СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Речевая практика» составлена в соответствии с Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат» на 2019-2020 учебный год;
Основой для разработки рабочей программы является авторская программа А.К. Аксёновой, С.В. Комаровой, Э.В. Якубовской «Русский язык», из сборника программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 0-4 классов под редакцией И.М. Бгажноковой – М.: Просвещение, 2011. Данная программа допущена Министерством образования и науки Российской Федерации. В школе-интернате имеются учебники и учебно – методические пособия для реализации данной программы.
Введение в программу «Русский язык» раздела «Устная речь» обусловлено несовершенством речевой практики детей с нарушением интеллекта, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные нормы коммуникации.
Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами учебного предмета в соответствии с его целями.
Программа по речевой практике направлена на овладение обучающимися младших классов языком через организацию общения и предполагает всестороннее развитие личности, учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Программа основана на принципах коммуникативного подхода к развитию речи детей с интеллектуальными нарушениями.
Цель предмета: развитие речевой коммуникации обучающихся, способствующей использованию ими вербальных и невербальных средств общения с окружающими людьми в различных ситуациях.
Задачи:
Наряду с формированием и развитием активной речевой практики обучающихся в условиях специально организованных речевых ситуаций предмет имеет коррекционную направленность:
Программа состоит из подразделов: «Аудирование», «Дикция и выразительность речи», «Подготовка речевой ситуации и организация высказывания», «Культура общения», материал которых постепенно расширяется и усложняется. Концентрическое расположение материала создаёт условия для постоянного повторения пройденного и отработки необходимых умений.
После изложения программного материала в конце каждого класса обозначены требования к умениям обучающихся. Разграничиваются умения, которыми обучающиеся могут овладеть и самостоятельно применять в учебной и практической деятельности (достаточный уровень), и умения которые в силу объективных причин не могут быть полностью сформированы, но очень важны с точки зрения их практической значимости (минимальный уровень). В этой связи некоторые задания выполняются с помощью учителя, с опорой на различные виды наглядности.
Программа адресована обучающимся 2 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Срок реализации рабочей программы по речевой практике – 1 год.
Общая характеристика учебного предмета
Предмет «Речевая практика» является ведущим, так как от его усвоения зависит успешность обучения по всем школьным предметам.
В результате изучения предмета обучающиеся научатся принимать и понимать инструкцию, использовать речь в зависимости от ситуации; связно излагать свои мысли, адекватно пользоваться правилами речевого этикета.
Во 2 классе обучение ориентировано на развитие у обучающихся способности общаться с людьми в различных ситуациях.
Задачи:
Практическая направленность предмета заключается в формировании умения налаживать деловые и межличностные контакты через систему разнообразных упражнений. Основу составляют упражнения в развитии коммуникативных умений, формируемых на базе элементарных знаний о закономерностях построения высказывания. Большая часть времени отводится активной речевой практике учащихся, протекающей в условиях специально созданных речевых ситуаций на темы, связанные с жизнью детей.
Аудирование. Предполагает развитие у обучающихся способностей воспринимать и понимать обращенную к ним речь, выработку навыков четкости произношения и эмоциональной выразительности. В содержание работы включены упражнения на слушание речи, записанной на магнитофон. Они помогают обучающимся понимать запись информации на автоответчике в справочной службе, речь дикторов. Обучающиеся под руководством учителя «проигрывают» речевые ситуации в соответствии с лексической темой, учатся отчетливо произносить слоги, слова, чистоговорки, стихотворения; тренируются в практическом использовании мимики и жестов в процессе речевого общения, так как они привлекают собеседника к процессу коммуникации; тренируются в практическом различении интонационных средств выразительности – силы голоса, темпа, тона речи. Материал раздела реализуется на каждом уроке в виде самостоятельных тренировочных упражнений, а так же сопровождает задания других разделов.
Дикция и выразительность речи. Ведется работа по совершенствованию невербальных компонентов речи обучающихся. Основные темы раздела «Сила голоса», «Темп речи», «Интонация», «Мимика и жесты» соответствуют основной теме урока и являются предметом отдельного разговора на нем. Для работы над каждой темой отводится несколько уроков, как в начале четверти, так и в течение её. На этих уроках идет знакомство и тренировка в использовании того или иного средства выразительности, а во время работы над речевой ситуацией проводится закрепление полученных интонационных или мимических умений.
Подготовка к речевой ситуации и организация высказывания является ведущим разделом. На уроках обучающиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные речевые ситуации, моделируя различные варианты речевого поведения. Продуцирование обучающимися связного высказывания опирается на использование наглядного материала в виде мелового рисунка на доске, картинно – символического плана к предложению текста, картинного плана.
Культура общения предполагает формирование у обучающих знаний основ речевого этикета и умений соблюдать их в определенной ситуации общения. Его содержание реализуется в процессе работы над речевыми ситуациями.
Основной формой организации обучения является урок.
Урок строится на основе темы, выбранной для создания речевой ситуации, и параллельно отрабатываются темы из других разделов.
Процесс обучения предполагает использование следующих методов, типов уроков, форм проведения уроков и элементов образовательных технологий:
а) общепедагогические методы:
б) специальные методы коррекционно – развивающего обучения:
Основные типы уроков:
Нетрадиционные формы уроков:
Виды и формы организации работы на уроке:
Элементы образовательных технологий:
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Речевая практика» входит в образовательную область «Язык и речевая практика». В соответствии с Учебным планом ГБОУ «Новобрянская С(К)ОШИ» рабочая программа во 2 классе рассчитана на 66 ч. в год (2ч. в неделю)
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам.
Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
Предметные результаты по учебному предмету «Речевая практика» на конец обучения во 2 классе:
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный уровень: |
Достаточный уровень: |
Обучающиеся научатся:
|
Получат возможность научиться:
|
Формирование базовых учебных действий
Личностные базовые учебные действия:
У обучающихся будут сформированы:
Регулятивные базовые учебные действия:
Обучающиеся научатся:
Познавательные базовые учебные действия:
Обучающиеся научатся:
Коммуникативные базовые учебные действия:
Обучающиеся научатся:
Содержание учебного предмета
Аудирование.
