Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Речевая практика» составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2023-2024 учебный год и на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014.
3. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.
4. Учебный план ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» (вариант 1) на 2023-2024 учебный год.
5. СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Речевая практика» относится к предметной области «Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» в 4 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Речевая практика».
Цель учебного предмета – развитие речевой коммуникации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для осуществления общения с окружающими людьми.
Задачи обучения:
− совершенствование речевого опыта;
− обогащение языковых средств детей;
− формирование выразительной стороны речи;
− формирование у обучающихся навыков связной речи;
− воспитание культуры речевого общения.
Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» в 4 классе определяет следующие задачи:
− ускорение процесса овладения разговорной речью на основе коррекции всех составляющих речевой акт компонентов;
− улучшение таких качественных характеристик устной речи, как звукопроизношение, темп, ритм, дикция, интонация, выразительность;
− развитие умения составлять рассказ с опорой на иллюстрации, на фиксированную структуру текста, по серии картинок;
− развитие творческой активности обучающихся;
− формирование представлений о необходимости обязательного выполнения правил, обеспечивающих безопасность человека и порядок в обществе.
Основные направления коррекционно-развивающей работы
1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- развитие пространственных представлений ориентации;
- развитие слухового внимания и памяти.
2. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации;
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
3. Развитие различных видов мышления:
развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
4. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы
5. Развитие речи, овладение техникой речи.
6. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
7. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Место реализации адаптированной рабочей программы
по предмету «Речевая практика» в 4 классе
Республика Бурятия, Заиграевский район, с. Новая Брянь, ул. Школьная, д. 5, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».
Планируемые результаты освоения рабочей программы по учебному предмету «Речевая практика» в 4 классе Личностные результаты:
- способность положительно относиться к окружающей
действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
- представление о различных социальных ролях: собственных и окружающих людей;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «Речевая практика» в 4 классе
Минимальный уровень:
− выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;
− выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми;
− знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями);
− слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;
− выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу учителя;
− участвовать в беседе;
− слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно-символический план.
Достаточный уровень:
− понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных артистами в аудиозаписи, уметь отвечать на вопросы по содержанию услышанного; понимать содержание детских радио- и телевизионных передач, уметь отвечать на вопросы по содержанию услышанного;
− уметь выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец учителя и анализ речевой ситуации; участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
− правильно выражать свои просьбы, уметь здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;
− принимать участие в коллективном составлении рассказа, сказки по темам речевых ситуаций;
− уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно- символический план.
Формирование базовых учебных действий
Личностные базовые учебные действия
-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные базовые учебные действия
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;
Регулятивные базовые учебные действия:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
- пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
- работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- устанавливать видо-родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
- читать, писать;
- выполнять арифметические действия; наблюдать;
- работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения рабочей программы по учебному предмету «Речевая практика» в 4 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
- 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
- 1 балл - минимальная динамика;
- 2 балла - удовлетворительная динамика;
- 3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Оценка предметных результатов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 4-х классов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов и осуществляется по трехбалльной системе:
«5» - отлично,
«4» - хорошо,
«3» - удовлетворительно.
Оценка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает понимание пройденного материала. Самостоятельно или с помощью учителя может сформулировать и обосновать ответ, привести необходимые примеры полученных знаний на практике, в жизни. Допускает незначительные неточности (оговорки), не влияющие на правильность понятий, которые исправляет сам или с помощью учителя. Ученик в основном, последователен в изложении учебного материала.
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но затрудняется в формулировании отдельных понятий и определений. Исправляет их с помощью учителя. Делает ошибки по практическому применению отдельных положений изучаемых предметов в повседневной жизни. Исправляет их с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал (вопрос) недостаточно полно и последовательно, с большими затруднениями. Допускает ошибки в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя. Делает ошибки, вызванные недопониманием учебного материала.
Оценка «2» - не ставится.
Содержание обучения
Обучение речевой практике в 4 классе носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию речи в различных ситуациях.
В зависимости от формы организации совместной деятельности учителя и обучающихся выделяются следующие методы обучения: конструирование диалогов, тренировочные упражнения в произнесении с заданной интонацией, проигрывание диалогов, рассматривание иллюстрации, анализ плана, составление предложений, слушание аудиозаписи, ролевые и дидактические игры по теме ситуации и др.
