СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторские методики вокального обучения

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается современное состояние классического вокального образования, условия формирования профессиональных певческих умений и навыков, авторские методики академической постановки голоса, в том числе М. Гарсия, И. Ульевой.

Просмотр содержимого документа
«Авторские методики вокального обучения»

УДК 784


АВТОРСКИЕ МЕТОДИКИ ВОКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ



Авдеев Д. С.,

Курский государственный университет

г. Курск, Россия


Науч. руководитель – Рудзик М. Ф.,

Курский государственный университет

г. Курск, Россия



Аннотация. В статье рассматривается современное состояние классического вокального образования, условия формирования профессиональных певческих умений и навыков, авторские методики академической постановки голоса, в том числе М. Гарсия, И. Ульевой.

Ключевые слова: профессиональное музыкальное образование, обучение академическому вокалу, авторские методики развития певческого голоса.

Abstract. The article examines the current state of classical vocal education, the conditions for the formation of professional singing skills, the author's methods of academic voice production, including M. Garcia, I. Uleva.

Key words: professional musical education, academic vocal training, author's methods of singing voice development.



Искусство академического пения – это особый вид звуковой коммуникации. В нем, благодоря средствам музыкальной, вокальной выразительсности, передаются состояния, настроения, мысли, заключённые в произведениях композиторов классического направления. В современном мире данный вид искусства приобретает оттенок элитарности. Чтобы полностью овладеть этим искусством, нужно прикладывать усилия и развивать не только вокальные способности и умения, но и расширять общий музыкальный кругозор, овладевать знаниями в области музыкальных предметов, таких как сольфеджио, музыкальная грамота, музыкальная литература и многое другое. В купе с этим, запросы современности требуют от певца владения навыками актёрского мастерства, законами сценографии.

Интерес современных молодых людей к академическому пению часто бывает связан именно с желанием выступать на сцене и получать овации. Но при этом, даже обладая природными вокальными данными, обучающиеся не готовы к серьёзным, регулярным занятиям, тогда как голос – музыкальный инструмент певца, как и любой другой музыкальный инструмент, требует грамотной, ежедневной работы.

Сложность вокальной работы заключается в специфике этого музыкального инструмента. К сожалению, певец не может увидеть свой голосовой аппарат, и вся его вокальная работа основывается на слуховых и мышечных ощущениях. Чтобы «настроить» ухо певца на определённый «эталон» звучания, нужно много слушать и анализировать пение выдающихся исполнителей оперной и классической музыки прошлого и современности. На результатах воспитания профессионального певца сказывается большое количество факторов. Прежде всего, это его «исходные» данные: умственные способности, память, желание учиться, темперамент, строение корпуса и голосового аппарата, вокальные данные (тембр, сила, диапазон голоса) и т. д.

Мы знаем, что многие люди, которые хотят научится играть на музыкальном инструменте, пользуются самоучителями, которые представленны в большом количестве на просторах книжных магазинов и интернет-сайтах. Но, если мы говорим о голосе, то обязаны учитывать, что это – внутренний инструмент. Поэтому, овладевая основами классического пения самостоятельно, обучающиеся сталкиваются с рядом проблем. Во-первых, из-за того, что инструемент вокалиста не видим глазу, следовательно начинающему певцу трудно конролировать его работу без помощи наставника или педагога, а во-вторых, грамотно составленных самоучителей по академическому пению практически нет.

Главная проблема вокального образования заключается в трудностях передачи информации от педагога к ученику. Представления о том, как петь, строятся на внутренних ощущениях, и, как правило, они сугубо индивидуальны. Более того, сама методика пения объясняется слишком абстрактно или косноязычно, на так называемом «рыбьем языке», основанным на анализе собственных ощущений педагога. Не все педагоги-практики могут верно перенести свою методику на бумагу. А многие имеющиеся работы нацелены на помощь уже «сложившимся» певцам или предназначены для студентов профессиональных образовательных организаций.

Ещё со времён возникновения и развития вокальных школ многие педагоги, композиторы и исполнители составляли сборники для развития певческого мастерства, среди них: Ф. Абт, Н. Ваккаи, Г. Зейдлер, Дж. Конконе, Б. Лютген, С. Маркези и др. Сборники упражнений и вокализов этих прославленных мастеров до сих пор используются в активной практике певцов. Но эти книги не раскрывают секретов формирования звука, физиологических установок голосового аппарата. Мануэль Патрисио Родригес Гарсия, испанский певец и педагог по вокалу (XIX век), активно интересовался физиологическими движениями, связанными с возникновением певческого голоса. В 1854 году он создал ларингоскоп, благодаря чему написал «Полный трактат об искусстве пения».

В данном труде рассматриваются вопросы голосообразования, певческого дыхания, определяется специфика женских и мужских голосов, способы атаки звука, ошибки звукообразования и многое другое. М. Гарсия указывал, что только «правильно проводимые занятия делают голос гибким, ровным, зрелым, кроме того, укрепляют его и готовят для пения в расцвеченном стиле также, как и в декламационном. Певец, желающий стать мастером и достичь высот своего искусства, не может не пройти через длительный период обучения – не меньший, чем у скрипачей, пианистов и других инструменталистов. Менее амбициозный певец может довольствоваться исполнением баллад и песен. Но даже если певец наделен прекрасным голосом и талантом, то отсутствие необходимой школы непременно будет видно по тому, как неуверенно и нестабильно он связывает звуки, и какую окраску звуку он придает» [Гарсия].