Слушание, запоминание и отчётливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (3 слога, 2-3 слова).
Слушание и повторение слов, близких по звучанию: букет – пакет, удочка – уточка, гладит – глядит и др. (с опорой на наглядные средства).
Выполнение действий с предлогами: в – на, у – за, над – под, с – на, к – от и др., например: «Положи книгу на парту», «Положи книгу в парту», «Встань у парты», «Зайди за парту», «Подержи руку над партой, а теперь – под партой» и т. д.
Выполнение движений или заданий по словесной двучленной инструкции учителя с последующим речевым отчетом о действии («Что ты делал?»).
Прослушивание и выполнение заданий, записанных на магнитофоне, например: «Наташа, подойди к доске и напиши своё имя», «Миша, выйди к доске и допиши ее фамилию», «Лена, иди к доске и на следующей строчке запиши своё имя и свою фамилию» и т. д.
Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений, содержащих слова-«родственники» или слова, обозначающие функционально сходные предметы: Миша сделал маленькую табуретку. Коля сделал маленькую скамейку; Дети слепили во дворе снеговичка. Дети вылепили во дворе снегурочку.
Дикция и выразительность речи.
Упражнения на подвижность органов речевого аппарата (игровые приёмы). Заучивание чистоговорок, четверостиший с голоса учителя, отчётливое и выразительное их произнесение.
Дыхательные упражнения: посчитать Егорок на горке (сначала на одном выдохе – два Егорки, потом – три): Как на горке, на пригорке стояли 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т. д.
Пение слогов и слов на мотивы знакомых детских песен. Громкая, тихая и шепотная речь. Индивидуальные и хоровые упражнения с использованием силы голоса в различных речевых ситуациях.
Быстрая и медленная речь. Упражнения в использовании нормального темпа речи.
Помощники устной речи (мимика и жесты) в тренировочных упражнениях в связи с речевой ситуацией, являющейся темой урока. Выражение лица: весёлое, грустное, удивлённое, сердитое.
Практическое использование в речевых ситуациях соответствующего тона голоса: приветливого, вежливого, грубого, испуганного, сердитого.
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания
Лексические темы: «Школьная жизнь», «Игры детей», «Играем в сказку», «Я дома», «Я за порогом дома», «Мои товарищи в школе», «Любимое занятие», «Мир природы».
Примерная тематика речевых ситуаций: «Добро пожаловать!», «В школьной столовой», «Готовим новогодний праздник», «Я поздравляю тебя!»; «Истории о лете»; «Красная шапочка», «Три медведя», «Три поросёнка»; «С Днём рождения!», «Алло! Алло!»; «Расскажи мне о школе», «Дежурство»,
«Я записался в кружок»; «У меня есть щенок».
Выявление представлений детей по теме ситуации с опорой на наглядный материал.
Называние детьми предметов и различных действий с ними (по теме ситуации). Характеристика признаков данных предметов: величина, цвет, форма, вкус, материал и др. Узнавание предметов по их частям или по признакам: маленький, серенький, пушистый, с беленькими лапками и беленьким кончиком хвоста.
Совершенствование умения участвовать в вопросно-ответных диалогах: Какая лиса? – Хитрая. – А заяц? -Трусливый. – А петух какой? – Смелый. – Кто тебе больше всех понравился?» – …
Составление разных по содержанию предложений по определённой теме с опорой на заданную синтаксическую конструкцию, например, тема «Любимое занятие», наглядный материал по теме, заданная синтаксическая конструкция: Брат любит собирать марки (Маша любит читать книги. Вася любит смотреть телевизор).
Рассматривание атрибутов к ролевой игре, выбор роли и атрибутов к ней. Использование новых слов и предложений в ролевой игре.
Коллективное составление рассказа.
Культура общения
Выражение благодарности. «Вежливые» слова. Расширение слов для приветствия и прощания: доброе утро, добрый день, добрый вечер, доброй ночи.
Адекватное использование тона голоса, мимики и жестов в различных речевых ситуациях.
Внимание к собеседнику. Поведение собеседников в ходе диалога. Тренировочные упражнения на готовом текстовом материале.
Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов основана на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
В течение первого полугодия II-го класса используется качественная оценка, направленная на поощрение и стимулирование работы обучающегося без фиксирования балльной отметкой в Классном журнале. В это время контроль знаний, умений и навыков осуществляется через мониторинговые исследования по всем предметам с целью выявления уровня сформированности предметных результатов. Во 2 классе проводится мониторинг в начале года (вводный), в конце 1 полугодия, а также итоговый (по результатам промежуточной аттестации обучающихся) в форме творческой работы. Данные мониторинга заносятся в диагностическую карту обучающегося, выявляется динамика формирования знаний, умений и навыков по предмету.
Со второго полугодия 2 класса осуществляется текущий и итоговый контроль знаний, умений и навыков обучающихся с фиксированием отметки в журнале.
Текущая проверка знаний, умений, навыков.
Цель проведения: проверка уровня усвоения изучаемого материала, обнаружение пробелов в знаниях отдельных обучающихся, принятие мер к устранению этих пробелов, предупреждение неуспеваемости.
Текущая проверка по речевой практике проводится в следующих формах:
- устный опрос (индивидуальный, фронтальный);
- творческие работы.
Итоговый контроль проводится в конце года в форме творческой работы.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:
чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).
Оценивание носит условный характер и учитывает специфику структуры речевого и интеллектуального дефекта обучающихся, определяющую степень овладения учебным материалом по предмету. Оценивание происходит по результатам их индивидуальной и фронтальной работы, при этом также учитывается не конечный результат работы, а результат ребенка в речевых умениях на данный момент, мотивируется любая его попытка участвовать в общении.
В оценочной деятельности результаты, продемонстрированные учеником в ходе выполнения творческих работ и тестах, соотносятся с оценками:
- «очень хорошо» (отлично), если обучающиеся верно выполняют свыше 65% заданий;
- «хорошо» - от 51% до 65% заданий;
- удовлетворительно» (зачёт) - от 35% до 50% заданий.