Содержание разделов
№ | Название раздела, темы | Количество часов |
1 | Аудирование | 10 |
2 | Дикция и выразительность речи | 22 |
3 | Подготовка речевой ситуации и организация высказывания | 28 |
4 | Культура общения | 8 |
Итого: | 68 |
Календарно-тематическое планирование по предмету «Речевая практика»
№ | Содержание программного материала | Дата по плану | Дата по факту | |
|
Делимся новостями – 4 часа | | |
1 | Мы снова в школе. Делимся новостями | | | |
2 | Мы снова в школе | | | |
3 | Как я провёл лето | | | |
4 | Урок-игра «Угадай мой рисунок» | | | |
Я выбираю книгу. Библиотека – 4 часа | | | |
5 | Я выбираю книгу | | | | |
6 | Мы в библиотеке | | | | |
7,8 | Моя любимая книга | | | | |
«Подскажите, пожалуйста…» - 4 часа | | |
9 | «Подскажите, пожалуйста…» | | | | |
10 | «Подскажите, пожалуйста…» | | | | |
11 | «Подскажите, пожалуйста…» | | | | |
12 | «Подскажите, пожалуйста…» | | | | |
Я за порогом дома – 3 часа | | | |
13 | Я - пассажир | | | | |
14 | Я - пассажир | | | | |
15 | Я - пассажир | | | | |
В гости к сказке -7 часов | | |
16 | Русская народная сказка «Петушок – Золотой гребешок» | | | | |
17 | Русская народная сказка «Петушок – Золотой гребешок» | | | | |
18 | Театрализованное представление сказки | | | | |
19 | Театрализованное представление сказки | | | | |
20 | Моя любимая сказка | | | | |
21 | Моя любимая сказка | | | | |
22 | Моя любимая сказка | | | | |
У телевизора – 4 часа | | |
23,24 | У телевизора. Планируем телевизионный досуг | | | | |
25,26 | Мои любимые передачи . | | | | |
В гости к сказке – 3 часа | | |
27 | Игра «Лисичка- сестричка» | | | | |
28 | Игра «Лисичка- сестричка» | | | | |
29 | Игра «Лисичка- сестричка» | | | | |
Новогодние истории – 4 часа | |
30 | Новогодние истории | | | | |
31 | Новогодние истории | | | | |
32 | Новогодние истории | | | | |
33 | Новогодние истории | | | | |
Знаки-помощники - 4 часа | | | |
34 | Знаки-помощники | | | | |
35 | Знаки-помощники | | | | |
36 | Я – пассажир | | | | |
37 | Я – пассажир | | | | |
В гостях у леса – 4 часа | | |
38 | В гостях у леса | | | | |
39 | В гостях у леса | | | | |
40 | В гостях у леса | | | | |
41 | В гостях у леса | | | | |
Задушевный разговор 4 часа | |
42 | Задушевный разговор | | | |
43 | Задушевный разговор | | | |
44 | Учимся общаться | | | |
45 | Учимся общаться | | | |
Приглашение – 4 часа | |
46 | Я получил приглашение | | | |
47 | Я получил приглашение | | | |
48 | Я получил приглашение | | | |
Поздравляю! – 6 часов | | |
50 | Поздравления | | | |
51 | Поздравления | | | |
52 | Поздравления | | | |
53 | Поздравления | | | |
54 | Мы на Дне рождения | | | |
55 | Мы на Дне рождения | | | |
Жду письма! – 4 часа | |
56 | Жду письма! | | | |
57 | Жду письма! | | | |
58 | Жду письма! | | | |
59 | Жду письма! | | | |
«Извините меня…» - 4 часа | |
60 | «Извините меня…» | | | |
61 | «Извините меня…» | | | |
62 | «Извините меня…» | | | |
63 | «Извините меня…» | | | |
64 | Поздравительная открытка к 9 мая | | | |
65 | Поздравительная открытка к 9 мая | | | |
«Во саду ли в огороде» - 3 часа | |
66,67,68 | «Во саду ли, в огороде» | | | |
Контрольно-измерительный материал
Итоговый тест
1. Когда тебе дарят подарки, ты говоришь:
А) спасибо
В) сколько стоит
С) благодарю за подарок, мне очень приятно
Д) хочу ещё подарок
2. Человек должен относиться к природе так:
А) защищать и охранять природу
В) помогать восстанавливать вырубленные леса
С) беречь и защищать природу
Д) помогать животным заботиться об их потомстве
3. Кто из обитателей природы питается орехами?
А) кедровки и сойки
В) белки и барсуки
С)лисы и волки
Д) кабаны
4. Продолжи предложение: «Зимующими называют птиц, которые …»
А)перебираются на зиму ближе к жилью человека;
В) осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются;
С) зимуют в наших краях.
5. Подумай, как связаны слова в первой паре и допиши подходящее по смыслу слово вместо пропуска.
