РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ступень обучения Начальное общее образование 1-4 класс ФГОС НОО
«Хоровое пение»
(общекультурное направление)
Составитель: Прилуцкая Оксана Владимировна,
учитель музыки, высшая квалификационная категория,
ОБОУ «Лицей-интернат пос. им. Маршала Жукова»
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………………………………………….. 2
Цели, задачи курса внеурочной деятельности…………...……………. 3
Общая характеристика курса, организационные условия реализации программы………………………………………………………………... 5
Планируемые результаты ………………………..................................... 7
Содержание программы…………………………………………………. 10
Примерный репертуар………………………………..…………………. 14
Ключевые термины……………………………………………………… 22
Календарно-тематическое планирование ………………..…………..... 23
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Хоровое пение» направлена на формирование устойчивого интереса к пению, развитие вокально-хоровых навыков и расширение музыкального кругозора.
Хоровое исполнительство – очень распространённый вид музыкальной деятельности. Коллективный характер, широкая доступность, большая сила художественного воздействия делают хоровое искусство универсальным средством приобщения человека к ценностям музыкальной культуры, а также является формой самовыражения.
Восприятие искусства через пение – важный элемент эстетического развития ребёнка. Отражая действительность и выполняя познавательную функцию, текст песни и мелодия воздействуют на людей, воспитывают человека, формируют его взгляды, чувства. Таким образом, пение способствует формированию общей культуры личности: развивает наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления, фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой певческой деятельности; учит анализировать музыкальные произведения; воспитывает чувство патриотизма, сочувствия, отзывчивости, доброты.
Занятия в хоре - достаточно трудоёмкий процесс, результат которого проявляется не сразу. Он достигается, как личным развитием, а это овладение необходимой вокальной техникой, расширение своего голосового диапазона, развитие слуха и общей музыкальности, так и коллективным трудом, связанным с навыками ансамблевого исполнительства. Умение слушать и слышать друг друга, взаимодействовать в коллективной работе, ощущать ответственность за общее дело – ценные навыки, необходимые ребёнку для социализации.
Особенность программы в том, что она разработана для детей общеобразовательной школы, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь, проявляют музыкальные способности. При этом это дети разных стартовых возможностей.
Обучение по программе внеурочной деятельности «Хоровое пение» способствует приобретению школьниками определенного комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих исполнять вокально-хоровые произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями. Вырабатывает у детей опыт творческой деятельности. Программа направлена на формирование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции. Предполагается возможность приобретения учащимися опыта публичных выступлений на концертах и конкурсах.
Работа по программе внеурочной деятельности «Хоровое пение» организуется с учётом требований основных нормативных документов:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 мая 2021г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»);
Письма Минобрнауки РФ от 05.07 2022 г. № ТВ-1290/03 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»).
Учебного плана муниципального бюджетного образовательного учреждения ОБОУ «Лицей-интернат посёлка имени Маршала Жукова» Курского района, Курской области;
Примерной рабочей программы курса внеурочной деятельности предметной области «Искусство» (Музыка) «Хоровое пение», Институт стратегии развития образования РАО 2022г.
Методики музыкально-певческого воспитания Д.Е.Огороднова.
Цель программы:
Привить интерес у обучающихся к хоровому исполнительству. Содействовать развитию художественного вкуса, творческих способностей, познавательного интереса школьников к музыке, расширению их музыкального кругозора, воспитанию личностных качеств, учитывая индивидуальные возможности детей.
Одна из задач педагога - создание условий для развития музыкально-творческих способностей ребенка на основе певческих навыков, формирование потребности в общении с музыкой, создание атмосферы радости, увлеченности и успешности каждого члена коллектива.
Задачи общеразвивающей программы
Обучающие:
- учить основам хорового пения, добиваться стройности звучания, единства в манере пения;
- формировать устойчивое вокальное дыхание, грамотную артикуляцию, основные вокальные приёмы;
- обучать способам выразительной динамики, работы над фразировкой;
- учить приёмам расширения диапазона голоса;
- формировать вокально-хоровые навыки: умение петь в хоре согласованно, петь без сопровождения, петь на 2 голоса.
2. Развивающие:
- развивать гармонический и мелодический слух, чувство метроритма;
- тренировать музыкальную память;
- совершенствовать музыкальное восприятие, умение анализировать и сравнивать;
- развивать образное мышление и желание импровизировать;
- развивать артистическую смелость и эмоциональную устойчивость к публичным выступлениям.
