СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская разработка урока по русскому языку "Синтаксический разбор предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по русскому языку в 3 классе.

Просмотр содержимого документа
«Авторская разработка урока по русскому языку "Синтаксический разбор предложения"»

Конспект урока

по русскому языку в 3 классе

«Синтаксический разбор предложения».

Цель:

  • развитие учебно-информационных и учебно-логических умений,

  • формирование коммуникативной и оргдеятельностной компетенций.

Задачи:

  • Обучающая: закреплять представления об алгоритме синтаксического разбора предложения; повторить правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова; вырабатывать орфографическую и пунктуационную зоркость.

  • Развивающая: расширение лингвистического кругозора; развитие умения мыслить, отстаивать свою точку зрения.

  • Воспитательная: отстаивать свою точку зрения; воспитание культуры общения на уроке.

  • Здоровьесберегающая: создать условия для успешного закрепления материала, выбрать средства обучения с учетом психофизиологических особенностей детей.

Оборудование:

  • Учебник Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык. - 4 класс. - часть 1. - С. 68-69;

  • Компьютер, презентация к уроку, интерактивная доска.

  • Карточки-задания для работы в парах.

  • Индивидуальные задания.

Примечания:

* (В скобках даны примерные ответы детей)

Ход урока

1. Оргмомент.

- Ребята, повернитесь к нашим гостям, и улыбкой поприветствуйте присутствующих.

2. Чистописание

Незнающие пусть научатся, а знающие вспомнят еще раз.

(Древний Рим.)

3. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня мы работаем по блоку "Как устроен наш язык". [Слайд № 1]

Тема урока "Синтаксический разбор предложения".

- Скажите пожалуйста, такая тема урока встречается у нас впервые? (Нет.)

- Как вы думаете, что же мы будем делать на этом уроке, если мы прошли эту тему? (Закреплять умение выполнять синтаксический разбор предложения. Может быть узнаем что-то новое о разборе?)

3. Словарная работа. [Слайд № 2]

Подл:жащее, ск:зуемое, опр:деление,д:полнение, гл:гол, обст:ятельство.

- Давайте вспомним написание этих слов. Спишите слова и поставьте ударение с комментированием. (Дети говорят куда падает ударение и называют безударную гласную, после этого делается клик мышкой, на экране появляется пропущенная буква. И так после каждого слова.)

- Прочитайте слова, подумайте, какое слово лишнее? Почему?

Следующий слайд

- Какой частью речи являются эти слова? (существительные)

- Что ещё общего в них есть? (средний род, неодушевленные, нарицательные, ед.ч.)

- Найдите слово, которое я задумала: В нём 5 слогов, на 3-й слог падает ударение, 3 мягких согласных звука, 4 звонких согласных звука, из которых 2 парные.(подлежащее)

- Что такое подлежащее? Почему так называется?

(Ломоносов определял термин ПОДЛЕЖАЩЕЕ как нечто главное, "лежащее в основе предложения, а СКАЗУЕМОЕ - это то, что "сказано" о подлежащем.)

- Как одним словом можно назвать главные члены?

-Как называется предложение, которое состоит только из главных членов? (примеры)

-Как называются предложения, которые состоят из основы и второстепенных членов?

- Запишите предложение.

Магазин получил шерстяные, шёлковые и льняные ткани.

- Спишите, расставьте знаки препинания. Попробуйте составить схему к своему предложению.

- Чем осложнено предложение?

- Что такое однородные члены предложения?

- Какие члены предложения могут быть однородными?

- Какой раздел науки о языке изучает предложения?

Чем ещё может быть осложнено предложение?(Вывешиваются таблички)

Однородными членами

Междометиями

Обращениями

(Примеры, зачем мы их изучаем)

А сейчас я вам предлагаю обратить внимание на следующие предложения

Зимнее утро

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, какбледноепятно,

Сквозьтучимрачныежелтела,

Автор: А. С. Пушкин



Листопад

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Автор:И. Бунин




С чем автор сравнивает луну? Лес?

Это называется сравнительным оборотом. (вывешивается табличка)Мы встречались с ним не один раз на уроках литературного чтения. Посмотрите, как сравнение на письме выделяется?

Давайте попробуем задать вопрос к сравнительному обороту

Вопрос





Итак, сравнительный оборот на письме выделяется запятыми, является одним членом предложения.

4. Актуализация необходимых теоретических знаний.

Следующее задание поможет нам вспомнить определение типа предложения по цели высказывания и по интонации. [Слайд № 3] Закончите предложения:

  1. Предложения по цели высказывания бывают:

  2. Предложения по интонации бывают:

(Дети дополняют предложения)

Работа в парах. (Ребятам раздаются карточки.)