Понедельник — рабочий день, а воскресенье - __________________
Понедельник - первый день недели, а воскресенье - ______________
Январь — первый месяц года, март - __________________________
Февраль — зимний месяц, а август - ___________________________
Январь год начинает, а ____________________________ заканчивает
6. Составление рассказа о праздновании дня рождения
Мы с друзьями водили хоровод (играли в «Каравай»).
У меня был день рождения.
Они принесли много подарков.
День рождения был весёлый!
На день рождения ко мне приходили друзья.
Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы
Базовый учебник:
Речевая практика. 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ С.В.Комарова.:- М.: Просвещение, 2018
Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска; экранно-звуковые пособия (презентации, мультфильмы).
В 2021-2022 учебном году ГБОУ Новобрянская СКОШИ в рамках «Национального проекта» реализует возможность максимального использования данных интерактивной доски в обучении детей с интеллектуальными нарушениями.
Для оптимального использования интерактивной доски в работе с обучающимися требуется соблюдение методических рекомендаций:
Интерактивная доска должна использоваться в работе с обучающимися 4 класса при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.
Применяемые информационно-дидактические пособия должны быть адекватными психическим и психофизиологическим возможностям ребенка.
Организация и методика проведения занятия с ИД соответствует методике проведения традиционных занятий и основным дидактическим принципам коррекционной педагогики. Занятие с применением ИД включает в себя несколько частей. И только одна часть посвящается непосредственно работе с ИД.
При составлении занятий с использованием ИД необходимо учитывать имеющиеся знания, полученные на традиционных занятиях в процессе выполнения основной образовательной программы.
ИД должна быть дидактическим средством, а не самоцелью.
Обязательно использовать на занятиях с ИД традиционную предметно-развивающую среду – игрушки, игры, демонстрационный материал и т.д.
Преимущества работы с интерактивной доской:
Усиливает подачу материала.
Помогает педагогу находиться в постоянном взаимодействии с детьми.
Электронные средства обучения передают информацию быстрее, чем традиционные.
Позволяет увеличить восприятие материал за счет увеличения количества иллюстративного материала.
Развивает мотивацию и делает занятия более интересными для детей. Дети начинают понимать более сложные моменты в результате более ясной и динамичной подачи материала.
В своей работе в первую очередь исходим из перспективного плана, темы и целей занятий. Необходима продуманная предварительная работа: составление дидактических задач, поиск иллюстраций в электронном виде, изготовление самих дидактических игр.
Литература для учителя:
-
Развитие речи для дошкольников на логопедических занятиях: Книга для логопеда.- М.: Просвещение, 2001
-
Речь. Речь. Речь: Книга для учителя/ Т.А.Ладыженская.- М.: Педагогика, 2000
-
Любимые стихи. Е.А.Благина.- М.: АСТ- ПРЕСС, 2017
-
Аксенова А. К., Якубовская Э.В., «Дидактические игры», 2011.
-
Валентина Волина «Праздник Букваря», 2005.
-
Шипицына Л. М., «Развитие навыков общения у детей», Санкт – Петербург издательство «Союз» 2004 год.
-
Серия «Я иду на урок в начальную школу», Москва «Первое сентября» 2002 год.
-
И. Л. Гаркунова, К. Т. Голенкина «Задания по чтению», Москва «Просвещение» 2011 год.
-
Е. С. Анищенкова «Артикуляционная гимнастика», Москва АСТ «Астрель» 2006 год.
-
Л. Н. Смирнова «Логопедия», Москва издательство «Мозаика – Синтез» 2007 год.
-
М. К. Шохор – Троцкая (Бурлакова) «Коррекция сложных речевых расстройств», издательство «ЭКСМО – Пресс», В. Секачев, 2000 год.
-
Журналы «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии», ООО издательство «Школьная пресса».
-
Журналы «Начальная школа», издание Министерства образования Российской Федерации.
-
Евгения Синицына «Умные загадки», Москва «Лист» 2008 год.
-
В помощь учителю «Игровые технологии обучения в начальной школе», Москва издательство «АРКТИ» 2007 год.
-
А. О. Белобрыкина «Речь и общение», Ярославль «Академия развития» «Академия К» 2008 год.
-
О. В. Узорова, Е. А. Нефедова «Внеклассное чтение», Киров издательство «Аквариум» 2017 год.
Дополнительная литература для учащихся:
-
Серия «Говорим правильно»: Читаем предложения .Читаем слова. Подбери нужный предлог
-
Созонова Н.Н., Куцина Е.В. Фонетические рассказы и сказки. Тетрадь №1,2,3 – Екатеринбург: ООО Издательский дом «Литур», 2009.
-
Л.Н. Зуева и др. « Логопедия для дошкольников- занимательные упражнения по развитию речи» (четыре альбома).
