СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская разработка программы профессиональной пробы профессии "ХОРЕОГРАФ"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профессиональная проба это оказание профориентационной поддержки учащимся общеобразовательных организаций в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности в области хореографического искусства. Она формирует умение соотносить свои личностные характеристики и способности с требованиями профессии, умение составлять танцевальное произведение по законам драматургии, умение определять уровень своей готовности к выбору профессии и другие. 

Просмотр содержимого документа
«Авторская разработка программы профессиональной пробы профессии "ХОРЕОГРАФ"»

министерство ОБРАЗОВАНИЯ белгородской области

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СТАРООСКОЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ОГАПОУ СПК







ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ ПРОФЕССИИ

«ХОРЕОГРАФ»







Специальность 44.02.03. Педагогика дополнительного образования

в области хореографии





Составитель:

Саломатина Светлана Анатольевна,

преподаватель хореографических дисциплин








Старый Оскол, 2022


ВВЕДЕНИЕ


В современной социально-экономической ситуации эффективность системы дополнительного образования имеет особую актуальность, так как именно этот вид образования изначально ориентирован на свободный выбор ребенком видов и форм деятельности.

В настоящее время система дополнительного образования учащихся рассматривается совершенно в новых аспектах. Появился запрос на образовательные программы с качественно новым содержанием, ориентированных на удовлетворение разнообразных образовательных потребностей ребенка, на его самореализацию.

Хореограф соединяет в своей работе функции педагога, балетмейстера и репетитора. Сочетает творческую художественную работу с воспитательной, оказывает большое влияние на общее развитие участников коллектива. Он создает художественный замысел, композицию и рисунок танца, подбирает музыку, костюмы. Проводит занятия, обучает учеников основам хореографии, отрабатывает элементы танца, комбинации движений, выразительные средства, исполнительское мастерство участников.

Приступая к постановке танца, хореограф идет, прежде всего, от музыки, которая представляет будущие образы, диктует эмоциональный настрой сценического действия. На основе музыки и литературной первоосновы сочиняет хореографический текст и, как правило, является режиссером произведения. На разных стадиях подготовительной работы хореограф вступает в активное сотрудничество с композитором, дирижером, художником и непосредственно с танцовщиками – исполнителями. Кроме сочинения новой хореографии, хореограф возобновляет или реставрирует ранее существовавшие постановки, опираясь на хореографическое наследие, сохраняя художественный стиль произведения, созданного много лет назад.

Руководитель хореографического коллектива, он же педагог и хореограф-балетмейстер обеспечивает выступление коллектива в концертах, смотрах, фестивалях.

Преподавание такого сложного по содержанию предмета, как хорео драматургия необходимо для того, что бы дети не механически воспроизводили танцевальные движения и осуществляли замысел балетмейстера, а понимали, как строится танец, основные законы сценического движения, специфику лексического материала.

Это позволяет более осознанно и глубоко прочувствовать образ и характер музыкального произведения, воплотить его в танце и даже, стать соучастником и помощником постановочного процесса. Ведь в неискушенные головы наших воспитанников приходят поистине простые и гениальные идеи и мысли.

Проблема подготовки школьников к жизненному и профессиональному самоопределению в современных социально-экономических условиях становится все более актуальной. Складывающийся рынок труда высветил серьезные затруднения в ее решении.

Профессиональная проба является средством актуализации профессионального самоопределения и активизации творческого потенциала личности обучающихся. В процессе профессиональных проб учащиеся получают опыт конкретной профессиональной деятельности и пытаются определить, соответствует ли ее характер их предпочтениям, способностям и умениям.

Профессиональная проба – профессиональное испытание или профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствует сознательному, обоснованному выбору профессии.

В ходе профессиональных проб для учащихся:

  • даются базовые сведения о конкретных видах профессиональной деятельности;

  • моделируются основные элементы разных видов профессиональной деятельности;

  • определяется уровень их готовности к выполнению проб;

  • обеспечиваются условия для качественного выполнения профессиональных проб.

Профессиональная проба «Хореограф» ориентирует учащихся на формирование профессиональных представлений по специальности Педагогика дополнительного образования в области хореографии.

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу модуля ПМ.01 Преподавание в области хореографии, включает хореографическое искусство и способы его функционирования в обществе, в учреждениях сферы образования, культуры, искусства.

Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших модуль, являются:

  • процесс организации движений человеческого тела в соответствии с эстетикой и закономерностями хореографического искусства;

  • обучающиеся хореографическому искусству как профессии и процесс обучения принципам организации движений человеческого тела в соответствии с методикой преподавания хореографических дисциплин;

  • обучающиеся педагогике, истории и теории хореографического искусства и процесс обучения принципам исторического, художественного и системного анализа хореографии;

  • процесс эстетического обучения и воспитания обучающихся средствами хореографического искусства;

  • творческо ­ производственный процесс в области хореографического искусства;

Программа рассчитана на 18 часов.

Цель программы – оказание профориентационной поддержки учащимся общеобразовательных организаций в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности в области хореографического искусства.

В ходе выполнения профессиональной пробы школьники соотносят свои интересы и индивидуальные особенности с требованиями к интересующей профессии, сознательно выбирают направление профессиональной деятельности. В программу профессиональной пробы входят занятия по введению в профессию «Хореограф», практические занятия по отработке определенных до профессиональных навыков и умений учащихся 9­х классов.

Задачи программы:

  1. Оказать теоретическую и практическую помощь школьникам в приобретении и совершенствовании компетенций в области режиссуры хореографии.

  2. Сформировать первоначальные, до профессиональные знания и умения.

  3. Содействовать формированию психологической готовности к выбору профессии, устойчивого профессионального интереса.

Ожидаемые результаты:

  • умение устанавливать связь между учебными предметами, образованием и профессией;

  • умение соотносить свои личностные характеристики и способности с требованиями профессии;

  • представления о режиссуре, постановочной деятельности, роли танцовщика в хореографической постановке;

  • овладение навыками постановочной деятельности, профессиональной работе над номером и с точки зрения исполнителя и балетмейстера;

  • умение составлять танцевальное произведение по законам драматургии;

  • умение определять уровень своей готовности к выбору профессии.

Текущей формой контроля освоения деятельности являются мини­ самостоятельные работы по решению практической ситуации.

Итоговой формой контроля является защита проекта.


Тематический план профессиональной пробы


п/ п


Тема

Кол часов

Подготовительный этап


1

Введение в профессию, общие сведения о профессии, профессионально важные качества, медицинские противопоказания. Составление формулы профессий.


2

2

Специальная диагностика профессионально важных качеств

2

Практический этап

3

Признаки культуры танцевального произведения. Признаки исполнительской культуры. Танец, как синтетический вид искусства.


2

4

Влияние произведений искусства на человека. Внешние и внутренние компоненты спектакля. Драматургия сценического действия. Роль исполнителя в хореографическом произведении. Сценарий и хореографическая экспозиция. Приемы развития танца. Приемы развития движений. Связующие движения в танце.




4

5

Роль музыки в хорео драматургии. Форма и содержание в хорео драматургии. Стиль, художественный образ, персонаж в хорео драматургии. Художественное оформление спектакля. Проектирование танцевальных костюмов. Монтаж танцевального произведения.



6


Рефлексивно-коррекционный этап



6

Самооценка выполнения профессиональной пробы.

Заполнение технологической карты профессиональной пробы.


2


ИТОГО:

18


Профессиональная проба включает три этапа:

Подготовительный этап. При выполнении этого этапа учащиеся должны получить обобщенную информацию о профессиональной деятельности хореографа, ознакомиться с общими сведениями о профессии, профессионально важными качествами и медицинскими противопоказаниями. Основой подготовительного этапа является теоретическая подготовка к выполнению профессиональной пробы. Практический этап. Этот этап профессиональной пробы состоит из трех последовательно выполняемых частей, которые построены на основе элементов профессиональной деятельности хореографа. Результативность выполнения каждой части оценивается преподавателем отдельно. После выполнения частей пробы преподаватель подводит итог и дает общую оценку работы учащихся.

Уровень сложности пробы, которую будет выполнять каждый учащийся, должен соответствовать уровню его подготовленности и профессиональным интересам. Выбор уровней сложности может быть осуществлен преподавателем или учащимися. При этом необязательно уровни сложности технологического, ситуативного и функционального компонентов будут совпадать.

