СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская разработка для факультативных и кружковых занятий

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка для учителей ИЗО преподающих скульптуру

Просмотр содержимого документа
«Авторская разработка для факультативных и кружковых занятий»




Календарный план по скульптуре

1-класс (1-четверть)


Раздел программы по скульптуре для первого класса предусма­тривает освоение следующих задач:

1.Научить детей работать с глиной без боязни.(Чтобы дети почувствова­ли пластичность глины).

2.Все задания направлены на развитие зрительной памяти, воображения, фантазии и органично подводят детей к композиционным работам.

3.Если ребенок, работая вместе с учителем, научится осмысленно видеть глазами, чувствовать глину пальчиками, то я думаю, что достиг определенных успехов с детьми в изучении скульптуры, по­тому что взаимосвязь этих трех элементов является первым ша­гом в понимании и изучении предмета "Скульптура".

4.Данному возрасту свойственно непререкаемая вера в истинность всего, чему учат. Дети доверчивы, исполнительны, что позволяет им быстро овладеть основами, исходными элементами искусства ваяния. И этим моментом в их возрасте

надо воспользоваться, направить детей в нужном направлении в изучении предмета.

5.Приобретение обязательного в процессе работы навыка отхода от станка - для осуществления сравнения выполняемого задания с натурой или для его кругового обзора.

(Этот пункт действителен на каждом уроке и обязателен до кон­ца учебного процесса, Этот навык должен стать как правило привычкой у ребенка).

Вводная беседа. Ознакомление с предметом.

(Знакомство с группой)

1 урок. Беседа о скульптуре, ее видах, жанрах и т.д.

2 часа Подготовка материала, инструментов и других принадлежностей.


Оборудование мастерской.

2-3 уроки Лепка по представлению ( под руководством педагога)

4 часа. Тема: "Домашние птицы (работа выполняется из цельного куска глины)

Объект постановки: русская народная сказка "Петушок - золотой гребешок"

1-задание:

  1. Поиск обшей массы объекта

  2. Определение общей формы объекта

  3. Проработка деталей. Просушка.

  4. Очистка. Грунтовка и раскраска ( по возможностям)

5. Анализ и обсуждение работ с учениками

4-5 уроки Лепка по памяти (под руководством педагога).

4 задание тема: "Домашние птицы" (работа выполняется из цельного куска глины)

2 задание Объект постановки: сказка "Курочка-ряба

  1. Поиск обшей массы объекта

  2. Определение общей формы объекта

  3. Проработка деталей. Просушка.

  4. Очистка. Грунтовка и раскраска (по возможностям? Акварель, гуашь, закрепление лаком.

  5. Анализ и обсуждение работ с учениками.

6-7 уроки Лепка по воображению (под руководством педагога)

4 часа Тема: "Домашняя птица (работа выполняется из целых куска глины)

3 задания Объект постановки: "Лебедь"

  1. Поиск обшей массы объекта

  2. Определение общей формы объекта

  3. Проработка деталей. Просушка.

  4. Очистка. Грунтовка и окраска (по возможностям) акварель, гуашь, закрепление лаком.

  5. Анализ и обсуждение работ с учениками.


8 урок Анализ выполненных работ. Итоговый просмотр. Подготовка к следующей четверти.


I класс (2 четверть)


Вводная беседа"о декораативно-прикладном искусстве" (Его разновидности)


1 урок Лепка по представлению (под руководством педагога)

2часа Тема: "Домашняя птица" (работа выполняется из цельного куска глины)

Объект постановки: "Серая шейка"(утка) Подготовка глины для заготовки.

2-3 уроки 1.Поиск общей массы объекта

1 задание 2. Определение обшей формы объекта

3. Проработка деталей. Просушка.

4.Очистка, грунтовка и раскраска (по возможностям)

акварель, гуашь, закрепление лаком.



4-5 уроки Лепка по наблюдению (под руководствомпедагога)

2 задание Тема: Домашние животные" ( работа выполняется из цельного куска)

Объект постановки: Котенок, играющий с мячиком

  1. Поиск общей массы объекта

  2. Определение общей формы объекта

  3. Проработка деталей. Просушка.

  4. Очистка, грунтовка и раскраска ( по возможностям) акварель, гуашь, закрепление лаком.

  5. Анализ и обсуждение работ с учениками.



6 урок Лепка с натуры для праздничной елки ( новогодние игрушки, напоминающие по форме шар, куб, конус, призму)

2 часа

3 задание



7 урок Завершение работы, очистка, грунтовка и раскраска (акварель, гуашь, закрепление лаком)

2 часа Анализ выполненных работ. Первое знакомство с гео­метрическими фигурами.(работа выполняется под руководством педагога).

