СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторский тест для учащихся 11 классов "Выразительные средства речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации тестовым  заданиям предшествуют теоретические сведения с примерами из художественной литературы

Просмотр содержимого документа
«Авторский тест для учащихся 11 классов "Выразительные средства речи"»

Изобразительно- выразительные средства речи

Изобразительно-

выразительные

средства речи

Тропы  Тропы - обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей выразительности.

Тропы

Тропы - обороты речи, в которых слово или

выражение употреблено в переносном значении в

целях достижения большей выразительности.

Эпитет -художественное определение, вызывающее зрительный образ, передает авторское отношение («парус одинокий», «роща золотая»…). Я помню чудное мгновенье!  Передо мной явилась ты  Как мимолётное виденье,  Как гений чистой красоты.  (А.С. Пушкин)

Эпитет

-художественное определение, вызывающее зрительный образ,

передает авторское отношение

(«парус одинокий», «роща золотая»…).

Я помню чудное мгновенье!

Передо мной явилась ты

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.

(А.С. Пушкин)

Задание 1 3 Найдите предложение(-ия), в котором(-ых) средством выразительности речи является эпитет. Словно на вздрагивающей спине вулкана, как жара летом или холод зимой;  Вереница вулканов, цепь островов, волдырями вулканов; Богатырское копье, исполинское копье, молодая суша, огнедышащая гора; Вулкан Сакурадзима – эта огнедышащая гора

Задание 1

3

Найдите предложение(-ия), в котором(-ых) средством выразительности речи является эпитет.

  • Словно на вздрагивающей спине вулкана, как жара летом или холод зимой;
  • Вереница вулканов, цепь островов, волдырями вулканов;
  • Богатырское копье, исполинское копье, молодая суша, огнедышащая гора;
  • Вулкан Сакурадзима – эта огнедышащая гора

Метафора скрытое сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков  («работа кипит», «лес рук»).  Любовь – пьянящее вино; Совесть, когтистый зверь, скребущий сердце…  (Пушкин)

Метафора

  • скрытое сравнение, перенесение свойств одного предмета

или явления на другой на основании общих признаков

(«работа кипит», «лес рук»).

Любовь – пьянящее вино;

Совесть, когтистый зверь, скребущий сердце…

(Пушкин)

Задание 2 Найдите метафоры в предложениях. Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи.  Статные осины высоко лепечут над вами. Золотой голосок малиновки звучит невинной, болтливой радостью. Воздух дрогнул кругом. Воспоминание безмолвно предо мной свой длинный развивает свиток. Смирились вы, моей весны высокопарные мечтанья.

Задание 2

  • Найдите метафоры в предложениях.
  • Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи.
  • Статные осины высоко лепечут над вами.
  • Золотой голосок малиновки звучит невинной, болтливой радостью.
  • Воздух дрогнул кругом.
  • Воспоминание безмолвно предо мной свой длинный развивает свиток.
  • Смирились вы, моей весны высокопарные мечтанья.
Олицетворение — вид метафоры, перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые (душа поёт, река играет). Колокольчики мои, Цветики степные! Что глядите на меня, Тёмно-голубые? (А.К. Толстой)

Олицетворение

вид метафоры, перенесение свойств одушевлённых предметов на

неодушевлённые (душа поёт, река играет).

Колокольчики мои,

Цветики степные!

Что глядите на меня,

Тёмно-голубые?

(А.К. Толстой)

Задание 3 1,5 Найдите предложение(-ия), в котором(-ых) средством выразительности речи является олицетворение Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана. «Разрываюсь на части».  Я три тарелки съел. И слышно было до рассвета, как ликовал француз. Руки милой – пара лебедей – в золоте волос моих ныряют. О, как мучительно тобою счастлив я.

Задание 3

1,5

Найдите предложение(-ия), в котором(-ых) средством выразительности речи является олицетворение

  • Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана.
  • «Разрываюсь на части».
  • Я три тарелки съел.
  • И слышно было до рассвета, как ликовал француз.
  • Руки милой – пара лебедей – в золоте волос моих ныряют.
  • О, как мучительно тобою счастлив я.

Метонимия  замена одного слова или выражения другим на основе близости  значений; употребление выражений в переносном смысле. Театр уж полон, ложи блещут  Партер и кресла, всё кипит...   (А.С. Пушкин)

Метонимия

замена одного слова или выражения другим на основе близости

значений; употребление выражений в переносном смысле.

Театр уж полон, ложи блещут

Партер и кресла, всё кипит...