Поработаем с табличкой, определим тип предложения по цели высказывания, поставьте + в соответствующей колонке, а в конце предложения поставьте знак препинания.



















Предложения

Повествовательное

Побудительное

Вопросительное

Ребята берегите природу

 

 

 

Сколько дней в октябре

 

 

 

Ура каникулы

 

 

 

Птицы улетают на юг

 

 

 

Мойте руки перед едой

 

 

 

Волны тихие как шепот накатывали на берег.








Предложения

Повествовательное

Побудительное

Вопросительное

Ребята берегите природу

 

 

 

Сколько дней в октябре

 

 

 

Ура каникулы

 

 

 

Птицы улетают на юг

 

 

 

Мойте руки перед едой

 

 

 

Волны тихие как шепот накатывали на берег.




Проверка выполнения задания.

- Попробуйте определить по знакам препинания каким будет предложение по цели высказывания и по интонации. [Слайд № 4.После того, как дети дадут характеристику каждой строки со знаками препинания, делается клик мышкой, на экране появляется возможная характеристика]

  • ?!

  • .

  • ?

  • !

- Можно ли по схемам определить цель высказывания и интонацию предложения? (Дети делают вывод, что по схемам можно определить точно только интонацию, а цель высказывания нельзя, так как она может быть в разных вариантах.)

Спишите, расставив знаки препинания. Устно сделайте синтаксический разбор предложений. [Слайд № 5]

Прошло лето

Улетели на юг птицы ласточки стрижи соловьи

Реже выглядывает из-за туч солнышко

Почему оно прячется

Солнышко выгляни поскорей

(Проверка выполнения заданий.)

8. Физкультминутка для глаз. [Слайд № 6]

- Водите глазками за движущимися предметами.

Проверьте, правильно ли выполнен разбор по членам предложения. [Слайд № 7]

В небе плывут облака. У девочки от усталости слипаются глаза.

(Дети в устной форме исправляют ошибки, делается клик мышкой и ошибки на экране исправляются.)

Дифференцированная работа. Варианты дети выбирают самостоятельно.

  • 1 вариант (Повышенной сложности). Выполнить упр.2 с.68. Записать составленные предложения в тетрадь и провести синтаксический разбор. (1 человек идёт выполнять на обратную сторону доски.)

  • 2 вариант (Базовый уровень). Дополни предложение, запиши его в тетради проведи синтаксический разбор этого предложения. Над водой, над лесом, над поляной плывёт: (1 человек идёт выполнять на обратной стороне доски.)

  • 3 вариант. Спиши первое предложение из упр.3 на с.68 и проведи синтаксический разбор этого предложения. (1 человек диктует во время записи предложение, называя все замеченные орфограммы и делает синтаксический разбор.)

(Проверка заданий 1 и 2 вариантов.)

Составьте предложение на осеннюю тему, к которому можно дать такую характеристику: повеств., невоскл., распр., есть однор.чл.. [Слайд № 8] (Проверка выполнения задания.)

12. Рефлексия.

- Давайте вспомним высказывание в самом начале нашего урока.

- Что нам удалось лучше всего сделать?

- Над чем ещё следует поработать?

-Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Домашнее задание.

Составить 3 предложения (повеств., побуд., вопросит.) и сделать синтаксический разбор.











































































Подготовка



В России

словесные науки

не дадут

никогда прийти

в упадок российскому

слову.

М.В.Ломоносов



Дивишься драгоценности нашего языка:

что ни звук, то и подарок;

всё зернисто, крупно, как сам жемчуг,

и, право, иное название ещёдрагоценней

самой вещи.

Н.В.Гоголь




I. Чистописание.

Не знающие пусть научатся, а знающие вспомнят еще раз. (Древний Рим.)



I. Чистописание.

Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость. (Древний Рим.)

I. Чистописание.

Быть сильным хорошо. Быть умным лучше вдвое. И. А. Крылов

I. Чистописание.

Ясность – главное достоинство речи.

(Древняя Греция.Аристотель.)

Ученик, который учится без желания, – это птица без крыльев.

Омар Хайям


Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы...

Леонардо да Винчи


I. Чистописание.

Чтение хороших книг – это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времен, и притом такой разговор, когда они сообщают нам только лучшие свои мысли.

Д. Рене, Франция


Шутку, как и соль, должно употреблять с умеренностью. (Древняя Греция.Пифагор.)


Повелитель многих языков, язык российский не токмо обширностью мест, где он господствует, но купно собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе.

Ломоносов М. В.