3 задание


I класс (3 четверть)

1-2 уроки Лепка по наблюдению (под руководством педагога)

4 часа Тема:" Домашние животные" (работа выполняется из цельного куска)

1 задание Объект постановки:" Белый Бим- черное ухо"( собака)

  1. Поиск общей массы объекта

  2. Определение общей формы объекта

  3. Проработка деталей. Просушка.

  4. Очистка, грунтовка и раскраска (по возможностям) акварель, гуашь, закрепление лаком.


3-4 уроки Лепка по воображению и наблюдению (под руководствомпедагога)

4 часа Тема: "Домашние животные"(работа выполняется из цельного куска глины) Объект постановки: 'Ежик


2 заданиеПоиск общей массы объекта

  1. Определение общей формы объекта

  2. Проработка деталей. Просушка.

  3. Очистка, грунтовка и раскраска (по возможностям) акварель, гуашь, закрепление лаком.

5-6 уроки Лепка по представлению и наблюдению (под руководством педагога)

4 часа Тема: "Домашние животные" (работа выполняется из цельного куска глины)

3 задание Объект постановки: "Хрю-хрю" (кабанчик)



  1. Поиск общей массы объекта

  2. Определение общей формы объекта

  3. Проработка деталей. Просушка.

  4. Очистка, грунтовка и раскраска (по возможностям) акварель, гуашь, закрепление лаком.

7-8 уроки Лепка по представлению и наблюдению (под руководством педагога)

4 часа Тема: Овощи и фрукты ( по форме напоминающие геоме­трические тела)

4 задание


9 урок Анализ выполненных работ, обсуждение, итоговый просмотр.


I класс (4четверть)

1-2 уроки Лепка по представлению и воображению (под руководством педагога)

4 часа Тема: Русская народная сказка "Шар-птица" (работа выполняется из цельного куска глины)

I задание

  1. Поиск общей массы объекта

  2. Определение общей формы объекта

  3. Проработка деталей. Просушка.

  4. Очистка, грунтовка и раскраска (по возможностям) акварель, гуашь, закрепление лаком.

3-4 уроки Лепка по наблюдению и воображению (под руководством педагога)

4 часа Тема: Домашние животные (работа выполняется из цельного куска глины)

2 задание Объект постановки: Конек-Горбунок

  1. Поиск общей массы, объекта

  2. Определение общей формы объекта

  3. Проработка деталей. Просушка.

  4. Очистка, грунтовка и раскраска (по возможностям) акварель, гуашь, закрепление лаком.

5-6 уроки Лепка по представлению (под руководством педагога)

4 часа Тема: Русская народная сказка "Золотая рыбка"

3 задание

  1. Поиск общей массы объекта

  2. Определение общей формы объекта

  3. Проработка деталей. Просушка.

  4. Очистка, грунтовка и раскраска (по возможностям) акварель, гуашь, закрепление лаком.

7-8 уроки Лепка с натуры , итоговая работа

4 часа Тема: Игрушки , принесенные из дома.

4 задание

  1. Поиск общей массы объекта

  2. Определение общей формы объекта

  3. Проработка деталей. Просушка.

  4. Очистка, грунтовка и раскраска (по возможностям) акварель, гуашь, закрепление лаком.

  5. Анализ и обсуждение выполненных работ. Итоговый просмотр работ.



Календарный план по скульптуре


2 класс (1 четверть)

Программой второго класса предусмотрено*дальнейшее приоб­ретение навыков и повышение уровня полезных знаний. У детей возрастает работоспособность и в значительной степени совер­шенствуется умение лепить форму правдоподобней, чем это было раньше.

Со второго класса начинаются самостоятельные работы, и поэтому нельзя допускать при натурной лепке изобилия образцов и их бес­порядочного расположения, так как это может дезориентировать детей. Надо отобрать минимальное количество образцов контраст­ных по характеру и выразительных по форме..; Методы работы остаются теми же, что и в первый год обучения. По-прежнему хорошим стимулом для ребят служит показательная работа учителя над тем же заданием. Этот стимул на втором году занятий приобретает даже большую значимость для детей.


Вводная беседа. Ознакомление с предметом, знакомство с группой.

Подготовка материала, инструмента и других принадлежностей.

1-2 уроки Лепка с натуры Тема: Осень

4 часа Объект постановки: Цветок, листья, овощи, фрукты.

I задание Поиск общей массы. Определение общей формы, пропорций и т.д.


3 урок Обработка выполненной работы, очистка, просушка,

2 часа грунтовка и раскраска гуашевыми или акварельными

I задание красками, закрепление лаком

.4 урок Лепка по памяти и воображению (под руководством педагога)

2 часа Тема: русская народная сказка "По щучьему велению. Объект постановки: Рыба

2 задание Поиск общей массы, Определение общей формы, характера и т.д.


