МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20 г. МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ
Утверждено.
Приказ № от 31августа 2023г.
Руководитель ОУ ________ Н.М. Дегтярева
Рабочая программа
внеурочной деятельности
кружка “ Химия понятно и занятно.“
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов ( может быть использована как пропедевтика для учащихся 4-7 классов)
Усановой Елены Николаевны , учителя химии
2023 /2024 учебный год
Пояснительная записка
Создание кружка «Химия понятно и занятно.» (можно использовать для 4-7 классов) было вызвано рядом причин. 11-13 лет- это возраст, наиболее подходящий для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов. Это время развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, раскрытия индивидуальных особенностей и способностей, выработки навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции. Довольно позднее изучение химии (8-й класс) снижает интерес к этому предмету, что делает его сложным и непонятным для большого числа учеников. Естественно - научная база школьников постоянно пополняется новыми фактами вещественного мира при участии средств массовой информации, книг, школьных предметов и другими способами. Для ребенка 11-13 лет очень важен уровень личных достижений. Если он не почувствует радость познания, не приобретет умение учиться, уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее. В перспективе, продолжая работу с мотивированными учащимися создать в дальнейшем профильный химический класс на базе нашей школы. Данная рабочая программа рассчитана на учащихся специального (коррекционного) обучения. Для таких детей характерны низкая работоспособность и повышенная утомляемость, неорганизованность и склонность к нарушениям дисциплины (вследствие повышенной импульсивности и гиперреактивности), ослабленная память, низкий образовательный уровень. Практика показывает, что школьникам требуется определённый период времени, чтобы адаптироваться к новому предмету, почувствовать интерес к нему, осознать его современном мире.
Курс кружка «Химия понятно и занятно.» для детей с ограниченными возможностями здоровья призван, используя интерес обучающихся к экспериментам, сформировать умение наблюдать, делать выводы на основе наблюдений. Решать расчётные задачи на основе имеющихся знаний по математике. Много внимания обращается на технику эксперимента, умение правильно и чётко описывать результаты эксперимента, признаки реакций. Изучаются правила техники безопасности. Эксперимент включается в творческие проверочные работы. Предпочтение в курсе отводится формированию представлений и понятий как первооснове, а не теории. Хотя усилие той или иной стороны определяется психологическими особенностями обучающихся и практическую реализацию данного курса решает учитель.
При проведении занятий учитывается физическое здоровье учащихся. Во время занятий проводится 3-х минутная физкультминутка с применением специализированных упражнений.
Содержание занятий подбиралось сведущим образом:
Обеспечение успеха и психологического комфорта каждому члену кружка путем развития его личностных качеств посредством эффективной и интересной для него деятельности, постоянного наблюдения за динамикой его развития и соответствующего поощрения.
Интеграция учебного содержания (использование не только химического содержания, но и введение в него элементов биологии, физики, литературы, истории и т.д.); частая смена видов деятельности (за 1 час до 3 раз);
Использование самых разнообразных организационных форм, в том числе игровых;
Акцент на практические виды деятельности;
Проведение во время занятий физкультурной лечебной зарядки (3 мин)
Цель: воспитание личности, имеющей развитое естественнонаучное восприятие мира. Развитие творческого потенциала учащихся. формирование знаний, умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности, развитие индивидуальности творческого потенциала ученика; обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Познакомить учащихся с основными химическими понятиями;
Научить наблюдать химические превращения в лаборатории и окружающем мире;
Привить первоначальные навыки проведение простейшего химического эксперимента; навыки работы с методами, необходимыми для исследований - наблюдением, измерением, экспериментом, мониторингом и др.;
Увлечь учащихся химией, показать уникальность химической науки. Выработать потребность самостоятельно приобретать химические знания;
Развить творческие и коммуникативные способности учащихся; правильно оформлять результаты работы.
привить учащимся развить умение проектировать свою деятельность (учебную, исследовательскую.
Основными объектами изучения в курсе являются:
Химические вещества;
Химические превращения.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
Характеризовать физические и химические свойства веществ
Наблюдать химические превращения
Выполнять простейший химический эксперимент по получению различных веществ, определению их качественного состава и изучению свойств; применять методы качественного и количественного анализа;
работать самостоятельно и в группе; работать в коллективе.
владеть химической терминологией;
Работать со справочной и учебной литературой, в том числе с электронными базами данных и Интернет - ресурсами.
В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ№ 20 на занятия внеурочной деятельностью отводится 1 час в неделю – 34 занятия за учебный год. Все занятия проводятся в кабинете химии, оборудованном согласно санитарным правилам.
Срок реализации программы: 1 год Число часов в неделю: 1 час
Число часов в год: 34 ч.