-
Шанский, Н. М. В мире слов / Н. М. Шанский. – М., 1985.
-
Я познаю мир : детская энциклопедия : Литература. – М. : ООО «Издательство АСТ», 2001.
Литература для родителей:
«Речь, речь, речь» под редакцией Г. А. Ладыженской.
«Развитие речи в начальных классах», «Развитие речи в детском саду». 1. Девина И.А. Управляем эмоциями (6-8). М.:Издательство "Ось - 89", 2004. - 48 с., ил. (Учебное пособие для письменных творческих заданий)
Закрепина, А. В. Трудный ребенок. Пути к сотрудничеству : методическое пособие [Текст] / А. В. Закрепина. – М. : Дрофа, 2007. – 141с.
Бондаренко А.А. Орфография для малышей. // Начальная школа. – 2002. - № 5. – с. 28-41.
Бондаренко А.А. Чуркова И.В. Учим русскому языку по-новому! // Начальная школа. – 2002. - № 11. – с. 44-56.
С.Е. Гаврина и др. «Развиваем руки, чтоб учиться и писать, и красиво рисовать»
Серия «Говорим правильно»
Созонова Н.Н., Куцина Е.В. Рассказы о временах года. Зима. Тетрадь. – Екатеринбург: ООО Издательский дом «Литур», 2009.
Созонова Н.Н., Куцина Е.В. Рассказы о временах года. Осень. Тетрадь. – Екатеринбург: ООО Издательский дом «Литур», 2009.
Созонова Н.Н., Куцина Е.В. Фонетические рассказы и сказки. Тетрадь №1,2,3 – Екатеринбург: ООО Издательский дом «Литур», 2009
Поурочное планирование по предмету «Речевая практика»
№ | Тема предмета | Кол-во часов | Программное содержание | Дифференциация видов деятельности обучающихся |
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
Делимся новостями – 4 часа |
1 | Мы снова в школе Делимся новостями | 1 | Поздравление с началом учебного года. Знание и употребление слов приветствия и прощания в школе и дома. Введение в тему (рассматривание картинки, свободные высказывания детей по её содержанию). Беседа с привлечением личного опыта Составление рассказа об интересных событиях, произошедших летом, показ фотографий, рисунков. Конструирование диалогов на тему «Как я провёл лето» | Выражают свои просьбы, используют вежливые слова, используют правила этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми. Составляют рассказы на основе иллюстраций с помощью наводящих вопросов учителя. | Правильно выражают свои просьбы, умеют здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используют соответствующие выражения. Составляют рассказы на основе иллюстраций. |
2 | Мы снова в школе | 1 | Составление описания школы по плану Конструирование диалогов- приветствий из заданных реплик. Знакомство с текстом стихотворения И. Гамазковой «Прошлым летом». Составление рассказов на тему летнего отдыха с использованием карточек- опор с названиями фиксированных частей текста (начало, основная часть, конец). | Использую диалогические формы. Речи в различных ситуациях общения. Участвуют в диалоге с помощью наводящих вопросов. Составляют рассказы с использованием карточек-опор с помощью наводящих вопросов учителя. | Пользуются словами этикета, основными правилами культуры речевого общения Участвуют в диалоге Составляют рассказы на тему летнего отдыха с использованием карточек-опор. |
3 | Как я провёл лето | 1 | Конструирование диалогов по рисункам на тему «Этим летом…» Игра «Где я был - не расскажу, а что делал - покажу» с использованием рисунков. Составление обучающимися рассказов о самых интересных событиях прошедшего лета с опорой на карточки, называющие фиксированные части текста, и на выполненные рисунки | Используют диалогические формы речи в различных ситуациях общения. Играют в игры, соблюдая правила. Составляют рассказы с опорой на карточки с помощью наводящих вопросов учителя | Пользуются словами этикета, основными правилами культуры речевого общения Играют в игру, соблюдая правила. Участвуют в диалоге. Составляют рассказы с опорой на карточки |
4 | Урок-игра «Угадай мой рисунок» | 1 | Рисование по теме летнего отдыха, угадывание темы рисунка, обсуждение Составление рассказов по своим рисункам так, чтобы остальные ученики смогли догадаться, какой рисунок выполнен рассказчиком. | Участвуют в обсуждении. Составляют рассказ по рисунку с помощью наводящих вопросов учителя | Участвуют в обсуждении Составляют рассказ по рисунку |
Я выбираю книгу. Библиотека – 4 часа |
5 | Я выбираю книгу | 1 | Чтение стихотворения учителем, обсуждение прочитанного, коллективный ответ на поставленный в стихотворении вопрос. Знание назначения библиотеки, правил поведения в библиотеке. Умение выбирать книгу в библиотеке. | Участвуют в беседе. Знакомятся с правилами поведения в библиотеке Умеют выбирать книгу в библиотеке с помощью учителя | Умеют отвечать на вопросы по содержанию услышанного. Соблюдают правила поведения в библиотеке. Умеют выбирать книгу в библиотеке |