5 урок Проработка деталей, очистка, подготовка к роспись.

2 часа Грунтовка и роспись акварельными или гуашевыми

2 задание красками. Закрепление лаком.


6 урок Лепка по представлению (под руководством педагога)

2часа Тема: Дикие звери (работа выполняется из цельного куска)

3 задание Объект постановки: лев, тигр, волк, медведь, пантера

Поиск общей массы. Определение общей формы объекта, характера, пропорций и т.д.

7 урок Проработка деталей, подготовка к росписи, грунтовка и роспись акварелью или гуашью, закрепление

2 часа лаком.

3 задание


8 урок Анализ и обсуждение выполненных работ. Итоговый просмотр.

2 часа Материал - глина. Размер: произвольный

.

2 класс (2 четверть)


1 урок Вводная беседа об обжиге Ознакомление с планом

2 часа работ за четверть. Подготовка материала и инстру­ментов.


2 урок Лепка по воображению

2 часа Тема: Подводный мир (работа выполняется из цельного куска глины)

I задание Объект постановки: Кит, акула, дельфин и т.д.

Поиск общей массы объекта. Определение характерных деталей объекта


3 урок Проработка. Очистка, подготовка к обжигу. Обжиг.

2 часа Анализ и обсуждение работ с учениками

1 задание Материал - глина, размер - произвольный.


4 урок Лепка по наблюдению и памяти (под руководством педагога)

2часа Тема: Аквариум (работа выполняется из цельного куска глины)

2 задание Объект постановки: Аквариум дети приносят с собой и по выбору выполняют работы.

Поиск общей массы и форм объекта.


5 урок Проработка деталей, очистка, подготовка к обжигу,

2 часа Обжиг.

2 задание Анализ и обсуждение работ с учениками.


6 урок Лепка с натуры(работа выполняется из цельного куска).

2 часа Тема: Новогодние игрушки (напоминающие по форме геометрические тела)

3 задание Поиск форм новогодних игрушек.

7 урок Проработка деталей, очистка, грунтовка и роспись

2 часа акварелью или гуашью, закрепление лаком.

3 задание Анализ и обсуждение работ с учениками. Итоговый просмотр работ.


2 класс (3 четверть)


1 урок Лепка по наблюдению и по памяти (под руководством педагога)

2часа Тема: Дикие животные (работа выполняется из цельного куска глины)

1 задание Объект постановки: Жираф, бегемот, слон и т.д.

Поиск общей массы объекта, определение общей формы и характера объекта.


3 урок Проработка деталей, очистка, грунтовка и роспись

2 часа акварелью и гуашью, закрепление лаком

1 задание


4 урок Лепка по памяти и воображению

2часа Тема: Дикие животные (работа выполняется из цельного куска глины)

2 задание Объект постановки: Слон. Поиск общей массы, определение общей формы, пропор­ций, характера


5урок Проработка деталей Очистка, просушка, обжиг.

2 часа

2 задание


6-7 уроки Лепка по представлению

4 часа Тема: Дикие животные (работа выполняется из цельного куска глины)

3 задание Объект постановки: Персонаж с несложным композицион­ным движением

(работа выполняется самостоятельно)

Поиск общей массы объекта, определение характерных пропорций в движении.


8 урок Проработка деталей. Очистка, подготовка к обжигу,

2 часа обжиг.

3 задание


9 урок Анализ и обсуждение работ с учениками. Итоговый просмотр работ.

2 часа


2 класс (4 четверть)


1 урок Вводная беседа. Лепка птиц (особенности лепки птиц)

2 часа Работа выполняется из цельного куска глины. Подготовка материала и инструментов.


2-3 уроки Лепка по воображению

4 часа Тема: Попугай (типажи берем из сказок, мультфильмов)

1 задание

  1. Поиск общей массы объекта

  2. Определение общей фермы и характера движения объекта.

  3. Проработка деталей выразительности образа

  4. Подготовка к росписи, грунтовка и роспись, закрепление цвета лаком, если есть возможность- глазурью.


4-5 уроки Лепка с натуры

4 часа Тема: Птицы (работа выполняется из цельного куска)

2 задание Объект постановки: Петушок, курица, гусь и т.д. Работа выполняется самостоятельно, но под контролем

  1. Поиск общей массы объекта

  2. Определение характерных форм движения объекта

  3. Проработка деталей

  4. Подготовка к росписи, грунтовка и роспись, закрепление цвета лаком.

6-7 уроки Лепка птиц в несложных позах, предусмотренных программой.

4 часа Цель: закрепить навыки, полученные раньше, образно выражаясь, перекинуть мост от первых занятий по композиции к более сложным. Работа выполняется самостоятельно с натуры.