(А.С. Пушкин)

Задание 4 2,4 Найдите метонимию в предложениях : Белеет парус одинокий в тумане моря голубом  Его перо любовью дышит. В сто сорок солнц закат пылал Но тих был наш бивак открытый Миллион казацких шапок высыпал на площадь

Задание 4

2,4

  • Найдите метонимию в предложениях :
  • Белеет парус одинокий в тумане моря голубом
  • Его перо любовью дышит.
  • В сто сорок солнц закат пылал
  • Но тих был наш бивак открытый
  • Миллион казацких шапок высыпал на площадь
Сравнение сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них с помощью другого. с помощью союзов как, будто, подобно и др.  бессоюзные сравнения («Мой дом — моя крепость»). при помощи существительного в творительном падеже: «он ходит гоголем». отрицающие сравнения: «Попытка — не пытка». Виды :

Сравнение

сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один

из них с помощью другого.

  • с помощью союзов как, будто, подобно и др.
  • бессоюзные сравнения («Мой дом — моя крепость»).
  • при помощи существительного в творительном падеже: «он ходит гоголем».
  • отрицающие сравнения: «Попытка — не пытка».

Виды :

Задание 5 1,5 Найдите предложение(-ия), в котором(-ых) средством выразительности речи является сравнение.  1. Под ним струя светлей лазури 2. Воздух дрогнул кругом. 3. Всё спит — и человек, и зверь, и птица. 4. Но чаще занимали страсти умы пустынников моих. 5. Сердце в вас встрепенётся, как птица. 6. Она сняла с себя всё золото и положила в шкатулку.

Задание 5

1,5

Найдите предложение(-ия), в котором(-ых) средством выразительности речи является сравнение.

1. Под ним струя светлей лазури

2. Воздух дрогнул кругом.

3. Всё спит — и человек, и зверь, и птица.

4. Но чаще занимали страсти умы пустынников моих.

5. Сердце в вас встрепенётся, как птица.

6. Она сняла с себя всё золото и положила в шкатулку.

Синекдоха – троп, состоящий в назывании целого через его часть или наоборот. Синекдоха является видом метонимии. В синекдохе употребляется: • часть вместо целого : Все флаги в гости будут к нам ,(А. Пушкин.) Флаги— корабли; • единственное число вместо множественного: И слышно было до рассвета, как ликовал француз (М. Лермонтов.); • множественное число вместо единственного: Мы все глядим в Наполеоны (А. Пушкин.),

Синекдоха

троп, состоящий в назывании целого через его часть или наоборот.

Синекдоха является видом метонимии.

В синекдохе употребляется:

часть вместо целого : Все флаги в гости будут к нам ,(А. Пушкин.)

Флаги— корабли;

единственное число вместо множественного: И слышно было до

рассвета, как ликовал француз (М. Лермонтов.);

множественное число вместо единственного: Мы все глядим в

Наполеоны (А. Пушкин.),

Задание 6 2,4,5 Найдите предложение(-ия), в котором(-ых) средством выразительности речи является синекдоха   Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. 2. Тощая спина рыдающим голосом отражала нападение. 3. Пароход до двенадцати уголь ел и пресную воду пил. 4. Я хочу немного: крышу над головой да кусок хлеба. 5. Только бесшабашная голова могла решиться на такое. 6. Статные осины высоко лепечут над вами.

Задание 6

2,4,5

Найдите предложение(-ия), в котором(-ых) средством выразительности речи является синекдоха

  • Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал.

2. Тощая спина рыдающим голосом отражала нападение.

3. Пароход до двенадцати уголь ел и пресную воду пил.

4. Я хочу немного: крышу над головой да кусок хлеба.

5. Только бесшабашная голова могла решиться на такое.

6. Статные осины высоко лепечут над вами.

Гипербола - художественное преувеличение. И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры,  курьеры... можете представить себе,  тридцать пять тысяч одних курьеров! ( Н. Гоголь «Ревизор»)

Гипербола

- художественное преувеличение.

И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры,

курьеры... можете представить себе,

тридцать пять тысяч одних курьеров!

( Н. Гоголь «Ревизор»)

Задание 7 2,3,6 Найдите предложение(-ия), в котором(-ых) средством выразительности речи является гипербола. 1. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. 2. Сто сорок солнц закат пылал. 3. Одни дома длиною до звёзд, другие до луны.  4. Светились, горели, сияли огромные голубые глаза. 5. Ярём он барщины старинной оброком лёгким заменил. 6. Ветер, ветер — на всем божьем свете.

