СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская разработка «Системно-деятельностный подход на уроке русского языка по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе.

Цели:

 обучающая: способствовать овладению способом написания безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе;   развивающая: содействовать развитию письменной связной речи учащихся;  воспитательная:   формирование уважительного отношения к иному мнению;   воспитание навыков культуры общения в учебном сотрудничестве.

Просмотр содержимого документа
«Авторская разработка «Системно-деятельностный подход на уроке русского языка по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе»»

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации» (МАОУ ДПО ИПК)
















ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА



«Системно-деятельностный подход на уроке русского языка по

теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе»

(УМК Школа России, 4 класс)



Выполнил: Каретникова Галина Николаевна,

учитель начальных классов,

МБОУ «СОШ № 60»















Новокузнецк 2016

Содержание

  1. Введение с.3

  2. Основная часть с.5

  3. Заключение с.9

  4. Литература с.10

















































I. Введение


В настоящее время произошли серьезные изменения в сфере образования. Принятие нового стандарта в начальной школе не только повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, но и позволило педагогам по-новому выстраивать школьное образовательное пространство.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества на основе диалога культур. Чтобы решать эти задачи, каждому педагогу начальной школы важно понять, ЧТО, ЗАЧЕМ и КАКИМ ОБРАЗОМ изменить в своей деятельности.

Системно-деятельностный подход позволяет обеспечить реализацию идеи непрерывного образования на уровне школы при условии сформированности у обучающихся универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. Формирование УУД – это одна из важнейших задач учителя.

При системно-деятельностном подходе к проектированию и реализации ФГОС системообразующим элементом учебного процесса являются различные виды деятельности, субъект обучения занимает активную позицию, а деятельность является основой, средством и условием развития личности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.

В системно–деятельностном подходе категория «деятельности» занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система.

Деятельностный аспект образования выражается в том, что содержание обучения есть деятельность в связи с решением проблемы и деятельность коммуникации как овладение социальной нормой, т.е. учебный процесс представляет собой процесс решения проблемных (коммуникативных) задач.

Реализация собственной учебной деятельности выдвигает школьника на позицию субъекта ее. В результате на уроке возникает субъект- субъектная ситуация, в которой учитель и ученик взаимодействуют как равноправные партнеры в совместной деятельности. Ученик действует по принципу «я учусь».

Собственная учебная деятельность школьников, важная составляющая системно-деятельностного подхода, реализуется как личностно-деятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулой «деятельность–личность», т. е. «какова деятельность, такова и личность» и «вне деятельности нет личности». Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.

Функция учителя при системно–деятельностном подходе проявляется в деятельности по управлению процессом обучения.

Предмет русский язык помогает реализовывать задачи:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты - описания и повествования небольшого объема;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;

  • пробуждение познавательного интереса к языку, стремление совершенствовать свою речь.




























Тема урока: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе.

Цели:

обучающая: способствовать овладению способом написания безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе; развивающая: содействовать развитию письменной связной речи учащихся; воспитательная: формирование уважительного отношения к иному мнению; воспитание навыков культуры общения в учебном сотрудничестве.



Ход урока

  1. Орг. момент

Внимание! Проверь, дружок!
Готов ли ты начать урок?


Все ль на месте, все ль в порядке
Ручка, книга и тетрадка?



– Сегодня на уроке нас с вами ожидает интересная работа. Мы продолжим наблюдение за особенностями правописания безударных окончаний имен существительных.


  1. Актуализация знаний


2.1.

-Назовите падежи имён существительных (И.п., Р.п., Д.п., В.п.,Т.п., П.п.)

-Сколько склонений имён существительных в русском языке? (три)

-Как определяем склонение имён существительных? (определяем род имени существительного, смотрим на окончание).

2.2.

-С помощью какого способа определяем правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа? ( на доске появляется схема:





– По одному ли правилу проверяются безударные гласные в окончании слова и безударные гласные в корне слова? (нет)
– Одинаковы ли проверочные слова для правописания безударных окончаний имен существительных? (нет). Почему? (разные склонения)

Упражнение № 1. Выполняется устно. Задание на доске.

-Вставьте пропущенные окончания, используя 2 способ проверки.

В тетрад_, в портфел_, в книг_.

– Кто считает, что научился правильно писать безударные окончания имен существительных в единственном числе? Давайте проверим. Фронтальная проверка.

Упражнение № 2.

-Запишите ряд имен существительных с предлогами, указывая способ проверки.

В холод_, из деревн_, о жизн_, около изгород_, у вырубк_, по пустын_, о вишн_, по травинк_.

