ПРИЁМ «ИНСЕРТ» КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Рыбакова Ксения Дмитриевна, студентка 3 курса
Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького
Научный руководитель: Осипова Марианна Сергеевна
Аннотация. В данной статье рассматривается определение понятия «читательская компетентность», рассматривается структура данной компетентности. Рассказывается о проблеме формирования читательской компетентности. Говорится о том, чем определяется компетентность; как понять владение читательской компетентностью и характеристику личности со сформированной читательской компетентностью. Предлагается разработанный и апробированный приём «инсерт» для развития читательской компетентности младшего школьника.
Ключевые слова. Читательская компетентность, приём «инсерт».
Формирование читательской компетентности, обеспечивающей достижение позитивных результатов, соответствующих мировым стандартам, — приоритетная цель преподавания курса литературного чтения, обозначенная во ФГОС НОО. Ни один учебный предмет невозможно освоить без чтения. Чтение – обязательная и важная учебная деятельность практически любого урока. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт выделяет чтение как одно из важнейших общеучебных умений, от которого зависит успешность дальнейшего обучения [8].
«Чтение имеет первостепенное значение для повышения уровня образованности, профессиональной компетентности граждан, общекультурного потенциала страны; для сохранения ее территориальной целостности и суверенитета за счет совершенствования системы внутренних коммуникаций; для выработки компетентных решений на уровне государства, муниципальных властей, учреждений, предприятий, общественных организаций; для повышения качества жизни; для повышения престижа российского общества в мире», - говорится в «Национальной программе поддержки и развития чтения» [5].
Проблема формирования читательской компетентности российских школьников в настоящее время чрезвычайно актуальна. Педагогическая практика показывает, что преобладающая часть учащихся в прошлом самой читающей страны в мире не приучена читать систематически, не имеет развитых качеств читателя, испытывает существенные затруднения при работе с текстовой информацией, не готова к требованиям мирового информационного пространства и возможности самоопределиться в жизни. Недостаточный читательский уровень отмечается в «Национальной программе поддержки и развития чтения». Кроме того, результаты краевой диагностической работы «Красноярского ЦОКО», проводимого в 2022 году, дают повод для пессимизма. Отмечается отрицательная динамика уровня сформированности читательской компетентности по сравнению с 2021 годом. 55,98% участников диагностической работы продемонстрировали базовый уровень читательской грамотности. В то же время более 17% участников КДР-4 достигли повышенного уровня, который свидетельствует о том, что ученик готов самостоятельно учиться на основе текстов. 7,44% участников не продемонстрировали читательскую грамотность, показав недостаточный уровень. Так же 19,29% показали минимальный (пороговый) уровень читательской грамотности, выполнив несколько отдельных заданий, иногда не самых простых. Средний процент выполнения диагностической работы по читательской грамотности в регионе составил 49,21%. Средний балл по 100-балльной шкале – 55,08. Эти результаты ниже, чем в 2021 году (средний процент выполнения работы тогда составил 56%) [4].
Обратимся к понятию «читательская компетентность». Е. Л. Гончарова считает, что читательская компетентность — сложнейшая функциональная система, «ядром» которой является способность читателя или слушателя превращать закодированные в тексте авторские смыслы в свой личный познавательный и творческий опыт [1].
По мнению Н. Е. Колгановой, читательская компетентность младших школьников — это интегративное качество личности, характеризующееся:
ценностным отношением к чтению и знанию, получаемому посредством чтения литературы, доступной по содержанию и форме (зачем читать?);
наличием читательского кругозора и литературоведческих представлений;
знанием круга чтения в его жанрово-тематическом разнообразии (что читать? о чем читать?);
умением выполнять необходимые читательские действия при работе с книгой и произведением с целью формирования и развития потребности в чтении;
наличием продуктивных способов чтения, качественного навыка чтения (как читать?) [3].
С позиций ФГОС НОО читательская компетентность подразумевает владение:
техникой чтения;
приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
знанием книг и умением их самостоятельно выбирать
сформированностью духовной потребности в книге как способу познания мира и самопознания;
осознанием себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности как средства самообразования. [8].
По мнению исследователей рассматриваемой проблемы, структура читательской компетентности младших школьников представляет собой совокупность системы познавательных и других ценностей и соответствующих им функций. Наряду со структурой читательской компетентности выделены ее процессуальные составляющие: образовательная; коммуникативная; гедонистическая; социальная; развивающая. Данные составляющие читательской компетентности позволяют учителю максимально конкретизировать содержание исследуемого понятия как речевую деятельность [6].
Основная педагогическая задача учителя начальных классов на уроках литературного чтения в условиях введения ФГОС — создание и организация условий, инициирующих детское действие. Под педагогическими условиями понимают совокупность мер или обстоятельств образовательного процесса, обеспечивающих читательскую компетентность младших школьников [8].
Я бы хотела предложить приём «инсерт» как способ формирования читательской компетенции у младших школьников.
Инсерт — это прием технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП), используемый при работе с текстом, с новой информацией.
Приём был разработан американскими учёными Д. Воганом, Т. Эстесом, а впоследствии дополнен одними из основоположников технологии критического мышления Ч. Темплом, К. Меридитом и Д. Стиллом [7].
