АВТОРСКИЙ РЕЧЕВОЙ ПРОЕКТ
«РАДОСТЬ ЗВУКА»
+ речитативное пение
(авторская разработка)
Тесленко А.Г., учитель-дефектолог, ГКОУ школа-интернат ;27 г. Пятигорска Ставропольского края.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение _____________________________________________________
Содержание работы над речитативным пением ____________________
Значение работы над речитативным пением для детей с недостатками слуха _____________________________________________________
Методика работы над речитативным пением______________________
Дыхание_______________________________________________________
Голос__________________________________________________________
Литература _____________________________________________________
ВВЕДЕНИЕ
Что такое речитатив?
Что первично — музыка или речь? Ответ зависит от того, что считать основной информационной единицей, интонацию или слово.
А может ли интонация быть информационной единицей? Наверное, да: боевой клич, издревле основанный на интервале кварты, собирает племя на войну; череда нисходящих малых секунд передает горестное настроение что в народной песне-плаче,
Слово, накладывающееся на интонацию, призвано конкретизировать высказывание, точно определить деревню, с которой воюем, воина, которого оплакиваем, ребенка, которого укачиваем. Так рождается речитатив; и если нельзя с уверенностью ответить на вопрос о первичности музыки или речи, то вполне позволительно утверждать, что речитатив — наиболее древняя и, при этом, наиболее распространенная форма музыкального и речевого искусства.
Род вокальной музыки, основанный на стремлении приблизиться к естественной речи. Однако это неизбежно носит условный характер, т. к. свободное интонирование речи не может быть точно воспроизведено в системе фиксированного муз. строя и регулярного ритма .Основные интонации речитатива являются муз. аналогией наиболее характерных и устойчивых речевых интонаций (напр., вопроса, восклицания, обращения и пр.). Подобно своим речевым прообразам, они сочетают в себе черты типовые и индивидуальные, отражая не только общий характер речевого высказывания, но часто и очень тонкие эмоциональные оттенки.
Речитати́в (Материал из Википедии — свободной энциклопедии )— вокальная музыкальная форма, не выдержанная в строгой метрической сетке, род певучей декламации. Воспроизводит ритмический и интонационный рисунок естественной речи. Текстовой основой речитатива может быть как поэзия, так и проза.
Различают виды речитатива:
сухой (secco) и аккомпанированный (accompagnato);
размеренный (a tempo);
певучий (то же, что ариозо).
Во всех видах речитатива большое значение имеет правильная, осмысленная декламация.
Сухой речитатив
Аккорды берутся преимущественно там, где в речитативе есть перерыв. Иногда в промежутке между двумя фразами, имеющими перерыв, вставляется короткий ритурнель с фигурой, выражающей настроение. Такой речитатив имеет очень мало мелодического содержания. На каждый слог текста требуется только один звук. Форма такого речитатива неопределённая и находится в полной зависимости от текста. Певцом он исполняется свободно, не в темп.
Речитатив accompagnato
Речитативе accompagnato (итал. accompagnato, буквально «с аккомпанементом») заняты инструменты с выписанными партиями (вплоть до целого оркестра). Этот тип речитатива получил развитие в высоком барокко (пассионы И.С. Баха) и в музыке эпохи классицизма (оперы К.Ф. Глюка, А. Сальери и т.п.).
Размеренный речитатив
Речитатив размеренный (a tempo) бывает в различном размере — 4/4, 3/4 и пр. Во время пения речитатива, не особенно богатого мелодией, аккомпанемент идёт сплошь, в виде аккордов, выдерживаемых или исполняемых тремоло. Проведенного мотива, то есть рисунка, в таком аккомпанементе нет. Форма неопределённая, чередование тональностей произвольное. На каждый слог приходится одна нота. Исполняется такой речитатив в темп и дирижируется сплошь.
Певучий речитатив
Певучий речитатив (ариозное пение) — наиболее развитая форма речитатива. Вокальная партия отличается мелодическим содержанием. На один слог слова могут приходиться иногда два и более звука. Как и размеренный, этот речитатив не стеснен модуляционным планом. Форма чаще всего свободная. Музыкальное содержание аккомпанемента, в сравнении с предыдущими речитативом, богаче как в гармоническом, так и в ритмическом отношении; в нём проводится фигура (мотив). Стала наиболее популярна в XIX веке после вагнеровской реформы.
Пение, имеющее округленность и большую законченность, но лишённое коленного склада, называется ариозо.
ЗНАЧЕНИЕ РЕЧИТАТИВНОГО ПЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Музыка помогает глухим полнее воспринимать мир самих себя, способствует более полному полноценному развитию, вхождению в социум, где музыкальная культура является важнейшей частью духовной культуры, духовных ценностей народа.
В деятельности, связанной с музыкой, происходит эмоциональное развитие учащихся. Особенно ярко дети выражают свои эмоции при инсценировании сказок. Проникновению учеников в эмоциональный мир героев помогает осознанию литературного содержания сказки, многократное прослушивание музыки, развитие умений передавать образ в выразительных движениях, эмоциональной и внятной устной речи, использование декораций и костюмов.
Сказки – драматизация, с одной стороны, это творческая театральная деятельность, осуществляемая в досуговое время, с другой – это углубление всеобщей зрительной культуры детей с недостатком слуха.
Постоянная работа над развитием восприятия музыки, разучивание движений под музыку в манере персонажей, использование костюмов и декораций позволяет глухим детям эмоционально входить в роль, учится выразительно говорить от имени героев сказки.
Приобщение глухих и слабослышащих школьников к миру прекрасного через музыку помогает эмоциональному воспитанию, решение коррекционных задач, способствует воспитанию духовной культуры, интереса к литературе, живописи, дает уверенность в общении среди слышащих.
Певческая установка.
Прежде чем начинать хоровую работу, следует научить детей правильно держаться при пении, так как от этого зависит работа дыхательного и звукообразующего аппарата.
Певческая установка должна быть свободная: корпус и шея выпрямлены, ноги всей ступнёй стоят на полу, руки опущены. При пении стоя дыхательные мышцы работают естественно, эффективно и звучность пения улучшается
Разучивать песни рекомендуется сидя на краю стула, спина прямая, руки свободно лежат на бёдрах, ближе к туловищу. Ни в коем случае не должен быть вытянута шея, высоко поднят подбородок - это ведёт к неправильной манере пения.
Дыхание.