    1. Подл:жащее, ск:зуемое, опр:деление,д:полнение, существительное, обст:ятельство.

Найди лишнее слово.

Найди задуманное слово: 5 слогов, 3 слог-ударный, 3 мягких согл. Звука,, 5 звонких согл, 1 из них парный)

Дополнение (дапалн’эн’ий’э)

- Какой частью речи являются эти слова? (существительные)

- Что ещё общего в них есть? (средний род, неодушевленные, нарицательные, ед.ч.)

Составьте и запишите предложение с этими словами.

    1. Поработаем с табличкой, определим тип предложения по цели высказывания, поставьте + в соответствующей колонке, а в конце предложения поставьте знак препинания.

Предложения

Повествовательное

Побудительное

Вопросительное

Ребята, не шумите в лесу

 

 

 

Сколько девочек у вас в классе

 

 

 

Ура, перемена

 

 

 

Наступила золотая осень

 

 

 

Не переходите дорогу на красный свет

 

 

 

Волны тихие, как шепот, накатывали на берег.






3. Что такое подлежащее? Почему так называется?


Термин ПОДЛЕЖАЩЕЕ, как и СКАЗУЕМОЕ, были введены в русский язык М.В.Ломоносовым, поскольку калька с латинского (а в латинский, в свою очередь, с греческого), как Вы совершенно правильно отмечаете, - международное слово СУБЪЕКТ многозначен, а поэтому не всегда являлся удобным.

Ломоносов определял термин ПОДЛЕЖАЩЕЕ как нечто главное, "лежащее в основе предложения, а СКАЗУЕМОЕ - это то, что "сказано" о подлежащем.

Этот только русский вариант терминов "подлежащее" и "сказуемое" стал употребляться в русском языке, начиная с "Русской грамматики" Востокова уже в 19 веке.

Что такое однородные члены предложения?

- Какие члены предложения могут быть однородными?

- Какой раздел науки о языке изучает предложения?

Осложняющиечленыпредложения

Однородныечлены

Вводныеслова

Обращения

Обособленныечлены

Слова - предложенияда, нет

Уточняющиечлены

Сравнительныйоборот






Признаки вводных слов и конструкций:

к ним нельзя задать вопрос от других членов предложения;
они заменяются синонимичными вводными словами и конструкциями;
они легко убираются из текста без потери смысла.

Различай! Одни и те же слова могут быть вводными и нет.

Конечно, возможно, может, может быть, быть может, должно быть, кажется, казалось бы, видимо, по-видимому, пожалуй, в самом деле, подлинно, правда, не правда ли, в сущности, по существу, по сути, право, чай, надо полагать, думаю, надеюсь, полагаю



Правило.

Вводные слова и конструкции на письме выделяются с двух сторон запятыми.

Список вводных слов (примеры). Можно выделить следующие разряды вводных слов и конструкций:
ЗНАЧЕНИЕ ВВОДНОЕ СЛОВО ПРИМЕР
Уверенность или неуверенность конечно, несомненно, без всякого сомнения, очевидно, безусловно, разумеется, само собой разумеется, бесспорно, действительно, наверное, возможно, верно, вероятно, по всей вероятности, может, может быть, быть может, должно быть, кажется, казалось бы, видимо, по-видимому, пожалуй, в самом деле, подлинно, правда, не правда ли, в сущности, по существу, по сути, право, чай, надо полагать, думаю, надеюсь, полагаю Совсем скоро, безусловно, птицы улетят на юг.

В это воскресенье мы, возможно, пойдем на рыбалку.
Различные чувств и эмоции к счастью, к несчастью, по счастью, по несчастью, к радости, к огорчению, к прискорбию, к досаде, к сожалению, к удивлению, к изумлению, к ужасу, к стыду, на счастье, на радость, на беду, чего доброго, нечего греха таить, странное дело, удивительное дело Вдруг, к нашей радости, на горизонте мы увидели большой корабль.
Источник высказывания говорят, сообщают, передают, по словам…, по сообщению…, по сведениям…, по мнению…, по-моему, по-твоему, по-нашему, по-вашему, на мой взгляд, по слухам, по преданию, помнится, слышно, дескать Дальние озера, по слухам, богаты рыбой.
Порядок явлений или мыслей и связь между ними итак, следовательно, значит, наоборот, напротив, далее, наконец, впрочем, между прочим, в общем, в частности, прежде всего, кроме того, сверх того, стало быть, например, к примеру, главное, таким образом, кстати, кстати сказать, к слову сказать, во-первых, во-вторых и так далее, с одной стороны, с другой стороны, повторяю, подчеркиваю Вся жизнь Никиты не была постоянным праздником, а, напротив, была неперестающей службой.
Оценка стиля высказывания, способа выражения мысли словом, одним словом, иными словами, другими словами, иначе говоря, коротко говоря, попросту сказать, мягко выражаясь, если можно так сказать, если можно так выразиться, с позволения сказать, лучше сказать, так сказать, что называется и другие; слова собственно, вообще, вернее, точнее, скорее и тому подобное (если к ним можно добавить говоря) Словом, роль каждого замечания огромна.
Призыв к собеседнику видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), знаешь (ли), знаете (ли), пойми, поймите, поверьте, послушайте, согласитесь, вообразите, представьте себе, извините, простите, веришь (ли), верите (ли), пожалуйста Растолкуйте мне, пожалуйста, что за чудеса такие