3. Воспитательные:
- приобщать обучающихся к музыкально-художественной культуре через активизацию творческих способностей в сфере хорового искусства;
- воспитывать чувство сближения в коллективе, ответственности за общее творчество, в работе над общими техническими и художественными задачами;
- воспитывать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность;
- формировать этику поведения на занятиях и вне занятий;
- прививать воспитанникам стремление постоянно расширять и углублять современные профессиональные знания;
- воспитывать творческую личность, способную к сочувствию, сопереживанию, к эмоциональной отзывчивости;
- воспитывать активную слушательскую позицию, желание воспринимать лучшие образцы вокальной музыки в аудиториях, концертах, т.е. воспитывать активного слушателя.
Актуальность программы
Пение - активный творческий досуг, оно развивает мышление детей и подростков. При включении в хоровую самодеятельность у воспитанников возникает целая гамма отношений эмоционально-психологического характера. Совместная творческая деятельность усиливает свойственную детям потребность в общении, способствует формированию чувства ответственности за общее дело, чувство коллективизма.
Занятия хоровым пением предполагают многостороннюю работу с воспитанниками: развитие музыкального слуха (мелодического, гармонического, внутреннего), музыкального мышления, развитие творческих способностей воспитанников, накопление музыкально-слуховых представлений. Участие в концертах, выступление перед родителями, перед своими сверстниками повышает самооценку, помогает преодолевать свои комплексы, что немаловажно в период становления личности ребёнка.
Общая характеристика курса, организационные условия реализации программы
Занятия хоровой группы проводятся 1 раз в неделю по 1академическому часу. Возрастная категория 8-9 лет. Срок реализации программы 1 год.
Вокальное воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в единый педагогический процесс, являющий собой планомерную работу по совершенствованию голосового аппарата ребёнка и способствуют формированию и становлению личности ребенка.
Процесс музыкального воспитания как формирование певческой функции в органичном единстве с формированием ладового и метроритмического чувства включает решение следующих задач:
Певческая установка
Дыхание
Артикуляционные задачи
Выработка подвижности голоса
Расширение певческого диапазона детей
Развитие чувства метроритма
Выразительность и эмоциональность исполнения
Работа над чистотой интонирования
Формирование чувства ансамбля
Формирование сценической культуры
В работе с вокальным коллективом необходимо руководствоваться следующими принципами: без торопливости расширять диапазон; главным методом считать объяснение и показ учителя; критерий успешности - это качество звука, свобода при пении, это не количество выученного материала; всю певческую работу связывать с развитием музыкального слуха.
Каждое занятие является комплексным, так как оно включает в себя различные виды музыкальной деятельности и строится по схеме:
- настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием;
- дыхательная гимнастика;
- речевые упражнения;
- распевание;
- работа над репертуаром:
разучивание и отработка хоровых партий;
работа над интонацией;
работа над постановкой дыхания;
работа над фразировкой;
работа над дикцией;
пение с сопровождением;
пение a capella;
пение по дирижерскому жесту;
работа над художественным образом произведения.
Занятия хоровым пением проходят в форме репетиций и концертных выступлений. Повседневный репетиционный процесс направлен на выработку основного комплекса вокально-хоровых навыков у всех участников хорового коллектива, освоение репертуара, формирование сопутствующих знаний, умений, навыков. Однако, без выступлений перед публикой деятельность хорового коллектива теряет значительную часть своего образовательного и воспитательного потенциала. Поэтому сами концерты и подготовка к ним являются неотъемлемой частью календарно-тематического планирования.
Концертные выступления являются, с одной стороны, мотивирующим фактором регулярных репетиционных занятий, с другой стороны, — их результатом, творческим итогом. Выступления хорового коллектива перед родителями, на общешкольных праздниках, на городских смотрах и конкурсах позволяют детям прожить особые ситуации творческого волнения и коллективного успеха. Это эмоционально насыщенный психологический опыт, связанный с высоким чувством ответственности, объединения усилий со своими товарищами ради достижения общего успеха.
По сути, каждое выступление хорового коллектива на сцене — это осуществление оригинального творческого проекта (исполнение конкретной концертной программы), который реализуется по тем же законам, что и другая проектная деятельность — через подготовку проекта, его публичное представление и последующую оценку результатов.
Основу репетиционного процесса составляет работа над певческим репертуаром. Поэтому выбор музыкальных произведений для разучивания является ключевым фактором успеха деятельности любого хорового коллектива. Произведения, включаемые в репертуар хора, должны отвечать критериям доступности (как в плане вокально-хоровых навыков, так в плане образного содержания), художественности. Песни, которые исполняют школьники на хоровых занятиях, должны им нравиться, вызывать положительный эмоциональный отклик.
