Авторские дидактические игры как средство обучения дошкольников татарскому языку.
Автор:
Валиева Диляра Илгизовна
Авторские дидактические игры как средство обучения дошкольников татарскому языку.
Объективные условия, предопределившие место и роль татарского языка в системе образования, способствуют формированию новых концептуальных подходов к обучению татарскому языку. В современном модернизированном обществе отмечается важность обучения татарскому языку как средству общения для понимания дошкольниками общности мирового культурного процесса и осознания особой роли в нем культуры каждого народа, в том числе и татарского. Дошкольный возраст признан психологами наиболее благоприятным периодом для начала обучения татарскому языку.
Бесспорным является положительное влияние двуязычия на развитие личности ребенка: развивается память, умение понимать, анализировать и обсуждать явления языка, сообразительность, быстрота реакции, математические навыки, логика. Доказано, что двуязычные дети хорошо учатся и лучше усваивают абстрактные науки, литературу и иностранные языки.
Одна из важнейших форм обучения татарскому языку — игра. Игра – это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки из окружающего мира полученных впечатлений. В игре ярко проявляются мышление и воображение ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении.
Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Она также является и методом обучения татарскому языку. Во время игры дети, сами того не замечая, усваивают определенную лексику, овладевают языковыми умениями, речевыми навыками и таким образом у детей развиваются основы коммуникативной компетенции. Они обучаются правильному произношению слов, построению связного высказывания, закрепляют и активизируют татарскую лексику.
Для того, чтобы процесс обучения татарскому языку был доступным, занимательным и интересным мы предлагаем использовать дидактические игры.
С детьми младшего дошкольного возраста нами разработаны и используются в работе такие дидактические игры как:
«Найди половинку и сосчитай».

Цель: закреплять навыки счет на татарском языке. Учить детей отвечать на вопрос«ничэ?». Описание: детям необходимо сначала найти пару, а потом сосчитать, сколько пар они нашли.
«Накорми животных».

Цель: Активизировать слова названия животных и кормов.
Описание: дети выбирают животные и находят им подходящий корм.
«Приготовь ужин»

Цель: закреплять наименование продуктов.
Описание: необходимо найти нужные продукты, чтобы накрыть ужин.
«Судоку».

Цель: закреплять названия и фруктов и овощей.
Описание: В судоку играют на квадратном поле. Само поле поделено на районы (квадраты 2 на 2). В начале игры известны некоторое число фруктов - овощей в определенных клетках. Цель судоку заполнить все пустые клетки с помощью фруктов - овощей по следующим правилам:
1. Фрукты-овощи могут появиться только один раз в каждой строчке.
2. Фрукты - овощи могут появиться только один раз в каждом столбике. 3. Фрукты-овощи могут появиться только один раз в каждом районе.
«Найди чайную пару».

Цель: Закрепить навыки счета и цветов.
Описание: Найти пару, различить цвета предметов.
6. «Найди места».

Цель: Учить классифицировать одежду и продукты на татарском языке.
Описание: Надо правильно распределить по местам.
«Узнай любимые сказки».

Цель: Вспомнить с детьми любимые сказки.
Описание: Узнать героев сказок и найти их тени.
«Найди животных».

Цель: Вспомнить с детьми животных.
Описание: Узнать животных и найти их тени.
«Свари компот или варенье».

Цель: Закрепить навыки счета, цвета и названия фруктов.
Описание: Дети должны выбрать фрукт и сварить варенье или компот. Повторять цвета, счет и названия.
Данные игры формирует у детей словарный запас, развивает познавательные процессы, устную монологическую и диалогическую речь на двух государственных языках. Игру можно проводить как в групповой, так и в индивидуальной форме. При планировании на ООД игровых элементов, мы строго придерживаемся следующих правил:
1. Игра не должна быть сложной для понимания правил игры.
2. Игра не должна морально устаревать.
3. Игра должна быть массовой, охватывающей всех детей.
Положительные эмоции, которые возникают у детей в процессе игр, способствуют предупреждению перегрузки детей, обеспечивают формирование коммуникативных и интеллектуальных умений. Как правило, они требуют от ребенка умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать ответ. Чем искуснее составляется дидактическая игра сюжетно-ролевая игра, тем наиболее умело, скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями ребенок учится непреднамеренно, непроизвольно играя. Обучению русскоязычных детей татарскому языку отводится три занятия за неделю. Но этого недостаточно для полного овладения программным материалом. Поэтому создание языковой среды в группах должна проявляться в режимных моментах. Для этого необходимо организовать игровые формы обучения, такие как «Глухой телефон», «Интервью», «Исправь меня», «Отгадай, что я задумала», «Угости куклу», «Поговори по телефону», «Магазин» и др. Использование дидактических, словесных, сюжетных игр позволяет повысить качество обучения, способствует лучшему усвоению программного материала, даёт возможность усвоить лексику татарского языка, закрепить речевой материал в игровой форме, поддерживать интерес к языку. Во время игр дети повторяют пройденный материал, задают друг другу вопросы, общаются с воспитателем на татарском языке. Разработанные дидактические игры на интерактивной доске, рабочие тетради, анимационные сюжеты увлекают ребёнка и в непринуждённой обстановке погружают его в языковую среду, где он впитывает в себя новую информацию.