МАОУ «Гимназия №1 г. Рузы»
Тема:
«Содружество семьи
и школы: векторы
взаимодействия»
Ившина Наталья Нурихановна
социальный педагог
г. Руза, 2018 г.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Актуальность этой темы состоит в том, что семья в современных условиях не всегда выходит из сложных жизненных ситуаций. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать щкола, социальный педагог.
.
Социальный паспорт МАОУ «Гимназия №1 г. Рузы» 2017/18 уч. год
№
п/п
Наименование категории
1
учащихся
Количество
Всего учащихся в гимназии в 2017/18 уч. г.
2.
Дети из многодетных семей
3.
771
114
4.
Дети- инвалиды
Дети, находящиеся под опекой
8
5.
5
Дети из малообеспеченных семей
6.
По потере кормильца
12
13
ТИПОЛОГИЯ СЕМЕЙ
- Семьи с попустительски-снисходительным стилем воспитания; Семьи с позицией круговой обороны воспитания; Семьи с демонстративным стилем воспитания; Семьи с педантично-подозрительным стилем воспитания; Семьи с жестко-авторитарным стилем воспитания; Семьи с увещевательным стилем воспитания; Семьи с отстраненно-равнодушным стилем воспитания; Семьи с воспитанием по типу «кумир семьи»; Семьи с непоследовательным стилем воспитания;
- Семьи с попустительски-снисходительным стилем воспитания;
- Семьи с позицией круговой обороны воспитания;
- Семьи с демонстративным стилем воспитания;
- Семьи с педантично-подозрительным стилем воспитания;
- Семьи с жестко-авторитарным стилем воспитания;
- Семьи с увещевательным стилем воспитания;
- Семьи с отстраненно-равнодушным стилем воспитания;
- Семьи с воспитанием по типу «кумир семьи»;
- Семьи с непоследовательным стилем воспитания;
ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА ПРИ РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ
- любому родителю неприятно слышать плохое о своих детях, поэтому необходимо научиться не только жаловаться, но и хвалить ребенка, видеть хорошее и начинать работу с позитивных моментов;
- важен принцип конфидециальности: не стоит ради поучительного примера предавать огласке различные негативные стороны семейного воспитания. Примеры типичных педагогических ошибок в семье должны быть всегда анонимными;
- не рекомендуется относиться к трудным подросткам с позиции силы или страха; необходимо научиться самому и учить трудных детей видеть радостные перспективы будущей жизни;
- не стоит злоупотреблять доверием подростка и его родителей;
- никогда не следует ставить окончательный и безнадежный диагноз, так как ни один из методов диагностики не дает бесспорной и окончательно верной информации.
Этапы работы социального педагога с семьей:
- изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью;
- первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи;
- знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка их условий жизни;
- знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, вывод;
- изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций;
- изучение личностных особенностей членов семьи;
- составление карты семьи;
Этапы работы социального педагога с семьей:
- координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные, дошкольные учреждения, Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т.д.);
- составление программы работы семьей;
- текущие и контрольные посещения семьи;
- выводы о результатах работы с семьей.
Формы работы с семьей
Консультационные беседы . Консультирование, по определению, предназначено в основном для оказания помощи людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач. Консультирование необходимо родителям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач. Особенно большие трудности представляют семьи, в которых мать или отец пьют, и даже если пьянство не имеет злостной формы, а выражается в застольях, периодическом употреблении спиртного, социальный педагог берет такие семьи под особый контроль. Необходимо регулярно посещать подобные семьи, целенаправленно проводить с родителями отдельные, индивидуальные беседы. Самым опасным для воспитания детей становится непонимание такими родителями вреда, который может принести алкоголь растущему организму. Задача социального педагога - раскрыть перед родителями вред пьянства в семье, особенно приобщение детей к употреблению алкоголя, необходимо эмоционально настраивать детей против алкоголя. Основная задача социального педагога - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер.
Формы работы с семьей
Детско-родительский клуб
- Создание системы клубной деятельности детей и родителей по интересам с привлечением по возможности всех членов семьи.
- Позволяет обогащать совместный досуг.
- Актуализация семейных ценностей, культивирование которых влияет на выбор целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия ребенка в будущем.
- Создание ситуации успеха благодаря совместной работе всех членов семьи.
- Налаживание положительных эмоциональных взаимоотношений между родителями и детьми.
Октябрь 2017 г.
Большой праздничный концерт «Подарок маме!», посвященный Дню матери.
Для многодетных матерей.