Результаты программы
В процессе работы будут приобретаться и развиваться различные умения. Это и общие, такие как внимание, эмоциональная отзывчивость, быстрота реакции, чувство коллективизма, организованности и сознательной профессиональной дисциплины; так и профессиональные, направленные на повышение остроты мелодического и гармонического слуха, развитие внутреннего слуха и ладового чувства, улучшение интонирования, координации между слухом и голосом, развитие чувства ритма и музыкальной памяти, чувства ансамбля; на формирование навыка активной артикуляции и четкой дикции.
Обучающиеся детского хорового коллектива познакомятся с основными понятиями о голосовом аппарате и гигиене голоса; научатся правильно применять певческую установку и пользоваться певческим дыханием, выполнять упражнения на развитие дикции и певческой артикуляции; овладеют такими певческими умениями, как звукоизвлечение и звуковедение; научатся понимать элементарные дирижерские жесты; приобретут навыки самостоятельного чистого интонирования мелодий с аккомпанементом, a capella, ансамблевого исполнения в унисон и многоголосно, а так же получат опыт создания художественного образа при исполнении музыкального произведения..
Личностные результаты:
эмоциональная отзывчивость на песенную музыку, осознание её нравственного содержания и проекция этого содержания в собственных поступках;
эстетические и ценностно-смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, оптимизма, адекватное реагирование на трудности;
формирование коммуникативных качеств;
развитие чувства ответственности за выполнение своей части работы в группе;
придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной деятельности, при подготовке концертов, фестивалей, конкурсов.
положительная мотивация к обучению (дети должны иметь устойчивый интерес к песне, уметь эмоционально исполнить её, использовать песню в самостоятельной деятельности, изъявлять желание участвовать в концертах);
освоение социального опыта, норм и правил общественного поведения через опыт музыкально-исполнительской хоровой деятельности.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты, достигаемые при освоении программы «Хоровое пение», отражают специфику искусства как иного (в отличие от науки) способа познания мира.
Поэтому основная линия формирования метапредметных результатов ориентирована не только на когнитивные процессы и функции, а и на психомоторную и чувственную сферу деятельности обучающихся.
составлять алгоритм действий и использовать его для решения исполнительских и творческих задач;
принимать цель совместной деятельности, коллегиально строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации;
устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других элементов музыкального языка
передавать в собственном исполнении художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому музыкальному произведению;
распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты, в том числе дирижёрские жесты), расценивать их как полноценные элементы коммуникации, адекватно включаться в соответствующий уровень общения.
публично представлять результаты учебной и творческой деятельности.
Предметные результаты:
петь выразительно, передавая основное настроение, характер песни;
иметь навык правильной певческой установки (спина прямая, плечи опущены, мышцы лица свободные), соблюдать её во время пения;
выполнять вокальные упражнения для развития певческого голоса;
понимать значение правильного дыхания; во время пения дышать, не понимая плеч, стараться делать мягкий вдох через нос, выдох в течение музыкальной фразы;
в процессе пения ясно и чётко произносить слова; точно и выразительно произносить слова упражнений, распеваний;
понимать основные дирижёрские жесты (внимание, начало, окончание пения), стремиться к одновременному вдоху и одновременному окончанию фразы;
петь короткие фразы на одном дыхании в начале года и более длинные к концу года;
петь в унисон в диапазоне d1 – d2, негромко (динамика mp-mf), напевным, лёгким звуком, используя мягкую атаку; освоить приёмы звуковедения legato, non legato;
петь в унисон исполнять простые песни детского репертуара (одноголосные, диатонические, с простым, повторяющимся ритмическим рисунком, краткими фразами, с преобладанием поступенного мелодического движения) преимущественно кантиленного характера, с сопровождением;
петь соло и в ансамбле;
петь без поддержки инструмента, сохраняя чистоту интонаций;
исполнять свою партию в простейших двухголосных произведениях;
вырабатывать динамические оттенки в пении;
эмоционально и выразительно передавать характер музыкального произведения;
знать элементы музыкальной грамоты; петь мелодии разучиваемых песен, попевок с опорой на простую (дидактически упрощённую) нотную запись;
ориентироваться в элементах нотной грамоты: нотоносец, скрипичный ключ, ноты первой октавы; длительности: половинная, четверть, восьмая, четвертная пауза; лига, реприза;
уметь проанализировать и исполнить простой ритмический рисунок;
понимать значение понятий и терминов: ритм, звук, высота звука, мелодия, аккомпанемент, унисон;
знать все музыкальные произведения, изученные в классе;
формировать и развивать навыки синтеза вокала и движения.
иметь опыт выступления с хором в своём образовательном учреждении перед другими обучающимися, учителями, родителями.
Материально-техническая база
Кабинет для регулярных занятий достаточно просторный, светлый, оснащённый фортепиано и учебным мультимедийным комплексом. Имеется возможность репетиционной работы в школьном актовом зале.