При оценке предметных результатов используется традиционная система отметок по 5-балльной шкале: (минимальный балл – 2, максимальный балл – 5), притом
2 балла «плохо», обучающийся не приступал к выполнению задания
3 балла «удовлетворительно», если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
4 балла «хорошо» - от 51% до 65% заданий;
5 баллов «очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
При оценке устных ответов во внимание принимаются: правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; полнота ответа; умение практически применять свои знания; последовательность изложения и речевое оформление ответа.
«5» - ставится ученику, если он обнаруживает усвоение речевого материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; отвечает на вопросы и осуществляет элементарный пересказ с сохранением логики изложения с использованием минимальной помощи в виде вопросов учителя или наглядности.
«4» - ставится, если ученик даёт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но при наличии специфических ошибок, связанных с грубым нарушением речевой деятельности; допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но продуктивно использует помощь учителя; способен воспроизвести предложенный материал.
«3» - ставится, в случае невозможности самостоятельного речевого продуцирования, фрагментарности и неточности в восприятии речевого материала; в ответах на вопросы и при рассказе искажает основной смысл, использует помощь учителя недостаточно продуктивно и при наличии многократного обучения.
«2» - неудовлетворительно ставить нецелесообразно из-за специфики интеллектуального дефекта и особенностей речевого развития обучающихся.
При оценке итоговых предметных результатов из всего спектра оценок выбираются такие, которые стимулируют учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывают положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
Тематическое планирование
</
№ |
Наименование разделов и тем
|
Основные виды учебной деятельности |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Школьная жизнь. 6 часов |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. |
Добро пожаловать!
|
Беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций, выбор картинки, соответствующей предложению, повторение предложений за учителем, составление предложений, ответы на вопросы. Тренировочные упражнения в использовании приветливого выражения лица, произнесении реплик приветливым тоном. Конструирование диалогов на основе иллюстраций. Ролевые игры по теме. Составление рассказа «1 сентября» с опорой на картинный план |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. |
Игра «Приветствие»
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. |
Общее настроение ситуации
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. |
Моделирование мини - диалогов
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. |
Составление рассказа «День знаний» |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. |
Беседа «Праздник школы» |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Истории о лете. 6 часов |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. |
Истории о лете
|
Отгадывание загадки; беседа по картинке; работа с условно-графическими изображениями. Разучивание считалки; игры «Рассказ по кругу», «Дополни предложение», «Копилка вопросов». Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе, о правилах поведения. Учить выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов. Уметь правильно обращаться к незнакомому человеку. Приветствовать взрослых и ровесников |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. |
Игра «Рассказ по кругу»
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. |
Составление предложений о лете
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10. |
Дополнение предложений с опорой на картинки
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11. |
Истории о прошедшем лете
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12. |
Игра «Копилка вопросов»
Просмотр содержимого документа
|
«Рассмотрено»
на заседании методического объединения протокол №________ от________________
| «Согласовано»
Зам. директора по НМР _______ Е.Г. Сапожникова от___________________ | «Утверждено»
Директор школы _________С.О. Будаев от_________________ |
Адаптированная рабочая программа
Предмет: Речевая практика
Класс: 2
Учебный год: 2019-2020
Учитель: Финаева Ольга Сергеевна
Квалификационная категория: первая
с.Новая Брянь
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Речевая практика» составлена в соответствии с Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат» на 2019-2020 учебный год;
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 – «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Учебный план АООП (вариант 2) на 2019-2020 учебный год ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат»
СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Основой для разработки рабочей программы является авторская программа А.К. Аксёновой, С.В. Комаровой, Э.В. Якубовской «Русский язык», из сборника программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 0-4 классов под редакцией И.М. Бгажноковой – М.: Просвещение, 2011. Данная программа допущена Министерством образования и науки Российской Федерации. В школе-интернате имеются учебники и учебно – методические пособия для реализации данной программы.
Введение в программу «Русский язык» раздела «Устная речь» обусловлено несовершенством речевой практики детей с нарушением интеллекта, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные нормы коммуникации.
Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами учебного предмета в соответствии с его целями.
Программа по речевой практике направлена на овладение обучающимися младших классов языком через организацию общения и предполагает всестороннее развитие личности, учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Программа основана на принципах коммуникативного подхода к развитию речи детей с интеллектуальными нарушениями.
Цель предмета: развитие речевой коммуникации обучающихся, способствующей использованию ими вербальных и невербальных средств общения с окружающими людьми в различных ситуациях.
Задачи:
Совершенствование речевого опыта обучающихся.
Обогащение языковой базы устных высказываний обучающихся.
Формирование выразительной стороны речи.
Развитие у обучающихся умений строить устные связные высказывания.
Воспитание культуры речевого общения.
Наряду с формированием и развитием активной речевой практики обучающихся в условиях специально организованных речевых ситуаций предмет имеет коррекционную направленность:
Коррекция речи:
исправление недостатков произношения;
преодоление речевой замкнутости;
активизация и пополнение словарного запаса.
Совершенствование движений и сенсомоторное развитие:
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
развитие зрительной памяти и внимания;
развитие слухового внимания и памяти.
Развитие основных мыслительных операций:
умение работать со словесной инструкцией;
умение планировать деятельность;
умение систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения;
умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями.
Развитие различных видов мышления:
развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления;
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.
Программа состоит из подразделов: «Аудирование», «Дикция и выразительность речи», «Подготовка речевой ситуации и организация высказывания», «Культура общения», материал которых постепенно расширяется и усложняется. Концентрическое расположение материала создаёт условия для постоянного повторения пройденного и отработки необходимых умений.
После изложения программного материала в конце каждого класса обозначены требования к умениям обучающихся. Разграничиваются умения, которыми обучающиеся могут овладеть и самостоятельно применять в учебной и практической деятельности (достаточный уровень), и умения которые в силу объективных причин не могут быть полностью сформированы, но очень важны с точки зрения их практической значимости (минимальный уровень). В этой связи некоторые задания выполняются с помощью учителя, с опорой на различные виды наглядности.
