продукты питания», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город, страна», «Транспорт». В процессе обучения по программе у ребенка формируются представления о родном городе, в котором он проживает. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе.
Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для формирования умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная целенаправленная последовательная работа специалистов и родителей. Важно сформировать у ребенка типовые модели поведения в различных ситуациях: поездки в общественном транспорте, поведения в магазине, поведение в опасной ситуации и др. Специфика работы по программе «Окружающий социальный мир» заключается в том, что занятия проводятся не только в классе, но и в местах общего пользования (парк, магазин и т.д.) Ребенок выходит в город (поселок), знакомится с различными организациями, предоставляющими услуги населению, наблюдает за деятельностью окружающих людей, учится вести себя согласно общепринятым нормам поведения. В учебном плане предмет представлен с 1 по 6 год обучения. Кроме того, в рамках коррекционно-развивающих занятий также возможно использование программного материала данного предмета с обучающимися, которые нуждаются в дополнительной индивидуальной работе. Для реализации программы материально-техническое обеспечение предмета включает: натуральные объекты, муляжи, макеты, предметные и сюжетные картинки, пиктограммы с изображением объектов (в школе, во дворе, в городе), действий, правил поведения и т.д. Кроме того, используются аудио и видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах и т.д.; рабочие тетради с различными объектами окружающего социального мира для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных социальных представлений. По возможности, используются технические и транспортные средства.
I четверть(9 ) Окружающий социальный мир 1 класс.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Кален. сроки | Знания и умения | оборудование | Практическая часть | коррекция |
| | | | | | | |
1,2,3 | 1 сентября Учебное место | 3 | | Понятие: я ученик | иллюстрации | Просмотр картинок при рассказе | Моторики руки |
4,5 | Школа, класс | 2 | | Ответственность за учебу | иллюстрации | Оформление учебных принадлежностей | Мышления |
6,7,8,9 | Учебные принадлежности | 4 | | Использование во время урока | Учебные принадлежности | Правила использования | Ориентировка в пространстве |
, II четверть (7 ) Окружающий социальный мир 1 класс
1,2 | Квартира,дом | 2 | | Ориентация в помещении своего дома | фото | Показывать: окно, потолок, дверь | Памяти, образного восприятия |
3,4 | Помещения квартиры | 2 | | Представление о помещениях квартиры | картинки | Уметь различать и показвать прихожую,комнату, кухню, туалет | Мышления внимания |
5,6 | Предметы мебели | 2 | | Представление об убранстве дома ,предметах мебели | Игровой набор мебели | Находить и показывать: стол, стул,шкаф,диван | Классификация |
7 | Предметы посуды | 1 | | Представление о предметах посуды для сервировки стола | Набор детской посуды | Различать и показывать: ложку вилку,чашку,чайник | Классификация |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
III четверть. (8). Окружающий социальный мир 1 класс
1,2 | Электроприборы | 2 | | Представление об электроприборах |
|
| Коррекция кругозора | |||||
3,4,5 | Электронные устройства | 3 |
|
| Иллюстрация телефона, компьютера | Показ | кругозора | |||||
6,7,8 | Предметы и материалы, изготовленные человеком | 3 | | Представление о бумаге,стекле, металле, ткани и др ,об основных свойствах материалов и изготовленных из них предметов: стекло, керамика – хрупкие; бумага – рвется.
| иллюстрация | Беседа | Внимания, мышления |
IV четверть (7 ) Окружающий социальный мир 1 класс.
1,2,3,4 | Город | 4 | | Представление об улицах, на которых расположена школа, дом. Ориентация в городе | | Иллюстрация | Узнавание своей улиицы, дома | Ориентации в пространстве |
| | | |
| | | | |
5,6,7 | Транспорт | 3 | . | Представление о наземном транспорте, об общественном транспорте. Представление о профессиях людей, работающих на транспорте.. Соблюдение правил пользования общественным транспортом. Представление о специальном транспорте (скорая помощь, пожарная машина | | Иллюстрация | Различение видов транспортаю Иллюстрация | Классифи- кации |
А.А Иванов. Правила дорожного движения.
Календарно тематическое планирование учителя надомного обучения.
План составлен на основе программы
Специальных(коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида
1-4 подготовительные классы, под редакцией В.В. Воронковой
Издательство «Просвещение», Москва 2009г.
Предмет | Класс | Количество часов за год | Количество часов в неделю | Автор учебника |
АДАПТИВНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА | 1 | 32 | 1 | Воронкова В.В. |
Пояснительная записка.
Одним из важнейших направлений работы с глухим и слабослышащим ребенком, имеющим умеренную, тяжелую, глубокую умственную отсталость, является физическое развитие, которое происходит на занятиях по адаптивной физической культуре. Целью адаптивной физической культуры является повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни. Основные задачи мотивация двигательной активности, поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений; освоение новых способов передвижения, включая передвижение с помощью технических средств реабилитации. Целенаправленное развитие движений на специально организованных занятиях, которые проводятся инструкторами лечебной физкультуры и/или учителями адаптивной физкультуры.
: формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков; умения кататься на велосипеде, ходить на лыжах, плавать, играть в спортивные игры; укрепление и сохранение здоровья детей, профилактика болезней и возникновения вторичных заболеваний. . Материально-техническое оснащение учебного предмета «Адаптивная физкультура» включает:
дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) спортивного, туристического инвентаря; альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий.
спортивный инвентарь: маты, батуты, гимнастические мячи разного диаметра, обручи, кегли, мягкие модули различных форм, гимнастические коврики, бадминтон, 2-х- и 3-х- колесные велосипеды, самокаты.
технические средства реабилитации: кресла-коляски комнатные и прогулочные, опоры для стояния (вертикализаторы, ходунки), опоры для ползания, тренажеры , кресла-стулья с санитарным оснащением (для туалета, ванные).
Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций органов человека. У большинства глухих детей с выраженной умственной отсталостью имеются тяжелые нарушения опорно-двигательных функций, значительно ограничивающие возможности самостоятельной деятельности обучающихся. Поэтому работа по обогащению сенсомоторного опыта, поддержанию и развитию способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков является целью индивидуальных форм работы.
мотивация двигательной активности, поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений; освоение новых способов передвижения, включая передвижение с помощью технических средств реабилитации. Целенаправленное развитие движений на специально организованных занятиях, которые проводятся инструкторами лечебной физкультуры и/или учителями адаптивной физкультуры.
Развитие двигательных умений у обучающихся с детским церебральным параличом тесно связано с профилактикой возникновения у них патологических состояний. В ходе работы тело ребенка фиксируется в таких позах (горизонтальных, сидячих, вертикальных), которые снижают активность патологических рефлексов, обеспечивая максимально комфортное положение ребенка в пространстве и возможность реализации движений. Придание правильной позы и фиксация обеспечивается при помощи специального оборудования и вспомогательных приспособлений с соблюдением индивидуального режима. Такая работа организуется в физкультурном зале, в классе и дома в соответствии с рекомендациями врача-ортопеда и специалиста по лечебной физкультуре. Обеспечение условий для придания и поддержания правильного положения тела создает благоприятные предпосылки для обучения ребенка самостоятельным движениям, действиям с предметами, элементарным операциям самообслуживания, способствует развитию познавательных процессов.
