СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я – патриот России» 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности  по духовно-нравственному направлению «Я – патриот России»

3 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я – патриот России» 3 класс»

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я – патриот России»

3 класс

Пояснительная записка

Программа “Я – патриот России” составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, установленной ФГОС НОО и Федеральной целевой программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» и приурочена к празднованию 72-летнего юбилея Победы над фашистской Германией.

Воспитательный компонент ФГОС НОО ориентирован на формирование у школьников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма, обеспечение наиболее полной реализации воспитательного потенциала образовательных учреждений.

Актуальность разработки и реализации программы внеурочной деятельности определяет сложившаяся в обществе отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки, отсутствие патриотического воспитания, направленная на детей пропаганда разврата, жестокости и насилия. Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Формирование нравственно-патриотических ценностей у младших школьников означает воспитание любви и привязанности к малой Родине, к тому месту, где ребёнок родился, что становится в будущем основой для преданности, любви к своей стране. Программа “Я – патриот России” предполагает формирование патриотических чувств на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе. Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.

Цель курса: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, мотивами деятельности и поведения на основе значимых преставлений ребенка о нашем далеком и недавнем прошлом, о настоящем и будущем времени; для воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

    Задачи курса:

- способствовать пониманию особенностей общественных отношений в семье, родном крае (городе, деревне, селе), в родной стране, входящей в систему стран всего мира; в осознании своего места в семье, стране, мире;

- воспитывать уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

- развивать интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России;

- формировать у каждого ученика чувство верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

- воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому России, её истории, традициям через поисковую работу, совместную деятельность обучающихся с родителями, ветеранами ВОВ и труда;

-    формировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и нравственных основ личности;

-  формировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;

-    вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет базовые национальные ценности, которые должны быть освоены личностью обучающегося в процессе воспитания.

Ценность патриотизма — любви к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству.

Ценность социальной солидарности — личной и национальной свободы, доверия к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливости, милосердия, чести, достоинства.

Ценность гражданственности — служения Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, свобода совести и вероисповедания.

Ценность семьи — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода.

Ценность труда и творчества — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость.

Ценность науки — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

Ценность традиционных российских религий — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности;

Ценность искусства и литературы — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие.

Ценность природы — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

Ценность человечества — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Общая характеристика курса.

Содержание программы “Я- патриот России” имеет практико-ориентированную направленность и предполагает формирование патриотических чувств на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, чувства гордости за свою страну, воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны. Главный акцент – реализация системного подхода по формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Программа включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории Отечества. Большое место в программе уделено событиям ВОВ. Работа ведётся с привлечением ветеранов ВОВ, ветеранов труда, членов педагогического коллектива, родителей. Организуются встречи с ветеранами ВОВ, проводятся экскурсии в музеи, по местам боевой славы. Педагоги с обучающимися за необходимыми знаниями обращаются к: - истории России, российских народов, своей семьи, к жизненному опыту своих родителей, предков;

- к лучшим произведениям отечественной и мировой культуры;

- к фольклору народов России;

- к общественно- полезной и личностью значимой деятельности;

- к учебным дисциплинам и другим источникам информации и научного знания. Направления в содержании программы связаны между собой логически:

1. « Я - гражданин своей страны» - формирование гражданской и правовой направленности личности. Содержание этого направления включает:

- представления об историческом происхождении символов государства и об их социально-культурном значении, о ключевых ценностях современного общества России;

- осознание обучающимися себя гражданами своей Родины, своего конституционного долга и знание своих гражданских прав и обязанностей;

- знания норм и правил общественного поведения, позволяющих обучающимся успешно действовать в современном обществе.

2. «Люби и знай свой край» - воспитание нравственной позиции российского гражданина по отношению к родному краю, понимающий и любящий свою “малую Родину”.Данное направление обеспечивает: - знакомство с историей родного края, своей страны;

- представления об общей исторической судьбе народов России, об их единстве;

- осознание себя частицей многонационального духовного мира жителей страны.

3. «Судьба моей семьи в судьбе моей страны» - понимание причастности своей семьи и себя к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему. Содержание данного направления включает в себя:

- интерес к истории нашего Отечества;

- желание знать и продолжать героические традиции многонационального российского народа;

- стремление к поиску материалов о родных и близких – участниках ВОВ , погибших на полях сражений

4. «Героическое прошлое моей страны» - формировать знания о тяжёлых испытаниях нашего народа в годы Великой Отечественной войны. В содержание данного направления входят:

- общие представления о военной истории России, Днях воинской славы, боевых и трудовых подвигах жителей области в годы Великой Отечественной войны.

5. « Гордимся и помним» - воспитание чувства гордости за славные подвиги нашего народа, хранить их в памяти и передавать из поколения в поколения. Это направление даёт знания:

- о талантливых полководцах;

- о подвигах пионеров-героев;

- о героях ВОВ;

- о городах- героях

Предполагается редактирование содержания программы с учетом плана воспитательной работы школы и плана развития классного коллектива.

