СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности кружка "Акварель" 1-4 классы.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Расширила прежнюю версию рабочей программы см. мой сайт

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА КУРСА

1 класс – живопись: обучение художественным приёмам работы с акварелью

2 класс – живопись: обучение приёмам работы с гуашью,  рисование пейзажей (срисовывание и с натуры).

3 класс – графика: рисование животных, изучение произведений искусства известных русских художников. Портретная живопись.

4 класс – скульптура, ДПИ,аппликация, бумагопластика,  работа с природными материалами. Рисование узоров, орнаментов, в том числе используемых в народных промыслах России (ознакомительно). 

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

            Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников.  Программа рассчитана на 4 года, то есть на период обучения детей в начальной школе. В 1-4 классах отводится 1 час в неделю, 135ч. В 1 классе – 33ч, в 2-4 классах – по 34ч.

Просмотр содержимого документа
«Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности кружка "Акварель" 1-4 классы.»

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МО Зам. директора по УВР Директор школы

______И.В.Яценко _____А.Ф.Кошелюк ______Е.В.Зайцев

Протокол №_______ Приказ №_____

«___»________ 20___г. «___»________ 20___г. «___»________ 20___г.

 





















АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности для 2 класса

кружок «Акварель»



МБОУ «Новоивановская средняя школа»



Яценко Инна Викторовна,

учитель высшей категории













Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № _____

от «___»_________ 20___г.





















2015/2016 учебный год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по внеурочной проектной деятельности кружка «Акварель» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дополнительного образования, составлена на основе письма департамента общего образования Минобрнауки от 12 мая 2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования», согласно Приказу Минобрнауки № 1241 от 26 ноября 2010 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки РФ от 06.10. 2009 г. № 373.

Реформирование российской системы образования обусловило необходимость формирования и развития интеллектуального потенциала России. Заказ общества к образованию – потребность в творческой саморазвивающейся личности, способной, реализуя свои личностные индивидуальные запросы, решать проблемы общества. Развивая себя – развиваешь общество. Организация разнообразной, творческой и эмоционально насыщенной внеурочной деятельности способствует удовлетворению интересов и развитию различных способностей детей.

В Федеральной программе развития образования выдвигается цель - «Развитие системы образования в интересах формирования творческой личности как одного из факторов экономического прогресса общества ...».

В данной программе основным направлением является - развитие творческих способностей детей с учетом их индивидуальности. Раскрытие потенциала каждого ребенка актуально для системы художественного воспитания. Реализация названных задач требует дополнительной системы художественного воспитания учащихся в общеобразовательных школах. Все это подчеркивает важность данной программы.

Цель программы

  1. Воспитание творческой личности, способной к эмоционально-образному отражению своих впечатлений и размышлений средствами декоративно-прикладного и изобразительного искусства.

  2. Обогащение эмоционально - нравственного опыта.

  3. Развитие творческого воображения, способности к эмоциональному восприя­тию искусства и окружающего мира.

  4. Совершен­ствование эстетического вкуса.

Задачи

  • Совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира.

  • Развитие художественно-творческих способностей детей, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности.

  • Фор­мирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятель­ности, разными художественными материалами и различными техниками.

  • Помочь ребенку понять самого себя; быть самим собой, иметь собственное мнение, любить себя.

  • Развитие индивидуальности, ощущения своей значимости.

  • Развитие умений и навыков со­трудничества в художественно-творческой деятельности.

  • Создание дружного, сплоченного творческого коллектива.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Одним из видов внеурочной деятельности, где может успешно осуществляться творческая деятельность, является изобразительная. Изобразительная деятельность играет большую роль в развитии в ребенка, т.к. необходимость создания творческой работы теснейшим образом связана с развитием познавательных процессов - восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Созданное ребёнком произведение: рисунок, лепная поделка и т.д., в значительной мере отражает его представления об окружающем и эмоциональное отношение к миру.

В изобразительной деятельности формируется умение различать и классифицировать наблюдаемое, произвольно вызывать в представлении нужные зрительные образы, оперировать ими и комбинировать их в воображении. В процессе изобразительной деятельности учащиеся приобретают знания об основах теории и истории изобразительного искусства, а также знания в области перспективы, цветоведения, композиции, пластической анатомии, технологии материалов. Кроме того, учащиеся получают обобщенные наглядные представления о практических способах и последовательности выполнения работ на плоскости и в объеме, знания, умения и навыки работы различными инструментами и материалами.

В процессе занятий изобразительным искусством у младших школь­ников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рацио­нально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-об­разного, художественного типа мышления, что является усло­вием становления интеллектуальной деятельности растущей личности.

Внеурочная изобразительная деятельность тесно связана с предметом «Изобразительное искусство», которое в начальной школе является базовым. Его уникальность и значимость опреде­ляются нацеленностью на развитие способностей и творческо­го потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образно­го пространственного мышления, интуиции.

Таким образом, программа внеурочной изобразительной деятельности младших школьников основывается на тех же принципах, которые заложены в программе по изобразительному искусству. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут млад­шим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в даль­нейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников. Программа рассчитана на 4 года, то есть на период обучения детей в начальной школе. В 1-4 классах отводится 1 час в неделю, 135ч. В 1 классе – 33ч, в 2-4 классах – по 34ч.

ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В процессе занятий по данной программе младшие школьники, достигнут определённых личностных результатов:

В ценностно-эстетической сфере:

  1. Эмоционально-эстетическое восприятие действительности.

  2. Способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни.

  3. Развитый художественный вкус и культура восприятия произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

В познавательной (когнитивной) сфере:

  1. Способность к ху­дожественному познанию мира.

  2. Умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

  3. Овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

В трудовой сфере:

  1. Овладение практическими умениями и навыками художественной деятельности. Изображения на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, представлению, воображению).

  2. Формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству.

  3. Освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического изучения окружающего мира.

  4. Умение пользоваться различными ху­дожественными материалами для работы в разных техниках (жи­вопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искус­ство, художественное конструирование).

  5. Стремление использо­вать полученные знания для создания красивых вещей или их украшения.

  6. Бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА КУРСА

1 класс – живопись: обучение художественным приёмам работы с акварелью

2 класс – живопись: обучение приёмам работы с гуашью, рисование пейзажей (срисовывание и с натуры).

3 класс – графика: рисование животных, изучение произведений искусства известных русских художников. Портретная живопись.

4 класс – скульптура, ДПИ,аппликация, бумагопластика, работа с природными материалами. Рисование узоров, орнаментов, в том числе используемых в народных промыслах России (ознакомительно).

Живопись

Начальные представления об осно­вах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изу­чение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зави­симости от характера его насыщения белой или чёрной крас­кой.

Углубление знаний об основных и о составных цветах, о тёплых и холодных, о контрасте тёплых и холодных цветов. Расширение опыта получения эмоцио­нального изменения цвета путём насыщения его ахроматиче­ской шкалой (насыщение цвета белой и чёрной краской). Осваивается способ насыщения цвета серой краской, и дети знакомятся с эмоциональной выразительностью глухих цветов.

Знания учащихся расширяются получением информации о существовании дополнительных цветов. Зелёный, фиолетовый и оранжевые цвета, до этого времени известные детям как составные, теперь раскрываются и как дополнительные, поскольку дополняют, усиливают зву­чание своих пар. Знакомство с живописным приёмом подма­лёвок, накопление навыков насыщения цвета тёплыми и холодными цветами, а также ахроматическим рядом.

Практическая работа:

  • освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использова­ния палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав.

  • изображение пейзажей, вырази­тельных объектов природы, цветов, камней, сказочных пер­сонажей.

  • изображение с натуры объектов природы — цветов, веток, фантастических фигурок.

Графика

Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте

темного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пят­на в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.

Продолжение освоения вырази­тельности графической неразомкнутой линии, развитие дина­мики руки (проведение пластичных, свободных линий). Рас­ширение представлений о контрасте толстой и тонкой линий. Продолжение освоения разного нажима на мягкий графичес­кий материал (карандаш) с целью получения тонового пятна. Кроме этого, знакомство с другими графическими материала­ми — углём, сангиной, мелом и со спецификой работы с ними в различных сочетаниях. Знакомство с техникой рисо­вания цветными карандашами. Закрепление представлений о значении ритма, контраста тёмного и светлого пятен в созда­нии графического образа.

Практическая работа:

  • изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.

  • изображение животных и птиц, портрета человека, предметов быта.

Скульптура

Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки — глиной и плас­тилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.

Развитие навыка использования основных приёмов работы (защипление, заминание, вдавливание и т.д.) со скульптурными материалами - глиной и пластилином. Работа с пластикой плоской формы (изображение листьев), изучение приёмов передачи в объёмной форме фактуры.

Активное закрепление навыков работы с мягкими скульптурными материалами. Ведение работы от общей большой массы без долепливания отдельных частей. Изображение лежащих фигурок животных, сидящей фигуры человека. Освоение приёмов декоративного украшения плоской формы элементами объёмных масс, приёмов продавливания карандашом, передачи фактуры (создание следов с помощью инструментов).

Новые знания и навыки — работа над рельефом. Подготовительный этап по освоению рельефа: продавливание карандашом пространства пластилиновой плиты около изображения, т. е. получение двух уров­ней в изображении. Выполнение творческого задания на поиск образа в мятом куске мягкого материала (пластилина, глины) с последующей доработкой образа.

Практическая работа:

  • лепка отдельных фруктов, овощей, птиц, сладостей.

  • лепка листьев, объёмных форм (ваз), сказочных персонажей.

  • лепка лежащих животных, сидящей фигуры человека, декоративных украшений.

  • нахождение образа в общей пластической массе. Работа над рельефом.

Аппликация

Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плав­ную линию. Знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляют­ся сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.

Развитие навыка использования техники обрывной аппликации, навыка работы с ножницами

и получения симметричных форм. Особое внимание уделяется работе с готовыми цветовыми эталонами двух или трёх цветовых гамм.

Продолжение освоения обрывной и вырезанной аппликаций. Выполнение работ на создание образа с помощью ритма, на передачу воздушной перспективы. Дополнительным приёмом является использование в аппликации фломастеров.Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций).

