ГОРОДСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ
1. Вставь пропущенные орфограммы: 5 б.
В с_редине апреля на пригрет_м солнцем буг_рке видны зол_тистые
головки мать-и-мач_хи. Они похожи на ж_лтенькие оз_рные огоньки. Скоро
отцветут цветы и появятся листья. Сверху они гла_кие, жёс_кие, а снизу
мягкие и тёплые. Прилож_шь к щ_ке нижн_й стороной такой листок и
покажется, что тебя трога_т рука мат_ри. А прилож_шь другой холодной
стороной, стан_т неприятн_. За эту особенность р_стение получил_ такое
инт_ресное названи_. (Вот какое уд_вительное р_стение с инт_ресным названием.)
2. Определи тип данного выше текста. Подчеркни правильный вариант ответа. 1 б.
а) текст – описание
б) текст – повествование
в) текст – рассуждение
3. Найди предложение, в котором выражена основная мысль текста. Подчеркни его. 1 б.
4. Запиши предложение, заменив данную транскрипцию. 3 б.
[ Д’ИЛ’ИТ’ В’ИС’ЭЛ’Й’Э ФС’Э ГАТОВЫ
Н’ИКТО Н’И ХОЧ’ИТ ГРУС’Т’ Д’ИЛ’ИТ’]
____________________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
5. По словосочетаниям восстанови предложение и запиши его. 4 б.
свист (какой?) дикий ٱ
свист (что сделал?) усилился ٱ
свист (чего?) ветра ٱ
свист (что сделал?) превратился ٱ
и превратился (во что?) в рёв ٱ
превратился (как?) внезапно ٱ
рёв (какой?) могучий ٱ
рёв (какой?) сплошной ٱ
__________________________________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
6. Поставь в клетку « + », если словосочетание составлено верно и « -- » , если оно неверно. 2 б.
7. Запиши предложение словами: 2 б.
а) 1 плюс 4 равно 5 .
б) Из 17 ... 6 получится 11 .
__________________________________________________________
______________________________________________
8. Расставь пропущенные знаки препинания: 1,75 б.
Как-то летом на лужайке
Господин учитель Жук
Основал для насекомых
Школу чтенья и наук.
Вот стрекозы мушки мошки
Пчёлы осы и шмели
Муравьи сверчки козявки
На урок к Жуку пришли.
9. Поставь ударение в словах: 1,5 б.
Боязнь, взяла, издавна, красивее, повторим, эпиграф.
10. Образуй глаголы с помощью нужной приставки: 1,25 б.
из- , ис- , с- , о- , об- .
ловить — ______________________________
зябнуть — ______________________________
портить — ______________________________
тяжелеть — _____________________________
макнуть — ________________________
11. Подчеркни слова, у которых нельзя определить род: 3 б.
Осветило, утих, колготки, отвернулась, толкнёт, кино, низкие, строит,
светлым, особенно.
12. Запиши другое значение слов: 3 б.
ключ – источник; ключ – ____________________
норка – жилище; норка – ____________________
журавль – птица; журавль –___________________
пеночка – молочная; пеночка –___________________
барашки – животные; барашки –___________________
овсянка – каша; овсянка –____________________
13. Вычеркни “лишнее” слово: 1 б.
а). Местоимение, словосочетание, существительное, наречие.
б). Молодцы, огурцы, ножницы, скворцы.
14. Найди речевые ошибки. Запиши правильно: 1 б.
а). Мы восхищались утренним восходом солнца.
б). Весна надела деревья в новый наряд.
____________________________________________________________________________________________
______________________________________________
15. Выбери правильный вариант концовки пословицы, поговорки. Подчеркни его. 1,5 б.
Гусь свинье ...
а) ... глаз не выклюет.
б) ... не товарищ.
в) ... вылетит - не поймаешь.
Волки сыты и овцы ...
а) ... бриты.
б) ... стрижены.
в) ... целы.
Сорока стрекочет, гостей ...
а) ... не хочет.
б) ... всё к ночи.
в) ... пророчит.
16. Напиши имена, фамилии знаменитых людей: 4,5 б.
а). Русский художник - ______________________________________________
б). Известный сказочник - ____________________________________________
в). Великий композитор - ____________________________________________
17. Запиши три распространённых предложения о своём родном городе. Включи название улицы. 4,5 б.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
18. Восстанови и запиши стихотворение: 5 б.
и в море
Гибель близкую
Злого коршуна
Лебедь около
Бьёт крылом
топит
плывёт
клюёт
торопит
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Возможное количество баллов: 46,0 б.
Приложение № 1.
Инструкция по оцениванию
ГОРОДСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ
1. Вставь пропущенные орфограммы: 5 б.
В сЕредине апреля на пригретОм солнцем бугОрке видны золОтистые головки мать-и-мачЕхи. Они похожи на жЁлтенькие озОрные огоньки. Скоро отцветут цветы и появятся листья. Сверху они глаДкие, жёсТкие, а снизу мягкие и тёплые. ПриложИшь к щЕке нижнЕй стороной такой листок и покажется, что тебя трогаЕт рука матЕри. А приложИшь другой холодной стороной, станЕт неприятнО. Вот какое удИвительное рАстение с интЕресным названием.
( 20 орфограмм по 0,25 б. =5б.)
2. Определи тип данного выше текста. Подчеркни правильный вариант ответа. 1 б.
а) текст – описание - 1б.
б) текст –повествование
в) текст –рассуждение
3. Найди предложение, в котором выражена основная мысль текста. Подчеркни его. 1 б.
Вот какое удивительное растение с интересным названием.
4. Запиши предложение, заменив данную транскрипцию. 3 б.