Формы организации внеурочной деятельности

Во внеурочной деятельности используется коллективно-групповая, индивидуальная формы работы.

Методы обучения:

- объяснительно-иллюстративный;

- репродуктивный, проблемный;

- частично-поисковый;

- исследовательский

Теоретическая часть:

- Беседы, сообщения, обсуждение

- Наблюдение учащихся за событиями в селе, стране, используя различные виды информации

- Литературно – музыкальные композиции

- Просмотр и обсуждение видеоматериала

- Заочные путешествия

Практические занятия:

- Встречи с интересными людьми

- Проведение семейных тематических вечеров

- Защита проектов

- Творческие проекты, презентации, короткометражные фильмы

- Интеллектуально-познавательные игры

- Трудовые дела

- Акции благотворительности, милосердия, памяти, волонтёрское движение

- Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)

- Поездки, походы по историческим и памятным местам

- Посещение музеев, выставок, театров;

Педагогические приемы:

- сотрудничество, позволяющее педагогу и обучающемуся быть партнерами в увлекательном процессе образования.

Контрольная диагностика: Виды контроля:

- текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;

-промежуточный – проекты, выставки, выступления перед аудиторией;

-диагностика ценностных отношений (анкетирование);

-самооценка и самоконтроль учеником своего уровня знания;

-итоговый – открытые мероприятия , создание короткометражного фильма, альбомов.

Описание места предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом основного общего образования «Просеченская СОШ» программа «Я- патриот России» в 3 классе составляет 34часа учебного времени (34 недели по 1 часу в неделю).

Планируемые результаты освоения программы

Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание ценности многонационального российского общества, становления гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

-формирование знаний о значимых страницах истории страны;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные - это освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Формирование универсальных учебных действий (УУД).

Познавательные УУД:

- учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения;

- обогатить представление о собственных возможностях и способностях;

- учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта;

- находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию;

- строить сообщения в устной и письменной форме.

Регулятивные УУД:

- уметь планировать, прогнозировать свои действия;

- учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях;

- реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми;

- уметь оценивать, контролировать и корректировать свои действия;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарище;

Коммуникативные УУД:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве с учителем и сверстниками, уметь разрешать конфликты;

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- учиться самостоятельно решать проблемы в общении;

- уметь  грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге;

- уметь понимать чувства других людей и сопереживать им;

Предметные:

- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем; - понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия и победы;

- уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

- использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных задач; - знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории России;

- умение рассказывать о важнейших событиях в истории России;

- умение пользоваться картой для определения границ России, её крупнейших городов, рассказывать о родной стране, столице;

- называть Основной закон нашей страны, приводить примеры важнейших исторических и культурных памятников страны, других стран, родного края.

Содержание программы

Включает в себя 5 направлений :

1. « Я - гражданин своей страны» - формирование гражданской и правовой направленности личности. 2.«Люби и знай свой край» - воспитание нравственной позиции российского гражданина по отношению к родному краю, понимающий и любящий свою “малую Родину”

3. «Судьба моей семьи в судьбе моей страны» - понимание причастности своей семьи и себя к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.

4.«Героическое прошлое моей страны» - формирование знаний о тяжёлых испытаниях нашего народа в годы ВОВ.

5. « Гордимся и помним» - воспитание чувства гордости за славные подвиги нашего народа, свято хранить их в памяти и передавать из поколения в поколения.





Учебно - тематическое планирование курса внеурочной деятельности в 3 классе « Я – патриот России»

Дата

занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Основные виды деятельности

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

Раздел I « Я - гражданин своей страны» ( 3 часа) -


1.

Государственная символика России

1ч.

Беседа об историческом происхождении символов государства, о ключевых ценностях современного общества России

Просмотр презентации

Слушание гимна


2.

Основной закон государства

Я гражданин своей Родины

1

Беседа. « Мои гражданские права и обязанности» Раскрытие понятия «закон».

Составление свода правил общественного поведения. Права и обязанности школьника.


3

«Всеобщая декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребенка».


Диспут «Кто пишет законы? Для чего пишут законы? Где хранится закон? ».

Викторина «Что мы знаем о своих правах?»

Раздел II. «Люби и знай свой край» ( 7 часов)


4

Государственные символы Рязанской области

1

Обсуждение значения символов

Зарисовка герба, флага


5

Моя «малая Родина»


1

Наблюдение учащихся за событиями в посёлке. Диспут «Что мы называем « малой Родиной»?

Просмотр и обсуждение видеоматериала


6

История родного края



1ч.

Беседа «Что такое история? Какая история может быть у посёлка?»


Рассмотреть карту 1934 года и сравнить с картой настоящего времени. Сделать вывод.