Содержание программы
Основным содержанием обучения и воспитания по программе «Хоровое пение» является опыт проживания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями коллективного исполнения вокально-хоровых произведений (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания). Непосредственная певческая деятельность рассматривается «как процесс личностного интонационного постижения смысла музыкального образа посредством проживания-впевания каждой интонации».
Тематический блок | Кол-во часов | Основное содержание | Основные виды деятельности обучающихся |
I | II |
Прослушивание | 2 | 2 | Индивидуальное прослушивание обучающихся. Определение уровня базовых музыкальных способностей: музыкальной памяти, слуха, чувства ритма. | Пение простых попевок, кратких мелодий. Исполнение простых ритмических рисунков. Повтор за учителем предложенных интонаций, мелодий, ритмов. |
«Игры с ритмом» | 2 | 2 | Понятия ритма. Доли. Такт. Длительности (восьмая, четверть). Ритмический рисунок. | Ритмическая игра «Эхо». Различение ритмических рисунков на слух и по элементам нотной записи. Пение попевок с различными длительностями. Звучащие жесты. Освоение приёмов игры на простейших ударных инструментах. |
Петь приятно и удобно! | 3 | 3 | Певческая установка, певческое дыхание. Дирижёр – руководитель хора. Значение дирижёрских жестов. | Освоение правильной певческой установки, выполнение простых указаний дирижёра. Дыхательные упражнения (бесшумный вдох, контролируемый вдох). Логоритмические упражнения. Разучивание песен, попевок. |
Песня – звучащее слово | 5 | 3 | Дикция в хоровом пении. Выразительное и чёткое произнесение слов песни. Артикуляционная разминка, скороговорки. | Выполнение артикуляционных упражнений. Придумывание своих вариантов артикуляционной гимнастики. Разучивание песенок с акцентом на дикцию. |
Хор – созвучие голосов | 4 | 4 | Человеческий голос – самый красивый музыкальный инструмент. Правила пения. Округлённый звук. Тянущиеся гласные звуки – основа напевной мелодии. Кантилена (legato). Унисон. | Освоение упражнений, направленных на формирование мягкого естественного звучания. Исполнение мелодий кантиленного характера. Вокализы на гласные звуки (А, О, У). пение попевок, состоящих из 2-3х звуков нисходящего движения. Показ рукой направления движения мелодии. |
Мы играем и поём | 2 | 2 | Игра звуками. Народные песни – игры, песни современных композиторов с игровыми элементами. Мелодии танцевального характера. | Освоение музыкальных движений в сочетании с пением. Сочинение кратких мелодических и ритмических мотивов на основе детских стихов. |
Будем петь по нотам! | 2 | 3 | Элементы нотной грамоты: нотный стан, звукоряд, расположение нот первой октавы на нотоносце. | Пение знакомых мелодий, попевок с ориентацией на нотную запись. Игры на развитие слухового и зрительного внимания с использованием элементов нотной грамоты. |
Выступления перед зрителями. | 4 | 5 | Музыка праздника. Настроение, характер песни. Выразительность исполнения. | Разучивание песен праздничной тематики. Работа над звукоизвлечением и звуковедением. Правила поведения на сцене. Построение, выход/уход со сцены, поклон. |
Музыкальная грамота | 1 | 2 | Повторение и закрепление элементов нотной грамоты: ноты первой октавы. Изучение и закрепление понятий: звукоряд, фраза, мотив, мелодия, аккомпанемент. | Пение по нотам знакомых песен и попевок. Хоровое сольфеджио, работа с наглядными материалами. Элементы слуховых диктантов. |
Хоровая мастерская | 2 | 3 | Индивидуальные или мелкогрупповые занятия с «гудошниками» | Усиленный интонационно-слуховой тренаж для выработки координации слуха и голоса, преодоления причин фальшивого пения. |
Распевание – хоровая зарядка | 1 | 2 | Дыхательные, артикуляционные упражнения, скороговорки. Краткие попевки, основанные на поступенном нисходящем мелодическом движении в ограниченном диапазоне. Распевание, состоящие из 3-4-5 звуков. Вокальные упражнение на слоги «лё», «мо», «ма», «му». Выстраивание унисона. | Разучивание новых упражнений и распеваний. Самоконтроль телесных проявлений работы певческого аппарата. Формирование «купола» округлённого положения рта. Обсуждение критериев хорошего пения. |
Музыкальный слух | 4 | 2 | Слуховые игры на различение количества одновременно звучащих звуков, мажора, минора, типа (поступенно, скачками) и направления (вверх, вниз) движения мелодии. Ритмические и интонационные упражнение в двухдольном и трёхдольном метре. Повторение и закрепление понятий: нисходящее/восходящее движение мелодии, поступенное движение, скачки. | Определение на слух мелодических элементов, их узнавание на материале знакомых и новых песен. Сольфеджирование, тактирование, пение по лесенке (относительная сольмизация), показ мелодии с помощью ручных знаков. Элементы двухголосья. |
A capella | 2 | 1 | Пение без инструментального сопровождения. Распевание, народные попевки и песни а capella. Красота звучания хора без сопровождения. | Слушание, просмотр аудио и видеозаписей выступлений профессиональных и детских хоров а capella. Освоение навыков пения а capella. Концентрация внимания на умении слушать друг друга, выстраивать унисон, сливаться голосами в единый тембр и динамику звучания хора. |
итого | 34 | | |
Освоение тематических модулей реализуется, прежде всего, через разучивание песен и хоров соответствующего содержания. Очередность освоения модулей, принцип их компоновки в календарно-тематическом плане — свободные.