Требования к знаниям и умениям учащихся
В ходе выполнения исследовательской работы школьники приобретают следующие навыки:
видеть проблему;
самостоятельно ставить задачи;
работать с литературными источниками;
планировать, учитывать, контролировать, оценивать свою работу;
овладевать навыками конструктивного общения, что включает: умение выступать перед публикой, связно излагать свои мысли, аргументировано говорить, выслушивать других, задавать вопросы по проблемам выступления.
Основные методы:
Проведение химических опытов, чтение химической научно – популярной литературы, подготовка рефератов или презентаций, выполнение экспериментальных работ, проектов
Основные формы: Беседы, дискуссии, лабораторные работы, викторины, игры, химические вечера.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Химия понятно и занятно.»
Занятия дают возможность достичь личностных результатов:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважению к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую химическую науку;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеурочной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т. п. )
Метапредметными результатами освоения программы являются:
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.
Работая по предложенному и (или) самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными средствами и дополнительные: справочная литература, компьютер.
Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства.
Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.
Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.
Использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.
Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать правила информационной безопасности.
Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задачи, программно-аппаратные средства и сервисы.
Коммуникативные УУД:
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Учиться критично относиться к своему мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Различать в письменной и устной речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы, факты), гипотезы, аксиомы, теории.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметными результатами освоения являются:
формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;
осознание объективно значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений органических и неорганических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;
овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды;
формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;
приобретения опыта использования различных методов изучения веществ; наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;
умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием;
овладение приемами работы с информацией химического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем, фотографий и др.)
создание основы для формирования интереса к расширению и углублению химических знаний и выбора химии как профильного предмета при переходе на ступень среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности;
формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.
Содержание курса «Химия понятно и занятно.»
год обучения (34 часа)
Введение. (2 часа)
Химия-наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасности при проведении опытов.
Практическая работа № 1. Лабораторное оборудование и посуда. Изучение строения пламени.
Химия в природе. (3 часа)
Сообщения учащихся о природных явлениях, сопровождающимися химическими процессами. Проведение занимательных опытов по теме «Химия в природе».
Демонстрация опытов. Химическая змея. Дым без огня. Хамелеон.
Химия на кухне. (14 часов)
Из чего состоит пища. Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли. Жиры. Какие продукты питания содержат жиры? Белки. Где в продуктах питания искать белки? Распознавание белков. Белки растительного и животного происхождения. Свойства белков. Углеводы. Крахмал. В каких продуктах содержится крахмал? Как распознать крахмал? Как распознать глюкозу? Сахароза. Что такое сахар и откуда он берется? Сахар и сахарозаменители. Мед. Вырабатывают ли пчелы сахар? Проверка меда на наличие крахмала, мела, сахарозы. Получение искусственного меда. Домашние леденцы. Шоколад-вред или польза? Напиток Кока – кола новые вопросы старой проблемы Определение глюкозы в овощах и фруктах. Почему неспелые яблоки кислые? Получение крахмала и опыты с ним. Съедобный клей.
Чипсы – лакомство или яд? Индексы пищевых добавок. Поваренная соль-кристаллы жизни или белая смерть? Что полезнее – чай или кофе? Жевательная резинка –польза или вред? Зубные пасты.
Майонез-знакомый незнакомец. Витамины. В каких продуктах содержатся витамины? Значение витаминов для человека.
Определение жесткости воды. Получение мыла. Домашняя химчистка.
Демонстрационные опыты: Превращение железа в ржавчину под действием воздуха и влаги.
Лабораторные опыты: Определение жиров в семенах и в орехах. Растворение жиров в воде, в бензине. Удаление жирных пятен с ткани. Как удалить пятна? Как удалить накипь? Чистим посуду. Кукурузная палочка – адсорбент. Удаление ржавчины. Определение белка в курином яйце, молоке, сыре. Сворачивание белка куриного яйца при нагревании. Сворачивание белков молока при добавлении лимонной кислоты. Получение крахмала из свежего картофеля. Определение при помощи йода крахмала в картофеле, в зеленом яблоке, в белом хлебе. Определение глюкозы в виноградном соке, в яблоке, в варенье, изюме, в инжире. Получаем леденцы. Горит ли сахар? Определение глюкозы в меде. Волшебные действия пищевой соды. Свойства перекиси водорода.
Практическая работа 2: «Определение качества меда.»
Практическая работа 3: «Определение витаминов А, С, Е в растительном масле»
Практическая работа 4: «Изготовление безопасных освежителей воздуха»
Химия – помощница садовода. (4 ч)
Почва. Состав почвы. Известь, кислота. Минеральные удобрения. Элементы питания растений. Зола - простое и ценнейшее удобрение. Кристаллы.
