«РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА»
3 КЛАСС
Пояснительная записка
Примерная адаптированная рабочая программа по речевой практике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с расстройством аутистического спектра.
Тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, что составляет 34 учебных часа в год. Для реализации данного планирования был выбран учебник для 3 класса «Речевая практика» для общеобразовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, автор С.В.Комарова, Москва «Просвещение», 2018г. Основная цель курса « Речевая практика» в начальных классах – развитие речевой коммуникации учащихся как способности использовать вербальные невербальные средства для осуществления общения с окружающими людьми в различных ситуациях;
- заложить основы интеллектуального, эмоционального, речевого, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устной и письменной речью. Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных и предметных результатов освоения программы по « Речевой практике», а также успешность изучения других предметов в начальной школе.
Задачи курса «Речевая практика»:
- способствовать совершенствованию развития речевого опыта учащихся;
- корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний;
- формировать выразительную сторону речи;
- учить строить связные устные высказывания;
- воспитывать культуру речевого общения
- совершенствование грамматически правильной речи, формирование разговорной ( диалогической) и контекстной ( монологической) форм речи;
- профилактика и коррекция нарушений чтения и письма.
- расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.
- создание условий у учащихся для развития умений отвечать на вопросы учителя в процессе беседы;
- расширить представления детей о правилах поведения в обществе;
- развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценировка сказки;
- обогащать лексический запас учащихся словами;
- научить строить простые предложения и короткие рассказы с опорой на символический план;
- научить составлять рассказы из личного опыта.
Форма организации образовательного процесса.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:
-словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);
-наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
-практический метод (упражнения, практическая работа);
-репродуктивный метод (работа по алгоритму);
-коллективный, индивидуальный;
-творческий метод.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Речевая практика»
Планируемые результаты освоения предмета «Речевая практика».
Предметные результаты.
Достаточный уровень:
- понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем, в аудиозаписи или самостоятельно
- пересказывать содержание прочитанной или прослушанной сказки, рассказа;
- выполнять инструкцию, предложенную в письменной форме;
- участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций; - принимать участие в коллективном составлении рассказа по темам речевых ситуаций; - уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический план;
- правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова, уметь здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;
- сообщать сведения о себе: имя и фамилию, адрес, имена и фамилии своих родственников.
Минимальный уровень:
- выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;
- выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми;
- знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя);
- участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
- слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;
- выразительно произносить короткие стихотворения, скороговорки по образцу учителя;
- участвовать в беседе — слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно-символический план.
Личностные результаты, ожидаемые после 3-го года обучения по программе «Речевая практика»:
- уточнение представлений о праздниках — личных и государственных, связанных с историей страны;
- расширение представлений о различных социальных ролях (покупатель, пассажир, пациент и др.) собственных и окружающих людей;
- укрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через расширение представлений о нормах этикета и правилах культурного поведения.
Основное содержание программы.
Общение и его значение в жизни.
Речевое общение.
Подведение обучающихся к выводу о необходимости общения, чтобы сообщить что-то новое, обменяться мнением, попросить о чем-нибудь, поздравить, пожалеть, утешить и т. д.Правила речевого общения. Освоение правил речевого общения. Письменное общение. Использование письменного общения в жизни.
Аудирование.
Слушание коротких сказок и рассказов в исполнении чтецов с магнитофонной записи, просмотр видеофильмов. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного или просмотренного.Повторение оппозиционных слоговых структур, предложений, различных по количеству слов. Выполнение словесной инструкции, данной в письменном виде. Включение письменного задания в ролевую ситуацию.
Дикция и выразительность речи.
Совершенствование речевого дыхания. Четкое выразительное произнесение скороговорок, стихотворных диалогов по подражанию. Громкая, спокойная, тихая, шепотная речь. Использование нужной силы голоса в различных ролевых ситуациях. Вежливый тон голоса в разговоре. Передача различных чувств соответствующим тоном голоса в специально подобранных диалогах. Различение на рисунках (пиктограммах) выражения этих чувств.
Повествовательная, вопросительная, восклицательная интонации.
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания.
Лексические темы: «Школьная жизнь», «Играем в сказку», «Я дома», «Я за порогом дома», «Это я!», «Мои друзья», «Мир природы».
Речевые ситуации: «Это моя школа», «Вместе после уроков», «Я тебе позвоню», «Обмениваемся бытовыми советами», «В гости на день рождения», «Я пешеход», «Я зритель», «Мой дом и моя семья», «На приеме у врача», «Привычки хорошие и не очень», «Вместе нам не скучно», «В зоопарке у зверей», «Погода и мы».