Примерный репертуарный список1, перечень музыкальных произведений, описание упражнений и распеваний приведён ниже.
ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАР ДЛЯ ПЕНИЯ
Упражнения, распевания:
Артикуляционные игры и упражнения, элементы логоритмики.
Дыхательные упражнения, игры на внимание, самоконтроль.
Упражнения на выработку певческой установки, хорового унисона.
Попевки, основанные на интонации малой терции (V— III ступени мажорного звукоряда), попевки поступенного нисходящего мелодического движения на 2—3—5 звуках (начало — в примарной зоне, с постепенным расширением диапазона) в умеренном темпе.
Упражнения и распевания на начальные навыки пения a capella.
Краткие попевки, основанные на поступенном нисходящем мелодическом движении в ограниченном диапазоне. Распевания, состоящие из 3—4—5 звуков (в т. ч. фрагменты звукоряда, движения мелодии по звукам мажорного трезвучия), попевки на основе интервалов терция, кварта, квинта.
Вокальные упражнения на выстраивание унисона на слоги «лё», «мо», «ма», «му». Вокальные упражнения a capella для развития слуха и голоса. Слуховые игры на развитие начальных элементов гармонического слуха (интервалы, аккорды).
Фрагменты и отдельные фразы, наиболее важные интонации из разучиваемых песен по принципу секвенций и в разных тональностях.
Простейшие примеры канонов (в приму).
Русские народные песни:
Во поле берёза стояла
А я по лугу
Кукушечка
Ой, вставала я ранёшенько
Котя, котенька-коток
Заинька
Коровушка
Как на тоненький ледок
Не летай, соловей
Перед весной
Как пошли наши подружки
Пойду лук я полоть
Ой, на море
Ай, на горе дуб, дуб
Ходила младёшенька
Вдоль по улице молодчик идёт
Как у наших у ворот
На горе-то калина
Пошла млада за водой
Ты, живи, Россия!
Музыка народов России, других народов мира:
Весна. Армянская народная песня. Слова С. Капутикян, русский текст и обработка Б. Снеткова.
Веснянка. Украинская народная песня. Обработка Г. Лобачёва, перевод О. Высотской.
У каждого свой музыкальный инструмент. Эстонская народная песня. Обработка Х. Кирвите, русский текст М. Ивенсен.
Дождик, уймись! Молдавская народная песня.
Сел комарик на дубочек. Белорусская народная песня.
Суп из воздуха. Кубинская народная шуточная песня. Обработка В. Агафонникова.
Раз, два, три, четыре, пять. Чешская народная песня. Обработка Р. Бойко, русский текст А. Машистова.
Шесть утят. Английская народная песня.
Русская и зарубежная классика:
Андрей-воробей. Петушок. Дон-дон. Вставала ранёшенько. (Из вокального цикла «Петушок».) Музыка А. Гречанинова, слова народные.
Там, вдали за рекой. Птичка. Музыка А. Аренского, слова А. Плещеева.
Сурок. Музыка Л. Бетховена, слова С. Спасского.
Спор. Музыка А. Гретри, слова неизвестного автора.
Борзый конь. Музыка М. Ипполитова-Иванова, слова народные.
Мыльные пузыри. Музыка Ц. Кюи, слова В. Жуковского.
Зайчик (Первая тетрадь, соч. 14).
Колыбельная. Окликание дождя (Третья тетрадь, соч. 22). Музыка А. Лядова, слова народные.
За рекою старый дом. Музыка И. С. Баха, русский текст Д. Тонского.
Котик и козлик. Музыка Ц. Кюи, слова В. Жуковского.
Весенняя песенка. Музыка Ц. Кюи, слова И. Белоусова.
Птичка летает. Музыка А. Аренского, слова В. Жуковского.
Расскажи мотылёк. Музыка А. Аренского, слова Л. Моздалевского.
Сорока. Петушок (Первая тетрадь, соч. 14). Музыка А. Лядова, слова народные.