Дыхание в пении имеет исключительное значение: от дыхания зависит сила, красота и продолжительность звука. Дыхание должно быть свободным, равно-мерным, естественным и бесшумным, чтобы работали мышцы живота, и нижних отделов грудной клетки.
Вдох - короткий, энергичный с небольшой задержкой, которая активизирует вдох и служит предпосылкой одновременного вступления хора.
Выдох - постепенный, равномерный, продолжительный.
Оттачивать технику дыхания следует на музыкальном материале на всём протяжении деятельности хора. Рекомендуется система А. Стрельниковой «Дыхательная гимнастика».
Интонирование и звуковедение.
Развивая музыкальные способности детей особое внимание необходимо уделять воспитанию музыкального слуха, так как чистое интонирование - фундамент хорового пения.
Музыкальным слухом называется способность воспринимать, различать высокие и низкие звуки, слышать, то есть представлять себе мысленно мелодию, запоминать её и правильно, не фальшиво спеть. Музыкальный слух можно и нужно развивать. Начинать эту работу нужно с первых же занятий. С самого начала надо приучать детей к умению сосредоточиться на звучании, "слушать тишину" (неумение сосредоточиться на звучании - одна из причин фальшивого пения).
Голосовые игры – мало известная в нашей педагогики форма работы, но если педагог сумеет её превратить в игру, то добьётся быстрого улучшения результатов в пении, поскольку дети будут хорошо владеть физическими параметрами голоса, а голос приобретёт большую гибкость и подвижность. Целью всех заданий и упражнений здесь является сам голос, исследование, творческие открытия новых знаний, игра с этим новым знанием, импровизация.
Слух и голос у человека составляют единый физиологический комплекс: за барабанной перепонкой расположены три ушные косточки, называемые «молоточек, наковальня и стремечко», которые приводятся в движение мышцами гортани. Гортань – это активная сторона слуха, речевого и музыкального: любой звук воспринимается и соинтонируется гортанью и ухом одновременно. Поэтому, при пении развивается музыкальный слух.
ИГРОВОЙ МЕТОД:
ГОЛОСОВЫЕ
-АРТИКУЛЯЦИОННО-ФОНЕМНЫЕ
-ДЫХАТЕЛЬНЫЕ
-РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ
ЦЕЛЬЮ ВСЕХ ЗАДАНИЙ И УПРАЖНЕНИЙ ЗДЕСЬ ЯВЛЯЕТСЯ САМ ГОЛОС, ИССЛЕДОВАНИЕ,
ТВОРЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ, ИГРАС ЭТИМ НОВЫМ ЗНАНИЕМ, ИМПРОВИЗАЦИЯ.
Приемы развития певческих навыков
Разучиванию песни способствуют следующие приемы — выразительное исполнение песни, показ отдельных певческих моментов (как петь протяжно, отрывисто, как точно воспроизвести нужную интонацию и т. д., словесные указания — образный рассказ о содержании произведения, разъяснение заданий, указания к исполнению и т. д. Немаловажное значение имеют мимика, ясная артикуляция и дирижерский жест педагога.
Работа над звукообразованием. Здесь мы учим детей петь естественно — легко, звонко и напевно, т. е. тянуть звук.
Напевность достигается за счет протяжного пения гласных звуков: а, о, у, э, и. Навык легкого,подвижного звучания приобретается в ходе упражнений
Для отчетливого произношения слов важно правильно передавать гласные. В работе над дикцией необходимо обращать внимание на артикуляцию губ, подвижность нижней челюсти. Удачный прием — произнесение шепотом или голосом текста в ритме песни.
Развитию диапазона во многом способствуют небольшие упражнения — попевки, которые каждый раз следует петь в более высокой тональности, т. е. транспонируя их.
В работе над певческим дыханием применяется главным образом указание: не «разрывать» слово. Систематический показ правильного исполнения, напоминание помогают детям справиться с заданием.
Чистота интонации – самый сложный певческий навык, он связан с развитием слуха (ладового чувства и музыкально – слуховых представлений, ощущением тяготения мелодии к устойчивым звукам, представлением мелодического звуковысотного рисунка.
От правильного вдоха (спокойного, но активного) зависит качество звука, выпевание фраз, чистота интонации. Вдох рекомендуют делать детям одновременно через нос и рот. Вдох должен быть спокойным и медленным, чтобы дыхания хватило до конца фразы. Также используются упражнения с паузами для взятия правильного дыхания.
Упражнения на дыхание.
Упражнения на дыхание выполняется сначала без музыки, затем то- же с музыкой. Ребенок распределяет дыхание в соответствии с музыкальной фразой.
Представь, что каждый звук можно «понюхать» как цветок. Для этого собери все пальцы вместе и втяни воздух носом,а затем:
— Понюхал, затем медленно и долго подуй на свои ладошки;
— понюхал и коротко выдохни воздух на каждый пальчик;
— понюхал, подул, но не до конца, а задержав дыхание, затем выдул до конца весь воздух.
То же самое можно проделать с использованием духовых музыкальных инструментов: свистулек, дудок и пр. Важно, чтобы дети все действия выполняли по руке педагога, по его дирижерскому жесту.
Упражнение на пропевание длинных и коротких звуков
Детям надо рассказать о том, что звуки бывают длинные и короткие. Долго и протяжно спеть один звук часто очень сложно маленьким детям. Поэтому опять же, используя прием зрительного контроля, можно предложить детям «рисовать» звук. Карандаш будет двигаться по бумаге так долго, сколько будет звучать нота. Полезно, осваивая пение длинных звуков, петь с использованием другой схемы, где звук дети тянут так долго, сколько по схеме ведет педагог.
Короткие звуки надо петь упруго, отрывисто, звонко. Детям объясняю, что на письме над нотами ставят точки и тогда все певцы знают, что петь надо отрывисто (staccato). Жестом тоже можно показать такую точку-«капельку», как будто стряхнуть воду с мокрых рук.
Жест, который мы показывали, когда нюхали цветок, называется у музыкантов ауфттактом, а короткая «капелька» над нотой — staccato.
Упражнение на пропевание гласных legato и staccato с рукам
Необходимо объяснить детям, что legato, это когда все звуки сливаются и плавно переходят один в другой. Руками звуки можно ласково «погладить» и всю «цепочку» гласных звуков при этом спеть на одном движении руки.