Техническое оснащение курса включает: технические средства реабилитации (кресла-коляски, ходунки, вертикализаторы); средства для фиксации ног, груди, таза; мягкие формы и приспособления для придания положения лежа, сидя, стоя; ограничители; автомобильные кресла; гимнастические мячи различного диаметра, гамак, тележки, коврики, специальный велосипед, тренажеры («Пони», «Мотомед» и др.), подъемники и т.д.
Физическая культура(адаптивная) 1 класс I четверть ( 9 )
№ | Тема урока | кол.час | сроки | знания и умения | оборудование | практические работы | коррекция |
1 | Удержание головы. | 1 | | уметь выполнять движения головой | | выполнение физ. упражнений | развитие двигательных функций |
2 | основные положения и движения ног и рук | 1 | | поочередное поднимание ног из положения сидя. | | | формирование координации |
3 | основные положения и движения туловища | 1 | | уметь выполнять повороты туловища | | | перекрест координации движения |
4 | упражнения на дыхание сидя | 1 | | уметь выполнить дыхательное упражнение с движением грудной клетки | | | стимулирование середечно-сосудистой, дыхательной и двигательной систем |
5 | упражнения на дыхание стоя | 1 | | ритмическое дыхание при ходьбе | | | согласование дыхательной и двигательной систем |
6 | упражнения на дыхания лежа | 1 | | правильно дышать при упражнении лежа | | | компенсация нарушений физического развития |
7 | упражнения на движение кистей рук и пальцев | 1 | | одновременно сгибать в кулак пальцы и поворачивать кисти в медленном темпе | маленькие мячи | | морально-волевые качества |
8 | упражнения на движение координации рук и ног | 1 | | уметь координировать движения рук и ног | | | развитие координации |
9 | упражнения для позвоночника | 1 | | выполнять упражнения для расслабления позвоночника | | | формирование осанки |
Физическая культура 1 класс II четверть (7)
№ | Тема урока | кол.нед | | знания и умения | оборудование | практические работы | коррекция |
1 | упражнения для ног | 1 | | дифференцированное исполнение точности движения ногами | | | развитие чувствительности ног |
2 | Упражнения с флажками | 1 | | пространственная ориентация в движении с предметами | флажки | | развитие пространственного представления и глазомер |
3 | упражнениями с малыми мячами | 1 | | ориентироваться в пространстве | малые мячи | | развитие координации движений |
4 | упражнения с малыми мячами | 1 | | точно выполнить показанные упражнения | малые мячи | | движений и координации развитие точности |
5 | упражнения для развития пространственной ориентацией | 1 | | уметь правильно захватить предмет | Гимнастическая палка | | развитие пространственного представления |
6 | упражнения для развития пространственной ориентации | 1 | | точно, мягко отпускать и брать предмет | | | координация движений |
7 | упражнения для развития точности движения | 1 | | выучить элементы утренний гимнастики(новый комплекс) | малые мячи | | движений и координации развитие точности |
Физическая культура 1 класс III четверть (8)
№ | Тема урока | кол.нед. | | знания и умения | оборудование | практические работы | коррекция |
1 | Ходьба в оздоровительных целях | 1 | | уметь координировать движения рук и ног при ходьбе | | | обучение правильному дыханию |
2 | Ползание | 1 | | уметь ползать с опорой на ноги и руки | | | преодоление страха при выполнении упражнений |
3 | упражнение на равновесие | 1 | | уметь делать повороты, переступать через небольшие предметы | | | развитие координации движений и вестибулярного аппарата |
4 | упражнение на равновесие | 1 | | уметь делать повороты с вставанием на колени | | | развитие координации движений и вестибулярного аппарата |
5 | упражнения для передачи малых предметов | 1 | | уметь переносить предметы малых размеров | малые мячи | | укрепление мышц и выносливости |
6 | упражнения с большими предметами | 1 | | упражнения по поднятию и удержанию больших и лёгких предметов | шары | | укрепление мышц и выносливости |
7 | подвижная игра «дерево» | 1 | | уметь делать наклоны в разные стороны | | | развитие гибкости |
8 | подвижная игра (шишки, орехи, желуди) | 1 | | уметь выполнить переходы от положения стоя к положению наклон | маленькие мячи | | развитие умения и ловкости в действиях с предметами |
9 | физические упражнения с закрытыми глазами | 1 | | уметь выполнить упражнения вращения с закрытыми глазами | | | развитие вестибулярного аппарата |
10 | упражнения с закрытыми глазами | | | уметь выполнить упражнения | | | развитие координации |
Физическая культура 1 класс 4 четверть (8)
№ | Тема урока | кол.нед | | знания и умения | оборудование | практические работы | коррекция |
1 | упражнения на развитие мышц голеностопных суставов. | 1 | | уметь выполнить упражнения на голеностопные суставы | | | развитие мышц голеностоп |
2 | упражнения на развитие мышц голеностопных суставов. Удары по мячу ногой | 1 | | уметь выполнять упражнения на голеностопные суставы | | | развитие мышц голеностоп |
3 | формирование правильной осанки | 1 | | знать упражнения на формирование правильной осанки | | | формирование осанки |
4 | упражнения на укрепление мышц туловища | 1 | | знать как формируется правильная осанка | | | формирование осанки |
5 | укрепление мышц туловища | 1 | | уметь делать упражнения в положении лежа | | | коррекция дыхания |
6 | упражнения на точность движения | 1 | | уметь делать упражнения с упором и без упора | | | развитие пространственного представления |
7 | утренняя гимнастика летом | 1 | | запомнить 1-3 упражнений и выполнить их | | | развитие двигательных качеств |
8. | утренняя гимнастика | 1 | | запомнить, повторить остальную часть гимнастики | | | развитие двигательных качеств |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА.
Азбуке здоровья и спорта. Мэрия Казани.
Журнал «Розовый слон». Журнал «Колобок»
Календарно-тематическое планирование учителя надомного обучения
План составлен на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 1-4 подготовительный классы, под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой
издательство «Владос», Москва, 2009 год.
Предмет | Класс | Количество часов за год | Количество часов в неделю |
Изобразительная деятельность | 1 | 32 | 1 |
Пояснительная записка: в 1 классе на уроках изобразительного искусства основная задача учителя: осуществлять сенсорное воспитание учеников с нарушением слуха, учить различать формы предметов, узнавать основные геометрические фигуры, определять разницу величине, находить середину листа бумаги, воспитывать интерес к рисованию, развивать моторику руки, различать цвета, учить раскрашивать рисунок. Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация)включает задачи:
1) Освоение средств изобразительной деятельности и их использование в повседневной жизни.
