Урок учителя русского языка и литературы Пятковой Дарья Николаевны на тему «Подготовка к ВПР. Один день из жизни театра»
Дата проведения: 19.03.2025
Место проведения: МБОУ гимназия Эврика им. В. А. Сухомлинского
Класс: 5
Тема урока: «Подготовка к ВПР»
Тип урока: урок систематизации знаний, умений и навыков
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация на тему «Один день из жизни театра», рабочие тетради, канцелярия.
Цель урока:
Подготовиться к ВПР, актуализируя и систематизируя знания в игровой форме.
Задачи урока:
Метапредметные:
развивать познавательный интерес к языку и театральному искусству;
развивать мыслительные процессы: умение сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы;
формировать речевую культуру.
Предметные:
Личностные:
воспитывать любовь к знаниям; уважительное отношение к русскому языку;
воспитывать уважительное отношение к одноклассникам;
Прогнозируемые учебные результаты: обучающиеся повторят ранее изученное по данной теме, научатся составлять «тонкие» и «толстые» вопросы, подготовятся к ВПР.
Сценарий урока
Урок проводился в преддверии Международного дня театра, поэтому разработаны задания данной тематики. На этапе актуализации знаний и формирования умений проводится работа над словарными словами. Обучающиеся разгадывают загадки. Затем учитель предлагает подчеркнуть непроверяемые гласные и запомнить написание слов (7 минут).
Сегодня царь, а завтра вор, роли все сыграл … (актёр).
Можно куклой покрутить, / потянуть её за нить, / на спектакле без конфетки/послушны кто? (Марионетки)
Театральный он работник/постановок дирижёр,/ управляющий спектаклем/ это верно режиссёр.
«Меню» в театре составляют/на весь сезон из разных пьес/ и только то в него включают/что вызывает интерес. (репертуар)
Пришли в театр мы как-то с другом/ Искали долго, где нам сесть/ Сказали нам, что полукругом/ряды для нас в театре есть./ С давних пор любой театр имеет свой амфитеатр.
Коль спектакль завершился – слышно «Браво!», комплименты/ Всем актёрам в благодарность/ дарим мы аплодисменты.
2. Далее обучающиеся читают текст и составляют «тонкие» и «толстые» вопросы, после чего задают их друг другу (примерно 10-15 минут).
27 марта отмечают Международный день театра. Слово «театр» греческого происхождения, означает оно место для зрелищ. Зародился в Древней Греции. Все роли играли мужчины, женщин на сцену не допускали. Обычно было не более трёх главных актёров. Один и тот же актёр мог играть сразу несколько ролей, в том числе и женские. Актёры выступали в огромных масках и на коту́рнах.
В России театр начинался с народных игр и обрядов. В IX веке на Руси появились первые бродячие актёры-комедианты – звали их скоморохи. А любимым героем у зрителей был весёлый и озорной Петрушка.
Театр – особый и прекрасный мир4. Приходя в театр, вы видите декорации, нарисованные художником, и сшитые в театральных мастерских костюмы. Видите людей, которые не существуют в повседневной жизни: их придумал драматург, и сыграли актёры. Не выходя из зрительного зала, вы сможете побывать в разных частях планеты, в разных эпохах, среди разных людей. Театр может вернуть вас на много лет и даже веков назад и поможет заглянуть в будущее. Многие из ваших сверстников сегодня отдают предпочтение кино и телевидению, но ни с чем не сравнится живая игра актёра и та волна эмоций, которую можно пережить, наблюдая театральное зрелище.
Знаете ли вы, что, хлопая в ладоши, вы исполняете один из древнейших ритуалов связи с высшим миром. А в наше время учёные утверждают, что хлопанье в ладоши оказывает благотворное влияние на весь организм. Так что, почаще хлопайте!4 Это полезно и всегда поднимает настроение!
________________________________________________________________________________
Котурны -сандалии на высокой деревянной подошве для увеличения роста или предания величественности фигуре.
Роль женщины сводилась к ведению хозяйства и воспитанию детей.
Озорной – склонный к шалостям. Син.буйный, сказдальный. Ант.спокойный, тихий, послушный.
Огромный. Крохотный, крошечный.
3. После этого обучающиеся делят на группы слова с орфограммами и графически их объясняют (около 10 минут).
4. Следующие 10 минут были посвящены работе со словом. Вместе с учителем обучающиеся вспоминают лексические группы слов и тренируются подбирать синонимы и антонимы. В качестве физминутки проводится ритмическая разминка.
Выпишите слово со значением весёлый. Подберите антоним.
Выпишите слово со значением большой. Подберите антоним.
5. Далее обучающие расставляют ударения в словах. Самопроверка (около 2 минут).
Расставить ударения в выделенных словах. Какая фраза не является СС?
Начался спектакль, банты на платьях, место в партере, красивее всех, создал красивейшие декорации, туфля сливового цвета, приятный досуг, поняла без слов, фарфоровые куклы.
6. Самоконтроль, оценивание (создаётся разбаловка и ученики оценивают свою работу на уроке)
7. На уроке
Мне запомнилось … Мне понравилось … Мне было интересно … Мне было трудно …
Мне было легко … Я бы хотел(а) узнать ещё о …