— дыхание (цветочек) --- ааааааааааааа (погладить)
— дыхание ооооооооооооо
— дыхание --- иииииииииииии
— дыхание --- ээээээээээээээээ
— дыхание ууууууууууууу
Произнести слитно и протяжно несколько гласных звуков на одном выдохе с руками, не забывая «брать дыхание»:
аааааэээээ
аааааиииии
иииииааааа
аааааииииииооооо
ииииизэзээзааааа
аааааиииииээзээоооооо и т. д.
Надо следить за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным.
Упражнения на силу голоса
При слабом голосе можно использовать протяжное пропевание гласных, с разной силой звука. Очевидно, что если ребенок будет петь, а динамику, то есть f (громко) или р (тихо) будет показывать руками, то и его голос будет «подчиняться» этому движению. При слабом голосе необходимо петь мажорные энергичные песни с активным соответствующим дирижерским жестом.
Таким образом, определяется важность более глубокой и систематической работы по развитию модуляций голоса (по силе, высоте).
Для развития силы голоса можно использовать следующие упражнения:Пропевание на одной высоте изолированных звуков тихим и громким голосом:
Пение, как вид музыкальной деятельности,состоит:
а) из певческих и слуховых упражнений, распеваний и заданий на различение звуковысотных и ритмических соотношений;
б) поэтапного разучивания песни (последовательность усвоения, развитие певческого голоса и слуха);
в) песенного творчества.
Приведенные примеры показывают, как сочетается работа по развитию слухового восприятия с формированием произношения.
Эта органическая связь хорошо выражена и в работе над песнями. Слушание музыки, песен, разучивание песен составляют одну из сторон содержания работы по развитию слухового восприятия. Все песни имеют текст, с которым, так же как и с текстом к аппликациям, учащихся знакомят заранее.
Работа над песней у детей с нарушением слуха проводится в следующем порядке:
-Расстановка в тексте словесного ударения (учитель читает по строчкам, учащиеся расставляют ударение в розданном им тексте).
-Расстановка знаков орфоэпии и пауз при повторном чтении.
-Работа над выделенными словами и словосочетаниями (выделяются трудные сочетания согласных, проводится работа над ритмом).
-Молчаливое прослушивание пластинки с записью песенки. Ученики слушают и смотрят в текст.
-Сопряженное (вместе с учителем) проговаривание текста с постепенным нарастанием темпа.
-Речитативное пение, сопряженное с пением учителя и исполнителя.
Наблюдения за детьми с недостатками слуха показывают, что особенно большой интерес они проявляют к прослушиванию на занятиях детских песен, стихов, сказок, музыки. Учащиеся очень любят занятия по различению музыкальных ритмов марша, вальса, польки и т. д., охотно двигаются под музыку, стараясь попасть в такт. Опираясь на эти интересы учащихся, можно организовать кружки художественного слова, драматический, танцевальный и пр. ( И. Г. Багрова ). Автором была проведена большая целенаправленная работа по организации музыкально-ритмической работы с глухими учащимися. Методика организации музыкально-ритмической работы с глухими учащимися вполне пригодна и приемлема в кружковой работе во внеклассное время, равно, как и на индивидуальных занятиях, также и на фронтальных занятиях. со слабослышащими детьми. Такую работу целесообразно проводить в трех направлениях
Первое направление — знакомство с музыкальными произведениями песенного характера. В ходе этой работы учащиеся знакомятся с музыкальными произведениями советских и зарубежных композиторов. Попутно они получают краткие сведения о творчестве этих композиторов. Дети учатся узнавать голоса популярных исполнителей песен, определять настроение, которое передает музыка и исполнитель. В ходе такой работы у них воспитывается чувство ритма, улучшается слуховое восприятие, повышается общеобразовательный уровень.
Вторым направлением работы является обучение речитативному пению.
Сначала выбирается песня, состоящая не более чем из трех куплетов. Учащиеся прослушивают запись песни и одновременно следят за текстом, который заранее написан на доске или на листах бумаги. дирижируют, графически изображают ритм песни совместно с учителем, а затем самостоятельно. С каждым учеником отрабатываются трудные звукосочетания. Затем учащиеся все вместе исполняют песню без музыкального сопровождения, опираясь на графическое изображение ритма песни и собственное дирижирование. После того как произношение учащихся становится удовлетворительным, можно перейти к речитативному пению в сопровождении аккомпанемента. Можно такую работу по обучению речитативному пению проводить и с одним учеником. Можно составить дуэты или квартеты и так далее.
В дальнейшем при достижении хорошего исполнения (правильного произношения и соблюдения ритма) песню можно драматизировать, дополнить соответствующими ритмическими движениями, которые по возможности раскрывают содержание песни. Эти движения, в свою очередь, помогают учащимся соблюдать ритм. Такое занятие может быть проведено по следующему плану:
1. Беседа учителя с учащимися о месте песни в творчестве композитора.
2. Чтение текста песни и краткий его анализ.
3. Прослушивание записи песни.
На последующих занятиях осуществляется отработка индивидуального произношения по куплетам, хоровое речитативное пение с дирижированием, индивидуальное исполнение песни учащимися по куплетам и целиком, хоровое исполнение песни с интонированием. В процессе работы над речитативным пением у учащихся улучшаются произношение, ритм и темп речи, расширяется их представление о песне, музыке, творчестве композитора, воспитывается эстетический вкус. Методику обучения речитативному пению можно использовать в кружке художественного чтения.
Третьим направлением работы является обучение танцам, к которому учащиеся подходят уже в достаточной мере подготовленными. У них уже сформированы элементарные представления о песне и пении, о ритме, о простейших движениях, которыми можно упрощенно раскрыть содержание песни.
Но цель данного проекта раскрыть методику работы именно над речитативным пением, как одного из вида речевой деятельности учащихся с недостатками слуха.
МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД РЕЧИТАТИВНЫМ ПЕНИЕМ, ЗВУКАМИ, УПРАЖНЕНИЯ НА ДЫХАНИЕ, ДЛЯ ГОЛОСА,
1.РАБОТА НАД ФОНТИЧЕСКИМИ РИФМОВКАМИ
2.Упражнения для голоса и дыхания:
Медленная ходьба :
- на 2 шага вдох , на 2 шага – выдох;
- на 4 шага вдох, на 4 шага выдох ;
- на 6, 8 шагов – вдох, на 6,8 шагов – выдох.
2. Прогнувшись назад, вдохнуть через нос наклоняясь вперед, выдохнуть, произнося каждый раз новую гласную - А, А, У, Э .