Практическая работа 5: Изучение состава почвы.
Практическая работа 6: Выращивание кристаллов поваренной соли и медного купороса. Работа с цифровым микроскопом. Создание фотографий выращенных кристаллов.
Химическая радуга (4 часа)
Химическая радуга (Определение реакции среды). Знакомый запах нашатырного спирта. В мире красок и карандашей. Графит. Состав цветных карандашей. Пигменты. Виды красок. Процесс изготовления красок. Воски и масла, применяющиеся в живописи.
Лабораторные опыты:
Получение меди. Окрашивание пламени. Обесцвеченные чернила. Получение красителей. Получение хлорофилла. Химические картинки. Секрет тайнописи
Интеллектуальные чудеса химии. (5 часов)
Сбор материала для проектной работы
Практикум - исследование «Чипсы». Защита проекта «Пагубное влияние чипсов на здоровье человека».
Практикум - исследование «Мороженое». Защита проекта «О пользе и вреде мороженого».
Практикум - исследование
«Опасная химия в доме»
Занимательные опыты и их объяснение.
Подведение итогов занятий кружка. (2 ч)
Игра «Что мы знаем, что мы умеем». Химические ребусы, шарады.
Посвящение в химики.
Награждение членов кружка
Региональный компонент
Во время выполнения практических работ на занятиях в системе будет использоваться региональный компонент (например, проектная работа «Природные индикаторы» (получение индикаторов из растений, произрастающих на территории Ставропольского края); определение жесткости воды в Минеральные Воды; приготовление красителей из отваров местных трав: опыт по получению ингибитора из стеблей и листьев картофеля (помидоров, тысячелистника, алтея лекарственного, чистотела); опыт по приготовлению красного красителя (стеблей зверобоя, корней конского щавеля);
- опыт по приготовлению желтого красителя (стеблей и листьев чистотела);
- опыт по приготовлению зеленого красителя из листьев трилистника, листьев и стеблей манжетки);
- опыт по приготовлению коричневого красителя (шелухи репчатого лука);
в разделе «Интеллектуальные чудеса химии» объектом исследования является продукция предприятий Ставропольского края: чипсы, газированные напитки, молоко, мороженое, моющие средства, определение нитратов в овощах, произрастающих в Ставропольские края.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
В предметах естественнонаучного цикла ведущую роль играет познавательная деятельность и соответствующие ей познавательные учебные действия. Основные виды учебной деятельности ученика на уровне учебных действий включают умения характеризовать, объяснять, классифицировать, овладевать методами научного познания и т. д
В приведенном ниже тематическом плане представлено содержание тем внеурочного курса «Химия понятно и занятно. «и характеристика деятельности учащегося в рамках данной темы. Вся деятельность условно делится на познавательную и практическую. Тематическое планирование ориентировано на расширение общеобразовательного курса химии. Материал курса позволяет сформировать основные представления о практической направленности химии, раскрыть межпредметные и метапредметные возможности химии. Внеурочный курс призван раскрыть межпредметные связи химии с физикой, биологией, экологией, кулинарией, информатикой.
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
«Химия понятно и занятно.»
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
планируемая | фактическая |
ТЕМА 1. Введение. (2 часа) |
1 | Знакомство с курсом внеурочной деятельности «Химия понятно и занятно.»” Организационное занятие (Т.Б. знакомство с оборудованием, кабинетом) | 1 | | |
2 | Практическая работа № 1. Лабораторное оборудование и посуда. Изучение строения пламени. | 1 | | |
ТЕМА 2. Химия в природе. (3 часа) |
3-5 | О природных явлениях, сопровождающимися химическими процессами. Проведение занимательных опытов по теме «Химия в природе» | 3 | | |
| Демонстрация опытов. Химическая змея. Дым без огня. Хамелеон. | | | |
ТЕМА3. Химия на кухне. (14 часов) |
6-19 | Химия на кухне. | 14 | | |
| Демонстрационные опыты: Превращение железа в ржавчину под действием воздуха и влаги. | | | |