Интерес к доступным видам изобразительной деятельности.
Умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация).
Умение использовать различные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации.
2) Способность к самостоятельной изобразительной деятельности.
Положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности.
Стремление к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать результаты работы.
Умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.
3) Готовность к участию в совместных мероприятиях.
Готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками, взрослыми.
Умение использовать полученные навыки для изготовления творческих работ, для участия в выставках, конкурсах рисунков, поделок.
Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с глухими и слабослышащими детьми, обучающимися по варианту 1.4. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру, формируются восприятия, воображение, память, зрительно-двигательная координация. На занятиях по аппликации, лепке, рисованию дети имеют возможность выразить себя как личность, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, доступными для них способами осуществить выбор изобразительных средств. Многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включать в этот вид деятельности всех детей без исключения. Несмотря на то, что некоторые дети с ДЦП не могут использовать приемы захвата кисти, карандаша, они могут создать сюжет изображения, отпечатывая картинки штампами или выдувая краску через блопен на трафарет. Разнообразие используемых техник делает работы детей выразительнее, богаче по содержанию, доставляет им много положительных эмоций.
Целью обучения изобразительной деятельности является формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами. Основные задачи: развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование умений пользоваться инструментами, обучение доступным приемам работы с различными материалами, обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов, развитие художественно-творческих способностей.
Программа по изобразительной деятельности включает три раздела: «Лепка», «Рисование», «Аппликация». Во время занятий изобразительной деятельностью необходимо вызывать у ребенка положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать его творческие устремления, развивать самостоятельность. Ребенок обучается уважительному отношению к своим работам, оформляя их в рамы, участвуя в выставках, творческих показах. Ему важно видеть и знать, что результаты его творческой деятельности полезны и нужны другим людям. Это делает жизнь ребенка интереснее и ярче, способствует его самореализации, формирует чувство собственного достоинства. Сформированные на занятиях изобразительной деятельности умения и навыки необходимо применять в последующей трудовой деятельности, например, при изготовлении полиграфических и керамических изделий, изделий в технике батик, календарей, блокнотов и др.
Материально-техническое оснащение учебного предмета «Изобразительная деятельность» предусматривает:
Наборы инструментов для занятий изобразительной деятельностью, включающие кисти, ножницы (специализированные, для фигурного вырезания, для левой руки и др.), шило, коврики, фигурные перфораторы, стеки, индивидуальные доски, пластиковые подложки и т.д.
Натуральные объекты, изображения (картинки, фотографии, пиктограммы) готовых изделий и операций по их изготовлению; репродукции картин; изделия из глины; альбомы с демонстрационными материалами, составленными в соответствии с содержанием учебной программы; рабочие альбомы (тетради) с материалом для раскрашивания, вырезания, наклеивания, рисования; видеофильмы, презентации, аудиозаписи;
Оборудование: мольберты, планшеты, музыкальный центр, компьютер, проекционное оборудование; стеллажи для наглядных пособий, изделий, для хранения бумаги и работ учащихся и др.; магнитная и ковролиновая доски.
Расходные материалы для ИЗО: клей, бумага (цветная, папиросная, цветной ватман и др.), карандаши (простые, цветные), мелки (пастель, восковые и др.), фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь, акриловые краски), бумага разных размеров для рисования; пластичные материалы (пластилин, соленое тесто, пластичная масса, глина) и др.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
Организовать свое рабочее место,
Правильно держать альбом для рисования и карандаш.
Обводить карандашом шаблоны
Соединить точки
Проводить от руки вертикальные и горизонтальные линии
Закрашивать рисунок
Различать круг и овал
Изобразительная деятельность 1 класс I четверть (9часов)
№ | Тема урока | Кол-во час. | Кален. сроки | Знания умения | оборудование | Практическая часть | коррекция |
1 | Рисование предметов разной формы | 1 | | Различение предметов разных по форме | Шаблоны круга и квадрата, цветные карандаши | Умение нарисовать по шаблону круг и квадрат | восприятия |
2 | Прямые горизонтальные и вертикальные линии | 1 | | Проводить самой и с помощью педагога прямые линии | Альбомный лист, карандаши, кисти | Рисование прямых линий | Моторики руки |
3 | Предметы различной величины | 1 | | Различение предметов разной величины | | Рисование предметов, различной величины | мышления |
4 | Вертикальные и горизонтальные линии | 1 | | Упражнения на рисование высокого столба, дорожек | Линейка | Игровые графические изображения | Ориентировка в пространстве |
| | | | | | | |
5 | Дугообразные линии | 1 | | Уметь рисовать «дым идет», волны | Цветные карандаши | Рисование дугообразных линий | Навык произвольного темпа движения |
6 | Замкнутые круговые линии | 1 | | Уметь рисовать круглые предметы | Масляные восковые мелки | Рисование мячиков, колес, клубочков | Осязания обводящих движений руки |
7 | Предметы различной величины | 1 | | Понятие большой-маленький, высокий, низкий. | Кисти,карандаши | Рисование предметов Разных по величине | Мышления внимания |
| | | | | | | |
8 | Предметы различной величины | 1 | | Умение увидеть в предмете схожесть с округлой формой | пластилин | Рисование и размазывание в пределах шаблона округлых и овальных фигур предметов | Сенсорного восприятия |
9 | Предметы прямоугольной и треугольной формы | 1 | | Умение увидеть в предмете схожесть с треугольной и прямоугольной формы | Линейка,кисти | Рисование предметов | Внимания, Мышления |
Изобразительная деятельность 1 класс II четверть (7 )
1 | Предметы по опорным точкам | 1 | | Умение соединять линии по опорным точкам | Цветные карандаши | Рисование по опорным точкам | Произвольного движения руки, степени нажима на карандаш |
2 | Геометрические предметы по клеткам | 1 | | Умение рисовать по клеточкам | Цветные карандаши, гелевые цветные ручки | Рисование по клеточкам | Мышления внимания |
| | | | | | | |
3,4 | Лепка из пластилина. Раз-деление на шарики разных цветов. Размазывание пластилина на картоне. | 2 | | Уметь скатывать шарики между ладонями и размазывать по картону с помощью шаблона | Пластилин | Колобок катится по дорожке.и | Мышления, памяти, речи |
5 | Рисование по шаблону круга. | 1 | | Развивать умение пользоваться трафаретами | Цветные карандаши | Рисование кругов различной величины | Произвольное движения руки, моторики |
6 | Полоса узора из повторяющихся линий | 1 | | Соблюдать контур рисунка | Цветные карандаши | Рисование веточки ели | Координации, внимания волевых усилий |
7 | Аппликация: Изготовление гирлянды | 1 | | Уметь сгибать полоски из разноцветной бумаги и склеивать их между собой | Цветная бумага. клей | Склеивание по показу частей | Памяти, образного восприятия |
Изобразительная деятельность 1 класс.III четверть (8)
1 | Веточка елки с игрушками | 1 | | Умение рисовать по представлению | Восковые мелки | Рисование по памяти | Произвольное движение руки |
2 | Снеговик. | 1 | | Рисование и аппликация на тему | Цветной картон, гуашь кисти,вата, клей,пластиллин | Изображения снеговика | Умение ориентироваться в пространстве |
3 | Аппликация. Изготовление веера | 1 | | Рисование по представлению | Цветные карандаши | Рисование шарфика и шапочки раскрашивание | Умение ориентироваться в пространстве |
4 | Геометрический орнамент | 1 | | Умение соотносить повторяющиеся геометрические линии | Масляные мелки, полоски из белого картона | Рисование геометрических узор на полосе картона | Внимания мышления |
5 | Игрушка-светофор | 1 | | Уметь изобразить предмет из нескольких фигур | Краски, кисти | Рисование и раскрашивание | памяти |
6 | Несложные предметы из нескольких частей. | 1 | | Уметь раскрашивать предметы. Уметь разделить предметы на части. | Масляные мелки | Раскрашивание по образцу. Рисование по показу, бусы | Координация Внимания. Ориентир на плоскости листа бумаги |
7 | Открытка 8 марта | 1 | | Размещать элементы на листе бумаги | Краски, кисти | Рисование открытки | Ориентировка в пространстве листа бумаги, цвет восприятия |
8 | Связка воздушных шаров | 1 | | Размещать элементы на листе бумаги | Краски, кисти. Воздушные шарики | Рисование круглых предметов | Ориентирование в пространстве листа бумаги |
9,10 | Что бывает круглое? | 2 | | умение увидеть в предмете сходство с кругом | Масляные мелки | Рисование круглых предметов | Внимания, мышления, обводящих движений руки |
Изобразительная деятельность 1 класс IV четверть (7).