Задание 3 Объект постановки: Чучело птицы.и т.п.

  1. Поиск общей массы объекта

  2. Определение характерного движения объекта

  3. Проработка деталей. Очистка, подготовка к обжигу, обжиг.


8 урок Анализ и обсуждение работ с учениками. Отбор работ к выставке.

2 часа Итоговый просмотр работ.


Календарный план по скульптуре


3 класс (1 четверть)

Программой третьего класса предусмотрено обучение детей работе профессиональными скульптурными приемами, разминать материал и лепить объем пальчиками из целого куска, не допу­ская механического подхода к выполнению задания, т.е.раска­тывание шариков, конусов и т.д. и сборки отдельных деталей, постоянно напоминать об этом в течение года. Обучать работе с натуры, умению наблюдать предмет, объект, модель и т.д., анализировать его объем, пропорции, форму при постоянном сравч нении с натурой. Дать первые понятия о массе, о форме и объе­ме, воспитывать особое внимание к красоте и неповторимости форм природы, как сказал Сальвадор Дали:"Не надо бояться со­вершенства, ты его не достигнешь!", и поэтому без боязни надо изучать конструкцию, характер и другие особенности каждого предмета и объекта природы, чтобы научиться грамотно и вырази­тельно рисовать, лепить и т.д.


Вводная беседа. Ознакомление с предметом.(знакомство с группой). Подготовка материала и инструментов.


3 урока Лепка с натуры

6 часов Тема: Овощи и фрукты (работа выполняется из целого куска глины)

Объект постановки: Яблоки разных форм. Количество не имеет значения, самое главное, чтобы они

были разных форм - круг­лые, удлиненные, контраст двух форм

невольно вынуждает детей сосредоточиться на отношениях и характере объектов.

  1. Подготовка основных объемов с соблюдением пропорций, отношений и т.д.

  2. Проработка деталей, уточнение форм.

  3. Завершение работы. Очистка.

  4. Грунтовка и роспись (акварель и гуашь закрепляется лаком)


4-5 уроки Лепка с натуры

4 часа Тема: Осенние листья Объект постановки: листья Знакомство с рельефом. Работа выполняется рельефом.

2 задание.

  1. Подготовка плинта по формату будущего рельефа.

  2. Скомпоновать лист на глину стеком.

  3. Нахождение общих масс и форм объекта.

  4. Проработка деталей. Определение характера и выразитель­ности листа.

  5. Завершение работы. Очистка. Просушка.


6-7 уроки Лепка с натуры

4часа Тема: Домашние животные (работа выполняется из целого куска глины)

3 задание Объект постановки: Попугай, которого принесли дети. Задача: самостоятельно выбрать позу и движение, при этом объясняю, что не все движения пригодны для скульптуры, а только характерные, завершенный" (но не переходные), т.е. объект не должен находиться в состоянии прыжка и полета.

  1. Поиск общей массы

  2. Определение форм и характерных поз попугая

  3. Проработка деталей.

  4. Завершение работы. Очистка, подготовка к росписи.

  5. Грунтовка и роспись. Работа выполняется акварелью или гуашью, закрепляем лаком.8 урок Анализ и обсуждение работы с учениками. Беседа с учениками

2 часа (продолжаю ту тему, которую выполнили

3 задание практически, т.е. объясняю, что лепка с натуры животных,

птиц и других объектов в движении является решающим периодом в этом возрасте).


3 класс (2 четверть)


1-2 уроки Лепка с натуры. Этюд

4 часа Тема: Животный мир(работа выполняется из цельного куска глины)

1 задание Объект постановки: Игрушки, принесенные с собой.

  1. Обсуждаем формы игрушек, принесенных детьми

  2. Выбираем нужную нам игрушку, в каком-нибудь ха­рактерном движении и начинаем лепить с натуры.

  3. Находим общую массу объемов модели(игрушки)

  4. Находим общую форму модели.

  5. Проработка деталей. Завершение работы. Очистка. (Грунтовку производим водоэмульсионной краской).

Роспись акварельными или гуашевыми красками., закреп­ляем лаком.

3-7 уроки Лепка с натуры. Этюд

10 часов Тема: Животный мир (работа выполняется из цельного куска глины)

2 задание Объект постановки: Живая натура кошки (принесена учениками).

  1. Обсуждаем движение живой натуры (кошки)

  2. Каждый ученик выбирает нужную ему позу или движение и начинает лепить с натуры.

  3. Начинаем лепить с общей массы живой натуры

  4. Определяем общую форму и характер движения.

  5. Проработка деталей. Завершение работы. Очистка.

  6. Грунтовка и роспись (по возможности)


8 урок Анализ и обсуждение работ с учениками, Итоговый просмотр работ.