| Лабораторные опыты: Определение жиров в семенах и в орехах. Растворение жиров в воде, в бензине. Удаление жирных пятен с ткани. Как удалить пятна? Как удалить накипь? Чистим посуду. Кукурузная палочка – адсорбент. Удаление ржавчины. Определение белка в курином яйце, молоке, сыре. Сворачивание белка куриного яйца при нагревании. Сворачивание белков молока при добавлении лимонной кислоты. Получение крахмала из свежего картофеля. Определение при помощи йода крахмала в картофеле, в зеленом яблоке, в белом хлебе. Определение глюкозы в виноградном соке, в яблоке, в варенье, изюме, в инжире. Получаем леденцы. Горит ли сахар? Определение глюкозы в меде. Волшебные действия пищевой соды. Свойства перекиси водорода. | | | |
| Практическая работа 2: «Определение качества меда.» | | | |
| Практическая работа 3: «Определение витаминов А, С, Е в растительном масле» | | | |
| Практическая работа 4: «Изготовление безопасных освежителей воздуха» | | | |
ТЕМА4. Химия – помощница садовода. (4 ч) |
20-23 | Химия – помощница садовода. Почва. Состав почвы. Известь, кислота. Минеральные удобрения. Элементы питания растений. Зола - простое и ценнейшее удобрение. Кристаллы. | 4 | | |
| Практическая работа 5: «Изучение состава почвы.» | | | |
| Практическая работа 6: «Выращивание кристаллов поваренной соли и медного купороса. Работа с цифровым микроскопом. Создание фотографий выращенных кристаллов.» | | | |
ТЕМА 5. Химическая радуга (4 часа) |
24-27 | Химическая радуга Химическая радуга (Определение реакции среды). Знакомый запах нашатырного спирта. В мире красок и карандашей. Графит. Состав цветных карандашей. Пигменты. Виды красок. Процесс изготовления красок. Воски и масла, применяющиеся в живописи. | 4 | | |
| Лабораторные опыты: Получение меди. Окрашивание пламени. Обесцвеченные чернила. Получение красителей. Получение хлорофилла. Химические картинки. Секрет тайнописи | | | |
ТЕМА 6. Интеллектуальные чудеса (5 часов) |
28-32 | Внутришкольная конференция исследовательских проектов. Сбор материала для проектной работы | 5 | | |
| Практикум - исследование «Чипсы». Защита проекта «Пагубное влияние чипсов на здоровье человека». Практикум - исследование «Мороженое». Защита проекта «О пользе и вреде мороженого». Практикум - исследование «Опасная химия в доме» Занимательные опыты и их объяснение. | | | |
ТЕМА 7. Подведение итогов занятий кружка. (2 ч) |
33-34 | Игра «Что мы знаем, что мы умеем». Химические ребусы, шарады. Посвящение в химики. Награждение членов кружка. | 2 | | |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Технические средства обучения.
Специализированный программно-аппаратный комплекс педагога (СПАК):
персональный компьютер;
интерактивная доска;
мультимедийный проектор;
колонки;
DVD – комплекс
Наглядные пособия по курсу.
видеоуроки по темам курса;
ЭОРы по темам курса;
инструкционные карты для выполнения всех практических заданий курса;
раздаточный материал для освоения разделов курса.
диски с занимательными опытами и обучающие мультфильмы по химии
химическое оборудование для проведения опытов
химические реактивы
Набор оборудования для проведения лабораторных работ по физике.
Лаборатория для физико-химического анализа воды.
Набор для оценки чистоты воздуха методом биоиндикации.
Комплекты для лабораторных работ по переменному току, постоянному току, электростатике, гидростатике и плавание тел, магнитным полям, звуковым волнам, квантовой физике.
Плитка электрическая.
Штатив лабораторный химический.
Занятия проводятся в кабинете химии, снабженном вытяжным шкафом, мойкой с горячей и холодной водой, аптечкой для оказания первой медицинской помощи.
Список литературы
для учителя:
Груздева Н.В, Лаврова В.Н.,. Муравьев А.Г. Юный химик, или занимательные опыты с веществами вокруг нас: иллюстрированное пособие для школьников, изучающих естествознание, химию, экологию.- СПб: Крисмас+, 2006.- 105 с.
Ольгин О.М. Опыты без взрывов - 2-е изд.-М.: Химия,1986.- 147с
Ольгин О. Давайте похимичим! Занимательные опыты по химии. – М.: «Детская литература», 2001.- 175с
Смирнова Ю.И. Мир химии. Занимательные рассказы о химии. Санкт-Петербург, "МиМ-экспресс",1995 год.- 201с
Чернобельская Г.М. Введение в химию. Мир глазами химика: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учебных заведений. 7 класс Г.М.Чернобельская, А.И. Дементьев. – М.: ВЛАДОС, 2003-256с.
http://www.sev-chem.narod.ru/opyt.htm
http://kvaziplazmoid.narod.ru/praktika/
http://www.edu.yar.ru/russian/cources/chem/op/op1.html
http://znamus.ru/page/etertainingchemistry
http://www.alhimikov.net/op/Page-1.html
1. Линия учебно-методических комплектов «Школа Олега Габриеляна».
Энциклопедия «Химия». М., «Аванта плюс», 2004г.