[ Д’ИЛ’ИТ’ В’ИС’ЭЛ’Й’Э ФС’Э ГАТОВЫ
Н’ИКТО Н’И ХОЧ’ИТ ГРУС’Т’ Д’ИЛ’ИТ’]
____________________________________________________
Делить веселье все готовы, никто не хочет грусть делить._
( 12 орфограмм по 0,25 б. = 3 б.)
5. По словосочетаниям восстанови предложение и запиши его. 4 б.
свист (какой?) дикий ٱ
свист (что сделал?) усилился ٱ
свист (чего?) ветра ٱ
свист (что сделал?) превратился ٱ
и превратился (во что?) в рёв ٱ
превратился (как?) внезапно ٱ
рёв (какой?) могучий ٱ
рёв (какой?) сплошной ٱ
Дикий свист ветра усилился и внезапно превратился в могучий сплошной рёв.
(по 0,5 за каждую группу слов = 4 б.)
6. Поставь в клетку « + », если словосочетание составлено верно и « -- » , если оно неверно. 2 б.
(по 0,25 за каждую группу слов = 2 б.)
7. Запиши предложение словами: 2 б.
а) 1 плюс 4 равно 5 .
б) Из 17 ... 6 получится 11 .
Один плюс четыре равно пяти.
Из семнадцати вычесть шесть получится одиннадцать. (по 1,0 за предл. = 2 б.)
8. Расставь пропущенные знаки препинания: 1,75 б.
Как-то летом на лужайке
Господин учитель Жук
Основал для насекомых
Школу чтенья и наук.
Вот стрекозы , мушки , мошки ,
Пчёлы , осы и шмели ,
Муравьи , сверчки , козявки
На урок к Жуку пришли. (7 орфограмм. по 0,25 = 1,75 б.)
9. Поставь ударение в словах: 1,5 б.
Боязнь, взяла, издавна, красивее, повторим, эпиграф.
( 6 слов по 0,25 = 1,5 б.)
10. Образуй глаголы с помощью нужной приставки: 1,25 б.
из- , ис- , с- , о- , об- .
ловить — изловить
зябнуть — озябнуть
портить — испортить
тяжелеть — отяжелеть
макнуть — обмакнуть (5 слов по 0,25 = 1,25 б.)
11. Подчеркни слова, у которых нельзя определить род: 3 б.
Осветило, утих, колготки, отвернулась, толкнёт, кино, низкие, строит,
светлым, особенно. (6 слов по 0,5 = 3 б.)
12. Запиши другое значение слов: 3 б.
ключ – источник; ключ – от двери , код шифра, газовый, скрипичный
норка – жилище; норка – животное, мех
журавль – птица; журавль – колодец_________
пеночка – молочная; пеночка – птица_________
барашки – животные; барашки – на воде, кудри, облака
овсянка – каша; овсянка – птица__________
( 6 слов по 0,5 = 3 б.)
13. Вычеркни “ лишнее” слово: 1 б.
а). Местоимение, словосочетание, существительное, наречие.
б). Молодцы, огурцы, ножницы, скворцы.
( 2 слова по 0,5 = 1 б.)
14. Найди речевые ошибки. Запиши правильно: 1 б.
а) Мы восхищались утренним восходом солнца.
б) Весна надела деревья в новый наряд.
Мы восхищались восходом солнца.
Весна одела деревья в новый наряд.
(2 предл. по 0,5 = 1 б.)
15. Выбери правильный вариант концовки пословицы, поговорки. Подчеркни его. 1,5 б.
Гусь свинье ...
а) ... глаз не выклюет.
б) ... не товарищ.
в) ... вылетит - не поймаешь.
Волки сыты и овцы ...
а) ... бриты.
б) ... стрижены.
в) ... целы.
Сорока стрекочет, гостей ...
а) ... не хочет.
б) ... всё к ночи.
в) ... пророчит.
( 3 ответа по 0,5 = 1,5 б.)
16. Напиши имена, фамилии знаменитых людей: 4,5 б.
а). Русский художник - ______________________________________________
б). Известный сказочник - ____________________________________________
в). Великий композитор - ____________________________________________
(по 1,5 за каждую строку = 4,5 б.)
17. Запиши три распространённых предложения о своём родном городе. Включи название улицы. 4,5 б.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(по 1,5 за каждое распространённое предложение = 4,5 б.)
18. Восстанови и запиши стихотворение: 5 б.
и в море
Гибель близкую
Злого коршуна
Лебедь около
Бьёт крылом
топит
плывёт
клюёт
торопит
Лебедь около плывёт,
Злого коршуна клюёт,
Гибель близкую торопит,
Бьёт крылом и в море топит.
(по 1,0 за каждую строку + 1,0 за порядок строк = 5 б.)
Возможное количество баллов: 46,0.
1. оценка заданий:
а) в 0,25 балла оцениваются слова в задании №1 (пропущенные орфогр.)
б) в 0,25 балла оцениваются слова и ответы в заданиях №№ 4, 6, 8, 9,10.
в) в 0,5 балла оцениваются слова и ответы в заданиях №№ 5, 11,12,13,14,15.
г) в 1,0 балла оцениваются слова и ответы в заданиях №№ 2, 3, 7, 18 (см. пояснение к заданию).
2. в 1,5 балла оцениваются слова и ответы в заданиях №№ 16, 17.
3. За каждую орфографическую ошибку в любом задании снимается 0,25 балла.
4. Правильный ответ может быть сформулирован своими словами (другими) в заданиях №№ 12, 16, 17.
5. Результаты олимпиады подводятся по сумме набранных баллов.