3. На выдохе :
БИММ БОММ БОНН ДОНН ДОММ
4. Глубоко вдохнуть на выдохе произносить:
МОММ МИММ МАММ МУММ
5. Глубоко вдохнуть. На одном выдохе произнести сначала коротко, а затем протяжно один из открытых слогов:
МО – МОО МИ – МИИ МУ - МУУ МЭ – МЭЭ
6. На выдохе произносить О и У и слова :
Нараспев : ОКО ОКНО ОЛОВО МОЛОКО МУКА
7. Длительное изолированное произнесение звука О :
О______
О_______
О______
О_______О_____О______
О________О______О_______
8. Краткое произнесение О :
О О О О
ОООООО
ОООООООООО
9. Произнесение звуков с повышением силы голоса на каждый звук.
О О о о О О о о
А А А А АААА
АУАУАУАУ АУАУАУАУ
ЗЗЗЗ ЗЗЗЗ
10. Выдерживание тона.
ПАПОПАПОПАПО ПАПУПАПУПАПУ
АОАОАОАОАОА АУАУАУАУАУАУ
ОАОАОАОАОАОА ПАПУПИПАПУПИ
АИАИАИАИАИ АУИАУИАУИАУИАУИ
11. Повтори слоги на одном выдохе :
Здесь можно расставить ударение и произносить звуковой ряд, выделяя ударный слог.
ПАПАПА
ПАПАПАПА
ПАПАПАПАПА
ПАПАПАПАПАПАПА
ТАТАТА
ТАТАТАТА
ТАТАТАТАТАТА
ВАВАВА
ВАВАВАВА
ВАВАВАВАВАВА
ПАПА ЛОПАТА КАРАНДАШ
12. Изменение силы голоса.
Папа ПАПАПАпапапа
ПА па ПА па ПА па
А______а______А
а_____ А______а_______А ______А_____а
ПА____па_____ПА_____
А_____А______А______А_____А_____А
та_______ТА_______та______
паПА таТА ваВА
поПО тоТО воВО
пуПУ туТУ вуВУ
сова оса упал
Папа там.
Мама тут .
Вова упал.
Вот лампа.
13. Выдерживание тона голоса в сочетании с согласными:
АМ А___М____А____М_____А____
УМ У_____М______У_____М____У______М
ИМ И_____М______И______М______И______М
ОМ О______М______О______М______О______М
14 Длительное и краткое произношение слогов:
ПА____ПО______ПУ______ПИ_____
ПА______ТА_______КА______ФА______
ПА ТА КА ФА
ПАПАПАПА______________
ПОПОПОПО______________
ТАТАТАТА________________
ТУ ТУ ТУ ТУ________________
ПА______ПА
ТА_____ТА
ПО_______ПО ТО______ТО
ФА_______ФА ТА КА ПА ДА
Здесь можно расставить ударение и произносить звуковой ряд, выделяя ударный слог.
14. Произнесение гласных медленно, быстро, шепотом, громко
А_____О____У____Ы____Э
15 Произнесение двух гласных на одном выдохе
А____Э
О____У
У____Ы
Э____И
Произнесение 3-х гласных на одном выдохе :
А____Э____О
О____У____И
А____Э____Ы
О____У____А
Произнесение 4-х гласных на одном выдохе:
А____Э____О___У
А____О____У____Э
О____У____А____И
16. Произнесение слогов на выдохе :
ПА___ПО___ПУ___ПЫ___ПЭ
ПАП___ПОП___ПУП___ПЫП___ПЭП
ПАТ___ПОТ____ПУТ___ПЫТ___ПЭТ
ТА___ТО___ТУ___ТЫ___ТЭ
ТАТ___ТОТ___ТУТИ___ТЫТ___ТЭТ
ТАП___ТОП___ТУП___ТЫТ___ТЭП
КА___КО___КУ___КЫ__КЭ
КАТ___КОТ___КУТ___КЫТ___КЭТ
КАП___КОП___КУП___КЫП___КЭП
ФА___ФО___ФУ___ФЫ___ФЭ
ПАФ___ПОФ____ПУФ____ПЫФ___ПЭФ
СА___СО___СУ___СЫ___СЭ
ПАС____ПОС______ПУС____ПЫС____ПЭС
ША___ШО____ШУ___ШЕ
ПАП ___ПАП
ПАПА__ПАП__ПАП
ПАП___ПАП___ПАП___ПАП
ПАТ__ПАТ
ПАТ___ПАТ___ПАТ
ПАТ___ПАТ___ПАТ___ПАТ
Здесь можно расставить ударение и произносить звуковой ряд, выделяя ударный слог.
17. Говори громко:
Будем бить!
Бьем!
Били!
В барабан !
В барабан !
В барабан !
18 Опоясывающие слоги:
Здесь можно расставить ударение и произносить звуковой ряд, выделяя ударный слог.
А) УПА___ АПУ___ПУП
ОПА___ ОПУ___ПОП
ИПА___ ИПУ___ПАП
АПА____УПУ___ПИП
Б) УТА АТУ ТУТ
ОТА ОТУ ТОТ
ИТА ИТУ ТАТ
АТА УТУ ТИТ
В) УКА АКУ КУК
ОКА ОКУ КОК
ИКА ИКУ КИК
АКА УКУ КАК
Г) УФА АФУ ФУФ
ОФА ОФУ ФОФ
ИФА ИФУ ФАФ
АФА УФУ ФИФ
Д) УСА АСУ СУС
ОСА ОСУ СОС
ИСА ИСУ САС
АСА УСУ СИС
Е) УША АШУ ШУШ
ОША ОШУ ШОШ
ИША ИШУ ШАШ
АША УШУ ШИШ
Ё) УХА АХУ ХУХ
ОХА ОХУ ХОХ
ИХА ИХУ ХАХ
АХА УХУ ХИХ
19 . Отхлопай ритм , скажи правильно ударение .
ТАТАТА ТАТАТА
ТАТАТА ТАТА
ТАТАТА ТАТАТА
ТАТАТА ТАТА
ВЕСЕЛО, ВЕСЕЛО
ВЕСЕЛО КРУГОМ.
ПЕСЕНКУ,
ПЕСЕНКУ,
ПЕСЕНКУ СПОЕМ !
____________________________________
ТА ТА ТОН ТА
ТОН ТА ТОН ТА
ТОН ТА ТОН ТА
ТОН ТА ТОН ТА
МЫ КОРМИЛИ
НАШУ МАШУ.
