1. Организационный | Создание положительного настроя на урок | Организация первых этапов работы по развитию познавательной активности учащихся и созданию комфортных условий для обучения. Здоровьесберегающая деятельность: 1) включение релаксационной музыки; 2) организация рассадки детей; 3) приветствие, представление учителя; 4) объяснение принципа расстановки пар; 5) закрепление правильной осанки учащихся на уроке. | 1. Рассадка на места под музыку (парты расставлены в форме буквы П – ученики сидят парами лицом друг к другу). 2. Приветствие учителя и друг друга. 4. Закрепление правильной осанки. | 2 мин. | Психолого-педагогические 1. Создание доброжелательного микроклимата. 2. Снятие эмоционального напряжения учащихся. Организационно-педагогические 1. Обеспечение двигательной активности учащихся. |
2. Постановка учебной задачи. Создание учебной мотивации | Формулировка темы, целей и задач урока. Мотивация учащихся на активную работу на уроке | 1. Беседа с классом (приглашение отправиться в путешествие в Италию). 2. Задание – определить местоположение города Рима. Работа с картой из электронного приложения к учебнику (Приложение №4) и контурной картой из закладки (Приложение №1): - на основе подсказок (Приложение №3) определить местоположение Апеннинского полуострова, Средиземного, Тирренского и Ионического морей и города Рима. 3. Фронтальная беседа о столице Италии – городе Риме 4. Совместное формулирование темы урока (Город Рим во II в. н.э.) 5. Объяснение причин выбора этого исторического периода. 6. Формулировка проблемного вопроса: «Почему город Рим называют Вечным городом». Создание на уроке «точки удивления» для фиксации учащимися границы между знанием и незнанием. 7. Объяснение структуры урока и логики подачи материала, возможностей самоорганизации успешной деятельности: – четыре остановки, из которых состоит путешествие; – возможность получения жетонов за активную работу; – составление опорного конспекта урока в виде закладки. | 1. Ответы на вопросы учителя. 2. Определение местоположения географических объектов с опорой на карту и подсказки. 3. Определение столицы Италии с опорой на иллюстрации. | 4 мин. | Психолого-педагогические 1. Игровая форма – создание комфортного психологического микроклимата. 2. Эмоциональная разрядка посредством работы с иллюстрациями. 2. Стимулирование мотивации учащихся к изучению новой темы через нестандартные формы работы – игра, урок-путешествие, жетоны. |
3. Решение учебной задачи | 1. Представление содержание учебного материала. 2. Работа с дидактико-методическим материалом. | 1. Остановка «Римские термы»! 1. Организация внимательного рассмотрения слайда с изображением великолепного здания, определение его функционального назначения: дворец, храм, баня или особняк богача. 2. Организация работы с термином «термы» посредством наглядной демонстрации предметов и обращению к личному опыту учащихся в их использовании: термос, термометр, термобелье. Обращение к этимологическому словарю. Задание – найти значение корня «термо». 3. Виртуальная экскурсия по римским термам. 4. Фронтальная беседа о назначении бани. 5. Релаксационная пауза. Предложение учащимся расслабиться и немного отдохнуть: сесть удобнее (руки, ноги не скрещивать, спину прижать к спинке стула – выровнять, ладони расправить и положить на парту), закрыть глаза и послушать учителя: «Представьте, что после долгой прогулке по пыльным и шумным улицам Рима вы заходите в просторное, прохладное помещение бани, украшенное колоннами и красивыми скульптурами. Как приятно ступать по мозаичному полу, как приятно ощущать прохладу мраморных стен после знойного дня». 6. Организация индивидуальной творческой работы. Задание – составление рассказа от имени римлянина - посетителя общественных бань «Почему я люблю посещать термы». 7. Беседа с классом о том, что жизненно необходимо для существования терм и каким образом чистая вода поступает в термы. 2. Остановка «Акведук»! 1. Организация работы с термином. Задание – найти значение термина «акведук» 2. Проведение наглядного опыта для демонстрации принципа работы акведука. 3. Рассказ учителя о римских акведуках. Беседа с классом о возможных используемых материалах для строительства. 4. Организация выполнения задания с элементами исследовательской работы в парах постоянного состава: нахождение и исправление ошибок римского архитектора в чертеже акведука. 3. Остановка «Памятник Марку Аврелию»! 