Киска. Музыка В. Калинникова, слова неизвестного автора.
Мишка. Музыка В. Калинникова, слова народные.
Песни современных композиторов:
Петь приятно и удобно. Музыка Л. Абелян, слова В. Степанова.
Под луной. Музыка С. Поддубного, слова Л. Епанешникова.
Скворушка прощается. Музыка Т. Попатенко, слова М. Ивенсен.
Хорошо! Музыка Г. Дмитриева, слова Ж. Потоцкой.
Колокольчики. Музыка Ю. Сорокина, слова В. Губановой.
Весёлый день. Музыка М. Ройтерштейна, слова Б. Заходера.
Серебряная трель. Музыка В. Кикты, слова С. Куратовой.
Веснушки. Музыка Б. Карахана, слова В. Шифриной.
Скрюченная песенка. Музыка Г. Седельникова, слова К. Чуковского.
Наша песенка простая. Музыка А. Александрова, слова М. Ивенсен.
Зимний сад. Музыка А. Ашкенази, слова А. Фаткина.
Новый год. Музыка Т. Смирновой, слова А. Граневской.
Дед Мороз. Музыка М. Парцхаладзе, слова Л. Кондрашенко.
Самая хорошая. Музыка В. Иванникова, слова О. Фадеевой.
Мама и солнце. Музыка М. Парцхаладзе, слова У. Краст, перевод В. Викторова.
Вечный огонь. Музыка А. Филиппенко, слова Д. Чибисова, перевод К. Лидиной.
Димкины песенки (цикл для детей). Музыка М. Ройтерштейна, слова И. Токмаковой.
Песенка львёнка и черепахи (из мультфильма «Как львёнок и черепаха пели песенку»). Музыка Г. Гладкова, слова В. Козлова.
Кораблик (из мультфильма «Первые встречи»). Музыка И. Ефремова, слова В. Бутакова.
Родина моя. Музыка А. Абрамова, слова И. Мазнина.
Наша страна — красавица. Музыка Т. Чудовой, слова В.
Шифриной.
Наш край. Музыка Д. Кабалевского, слова А. Пришельца.
Здравствуй, Родина моя! Музыка Ю. Чичкова, слова К. Ибряева.
Дружат дети всей земли. Музыка Д. Львова-Компанейца, слова В. Викторова.
Осень. Музыка В. Алексеева, слова М. Филатовой.
Журавушка. Музыка Е. Зарицкой, слова А. Вольского.
Сонная песенка. Музыка Р. Паулса, слова И. Ласманиса, перевод О. Петерсон.
Домик над речкой. Музыка С. Старобинского, слова И. Газдага, перевод В. Мазнина.
Золотистые купавки. Музыка О. Петровой, слова коми-пермяцкой народной песенки.
Велосипед. Музыка М. Раухвегера, слова Л. Куликовой.
Тигр вышел погулять. Музыка В. Жубинской, слова Э. Успенского.
Тишина. Музыка Е. Адлера, слова Е. Руженцева.
Гном. Музыка Ж. Металлиди, слова И. Токмаковой.
Начинаем перепляс. Музыка С. Соснина, слова П. Синявского.
Тимоти-Тим. Музыка З. Левиной, слова А. Милна, перевод В. Познера.
Солнечный зайчик. Музыка В. Голикова, слова Г. Лагздынь.
Добрый день. Музыка Я. Дубравина, слова В. Суслова.
Осень. Музыка Ю. Чичкова, слова И. Мазнина.
Капельки. Музыка В. Павленко, слова Э. Богдановой.
Пёстрый колпачок. Музыка Г. Струве, слова Н. Соловьёвой.
Пешком шагали мышки. Музыка В. Калистратова, слова В. Приходько.
Песенка-небылица. Музыка М. Ройтерштейна, слова О. Высотской.
Верблюд-путешественник. Зайчишка, волчонок и телеграмма. Музыка М. Ройтерштейна, слова И. Бурсова.
Колыбельная медведицы (из мультфильма «Умка»). Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева.
Песенка о солнышке (из мультфильма «Солнышко на нитке»). Музыка Е. Ботярова, слова Л. Зубковой.
Вокальные навыки.
1. Певческая установка и дыхание, дыхательная гимнастика
Теория: Правильное положение корпуса, головы, плеч, рук и ног при пении сидя и стоя. Роль дыхания в вокальном искусстве.
Практика:
- спокойный бесшумный вдох;
- правильное расходование дыхания на музыкальную фразу
(постепенный выдох);
- смена дыхания между фразами, задержка дыхания;
- опертый звук;
- одновременный вдох перед началом пения;
- пение более длинных фраз без смены дыхания;
- быстрая смена дыхания между фразами в подвижном темпе.