1,2 | Узор в круге | 2 | | Деление круга на 4 равные части | Цветные карандаши | Деление круга и закрашивание его | мышления |
3,4 | Дугообразные линии | 2 | | Уметь рисовать «дым идет», волны | Краски кисти Цветные карандаши | Рисование дугообразных линий | Ориентации на листе бумаги Навык произвольного темпа движения |
5 | Башня из кубиков | 1 | | Умение увидеть в предмете сходство с геометрическими фигурами Соотносить предметы разной величины. | Кубики Краски кисти | Рисование башенки | Мышления |
6 | Праздничный флажок | 1 | | Умение увидеть в предмете сходство с геометрическими фигурами | Краски кисти | Рисование и раскрашивание флажка | Мышления восприятия ориентации |
7 | Узор в полосе элементов | 1 | | Уметь изображать повторяющиеся элементы | Полоска картона, краска кисти | Рисование узора | Ориентации, волевых усилий |
| | | | | | | |
| Узор из треугольников | 1 | | Уметь создавать узор из геометрических фигур | Полоска картона, краски кисти | Рисование узора | Мышления, ориентации, волевых усилий |
| | | | | Краски, кисти | Рисование | Памяти, внимания, мышления, речи |
Дополнительная литература.
Изобразительное искусство серия «Дружок»
Журнал «Колобок»
Журнал «Розовый слон»
Календарно тематическое планирование учителя надомного обучения.
План составлен на основе программы
Специальных(коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида
1-4 подготовительные классы, под редакцией В.В. Воронковой
Издательство «Просвещение», Москва 2009г.
Предмет | Класс | Количество часов за год | Количество часов в неделю | Автор учебника |
Русский язык (речь и альтернативная коммуникация) | 1 | 64 | 2 | Воронкова В.В. |
Пояснительная записка:
Русский язык в коррекционной школе является одним из основных предметов. Овладение учащимися этим предметом является одной из самых главных задач обучения детей с нарушением слуха, обучающихся по программе 1.4
Понимание и использование слов и простых фраз, обозначающих объекты и явления окружающего мира. Расширение словаря за счет лексики, обслуживающей обиходно-бытовую сферу. Формирование навыка ответа на вопросы с использованием готовых грамматических конструкций. Обучение самостоятельному использованию лексико-грамматических единиц в контексте. Понимание и использование простых побудительных, вопросительных, повествовательных, отрицательных конструкций в связи с практической деятельностью ребенка. Умение отвечать на вопросы и задавать их в связи с реальной практической ситуацией с использованием знакомого тематического словаря. Формирование навыка построения распространенного высказывания. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа о себе в виде ответов на вопросы. Ответы на вопросы по содержанию текста. Умение участвовать в общении, отвечая на простые вопросы. Умение дополнять отсутствие речевых средств невербальными средствами
Обучение грамоте. Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти в процессе подготовки к обучению чтению и письму. Овладение навыками глобального чтения: умение соотносить письменное слово с действием, предметом, свойством, явлением. Соотнесение букв и дактильных знаков на материале знакомых слов. Усвоение печатных букв и дактильных знаков. Составление подписей из букв разрезной азбуки к табличкам-дубликатам. Умение составить знакомые слова из букв разрезной азбуки; набирать на компьютере.
Развитие мелкой моторики. Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Игры с мозаикой, кубиками, мелкими предметами. Составление фигур из палочек, соломки, бумажных полосок по подражанию или по образцу учителя. Рисование, штриховка знакомых изображений.
Списывание знакомых слов. Навыки правильного использования тетради, ручки, карандаша. Письмо слов и предложений, связанных с личным опытом ребенка.
Чтение. Устно-дактильное чтение знакомых слов и фраз с последующей демонстрацией соответствующих предметов, действий и др. Умение читать и понимать короткие тексты из нескольких предложений, отвечать на вопросы по содержанию, делать схематичные рисунки. Формирование умения соотносить содержание прочитанного с собственным опытом, давать оценку действующим лицам.
Формирование умения ориентироваться в книге, находить указанную педагогом страницу, выделять название текста. Формирование навыка бережного отношения к книге. Овладение доступными невербальными и вербальными средствами общения. умение использовать доступные невербальные (жесты, рисунки, пиктограммы, предметные и символические календари др.) и вербальные средства общения в практике общения со взрослыми и детьми для решения практических задач. понимание и использование жестовой коммуникации в быту и на занятиях. умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила коммуникации.
Развитие речи как средства общения в тесной связи с личным опытом ребенка. Понимание и использование слов и простых фраз, обозначающих объекты и явления окружающего мира. Умение использовать знакомый речевой материал в устной/ устно-дактильной/ письменной форме в процессе коммуникации в бытовых и практических ситуациях. Умение участвовать в общении в зависимости от коммуникативной ситуации. Умение дополнять отсутствие речевых средств невербальными средствами.
Обучение чтению (глобальному и аналитическому) и письму в доступных ребенку пределах. Осознанное правильное устно-дактильное чтение слов, предложений, тестов. Умение читать (устно-дактильно/дактильно) данные о себе, названия окружающих предметов и действий с ними, соотнести прочитанное с реальными объектами и явлениями (показать, изобразить, продемонстрировать, ответить). Умение написать печатными буквами информацию о себе, имена близких людей, названия знакомых предметов и явлений; использовать письменную речь как средство коммуникации в случае необходимости.