3 класс (3 четверть)

1-3 уроки Лепка с натуры. Этюд

6 часов Тема: Домашние животные (работа выполняется из цельного куска глины)

1 задание Объект постановки: Собака (принесена учениками)

  1. Обсуждаем движения живой натуры (собаки)

  2. Наблюдаем нужные нам движения: лежа, сидя, стоя.

  3. Начинаем лепить с общей массы живой натуры (поиск движения)

  4. Определяем общую форму ( при этом смотрим на характер ' движения)

  5. Проработка деталей. Завершение работы. Очистка. Просушка. Обжиг.


4-6 уроки Лепка по наблюдению с натуры. Этюд.

6 часов Тема: Домашние животные ( работу выполняем из цельного куска глины)

2 задание Объект постановки: Кролик ( принесен учениками).

  1. Обсуждаем характерные движения объекта. Наблюдаем.

  2. Выбираем нужное нам движение: лежа, сидя, стоя. Потом убираем объект.

  3. Начинаем лепить по представлению с обшей массы объекта (поиск характерного движения)

  4. Определяем общую характерную форму объекта

  5. Проработка деталей. Завершение работы. Очистка. Просушка.

  6. Грунтовка и роспись или обжиг по желанию ученика


7-9 уроки Композиционная работа на тему русских народных сказок.

6 часов Лепка по воображению.

3 задание Объект постановки: Умение выбирать характерные образы из сказок

  1. Обсуждаем сказочный образ Царевны-Лебедь

  2. Выбираем нужное нам характерное движение

  3. Подготовка глины для заготовки объемов.

  4. Лепка основных объемов выбранной композиции с учетом кругового обзора. Выявление характерного движения объекта

  5. Проработка деталей, выразительности движения, выявле­ние настроения и т.д.

  6. Завершение работы, ее обобщение, обжиг или возможная раскраска.

  7. Анализ и обсуждение работ с учениками. Итоговый просмотр работ.


3 класс (4 четверть)

1-3 уроки Лепка с натуры. Этюд

6 часов Тема: подводный мир (работа выполняется из цельного куска глины)

1 задание Объект постановки: Аквариум, принесенный учениками

  1. Обсуждаем и наблюдаем движения, характерные для рыб.

  2. Выбираем нужное нам движение объекта и убираем его

  3. Начинаем лепить с общей массы объекта по памяти (поиск движения).

  4. Определяем общую форму, ищем характерные движения, дающие выразительность образу.

  5. Проработка деталей. Завершение работы. Очистка.

  6. Грунтовка и роспись, или обжиг по желанию ученика.

4 урок Анализ и обсуждение работ с учениками, Итоговый просмотр..

2 часа

5-8 уроки Лепка по воображению

8 часов Тема: Динозавры ( работа выполняется из цельного куска глины)

2 задание Объект постановки: поиск формы динозавра


  1. Поиск общей массы объекта (на основе просмотренных кино- ..мультфильмов)

  2. Определение характерных форм и выразительности образа динозавра

  3. Уточнение характерных движений, проработка деталей.

  4. Завершение работы, очистка, просушка.

  5. Грунтовка и роспись или обжиг по желанию детей


9 урок Анализ выполненных работ в 4-й четверти.

2 часа Отбор работ для выставки. Итоговый просмотр


Календарный план по скульптуре


4 класс (I четверть)

Раздел программы для 4-го класса предусматривает определен­ное усложнение заданий. Для этого возраста в отличие от млад­ших свойственно довольно развитое логическое мышление и способ­ность лепить конкретную форму и поэтому, чтобы увеличить позна­вательную активность детей я поставил им конкретные задачи: вроде барельефа, формовки, декоративных заданий, а самое глав­ное - сведения о человеческой голове и закрепление полученных навыков в лепке с натуры. Почему я дал им такие задания? Потому, что дети хотят знать в этом возрасте различные техни­ческие приемы выполнения определенных заданий, т.е. у детей увеличивается потребность в приобщении к деятельности взрослых. Если раньше детей мало заботило, что лепить, то теперь, выбор темы для них является серьезным затруднением и интерес к зада­ниям на свободную тему у них значительно снижается и поддержать

его можно лишь умелым сочетанием лепки с натуры с лепкой на тему.

Вводная беседа.

Тема: Общие понятия о барельефе и горельефе. Ознакомление с программой.

1-2 уроки Лепка с натуры.

4 часа Тема: Этюд - гипсовый орнамент "Звезда"

I задание Подготовка материала - глина, для заготовки.

  1. Набивка щита глиной

  2. Подготовка фона

  3. Разметка основных объемов и соблюдение симметрии - пропорций.

  4. Работа выполняется на глаз.