Задание 7

2,3,6

Найдите предложение(-ия), в котором(-ых) средством выразительности

речи является гипербола.

1. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить.

2. Сто сорок солнц закат пылал.

3. Одни дома длиною до звёзд, другие до луны.

4. Светились, горели, сияли огромные голубые глаза.

5. Ярём он барщины старинной оброком лёгким заменил.

6. Ветер, ветер — на всем божьем свете.

Литота - художественное преуменьшение, смягчение. Ваш шпиц — прелестный шпиц,  не более наперстка! Я гладил всё его; как шёлковая шерстка!  (А. С. Грибоедов «Горе от ума»)

Литота

- художественное преуменьшение, смягчение.

Ваш шпиц — прелестный шпиц,

не более наперстка!

Я гладил всё его; как шёлковая шерстка!

(А. С. Грибоедов «Горе от ума»)

Задание 8 2,5  Найдите предложение(-ия), в котором(-ых) средством выразительности речи является литота. 1.Ну что ж, садись, светило. 2. В доме не было ни крошки хлеба, ни капли воды. 3. Статные осины высоко лепечут над вами. 4. Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость. 5. Мальчик-с-пальчик  6. Может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать.

Задание 8

2,5

Найдите предложение(-ия), в котором(-ых) средством выразительности речи является литота.

1.Ну что ж, садись, светило.

2. В доме не было ни крошки хлеба, ни капли воды.

3. Статные осины высоко лепечут над вами.

4. Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость.

5. Мальчик-с-пальчик

6. Может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать.

Перифраза косвенное упоминание, состоящее в замене наименования предмета его словесной характеристикой, раскрывающей выделяемое свойство. «ночное светило» = «луна»,  «однорукий бандит»= «игральный автомат».

Перифраза

  • косвенное упоминание, состоящее в замене наименования предмета

его словесной характеристикой, раскрывающей выделяемое свойство.

«ночное светило» = «луна»,

«однорукий бандит»= «игральный автомат».

1,2,6 Задание 9 Найдите предложение(-ия), в котором(-ых) средством выразительности речи является перифраза. 1. Своим пенатам возвращенный, Владимир Ленский посетил соседа памятник смиренный. 2. Но чаще занимали страсти умы пустынников моих.  3. О Волга, колыбель моя, любил ли кто тебя, как я? 4. Обеды задавал он отличные. 5. Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг. 6. Свой слог на важный лад настроя, бывало, пламенный творец являл нам своего героя как совершенства образец.

1,2,6

Задание 9

Найдите предложение(-ия), в котором(-ых) средством выразительности речи является перифраза.

1. Своим пенатам возвращенный, Владимир Ленский посетил соседа памятник смиренный.

2. Но чаще занимали страсти умы пустынников моих.

3. О Волга, колыбель моя, любил ли кто тебя, как я?

4. Обеды задавал он отличные.

5. Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг.

6. Свой слог на важный лад настроя, бывало, пламенный творец являл нам своего

героя как совершенства образец.

Фигуры речи  Фигура речи – обобщённое название стилистических приёмов, в которых слово, в отличие от тропов, не обязательно выступает в переносном значении. Фигуры речи — обороты речи, синтаксические построения, используемые для усиления выразительности высказывания

Фигуры речи

Фигура речи – обобщённое название стилистических

приёмов, в которых слово, в отличие от тропов, не

обязательно выступает в переносном значении.

Фигуры речи — обороты речи, синтаксические

построения, используемые для усиления

выразительности высказывания

Антитеза — резкое противопоставление понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.  Они сошлись. Волна и камень,  Стихи и проза, лёд и пламень  Не столь различны меж собой.  (Пушкин А. С. «Евгений Онегин»)

Антитеза

резкое противопоставление понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лёд и пламень

Не столь различны меж собой.

(Пушкин А. С. «Евгений Онегин»)

2  Задание 10 Найдите предложение(-ия), в котором(-ых) фигурой речи является антитеза .  Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид. Ты богат, я очень беден. Ты прозаик, я поэт. Ярём он барщины старинной оброком лёгким заменил. Сметливость его и тонкость чутья меня поразили.

2

Задание 10

Найдите предложение(-ия), в котором(-ых) фигурой речи является антитеза .

  • Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и

получают свой особенный, самобытный, ни с чем не

сходный вид.