Программа адресована обучающимся 2 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Срок реализации рабочей программы по речевой практике – 1 год.
Общая характеристика учебного предмета
Предмет «Речевая практика» является ведущим, так как от его усвоения зависит успешность обучения по всем школьным предметам.
В результате изучения предмета обучающиеся научатся принимать и понимать инструкцию, использовать речь в зависимости от ситуации; связно излагать свои мысли, адекватно пользоваться правилами речевого этикета.
Во 2 классе обучение ориентировано на развитие у обучающихся способности общаться с людьми в различных ситуациях.
Задачи:
расширение представлений обучающихся о способах коммуникации;
совершенствование диалогических умений, в частности умения участвовать в контекстном диалоге;
развитие умения составлять связные высказывания с опорой на план;
развитие интонационных и жестово – мимических умений.
Практическая направленность предмета заключается в формировании умения налаживать деловые и межличностные контакты через систему разнообразных упражнений. Основу составляют упражнения в развитии коммуникативных умений, формируемых на базе элементарных знаний о закономерностях построения высказывания. Большая часть времени отводится активной речевой практике учащихся, протекающей в условиях специально созданных речевых ситуаций на темы, связанные с жизнью детей.
Аудирование. Предполагает развитие у обучающихся способностей воспринимать и понимать обращенную к ним речь, выработку навыков четкости произношения и эмоциональной выразительности. В содержание работы включены упражнения на слушание речи, записанной на магнитофон. Они помогают обучающимся понимать запись информации на автоответчике в справочной службе, речь дикторов. Обучающиеся под руководством учителя «проигрывают» речевые ситуации в соответствии с лексической темой, учатся отчетливо произносить слоги, слова, чистоговорки, стихотворения; тренируются в практическом использовании мимики и жестов в процессе речевого общения, так как они привлекают собеседника к процессу коммуникации; тренируются в практическом различении интонационных средств выразительности – силы голоса, темпа, тона речи. Материал раздела реализуется на каждом уроке в виде самостоятельных тренировочных упражнений, а так же сопровождает задания других разделов.
Дикция и выразительность речи. Ведется работа по совершенствованию невербальных компонентов речи обучающихся. Основные темы раздела «Сила голоса», «Темп речи», «Интонация», «Мимика и жесты» соответствуют основной теме урока и являются предметом отдельного разговора на нем. Для работы над каждой темой отводится несколько уроков, как в начале четверти, так и в течение её. На этих уроках идет знакомство и тренировка в использовании того или иного средства выразительности, а во время работы над речевой ситуацией проводится закрепление полученных интонационных или мимических умений.
Подготовка к речевой ситуации и организация высказывания является ведущим разделом. На уроках обучающиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные речевые ситуации, моделируя различные варианты речевого поведения. Продуцирование обучающимися связного высказывания опирается на использование наглядного материала в виде мелового рисунка на доске, картинно – символического плана к предложению текста, картинного плана.
Культура общения предполагает формирование у обучающих знаний основ речевого этикета и умений соблюдать их в определенной ситуации общения. Его содержание реализуется в процессе работы над речевыми ситуациями.
Основной формой организации обучения является урок.
Урок строится на основе темы, выбранной для создания речевой ситуации, и параллельно отрабатываются темы из других разделов.
Процесс обучения предполагает использование следующих методов, типов уроков, форм проведения уроков и элементов образовательных технологий:
а) общепедагогические методы:
словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником;
наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;
практические – упражнения, игры, моделирование ситуаций.
б) специальные методы коррекционно – развивающего обучения:
задания по степени нарастающей трудности;
метод самостоятельной обработки информации;
специальные коррекционные упражнения;
задания с опорой на несколько анализаторов;
развёрнутая словесная оценка;
призы, поощрения.
Основные типы уроков:
урок изучения нового материала;
урок закрепления и применения знаний;
урок обобщающего повторения и систематизации знаний;
урок контроля знаний и умений;
комбинированный.
Нетрадиционные формы уроков:
интегрированный;
урок-игра;
урок – драматизация;
урок - спектакль
Виды и формы организации работы на уроке:
коллективная;
фронтальная;
групповая;
индивидуальная работа;
работа в парах.
Элементы образовательных технологий:
здоровьесберегающая технология ;
технология игрового обучения;
информационно-коммуникационные технологии;
технология проблемного обучения.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Речевая практика» входит в образовательную область «Язык и речевая практика». В соответствии с Учебным планом ГБОУ «Новобрянская С(К)ОШИ» рабочая программа во 2 классе рассчитана на 66 ч. в год (2ч. в неделю)
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам.
Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
представления о праздниках — личных и государственных, связанных с историей страны;
практическое осмысление и принятие различных социальных ролей (ученик, сын (дочь), воспитанник, одноклассник и др.);
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через знакомство с нормами этикета и правилами культурного поведения;
овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 2-го года обучения);
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни (в рамках предметных результатов 2-го года обучения).
Предметные результаты по учебному предмету «Речевая практика» на конец обучения во 2 классе:
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный уровень: | Достаточный уровень: |
Обучающиеся научатся: выполнять задания по словесной инструкции, данной учителем; называть предметы и действия, соотносить их с картинками; правильно выражать просьбы, используя «вежливые» слова; адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и прощании; называть своё имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников; участвовать в ролевых играх(пассивно или с ограниченными речевыми средствами). | Получат возможность научиться: выполнять различные задания по словесной инструкции учителя; использовать громкую и шепотную речь, менять темп и тон речи по указанию учителя и в зависимости от ситуации; участвовать в ролевых играх, внимательно слушать собеседника, задавать вопросы и отвечать; правильно выражать просьбы, используя «вежливые» слова; здороваться и прощаться, используя соответствующие выражения; называть домашний адрес, имена и отчества учителей и воспитателей, имена ближайших родственников. |
Формирование базовых учебных действий
Личностные базовые учебные действия:
У обучающихся будут сформированы:
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
сознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Регулятивные базовые учебные действия:
Обучающиеся научатся:
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов (способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью);
Познавательные базовые учебные действия:
Обучающиеся научатся:
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
устанавливать видо - родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
читать;
писать;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.
