СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская рабочая программа учебного курса по внеурочной деятельности для детей с ОВЗ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана для учащихся 4 класса с ограничеными возиожностями здоровья.

Просмотр содержимого документа
«Авторская рабочая программа учебного курса по внеурочной деятельности для детей с ОВЗ.»





Рабочая программа учебного курса по внеурочной деятельности

для детей с ОВЗ

Уровень начального общего образования

Срок освоения: 1 год (4 класс)



Составитель:

Мельниченко Татьяна Викторовна

учитель начальных классов.



1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Развивайка» для обучающихся разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, для детей с ОВЗ.
Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с задержкой
психического развития (АООПНООО)
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Программа направлена:
 на обеспечение коррекции недостатков в психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья;
 оказание помощи детям этой категории в освоении адаптированной основной образовательной программы начального общего
образования;
 овладение навыками адаптации обучающихся к социуму;
Актуальность выбора определена на основе диагностических фактов: у учащихся слабо развиты память, устойчивость и
концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции. Программа разработана как дополнение к общеобразовательным курсам «Математика», «Русский язык», «Окружающий мир» в начальной школе.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий для обеспечения
достижения обучающимися планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы основного общего
образования.
Основные задачи курса:
1)развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, мышления, внимания, зрительного восприятия, воображения-
2)расширение кругозора.
3)развитие творческих способностей обучающихся.
4)развитие языковой культуры и формирование речевых умений;
5)развитие речи и словарного запаса учащихся;
6)формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать
мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
7)формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и обще учебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений


2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
 Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве
(этические нормы).
 В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор,
при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
 Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
 Проговаривать последовательность действий .
 Учиться высказывать своё предположение (версию).
 Учиться работать по предложенному учителем плану.
 Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные УУД:
 Ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного.
 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
 Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать.
Коммуникативные УУД:
 Слушать и понимать речь других.
 Формулировать собственные мысли,
 Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов, событий, явлений и узнавать события по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов, событий, явлений;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-определять противоположные явления.

3.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Программа данного курса рассчитана68 часов, по 2 занятия в неделю.
Материал каждого занятия рассчитан на 30-40 минут. Во время занятий у ребенка происходит развитие познавательных способностей.
Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В
результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из
системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются
занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что
привлекательно для младших школьников с ОВЗ.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются
умения самостоятельно действовать, принимать решения.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется
такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач
любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются
условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные
процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания.
Все задания условно можно разбить на несколько групп:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на совершенствование воображения;
- задания на развитие логического мышления;
- задания на развитие речи.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей,
объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно
сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая задачи
Задания, развивающие память
Упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться
своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно
сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового
запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и
времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же
линию дважды);
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества
данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает
изображение того предмета, о котором идет речь), числограммы (предмет изображен с помощью чисел) и задания «Не верь глазам своим».
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. Упражнения, которые позволяют на
доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного
теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные
объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать.
Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Задания, развивающие речь.
Упражнения на развитие устойчивой речи. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
Программа предусматривает проведение учебных занятий в различной форме:
1. Работа в парах.
2. Групповые формы работы.
3. Индивидуальная работа



Наименование разделов

Характеристика основных видов деятельности учащихся

1

Развитие восприятия

Тренировать восприятие и наблюдательность.
Принимать участие в играх на развитие восприятия и наблюдательности.

2

Развитие памяти

Тренировать зрительную память.
Принимать участие в играх на развитие памяти.
Объяснять закономерности.
Выделять черты сходства и различия.

3

Развитие внимания

Тренировать внимание.
Принимать участие в играх на внимание.
Разгадывать и составлять ребусы, анаграммы, пиктограммы.
Составлять магические квадраты.

4

Развитие мышления

Находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его
признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками.
Выделять главное и существенное, сравнивать предметы, выделять черты сходства
и различия, выявлять закономерности.
Решать логические задачи, разгадывать и составлять ребусы, шарады.
Участвовать в проведении дидактических игр.

