СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторские разработки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Николай Иванович Костомаров  - предмет науки и задачи исследования. Федеративное начало, Народный характер, единодержавие и монархизм.

Просмотр содержимого документа
«Авторские разработки»

Николай Иванович Костомаров 1817 - 1885

Николай Иванович Костомаров

1817 - 1885

Предмет науки и задачи исследования На лекции, прочитанной 11 марта 1863 года в Русском географическом обществе, тема которой была “Об отношении русской истории к географии и этнографии”, Костомаров определил предмет своих научных занятий : “История, занимаясь народом, имеет целью изложить движение жизни народа; следовательно, предметом ее должны быть способы и приемы развития сил народной деятельности во всех сферах, в которых является жизненный процесс человеческих обществ”

Предмет науки и задачи исследования

На лекции, прочитанной 11 марта 1863 года в Русском географическом обществе, тема которой была “Об отношении русской истории к географии и этнографии”, Костомаров определил предмет своих научных занятий : “История, занимаясь народом, имеет целью изложить движение жизни народа; следовательно, предметом ее должны быть способы и приемы развития сил народной деятельности во всех сферах, в которых является жизненный процесс человеческих обществ”

Федеративное начало В исторических взглядах темообразующее значение имеет федеративная теория, над которой он размышлял более четверти века. 1861 - ст. “Мысли о федеративном начале в Древней Руси” . Федеративную связь обуславливали 3 главных начала: происхождение и быт, языковое сходство, несмотря на наречия единый княжеский род христианская вера и единая церковь

Федеративное начало

В исторических взглядах темообразующее значение имеет федеративная теория, над которой он размышлял более четверти века.

1861 - ст. “Мысли о федеративном начале в Древней Руси” . Федеративную связь обуславливали 3 главных начала:

  • происхождение и быт, языковое сходство, несмотря на наречия
  • единый княжеский род
  • христианская вера и единая церковь
Народный характер 1861 - “Две русские народности” Костомаров был согласен с Соловьевым в признании выдающейся роли географического фактора в истории. Однако, он не использовал термин “колонизация” (как Соловьев и Ключевский), предпочитая ему “переходы”. Большое значение он придавал “встречам” славян с другими народами. Важнейший фактор, прямо влияющий на устойчивость народной самобытности - образованность. Переход народа в новое качество происходит, когда народ создает собственную литературу.

Народный характер

1861 - “Две русские народности”

Костомаров был согласен с Соловьевым в признании выдающейся роли географического фактора в истории. Однако, он не использовал термин “колонизация” (как Соловьев и Ключевский), предпочитая ему “переходы”.

Большое значение он придавал “встречам” славян с другими народами. Важнейший фактор, прямо влияющий на устойчивость народной самобытности - образованность. Переход народа в новое качество происходит, когда народ создает собственную литературу.

Единодержавие и монархизм “ До татар у нас не было феодализма” . Татарские ханы сделали русских князей из правителей земель вотчинниками.Московские князья превзошли ханов в стремлении к сплочению масс и централизации покоренных частей. При Иване 3 единодержавие окончательно взяло перевес над удельностью, федерализмом. Сложившаяся в недрах единодержавной власти система отношений, важнейшим условием которой было безгласие народа, оставила глубокий след в русской истории. “Русь привыкла исполнять без сопротивления все, что прикажут вверху” .

Единодержавие и монархизм

До татар у нас не было феодализма” . Татарские ханы сделали русских князей из правителей земель вотчинниками.Московские князья превзошли ханов в стремлении к сплочению масс и централизации покоренных частей.

При Иване 3 единодержавие окончательно взяло перевес над удельностью, федерализмом.

Сложившаяся в недрах единодержавной власти система отношений, важнейшим условием которой было безгласие народа, оставила глубокий след в русской истории. “Русь привыкла исполнять без сопротивления все, что прикажут вверху” .

Периодизация “ Первая половина нашей истории” - удельно-вечевой уклад, когда общерусская народная стихия явилась в совокупности 6 главных народностей: южнорусской, северской, великорусской, белорусской, псковской и новгородской. С Ивана 3 начинается монархический период (период единодержавия), подавляющий постоянно проявляющиеся признаки федерализма.

Периодизация

Первая половина нашей истории” - удельно-вечевой уклад, когда общерусская народная стихия явилась в совокупности 6 главных народностей: южнорусской, северской, великорусской, белорусской, псковской и новгородской.