Коммуникативные базовые учебные действия:
Обучающиеся научатся:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
Содержание учебного предмета
Аудирование.
Слушание, запоминание и отчётливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (3 слога, 2-3 слова).
Слушание и повторение слов, близких по звучанию: букет – пакет, удочка – уточка, гладит – глядит и др. (с опорой на наглядные средства).
Выполнение действий с предлогами: в – на, у – за, над – под, с – на, к – от и др., например: «Положи книгу на парту», «Положи книгу в парту», «Встань у парты», «Зайди за парту», «Подержи руку над партой, а теперь – под партой» и т. д.
Выполнение движений или заданий по словесной двучленной инструкции учителя с последующим речевым отчетом о действии («Что ты делал?»).
Прослушивание и выполнение заданий, записанных на магнитофоне, например: «Наташа, подойди к доске и напиши своё имя», «Миша, выйди к доске и допиши ее фамилию», «Лена, иди к доске и на следующей строчке запиши своё имя и свою фамилию» и т. д.
Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений, содержащих слова-«родственники» или слова, обозначающие функционально сходные предметы: Миша сделал маленькую табуретку. Коля сделал маленькую скамейку; Дети слепили во дворе снеговичка. Дети вылепили во дворе снегурочку.
Дикция и выразительность речи.
Упражнения на подвижность органов речевого аппарата (игровые приёмы). Заучивание чистоговорок, четверостиший с голоса учителя, отчётливое и выразительное их произнесение.
Дыхательные упражнения: посчитать Егорок на горке (сначала на одном выдохе – два Егорки, потом – три): Как на горке, на пригорке стояли 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т. д.
Пение слогов и слов на мотивы знакомых детских песен. Громкая, тихая и шепотная речь. Индивидуальные и хоровые упражнения с использованием силы голоса в различных речевых ситуациях.
Быстрая и медленная речь. Упражнения в использовании нормального темпа речи.
Помощники устной речи (мимика и жесты) в тренировочных упражнениях в связи с речевой ситуацией, являющейся темой урока. Выражение лица: весёлое, грустное, удивлённое, сердитое.
Практическое использование в речевых ситуациях соответствующего тона голоса: приветливого, вежливого, грубого, испуганного, сердитого.
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания
Лексические темы: «Школьная жизнь», «Игры детей», «Играем в сказку», «Я дома», «Я за порогом дома», «Мои товарищи в школе», «Любимое занятие», «Мир природы».
Примерная тематика речевых ситуаций: «Добро пожаловать!», «В школьной столовой», «Готовим новогодний праздник», «Я поздравляю тебя!»; «Истории о лете»; «Красная шапочка», «Три медведя», «Три поросёнка»; «С Днём рождения!», «Алло! Алло!»; «Расскажи мне о школе», «Дежурство»,
«Я записался в кружок»; «У меня есть щенок».
Выявление представлений детей по теме ситуации с опорой на наглядный материал.
Называние детьми предметов и различных действий с ними (по теме ситуации). Характеристика признаков данных предметов: величина, цвет, форма, вкус, материал и др. Узнавание предметов по их частям или по признакам: маленький, серенький, пушистый, с беленькими лапками и беленьким кончиком хвоста.
Совершенствование умения участвовать в вопросно-ответных диалогах: Какая лиса? – Хитрая. – А заяц? -Трусливый. – А петух какой? – Смелый. – Кто тебе больше всех понравился?» – …
Составление разных по содержанию предложений по определённой теме с опорой на заданную синтаксическую конструкцию, например, тема «Любимое занятие», наглядный материал по теме, заданная синтаксическая конструкция: Брат любит собирать марки (Маша любит читать книги. Вася любит смотреть телевизор).
Рассматривание атрибутов к ролевой игре, выбор роли и атрибутов к ней. Использование новых слов и предложений в ролевой игре.
Коллективное составление рассказа.
Культура общения
Выражение благодарности. «Вежливые» слова. Расширение слов для приветствия и прощания: доброе утро, добрый день, добрый вечер, доброй ночи.
Адекватное использование тона голоса, мимики и жестов в различных речевых ситуациях.
Внимание к собеседнику. Поведение собеседников в ходе диалога. Тренировочные упражнения на готовом текстовом материале.
Система оценки достижений предметных результатов, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и формы контроля.
Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов основана на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
В течение первого полугодия II-го класса используется качественная оценка, направленная на поощрение и стимулирование работы обучающегося без фиксирования балльной отметкой в Классном журнале. В это время контроль знаний, умений и навыков осуществляется через мониторинговые исследования по всем предметам с целью выявления уровня сформированности предметных результатов. Во 2 классе проводится мониторинг в начале года (вводный), в конце 1 полугодия, а также итоговый (по результатам промежуточной аттестации обучающихся) в форме творческой работы. Данные мониторинга заносятся в диагностическую карту обучающегося, выявляется динамика формирования знаний, умений и навыков по предмету.
Со второго полугодия 2 класса осуществляется текущий и итоговый контроль знаний, умений и навыков обучающихся с фиксированием отметки в журнале.
Текущая проверка знаний, умений, навыков.
Цель проведения: проверка уровня усвоения изучаемого материала, обнаружение пробелов в знаниях отдельных обучающихся, принятие мер к устранению этих пробелов, предупреждение неуспеваемости.
Текущая проверка по речевой практике проводится в следующих формах:
- устный опрос (индивидуальный, фронтальный);
- творческие работы.
Итоговый контроль проводится в конце года в форме творческой работы.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:
чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).