Габриелян О.С. «Методическое пособие», Дрофа, 2015г.
Габриелян О.С. «Настольная книга учителя химии» - комплект, Дрофа, 2008г.
Ольгин О. Опыты без взрывов. М.: Химия,1993.
10.Жилин Д.М.Юный химик.130 опытов с веществами для детей от 11 до 15 лет.: МГИУ,2001.
Малышкина В. Занимательная химия. СПб.: Тригон,1993
Энциклопедический словарь юного химика,М.,Педагогика-Пресс,2009
«Хочу быть химиком», Иванова Г.А., учитель химии МБОУ ООШ № 5 города Белово Кемеровской области,
«В мире интересного», Иванова И.В., учитель химии и биологии Курмашской ООШ Вурнарского района Чувашской республики.
для учащихся:
Ола Ф, Дюпре Ж.-П., Жибер А.-М, Леба П., Лебьом. Дж. Внимание: дети! Занимательные опыты и эксперименты.- М.: Айрис Пресс, 2007.- 125с
Рюмин В. Азбука науки для юных гениев. Занимательная химия- 8-е изд.- М.: Центрполиграф, 2011.- 221с.
Чернобельская Г.М. Введение в химию. Мир глазами химика: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учебных заведений. 7 класс Г.М.Чернобельская, А.И. Дементьев. – М.: ВЛАДОС, 2003-256с.
Энциклопедия для детей. Химия. М.: Аванта +, 2003.
Электронное издание. Виртуальная химическая лаборатория.
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
| Введение | 3 | Познавательная деятельность: наблюдать за постановкой и проведением химических опытов определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов Практическая деятельность: ориентироваться в многообразии химического оборудования освоить простейшие приемы работы с химическим оборудованием. |
| Занимательная химия | 1 |
| Оборудование и вещества для опытов | 1 |
| Правила безопасности при проведении опытов | 1 |
| | |
| | |
| Как устроены вещества? | 2 | Познавательная деятельность: наблюдать за каплями воды, за каплями валерианы. наблюдать и анализировать процесс растворения перманганата калия в воде и поваренной соли в воде строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях Регулятивная деятельность: принимать и сохранять учебные цели и задачи; осуществлять контроль над ходом эксперимента планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации Практическая деятельность: проводить эксперимент согласно инструкции (опыты по растворению перманганата калия и поваренной соли в воде) соблюдать правила техники безопасности |
| Наблюдения за каплями воды? Наблюдения за каплями валерианы. | 1 |
| Растворение перманганата калия и поваренной соли в воде | 1 |
| | |
| Чудеса для разминки | 5 | Познавательная деятельность: анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях Практическая деятельность: проводить эксперимент согласно инструкции (получение природных индикаторов); соблюдать правила техники безопасности; использовать экспериментальный материал для создания проекта (природные индикаторы и их применение; содержание крахмала в продуктах питания) Регулятивная деятельность: планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации осуществлять контроль над ходом эксперимента оценивать правильность выполнения действия |
| Признаки химических реакций | 1 |
| Природные индикаторы | 1 |
| Крахмал. Определение крахмала в продуктах питания | 1 |
| Знакомство с углекислым газом | 1 |
| Проектная работа «Природные индикаторы» | 1 |
| | |
| Разноцветные чудеса | 9 | Познавательная деятельность: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов Практическая деятельность: соблюдать правила техники безопасности при работе с химическими реактивами и огнем; проводить эксперименты согласно инструкции определение реакции среды различных бытовых растворов с помощью любого индикатора; получение природных красителей путем экстракции (из луковой кожуры, из моркови, из зеленых листьев. приготовление раствора медного купороса; реакция взаимодействия раствора медного купороса с железным гвоздем проведение опыта поглощения чернил из раствора активированным углем; проведение опытов поглощения красящих и ароматических веществ мелом, кукурузными палочками; проведение опыта тайнописи раствором крахмала с йодом; проведение опыта по тайнописи молоком, луковым соком. Регулятивная деятельность: планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации осуществлять контроль над ходом эксперимента оценивать правильность выполнения действия |
| Химическая радуга (Определение реакции среды) | 1 |
| Знакомый запах нашатырного спирта | 1 |
| Получение меди | 1 |
| Окрашивание пламени | 1 |
| Обесцвеченные чернила | 1 |
| Получение красителей | 1 |
| Получение хлорофилла | 1 |
| Химические картинки | 1 |
| Секрет тайнописи | 1 |