Знакомство школьников с новыми материалами, используемыми в аппликации, например с шерстяными нитками, которыми создаётся не только кон­тур будущего изображения, но и само цветовое пятно. Знакомство с новым приёмом использования не только самой вырезанной формы, но и дырки, полученной от вырезания основной фигуры. Соединение на плоскости цветового пятна и его дырки позволит получить новые художественные образы. Новым материалом аппликации могут стать засушенные листья, из которых можно создать осенний пейзаж.

Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручивания, надрезания. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в ко­торой используются различные приёмы сминания бумаги.

Практическая работа:

  • изображение пейзажей, архитектурных сооружений, овощей, фруктов.

  • изображение натюрмортов, коллажей, пейзажей.

  • изображение пейзажей, предметов быта, фантастических животных и растений из засушенных листьев.

Бумажная пластика

Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.

Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы, при котором в создании художественного образа участвует как вырезанный белый силуэт, так и образовавшаяся после вырезания дырка. Углубление представлений о получении объёма с помощью мятой бумаги.

Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручивания, надрезания бумаги. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приёмы сминания бумаги.Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и т.д.

Практическая работа:

  • изображение природных объектов (деревьев, кустов), отдельных фигурок.

  • создание пейзажей, парков, скверов, игровых площадок (коллективные работы).

  • создание образов танцующих фигур, фигур в движении.

Работа с природными материалами

В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы и формы, полученные из бумаги.

Разнообразие природных материа­лов расширяется введением в работу скорлупок грецких орехов, молодых побегов, шишек, косточек, семян и т.д. Особенностью работы с природны­ми материалами является использование более крупных при­родных форм. Например, при выборе камней отдаётся пред­почтение большему их размеру, а также попытке найти в их форме образ животного или человека с дальнейшей дорисовкой найденного образа гуашью. Кроме этого, учащимся предлага­ется разрисовка камней как в живописной манере, так и в декоративной.

Новые творческие задачи в работе с природным материалом — выполнение тематических заданий. Известными материалами учащиеся выполнят ком­позиции на заданные темы на привычном куске картона или в картонной крышке, а также в маленькой металлической (пластмассовой) крышке от конфет или кофе. Значительное ограничение пространства обусловит более мелкую работу, способствующую развитию более сложной моторики пальцев.

Практическая работа:

  • изображение уголков природы.

  • изображение домиков в лесу, флота с парусами, уголков природы и других сюжетов (по вы­бору детей).

  • декоративная роспись камней; нахождение в камнях образа с последующей дорисовкой.

  • оформление уголков природы с включением небольшого пространства воды, различных построек.

Формы и методы проведения занятий:

1. Словесные методы обучения: устное изложение; беседа; анализ произведений искусства.

2. Наглядные методы обучения: показ упражнений, исполнение педагогом; наблюдение; работа по образцу.

3. Практические методы обучения.

4. Частично-поисковые методы обучения (дети участвуют в подборе материала).

Формы организации деятельности учащихся на занятии.

Групповая, индивидуально-групповая, индивидуальная.

Формы проведения занятий: чередование занятий индивидуального практического творчества обучающихся и занятий коллективной творческой деятельности; экскурсии; отчётные выставки.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы – выставки работ

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

дата

Тема занятия

план

факт



Инструменты и материалы для работы акварелью. Начало работы.



Прозрачные и полупрозрачные краски.



Густая и жидкая краски.



По сухому или равномерное окрашивание



Использование карандашей



Заливка.



Тонкие линии.



По мокрому, или по влажному



Многослойная живопись, или сухим по сухому.



Смягчение границ по сухому, или растушёвывание.



Резервный. Конкурс «Моя Родина»



Смягчение границ по мокрому.



Мазки.



Сухая кисть.



Штампы.



Резервная жидкость, скотч и трафареты.



Процарапывание и ластик, или открытие белого по сухому



Смывание до основы, или открытие белого по мокрому.



Мастихин



Соль.



Набрызгивание.



Рельеф бумаги.



Рельеф бумаги.

23-26



Изображение цветов разными художественными приёмами.

27-30



Работа на пленере.

31-33



Резервные уроки для конкурсов(-1)



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. О. Шматова.- Самоучитель по рисованию акварелью. – М.;Эксмо,2007

  2. репродукции произведений изобразительного искусства,

  3. методические рисунки,

  4. детские работы как примеры выполнения творческих заданий,

  5. музыка для релаксации.

  6. Видео-презентации:

  7. http://play5d.ru/video/videorace.php?video=5iLXq-GZF2s - акварель и акварельные карандаши.

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Обучающиеся должны знать:

  • историю возникновения ИЗО

  • основу рисунка

  • материалы и инструменты художника

  • основы рисования с натуры

Обучающиеся должны уметь:

  • владеть основными изученными художественными приёмами рисования акварелью

  • выполнять наброски с натуры

  • определять форму предмета и выполнять эскизы и эскизы в цвете.

  • владеть приёмами;

  • применять их в свободном творчестве.

Обучающиеся получат возможность:

  • на основе изученного материала реализовывать свои творческие фантазии.