С Ивана 3 начинается монархический период (период единодержавия), подавляющий постоянно проявляющиеся признаки федерализма.

Раскол - “новое явление, чуждое старой Руси” 1872 - “История раскола у раскольников”. Раскол рождался как отстаивание обычая, что для народа составляло главнейший признак понятия “отечество” . Вначале раскол был достоянием одного духовенства, “упрямцев” - Аввакума, Коломенского, Лазаря. Массовым же он стал, когда присоединился народ. “ Раскол был крупным явлением народного умственного прогресса. Раскол расшевелил спавший мозг русского человека.”

Раскол - “новое явление, чуждое старой Руси”

1872 - “История раскола у раскольников”. Раскол рождался как отстаивание обычая, что для народа составляло главнейший признак понятия “отечество” . Вначале раскол был достоянием одного духовенства, “упрямцев” - Аввакума, Коломенского, Лазаря. Массовым же он стал, когда присоединился народ.

Раскол был крупным явлением народного умственного прогресса. Раскол расшевелил спавший мозг русского человека.”

Крепостное право 1859 - ст. “Должно ли считать Бориса Годунова основателем крепостного права?” - ответ на ст. Погодина в IV книге “Русской беседы” , в которой Погодин оправдывает Годунова и доказывает, что личное крепостное право не возникло юридически, а образовалось само собой. По мнению Костомарова до 1592г. крестьяне были люди вольные и по праву, в определенный годичный срок переходили с земли одного господина на землю другого. Уложение 1649 окончательно сделало крестьян крепкими земле. Звания “крестьянин” и “холоп” сливались.

Крепостное право

1859 - ст. “Должно ли считать Бориса Годунова основателем крепостного права?” - ответ на ст. Погодина в IV книге “Русской беседы” , в которой Погодин оправдывает Годунова и доказывает, что личное крепостное право не возникло юридически, а образовалось само собой.

По мнению Костомарова до 1592г. крестьяне были люди вольные и по праву, в определенный годичный срок переходили с земли одного господина на землю другого. Уложение 1649 окончательно сделало крестьян крепкими земле. Звания “крестьянин” и “холоп” сливались.

Казачество Костомаров считал, что “козачество” возникло, когда удельная стихия пала под торжеством единодержавия, как противодействие новому. Исследовал донское и малороссийское казачество, посвятив специальные работы С. Разину и Б. Хмельницкому. “ Казачество - народный ответ на закрепощение”

Казачество

Костомаров считал, что “козачество” возникло, когда удельная стихия пала под торжеством единодержавия, как противодействие новому.

Исследовал донское и малороссийское казачество, посвятив специальные работы С. Разину и Б. Хмельницкому.

“ Казачество - народный ответ на закрепощение”

Личность в истории “ Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей” 3т. Работы по изучению личности Петра I. Спор с Бестужевым-Рюминым вокруг критерия “великого человека” и применимости данного понятия к Ивану 3. “ Сочувственное название великого должно давать только тому, что способствует благосостоянию человеческого рода, его умственному развитию и нравственному достоинству. Тот только великий человек, кто действовал с этими целями и достигал их удачным, сознательным выбором надлежащих средств.”

Личность в истории

“ Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей” 3т.

Работы по изучению личности Петра I.

Спор с Бестужевым-Рюминым вокруг критерия “великого человека” и применимости данного понятия к Ивану 3.

Сочувственное название великого должно давать только тому, что способствует благосостоянию человеческого рода, его умственному развитию и нравственному достоинству. Тот только великий человек, кто действовал с этими целями и достигал их удачным, сознательным выбором надлежащих средств.”

Источники Костомаров был членом Археографической комиссии и многое сделал для расширения источниковой базы исследований. Опубликованы “Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России” в 12т. “ Русская историческая библиотека” “ Памятники старинной русской литературы” 3 кн. Опирался на материалы, добытые им в 65 архивах и библиотеках многих европейских стран.

Источники

Костомаров был членом Археографической комиссии и многое сделал для расширения источниковой базы исследований.

Опубликованы “Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России” в 12т.

“ Русская историческая библиотека”

“ Памятники старинной русской литературы” 3 кн.

Опирался на материалы, добытые им в 65 архивах и библиотеках многих европейских стран.