2. Дикция и артикуляция.
Теория: Дикция и артикуляция. Роль гласных и согласных звуков в пении. Произношение текста. Выразительность слов в пении.
Практика:
- активность губ без напряжения лицевых мышц, артикуляционная гимнастика;
- Исполнение скороговорок разными способами. Отработка в медленном темпе.
- различные приемы артикуляции;
- ясное произношение согласных с опорой на гласные;
- отнесение согласных к следующему слогу;
- короткое произношение согласных в конце слова;
- раздельное произношение одинаковых гласных;
- совершенное произношение текста;
- выделение логических ударений.
3. Звукообразование.
Теория: Понятие «звук». Изучение механизма первичного звукообразования. Виды атаки звука (мягкая, твердая, придыхательная). Legato, staccato. Способы звуковедения. Изменение окраски звучания гласных при «округлении» и при «открытии», «высветлении».
Практика:
- естественное звукообразование;
- пение без напряжения;
- распевки, работа над подвижностью голоса;
- пение закрытым ртом;
- правильное формирование и округление гласных;
- преимущественно мягкая атака звука;
- пение на legato и staccato;
- упражнение на развитие динамического диапазона голоса;
- постепенное расширение общего диапазона в пределах «До» 1-й
октавы – «Ми» («Фа») 2-й октавы.
4. Пение учебно-дидактического материала
Практика: пение несложных вокальных упражнений и дидактических песенок, помогающих укреплению детских голосов, улучшению голосообразования, расширению диапазона и в то же время – наилучшему усвоению изучаемого репертуара.
Например:
- нисходящие трех-пятиступенные построения, начиная с середины регистра (секвенции), то же и в восходящем движении, начиная с нижних звуков регистра;
- смена гласных (часто в сочетании с согласной) на повторяющемся звуке, на трех-пяти ступенях;
- гамма в нисходящем и восходящем движении (чередуя различные типы звуковедения в нисходящем и восходящем движении нон легато, легато);
- трезвучия по прямой и ломаной вниз и вверх;
- небольшие мелодические обороты (отрывки из песен., попевки);
- включение упражнений с элементами двухголосия и в форме канона (мелодические и речевые)
Строй и ансамбль.
1. Звуковысотное интонирование. Упражнения на развитие ладового чувства.
Практика: Развитие мелодического и гармонического слуха. Понятие «многоголосье».
- Работа над мелодиями песен, интервальными скачками, чистотой интонирования.
- пение отдельных ступеней, интервалов, трезвучий, звукорядов и гамм;
- мелодические и гармонические секвенции из интервалов;
- сознательное усвоение интонирования ступеней лада, перехода неустойчивых ступеней в устойчивые;
2. Формирование чувства ансамбля, унисон, многоголосье.
Теория: Понятие «унисона», «многоголосья». Ансамбль мелодический, ритмический, гармонический, дикционный. Ансамбль как слитное, слаженное исполнение
произведения всеми музыкантами, подчинение общему художественному замыслу.
Практика: работа над репертуаром с акцентом на каждый вид ансамбля.
- стройное в интонационном и ритмическом отношении пение;
- слитность голосов и устойчивость интонации (чистота унисона);
- умение прислушиваться к голосам поющих. Не выделяться из общего звучания, соблюдение динамической ровности при произнесении текста;
- ровность звучания партий;
- усвоение дирижерских указаний: «внимание», «дыхание», «начало» и «окончание»;
- уверенное знание текста, как предпосылка для более свободного пения и чистого интонирования;
- умение правильно и стройно петь партию с сопровождением и без него;
- устойчивое интонирование одноголосного пения при сложном аккомпанементе;
- пение подголосков; мелодические каноны;
- навыки пения двухголосия с аккомпанементом;
- прослушивание аудиопримеров многоголосного пения, в том числе и a capella
- пение несложных двухголосных произведений a capella;
- развитие навыка усиления и ослабления звучности, фермата и др.
Работа с певческим репертуаром.
Разбор произведения. Фразировка.
Теория: Понятие «певческая фраза», «художественный замысел».
Практика:
- разбор текста и музыки в доступной для учащихся форме;
- сопоставление музыкальных фраз по направлению мелодии и ее строение;
- правильная передача художественного образа, работа над фразировкой (мелодическая, смысловая, равномерное распределение дыхания по фразам);
- нюансы в соответствии с общим художественным замыслом; логические ударения, мягкие окончания, кульминация.
- создание художественного образа произведения с помощью педагога.
- просмотр и прослушивание и анализ выступлений в видео и аудиозаписях.
Используемая литература:
Виноградов К. П. Работа над дикцией в хоре. М.: Музыка, 1967. 148с.