  • Ты богат, я очень беден. Ты прозаик, я поэт.
  • Ярём он барщины старинной оброком лёгким заменил.
  • Сметливость его и тонкость чутья меня поразили.
Риторический вопрос — вопрос, ответ на который заранее известен.    Могу ль узреть во блеске новом  Мечты увядшей красоту?  Могу ль опять одеть покровом  Знакомой жизни наготу?

Риторический вопрос

вопрос, ответ на который заранее известен.

Могу ль узреть во блеске новом

Мечты увядшей красоту?

Могу ль опять одеть покровом

Знакомой жизни наготу?

Риторическое восклицание — восклицание, передающее различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость.  Какое лето, что за лето!  Да это просто колдовство   (Ф. Тютчев)

Риторическое восклицание

восклицание, передающее различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость.

Какое лето, что за лето!

Да это просто колдовство

(Ф. Тютчев)

Риторическое обращение — высказывание в форме обращения, адресованное какому-либо лицу или предмету.   А вы, надменные потомки  Известной подлостью прославленных отцов,  Пятою рабскою поправшие обломки  Игрою счастия обиженных рабов!  (М. Ю. Лермонтов )

Риторическое обращение

высказывание в форме обращения, адресованное какому-либо лицу или предмету.

А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов,

Пятою рабскою поправшие обломки

Игрою счастия обиженных рабов!

(М. Ю. Лермонтов )

Задание 11 Установите соответствия Риторическое обращение Орлам случается и ниже кур спускаться, Но курам никогда до облак не подняться! Риторическое восклицание Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном. Риторический вопрос О Волга! После многих лет/Я вновь принес тебе привет. Риторическое обращение 1.Риторическое восклицание 2.Риторический вопрос 3.Риторическое обращение Риторическое восклицание Риторический вопрос

Задание 11

Установите соответствия

Риторическое обращение

  • Орлам случается и ниже кур спускаться, Но курам никогда до облак не подняться! Риторическое восклицание
  • Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном. Риторический вопрос
  • О Волга! После многих лет/Я вновь принес тебе привет. Риторическое обращение

1.Риторическое восклицание

2.Риторический вопрос

3.Риторическое обращение

Риторическое восклицание

Риторический вопрос

Инверсия — изменение прямого порядка слов или словосочетаний в предложении.   Под вечер, осенью ненастной,  В далёких дева шла местах…  (Пушкин А. С.)

Инверсия

изменение прямого порядка слов или словосочетаний в предложении.

Под вечер, осенью ненастной,

В далёких дева шла местах…

(Пушкин А. С.)

1,4,5 Задание 12 Найдите предложение(-ия), в котором(-ых) фигурой речи является инверсия . Белеет парус одинокий в тумане моря голубом  Светились, горели, сияли огромные голубые глаза. Смотрю в века, живу в минутах.  Тут сгорел мой приятель со стыда. Сметливость его и тонкость чутья меня поразили.

1,4,5

Задание 12

Найдите предложение(-ия), в котором(-ых) фигурой речи является инверсия .

  • Белеет парус одинокий в тумане моря голубом
  • Светились, горели, сияли огромные голубые глаза.
  • Смотрю в века, живу в минутах.
  • Тут сгорел мой приятель со стыда.
  • Сметливость его и тонкость чутья меня поразили.

Многосоюзие — намеренное увеличение количества союзов в предложении для замедления действия.   Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность. (Короленко В. Г.)

Многосоюзие

намеренное увеличение количества союзов в предложении для замедления действия.

Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.

(Короленко В. Г.)

1,5 Задание 13 Найдите предложение(-ия), в котором(-ых) фигурой речи является многосоюзие . И чист, и тих, и ясен свод небес. Эти бедные селенья, эта скудная природа— край родной долготерпенья, край ты русского народа. И невозможное возможно, дорога долгая легка. Сметливость его и тонкость чутья меня поразили. Бывало, с самого раннего утра убегаю или на пруд, или в рощу, или на сенокос, или к жнецам.

1,5

Задание 13

Найдите предложение(-ия), в котором(-ых) фигурой речи является многосоюзие .

  • И чист, и тих, и ясен свод небес.
  • Эти бедные селенья, эта скудная природа— край родной долготерпенья, край ты русского народа.
  • И невозможное возможно, дорога долгая легка.
  • Сметливость его и тонкость чутья меня поразили.
  • Бывало, с самого раннего утра убегаю или на пруд, или в рощу, или на сенокос, или к жнецам.
Бессоюзие — построение речи, при котором союзы, соединяющие слова, опущены.    Мелькают мимо будки, бабы,  Мальчишки, лавки, фонари,  Дворцы, сады, монастыри,  Бухарцы, сани, огороды…  (А. С. Пушкин.)