  5. Прокладка формы в полный объем. Высота рельефа диктуется моделью.

3-4 уроки 6. Работа над уточнением формы орнамента, движением

4 часа масс

I задание 7. Большое внимание уделить на динамику развития

формы и глубины рельефа. Получаем первичные понятия о барельефе.

8.Проработка деталей. Завершение работы. Очистка. Просушка. Возможно обжиг.

9.Анализ и обсуждение работ с учениками.

5-8 уроки Беседа "Общие понятия о формовке"

8 часов Ознакомление с методом выполнения формовки.

2 задание Подготовка материала и инструментов .Каждый ученик берет свою готовую заготовку, которую вы­полнил 1-м заданием, орнамент "Звезда" с использованием раствора гипса снимает форму, очищает и дает высохнуть. В готовую форму заливает раствор гипса и, когда снимает из формы через 15 минут, у него получается изделие орнамента "Звезда" в гипсе. И таким образом мы получаем первичные практические сведения о формовке и отливке гипсовых форм и т.д. Анализ и обсуждение работ с учениками. Итоговый просмотр работ.4 класс (2 четверть)

1-7 уроки

14 часов 1задание Беседа "Общие сведения о декоративно-прикладном искусстве". Подготовка материала и инструментов и других принадлежностей для выполнения работы по папье-маше.

Лепка по воображению.

Тема: Новогодняя маска

Подготовка глины для заготовки маски. Работа выполняется самостоятельно. По методу выполнения гипсово­го орнамента "Звезда", но я наблюдаю этапы заготовки под "папье- маше. Поиск общего объема модели маски. Определение характер­ных форм и выразительности модели маски. Проработка деталей. Завершение работы. Очистка. Просушка. Анализ заготовки и под­готовка необходимых материалов для* выполнения темы по папье- маше (клейстер, бумага, баночка, кисть и т.д.). фактическая работа над маской. Грунтовка и раскраска по желанию детей. Анализ выполненных работ. Итоговый просмотр работ.

4 класс (3 четверть)

1урок

2часа Беседа на тему "Декоративная стилизация бытовых пред­метов: игрушек, птиц, зверей и т.д."

Подготовка материала и инструментов, других принадлеж­ностей.

2-8 уроки

14 часов Лепка по представлению

Тема: Декоративная свистулька Объект постановки: Птицы

Подготовка заготовки для декоративной свистульки в форме птицы.

Находим общую массу модели. Определяем общую характерную форму объекта. Проработка деталей. Поиск механизма звука в общей форме модели. Очистка. Просушка. Подготовка к грунтовке и росписи.

9 урок Анализ и обсуждение работ с учениками. Итоговый

2 часа просмотр работ. Материал - глина. Размер - произволь­ный.

4 класс (4 четверть)

1-2 уроки Декоративная лепка

4 часа Тема: Предметы быта в стилизованном образе.

Объект постановки: Кувшин в образе головы человека или ковши-уточки и т.п. При этом сосуды не утрачивают утилитар­ного назначения.

  1. Поиск общей массы модели.

  2. Определение характерных форм и элементов объекта или образа.

  3. Проработка динамического равновесия, уточнение движения. Положение фигур объекта в образе, их взаимосвязь и передача настроения.

  4. Обобщение и завершение работы. Очистка. Просушка. Возможна раскраска. Или обжиг.

  5. Анализ и обсуждение работ с учениками

3-5 уроки Беседа "Общие сведения о человеческой голове".

6 часов Подготовка материала ,инструментов и других, принад­лежностей.

Этюд с натуры. Гипсовый слепок головы, (работа выполняется из цельного куска глины) Подготовка заготовки, прокладка основных масс, концентрация внимания на осях головы, определение лицевого угла. Уточнение движения соотнешения основных масс и форм головы, сосредото­чение внимания на соотношении масс затылочной и лицевой частей головы.

Проработка деталей головы. Внимание на их пластическую взаи­мосвязь с конструкцией головы. Анализ и обсуждение работ с учениками.

6-8 уроки Лепка с натуры. Этюд человеческой фигуры.

6 часов Объект постановки: Кукла с выразительным образом.

Подготовка заготовки для общей массы модели куклы. Прокладка объема с соблюдением простейших пропорций или с ори­гинальным решением, соблюдением правила кругового обзора. Уточнение общей формы модели, внимание на целостность работы, взаимосвязь деталей, т.е. головы, рук и ног.. Проработка деталей, завершение работы, очистка, просушка. Грунтовка и раскраска, закрепление лаком. Анализ и обсуждение работ с учениками. Итоговый просмотр работ.


Календарный план по скульптуре

5 класс (I четверть)

Раздел программы пятого класса ставит следующие задачи:

1.Привить умение выбрать для выполнения в материале наиболее выразительный этюд или набросок. Помочь использовать в ра­боте над композицией собранный материал, отобрать детали, спо­собствующие более выразительному пластическому решению.