| Полезные чудеса | 8 | Познавательная деятельность: анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков сравнивает по заданным критериям два три объекта, выделяя два-три существенных признака проводит классификацию по заданным критериям строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте Практическая деятельность: соблюдать правила техники безопасности при работе с химическими реактивами; проводить эксперименты согласно инструкции проведение опыта по определению реакции среды раствора мыла; проведение опыта по получению мыла из растительного масла и из стеариновой свечи; проведение опыта по вспениванию мыльного раствора в мягкой и жесткой воде; проведение опыта по очистке ткани от травяной зелени спиртом; проведение опыта по очистке ткани от чернил с помощью спирта и мела; проведение опыта по очистке ткани от пятен сока с помощью перекиси водорода и нашатырного спирта; проведение опыта по чистке фаянсовых предметов от налета "марганцовки" смесью перекиси водорода и лимонной кислоты; проведение исследовательской работы по определение жесткости воды в различных источниках. Регулятивная деятельность: планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации осуществлять контроль над ходом эксперимента оценивать правильность выполнения действия |
| Друзья Мойдодыра. Почему мыло моет? | 1 |
| Определение жесткости воды | 1 |
| Домашняя химчистка. Как удалить пятна? | 1 |
| Как удалить накипь? | 1 |
| Чистим посуду | 1 |
| Кукурузная палочка - адсорбент | 1 |
| Удаляем ржавчину | 1 |
| Домашняя химчистка. Как удалить пятна? | 1 |
| Поучительные чудеса | 3 | Познавательная деятельность: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов. Практическая деятельность: соблюдать правила техники безопасности при работе; проводить эксперименты согласно инструкции проводить эксперимент по приготовлению студня из желатина; проводить опыт по растворению в желатиновом студне крупинки окрашенной соли (марганцовки); проводить опыт по выращиванию кристаллов различных веществ; Регулятивная деятельность: планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации осуществлять контроль над ходом эксперимента оценивать правильность выполнения действия |
| Кристаллы | 1 |
| Опыты с желатином | 1 |
| Каучук. | 1 |
| | |
| Летние чудеса | 5 | Познавательная деятельность: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов. Практическая деятельность: соблюдать правила техники безопасности при работе; проводить эксперименты согласно инструкции проводить опыт по получению ингибитора из стеблей и листьев картофеля (помидоров, тысячелистника, алтея лекарственного, чистотела); проводить опыт по снятию ржавчины с железного предмета и предотвращение его ржавления с помощью полученного раствора. Проводить опыт по приготовлению красного красителя (стеблей зверобоя, корней конского щавеля); Проводить опыт по приготовлению желтого красителя (стеблей и листьев чистотела); Проводить опыт по приготовлению зеленого красителя из листьев трилистника, листьев и стеблей манжетки); Проводить опыт по приготовлению синего красителя из цветов жимолости (корней птичей гречишки); Проводить опыт по приготовлению коричневого красителя (шелухи репчатого лука); Выполнять проектную работу по изготовление акварельных красок и окрашивание тканей; Регулятивная деятельность: планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации осуществлять контроль над ходом эксперимента оценивать правильность выполнения действия |
| Акварельные краски | 1 |
| Окрашиваем нити | 1 |
| Катализаторы и природные ингибиторы | 1 |
| Игра – квест «Путешествие в страну Химию» | 2 |
| | |
| | |
Поурочно-тематическое планирование
№ п./п | Названия тем и уроков | Лабораторные опыты Демонстрации |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. | | |
10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. | | |
17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. | Водород - самый легкий газ Твердые вещества. Кристаллы. Выращивание кристаллов поваренной соли и медного купороса. Работа с цифровым микроскопом. Создание фотографий выращенных кристаллов. Чудесная жидкость – вода. Агрегатное состояние воды при обычных условиях. Вода в природе. Круговорот воды в природе. Агрегатные состояния воды при разных условиях. | Лабораторный опыт:13. «Изучение строение пламени свечи». Лабораторные опыты:14. «Получение кислорода из перекиси водорода»,15. «Воспламенение тлеющей лучины в кислороде». Лабораторный опыт: 16.«Получение углекислого газа из минеральной воды и лимонада». Демонстрационный опыт:4. «Сбор водорода и углекислого газа в воздушный шар», 5.«Надувание воздушных пузырей водородом». |
24. 25. 26. | Тема 5.Растворы.(3 ч) | Лабораторный опыт:17. «Выпаривание капли воды на предметном стекле». Демонстрационный опыт: 6. «Перегонка воды». |