МАША, МАША
КУШАЙ КАШУ!
______________________________________________
ТА ТА ТА
ТА ТАТА ТАТА
ТАТА ТАТАТА
ТА ТАТА ТАТА
ШЛИ , ШЛИ, ШЛИ,
МЫ ПИРОГ НАШЛИ,
СЕЛИ, ПОЕЛИ-
ИДАЛЬШЕ ПОШЛИ
20. Читай и повтори
Ум-ус,
Ах – ох.
_________________-
Рак- мак – лук
Мир- час – нас
Нос – ком - сом
Сыр- рис – кот
Пир- бор – сам
Мама- рама – ваза
Гуси - шуба – лыжи
Мыло – ножи – часы
Стол- слон – кран
План – плот – плащ
Стул- грач – шкаф
Щетка – мышка - кошка
Маска – палка- лампа
Волк – торт – шарф
Бобр – март зонт
Куст- мост - лист
Корова – лопата – солома
Дорога - собака – Марина
21.СА ЗА
МА
ПА
ДА ЛА
КА ГА РА
ША
ЖА
22.ТО МО РО ЛО
РО МО ТО ЛО
23. ФЛА
ВЛА ФЛУ
ЕФА ФА ФА ФА_______________
24. Скажи на одном выдохе. В каком слове буква.
О
У
З
Л
Ц
Ы
С
З
Ш
Ч
25. Составить слова так, чтобы первый слог второго слова начинался на последний слог первого слова.
…….
……
…..
…..
26. Составить слово из слогов других слов.
Голуби, раки ………………………………. Гора
Сухари, шары……………………………….. суша
Шуба, ракета ……………………………….. Шура
Девочка, лопата……………………………. дело
Карандаш, банка…………………………… кабан
Гиря, тапочки, ракета………………………. гитара
Уха, лиса, цапля………………………………… улица
Ворона, роза, тарелка………………………… ворота
Сова, балалайка, карандаш…………………. собака
Оса, куры, нитки……………………………………. Окуни
Вагон, рябина…………………………………………. Варя
Колобок, марка……………………………………… комар
Бутылка, рябина …………………………………… буря
Бегемот, река, газета……………………………… берега
Солнце, роза, капуста…………………………….. сорока
Дедушка, речка, вода …………………………… дерево
Вишня, нос, град …………………………. виноград
27. Выделение звуков из собственной громкой речи.
Звуки: А, О, У, Я, Ы, Е, Ё, Ы, И
( на гласный звук найти и произнести нужное слово)
28. Слова с ударным гласным в начале слова.
А: адрес - Алла - Ада
Август - аист – астра
О: Оля – обруч - облако
Овощи – овцы – озеро
Ослик - отдых - окунь
У : Уля – угол - удочка
Ужин – улица – узкий
Улей – умный - утро
И : Ира - Игорь - ива
Имя - иней – ирис
Э: Эля – эхо - эта
Этот - это - Эльбрус
29. Прочти слова самостоятельно.
Вспомни предыдущее упражнение.
адрес - Алла – Ада
Оля – обруч - облако
август - аист – астра
ужин – улица – узкий
ослик - отдых - окунь
этот - это - Эльбрус
Уля – угол - удочка
этот - это - Эльбрус
овощи – овцы – озеро
улей – умный - утро
Ира - Игорь - ива
Эля – эхо - эта
29. Прочитай и повтори.
Адрес - Алла – Ада, Эля – эхо - эта , улей – умный - утро, овощи – овцы – озеро, ослик - отдых - окунь, ужин – улица – узкий, этот - это - Эльбрус, этот - это - Эльбрус, август - аист – астра.
О: осень – очень - он
Я: яблоко – якорь – яма
Яша – яркий – ясный
ягода - яблочный
Е: ель – ели - ел
ехать – ехали – ехал -ехала
Ё : ёж – ёлка – ёлочка
Ю: юбка – юркий - юный
Юля - Юра
30. Слова с ударением на первом слоге.
Папа- мама-парта
Паста- Таня - книга
Ручка – кошка- каша
Вася – Вова – фартук
Санки- Соня – полка
Сумка- школа- листья
Масло- мало – марка
Трактор- тапочки- туча
Радуга- радость- рыба
Город- горы- горький
Мясо- мыло- место
Точка- кочка-дочка
Ночка- волки-сети
Солнце-вафли-шарик
Маска- мышка- мишка
Зайка- лейка- змейка
Листья- веник – дождик
Лодка- вилка- чашка
31. Слова с ударением на втором слоге.
Собака – метель – окно
Пальто – кино – коза
Лимон – картофель – кисель
Котлета –ракета – газета
Пилот- конфета – стакан
Подушка- лягушка – диван
Ловушка- калитка- мороз
Кровать-лежать-писать
Ремонт- газон- жакет
Кастрюля-пилюля – рубашка
Сметана- устал- идёт
Батон- ведро- стекло
Песок- очки- берёза
Игрушки- ватрушки – бутылка
Иголки- сосед- беседка
Багаж – багажник – автобус
Дашать – играть – смотреть
Котёнок- ребёнок- лисёнок
В- Ф
Упражнения на эти звуки способствуют укреплению дыхания.