Оценивание носит условный характер и учитывает специфику структуры речевого и интеллектуального дефекта обучающихся, определяющую степень овладения учебным материалом по предмету. Оценивание происходит по результатам их индивидуальной и фронтальной работы, при этом также учитывается не конечный результат работы, а результат ребенка в речевых умениях на данный момент, мотивируется любая его попытка участвовать в общении.
В оценочной деятельности результаты, продемонстрированные учеником в ходе выполнения творческих работ и тестах, соотносятся с оценками:
- «очень хорошо» (отлично), если обучающиеся верно выполняют свыше 65% заданий;
- «хорошо» - от 51% до 65% заданий;
- удовлетворительно» (зачёт) - от 35% до 50% заданий.
При оценке предметных результатов используется традиционная система отметок по 5-балльной шкале: (минимальный балл – 2, максимальный балл – 5), притом
2 балла «плохо», обучающийся не приступал к выполнению задания
3 балла «удовлетворительно», если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
4 балла «хорошо» - от 51% до 65% заданий;
5 баллов «очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
При оценке устных ответов во внимание принимаются: правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; полнота ответа; умение практически применять свои знания; последовательность изложения и речевое оформление ответа.
«5» - ставится ученику, если он обнаруживает усвоение речевого материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; отвечает на вопросы и осуществляет элементарный пересказ с сохранением логики изложения с использованием минимальной помощи в виде вопросов учителя или наглядности.
«4» - ставится, если ученик даёт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но при наличии специфических ошибок, связанных с грубым нарушением речевой деятельности; допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но продуктивно использует помощь учителя; способен воспроизвести предложенный материал.
«3» - ставится, в случае невозможности самостоятельного речевого продуцирования, фрагментарности и неточности в восприятии речевого материала; в ответах на вопросы и при рассказе искажает основной смысл, использует помощь учителя недостаточно продуктивно и при наличии многократного обучения.
«2» - неудовлетворительно ставить нецелесообразно из-за специфики интеллектуального дефекта и особенностей речевого развития обучающихся.
При оценке итоговых предметных результатов из всего спектра оценок выбираются такие, которые стимулируют учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывают положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем
| Основные виды учебной деятельности | |
Школьная жизнь. 6 часов | |||
1. | Добро пожаловать!
| Беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций, выбор картинки, соответствующей предложению, повторение предложений за учителем, составление предложений, ответы на вопросы. Тренировочные упражнения в использовании приветливого выражения лица, произнесении реплик приветливым тоном. Конструирование диалогов на основе иллюстраций. Ролевые игры по теме. Составление рассказа «1 сентября» с опорой на картинный план | |
2. | Игра «Приветствие»
| ||
3. | Общее настроение ситуации
| ||
4. | Моделирование мини - диалогов
| ||
5. | Составление рассказа «День знаний» | ||
6. | Беседа «Праздник школы» | ||
Истории о лете. 6 часов | |||
7. | Истории о лете
| Отгадывание загадки; беседа по картинке; работа с условно-графическими изображениями. Разучивание считалки; игры «Рассказ по кругу», «Дополни предложение», «Копилка вопросов». Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе, о правилах поведения. Учить выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов. Уметь правильно обращаться к незнакомому человеку. Приветствовать взрослых и ровесников | |
8. | Игра «Рассказ по кругу»
| ||
9. | Составление предложений о лете
| ||
10. | Дополнение предложений с опорой на картинки
| ||
11. | Истории о прошедшем лете
| ||
12. | Игра «Копилка вопросов»
| ||
Наши любимые сказки. 6 часов | |||
13. | Наши любимые сказки. Беседа
| Отгадывание загадки, «звуковое письмо». Работа с картинками; выборочный пересказ с опорой на иллюстрации. Разучивание песенки из сказки. Инсценирование, моделирование диалогов. Драматизация отдельных сюжетов, просмотр мультфильма. | |
14. | «Три поросёнка». Сказка
| ||
15. | Песенка трёх поросят
| ||
16. | Коллективное рассказывание сказки
| ||
17. | Прослушивание аудиозаписи «Три поросёнка»
| ||
18. | Игра «Живые загадки»
| ||
Рассказы о школе. 4 часа | |||
19. | Расскажи мне о школе
| Беседа. Моделирование диалогов на основе иллюстраций с опорой на имеющиеся знания. Составление рассказа об отдельных местах в школе; игра «Угадай, где я был». Составление рассказов из личного опыта по теме ситуации с опорой на план и иллюстрации. Составление рассказов об отдельных местах в школе (библиотека, классные кабинеты, столовая) | |
20. | Моделирование диалогов «сообщение – уточнение»
| ||
21. | Помещения школы. Экскурсия
| ||
22. | Составление рассказов из личного опыта по теме «Расскажи мне о школе» | ||
Общение по телефону. 4 часа | |||
23. | Выявление представлений детей по теме «Алло! Алло!». Характеристика признаков предметов
| Конструирование предложений с соблюдением правил: говорить чётко, громко, использовать приветствие в начале разговора, завершать разговор фразой прощания. Упражнения в наборе заданного телефонного номера на телефонных аппаратах разных типов. Упражнения в чтении телефонных номеров разных типов. Объяснение вариантов ответа операторов мобильных сетей, Сигналы «Ждите» и «Занято». Конструирование возможных реплик в телефонном диалоге с опорой на иллюстрации. | |
24. | Моделирование телефонных разговоров
| ||
25. | Правила ведения телефонного разговора
| ||
26. | Моделирование типового диалога с диспетчером | ||
Новогодняя сказка. 4 часа | |||
27. | Выявление представлений детей по теме «Новогодняя сказка» | Беседа с опорой на иллюстрацию, правила составления приглашения. Упражнения в произнесении реплик приветствия с нужной силой голоса и мимикой; правила организации игр на празднике. Составление рассказа по теме с опорой на иллюстрации, условно-графические схемы. Подготовка письменных приглашений на новогодний праздник | |
28. | Составление предложений по теме с опорой на иллюстрации, схемы. | ||
29. | Разучивание стихотворений, песенок новогодней тематики. | ||
30. | Подготовка письменных приглашений на новогодний праздник | ||
Новогодний карнавал. 3 часа | |||
31. | Введение в тему «Новогодний карнавал»
| Беседа с опорой на иллюстрацию, выбор предложения, наиболее подходящего к содержанию картинки, из двух, произнесённых учителем. Устное и письменное распространение приглашений. Беседа с привлечением личного опыта «Что мне запомнилось на новогоднем празднике?» | |
32. | Новогодний карнавал: приветствие гостей, комплименты, игры на празднике.