В книге очень подробно описывается работа над различными видами вокальной техники, приводится большое количество вокальных упражнений, рассматривается механизм образования гласных звуков: «Чтобы произнести гласные «а», «е», «о» (как в итальянских словах alma, zeffiro, vortice и в английских словах arm, glory), необходимо, в первую очередь, чтобы челюсть свободно опустилась, и, затем, чтобы нёбо выгнулось высокой дугой. Язык должен быть плоским и мягким при произнесении «а», подтянутым назад при произнесении «о», немного приподнят в середине при произнесении «е» (tregua). При произнесении закрытой гласной «é» (nero) необходимо уменьшить расстояние между языком и небом, а края языка должны касаться верхних зубов по обе стороны. При произнесении «и», или итальянской «i» (io) расстояние между языком и нёбом становится еще меньше, а края языка зажимаются между нижними и верхними молярами. Закрытая «о» (volpe, correre) — результат расширения дуги и одновременно очень умеренного округления рта. Усиление этого движения приведет к произнесению «у» (итальянской u)» [Гарсия].

Гарсия очень подробно рассматривал работу над фразировкой, уделял внимание грамотному распределению певческого дыхания, работе над каденциями. Также автор утверждал, что эмоциональная наполненность образа, заключенного в вокальном произведении очень важна для передачи зрителю: «Ученик должен вчитываться в текст произведения до тех пор, пока не уяснит самые тонкие оттенки смыслов. Затем он должен прочитать текст вслух – очень просто, не думая о выражении. При непринужденном, естественном чтении может появиться верная интонация, которая станет основой для выразительного пения. Свет и тень, акцент, чувство – все становится красноречивым и убедительным. Таким образом, целью специальной подготовки должна стать имитация инстинктивного выражения чувства» [Гарсия].

Среди современных методик, раскрывающих возможности вокального самообразования мы бы отметили работы таких авторов, как: В. П. Морозов, Е. М. Фролова, В. В. Емельянов, И. П. Демедюк и др. Интересной, на наш взгляд, представляется методика Ирины Ульевой. Ее школа "Bel Canto Mobile" – это целостная система законов, правил, приемов, ощущений и упражнений. Она берет свое начало из глубины веков, от методики Полины Виардо (Гарсиа), и отражает опыт нескольких поколений итальянских и русских педагогов [Самоучитель].

Это – целый сайт, представляющий целостный подход по вовлечению человека в мир вокальной музыки через книги, самоучители для разных типов голосов, аудио и видео приложения. Опираясь и соединяя традиционные школы вокала, Ирина Ульева предлагает к рассмотрению свою подготовительную базу обучения пению. Также на сайте существуют записи, где подробно разбираются выступления выдающихся певцов и даются советы, что и как нужно сделать, чтобы голос достиг эталонного звучания. Методика Ульевой имеет свою систему обозначений профессионального языка, что облегчает понимание и освоение материала учениками. Стоит отметить колоссальную работу указанного сайта в сторону объединения вокальных школ. Многие вокалисты, понимающие свой инструмент, редко садятся за стол, чтобы постараться объяснить его работу. Благодаря методике Ульевой, каждый обучающийся учится работать со словом, слышать художественный смысл музыки, понимать движения интонаций, а также физиологически осознавать работу голоса [Ульева].

Не секрет, что за последние десятилетия музыкальные интересы молодежи сменились под влиянием массовой культуры развлечений. «Конец XX в. и первое десятилетие XXI в. уводят традиционное вокальное наследие на второй план. Вектор развития вокального искусства сменяется в сторону моды и прибыльности. Среди молодого поколения преобладают квазипредставления о процессе обучения вокалу. Рекламирование некачественного эстрадного пения, поп и реалити-шоу зарождают иллюзии о возможности достижения мгновенного результата и вытесняют долгий, упорный труд, процесс отработки навыков. И на деле лишь зарождают ограниченное миропонимание и монокультурность» [Антонова].

Так как вокальное искусство становится популярным и приобретает массовый характер, на педагогов возлагается особая ответственность. «Необходимо соответствовать требованиям времени и наполнять образовательный процесс глубоким художественным содержанием для развития правильного пения, пения не во вред» [Демедюк]. В современном мире, как никогда, важно передавать фундаментальный опыт накопленных поколениями знаний и опыта для обогащения, как педагогов, так и обучающихся, поэтому все более ощутимо актуализируется вопрос об эффективных методиках музыкального образования, в том числе в области академического вокала.

Литература:

  1. Антонова Л. В. Методика обучения студентов академическому пению: история и проблемы исследования. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-obucheniya-studentov-akademicheskomu-peniyu-istoriya-i-problemy-issledovaniya (дата обращения: 11.11.20212).

  2. Самоучитель по вокалу от школы "Bel Canto Mobile". URL: // http://www.belcantomobile.ru/ (дата обращения: 10.12.2022).

  3. Гарсия Мануэль. Советы по пению: учеб. пособие / пер. Н. А. Александровой. URL: // https://artcompass.ru/media/fzvliq5s/garsia_sovety_popeniyu_globalf5-010178010178.pdf (дата обращения: 10.12.2022).

  4. Демедюк И. П. Особенности профессиональной подготовки вокалистов в вузах культуры и искусства URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-professionalnoy-podgotovki-vokalistov-v-vuzah-kultury-i-iskusstv (дата обращения: 12.11.2022).

  5. Ульева И. Е. Если вы любите петь. URL: http://belcantoschool.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=8:if-you-love-to-sing&catid=21:2009-10-09-15-01-59&Itemid=11 (дата обращения: 12.11.2022).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!