27. 28. 29. | Тема 6.Смеси в жизни человека.(3 ч) Воздух, молоко, гранит - смеси веществ. Способы разделение смесей. Разделение воды и растительного масла, соли и воды, песка и железных опилок. Практическая работа 2: «Очистка воды фильтрованием и выпариванием». | Лабораторный опыт:18. «Осаждение веществ, содержащихся в молоке, раствором лимонной кислоты». |
30. 31. 32. 33. | | Лабораторный опыт:19. «Определение среды в растворах лимонной кислоты и питьевой соды». Демонстрационные опыты:7. « Действие кислоты на скорлупу яиц»,8. «Действие кислот на мрамор и мел». |
34. 35. 36. 37. 38. 39. | Тема 8.Химия стирает, чистит и убирает.(6 ч) Да здравствует мыло душистое. Мягкая и жесткая вода. Как устранить жесткость воды. Практическая работа 3.«Определение среды в моющих средствах». Заполнение таблицы. Как оценить качество мыл и шампуней. Практическая работа4 «Определение среды в мылах и шампунях». Почему стиральным порошком и хозяйственным мылом нежелательно мыть руки и стирать шерстяные вещи? . Отбеливатели. «Выведение пятен от фруктов, соков, чая». Ржавчина, извольте удалиться. Ржавчина - химическое изменение вещества | Лабораторный опыт:20. «Растворение жидкого мыла в жесткой и дистиллированной воде». Лабораторный опыт:21. «Определение среды при помощи индикаторной бумаги.» Демонстрационный опыт:9. «Превращение железа в ржавчину под действием воздуха и влаги», Лабораторный опыт:22. «Удаление ржавчины с ткани». |
40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. | Тема 9.Съедобная химия.(13 ч) Из чего состоит пища. Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли. Жиры. Какие продукты питания содержат жиры? Как удалить жирные пятна? Белки. Где в продуктах питания искать белки? Распознавание белков. Белки растительного и животного происхождения. Свойства белков. Углеводы. Крахмал. В каких продуктах содержится крахмал? Как распознать крахмал? Как распознать глюкозу? Сахароза - обычный сахар. Мед. Вырабатывают ли пчелы сахар? Практическая работа 5. «Определение качества меда». Проверка меда на наличие крахмала, мела, сахарозы. Витамины. В каких продуктах содержатся витамины? Значение витаминов для человека. Практическая работа 6. «Определение витаминов А, С, Е в растительном масле» | Лабораторный опыт:23. «Определение жиров в семенах и в орехах». Лабораторные опыты:24. «Растворение жиров в воде, в бензине», 25.«Удаление жирных пятен с ткани». Лабораторный опыт:26. «Определение белка в курином яйце, молоке, сыре». Лабораторные опыты:27 «Сворачивание белка куриного яйца при нагревании», 28.«Сворачивание белков молока при добавлении лимонной кислоты». Лабораторный опыт:29. «Получение крахмала из свежего картофеля». Лабораторный опыт:30.Определение при помощи иода крахмала в картофеле,в в зеленом яблоке,в белом хлебе. Лабораторные опыт:31. «Определение глюкозы в виноградном соке, в яблоке, в варенье, изюме, в инжире». Лабораторные опыты:32. «Получаем леденцы»,33. «Горит ли сахар?». Лабораторный опыт:34. «Определение глюкозы в меде». |
53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. | Тема 10.Химия- хозяйка домашней аптечки(7 ч) Многогранный иод Как выделить иод из настойки высаливанием. Перманганат калия отдает кислород. Свойства перекиси водорода. Лекарство от простуды. Самодельные лекарства. Почему болеет человек? Микробы. Практическая работа 7 «Определение витаминов в препаратах поливитаминов». Активированный уголь. | Лабораторные опыты: 35. «Какого цвета пары иода»,36. «Как вывести пятно иода». Лабораторный опыт: 37. «Взаимодействие раствора тиосульфата натрия с иодом». Лабораторный опыт: 38.«Разложение перманганата калия нагреванием». Лабораторный опыт: 39. «Разложение перекиси водорода». Лабораторный опыт: 40. «Изготовление напитков для лечения простуды» (чай с лимоном или с малиновым вареньем, молоко с медом, шипучий напиток из пищевой соды, лимонной кислоты, сахара и аскорбиновой кислоты). Лабораторный опыт: 41. « Адсорбция зеленки, одеколона, чернил углем». |
60. 61. 62. 63. | Тема 11.Химия – помощница садовода.(4 ч) Почва. Состав почвы. Известь, кислота. Практическая работа «Изучение состава почвы». Минеральные удобрения. Элементы питания растений. Зола - простое и ценнейшее удобрение. | |
64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. | Тема 12.Подведение итогов занятий кружка. Экскурсия-лекция в Политехнический музей. Экскурсия-лекция в Политехнический музей. Экскурсия в Тимирязевский музей Экскурсия в Тимирязевский музей Урок занимательной химии. Урок занимательной химии Игра « Что мы знаем, что мы умеем». Посвящение в химики. Награждение членов кружка. | Занимательные опыты. Занимательные опыты |
Содержание курса «Химия понятно и занятно.»