| ||
33. | Что мне запомнилось на новогоднем празднике. | ||
С днем рождения! 4 часа | |||
34. | Выявление и расширение знаний о традициях празднования дня рождения | Беседа с привлечением личного опыта. Конструирование предложений с нужной интонацией. Предложения - поздравления и ответные реплики. Поздравления, адресованные ровеснику и взрослому. Составление рассказа о праздновании дня рождения с опорой на картинно-символический план | |
35. | Конструирование поздравлений и ответных реплик. Дифференциация поздравлений. | ||
36. | Моделирование диалогов поздравлений. Использование в речи тона голоса. | ||
37. | Составление рассказа о праздновании дня рождения. | ||
Дежурство. 4 часа | |||
38. | Обязанности дежурного
| Беседа с опорой на иллюстрацию; разучивание чистоговорки. Конструирование предложений в соответствии с ситуацией, диалог с опорой на иллюстрации; работа с символическим планом. Закрепить среди учащихся понимание социальной роли дежурного по классу. Повысить ответственность воспитанников за порядок в классе, наметить пути совершенствования организации дежурства. Помочь каждому ученику самовыразиться. Тренировочные упражнения в произнесении реплики интонацией просьбы. Формирование навыков взаимопомощи. | |
39. | Упражнения в произнесении реплик просьбы, предложения, отказа, согласия с соответствующей интонацией.
| ||
40. | Ролевая игра «В столовой»
| ||
41. | Составление рассказа по картинке «План дежурства» | ||
Мой домашний питомец. 4 часа | |||
42. | Конструирование предложений на тему «У меня появился щенок»
| Подбор слов, точно характеризующих щенков на иллюстрациях, игра «Живое предложение», прослушивание детских песен на тему), игра «Раз вопрос, два вопрос». Составление рассказа-описания, игра «Узнай моего питомца». Работа с содержанием стихотворения С. Михалкова «Щенок»: беседа по содержанию, составление рассказа о происшествии, описанном в стихотворении, проигрывание ситуации. Составление рассказа о происшествии с домашним питомцем (на основе личного опыта, иллюстрации, серии картинок и т. д. по выбору учителя) | |
43. | Составление рассказа-описания «Мой питомец»
| ||
44. | Моделирование телефонных разговоров «Мой щенок»
| ||
45. | Составление рассказа о происшествии с домашним питомцем (на основе личного опыта) | ||
Я поздравляю тебя! 3 часа | |||
46. | Традиция празднования Международного женского дня. | Беседа по картинке, работа со стихотворением. Тренировочные упражнения. Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики. Моделирование и проигрывание диалогов | |
47. | Поздравления с праздником с различной интонацией в зависимости от адресата. | ||
48. | Диалог «Поздравляю тебя!» | ||
Наши любимые сказки. 3 часа | |||
49. | Сказка «Три медведя» | Беседа, работа с иллюстрацией, отгадывание загадки, коллективный пересказ с опорой на иллюстрации, драматизация фрагментов сказки, ролевая игра по сюжету сказки, прослушивание аудиозаписи сказки, просмотр мультипликационного фильма, игры «Живые загадки», «Звуковые загадки»). Инсценирование сказки. | |
50. | Актуализация содержания сказки «Три медведя». Выборочный пересказ. | ||
51. | Инсценирование сказки «Три медведя». Выбор роли и атрибутов к ней. | ||
Наши любимые сказки. 4 часа | |||
52. | Знакомство со сказкой «Красная Шапочка» | Работа с иллюстрацией, отгадывание загадки. Выборочный пересказ с опорой на иллюстрации (серия картинок, разрезные картинки), драматизация фрагментов сказки, коллективное рассказывание сказки, прослушивание аудиозаписи сказки, просмотр мультипликацион ного фильма. Инсценирование сказки. Обобщающая беседа. | |
53. | Закрепление содержания сказки. Пересказ с опорой на иллюстрации | ||
54. | Инсценирование сказки. Выбор роли и атрибутов к ней. | ||
55. | Обобщающая беседа по сказке «Красная шапочка». | ||
Занятия в кружках и секциях. 4 часа | |||
56. | Обсуждение темы: «Я записался в кружок» | Беседа, работа с иллюстрацией, конструирование возможных реплик-обращений в ситуации записи в кружок, спортивную секцию; диалог, составление рассказа по плану. | |
57. | Диалог «Я хотел бы записаться в кружок». | ||
58. | Составление рассказа «Я тоже занимаюсь в кружке». | ||
59. | Рассказ о спортивной секции | ||
Поклонимся памяти Героев. 4 часа | |||
60. | Великая Отечественная война. Беседа с опорой на иллюстрации | Прослушивание песен Великой Отечественной войны, беседа с опорой на иллюстрацию. Составление поздравлений. Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с торжественной интонацией. Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов. | |
61. | Составление и произнесение поздравлений с торжественной интонацией. | ||
62. | Проигрывание диалогов поздравления и ответной реплики. | ||
63. | Создание видеопоздравления ветеранам | ||
Скоро лето! 3 часа | |||
64. | Введение в ситуацию «Скоро лето» | Отгадывание загадок, беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций, выбор картинки, соответствующей предложению, повторение предложений за учителем, составление предложений, ответы на вопросы, работа с условно-графическими изображениями). Подготовка к составлению рассказов по теме ситуации (работа с предметными и сюжетными картинками, составление словосочетаний и предложений). Моделирование диалогов на основе сюжетных картинок. Беседа «Любимые занятия». Составление рассказов по теме ситуации (коллективное составление рассказа по иллюстрации, игры «Рассказ по кругу», «Дополни предложение», «Копилка вопросов», индивидуальные рассказы с опорой на план) | |
65. | Моделирование диалогов на основе сюжетных картинок. | ||
66. | Коллективное составление рассказа по иллюстрации с опорой на план | ||
|
| ||
67. | Повторение. | Отгадывание загадки; беседа по картинке; работа с условно-графическими изображениями. Разучивание считалки; игры «Рассказ по кругу», «Дополни предложение», «Копилка вопросов». Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе, о правилах поведения. Учить выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов. Уметь правильно обращаться к незнакомому человеку. Приветствовать взрослых и ровесников. | |
68. | Повторение. | ||
69. | Повторение. | ||
70. | Повторение. |
Материально – техническое обеспечение
Учебно-методический комплект:
Комарова С.В. Устная речь. 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид)- М.: Просвещение, 2018.
