СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская разработка урока по истории древнего мира "Город Рим во втором веке нашей эры"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока - сформировать представления о достижениях древних римлян и их вкладе в мировую культуру. В основе урока лежит методика концептного анализа.

Просмотр содержимого документа
«Авторская разработка урока по истории древнего мира "Город Рим во втором веке нашей эры"»



Технологическая карта урока.

Название предмета

история

Класс

5

Тема

Город Рим во II веке нашей эры.

Цели урока

Образовательные:

1. Сформировать представления о внешнем облике и достопримечательностях города Рима во II веке нашей эры.

2. Сформировать умение выделять особенности в облике города Рима во II веке нашей эры; описывать достопримечательности Рима; выделять главные культурные достижения римлян.

Развивающие:

1. Развивать умения извлекать, анализировать и оценивать необходимую информацию из различных источников.

2. Развивать умения работать в парах; умения использовать новые понятия.

3. Развивать умения строить логическое высказывание, умения рассуждать и доказывать свою точку зрения; развитие творческих способностей учащихся.

Воспитательные:

1. Сформировать личный интерес к достижениям римлян, внесшим огромный вклад в мировую культуру.

2. Создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания, радости преодоления трудностей.

3. Дать почувствовать, увидеть, что решая и выполняя всё более сложные задачи и упражнения, они продвигаются в своём интеллектуальном и волевом развитии.

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Основные термины и понятия

Апеннинский полуостров, термы, акведук, Марк Аврелий, император,

Межпредметные связи

обществознание, география, литература, математика, физика

Формы работы на уроке

фронтальная, парная, индивидуальная

Оборудование

Учебник для 5 класса: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира. – М: Просвещение, 2011.

2) Раздаточный материал: заготовки для закладок (Приложение №3), текст исторического документа, карточки с заданиями, жетоны с изображением римских императоров (Приложение №1).

3) Мультимедийная презентация Prezi «Город Рим во II веке нашей эры» (Приложение №2).

4) Аудиофайл с музыкой Древнего Рима.

5) Электронное приложение к учебнику «История Древнего мира». – М: Просвещение, 2008 (Приложение №4).

9) Атрибуты урока ассоциативного ряда: термос, термометр, термобелье.

10) Макет Акведука.






Планируемые результаты

Результаты

Предметные

Метапредметные (УУД)

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

1. Понимать значение слов «терма», «акведук» в контексте истории Рима II в н.э.

2. Определять отличительные особенности Золотого века римской культуры.

3. Определять значимость для развития культуры человечества (не только с точки зрения инженерной, но и сточки зрения здоровьесозидающей) таких достижений древнего Рима как постройка и эксплуатация терм и акведука (как следствие материал для постройки – бетон)

1. Осознавать потребность и готовность к самообразованию

2. Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем.

3. Различать «полезное» и «красивое», отделять от «дурного» и «вредного».

4. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

 1. Умение определять и формулировать цель деятельности

2. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

3. Владение основами самоконтроля, самооценки


1. Умение извлекать информацию

2. Умение определять понятия, устанавливать аналогии

3. Умение пользоваться различными источниками информации

4. Умение выделять главное

5. Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя


 1. Умение владеть приёмами монологической и диалогической речи.

2. Умение работать индивидуально и в группе

3. Умение задавать вопросы по теме



Педагогические технологии, используемые на уроке:

1. Проектная деятельность с использованием элементов:

  • технологии сотрудничества

  • технологии критического мышления.

3. Технология создания учебных ситуаций с элементами исследовательской деятельности.

4. Игровые технологии.

5. Деятельностный подход к обучению.

6. Личностно-ориентированный подход к обучению.

7. Здоровьесберегающие технологии.


Здоровьесберегающие технологии, используемые на уроке:

Физические аспекты

Психологические аспекты

Духовно-нравственные аспекты

1. Соблюдение санитарно-гигиенических требований: чистота в классе, оптимальность светового и воздушно-теплового режимов.