Различай!

http://5-ege.ru/vvodnye-slova/

Ловушка №1! Не являются вводными и НЕ выделяются запятыми: мало-помалу, в начале, вдруг, будто, ведь, якобы, в конечном счете, вряд ли, все-таки, даже, едва-ли, исключительно, именно, как будто, почти, как бы, как раз, к тому же, между тем, по предложению, просто, по решению, по постановлению, приблизительно, притом, почти, поэтому, просто, решительно, однажды, словно, в довершении всего, с пор, как бы, решительно, исключительно, вот, примерно, даже.

Ловушка №2! Частица бывало запятыми выделяется.

Алгоритм выполнения задания.

1) Вспомни, не относится ли слово, которое ты считаешь вводным, к тем словам, которые на письме не выделяются.

2) Убери его из предложения. Смысл не поменялся? Выдели запятыми.

3) Попробуй задать вопрос к слову, которое, как ты думаешь, является вводным. Если не задается, скорее всего, оно вводное и выделяется запятыми.

4) Вспомни значения вводных слов. Входит ли твое слово в их число?

Разбор задания.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Это (1) возможно (2) сделать, но не очень скоро. Клавдия ушла (3) вернее (4) убежала, смущенно укрыв шалью лицо.

1) 1, 2

2) 3, 4

3) 1, 2, 3, 4

4) 2, 4

Пробуем убрать их из предложения: Это сделать, но не очень скоро. Клавдия ушла убежала, смущенно укрыв шалью лицо. В первом предложении слово возможно не убирается, так как без него нарушается, поэтому оно не выделяется запятыми.

Во втором предложении вернее легко извлекается из предложения. Также к нему нельзя задать вопрос, оно относится к разряду вводных слов, выражающих способ оформления мыслей. Делаем вывод: на письме вернее выделяется запятыми.

Таким образом, правильный ответ – вариант №2.

Источник: http://5-ege.ru/vvodnye-slova/



Слова-предложения ДА и НЕТ.

Выделяются знаками препинания (запятыми, многоточием, восклицательным знаком).

1. Если слова ДА и НЕТ выражают утверждение или отрицание в сочетании с предложением.
Например: Я не устал, нет! Да, задумался я тогда.
Нет! Ни за что не соглашусь!
Да-да... Я слушаю.

2. Если слова ДА и НЕТ повторяются.
Например: Да, да, я сегодня не в духе!

Не выделяются знаками препинания.

1. Если слово ДА является частицей.
Например: Да не волнуйся ты так! Да уж, удивил ты меня.

2. Если слово НЕТ является членом предложения.
Например: Нет у меня этой лекции. Хотел бы я угостить тебя вкусненьким, да нет ничего.

3. Частицы, стоящие со словами ДА и НЕТ.
Например: Ну да. мы вчера не были на лекции.

P.s. Обратите внимание на сочетания:
нет и ещё раз нет...
нет и всё...
нет-нет да и...





Ура!

1восклицательное междометие, употребляющееся в качестве торжествующего восклицания, выражающего восторг, радость, общее воодушевление или боевого клича.

2 Междометие чувства

3 Междометие — особая часть речи, объединяет слова, которые выражают чувства, побуждения, волеизъявления, не называя их:  ах, ох, ну, увы; алло, ау, стоп, боже мой, ура, цыц, чу  и др. К междометиями относятся и формулы этикета: спасибо.



Междометие не относятся ни к самостоятельным частям речи, ни к служебным частям речи.  От знаменательных частей речи междометия отличаются тем, что не называют  ни предметов, ни признаков, ни действий,  а от служебных — тем, что не выражают отношений между словами в словосочетании и предложении,  не служат для связи слов  и предложений, не вносят в предложение дополнительных смысловых оттенков.


Междометия не имеют лексических,  грамматических значений, т.е.  междометия не изменяются,  не являются членами предложения и синтаксически не связаны с членами предложения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!