2.Передать взаимосвязь фигур, отношений, настроений, характер­ных особенностей. Обратить внимание на цельность композиции, выразительность силуэта, круговой обзор, и самое главное, отход от станка для цельного видения.

3.Развивать наблюдательность, умение найти тему композиции

в жизни. Обратить внимание на ритмический и пространственный строй в композиции, ее целостность и выразительность. Дать первое представление о каркасе и требованиях к нему.

4.Заострить внимание на композиционной целостности постановки соответствия масштаба модели и выполняемых геометрических тел, размещении тел на плинте (трехмерность, весомость, круговой обзор работы и отход от станка).

1-4 уроки Беседа:"Скульптурный рисунок" и задание на свободную

тему. Первичное ознакомление с скульптурным рисунком

8 часов . В зоопарке или в любом другом месте выполняем

1задание наброски, зарисовки, эскизы птиц. Практическая

работа над наиболее интересным и выразительным на­броском. Поиск общих масс в пространстве, их пропорций. Выяв­ление особенностей строения птиц, выразительности движения.

Выявление наиболее характерных деталей, их проработка и завер­шение этюда. Очистка. Просушка.

Анализ и обсуждение работ с учениками. Обжиг. Материал - гли­на. Размер - произвольный.

5-8 уроки По наброскам выполняем однофигурную или двухфигур- 8часов ную композицию.

1задание Объект постановки: Собака в характерном движении.

(работа выполняется из цельного куска глины). Подготовка материала для заготовки. Поиск эскиза в общей массе наиболее интересных набросков?,, зари­совок. По эскизам выполнить общий объем в пространстве, компо­зиции, найти пропорции и характерные движения модели. Работа над выявлением характерных особенностей и выразитель­ности силуэта собаки

Проработка деталей. Завершение работы. Очистка. Просушка. Грунтовка и раскраска. Обжиг по желанию учеников. Анализ и обсуждение работы с учениками.

5 класс (2 четверть)

1-3 уроки Лепка по представлению.

6 часов Тема: Этюд "Животный ' мир"

I задание Объект постановки: Свободный выбор.

Подготовка глины для заготовки.

Передача в объеме общей массы объекта. Уточнить общую форму, учитывая круговой обзор работы. Определение пропорций, проработка деталей. Завершение работы. Очистка. Просушка.

Анализ и обсуждение работ с учениками.

Материал - глина.

Размер - 10-15 сантиметров

4-7 уроки Лепка по наблюдению или памяти.

8 часов Тема: Двухфигурная композиция

2 задание Объект постановки: Собственные зарисовки учеников с натуры зверей с детенышами, (работа выполняется из цельного куска глины).

Беседа-ознакомление учеников с взаимосвязью фигур в композиции, о соотношении и смысловой нагрузке масс и объемов, игры света и тени, выразительности силуэта, цельности композиции. Лепка основных объемов, выявление их взаимосвязи, характерных особенностей построения моделей.

Передача пластики объемов, их пропорций, движения ритма компо­зиции, изучение и отбор деталей, цельности композиции при кру­говом обзоре.

Проработка деталей. Завершение работы. Очистка. Просушка. Материал - глина.

Размер - высота 10-15 сантиметров.

Анализ работ.с учениками. Итоговый просмотр работ.



5 класс (3 четверть)

1урок Беседа. Дать первичные представления о каркасе и

2 часа требованиях к нему.

Лепка по наблюдению и памяти.

Тема:Двухфигурная композиция.

Объект постановки: Животное в движении. Жанровая сцена (работа выполняется из цельного куска глины)

Подготовка глины для заготовки, а также материала для каркаса.

2-4 уроки По зарисовкам и наброскам готовим для каркаса мате-

6 часов риал. Обсуждаем композицию с учениками индивидуально с каждым и после уяснения строим несложный каркас (если необходимо). Выявление в нем движения и про­порциональных отношений фигур.

5-8 уроки Прокладка общей массы объема модели.

8 часов Выявление весомых отношений движения, определение пропорций, характера. Выражение настроения и про­странственной взаимосвязи двух фигур. Уточнение ритмического и пространственного строя композиции, выразительности силуэта. Внимание на целостность композиции.

Проработка деталей. Завершение работы. Очистка. Просушка. Обжиг (если нет каркаса).

Анализ и обсуждение работ с учениками. Итоговый просмотр работ.


5 класс (4 четверть)

1-8 уроки Тема: Постановка из геометрических тел

16 часов Объект постановки: Пирамида, куб, шар.