1. | Химия-наука о веществах, их свойствах и превращениях. | Ее величество – Химия: кто она и где с ней можно встретиться? Химия – творение природы и рук человека. Химик – преданный и послушный ученик химии. | Знать понятия: «химия», «вещество». Правила ТБ. | Презентация «Химия вокруг нас», диск «Химия.8». | | |
2. | . Знакомство с лабораторным оборудованием. | Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности. | Знать правила ТБ Уметь обращаться с лабораторной посудой и оборудованием, оказывать первую медицинскую помощь. | Практическая работа № 1. Лабораторное оборудование и посуда. Изучение строения пламени. | Какие предметы домашнего обихода можно использовать в качестве химической посуды. |
Азбука химчистки. Химия в быту. (5 часов)
Азбука химчистки. Техника выведения пятен. Пятновыводители. Удаление жировых пятен, пятен от ягод и фруктов, овощей и соков, пищевых продуктов, крови, краски и т.д. | Иметь представление об удалении жировых пятен, пятен от ягод и фруктов, овощей и соков, пищевых продуктов, крови, краски. | Практическая работа №15. "Выводим пятна". | Презентация. |
Требования и результаты к уровню подготовки учащихся
к концу 5 класса
обучающиеся должны знать:
- что все окружающие нас предметы называют телами, которые состоят из веществ;
- о ряде химических веществ и их свойствах (например, уксусная кислота, мел, сода, углекислый газ, перманганат калия, гашеная известь, медный купорос, железный купорос, крахмал, сахар и др.);
- некоторые химические термины, используемые в быту и литературе (например, кислота, основание, щелочь, нейтрализация, молекула, химическая реакция, адсорбция и др.);
- ответы на многие бытовые вопросы (Что такое накипь и как с ней бороться? Как удалять пятна? Что такое тайнопись? и др.)
обучающиеся должны уметь:
- приводить примеры различных тел и веществ, окружающих нас в повседневной жизни;
– определять виды деятельности человека, связанные с изучением природы (методы познания: наблюдение и эксперимент);
- искать и находить сущность простейших явлений бытовой жизни (например, изменение цвета пищевых продуктов);
- проводить элементарный качественный анализ продуктов (например, определение крахмала, определение реакции среды);
- проводить несложные манипуляции на основе элементарных химических знаний и умений (например, выведение пятен путем экстракции и адсорбции, уменьшение жесткости воды, получение растительных красителей, и др.).
– проводить несложные опыты и наблюдения за ними.
к концу 6 класса
обучающиеся должны знать:
- некоторые химические термины, используемые в быту и литературе (например, кислота, основание, щелочь, нейтрализация, молекула, химическая реакция, адсорбция , индикаторы и др.);
- ответы на многие бытовые вопросы ( Почему неспелые яблоки кислые? Почему чай светлеет от лимона? Почему чернеют ножи от фруктов? Почему мыло плохо мылится в жесткой воде? и др.)
- агрегатные состояния веществ, их физические свойства;
обучающиеся должны уметь:
- проводить элементарный качественный анализ продуктов (например, осуществлять качественную реакцию на крахмал с йодом, качественную реакцию на белки, жиры, углеводы и др)
- проводить исследования по определению содержания глюкозы в соках различных овощей и фруктов, содержание нитратов в овощах и др.)
-проводить исследование продуктов питания (например, чипсы, шоколад, газированные напитки, молоко, мороженое, чай и др.)
– проводить несложные опыты и наблюдения за ними.
- отбирать информацию и создавать проекты по темам исследования
- создание презентаций и их защита
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса или выполнением практических заданий. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются выполнением практических работ. Итоговая аттестация учащихся проходит в форме защиты выпускной проектной работы.
Литература для учащихся.
Учащиеся должны знать:
место химии среди естественнонаучных дисциплин;
основные методы изучения естественных наук: наблюдение, моделирование, эксперимент;
признаки химических реакций и условия их протекания;
вещества, наиболее часто используемые человеком в различных областях (быту, медицине, сельском хозяйстве, строительстве, парфюмерии и др.), и экологические последствия их применения.
Учащиеся должны уметь:
обращаться с лабораторным оборудованием, соблюдать правила техники безопасности при выполнении практических работ и домашнего эксперимента;
проводить простейшие исследования свойств веществ;
использовать метод наблюдения при выполнении различных видов практических заданий;
оформлять результаты наблюдений и проведенного эксперимента;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
работать индивидуально, в парах, группах, используя полученные знания;
обладать навыками работы с различными видами источников информации: литературой, средствами Интернета, мультимедийными пособиями.