Бессоюзие

построение речи, при котором союзы, соединяющие слова, опущены.

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды…

(А. С. Пушкин.)

2,4 Задание 14 Найдите предложение(-ия), в котором(-ых) фигурой речи является бессоюзие . В сырость, в непогодь щепа, омытая дождём, светится. И вечером. И ночью. Шёпот. Робкое дыханье. Трели соловья… То, как зверь она завоет, то заплачет, как дитя. Швед, русский–колет, рубит, режет.

2,4

Задание 14

Найдите предложение(-ия), в котором(-ых) фигурой речи является бессоюзие .

  • В сырость, в непогодь щепа, омытая дождём, светится. И вечером. И ночью.
  • Шёпот. Робкое дыханье. Трели соловья…
  • То, как зверь она завоет, то заплачет, как дитя.
  • Швед, русский–колет, рубит, режет.
Параллелизм — расположение тождественных или сходных по грамматической и семантической структуре элементов речи в смежных частях текста.   Твой ум глубок, что море,  Твой дух высок, что горы.  (Брюсов В.)

Параллелизм

расположение тождественных или сходных по грамматической и семантической структуре элементов речи в смежных частях текста.

Твой ум глубок, что море,

Твой дух высок, что горы.

(Брюсов В.)

3,4 Задание 15 Найдите предложение(-ия), в котором(-ых) фигурой речи является параллелизм . Путь этот — светы и мраки, посвист разбойный в полях. Я знал красавиц недоступных, холодных, чистых, как зима, неумолимых, неподкупных, непостижимых для ума.  Молятся звёзды, мерцают и рдеют, молится месяц, плывя по лазури, лёгкие тучки, свиваясь, не смеют с тёмной земли к ним притягивать бури.  Гляжу на будущность с боязнью, гляжу на прошлое с тоской.

3,4

Задание 15

Найдите предложение(-ия), в котором(-ых) фигурой речи является параллелизм .

  • Путь этот — светы и мраки, посвист разбойный в полях.
  • Я знал красавиц недоступных, холодных, чистых, как зима, неумолимых, неподкупных, непостижимых для ума.
  • Молятся звёзды, мерцают и рдеют, молится месяц, плывя по лазури, лёгкие тучки, свиваясь, не смеют с тёмной земли к ним притягивать бури.
  • Гляжу на будущность с боязнью, гляжу на прошлое с тоской.
Парцелляция — вынесение частей предложения в отдельные предложения.   И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь.  (П. Г. Антокольский)

Парцелляция

вынесение частей предложения в отдельные предложения.

И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь.

(П. Г. Антокольский)

1,3 Задание 16 Найдите предложение(-ия), в котором(-ых) фигурой речи является парцелляция . Домой я пришла под утро. Усталая.  Мне бы хотелось знать, отчего я титуляр- ный советник? Почему именно титулярный советник?  Начались будни, рабочие, трудовые. По выполнению плана. По улучшению графика движения поездов. Люблю тебя, Петра творенье, // Люблю твой строгий, стройный вид…

1,3

Задание 16

Найдите предложение(-ия), в котором(-ых) фигурой речи является парцелляция .

  • Домой я пришла под утро. Усталая.
  • Мне бы хотелось знать, отчего я титуляр- ный советник? Почему именно титулярный советник?
  • Начались будни, рабочие, трудовые. По выполнению плана. По улучшению графика движения поездов.
  • Люблю тебя, Петра творенье, // Люблю твой строгий, стройный вид…
Анафора — вид рефрена, повторение начальных частей двух и более самостоятельных отрезков речи.  Черноглазую девицу,  Черногривого коня.  (Лермонтов М. Ю)

Анафора

вид рефрена, повторение начальных частей двух и более самостоятельных отрезков речи.

Черноглазую девицу,

Черногривого коня.

(Лермонтов М. Ю)

1,4 Задание 17 Найдите предложение(-ия), в котором(-ых) фигурой речи является анафора . Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын, как русский, сильно, пламенно и нежно! Светились, горели, сияли огромные голубые глаза. Люблю тебя, Петра творенье, // Люблю твой строгий, стройный вид…

1,4

Задание 17

Найдите предложение(-ия), в котором(-ых) фигурой речи является анафора .

  • Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза.
  • Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын, как русский, сильно, пламенно и нежно!
  • Светились, горели, сияли огромные голубые глаза.
  • Люблю тебя, Петра творенье, // Люблю твой строгий, стройный вид…
Эпифора — вид рефрена, повторение одних и тех же слов в конце смежных отрезков речи.    Струится нетихнущий дождь,  Томительный дождь  (Брюсов В.)

Эпифора

вид рефрена, повторение одних и тех же слов в конце смежных отрезков речи.

Струится нетихнущий дождь,

Томительный дождь

(Брюсов В.)

2 Задание 18 Найдите предложение(-ия), в котором(-ых) фигурой речи является эпифора . Люблю тебя, Петра творенье, // Люблю твой строгий, стройный вид… Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? Лениво дышит полдень мглистый, лениво катится река, и в тверди пламенной и чистой лениво тают облака.

2

Задание 18

Найдите предложение(-ия), в котором(-ых) фигурой речи является эпифора .

  • Люблю тебя, Петра творенье, // Люблю твой строгий, стройный вид…
  • Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?
  • Лениво дышит полдень мглистый, лениво катится река, и в тверди пламенной и чистой лениво тают облака.
Градация — вид рефрена, развертывание слов в синонимический ряд так, что интенсивность значения каждого последующего члена ряда нарастает или убывает.   И где ж Мазепа? где злодей?  Куда бежал Иуда в страхе?  (А. С. Пушкин.)

Градация

вид рефрена, развертывание слов в синонимический ряд так, что интенсивность значения каждого последующего члена ряда нарастает или убывает.

И где ж Мазепа? где злодей?

Куда бежал Иуда в страхе?

(А. С. Пушкин.)

2,3 Задание 19 Найдите предложение(-ия), в котором(-ых) фигурой речи является градация . Кто создан из камня, кто создан из глины, — а я серебрюсь и сверкаю. И всё где-то что-то шуршало, ползло, пробиралось Я знал красавиц недоступных, холодных, чистых, как зима, неумолимых, неподкупных, непостижимых для ума. Он над туча ми смеется, он от радости рыдает!

2,3

Задание 19

Найдите предложение(-ия), в котором(-ых) фигурой речи является градация .

  • Кто создан из камня, кто создан из глины, — а я серебрюсь и сверкаю.
  • И всё где-то что-то шуршало, ползло, пробиралось
  • Я знал красавиц недоступных, холодных, чистых, как зима, неумолимых, неподкупных, непостижимых для ума.
  • Он над туча ми смеется, он от радости рыдает!
Эпонафора — вид рефрена, повтор слов на стыке предложений.   О весна, без конца и без края.  Без конца и без края весна.  (М. Цветаева)

Эпонафора

вид рефрена, повтор слов на стыке предложений.

О весна, без конца и без края.

Без конца и без края весна.

(М. Цветаева)

1,4 Задание 20 Найдите предложение(-ия), в котором(-ых) фигурой речи является эпонафора. Сидел я под клёном и думал, // И думал о прошлых годах  Черноглазую девицу,// Черногривого коня! Эти бедные селенья, эта скудная природа— край родной долготерпенья, край ты русского народа. И всё твоё – от неизбежного. От неизбежного твоя печаль

1,4

Задание 20

Найдите предложение(-ия), в котором(-ых) фигурой речи является эпонафора.

  • Сидел я под клёном и думал, // И думал о прошлых годах
  • Черноглазую девицу,// Черногривого коня!
  • Эти бедные селенья, эта скудная природа— край родной долготерпенья, край ты русского народа.
  • И всё твоё – от неизбежного. От неизбежного твоя печаль
Оксюморон -Стилистическая фигура, в которой сочетаются обычно несовместимые понятия, слова со взаимоисключающими значениями   Таинственно шумит  лесная тишина.  (И.Бунин)

Оксюморон

-Стилистическая фигура, в которой сочетаются обычно несовместимые понятия, слова со взаимоисключающими значениями

Таинственно шумит

лесная тишина.

(И.Бунин)

2,3 Задание 21 Найдите предложение(-ия), в котором(-ых) фигурой речи является оксюморон. Не напрасно дули ветры, // Не напрасно шла гроза Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг. Драма Л . Н. Толстого «Живой труп» произвела на меня большое впечатление.  Сметливость его и тонкость чутья меня поразили.

2,3

Задание 21

Найдите предложение(-ия), в котором(-ых) фигурой речи является оксюморон.

  • Не напрасно дули ветры, // Не напрасно шла гроза
  • Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг.
  • Драма Л . Н. Толстого «Живой труп» произвела на меня большое впечатление.
  • Сметливость его и тонкость чутья меня поразили.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!