Учащиеся должны уметь:
-соотносить звук и буквы.
-соотносить печатную и письменную букву.
-записывать элемент буквы.
-находить букву в тексте.
Учащиеся должны знать:
-произношение и написание букв, слов.
I четверть. (18) Русский язык 1класс.
№ | тема урока | Кол-во часов | Кален. сроки | Планируемые результаты: знания и умения | оборудование | Практические работы | коррекция |
1,2,3 | Выявление ЗУН учащихся. Знакомство с основным цветом. Междустрочное пространство. | 3 | | Знакомство с рабочей строкой. Разлиновка. Умение различать цвета. | Картинки Цветные карандаши | Пальчиковая гимнастка | Зрительного восприятия |
4,5 6,7 | Письмо наклонных линий. . Звук и буква У. | 2 2 | | Вычерчивание наклонных линий Письмо буквы У у. | Ручка карандаш Ручка | Пальчиковая гимнастка Выделение элементов буквы «У» | Зрительного восприятия Ориентации на листе бумаги |
8,9 10, 1112 | Различение фигур. Письмо прямых линий и прямых линий с закруглением внизу, вверху. | 2 3 | | Различение фигур Вычерчивание прямых линий и прямых линий с закруглением внизу, вверху | Карточки Ручка | Фигуры Выделение элементов букв | Мелкой моторики рук Развитие представлений о связи звука и буквы |
13,14,15 | Овал и полуовал. Чтение. Звук и буква О. Строчная буква а. | 3 | | Письмо овала. Письмо и чтение буквы О и строчной а. | Изображение Букв | Пальчиковая гимнастика | Зрительного восприятия |
16,17,18 | Прописная буква А. строчная буква у и прописная У. | 3 | | Письмо буквы А и У у. | Касса букв | Составление и запись слогов | Звуко-буквенного анализа |
II четверть. (14 ч) Русский язык 1 класс.
1.2 | Строчная и прописная М м. | 1 | | Письмо элементов буквы М м | Касса букв | Письмо элементов буквы М м | Зрительно-моторное развитие |
3.4 | Строчная прописная буква Сс | 1 | | Письмо элементов буквы Сс. | Касса букв | Пальчиковая гимнастика | Звуко-буквенный анализ |
5.6 | Строчная прописная буква Х х. | 1 | | Письмо элементов Х х | Касса букв | Составление и чтение слогов | Внимания и речи |
7.8 | Строчная прописная буква Шш | 1 | | Сравнительный звуко-буквенный анализ. | Составление из элементов буквы Ш. | Составление и чтение слогов | Фонематического восприятия |
9, 10 | Строчная прописная буква Л л. | | | Письмо элементов Л л. | Касса букв | Пальчиковая гимнастика | Звуко-буквенный анализ |
11,12 | Чтение. Звуки и буква Ыы. | 1 | | Сравнительный звуко-буквенный анализ | карточки | Составление и чтение слогов | Развитие представлений о связи звука и буквы |
13,14 | Строчная и прописная буква Н н | 1 | | Письмо элементов Н н., определение каждого элемента | Магнитная азбука | Пальчиковая гимнастика | Фонематического восприятия |
III четверть(18) русский язык 1 класс.
1 | Прописная и строчная буква Г г. | 1 | | Письмо составных элементов буквы. Правильное положение в тетради при письме. | Карточки. Разрезная азбука. | Письмо элементов буквы. Составление и запись слогов | Развитие пространственной ориентировки в тетради. |
2 | Различие слогов и слов с буквами Г-К . Сравнительно звуко-буквенный анализ. написание | 1 | | Различение слогов и слов с буквами К-Г | Изображение Печатных и прописных букв | Составление запись слогов и слов | Развитие способности к запоминанию |
3 | Прописная и строчная буква Дд | 1 | | Письмо элементов буквы д. условно-графическое обозначение звуков | Карточки, изображение Букв печатные и прописные | Письмо элементов буквы составление из элементов буквы | Укрепление мелкой моторики. Навыки списывания с печатного текста |
4 | Различие слогов и слов с буквами Д-Т. Сравнительно звуко-буквенный анализ и написание.чтение | 1 | | Звукобуквенный анализ. Дифференциация. | Разрезная азбука | Составление и запись слогов, слов | Укрепление мелкой моторики пальцев |
5 | Буква И. написание слогов и слов | 1 | | Письмо составных элементов буквы | Касса букв | Составление и запись слогов, слов | Укрепление мелкой моторики пальцев |
6 | Различение на письме слогов и слов с буквами. И-Й. чтение. Различение на слух и в произношении И-Й | 1 | | Различение на слух и в произношении И-Й | карточки | Составление и запись слогов, слов | Звуко-буквенный анализ |
7 | Буква Ь. письмо слогов, слов. Предложений. Мягкий знак на конце слов | 1 | | Письмо слогов и слов, предложений | карточки | Составление и запись слогов, слов | Развитие фонематического восприятия |
8 | Составление слов с Ь в середине. Запись. Чтение слов с Ь в середине | 1 | | Чтение слов с ь в конце и в середине | Разрезная азбука | Составление и запись слов | Развитие речи |
9 | Письмо слогов, слов, предложений под диктовку | 1 | | Установление последовательности звуков в слове. Запись слов в тетради под диктовку. | Буквы печатные и рукописные | Составление слов, их чтение | Развитие навыка звуко-буквенного анализа |
10 | Прописная и строчная буква Е е, написание предложений.Чтение | 1 | | Письмо-составных элементов буквы е. условно-графическое обозначение звуков. Соблюдение интервала между словами при письме | Касса букв. Изображение печатных и рукописных букв. | Составление и запись слов. Пальчиковая гимнастика. | Развитие мелкой моторики. Зрительно-моторное развитие |
11 | Прописная и строчная Ёё. написание предложений. Чтение слов и предложений с изученными буквами | 1 | | Письмо буквы ё в рабочей строке. Соотношение печатной и рукописной буквы. | Разрезная азбука. Печатные и рукописные буквы | Запись слогов в тетради. Составление слогов и слов | Зрительное восприятие |
12 | Проверка знаний.диктант | 1 | | Проверка знаний и умений | | | внимание |
13 | Работа над ошибками | 1 | | Составные элементы строчной буквы | Карточки с буквой я | Составление и запись слогов и слов | Зрительное восприятие |
14 | Прописная и строчная буква Я я | 1 | | Выделение формы каждого элемента. Правильное соотношение звука и буквы. Выделение элементов буквы | Разрезная азбука | Пальчиковая гимнастика. Письмо элементов буквы | Зрение Тактильное восприятие |
15 | Сравнение слов с буквами А-Я. Составление, запись. Чтение слова и предложений с Я. | 1 | | Составление и запись слов и предложений | карточки | Игра «угадай звук-подбери букву» | внимания |
16 | Прописная и строчная буква Юю | 1 | | Письмо составных элементов | Касса букв | Составление и чтение слогов, слов | Зрительной памяти |
17 | Слова с буквами Ы-И | 1 | | Составление слов с буквами | Разрезная азбука | Запись слов в тетр | Развитие речи |
18 | Сравнение слов с буквами А-Я | | | Составление слов с буквами А-Я | Слоги | Запись слов в тетрадь | Памяти |
19 | Слова с буквами И-Й | | | Слова с буквой И-Й | Касса букв | Составление слов | Внимания |
20 | Контрольное списывание | | | Списывание с печатного текста | Внимания | | |
Русский язык 1класс IV четверть(14ч).