32. Упр .1 ВА – ФА Упр. 2 АВА - АФА
ВО - ФО ОВА - ОФА
ВЕ – ФЕ УВА - УФА
ВИ - ФИ ИВА - ИФА
ВЫ - ФЫ ЫВА - ЫФА
Упр. 3 ВЛА - ФЛА Упр. 4 ВРА – ФРА
ВЛО - ФЛО ВРО - ФЛО
ВЛЕ - ФЛЕ ВРУ - ФРУ
ВЛЫ - ФЛЫ ВРЕ - ФРЕ
ВЛИ - ФЛИ ВРИ - ФРИ
Упр . 5 ВАВАВАВАВА Упр .6 ФАФАФАФАФА
ВОВОВОВОВО ФОФОФОФОФО
ВУВУВУВУВУ ФУФУФУФУФУ
ВЕВЕВЕВЕВЕ ФЕФЕФЕФЕФЕ
ВИВИВИВИВИ ФИФИФИФИФИ
ВЫВЫВЫВЫВЫ ФЫФЫФЫФЫФЫ
Упр. 7 ВАФАВАФАВАФА Упр . 8 ВОФЛОВОФЛО
ВОФОВОФОВОФО ФОВЛОФОВЛО
ВУФУВУФУВУФУ ВАФЛАВАФЛА
ВЕФЕВЕФЕВЕФЕ ФАВЛАФАВЛА
ВЫФЫВЫФЫВЫФЫ ВУФЛУВУФЛУ
ВИФИВИФИВИФИ ФУВЛУФУВЛУ
33.ЛАНАДАНАЛАНА
МАНАЛА
МАНОЛО
МИНУЛУ
ТРОТРУТРАТРИ
ГРАГРУГРЕГРИГРО
ДАДОДАДОДАДОДАДО
ЖЛОЖЛУЖЛИЖЛЕЖЛА
АНЦА_АНЦО_АНЦУ_АНЦЕ _АНЦИ
КРАКРОКРУКРИКРЕ
ГРАГРОГРУГРИГРЕГРУ
СМАСМОСМИСМЕСМУСМО
ШЛОШЛОШЛИШЛЕШЛУШЛЮШЛЯ
ПРОПРУПРИПРЕПРУПРЯПРА
АНКАОНКОЕНКУИНКУАНКУ
ВЫФЫВЫФЫВЫфывыфы
Дыдодудидедыдодудиде
зназнознузнезнизнузназнознузни
вмавмовмивмевмувмавмовмевмивме
34. Упражнение для постановки голоса.
Это упражнение предназначено именно для голоса, в некоторых случаях с его помощью можно исправить дефекты речи.
Встаньте прямо, ладони обеих рук положите на живот в области пресса. Начинайте делать не очень низкие поклоны, напрягая живот и надавливая на него руками. Вместе с этим, в тот момент, когда вы кланяетесь и напрягаете живот, надо произносить звуки:
РИ РУ РЭ РО
ЛИ ЛУ ЛЭ ЛО
МИ МУ МЭ МО
НИ НУ НЭ НО
ВИ ВУ ВЭ ВО
ФИ ФУ ФЭ ФО
ЗИ ЗУ ЗЭ ЗО
СИ СУ СЭ СО
ЦИ ЦУ ЦЭ ЦО
ЖИ ЖУ ЖЭ ЖО
ШИ ШУ ШЭ ШО
БИ БУ БЭ БО
ПИ ПУ ПЭ ПО
ПРИ ПРУ ПРЭ ПРО
ДИ ДУ ДЭ ДО
ТИ ТУ ТЭ ТО
ТРИ ТРУ ТРЭ ТРО
ГИ ГУ ГЭ ГО
КИ КУ КЭ КО
КРИ КРУ КРЭ КРО
ХИ ХУ ХЭ ХО.
35. Встаньте перед зеркалом. Сделайте выдох, затем вдох и произносите каждый звук до тех пор, пока у вас хватит дыхания. Итак, вдохните и начинайте:
ииииииииии
эээээээээээ
аааааааааа
оооооооооо
ууууууууууу
Эта последовательность не случайна, вы начинаете со звука самой высокой частоты - "и". Если вы при этом положите ладонь на голову, то ощутите легкую вибрацию кожи. Это свидетельство более интенсивного кровообращения. Произнесение звука "э" активизирует область шеи и горла, вы это можете почувствовать, приложив руки к шее. Произнесение звука "а" благотворно воздействует на область грудной клетки. При произнесении звука "о" усиливается кровоснабжение сердца, а упражнение со звуком "у" оказывает положительное воздействие на нижнюю часть живота. Произносите медленно один за другим все звуки три раза. Если вы хотите, чтобы тембр голоса был более низким, а голос был более глубоким и выразительным, то в течение дня многократно произносите звук "у".
36. Произнесите гласные звуки с голосом:
аaaaaaaaaaaaa
яяяяяяяяяяяяяя
ооооооооооооо
ёёёёёёёёёёёёё
иииииииииииии
Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе:
аааааэээээ
аааааеееее
аааааиииии
иииииааааа
ооооояяяяя
аааааииииииооооо
иииииээээээаааааа
аааааиииииэээээоооооо
Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным.
Произнесите пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта.
Например:
Мал, да удал.
Два сапога - пара.
Нашла коса на камень.
Знай край, да не падай.
Каков рыбак, такова и рыбка.
Под лежачий камень вода не течет.
У ужа ужата, у ежа ежата.
37. Произносим 2 слога, на втором делаем ударение, гласную второго слога потянуть, послушать: "МА-МА". Все время проверять правильность ощущений, контролировать дыхание. Слушайте свое объемное звучание, которое "наполняет" пространство вашего тела от твердого неба (головы), до нижних ребер, проходя через широкое, раскрытое горло. (Как через горло кувшина льется вода). Тесситура удобная. Слога произносить не торопясь. Между слогами пауз не делать. Дыхание брать, когда оно заканчивается. Следите, чтобы смена слога, смена гласной не меняла краски звука, его объема и силы.
МА-МА НА-НА ВА-ВА ЗА-ЗА
МА-МО НА-НО ВА-ВО ЗА-ЗО
МА-МИ НА-НУ ВА-ВУ ЗА-ЗУ
МА-МУ НА-НИ ВА-ВИ ЗА-ЗИ
МА-МЭ НА-НЭ ВА-ВЭ ЗА-ЗЭ
1.Исходное положение: ноги на ширине плеч, стопы параллельны.
2.Полный вдох.
3.Задержка – быстро наклониться вперед: представить, что вы берете штангу, сжимаете кулаки, начинаете с усилием поднимать штангу; поднимаем тело выше, грудь расправляется, голова поднимается.
4.После секундной паузы выдох через рот «ХА».
5.Концентрация внимания – на два круга кровообращения.
РЕЧИТАТИВНОЕ ПЕНИЕ
1.Начинаем с пения гласных звуков.
А и О
Интересно, когда будут петь два ученика.
Например, простое упражнение . Начинает первый ученик, тянет гласную А___________________________
Потом к нему присоединяется второй ученик, тоже тянет гласную А_____________________.
Затем он вместе начинают петь гласную О__________________________
1-ый А____2-ой А_____вместе О____
2-ойА____1-ый А_____вместе О______
1-ый О_____ 2-ой О_____ вместе А--------
2-ой О_____ 1-ый О_____ вместе А______
1-ый А_____ 2-ой О________ вместе АО______
2-ой О_____ 1-ый А_____ вместе ОА
Упражнение вырабатывает правильное, а также длительное дыхание, потому что в данном упражнении можно распределять дыхание по длительности. Упражнение помогает укрепить силу голоса, ариткуляцию, развивает внимание и память. Если будут голоса звучать чисто, получится красивый дуэт. В дальнейшем можно посмотреть и на модуляцию голоса, если один поет выше или ниже, то будет дуэт по голосам, но вначале надо научить учащихся петь синхронно и вовремя вступать, следить за дыханием.