I задание Лепка с натуры (работа выполняется из цельного куска глины)

Заготовка материала - глина. В это же время обсуждаем постановку из геометрических тел, чтобы получить первоначальное понятие о плоскости, объеме, форме. За модель возьмем сначала группу таких геометрических форм, как куб, пирамида, призма, цилиндр, конус и шар. Не надо думать, что это легкая и простая вещь, на которой не стоит задерживаться. Лепка этих форм дает многое в смысле опыта, ибо из этих геометрических форм до известной степени слагаются и более сложные модели. Первое, о чем надо поза­ботиться - это установка модели и своей работы. Натуру предпочтительнее всего ставить немного наискось от работы.

Такое размещение позволяет иметь натуру всегда перед глазами.

Возьмем несколько геометрических форм. Например куб, пирамиду и шар. Поместим пирамиду на куб и рядом шар и воспроиз­вести все это в глине. Прежде всего сделаем на доске плинт, толщиной от 3 до 5 сантиметров и на нем будем строить работу. Можно брать любой масштаб, но лучше всего брать масштаб или больший или меньший, чем модель. Сперва находим определенную основную точку, исходя из этой точки строим комбинацию нужных тел. Это чрезвычайно важно, если не иметь такую точку, то труд­но определить какая точка является правильной. За эту точку берем вершину пирамиды и начинаем с того, что берем произвольную высоту нахождения этой точки, отмечаем ее на еще не оформленной глыбе, положенной на доску. Накладывая глину, не надо стараться взять сразу нужный объем, его дует брать меньше для того, чтобы в дальнейшем можно было наращивать необходимый конечный объем на первоначально взятом.

Лепить, это значит налепливать глину, наращивать ее.

Найдя исходную точку, надо определить пропорции как отдельных частей каждой формы, например: отношение ребра пирамиды к ее основанию, так и пропорций отдельных, входящих в композицию тел - куба, пирамиды, шара.

найдя соотношение между ними, отмечаем на глине пропорции и только после этого можно воспроизводить плоскости, представ­ляющиеся нашему глазу в данном повороте. При этом не надо забывать, что делаем объемную вещь, т.е. в трех измерениях. Необходимо накладывать не только по той плоскости, которая находится в поле зрения, но одновременно работать и с про­филем (сбоку), ак модель, так и свою работу надо постоянно поворачивать, чтобы видеть все стороны и охватить глазом всю ее форму, весь объем.

Воспроизведя с одной стороны представляющиеся плоскости с учетом их глубины, затем поворачиваем и модель и свою работу приблизительно на 90 градусов, и тогда она представится уже с другой стороны.

И вот тут при лепке комбинации из трех геометрических фигур, можно убедиться, какое громадное значение имеет поворачивание модели. При первом повороте отправляясь от исходной точки, еще нельзя с полной определенностью найти наклон находящихся в поле нашего зрения плоскостей пирамиды от ее вершины и местоположения стоящего рядом шара в отношении той же исходной точки, ибо шар этот мог быть и ближе к ребру куба, а мог быть более ото­двинут вглубь.

Когда же мы повернули работу другой стороной, будем называть это вторым поворотом, уже ясно можно увидеть, как наклон плос­костей пирамиды, так и местоположение шара.

И чем больше поворачивать, тем и яснее и яснее будет для учеников соотношение этих трех различных фигур между собой.

Работая при том или ином повороте, необходимо воспроизво­дить не только то, что видим, но и связывать все части между собой как уходящие вглубь, так и лежащие перед нами. Нельзя работать над пирамидой, стоящей на кубе, забывая или не соразмеряя ее в течение всей работы с кубом. Работая с одной из сторон пирамиды или шара не следует забывать о стороне, находящейся позади или сбоку. Казалось бы легче всего найти это соотношение путем простого измерения. Но в дальнейшем нам придется сталкиваться с такими сложными подвижными моделями, как человек, и в этом случае, если мы не приучим свой глаз, отыскивать нужные соотношения и пунктиры (ориентиры), никакие измерения уже не помогут.

В начале своей работы, воспроизводя отдельные геометрические формы или комбинации их, мы меньше всего должны стремиться передать гладкость поверхности модели или остроту грани ребра. Нужно следить только за правильностью пропорций объема и соот­ношений масс отдельных предметов.

Надо также следить, чтобы всегда была соблюдена устойчивость всей композиции, т.е. .чтобы стоящие друг на друге фигуры не производили впечатление падающих.

Работа над комбинациями геометрических фигур имеет огром­ное значение и тот, кто научился понимать и охватывать пропорции массы, их взаимосвязь, тот уже достиг многого как скульптор. Все надо делать без измерения, на глаз, но после окончания для проверки соотношения можно применить циркуль. Анализ и обсуждение работы с учениками. Итоговый просмотр работ.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!