1 | Прописная и строчная буква Цц | 1 | | Соблюдение рабочей строки | Изображение букв | Письмо под диктовку | Зрительной памяти |
2 | Диктант. Работа над ошибками | 1 | | Проверка знаний учащихся.воспроизведение по памяти рукописных букв | Тетрадь, ручка | диктант | памяти |
3 | Прописная и строчная буква Ч ч | 1 | | Соблюдение правильного наклона и высоты букв. Рукописное письмо изученных букв | Изображение буквы | Письмо элементов буквы Ч | Зрительное восприятие |
4 | Составление и написание слов со слогами Ча-Чу. Чтение сказки «курочка ряба» | 1 | | Письмо составных элементов Ч. Плавное соединение ее с другими буквами | Рукописные буквы | Письмо элементов буквы. Составление и запись слов со слогами | Памяти и внимание |
5 | Прописная и строчная буква Щщ | 1 | | Выделение составных элементов. | Изображение элементов буквы щ | Письмо элементов буквы щ | Памяти и внимания |
6 | Составление и написание слов со слогами Ща-Щу. | 1 | | Письмо строчных букв Щ, А, У. звуко-буквенный анализ слов со слогами Ща, Щу | Рукописные буквы | Касса букв | Зрительное восприятие |
7 | Прописная и строчная буквы Ф ф | 1 | | Соблюдение рабочей строки при письме. Письмо элементов буквы ф. | Изображение буквы Ф ф | Письмо элементов и строчной буквы | Памяти Графических навыков |
8 | Различение слогов, слов с буквами Ф-В. Чтение рассказа « На фабрике ферма» | 1 | | Выделение звука в слове, определение его места, обозначение на схеме слов | Касса букв | Игра «Найди картинки ее домик» | Фонематического слуха |
9 | Прописная и строчная буквы Ээ. | 1 | | Письмо буквы э, соединение с другими буквами. Запись слов в тетради. | Изображение буквы э | Письмо в воздухе. Игра «Скажи кто это?» | Зрительное восприятие, памяти |
10 | Буква Ъ. написание слов с буквой Ъ. | 1 | | Выделение элементов буквы Ъ. Звуко-буквенный анализ слов Ъ и Ь. | Элементы буквы Ъ. изображение букв Ъ. | Письмо в воздухе | Фонематического восприятия |
11 | Упражнение в написании слов, предложений (с пропущенной буквой) | 1 | | Звуко-буквенный анализ слов. Каллиграфически верное соединение букв в словах | Текст для списывания | Списывание с печатного текста в тетрадь | Внимания |
12 | Дифференциация Ч-Щ, Ц-Щ. подбор букв, составление слов, запись предложений | 1 | | Составление слов, запись предложений | Рукописные буквы | Составление слов | мышления |
13 | Списывание печатного текста с доски, из книги | 1 | | Определение количества слов в предложении. Соблюдение рабочей строки | Картинки. Текст для списывания | Списывания с печатного текста | Наблюдательности |
14 | Диктант | 1 | | Каллиграфически верное написание и соединение букв | Текст диктанта | Письмо под диктовку | Мыслительной деятельности |
| Работа над ошибками | 1 | | Звуко-буквенный анализ. Запись слов после анализа | картинки | Составление слов и слогов | Мышления |
Дополнительная литература.
Рабочие тетради по письму.
Набор карточек с картинками. А.А. Штец.
Журнал Колобок
Журнал Розовый слон.
А.Е. Пушков серия» Твоя первая пропись»
План составлен на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 1-4 подготовительный классы, под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой
издательство «Владос», Москва, 2009 год.
Предмет | Класс | Количество часов за год | Количество часов в неделю | Автор учебника |
Математика | 1 | 32 | 1 | А.А. Хилько |
Пояснительная записка:
Математика в коррекционной школе является одним из основных предметов. Овладение учащимися этим предметом по единой программе, учитывающей дифференцированный подход к различным группам детей, представляет собой из главных задач обучения по математике. В процессе обучения математике необходимо устанавливать межпредметные связи с другими учебными предметами: трудовое обучение, география, история, естествознания, изобразительное искусство.
Обучение должно носить предметно-практическую направленность, быть тесно связано с жизнью и профессиональной-трудовой подготовкой учащихся. Учителю необходимо подобрать наглядные пособия, раздаточный материал, технические средства обучения. Встречаются учения, которые в силу своего заболевания не могут усвоить программу по предмету, оставлять их на повторное обучение нецелесообразно. Такие ученики должны заниматься по индивидуальной программе, они обучаются в пределах своих возможностей, соответственно аттестуется и переводится в другой класс. Перевод учащихся на обучение со сниженным уровнем требований следует осуществлять только в том случае, если с ними проведена работа с использованием специальных методических приемов. Основой успешного освоения программы учащимися является знание учителем возможностей учеников, темпов их работы, особенностей личности каждого ученика.
Цели обучения:
Дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность.
Использовать процесс обучения математики для повышения уровня общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств
Воспитывать у учащихся целенаправленность, терпимость, работоспособность, настойчивость, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое до конца.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся, имеющие нарушения слуха с умеренной и тяжелой умственной отсталостью по окончанию 1 класса должны знать: название действий сложения и вычитания; состав чисел первого десятка; таблицу сложения однозначных чисел в пределах 10 и соответствующие случаи вычитания.
Учащиеся должны уметь: сравнивать предметы, группы предметов, количества жидкости и сыпучих веществ, отвечать на вопрос «сколько»; называть и производить действия, изменяющие количества предметов, жидкости, сыпучих веществ; ориентироваться на плоскости и пространстве; читать, записывать и сравнивать числа до 10, пересчитывать(отсчитывать) предметы, соотносить количественные числительное с цифрой и группой предметов, откладывать однозначные числа, 10 единиц. 1 десяток на счетах, различать количественные и порядковые числительные; заменять одни монеты другими в пределах 10 копеек ; различать названия, знаки арифметических действий сложения и вычитания, читать и записывать примеры на сложение и вычитание, вычислять сумму, остаток, практически пользоваться переместительным свойством сложения; распознавать условие, вопрос, числовые данные, решение и ответ задачи; узнавать называть и различать геометрическое фигуры и тела; вычерчивать прямую линии с помощью линейки; пользовать знаками +,-=. 1,2,3,4,5,6,7,8,9.