Комарова С.В. Устная речь. Методические рекомендации:1-4 классы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида - М.: Просвещение, 2016
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы», под ред. И.М. Бгажноковой – М.: Просвещение, 2011, (программа «Русский язык», автор А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, Э.В. Якубовская).
Печатное оборудование: наборы предметных и сюжетных картинок в соответствии с изучаемыми темами;
Наборы игрушек; мягкие игрушки, плоскостные игрушки, настольные игры в соответствии с изучаемыми темами;
Технические средства обучения –компьютер, интерактивная доска; экранно-звуковые пособия.
Дополнительная литература для учителя:
1. Развитие речи для дошкольников на логопедических занятиях: Книга для логопеда.- М.: Просвещение, 2001
2. Речь. Речь. Речь: Книга для учителя/ Т.А. Ладыженская.- М.: Педагогика, 2000
3. Любимые стихи. Е.А. Благина.- М.: АСТ- ПРЕСС, 1997
4. Аксенова А. К., Якубовская Э.В., «Дидактические игры», 1991.
5. Валентина Волина «Праздник Букваря», 1995.
6. Шипицына Л. М., «Развитие навыков общения у детей», Санкт – Петербург издательство «Союз» 2004 год.
7. Серия «Я иду на урок в начальную школу», Москва «Первое сентября» 2002 год.
8. И. Л. Гаркунова, К. Т. Голенкина «Задания по чтению», Москва «Просвещение» 1991 год.
9. Е. С. Анищенкова «Артикуляционная гимнастика», Москва АСТ «Астрель» 2006 год.
10. Л. Н. Смирнова «Логопедия», Москва издательство «Мозаика – Синтез» 2007 год.
11. М. К. Шохор – Троцкая (Бурлакова) «Коррекция сложных речевых расстройств», издательство «ЭКСМО – Пресс», В. Секачев, 2000 год.
12. Журналы «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии», ООО издательство «Школьная пресса».
13. Журналы «Начальная школа», издание Министерства образования Российской Федерации.
14. Евгения Синицына «Умные загадки», Москва «Лист» 1998 год.
15. В помощь учителю «Игровые технологии обучения в начальной школе», Москва издательство «АРКТИ» 2007 год.
16. А. О. Белобрыкина «Речь и общение», Ярославль «Академия развития» «Академия К» 1998 год.
17. О. В. Узорова, Е. А. Нефедова «Внеклассное чтение», Киров издательство «Аквариум» 1997 год.
Интернет ресурсы:
http://www.solnet.ee/index.htmlе
journal.edusite.ru/p84aa1.html
http://mirdetok.tomsk.ru/
tgl.net.ru/wiki/index.php/Ресур
http://www.uroki.net/docnach.htm
nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshc...
planeta.tspu.ru/?ur=810&ur1=863&ur2.
nachalka.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_...
planeta.tspu.ru/files/file/Chertkov...
Медиаресурсы
презентации к урокам
мультфильмы
аудиосказки
Дополнительная литература для учащихся:
Серия «Говорим правильно»: Читаем предложения
Читаем слова
Подбери нужный предлог
Созонова Н.Н., Куцина Е.В. Фонетические рассказы и сказки. Тетрадь №1,2,3 – Екатеринбург: ООО Издательский дом «Литур», 2009.
Л.Н. Зуева и др. «Логопедия для дошкольников- занимательного упражнения по развитию речи» (четыре альбома).
Шанский, Н. М. В мире слов / Н. М. Шанский. – М., 1985.
Я познаю мир: детская энциклопедия: Литература. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
Литература для родителей:
«Речь, речь, речь» под редакцией Г. А. Ладыженской.
«Развитие речи в начальных классах», «Развитие речи в детском саду».
Девина И.А. Управляем эмоциями (6-8). М.:Издательство "Ось - 89", 2004. - 48 с., ил. (Учебное пособие для письменных творческих заданий)
Закрепина, А. В. Трудный ребенок. Пути к сотрудничеству: методическое пособие [Текст] / А. В. Закрепина. – М.: Дрофа, 2007. – 141с.
Бондаренко А.А. Орфография для малышей. // Начальная школа. – 2002. - № 5. – с. 28-41.
Бондаренко А.А. Чуркова И.В. Учим русскому языку по-новому! // Начальная школа. – 2002. - № 11. – с. 44-56.
С.Е. Гаврина и др. «Развиваем руки-чтоб учиться и писать, и красиво рисовать»
Ильина С.Ю. Методическое руководство к учебнику "Чтение" для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – Москва: «Просвещение»,2009.
Серия «Говорим правильно»
Созонова Н.Н., Куцина Е.В. Рассказы о временах года. Зима. Тетрадь. – Екатеринбург: ООО Издательский дом «Литур», 2009.
Созонова Н.Н., Куцина Е.В. Рассказы о временах года. Осень. Тетрадь. – Екатеринбург: ООО Издательский дом «Литур», 2009.
Созонова Н.Н., Куцина Е.В. Фонетические рассказы и сказки. Тетрадь №1,2,3 – Екатеринбург: ООО Издательский дом «Литур», 2009.
© 2019, Финаева Ольга Сергеевна 5725 11