6 | Мы в библиотеке | 1 | Экскурсия в школьную библиотеку Использование в речи и поведении ранее усвоенных правил поведения. Участие в диалоге с библиотекарем Отгадывание загадок, беседа по картинке. Составление предложений с опорой на картину и собственные высказывания Составление рассказов «Моя любимая книга» с опорой на план. Игра «Рассказ по кругу». Обмен первыми впечатлениями о книгах, принесённых обучающимися и учителем | Участвуют в беседе с библиотекарем. Составляют предложения с опорой на картинку с помощью наводящих вопросов учителя. Составляют рассказы «Моя любимая книга» с опорой на план, с помощью наводящих вопросов учителя Играют в игры, соблюдая правила. | Умеют отвечать на вопросы по содержанию услышанного. Отгадывают загадки. Составляют предложения с опорой на картинку и собственные высказывания. Составляют рассказ «Моя любимая книга» с опорой на план. Играют в игры, соблюдая правила. |
7,8 | Моя любимая книга | 1 |
«Подскажите, пожалуйста…» - 4 часа |
9 | «Подскажите, пожалуйста…» | 1 | Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта о том, когда может быть использована фраза «Подскажите пожалуйста...»). Конструирование возможных диалогов обращения за помощью: к знакомому и незнакомому человеку. Ролевые игры по теме ситуации | Отвечают на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал. Обсуждают ситуацию с помощью учителя. Используют диалогические формы речи в различных ситуациях общения. Играют в игры, соблюдая правила. | Воспроизводят составленные рассказы с опорой на иллюстративный материал. Обсуждают ситуацию Пользуются словами этикета, основными правилами культуры речевого общения Играют в игры, соблюдая правила. |
10 | «Подскажите, пожалуйста…» | 1 |
11 | «Подскажите, пожалуйста…» | 1 |
12 | «Подскажите, пожалуйста…» | 1 |
Я за порогом дома – 3 часа |
13 | Я - пассажир | 1 | Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта). Актуализация имеющихся знаний о правилах поведения в общественном транспорте. Конструирование возможных диалогов в общественном транспорте Ролевая игра «В автобусе» | Используют правила поведения в общественном транспорте. Используют вежливые слова. Конструируют возможные диалоги в общественном транспорте с помощью учителя. Играют в игры, соблюдая правила. | Умеют пользоваться правилами поведения в общественном транспорте . Используют вежливые слова конструируют возможные диалоги в общественном транспорте Играют в игры, соблюдая правила. |
14 | Я - пассажир | 1 |
15 | Я - пассажир | 1 |
В гости к сказке -7 часов |
16 | Русская народная сказка «Петушок – Золотой гребешок» | 1 | Прослушивание аудиозаписи сказки «Петушок — Золотой гребешок» с опорой на иллюстрации к уроку. Тренировочные упражнения в передаче характера и переживаний героев Умение изменять силу голоса, тон и тема речи в зависимости от эпизода сказки. Проигрывание эпизодов сказки с использованием элементов костюмов, кукол или фигур героев. | Слушают сказку, умеют отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал. Участвуют в проигрывании эпизодов сказки с помощью учителя. | Понимают содержание сказки, прослушанной в аудиозаписи, отвечают на вопросы учителя. Участвуют в проигрывании эпизодов сказки |
17 | Русская народная сказка «Петушок – Золотой гребешок» | 1 |
18 | Театрализованное представление сказки | 1 | Участие в театрализованном представлении сказки с использованием элементов костюмов, кукол или фигур героев. | Участвуют в проигрывании эпизодов сказки с помощью учителя. | Принимают участие в театрализованном представлении. |
19 | Театрализованное представление сказки | 1 |
20 | Моя любимая сказка | 1 | Участие в викторине «Сказка ложь, да в ней намёк». Представление любимой сказки в виде рассказа, пересказа, иллюстраций | Воспринимают на слух рассказы одноклассников Отвечают на вопросы учителя с опорой на иллюстративный материал. Пересказывают сказку с опорой на иллюстративный материал. | Воспринимают на слух рассказы одноклассников Отвечают на вопросы учителя. Пересказывают сказку. |
21 | Моя любимая сказка | 1 |
22 | Моя любимая сказка | 1 |
У телевизора – 4 часа |
23 24 | У телевизора. Планируем телевизионный досуг | 2 | Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта). Актуализация, уточнение и расширение имеющихся знаний по теме: предпочтения обучающихся в телеэфире, умение ориентироваться в программе телепередач, умение пользоваться пультом от телевизора | Отвечают на вопросы учителя по содержанию просмотренных и видеофильмов. | Понимают содержание детских видеофильмов, отвечать на вопросы учителя. |
