СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская разработка

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Патриотичечское воспитание - вечная проблема педагогики. Всё самое родное и дорогое для человека - патриотизм.

Просмотр содержимого документа
«Авторская разработка»



И.П.Андреева – учитель музыки

МБОУ «СШ № 40»

Патриотическое воспитание и народная музыка

Патриотическое воспитание – вечная проблема педагогики. Каждая эпоха, каждая историческая ситуация по – своему отражается на патриотическом мировосприятии. В настоящее время это чувство каждого из нас подвергается серьезным испытанием. Изменилось Отечество.

Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и серьезно настораживает будущее. Произошла потеря общественного идеала. СМИ распространяют тотальную пошлость, антиколлективизм, антипатриотизм вседозволенность, культ силы и жестокости, отказ от ценностей образования, познания отечественной культуры. В падения нравственности единственной собирательной идеей может и должно стать чувство любви к своему Отечеству.

Все самое родное, все самое дорогое для человека – в нем, в патриотизме. Колыбельная песня, материнский язык - как божественный заряд патриотизма. Они – то духовно и раскрывают способность личности к любви – к матери, Матери – Родине, к труду и т.д. Чувство народности, т.е. национально – патриотическое чувство так сильно в каждом, что при общей гибели всего святого и благородного оно погибает последним. Отсюда актуальна широкая трактовка патриотического чувства – в соединении с чувством национального достоинства.

Национальная и языковая среда оказывают большое влияние на формирование патриотических качеств. Это, прежде всего, связано с представлениями народа о родной земле, чести и достоинстве того или иного народа. В течении веков народы разных национальностей создавали свою педагогическую культуру, свою национально – гуманистическую воспитательную систему, способные сформировать человека – патриота. Истории педагогики известно, что благородство, умение чувствовать и действенно бороться за родной народ, дружба с представителями других народностей привели выдающихся деятелей разных национальностей М.Акмуллу, И.Яковлева, Я.Шкетана, М.Евсеева, К.Насыри и др. на путь просветительской деятельности, где они нашли свое призвание.

История народа – это история все возрастающего творческого поиска по воспитанию молодого поколения. Ведущим звеном народной идеологии всегда выступала любовь к родной земле, верность памяти предков. Едва родившись, человек становился объектом педагогики. С младенчества прививались малышу добронравие, веселость, и, в первую очередь, уважение к страшим.

Колыбельные песни – это кладезь нравственных ценностей. Неспроста нашими предками колыбелью называлась сама родина, место рождения человека. Колыбелью наши предки называли землю, место происхождения самого народа и его последующих поколений. Какое же глубокое значение придавалось этому слову!

Народная музыка – богатая и многообразная область культуры, развитие которой обусловлено законами формообразования, присущими всякому музыкальному творчеству устной традиции. Изучение живой народной музыки дает возможность проникнуть в подлинный жизненный смысл народной песенной культуры и понять организующие ее силы. С жизнью народа связана народная музыка, музыкальный фольклор. Жизнь предшествующих поколений, славные деяния предков всегда были в числе важных социализирующих факторов. О них слагались песни и легенды, баллады и предания.

Большое значение в воспитании патриотизма на протяжении веков имели и будут иметь былины о славных русских богатырях. Их образы, наделенные народом самыми возвышенными чертами, являются символом истинного патриотизма. Былины вдохновили многих мастеров искусства на создание величественных творений.

Основы народной морали, закрепленные в традициях и обычаях, пословицах и поговорках, песнях и сказках, постоянно служили содержанием и программой нравственного и патриотического воспитания. В народе о плохом человеке говорили так: «Наверное, ему колыбельную мать не пела». Мать – живая душа, большая судьба, предмет любви и вдохновения. Матери посвящено множество музыкальных произведений, стихов, поэм, которые излучают доброту, нежность, прививают любовь к родным местам, к своей родине.

Песенное богатство народа – это его духовное богатство. В ней, в песне, отражены не только широта и щедрость характера, в ней тайна его непобедимости. Достаточно вспомнить песни Великой Отечественной войны: призывные, лирические, героические, шуточные – при любых обстоятельствах человек пел песни. Прошло совсем немного времени, и эти песни стали называться высоким словом – народные.

Сегодня приобщение к ценностям народного творчества необходимо, так как в нем воплощено не просто прошлое культуры, но и нравственные свойства человеческой души. Народная музыка воспитывает активную жизненную позицию современного молодого человека, дает ему высокие ориентиры в жизни. И это выражается в углублении патриотизма. Именно в углублении, так как знание народной культуры делает чувство Родины глубинным, сообщает опыт переживания патриотических чувств.

Воздействие народной музыки в целом на человека позволяет сделать вывод, что она является эффективным средством обогащения духовной культуры в патриотическом воспитании.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!