1. Демонстрация конного памятника Марку Аврелию. 2. Задание – просмотреть видеофрагмент и найти необходимую информацию о том, кому посвящен памятник. 3. Изучение изображений Марка Аврелия, формулирование вывода о физическом здоровье римских императоров. 4. Знакомство с философскими изречениями Марка Аврелия посредством инсценировки. Задание – формулировка вывода об уровне образования Марка Аврелия и о его деятельности как правителя. 5. Творческое задание – составление синквейна о Марке Аврелии. 6. Подведение итогов о деятельности римских императоров и их роли в развитии и процветании города Рима. | 1. Высказывание предположений о функциональном назначении демонстрируемого здания. 2. Работа с предметами, словарем. Поиск определения корня «термо». 3. Ученик в роли экскурсовода (с опорой на схему) рассказывает о помещениях римских терм и их функциях. 4. Ответы на вопросы учителя о функциях и назначении бани. 5. Отдых и расслабление в течение релаксационной паузы. 6. Составление рассказа по заданному началу. 7. Ответы на вопросы о важности воды для большого города и способе ее доставки посредством водопровода. 1. Работа с историческим словарем, поиск определения термина «акведук». 2. Наблюдение опыта, знакомство с работой акведука (участие в опыте 2х учеников). 3. Выбор наиболее прочного и практичного материала для строительства акведука. 3.Работа в парах. Изучение чертежа акведука и исправление ошибок. 1-2. Просмотр видеофрагмента о Марке Аврелии, поиск необходимой информации. 3. Изучение изображений Марка Аврелия, формулировка вывода о физическом здоровье римских императоров. 4. Выступление учащегося в роли Марка Аврелия, прочтение 2х знаменитых изречений. Формулирование вывода о высоком уровне образованности римских императоров. 5. Составление синквейна. | 10 мин. 9 мин. 8 мин. | Психолого-педагогические 1. Создание комфортных психологических условий через организацию парной работы учащихся. 2. Активизация внимания и мыслительной деятельности и развитие творческих способностей учащихся через нестандартные формы работы – инсценировка, составление рассказа от лица древнего римлянина; проведение физического опыта, творческая работа по изготовлению закладок и составлении синквейна. 3. Обеспечение эмоционального комфорта учащихся через использование наглядности и беседу. 4.Личностно-ориентированные подход: Создание ситуаций успеха, обращение к личному опыту. Организационно-педагогические 1. Смена деятельности, разнообразие деятельности. 2. Организация двигательной активности учащихся – снятие усталости и напряжения. 3. Снятие нервного напряжения учащихся с помощью релаксационной паузы. Учебно-воспитательные 1. Обучение навыкам постоянной грамотной заботы о своем здоровье: – развитие навыков правильной осанки; 2. Изучение культуры здоровья и здорового образа жизни на примере римской культуры. |
5) Разрешение проблемы | Систематизация материала Формулировка выводов Объяснение домашнего задания | Организация подведения итогов урока, вовлечение учащихся в рефлексию их деятельности. 1. Беседа с классом. Помощь в формулировке ответа на проблемный вопрос: почему город Рим называют Вечным городом. 3. Организация работы в мини-группах. Завершающий этап изготовления закладки – достижения римлян. 4. Объяснение домашнего задания – составление памятки о правильном и бережном обращении с памятниками культуры. | 1. Формулировка ответа на проблемный вопрос. 3. Работа в мини-группах по изготовлению закладки. | 9 мин. | Психолого-педагогические 1. Активизация мыслительной деятельности учащихся через необычные атрибуты урока. 2. Обеспечение эмоционального комфорта учащихся через беседу. |
6) Рефлексия деятельности | Самооценка учащимися своей деятельности на уроке. Самоанализ полученных на уроке знаний. | Обучение приёмам/ навыкам самоконтроля и самооценки успешной деятельности на уроке. 1. Подсчет жетонов. 2. Организация самооценки эмоционального состояния учеников: а) путешествие – интересное, усталости нет, настроение хорошее – приклеивают зеленую звезду на карту города. б) путешествие – обыкновенное, усталости нет – желтую звезду. в) путешествие – утомительное, есть усталость, настроение - плохое – красную звезду. | 1. Подсчет жетонов. 2. Самостоятельное оценивание успешности в разных видах деятельности; оценивание уровня/ степени усвоения нового материала. | 3 мин. | Психолого-педагогические 1. Самооценка эмоционального состояния учащихся в конце урока. |