2. Физические динамические паузы: гимнастика для глаз, опорно-двигательного аппарата, мозговой активности.

3. Нестандартный способ рассадки детей, позволяющий увеличить двигательную активность на уроке.

1. Использование релаксационной музыки для создания психологического комфорта.

2. Психологические разгрузки и динамические паузы для снятия эмоционального и нервного напряжения.

3. Соблюдение рационального режима информационной нагрузки.

4. Организация разнообразных форм деятельности.

5. Деятельностный подход к обучению.

6. Снятие стрессовых ситуаций через организацию групповой и парной работы.

7. Использование наглядности и нестандартных форм обучения – инсценировка, ролевая игра, творческая работа (создание закладок).

8. Использование элементов соревнования с целью повышения мотивации к изучению нового материала.

1. Личностно-ориентированный подход к обучению.

2. Формирование навыков сотрудничества и партнерства через организацию парной и групповой работы.

3. Формирование ценностного отношения к здоровью и образованию через содержательную линию урока.


Список литературы:

1. Татарникова Л.Г. Педагогика здоровья: здоровьесберегающие образовательные технологии. – СПб, 2010.

2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М., 2006.

3. Колесникова М.Г. Здоровье как личностный результат образования в контексте новых образовательных стандартов // На пути к школе здоровья / под ред. С.В. Алексеева, М.Г. Колесниковой. СПб., 2013. С. 34-37.

5. Здоровьесберегающие технологии (из опыта работы лицея № 179). – СПб., 2005.

6. Древний Рим: Книга для чтения / Под ред. С.Л. Утченко. – М, 1999.

7. История древнего мира в художественно-исторических об­разах / Под ред. О.В. Волобуева, А.В. Шестакова. – М, 2005.

8. Книга для чтения по истории древнего мира / Под ред. А.И. Немировского. – М., 2003.

9. Петрова Н.Г., Смышляев А.Л. История древнего Рима. – М., 1995.


Схема-план урока.

Этап урока

Задачи этапа

Содержание этапа


Время

Здоровьесберегающие аспекты урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный

Создание положительного настроя на урок


Организация первых этапов работы по развитию познавательной активности учащихся и созданию комфортных условий для обучения. Здоровьесберегающая деятельность:

1) включение релаксационной музыки;

2) организация рассадки детей;

3) приветствие, представление учителя;

4) объяснение принципа расстановки пар;

5) закрепление правильной осанки учащихся на уроке.

1. Рассадка на места под музыку (парты расставлены в форме буквы П – ученики сидят парами лицом друг к другу).

2. Приветствие учителя и друг друга.

4. Закрепление правильной осанки.

2 мин.

Психолого-педагогические

1. Создание доброжелательного микроклимата.

2. Снятие эмоционального напряжения учащихся.

Организационно-педагогические

1. Обеспечение двигательной активности учащихся.

2. Постановка учебной задачи.

Создание учебной мотивации

Формулировка темы, целей и задач урока.

Мотивация учащихся на активную работу на уроке


1. Беседа с классом (приглашение отправиться в путешествие в Италию).

2. Задание – определить местоположение города Рима. Работа с картой из электронного приложения к учебнику (Приложение №4) и контурной картой из закладки (Приложение №1):

- на основе подсказок (Приложение №3) определить местоположение Апеннинского полуострова, Средиземного, Тирренского и Ионического морей и города Рима.

3. Фронтальная беседа о столице Италии – городе Риме

4. Совместное формулирование темы урока (Город Рим во II в. н.э.)

5. Объяснение причин выбора этого исторического периода.

6. Формулировка проблемного вопроса: «Почему город Рим называют Вечным городом».

Создание на уроке «точки удивления» для фиксации учащимися границы между знанием и незнанием.