5

Развитие речи

Составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки.
Давать несложные определения понятиям.
Принимать участие в дидактических играх.
Подбирать синонимы, антонимы, омонимы.
Объяснять значение слов и выражений.






4.КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ

Кол-во

1

Знакомство с содержанием курса. Пространственно-ориентированные задания. Каскад слов.

2

2

Воспроизведение повторяющегося узора. Мозаика. Разгадывание загадок.

2

3

Графические диктанты. Игра «Продолжи узор». «Лабиринты».

2

4

Рисование по клеточкам. Разгадывание филвордов.

2

5

Подбор слов по аналогии. Игра «Исключи лишнее». Решение логических задач.

2

6

Рисование фигуры по клеточкам по приведённому образцу. Продолжение закономерности.

2

7

Графические диктанты. Игра «Потопаем - похлопаем». Угадай по
описанию.

2

8

Продолжение логического ряда. Игра «Восстанови порядок». Рисование по точкам.

2

9

Нахождение лишнего слова. Разгадывание загадок. Игра «Я фотоаппарат».

2

10

Продолжение цепочки слов. Игры «Внимательный художник», «Сложи рисунок»

2

11

Графические диктанты. Рисование по точкам. Игра «Сложи квадрат».

2

12

Подбор общего названия для группы предметов. Игра «Шифровальщик».

2

13

Подбор антонимов и синонимов. Работа с картой.

2

14

Разгадывание загадок. Рисование по клеточкам подобной фигуры. Мозаика.

2

15

Разгадывание ребусов. Сосчитай и раскрась

2

16

Логические задачи. Рисование подобных фигур на клетчатой бумаге.

2

17

Нахождение закономерностей в узоре, продолжение узора. Сделай по образцу.

2

18

Нахождение слов в таблице среди букв. Логические задачи. Рисование по точкам.

2

19

Нахождение общего названия для группы предметов. Работа с картой.

2

20

Решение логических задач. Разгадывание ребусов. Мозаика.

2

21

Нахождение лишнего слова. Игра «Найди отличия».

2

22

Нахождение недостающей фигуры. Разгадывание загадок. Игра «Сложи квадрат».

2

23

Графические диктанты. Игра «Продолжи узор». Логические задания со спичками.

2

24

Тренировка внимания. Игра «Что изменилось?» Раскрашивание картинки в соответствии с заданием.

2

25

Игры на развитие памяти. Логические задачи, ребусы. Рисование по точкам.

2

26

Тренировка внимания. Игра «Найди отличия». Графические диктанты.

2

27

Нахождение слов среди букв в таблице. Игра «Наоборот» (слова-
антонимы). Мозаика.

2

28

Игры на развитие логического мышления. Игра «Составь слово»

2

29

Игры на внимание: «Что изменилось?», «Шифровальщик». Рисование подобной фигуры.

2

30

Разгадывание ребусов. Логические задания со спичками. Рисование по точкам.

2

31

Логические задачи. Игры на развитие фонематического слуха. Графические диктанты.

2

32

Тренировка внимания: нахождение чисел в таблице. Игра «Что
изменилось?» Рисование подобной фигуры

2

33

Игра «Отвечай скорей». «Собери предложения». Разгадывание филвордов.

2

34

Игры на внимание и на развитие логического мышления.

1

35

Итоговое занятие. Игра «Знаю. Умею. Расскажу».

1


5.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебная и методическая литература
1. Л. М. Сукач «Дидактический материал для исправления недостатков произношения, чтения и письма младших школьников. Москва
Просвещение 1985г.
2. Серия дидактического материала «Говорим правильно»
3. Л.В. Зубарева «Развитие словесно-логического мышления и речи младших школьников. Волгоград 2015.
4. Г.А.Сыропятова серия «Графические диктанты».
5. Н. Ю. Микхиева Н.Ю. И.В. Мартин «Дидактические игры и упражнения».
Учебно–практическое оборудование
1. Геометрический материал.
2. Демонстрационный счетный материал.
3. Предметные картинки.
4. Географические карты.