Математика 1 класс I четверть (9ч)
№ | Тема урока | Кол. Часов | Калд. сроки | Знания и умения | оборудование | Практическая часть | Коррекция |
1,2 | Свойство предметов. Сравнение предметов по цвету, размеру. Форме. Большой-маленький, больше-меньше, одинаковые по размеру, равные. | 2 | | Выделять из группы предметов одного или несколько по цвету, размеру, форме. | Картинки, счетный материал | Работа со счетным материалом | Развивать целенаправленность внимания |
3,4 | Сравнение предметов по длине. Длинный- короткий, длиннее –короче, одинаковой длины | 2 | | Сравнивать предметы по длине: длиннее, короче, одинаковые | Картинки. пластилин | Лепка палочек | Выделять существенные признаки предметов |
5,6 | Сравнение предметов по ширине. Широкий-узкий, шире-уже ,одинаковой ширины. | 2 | | Сравнивать предметы по ширине: шире, уже, одинаковые | Картинки пластилин | Лепка полосок | Корректировать искаженные представления |
7,8 | Сравнение предметов по высоте. Высокий- низкий, выше-ниже, одинаковой высоты. | 2 | | Сравнивать предметы по высоте: выше, ниже, одинаковые | Картинки пластилин | Лепка столбиков | Работать над усвоением знаний, умений навыков |
9 | Сравнение предметов по глубине. Глубокий - мелкий, глубже - мельче, одинаковые. | 1 | | Сравнивать предметы по глубине: глубже, мельче, одинаковые | Картинки пластилин | Лепка тарелок | Формировать произвольное сознательное запоминание |
Математика 1 класс. II четверть (7ч)
1 | Сравнение предметов по толщине. Толстый- тонкий, толще-тоньше, одинаковой толщины | 1 | | Сравнивать предметы по толщине: толще, тоньше, одинаковые. | Картинки пластилин | Лепка палочек | Совершенствовать точность воспроизведения |
2 | Сравнение предметов по тяжести. Тяжелый-легкий, тяжелее- -легче, одинаковые по тяжести | 1 | | Сравнивать предметы по тяжести: тяжелее, легче, одинаковые. | Картинки, модели предметов | Сравнивать предметы по массе | Работать над увеличением поля зрения |
3 | Сравнивать групп предметов по количество. Много -мало, несколько, больше-меньше, столько же. | 1 | | Сравнивать группы предметов: сколько, много, мало, одинаковые | Картинки, счетный материал | Работа со счетным материалом | Совершенствовать полноту моторных ощущений. |
4 | Положение предметов в пространстве, на плоскости. Впереди – позади, справа – слева, вверху-внизу. | 1 | | Знать положение предметов: спереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу | Картинки модели предметов | | Вырабатывать положительные привычки |
5 | Положение предметов. Близко- далеко, ближе – дальше, здесь- там, рядом около, в центре, между, в середине | 1 | | Знать положение предметов: близко, далеко, рядом, около, в центре, в середине. | Картинки. Модели предметов | Работа со счетным материалом | Развивать глазомер |
6 | Временные представления. Утро, день, вечер, ночь, сутки. Сегодня, завтра, вчера, на следующей день. Давно-недавно, медленно- быстро | 1 | | Знать понятия: сутки-утро, день, вечер, ночь; сегодня, завтра, вчера | Картинки макеты | Работа с макетом уток | Совершенствовать точность восприятия |
7 | Геометрические фигуры. Круг, треугольник. | 1 | | Называть фигуры: круг, треугольник | Модели геометрических фигур | Обводка по контору | Формировать активность восприятия |
Математика 1 класс III четверть (9ч)
1. | Число и цифра 1. Название, обозначение числа. | 1 | | Называть и обозначать число и цифру 1 | Картинки и модели цифр | Обводка по контору | Вырабатывать положительные привычки |
2,3 | Число и цифра 2. Название, обозначение числа 2 | 2 | | Считать предметы до 2. Называть и обозначать числа и цифру 2. | Картинки модели цифр | Обводка по контору | Развивать умения делать словесно-логические обобщения. |
4,5 | Число 1и 2. Понятие пара | 2 | | Сравнивать 1 и 2 пару чисел | Картинки. Модели цифр | Выполнять счет предметов | Учить замечать недостатки в работе |
6 | Числа и цифра 3. Обозначение числа | 1 | | Называть и обозначать число и цифру 3 | Наборы цифр | Обводка по трафарету | Вырабатывать над разложением целого на части |
7,8 | Знак «+», сложение в пределах 3 | 2 | | Сравнивать и считать числа в пределах 3 | Наборы цифр и знаков | Работа с цифрами и знаками | Учить выделять из общего в частное |
9,10 | Знак «-», вычитания в пределах 3 | 2 | | Вычитывать числа в пределах | Наборы цифр и знаков | Работа с цифрами и знаками | Работать над пониманием смысла нового правила |
Математика 1 класс IV четверть(7ч).
1 | Точка. Прямая и кривая линии. | 2 | | Знать понятия: точка, прямая, кривая линия. | Модели предметов | Обводка по контуру. | Находить сходные и отличительные признаки. |
2 | Построение прямой линии по линейке. | 1 | | Вычерчивание прямых с помощью линейки | Геометрические наборы | Вычерчивание прямой | Графических навыков |
3 | Числовой ряд 1,2,3. | 2 | | Считать предметы до 3 | Счетный материал | Обводка по трафарету | Памяти, внимания |
4 | Сравнение чисел 1,2,3. | 1 | | Сравнивать и считать числа в пределах 3. | Счетный материал | Работа с цифрами и знаками | Речи, |
5 | Решение задач в пределах 3 | 1 | | Условие и вопрос к задаче | Картинки для решения задач | Решение задач | Мышления. |
6 | Решение примеров в пределах 3 | 1 | | Решение примеров в пределах 3 | Карточка с примерами | Решение примеров | Памяти. |
7 | Повторение. Геометрические фигуры. Квадрат, прямоугольник. | 1 | | Называть фигуры и отличать квадрат от прямоугольника.. | Модели геометрических фигур. | Построение геометрических фигур | Графических навыков. |
| Геометрические фигуры. Круг. Треугольник. | 1 | | Называть фигуры: треугольник, круг. | Модели геометрических фигур | Построение геом. фигур | Графических навыков |
| Построение прямых линий | 1 | | Построение прямых линий | Карточка. | Построение прямых линий. | Графических навыков. |
Дополнительная литература.
А.А.Хилько. Дидактический материал по математике.
Е.Н.Куликова, А.А. Русаков Счет в пределах 10.
А.А. Штец. Счет в пределах 10.
План составлен на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 1-4 подготовительный классы, под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой
издательство «Владос», Москва, 2009 год.
Предмет | Класс | Количество часов за год | Количество часов в неделю | Автор учебника |
Окружающий природный мир | 1 | 32 | 1 | С. Р. Кудрина. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Развитие устной речи в 1 классе на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности направлено на расширение и уточнение круга представлений, обогащение словарного запаса учащихся. Вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов(стебель-ствол, трава-куст-дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза-цветок).