Выполняем упражнения на пение трех гласных звуков. Например: А,О,И
1-ый тянет звук А_____________
2-ой тянет звук О_____________
ВМЕСТЕ И_________________
9 можно сначала первый поет звук И, потом второй поет звук И, а затем поют вместе)
Далее поют вместе А__________,О________,И___________
Комбинации из гласных звуков могут быть самыми разнообразными. Затем можно добавить упражнения на пение гласных звуков в сочетании с согласными. СА______,
СО_______,СУ_________,СА СО СУ СИ Что касается темпа, то его можно ускорять, можно замедлять. Но, упражнения на скорость произношения и пения сочетаний звуков должны быть обязательно, так как эти упражнения способствуют более четкому произношению звуков и звучанию голоса, более внятному звучанию. Часто можно слышать оперное исполнение певцов, где слышатся только одни гласные звуки, певец делает акцент на пение гласных звук5ов, но при этом не уделяет внимание произношению слов, поэтому очень часто совершенно не понятно, о чем он поет. Надо избегать таких ошибок и стремиться к четкому и внятному пению , поэтому так важно обязательно тренировать перед пением произношение разного рода скороговорок , повторение слогов в быстром и медленном темпе.
Необходимо также учить учащихся слушать разные ннструменты и стараться подражать их звучанию. Надо также учиться определять на слух, какой инструмент играет и затем повторить его звучание. Конечно, для детей с нарушением слуха - это не простая задача, но такие упражнения, тем не менее, выполнять необходимо, так как они способствуют развитию слуха, внимания, подражания, голоса и дыхания.
Далее можно переходить к простейшим музыкальным произведениям, которые есть в большом количестве в любом сборнике музыкальных произведений для учащихся начальных классов музыкальных школ.
В мире существует огромное количество музыкальных произведений для детей. Их отличительной особенностью являются конкретность сюжета, простота и живое поэтическое содержание.
Конечно, все музыкальные произведения для детей написаны с учетом их возрастных возможностей. Например, в вокальных сочинениях учитывается диапазон и сила голоса, а в инструментальных произведениях уровень технической подготовки.
Детские музыкальные произведения могут быть написаны, к примеру, в жанре песни, пьесы, арии, оперы или симфонии. Самые маленькие любят переработанную в легкую ненавязчивую форму классическую музыку. Дети постарше (возраста детского сада) хорошо воспринимают музыку из мультфильмов или детских кинофильмов. Музыкальные произведения П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, Ф. Шопена, В.А. Моцарта популярны среди детей средних классов. В этот период дети очень любят произведения для хорового пения. Большой вклад в этот жанр внесли композиторы советского периода.
Может быть, здесь есть и ваша любимая песенка?
Предлагаем вашему вниманию подборку 50 лучших песен для детей.
Поем все вместе!
Антошка, Антошка
Ведь столько на свете…
Песенка Львенка и Черепахи
Песня папы Карло
Песенка Буратино
Песенка Пьеро
Песня Карабаса Барабаса
Песня Дуремара
Романс черепахи Тортиллы
Какое небо голубое
Поле чудес в стране Дураков
Песня о названиях кораблей…
Мы бандито, гангстерито
Песня Фунтика
Песенка друзей
Бременские музыканты
Королевская охрана
Такая-сякая, сбежала из…
Вместе весело шагать
Серенький козлик
Облака
Два веселых гуся
Улыбка
Песенка мамонтенка
Песенка крокодила Гены
Голубой вагон
Каравай, каравай
Человек собаке друг
Встаньте, дети, встаньте в…
Во поле береза стояла
Песенка Водяного
Частушки Бабок-Ёжек
В лесу родилась елочка
Маленькой елочке холодно…
Песенка Деда Мороза
Песенка о лете
В траве сидел кузнечик
Песенка Винни-Пуха
Кто ходит в гости по утрам
Песенка Красной Шапочки
Большой секрет
Танец утят
По секрету всему свету
Учат в школе
Пусть всегда будет солнце
Песенка водовоза
Веселый ветер
Песенка отважного капитана
Прекрасное далеко
Крылатые качели
Возможно начинать пение с этих песен будут трудновато, тогда предлагаю начать с самых простых, таких как «Тень-тень, потетень».
Тень-тень, потетень
Текст песни:
Выбирают восемь детей на роли Лисы, Зайки, двух Ежей, двух Блох, Медведя и Коты. «Звери» становятся со всеми детьми в круг. 1-й куплет поют все и, взявшись за руки, двигаются по кругу вправо. Остальные куплеты дети поют стоя.
1. Тень-тень, по-те-тень,
Выше города плетень.
Сели звери под плетень,
Похвалялися весь день.
2. Похвалялася лиса:
«Всему свету я краса!»
Похвалялся зайка:
«Пойди догоняй-ка!»
3. Похвалялися ежи:
«У нас шубы хороши!»
Похвалялись блохи:
«И у нас неплохи!»
4. Похвалялся медведь:
«Могу песни я петь!»
Похвалялася коза:
«Всем вам выколю плаза!»
Каждый «зверь» выходит на слова, в которых о нем поется, «свои» слова каждый герой поет сам, стараясь в движениях передать образ. Например, Лиса может изображать, как она любуется своим хвостом. Зайка — прыгает. Медведь ходит, тяжело переваливаясь с ноги на ногу. Коза идет, приставив к голове пальчики-«рожки». По окончании пения Козы все звери разбегаются, а она их ловит. Игра заканчивается, когда Коза поймает несколько зверей (два-три). При повторении игры на роли зверей выбираются другие дети.
Ноты
Ноты детям, которые учатся петь, хотя бы самые простейшие понятия о нотахэ, конечно же, надо знать. В переводе с латинского языка, слово нота означает «знак» или «метка». Наравне с буквами алфавита, ноты – это графические символы. Находясь на нотном стане, нота обозначает конкретный звук и его протяженность. По изображению ноты вне нотоносца, мы можем судить только о ее протяженности. То как долго звучит нота называется длительностью, о ней-то мы и поговорим.