7. Объяснение структуры урока и логики подачи материала, возможностей самоорганизации успешной деятельности:

– четыре остановки, из которых состоит путешествие;

– возможность получения жетонов за активную работу;

– составление опорного конспекта урока в виде закладки.

1. Ответы на вопросы учителя.

2. Определение местоположения географических объектов с опорой на карту и подсказки.

3. Определение столицы Италии с опорой на иллюстрации.

4 мин.

Психолого-педагогические

1. Игровая форма – создание комфортного психологического микроклимата.

2. Эмоциональная разрядка посредством работы с иллюстрациями.

2. Стимулирование мотивации учащихся к изучению новой темы через нестандартные формы работы – игра, урок-путешествие, жетоны.

3. Решение учебной задачи


1. Представление содержание учебного материала.

2. Работа с дидактико-методическим материалом.


1. Остановка «Римские термы»!

1. Организация внимательного рассмотрения слайда с изображением великолепного здания, определение его функционального назначения: дворец, храм, баня или особняк богача.

2. Организация работы с термином «термы» посредством наглядной демонстрации предметов и обращению к личному опыту учащихся в их использовании: термос, термометр, термобелье. Обращение к этимологическому словарю. Задание – найти значение корня «термо».

3. Виртуальная экскурсия по римским термам.

4. Фронтальная беседа о назначении бани.

5. Релаксационная пауза.

Предложение учащимся расслабиться и немного отдохнуть: сесть удобнее (руки, ноги не скрещивать, спину прижать к спинке стула – выровнять, ладони расправить и положить на парту), закрыть глаза и послушать учителя: «Представьте, что после долгой прогулке по пыльным и шумным улицам Рима вы заходите в просторное, прохладное помещение бани, украшенное колоннами и красивыми скульптурами. Как приятно ступать по мозаичному полу, как приятно ощущать прохладу мраморных стен после знойного дня».

6. Организация индивидуальной творческой работы. Задание – составление рассказа от имени римлянина - посетителя общественных бань «Почему я люблю посещать термы».

7. Беседа с классом о том, что жизненно необходимо для существования терм и каким образом чистая вода поступает в термы.


2. Остановка «Акведук»!

1. Организация работы с термином. Задание – найти значение термина «акведук»

2. Проведение наглядного опыта для демонстрации принципа работы акведука.

3. Рассказ учителя о римских акведуках.

Беседа с классом о возможных используемых материалах для строительства.

4. Организация выполнения задания с элементами исследовательской работы в парах постоянного состава: нахождение и исправление ошибок римского архитектора в чертеже акведука.

3. Остановка «Памятник Марку Аврелию»!

1. Демонстрация конного памятника Марку Аврелию.

2. Задание – просмотреть видеофрагмент и найти необходимую информацию о том, кому посвящен памятник.

3. Изучение изображений Марка Аврелия, формулирование вывода о физическом здоровье римских императоров.

4. Знакомство с философскими изречениями Марка Аврелия посредством инсценировки. Задание – формулировка вывода об уровне образования Марка Аврелия и о его деятельности как правителя.

5. Творческое задание – составление синквейна о Марке Аврелии.

6. Подведение итогов о деятельности римских императоров и их роли в развитии и процветании города Рима.

1. Высказывание предположений о функциональном назначении демонстрируемого здания.

2. Работа с предметами, словарем. Поиск определения корня «термо».

3. Ученик в роли экскурсовода (с опорой на схему) рассказывает о помещениях римских терм и их функциях.

4. Ответы на вопросы учителя о функциях и назначении бани.

5. Отдых и расслабление в течение релаксационной паузы.

6. Составление рассказа по заданному началу.

7. Ответы на вопросы о важности воды для большого города и способе ее доставки посредством водопровода.

















1. Работа с историческим словарем, поиск определения термина «акведук».

2. Наблюдение опыта, знакомство с работой акведука (участие в опыте 2х учеников).

3. Выбор наиболее прочного и практичного материала для строительства акведука.