Культура общения.
Выражение просьбы. Речевое общение со старшими. Общение с друзьями. Дифференциация речевого поведения в соответствии с ситуацией.
Речевое общение с малознакомыми людьми.
Учебно - методическое обеспечение.
Учебник Комарова С.В. Устная речь: учебник для 3 класса / Комарова С.В. - М. :Просвещение, 2018.
1.Новоторцева Н.В. Развитие речи детей/ Ярославль: Академия развития, 1996.
2.Тарабарина Т.И. Детям о времени/ Ярославль: Академия развития, 1996.
3.Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников/ Ярославль: Академия развития, 2001.
4.Лёвушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах/М.: Владос
Дидактические материалы.
1. Раздаточные дидактические материалы по темам.
2. Демонстрационные материалы: предметные и сюжетные картинки по темам.
3. Мультфильмы.
4. Аудиосказки.
5. Стихи, загадки, скороговорки по темам.
6. Настольные игры.
7. Пазлы.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | Деятельность учащихся |
Предметные | Личностные |
1 четверть |
1-4 | Снова в школу! | 4 | Знать правила приветствия. | Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; | Составление рассказов на тему летнего отдыха (рассматривание иллюстрации, анализ плана, составление предложений. |
5-8 | Мы собрались поиграть. | 4 | Уметь соблюдать правила во время игры. | Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; | Разучивание считалок; Подготовка и составление предложений, рассказов по теме к ситуации (коллективное составление рассказа по иллюстрации, игры «Рассказ по кругу», «Дополни предложение», индивидуальные рассказы с опорой на план). |
2 четверть |
9-11 | Сказки с участием животных и людей. | 3 | Знать названия сказок и сказочных героев. | Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; | Слушание сказки: «Гуси-лебеди»; «Маша и медведь»; «Дюймовочка»; «Три медведя»; «Кот в сапогах» с опорой на иллюстрации; инсценировка сказки (отрывок). |
12-13 | Отправляюсь в магазин. | 2 | Знать правила поведения в магазине; уметь вступать в диалог с продавцом. | понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; | Конструирование возможных диалогов с продавцом; ролевая игра «В магазине»; |
14-16 | Телефонный разговор. | 3 | Знать правила общения по телефону. | воспитание уважительного отношения к иному мнению; | Прослушивание аудиозаписи фрагмента сказки К.Чуковского «Телефон»; Чтение фрагментов сказки по ролям; инсценировка сказки (отрывок); Ролевые игры «Телефонный разговор» |
3 четверть |
17-19 | Я – зритель. | 3 | Знать правила вежливого зрителя. | сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; | Моделирование и проигрывание возможных диалогов в театре. Составление «Правил вежливого зрителя». Ролевая игра «Мы в театре». |
20-23 | Я- актер. | 4 | Уметь «прожить» ту или иную жизненную ситуацию. | сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; | Моделирование и проигрывание возможных диалогов в театрализованных постановка . |
24-26 | Какая сегодня погода? | 3 | Знать времена года; виды осадков, явления природы. | овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; | Конструирование предложений по теме с опорой на условные обозначения. Ролевая игра «Прогноз погоды». |
| | | 4 четверть | | |
27-29 | Сказки и их герои. | 3 | Знать содержание сказки и героев сказки; уметь пересказывать сказку по опорным словам; уметь отвечать на вопросы учителя; уметь задавать вопросы; | овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; | Узнавать сказку по отрывку рассказанному или прочитанному ; прослушивание сказки с опорой на иллюстрации; Закрепление содержания сказки. Инсценировка сказки (отрывок). |
30-31 | Встреча и прием гостей. | 2 | Уметь принимать гостей. Знать правила гостеприимства. | владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; | Беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций; Ролевая игра «Приём гостей», в том числе обсуждение конкурсов и развлечений для детского праздника. Ролевая игра «Приём гостей». Составление рассказа по теме с опорой на сюжетные картинки, план из ключевых слов. |
32 | Учимся понимать животных. | 1 | Знать повадки животных. | воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; Воспитание заботы и уважения к животным; | Составление правил ухода за домашними животными. |
33 | Узнай меня! Узнай себя! | 1 | Уметь описывать черты лица; Знать положительные черты характера и отрицательные; | развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; | Составление описания внешности человека (игра «Наш портрет». Составление рассказов-описаний о себе и товарища. |
34 | Впереди лето! | 1 | Знать правила безопасного поведения во время летних каникул. | Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; | Составление рассказа по сюжетным картинкам. |