Исследовательская деятельность учащихся: индивидуальный и групповой аспект.
Автор статьи:
Чеснокова Александра Викторовна,
МБОУ «СОШ №135»,
г. Красноярск, 2017
Современный учитель-профессионал не только сам становится исследователем, но и организует исследовательскую деятельность школьников. Она помогает обеспечить активную познавательную деятельность учеников, вовлекает в поиск решения сложных, проблемных вопросов, актуализируя знания, вырабатывая навыки анализа, умение абстрагировать, делать выводы, обобщать. Подготавливая, организуя, проводя исследовательскую деятельность учеников на уроках литературы, педагог стимулирует творческую активность, эмоциональное восприятие, вовлекает их в научную работу, обучает самостоятельному поиску нестандартных решений возникших проблем.
Поэтому в современной школе приёмам организации исследовательской деятельности учащихся должно уделяться особое внимание.
В данной статье исследовательская деятельность учащихся представляется как логически выстроенная, проверенная на практике система работы учителя и учеников.
Система занятий ИД (исследовательской деятельностью) представляет собой трёхуровневую систему, состоящую из трёх этапов, каждый из которых является качественно новым уровнем ИД. Движение учащихся от уровня к уровню происходит после прохождения программы каждого этапа.
Продвижение учащихся от этапа к этапу ИД связано с освоением основных уровневых функций И.Д. При организации занятий И.Д. на первом уровне ведущую роль играет образовательная функция исследовательской деятельности учащихся и учителя, цель которой - приращение образованности всех участников обучения (учащихся и учителя). Занятия на этом уровне представляют собой подготовительный этап исследовательской деятельности.
Подготовительный этап ИДУ (исследовательской деятельности учащихся) начинается уже в среднем звене, в 5-м классе. В течение года проводятся следующие мероприятия:
- знакомство с понятием «НОТ»;
- преобразование его в «НОУТ» (научная организация учебного труда);
- расширение и углубление понятия «Алгоритм»;
- введение понятия об алгоритмизации обучения;
- углубление и уточнение представления о плане (простой, сложный, цитатный, вопросный и т. д.).
В 6-м классе проводим экспресс-повторение подготовительного этапа, углубление и расширение базовой платформы исследования:
- обучение составлению конспектов различных видов (цитатный конспект, пересказ-анализ статьи, смешанный конспект);
- формирование умения работать со справочной, критической, научной литературой.
Следующий, 2-ой уровень реализуется в 7-8-ых классах, когда мы переходим к осуществлению следующей функции И.Д., которую исследователи называют методологической или мировоззренческой - организация обучения, при которой учащиеся проводят исследования с целью приобретения опыта исследовательской деятельности. На этом этапе И.Д.У. (исследовательской деятельности учащихся), который можно обозначить как практический, ученики обогащают свой понятийный аппарат научными терминами: исследование, метод исследования, его виды, объект, предмет, цель, задачи, средства исследования, гипотеза и др.
Таким образом, оба этапа ИД: подготовительный и практический - реализуются в среднем звене обучения и служат для достижения цели: овладеть общенаучными умениями и навыками (ведение и фиксирование хода и результатов наблюдения или эксперимента; осуществление умственных действий; изучение специальной литературы; организация И.Д). Следует отметить, что образовательная и методологическая функции отслеживаются и в старшем звене обучения, но работа проводится в средних классах на подготовительном и практическом этапах И.Д.У.
В старшем звене обучения организация И.Д. проводится на третьем, самом сложном уровне, так как реализуется самая сложная функция И.Д.- управленческая, т. е. умение управлять исследовательской деятельностью, следовательно, происходит продвижение на автономный этап И.Д.У.
Наиболее полное воплощение 3-го уровня проявляется в ll-м классе. Ученики САМИ
- выбирают и формулируют тему;
- определяют зоны исследования;
- проводят целеполагание;
- планируют и реализуют методы исследования;
- описывают ход работы;
- делают выводы;
- вырабатывают рекомендации.
При организации учебной деятельности школьников учитель может давать домашние задания исследовательского характера, планировать исследования как фрагменты уроков, проводить уроки- исследования, организовывать систему занятий по исследованию определённой темы (проблемы) с текущими консультациями, промежуточным контролем и конечным результатом - защитой реферата или проекта по изученной проблеме.
Исследовательскую деятельность можно организовывать на всех этапах урока и на этапе подготовки к уроку при выполнении опережающего задания. Домашние задания подобного типа вызывают подлинный интерес к изучаемому материалу, стимулируют дополнительное чтение, подготавливают к более глубокому и осмысленному восприятию произведения, интересному решению проблемы.