25 26 | Мои любимые передачи . | 2 | Актуализация, уточнение и расширение имеющихся знаний по теме: предпочтения обучающихся в телеэфире, умение ориентироваться в программе телепередач, умение пользоваться пультом от телевизора. Коллективное обсуждение «Моя любимая программа» с элементами рассказов обучающихся, выполненных с опорой на план. | Отвечают на вопросы учителя по содержанию просмотренных и видеофильмов. Участвуют в коллективном обсуждении «Моя любимая книга» с помощью учителя, с опорой на план. | Понимают содержание детских видеофильмов, отвечать на вопросы учителя. Коллективно обсуждают «Моя любимая книга» с опорой на план. |
В гости к сказке – 3 часа |
27 | Игра «Лисичка- сестричка» | 1 | Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрацию) Знакомство со сказкой (слушание аудиозаписи сказки с опорой на иллюстрации). Закрепление содержания сказки (пересказ с опорой на иллюстрации, по вопросам учителя, игра «Рассказ по кругу» и др.). Инсценирование сказки. | Слушают сказку, умеют отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал. Пересказывают сказку с опорой на иллюстрации. Участвуют в проигрывании эпизодов сказки. Играют в игры, соблюдая правила | Понимают содержание сказки, прослушанной в аудиозаписи, отвечают на вопросы учителя Инсценируют сказку. Играют в игры, соблюдая правила |
28 | Игра «Лисичка- сестричка» | 1 |
29 | Игра «Лисичка- сестричка» | 1 |
Новогодние истории – 4 часа |
30 | Новогодние истории | 1 | Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрации). Актуализация знаний о новогодних сказках, мультфильмах Обсуждение замысла истории Составление предложений к каждой части придумываемой истории с опорой на опросный план. Иллюстрирование истории согласно замыслу. Рассказывание вариантов истории, получившихся у школьников. Представление истории на новогоднем празднике (инсценирование). | Отвечают на вопросы учителя по содержанию просмотренных и видеофильмов. Обсуждают замысел истории с помощью наводящих вопросов. Составляют простые предложения с опорой на вопросный план и с помощью учителя. Участвуют в проигрывании эпизодов сказки с помощью учителя. | Понимают содержание детских видеофильмов, отвечать на вопросы учителя. Обсуждают замысел истории. Составляют распространенные предложения с опорой на вопросный план. Рассказывают получившие истории. Принимают участие в театрализованном представлении. |
31 | Новогодние истории | 1 |
32 | Новогодние истории | 1 |
33 | Новогодние истории | 1 |
Знаки-помощники - 4 часа |
34 | Знаки-помощники | 1 | Введение в тему (рассматривание Картинок по теме «Знаки- помощники»). Актуализация знаний обучающихся по теме на основе рассматривании условных знаков, встречающихся в повседневной жизни. Моделирование и проигрывание возможных диалогов на улице, предполагающих обсуждение значения дорожных знаков. | Повторяют правила ПДД. Моделируют и проигрывают возможные диалоги на улице, предполагающие обсуждение значения дорожных знаков с помощью учителя. | Называют дорожные знаки и виды переходов, рисуют знаки. Моделируют и проигрывают возможные диалоги на улице, Предполагающие обсуждение значения дорожных знаков. |
35 | Знаки-помощники | 1 |
36 | Я – пассажир | 1 | Актуализация информации о предупреждающих и информационных знаках. Участие в викторине «О чём мне говорят знаки?». Повторение правил поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «Я – пассажир». | Составляют правила дорожного движения. Участвуют в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями Выражают свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользуясь правилами этикета. | Пользуются правилами дорожного движения. Участвуют в ролевых играх. Выражают свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользуясь правилами этикета. |
37 | Я – пассажир | 1 |
В гостях у леса – 4 часа |
38 | В гостях у леса | 1 | Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций). Актуализация, уточнение и расширение имеющихся знаний о правилах поведения в лесу. Творческая работа «Что может нанести вред лесу?». Представление работ обучающимися (составление рассказов). Составление «Правил вежливого поведения в лесу». | Используют диалогические формы речи в различных ситуациях общения. Отвечают на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал. Участвуют в представлении работ в соответствии с речевыми возможностями. Составляют «Правила вежливого поведения в лесу» с помощью учителя. | Активно участвуют в диалогах по темам речевых ситуаций Умеют воспроизводить составленные рассказы с опорой на иллюстративный материал. Представляют работы. Составляют «Правила вежливого поведения в лесу». |