Коллективная проверка.

– Кто написал безошибочно?
– Кто хочет себя похвалить за этот диктант?



III.Постановка учебной задачи

Упражнение № 3. Прочитайте предложение. Найдите имя существительное во множественном числе. Выпишите словосочетание с падежным вопросом. Примените 1 способ проверки. Сделайте вывод.

Я любуюсь первыми снежинк_ми.


Любуюсь (чем?) снежинк_ми

Вывод после наблюдений: 1 способ “не работает”, т.к. нельзя определить склонение у существительных во множественном числе.

–Попробуем применить 2 способ проверки.
– Какими проверочными словами мы пользовались в единственном числе? (1 скл. – земля, 2 скл. – конь, село, 3 скл. – степь).

Работа в группах (работа выполняется на листах ватмана).

– Давайте поставим проверочные слова во множественное число и просклоняем. Сравните окончания по падежам. Какой вывод можно сделать? (Заслушиваются ответы представителей каждой группы учащихся, обобщаются.)

Вывод: При склонении – окончания проверочных слов совпадают. Поэтому для проверки орфограмм в безударном окончании имен существительных во множественном числе достаточно использовать лишь одно из проверочных слов.

– Какое слово возьмем для проверки написания безударного окончания имен существительных во множественном числе? (Выбор детей.)



IV.Изучение нового

4.1 Работа в группах по учебнику упражнение 249, стр.131

-Выпишите из стихотворения каждое имя существительное, а рядом запишите это же имя существительное ,но в начальной форме. Укажите склонение.

4.2. Прочитайте информацию в учебнике после этого упражнения.

-Что необходимо сделать, чтобы определить склонение имени существительного во множественном числе?

-Давайте составим алгоритм, по которому мы будем определять написание безударного окончания.

Работа в группах. Дети высказывают свои предложения, потом составляется и записывается алгоритм на доске:

1. Прочитать имя существительное.

2. Поставить имя существительное в начальную форму.

3. Вспомнить признаки каждого типа склонения.

4. Определить склонение данного имени существительного.


Физминутка по материалам СанПИН


  1. Первичное закрепление .

Самостоятельная работа по учебнику стр.132, упр.250

-Спишите, используя наш алгоритм.

Взаимопроверка в парах.


  1. Рефлексия.

Учитель читает существительные во множественном числе, учащиеся определяют и записывают склонение.

Узоры, лошади, деревья, рощи, мыши.

Взаимопроверка.

-Оцените свою работу на уроке с помощью


  1. Итог урока.

-Какая учебная задача стояла перед нами в начале урока?

(определение склонения имен существительных во множественном числе )

-Знали мы в начале урока как это сделать? (нет)

-Что нужно сделать для того что бы правильно определять склонение?

1. Прочитать имя существительное.

2. Поставить имя существительное в начальную форму.

3. Вспомнить признаки каждого типа склонения.

4. Определить склонение данного имени существительного


  1. Домашнее задание.


Стр.132, упр.252

  1. Заключение.


Данная творческая разработка по русскому языку УМК «Школа России» в 4-м классе по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе».

Для того чтобы ответить на ключевой вопрос, нам на уроке понадобилась работа с учебником, с дополнительным материалом.

Работая с учебником, дети учились выделять нужную информацию, сравнивали, обобщали, делали выводы, у них формировались познавательные УУД.

Работа в группе, в паре способствовала формированию коммуникативных УУД. На данном уроке дети учатся взаимодействию «учитель - ученик», «ученик – ученик».

Активная деятельность учащихся четвертого класса осуществляется под руководством учителя, но возрастает от урока к уроку. Сегодня дети сами смогли определить тему урока, на основе сравнения сделать вывод по каким существенным признакам можно отличить простое предложение с однородными членами от сложного предложения.

На этапе включения нового знания в систему знаний используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задание, используя составленный сами учениками алгоритм рассуждения и осуществляют его взаимопроверку.






























IV. Список литературы



1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008 - 151 с.

2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост. Е.С. Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с .

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.

4. Проектирование уроков деятельностной направленности в образовательном процессе начальной школы. Сборник материалов. (сост. О. В. Петрова, Т. П. Савушкина; под ред. М. И. Солодковой; ГОУ ДПО ЧИППКРО. – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2011.

5. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник для 4-го класса в 2-х частях.- Изд.3-е.- М.: Просвещение, 2014.-159 с., ил. . (Школа России)

6. Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по русскому языку 4 класс. - М. : ВАКО, 2015. -496 с. (В помощь школьному учителю)





11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!