Заключительный этап. (рефлексивно-коррекционный). Проводится в форме заключительного урока непосредственно по завершению профессиональной пробы. Итогом профессиональных проб может стать окончательный выбор школьником профессии (основной, запасной варианты) в рамках профиля обучения.


Содержание практических занятий

Компоненты пробы

технологический

ситуативный

функциональный

Этапы подготовки художественно­хореографической постановки

1.Задание

Освоить этапы подготовки художественно хореографической постановки.

Освоить внешние и внутренние компоненты хореографической постановки.

Освоить основы драматургии сценического действия: сценарий и хореографическая экспозиция, приемы развития танца, движений.

Изучение роли музыки в хорео драматургии. Художественное оформление танца. Проектирование танцевальных костюмов. Монтаж танцевального произведения.

I уровень сложности

Задание выполняется с участием преподавателя

II уровень сложности

Задание выполняется под наблюдением преподавателя

III уровень сложности

Задание выполняется самостоятельно

2.Задание

Подготовка и организация творческого номера

Освоить приемы подготовки и постановки хореографического произведения.

Разработка сценария хореографической постановки, с использованием приемов развития

танца, движений.

Проанализировать художественное оформление танца, проектирование танцевальных костюмов, монтаж танцевального произведения.

Условие

I уровень сложности

Задание выполняется с участием преподавателя

II уровень сложности

Задание выполняется под наблюдением преподавателя

III уровень сложности

Задание выполняется самостоятельно


Описание материально-технической базы, необходимой для проведения профессиональной пробы:

  • класс хореографии, оснащенный зеркалами, станками;

  • компьютер, музыкальный центр, мультимедийное оборудование для изучения теоретического материала;

  • сценические костюмы;

  • игровой, танцевальный реквизит.


Список литературы

  1. Пуртова, Т.В., Учите обучающихся танцевать [Текст]: учеб.­ метод. пособие / Т.В. Пуртова; ­ М.: ВЛАДОС, 2003. – 234 с. 24 см. – 3000экз.

  2. Васильева, Т.К. Секрет танца. [Текст]: учеб.­ метод. пособие /

  3. Т. К. Васильева. – Санкт-Петербург: Диамант, 1997– 180с. ; 21 см. – 1000 экз.

  4. Васильева, Е. Танец [Текст]: книга для учителей / Е. Васильева – М.: Искусство,1968. – 210с.; 21 см. – 1000 экз.

  5. Коренева, Т.Ф. Музыкальные ритмопластические спектакли для детей дошкольного и младшего школьного возраста. [Текст]: учеб.­ метод. пособие / Т. Ф. Корнеева .­ М: ВЛАДОС 2002.– 136с,149 с. ; 28см. – 10000 экз. 1,2 часть.

  6. Михайлова М.А., Воронина Н. В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. [Текст]: учеб.­ метод. пособие / М.А. Михайлова, Н. В. Воронина ­ М: Ярославль, 2001.– 340с. ; 21 см. – 2000 экз.

  7. Смирнова М.В. Классический танец [Текст]: книга для учителей / М.В. Смирнова. – М.: Просвещение, 1988;. – 230с. ; 21 см. ­ 10000 экз.

  8. Ершов П.М. Технология актерского искусства. Том 1.[Текст]: учеб.­ метод. пособие / П.М. Ершов.­ Москва ТОО «Горбунок» 1992.­288 с,60 см.­30000 экз.

  9. Ершов П.М. Режиссура как практическая психология. Том 2.[Текст]: учеб.­ метод. пособие / П.М. Ершов. - Москва ТОО «Горбунок» 1992.­288 с,60 см.­30000 экз.

  10. Ершов П.М. Искусство толкования. Том 3.[Текст]: учеб.­ метод. пособие / П.М. Ершов.­ Москва ТОО

  11. Есаулов И.Г. Хорео драматургия. Искусство балетмейстера.[Текст]: учеб.­ метод. пособие. И.Г. Есаулов. ­ Ижевск: издательский дом «Удмуртский университет» 200.­ 320 с,1000 экз.

  12. Благой Д.Д., Егоров Ф.Б. Кедров Б.М. Князевская Т.Б. Мейлах Б.С. Взаимодействие и синтез искусств. [Текст]: учеб.­ метод. пособие.

Ленинград «Наука» 1978,268с, 10050