3.Работа в парах. Изучение чертежа акведука и исправление ошибок.

1-2. Просмотр видеофрагмента о Марке Аврелии, поиск необходимой информации.

3. Изучение изображений Марка Аврелия, формулировка вывода о физическом здоровье римских императоров.

4. Выступление учащегося в роли Марка Аврелия, прочтение 2х знаменитых изречений. Формулирование вывода о высоком уровне образованности римских императоров.

5. Составление синквейна.



10

мин.






































9

мин.












8

мин.








Психолого-педагогические

1. Создание комфортных психологических условий через организацию парной работы учащихся.

2. Активизация внимания и мыслительной деятельности и развитие творческих способностей учащихся через нестандартные формы работы – инсценировка, составление рассказа от лица древнего римлянина; проведение физического опыта, творческая работа по изготовлению закладок и составлении синквейна.

3. Обеспечение эмоционального комфорта учащихся через использование наглядности и беседу.

4.Личностно-ориентированные подход: Создание ситуаций успеха, обращение к личному опыту.

Организационно-педагогические

1. Смена деятельности, разнообразие деятельности.

2. Организация двигательной активности учащихся – снятие усталости и напряжения.

3. Снятие нервного напряжения учащихся с помощью релаксационной паузы.

Учебно-воспитательные

1. Обучение навыкам постоянной грамотной заботы о своем здоровье:

– развитие навыков правильной осанки;

2. Изучение культуры здоровья и здорового образа жизни на примере римской культуры.

5) Разрешение проблемы

Систематизация материала

Формулировка выводов

Объяснение домашнего задания

Организация подведения итогов урока, вовлечение учащихся в рефлексию их деятельности.

1. Беседа с классом. Помощь в формулировке ответа на проблемный вопрос: почему город Рим называют Вечным городом.

3. Организация работы в мини-группах. Завершающий этап изготовления закладки – достижения римлян.

4. Объяснение домашнего задания – составление памятки о правильном и бережном обращении с памятниками культуры.

1. Формулировка ответа на проблемный вопрос.

3. Работа в мини-группах по изготовлению закладки.

9 мин.

Психолого-педагогические

1. Активизация мыслительной деятельности учащихся через необычные атрибуты урока.

2. Обеспечение эмоционального комфорта учащихся через беседу.



6) Рефлексия деятельности

Самооценка учащимися своей деятельности на уроке.

Самоанализ полученных на уроке знаний.


Обучение приёмам/ навыкам самоконтроля и самооценки успешной деятельности на уроке.

1. Подсчет жетонов.

2. Организация самооценки эмоционального состояния учеников:

а) путешествие – интересное, усталости нет, настроение хорошее – приклеивают зеленую звезду на карту города.

б) путешествие – обыкновенное, усталости нет – желтую звезду.

в) путешествие – утомительное, есть усталость, настроение - плохое – красную звезду.

1. Подсчет жетонов.

2. Самостоятельное оценивание успешности в разных видах деятельности; оценивание уровня/ степени усвоения нового материала.

3 мин.

Психолого-педагогические

1. Самооценка эмоционального состояния учащихся в конце урока.





























Приложение №1

Жетоны с изображением римских императоров из династии Антонинов




Приложение №2

Мультимедийная презентация Prezi «Город Рим во II веке нашей эры»


Приложение №3

Рабочий лист урока: заготовки для закладок.


Город Рим во II веке н.э. (100-200 гг.)

Местоположение города Рима.

Вклад римлян в мировую культуру:

1. Термы – это ______________________________________________

_______________________


2. Акведук в переводе латинского языка означает ___________________

Главная функция акведука - __________________

____________________

Материал для строительства - ______________

3. Марк Аврелий – «философ на троне»:

«__________________________________________________________

____________________________».











Приложение №4

Электронное приложение к учебнику «История Древнего мира». – М: Просвещение, 2008