СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторское «Я» и возможности его выражения в тексте. Звукозапись, ее роль в поэтической речи

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

для повторения и обобщения по теории литературы

Просмотр содержимого документа
«Авторское «Я» и возможности его выражения в тексте. Звукозапись, ее роль в поэтической речи»

Авторское «Я» и возможности его выражения в тексте



Образ автора



Образ рассказчика

  1. Не имеет никаких черт, примет конкретного человека.








  1. Стоит над образами рассказчиков и организует их рассказы в единое целое.

  2. Может рассказать о том, что думают, чувствуют, о чем переживают персонажи, каковы их намерения – позиция «всеведения».

  3. Повествование от 3 лица (русская классическая проза: «Отцы и дети» И.С.Тургенева).

  1. Имеет личностные черты (может быть назван, иметь имя, может быть назван возраст, профессия, черты характера, особенности внешности и т. д.)

(В романе «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова: Максим Максимыч, сам Печорин, странствующий офицер).

  1. Действующее лицо произведения («я», 1 лицо глагола).


  1. Может рассказывать о том, что он сам наблюдал, слышал, чему был свидетелем.


  1. Не излагает мыслей персонажей, не описывает их переживания, но передает их только через внешние проявления, «жесты».


  1. Обладает характерологическими средствами языка: просторечие, жаргон, диалекты, «интеллигентные» выражения, газетные штампы и т. д. («Аристократка» М. Зощенко).



Словесные приемы субъективации авторского повествования


        1. Прямая речь (изображает язык персонажей)

        2. Несобственно-прямая речь (служит для передачи впечатлений, переживаний, оценок)

        3. Внутренняя речь (замена формы 3 лица формами 1 – го с переходом к «прямому эмоциональному переживанию» персонажа)


Языковые построения с установкой на «чужое слово»


  1. Стилизация – намеренное, целенаправленное воспроизведение существенных черт какого-либо «несвоего», «чужого», «не авторского» стиля: стиля литературных направлений, народной словесности, эпохи, национальной культуры. (А.С.Пушкин «Царскосельская статуя», сказки, «Капитанская дочка»; М.Кузмин цикл «Духовные стихи», А.Н.Толстой «Петр Первый»).

  2. Сказ – повествование рассказчика (с установкой на устную речь), которое и по точке видения, и по языковым особенностям намеренно отделено от «авторского стиля». (Н.С. Лесков «Левша», «Очарованный странник», П.П.Бажов «Каменный цветок»)

  3. Пародия – вид сатирического произведения, целью которого служит осмеяние литературного направления, жанра, стиля, манеры писателя, отдельного произведения и т. д. (Сборник пародий «Парнас дыбом», 1925)



Звукозапись, ее роль в поэтической речи


Звукоподражание



Звуковой символизм

Подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы и звукам, возникающим в результате деятельности человека

Способность звуков языка вызывать не только слуховые, но и зрительные, осязательные, обонятельные и вкусовые представления, а также многочисленные эмоции

  1. Крики животных и птиц через междометия.

  2. Стук, шум через междометия.

  3. Существительными и глаголами: гром, греметь, грохот, скрип, шипение и т. д.

Сумароков:

«О как, о как нам к вам, к вам, боги, не гласить»

Бальмонт:

«Полночной порою в болотной глуши

Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши»

  1. Ломоносов «Краткое руководство к красноречию»:

«а» способствует изображению великолепия, великого пространства, глубины и вышины.

«е, и, ю» для изображения нежности, ласки, плачевных и малых вещей.

«я» в изображении «приятности, увеселения, нежности».

«о,у,ы» в изображении гнева, зависти, боязни и печали.

«к,т,б,г,д» изображают «живяе действия тупые, ленивые»

«с,ф,х,ц,ш,р» «к лучшему представлению вещей и действий сильных, великих, громких, страшных, великолепных»

«ж,з,в,л,м,н» «к изображению нежных и мягких вещей и действий»

  1. Соответствие звука и цвета:

А – густо-красный

Я – ярко-красный

О – светло-желтый или белый

Е – зеленый

Ё – желто-зеленый

Э – зеленоватый

И – синий

Й – синеватый

У – темно-синий, сине-зеленый, лиловый

Ю – голубоватый, сиреневый

Ы – темно-коричневый, черный

Словесная инструментовка

  1. Аллитерация – прием усиления изобразительности текста путем повторения согласных звуков:

Шипенье пенистых бокалов

И пунша пламень голубой

  1. Ассонанс – прием усиления изобразительности текста путем повторения гласных звуков

Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь моим мечтам (А.Пушкин)

3. Звуковые повторы (включают аллитерацию, ассонанс)

Банан, ананасы! Радостей груда!

Вино в запечатанной посуде…

Но вот неизвестно зачем и откуда

На Перу наперли судьи! (В.Маяковский)

4. Звукопись – такое языковое построение фраз, строк, которое соответствует воспроизводимой сцене, картине, выражаемому настроению.

Мазурка раздалась. Бывало,

Когда гремел мазурки гром,

В огромной зале все дрожало,

Паркет трещал под каблуком,

Тряслися, дребезжали рамы:

Теперь не то, и мы, как дамы,

Скользим по лаковым доскам.

(А.С.Пушкин)