Длительности нот
Перед тем как мы начнем, представьте: вам дали яблоко и попросили съесть его как можно быстрее. На это у вас уйдет какое-то количество времени. А теперь представьте, что вам дали не целое яблоко, а всего половину. Логично, что с половиной вы справитесь в два раза быстрее. А теперь вам предложили съесть четверть яблока — вы управитесь в 4 раза быстрее и так далее.
А теперь посмотрите на основные длительности и внимательно прочитайте названия.
А вот как выглядит деление нот.
Целая – самая протяженная длительность.
Половинная – длительность, звучание которой в два раза короче целой. Четвертная – в два раза короче половинки и в четыре раза короче целой.
Восьмая – длительность, по протяженности звучания в 2 раза короче четверти, в 4 раза короче половинки и т.д. Для того чтобы заполнить восьмушками (так их еще называют) время звучания целой ноты, их потребуется целых 8 штук.
Существуют и более мелкие длительности, такие как шестнадцатые, тридцать вторые и шестьдесят четвертые. Но о них вы можете узнать в статье «Ноты и длительности».
Сразу надо сказать, что восьмые и более мелкие длительности могут объединяться в группы и их внешний вид будет несколько меняться.
Так будут выглядеть восьмые объединенные в одну группу.
Скрипичный и басовый ключи
С помощью нотного стана мы можем реально видеть какой звук выше, а какой ниже, но только относительно друг друга!
А что делать, если на нотном стане располагается одна нота? Как определить её высоту? Для того, чтобы разобраться в этом вопросе нам потребуется ввести такое понятие, как ключ.
Ключ – это знак, указывающий местоположение конкретной ноты на нотном стане. Давайте разберем подробнее.
Сейчас ноты на нотоносце располагаются так:
Видите, низкие ноты в скрипичном ключе пишутся на дополнительных линейках, так же, как высокие ноты в басовом. Представьте себе, как бы выглядела нотная запись, если бы в музыке существовал лишь один ключ. Клавиш на пианино 88 и каждую из них нужно как-то отобразить на нотном стане. Линеек при этом всего 5. Пришлось бы использовать множество дополнительных линеек, что неудобно для визуального восприятия и чтения нот.
Это очень коротко о нотах. Если дети заинтересуются этим материалом, тогда можно дать им на эту тему дополнительный материал, а для начала просто надо хотя бы выучить названия нот.
Звук как физическое явление возникает от колебаний какого-либо упругого тела - например, струны (у тех инструментов, где
есть струны), воздушного столба (у духовых инструментов, баяна, аккордеона, органа), голосовых связок у человека. Эти колебания
создают звуковые волны.
Звуки бывают музыкальные и шумовые. Для музыкального звукаглавное — точная, ясно выраженная высота. Она зависит от частоты
звуковых колебаний: чем чаще колебания, тем звук выше.
У каждого музыкального звука есть четыре качества: высота, длительность (продолжительность звучания), громкость (иногда ееназывают “сила звука”), тембр (окраска).
Музыкальные звуки можно спеть или сыграть на музыкальныхинструментах. У шумовых звуков нет определенной высоты. Тем неменее они тоже применяются в музыке - издаются на таких
инструментах, как барабан, тарелки, треугольник и другие.
Музыкальные звуки, расположенные по порядку высоты (вверхили вниз), образуют звукоряд. Его легко увидеть на клавиатуре фортепиано (рояль, пианино).
Всего на клавиатуре 88 белых и черных клавиш (отсюда название“клавиатура”), которым соответствуют 88 звуков разной высоты.
Звуки бывают низкие, средние, высокие. На клавиатуре фортепианоони расположены слева направо.
Белые клавиши фортепиано - это основные звуки. Они называются
до, ре, ми, фа, соль,-ля, си.
Музыкальная пульсация называется метром.
Каждый удар метра (послушай метроном) называется долей.
Музыкальные доли не одинаковы по своей силе. Есть доли сильные и есть доли сла-
бые. На письме сильные доли обозначают чёрточкой — , а слабые дугой ∪.
Первую строчку стиха про лошадку мы можем записать с помощью чёрточек и дуг так:
_ ___- __ ___- _ __- ___- __
Метр бывает двухдольный и трёхдольный.
В двухдольном метре пульсация такая: сильная доля — слабая доля (РАЗ–два, РАЗ–два). В стихе про лошадку двухдольная пульсация.
Если метр — это пульс музыки, то ритм — это равномерное чередование сильныхи слабых долей.
Ритм может меняться, а метр остается неизменным на протяжении всего музыкально-го произведения.
Ритм мы можем записать с помощью длительностей
Посмотри, как с помощью длительностей мы можем записать стих про дятла:
Прочитай фразу песенки. Прохлопай её, акцентируя сильные доли
(в тексте сильные доли отмечены чёрточками-ударениями). Расставьте тактовые чёрточ-ки перед каждой сильной долей. В конце фразы поставьте двойную тактовую черту.
/ / / / / / / /
Си-дит бел-ка на те-леж-ке, раз-да-ёт о-на о-реш-ки.
Разучите песенку про дятла, отхлопывая ноты.
Разучите песенку про заиньку со счетом . Можно пропеть и ноты.
А это другая песенка. Ах, вы ,сени, мои сени.
Разучите песню «Аты-баты, шли солдаты» со счётом.
Играйте и пойте её с названиями нот и со словами.
А это знакомая нам уже песенка «»Тень-тень, потетень»
Попробуй сыграть эту песенку от разных нот.
Детям может понравиться петь и эту песенку.
Простое чтение нот. Запомните!
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Используемая литература
1. Н. А. Витлугина «Музыкальное воспитание в детском саду». Москва. Просвещение. 1981г.
2. Стоковский Л. «Музыка для всех нас». М., 1963г.
3. Н. А. Витлугина «Музыкальный букварь». М., 1973г.
4. Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих: Пособие для учителей.М.: Просвещение, 1981. —191 с, ил.
5. См.: Багрова И. Г. Роль остаточного слуха в музыкально-ритмической работе с глухими школьниками.—Дефектология, 1973, № 1.
6. http://earsfingers.ru/notnaya-gramota-dlya-fortepiano-9-osnov/
7.http://pdshi.mariel.muzkult.ru/media/2018/08/27/1232419922/Zebryak_osnovy_muzykalnoj_gramoty_i_solfedzhio1111.pdf
8. http://pianotki.ru/pianotki/solf-dlia-malenkih.pdf
9. http://library.klandaic.com/music/solfeggio.html