В практическом отношении технология эффективного чтения представляет собой систему знаков, организованных в таблицу, заполнение которой идёт в процессе изучения нового материала. Название приёма складывается из первых букв каждого слова определения:
I — interactive (интерактивная)
N — noting (познавательная)
S — system for (система)
E — effective (для эффективного)
R — reading and (чтения и)
T — thinking (размышления).
Методика использования приема "Инсерт" на уроках:
1. Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:
V — я это знаю;
+ — это новая информация для меня;
- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;
? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.
Совет: маркировки в тексте удобнее делать на полях карандашом. Или можно подложить полоску бумаги, чтобы не пачкать учебники.
2. Заполняется таблица.
V | + | — | ? |
Здесь тезисно записываются термины и понятия, встречающиеся в тексте, которые уже были известны. | Отмечается все новое, что стало известно из текста | Отмечаются противоречия. То есть, ученик отмечает то, что идет вразрез с его знаниями и убеждениями. | Перечисляются непонятные моменты, те, что требуют уточнения или вопросы, возникшие по мере прочтения текста. |
Пример заполнения таблицы «Инсерт» на уроке русского языка по теме «Имя существительное»:
V | + | — | ? |
Имя существительное отвечает на вопросы кто? что? обозначает предмет | 1.Одушевленные и неодушевленные имена существительные. 2.Как склоняются. | Имя существительное может быть любым членом предложения. | Слова «кукла» и «снеговик» к какой группе отнести? |
3. Чтение таблицы несколькими учениками (выборочно). Никакого обсуждения, просто зачитывание тезисов.
4. Повторное чтение текста. Эта стадия переводит урок уже в этап осмысления. При этом таблица может пополниться, либо какие-то тезисы уже перейдут из одной колонки в другую.
5. Рефлексия. На данном этапе обсуждаются записи, внесенные в таблицу. Идет анализ того, как накапливаются знания. Путь от старого к новому становится более наглядным и понятным.
Я предполагаю, что уроки литературного чтения, основанные на современных и инновационных методах, будут способствовать развитию читательской компетентности, что в итоге окажет положительное влияние на дальнейшее развитие и успешное обучение младших школьников; изучение лучших произведений отечественной и зарубежной литературы сверх программы будет способствовать формированию читательского вкуса; повышение мотивации к чтению станет ступенью к возникновению устойчивого интереса к чтению.
Данный приём может работать на каждом этапе урока.
Во-первых, он заставляет вспомнить то, что уже известно, то есть то, что нужно для стадии вызова.
Во-вторых, позволяет вычленить из текста новое — что характерно для стадии осмысления.
В-третьих, предполагает самостоятельный анализ информации, интерактивное обсуждение, что приемлемо на стадии размышления или рефлексии.
Таким образом, инсерт, как и любой другой приём критического мышления, лучше использовать регулярно. Зачастую, учителя, начиная вводить в структуру урока тот или иной педагогический прием, быстро от него отказываются, мотивируя это тем, что «дети не поняли», «занимает много времени», «нет эффекта» и т.д. Естественно, что на первых порах учащимся трудно будет анализировать текст, записывать не абзацами, а тезисно. Но это не повод отказываться от нового. Начинать рекомендовано с коротких текстов, пусть для начала будет две графы «знаю» — «узнал новое», а затем усложнять работу с текстом. Инсерт — прием критического мышления, который можно применять в любом классе начальной школы, а также этот «инсерт» применяют в средней и старшей школе. [2].
Обобщив вышесказанное, я предполагаю, что в результате применения в своей работе описываемого приёма у учеников будут заложены основы формирования грамотного читателя, человека, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. На мой взгляд, только творческий подход и нетрадиционные приемы работы способствуют формированию активной читательской позиции современного школьника.
Список литературы
Гончарова Е. Л. Ранние этапы читательского развития. К теории вопроса. / Е. Л. Гончарова. – М.: Школа-Пресс, 2007;
Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Пособие «Развитие критического мышления на уроке» [Электронный ресурс], Режим доступа: http://school2-obl.ru/wp-content/uploads/2016/04/.pdf;
Колганова Н. Е. Сущностные характеристики формирования основ читательской компетентности младших школьников / Н. Е. Колганова [Электронный ресурс], Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2896/;
Красноярский край, ЦОКО «Центр оценки качества образования» [Электронный ресурс], Режим доступа:https://coko24.ru/wp-content/uploads/2022/04/КДР4_ЧГ_2022_краткий-отчет-с-ИОУ.pdf;
Национальная программа поддержки и развития чтения (проект). [Текст] // Школьная библиотека. — 2006. — № 9−10. С. 20−43;
Оробий С. П., Кутейникова Н. Е. Пособие "Формирование читательской компетенции школьника. Детско-подростковая литература XXI века", серия "Учимся с «Просвещением», «Просвещение» — учителю" [Электронный ресурс], Режим доступа: https://vk.com/wall-104168412_881;
Популяризация критического мышления: Пособие II / Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер. — М.,1997;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100) [Электронный ресурс], Режим доступа:http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028?ysclid=lb7vefhvb7674580696.