Дмитриев Л. Основы вокальной методики.- М.,1968
Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. М.,1987.
Дыхательная гимнастика по Стрельниковой /Авт.-сост. Л.Орлова. – М., 2006
Кантарович В.С. - Гигиена голоса “Музгиз”, 1955г.
Осеннева М.С., Самарин В.А. Хоровой класс и практическая работа с хором. - М., Академия 2003.
Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. Методическое пособие. Л., «Музыка», 1972
Поплянова Е. «Игровые каноны на уроках музыки» Москва, изд. Владос, 2002
Самарин В., Осеннева М., Уколова Л. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. - М.: Academia, 1999
Соколов В., Попов В. Школа хорового пения. М., 1987.
Соколов В. Работа с хором. 2-е издание. М.,1983.
Струве Г. Школьный хор. Книга для учителя, Москва, Просвещение 1981
Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио, Санкт-Петербург, 1999
Струве Г. Репертуарный сборник «Поет детский хор», Москва, Просвещение 1981
Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. –изд. Владос 2002
Ключевые термины:
41. Сопрано
42. Строй
43. Тембр
44. Темп
45. Трезвучие
46. Такт
47. Унисон
48. Форма
49. Форте
50. Фальцет
51. Характер
52. Штрихи
21. Интервал
22. Интонация
23. Кантилена
25. Канон
26. Крещендо
27. Куплет
28. Легато
29. Лад
30. Мажор
31. Минор
32. Мелодия
33. Мотив
34. Нота
35. Пиано
36. Припев
37. Распев
38. Соло
39. Солист
40. Стаккато
1. Аккорд 2. Аккомпанемент
3. Акцент
4. Альт
5. Ансамбль
6. Артикуляция
7. Атака
8. Ауфтакт
9. Вокал
10. Вступление
11. Диапазон
12. Диминуэндо
13. Дикция
14. Дирижёр
15. Динамика
16. Жанр
17. Запев
18. Затакт
19. Звуковедение
20. Звукообразование
Календарно-тематическое планирование
1 | | Начальная диагностика. Прослушивание голосов. |
2 | | Прослушивание голосов. Знакомство с голосовым аппаратом. Певческая установка. |
3 | | Петь приятно и удобно! Основы вокального дыхания. Дыхательная гимнастика |
4 | | Песня – звучащее слово. «Подайте … голос!». Упражнения на дикцию, артикуляцию, дыхание. |
5 | | Хор – созвучие голосов. Что такое петь «чисто»? |
6 | | Петь приятно и удобно! Знакомство с элементарными дирижёрскими жестами. Ауфтакт. |
7 | | Хор – созвучие голосов. Речевой канон |
8 | | Песня – звучащее слово. Все мы дружим с песней. Мелодия. |
9 | | Хор – созвучие голосов. Унисон. |
10 | | Петь приятно и удобно! Типы певческого дыхания. |
11 | | Песня – звучащее слово. Артикуляционные упражнения. Формирование вокальной дикции |
12 | | Музыкальный слух. Ансамбль. |
13 | | Музыкальный слух. Высота звука, диапазон, регистр. |
14 | | Будем петь по нотам! На музыкальных горках. Рисунки мелодии. |
15 | | Скоро Новый год! Работа над унисоном при пении хора с фортепианным аккомпанементом. |
16 | | Песня – звучащее слово. Выразительность исполнения. Как «рассказать» содержание песни. Смысловые остановки. |
17 | | Распевание – хоровая зарядка. Работа над дикцией. Скороговорки. |
18 | | «Игры с ритмом» |
19 | | Будем петь по нотам! Ритмическая партитура. |
20 | | Мы играем и поём. Ритмический аккомпанемент. |
21 | | Ритмический канон. |
22 | | Хоровая мастерская: мелкогрупповая работа с гудошниками. |
23 | | Песня – звучащее слово. Как незаметно влиться в звуковой поток. Какое дыхание называется «цепным». |
24 | | Мы играем и поём. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. |
25 | | Выступление на школьном концерте ко дню 8-го марта. |
26 | | A capella. Штрихи legato, staccato |
27 | | Музыкальный слух. Элементы двухголосья |
28 | | Музыкальная грамота. Мотив, фраза, куплет |
29 | | Хор – созвучие голосов. «Круглый» звук. Палитра звуковых оттенков. |
30 | | Мелодический канон. |
31 | | Хоровая мастерская: мелкогрупповая работа по партиям. |
32 | | A capella. Мы споём вам вокализ. |
33 | | Парад песен. Репетиция |
34 | | Выступление на итоговом празднике в начальной школе |
1 Приведённый перечень произведений является ориентировочным. Педагог может корректировать, видоизменять и дополнять его с учётом текущих задач развития конкретного хорового коллектива.