39 | В гостях у леса | 1 |
40 | В гостях у леса | 1 |
41 | В гостях у леса | 1 |
Задушевный разговор 4 часа |
42 | Задушевный разговор | 1 | Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией, обсуждение проблемного вопроса). Обсуждение проблемной ситуации (девочка расстроена, ей необходимо утешение). Актуализация и уточнение словаря эмоций у школьников. Введение в контекст разговора словосочетания «задушевный разговор» (добрый, между друзьями или близкими людьми, негромкий) Моделирование диалогов утешения, сочувствия, предостережения на основе иллюстраций. Игра «Свои чувства не скажу, а без слов вам покажу». | Выбирают правильные Средства интонации, ориентируясь на образец учителя и анализ речевой ситуации. Используют диалогические формы речи в различных ситуациях общения. Играют в игру «Свои чувства не скажу, а без слов вам покажу», соблюдая правила. Моделируют диалоги утешения, сочувствия, предостережения на основе иллюстраций и с помощью учителя. | Выбираю правильные средства интонации, ориентируясь на образец учителя и анализ речевой ситуации. Участвуют в диалогах по темам речевых ситуаций. Играют в игру «Свои чувства не скажу, а без слов вам покажу». Моделируют диалоги утешения, сочувствия, предостережения на основе иллюстраций. |
43 | Задушевный разговор | 1 |
44 | Учимся общаться | 1 | Знакомство с рассказами В. Осеевой «Волшебное слово», «Что легче?», «На катке» в аудиозаписи. Совместное рассматривание картинки, обсуждение первых впечатлений. Тренировочные упражнения в изображении различных эмоций. Соотнесение рассказов с личным опытом детей. | Слушают рассказы В. Осеевой «Волшебное слово», «Что легче?», «На катке». Рассматривают картинки, принимают участие в обсуждении. Отвечают на вопросы. Выбирают правильные средства интонации, ориентируясь на образец учителя и анализ речевой ситуации. Участвуют в диалогах по темам речевых ситуаций. | Понимают содержание рассказов, прослушанной в аудиозаписи, отвечают на вопросы учителя. Рассматривают картинки, принимают участие в обсуждении. Отвечают на вопросы. Выбирают правильные средства интонации, ориентируясь на образец учителя и анализ речевой ситуации. Участвуют в диалогах по темам речевых ситуаций. Соотносят составленные рассказы с о своим личным опытом с помощью учителя. |
45 | Учимся общаться | 1 |
Приглашение – 4 часа |
46 | Я получил приглашение | 1 | Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, обсуждение проблемного вопроса). Актуализация имеющихся знаний по теме (беседа на основе личного опыта) Конструирование устных приглашений с опорой на план Дифференциация в зависимости от адресата. Моделирование диалогов, содержащих приглашение и вежливый отказ. Составление текстов письменных приглашений. | Используют диалогические формы речи в различных ситуациях общения. Составляют устные приглашения с опорой на план в соответствии с речевыми возможностями. Составляют текстовые письменные приглашения с помощью учителя. Моделируют диалоги с помощью наводящих вопросов. | Используют диалогические формы речи в различных Ситуациях общения Конструируют устные приглашения с опорой на план. Составляют текстовые письменные приглашения. Моделируют диалоги |
47 | Я получил приглашение | 1 |
48 | Я получил приглашение | 1 |
Поздравляю! – 6 часов |
50 | Поздравления | 1 | Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, обсуждение проблемного вопроса). Конструирование поздравлений. Дифференциация в зависимости от адресата. Знакомство с правилами оформления письменного поздравления на открытке. Тренировочные упражнения в подписывании поздравительных открыток. Подготовка поздравительной открытки и подписи к ней. | Используют диалогические формы речи в различных ситуациях общения. Составляют поздравление в соответствии с речевыми возможностями с помощью учителя. Подписывают поздравительные открытки по образцу. Оформляют поздравительную открытку с помощью учителя. | Активно участвуют в диалогах по темам речевых ситуаций Составляют поздравление в соответствии с речевыми возможностями. Подписывают поздравительные открытки по образцу. Оформляют поздравительную открытку |
51 | Поздравления | 1 |
52 | Поздравления | 1 |
53 | Поздравления | 1 |
54 | Мы на Дне рождения | 1 | Составление предложений с опорой на схемы. Повторение правил поведения в гостях. Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений. Обсуждение и проигрывание возможных конкурсов и развлечений, которые могут быть предложены в гостях. | Разучивают и рассказывают стихотворения в соответствии с речевыми возможностями. Составляют предложения с опорой на схемы и с помощью учителя. Произносят простые поздравления. Принимают участие в играх, соблюдая правила. | Разучивают и рассказывают стихотворения. Составляют предложения с опорой на схемы Составляют и воспроизводят простые поздравления. Принимают участие в играх, соблюдая правила. |