В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарный запас учащегося. Важным аспектом обучения глухих детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью является расширение представлений об окружающем их природном мире. Программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире. Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, устанавливать связи между ними. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив и другой уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.
Формирование представлений у глухих детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью должно происходить по принципу «от частного к общему». Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, яблоко: его строением, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов, затем получает представление о способах их переработки ( приготовление варенья, компота).
В учебном плане предмет представлен в каждом классе. Кроме того, в рамках курса «Коррекционно-развивающие занятия» также возможно проведение проведение занятий по естествознанию с обучающимися, которые нуждаются в дополнительной индивидуальной работе. Тем обучающимся, для которых материал предмета недоступен, содержание «Окружающий природный мир» не включаются в индивидуальную образовательную программу и данный предмет не вносится в их индивидуальный учебный план.
Материально-техническое обеспечение предмета включает: объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий); наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся); муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; различные календари; изображения сезонных изменений в природе; рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о природе; аудио- и видеоматериалы; живой уголок, аквариум, огород и др.
По возможности, в организации создаются «живые уголки» для непосредственного контакта с живыми обитателями природы (аквариумными рыбками, птицами, хомячками, морскими свинками и т.д.). При наличии соответствующих ресурсов в организации может быть создан небольшой скотный двор, в котором содержатся домашние животные и птицы, разбит небольшой учебный огород и/или поставлена тепличка. Подобные хозяйства обеспечивают условия эффективного формирования представлений об окружающем мире, а также развитию навыков трудовой деятельности для обучающихся. Кроме того, организованные занятия с животными и растениями способствуют нормализации эмоционального состояния детей в процессе их непосредственного контакта с живой природой. В случае отсутствия возможности выращивать растения и содержать животных в учреждении, необходимо организовывать учебные поездки детей в зоопарк, на ферму, в тепличные хозяйства и т.д.
Содержание предмета.
Растительный мир.
Представление о растениях (дерево, куст, трава). Представление о деревьях (берёза, дуб, клён, ель, сосна,). Представление о фруктах (яблоко, слива, вишня, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, киви). Представление об овощах (помидор, огурец, капуста, лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис…). Представление о ягодах (смородина, клубника, малина, крыжовник…). Представление о грибах. Представление о цветах. Представление о комнатных растениях, особенностях ухода за ними Представление о значении растений в жизни человека: сборе урожая овощей, фруктов, ягод, грибов, способами их переработки (изготовление сока, варенья, варка, жарка, засол и др.).
Животный мир.
Представление о животном. Представление о домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Представление о диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, белка, еж и др. ). Представление о птице. Представление о домашних птицах (курица (петух), утка, гусь, индюк). Представление о перелетных и зимующих птицах. Представление о рыбах. Представление о насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей, муха, комар, пчела, таракан). Представление о значении животных в жизни человека (источник питания, из шкур и шерсти изготавливают одежду и др.).
Объекты природы.
Представление о почве. Представление о воде. Представление об огне. Представление о воздухе. Представление о земле и небе. Представление о реке, озере, море. Представление о лесе. Представление о луге.
Временные представления.
Представление о частях суток. Представление о неделе. Представление о годе. Представление о временах года (осень, зима, весна, лето). Представление о сезонных явлениях природы (дождь, снег, гроза, туман, ветер). Представление о погоде текущего дня. Представления о деятельности человека в контексте течения времени: в разное время года, в разную погоду. Измерение времени (календарь, часы).
Учащиеся должны уметь:
-составит связной рассказ о предмете,
-описывать предмет
-отвечать на вопросы.
Учащиеся должны знать:
-признаки времен года,
-название овощей и фруктов
I четверть(8 )Окружающий мир 1 класс.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Кален. сроки | Знания и умения | оборудование | Практическая часть | коррекция |
1 | Вот и лето прошло | 2 | | Признаки лета | Картина природы | Различение цветов и листьев | Восприятия |
| | | | | | | |
2 | Изменения в природе осенью | 2 | | Изменения в жизни животных и людей | Листья, цветы, плоды | Составления гербария | Мышления, внимания |
3,4 | Овощи и фрукты | 4 | | Умение различать фрукты и овощи | Поднос с фруктами и овощами | Различение фруктов и овощей | Классификация. |
II четверть (7) Окружающий мир 1 класс
1 | Овощи: огурец | 1 | | Внешний вид, отличие от других овощей | Овощи | Находить огурец среди других овощей | Классификация |
2 | Овощи: употребление в пищу | 1 | | Виды овощей | Овощи | Составление рецептов овощных салатов | Мышления, внимания |
3 | Фрукты: яблоко | 1 | | Понятие фруктов, внешний вид яблока | Фрукты | Находить яблоко среди других овощей | Классификация |
4 | Фрукты: груша | 1 | | Внешний вид: вкус | Фрукты | Находить груши среди других фруктов | Классификация |
5 | Фрукты: сравнение и употребление в пищу | 1 | | Различать яблоку и грушу | Фрукты | Находить сходство и различие между фруктами | Классификация |
6 | Комнатные растения и уход за ними | 1 | | Виды комнатных растений | Комнатные растения | Полив растений | внимания, волевых усилий |
7 | Изменение в природе зимой | 1 | | Жизнь людей и животных | иллюстрация | Беседа об изменении в природе зимой | Памяти, образного восприятия. |
III четверть. (9 ). Окружающий мир 1 класс
1 | Признаки зимы | 1,2 | | Жизнь людей, зверей | экскурсия | иллюстрация | Коррекция кругозора |
2 | Птицы | 3,4 | | Корм для зимующих птиц | | Беседа о перелетных птицах | кругозора |
3 | Зимующие птицы: подкормка | 5,6 | | Выбор кошки, уход за ней | иллюстрации | Беседа | Внимания, мышления |
4 | Домашние животные: кошка | 7,8 | | Выбор кошки, уход за ней | Фото | Беседа | Отношения к животным |
5 | Домашние животные: собака | 9 | | Породы собак, уход | Фото | Беседа | Отношение к животным |
IV четверть (8 ) Окружающий мир 1 класс.
1 | Дикие животные: волк | 2 | | Роль волка в природе | Картинки | Беседа | Мышления |
2 | Дикие животные: лиса | 2 | | Роль лисы в природе | Картинки | беседа | мышления |
3 | Сезонные изменения в природе весной | 2 | | Весенние месяцы | Иллюстрации | Беседа | Внимания |
4. | Признаки весны | 2 | | Капель, проталины | Фото | Беседа | Мышления |
| | | | | | | |
Дополнительная литература.
А.А Иванов. Правила дорожного движения.
Мир животных серия «Дружок»
Мир насекомых серия «Дружок»
Мир вокруг нас серия «Дружок»
Журнал « Розовый слон»
Журнал «Колобок».
Щ+