7

Историческая судьба народов России

1ч.

Проследить связь с общей исторической судьбой народов России, их единстве.

Осознание себя частицей многонационального духовного мира страны.

Просмотр и обсуждение видеоматериала.


8

Вклад моего посёлка в копилку Родины.

1.

Встреча с интересными людьми

Классный час «Все работы хороши»

Презентации. Мастер-класс.


9

Мое село в годы ВОВ.

Сообщения обучающихся.

Представление проектов


10

Памятные места села.

1ч.

Сообщение обучающихся.

«Помним. Гордимся»

Экскурсия к обелиску.

Раздел III. «Судьба моей семьи в судьбе моей страны» ( 7 часов)


11

Я, семья и Отечество

1ч.

Беседа «Как понимаешь причастность своей семьи и себя к судьбе Отечества?»


12

Традиции многонационального российского народа


1ч.


Просмотр и обсуждение

видеоматериала


13

Моя семья в годы ВОВ

1ч.

Составление плана работы по теме . Определение объёма работы и способы поиска материалов



14-15

Моя семья в годы ВОВ

2ч.


Поиск материалов о родных и близких – участниках ВОВ , погибших на полях сражений Систематизация найденного материала. Составление презентаций


16-17

Моя семья в годы ВОВ


Презентации по теме занятия

Раздел IV. «Героическое прошлое моей страны» ( 10 часов)


18

Военная история России

1ч.


Просмотр и обсуждение

видеоматериала


19

Дни воинской славы России

1ч.

Составление списка «Дни воинской славы России»

Распределение работы по подготовке материала к Дням воинской славы.


20

День воинской славы. 5 декабря— День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 год);

1ч.

Минута молчания в память о погибших в ВОВ.

Презентация «Битва за Москву»


21

Самара в годы ВОВ. Трудовые подвиги жителей области в годы Великой Отечественной войны.

1ч.

Беседа. Вклад самарцев в Победу.

Просмотр и обсуждение

видеоматериала


22

День воинской славы-27 января — День снятия блокады города Ленинграда (1944 год);

1

Дневник Тани Савичевой

Презентация. Минута молчания в память о погибших в ВОВ.


23

День воинской славы.

2 февраля— День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве(1943год);

1ч.

Минута молчания в память о погибших в ВОВ.

Просмотр и обсуждение

видеоматериала


24

23 февраля —День, защитников Отечества;

1


Военно-спортивная игра « Мы отважными мальчишками растём» ( совместно с родителями)


25

Встреча с ветераном ВОВ

1ч.

Беседа с ветераном ВОВ «Какая она - война?»

Съёмка встречи, монтирование короткометражного фильма « Они живут рядом с нами»


26





27


Читаем книги о войне.





Мы Вас помним!

1





1ч.

Беседа о вечной память погибших на полях сражений. Они живут в книгах, фильмах и в нашей памяти.



Минута молчания в память о погибших в ВОВ.



Обсуждение прочитанных рассказов





Изготовление журавликов. Экскурсия к обелиску. Выпуск шаров с журавликами в память о погибших.

Раздел V. « Гордимся и помним» (7часов)


29

Дети в годы войны. О подвигах пионеров-героев

2ч.

Викторина «Запомни их имена»

Экскурсия в городскую библиотеку. Презентация о пионерах-героях


30

Герои ВОВ Рядовые и офицеры в одном строю.

1ч.

Обсуждение «Кого мы называем героями?»

Презентация о героях рядовых и офицерах- участниках великой отечественной войны


31

Талантливые полководцы. Они планировали победу

1ч.

Беседа. Как ты понимаешь тему занятия?

Рассматривание репродукций картин с батальными сценами. Делимся впечатлениями.


32

Города стояли насмерть. Города-герои.

1ч.

Что это значит: «Города стояли насмерть»

Презентация, Орден и памятник городу-герою.


33

Классный час, посвящённый 70-летию Победы.

1ч.

Минута молчания в память о погибших в великой отечественной войне.

Литературно-музыкальная композиция «Помним и гордимся» Фильм о Ежовой В.К.- участнике ВОВ.


34

Экскурсия в город-герой

1ч.

Экскурсия по местам боевой славы города

Посещение памятных мест

Итого 34 часа

Библиография

1. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.

2. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.

3. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru

4. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. - 9 - 13с.

5. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. – 40с.

6. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 – 10 -16с.

7. Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 191., 204с.

Интернет-ресурсы (ЭОР)

1.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.-

http://school-collection.edu.ru

2.Фестиваль педагогических идей.- http://festival.1september.ru

3.Педагогическое сообщество.- http://pedsovet.su

4.Профессиональное сообщество педагогов . Методисты.

- http://metodisty.ru/m/groups/view/nachalnaya_shkola

Технические средства обучения.

1.Компьютер

2.Мультимедийный проектор

3.Интерактивная доска