55 | Мы на Дне рождения | 1 |
Жду письма! – 4 часа |
56 | Жду письма! | 1 | Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта). Актуализация опыта обучающихся по теме, знакомство со структурой письма. Составление коллективного письма литературному герою по теме с опорой на план из ключевых слов. Самостоятельная работа с дифференцированной помощью учителя «Письмо …» (в зависимости от интересов обучающихся могут быть предложены задания написать письмо другу, родственнику и др.). | Используют диалогические формы речи в различных ситуациях общения. Отвечают на вопросы. Используют структуру письма и участвуют в составлении коллективного письма. Составляют письма с помощью учителя. Участвуют в самостоятельной работе с дифференцированной помощью учителя. | Активно участвуют в диалогах по темам речевых ситуаций. Отвечают на вопросы. Пользуются структурой письма, опираются на план из ключевых слов при составлении коллективного письма. Составляют письма. Самостоятельно работают с дифференцированной помощью учителя. |
57 | Жду письма! | 1 |
58 | Жду письма! | 1 |
59 | Жду письма! | 1 |
«Извините меня…» - 4 часа |
60 | «Извините меня…» | 1 | Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта о том, когда может быть использована фраза «Извините меня»). Конструирование возможных диалогов, содержащих извинения. Ролевые игры по теме ситуации | Рассматривают картинки Используют диалогические формы речи в различных ситуациях общения. Конструируют возможные диалоги, содержащие извинения с помощью наводящих вопросов. Участвуют в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями. | Рассматривают картинки. Активно участвуют в диалогах по темам речевых ситуаций Конструируют возможные диалоги, содержащие извинения. Участвуют в диалогах по темам речевых ситуаций, в ролевых играх. |
61 | «Извините меня…» | 1 |
62 | «Извините меня…» | 1 |
63 | «Извините меня…» | 1 |
64 | Поздравительная открытка к 9 мая | 1 | Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций). Прослушивание песен, стихов, рассказов о Великой Отечественной войне. Рисование праздничных открыток Конструирование поздравлений с Днём Победы различным адресатам (ветеранам, учителям, родным) . Подписывание открыток. Доставка открыток адресатам (отправление письмом, доставка лично в руки). | Используют диалогические формы речи в различных ситуациях общения. Отвечают на вопросы. Слушают песни, стихи, рассказы о Великой Отечественной войне разучивают и рассказывают стихотворения в соответствии с речевыми возможностями. Составляют поздравления с праздником с помощью наводящих вопросов и учителя. Подписывают открытки с опорой на образец. | Активно участвуют в диалогах по темам речевых ситуаций. Отвечают на вопросы. Понимают содержание стихов, песен, рассказов о ВОВ прослушанной в аудиозаписи, отвечают на вопросы учителя. Разучивают и рассказывают стихотворения. Составляют поздравленияс праздником различным адресатам с помощью учителя. Подписывают открытки |
65 | Поздравительная открытка к 9 мая | 1 |
«Во саду ли в огороде» - 3 часа |
66 | «Во саду ли, в огороде» | 1 | Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций, основная линия беседы - работа летом в саду и в огороде, овощи, фрукты и ягоды, растущие в нашей местности). Подготовка обучающимися творческих работ по теме (обсуждение замыслов, порядка выполнения). Выполнение и представление творческих работ классу— составление рассказов на основе выполненных рисунков. Обсуждение планов обучающихся на каникулы: свободные высказывания, взаимные вопросы, уточнения. | Рассматривают картинки Используют диалогические формы речи в различных ситуациях общения. Участвуют в беседе; отвечают на вопросы учителя. Выполняют и представляют творческие работы классу в соответствии с речевыми возможностями Обсуждают планы на каникулы с помощью наводящих вопросов. | Рассматривают картинки. Активно участвуют в диалогах по темам речевых ситуаций Участвуют в беседе; отвечают на вопросы учителя. Выполняют и представляют творческие работы классу. Обсуждают планы на каникулы с помощью наводящих вопросов. Задают вопросы учителю и одноклассникам Составляют простой рассказ на тему «Как я буду проводить каникулы». |
67 | «Во саду ли, в огороде» | 1 |
68 | «Во саду ли, в огороде» | 1 |