СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Автозавод - судьба моя

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Автозавод - судьба моя»

Екатерина Павловна Беляева Р.п. Бутурлино ГБПОУ «Бутурлинский сельскохозяйственный техникум» Руководитель: Марина Сергеевна Панкратова, преподаватель

АВТОЗАВОД – СУДЬБА МОЯ

Все дальше в прошлое уходят годы Великой Отечественной войны, но победа нашего народа навечно останется в истории как величайшее событие, влияние которого на общемировое развитие огромно. Сплотившись перед общей бедой, забыв о собственных невзгодах, трудностях и лишениях, все поднялись на защиту своей Отчизны. Значительный вклад в разгром врага внес каждый, кто воевал, кто трудился в тылу, в том числе и дети. Поколение, которое принесло победу, достойно почитания и уважения, а самое главное - достойно того, чтобы об их подвиге помнили многие последующие поколения. Мы дети, внуки и правнуки победителей, и мы этим гордимся.

Нам, нынешнему поколению, повезло в том, что мы живем в одно время с участниками Великой Отечественной войны. Мы встречаемся, общаемся с ними, помогаем им. Мы пишем о них очерки, снимаем фильмы, проводим встречи, фотографируем их. Мы хотим донести до потомков каждую мелочь о страшных годах, пережитых нашими дедами, увековечить память о них.

Цель моей работы: изучение жизненного пути Ивана Кузьмича Лоскутова – директора Горьковского автозавода в годы войны.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: изучить и собрать биографические сведения о жизни и деятельности И.К. Лоскутова; написать очерк по исследуемой теме.

Иван Кузьмич Лоскутов стоял у руля автозавода в тяжелейшие для нашей страны годы — с 1938 по 1948 годы. Именно при нем ГАЗ за считанные дни наладил выпуск танков Т-60, а потом — и Т-70. И именно при нем разбомбленный фашистами завод всего за сто дней был поднят из руин.

Родился в 1900 году в глухой марийской деревне. Добровольцем пошел в Красную Армию. В составе пятидесятой Саратовской стрелковой дивизии сражался с бандами белогвардейцев в Поволжье. Член партии с 1919 года. Партийная работа и учеба в политехническом институте породнили с Ленинградом. За свою долгую жизнь он сменил несколько городов: Питер, Москву, Ульяновск, но Горький (Нижний Новгород) стал для него самым любимым. Не случайно до последних дней Иван Кузьмич повторял: “Автозавод — судьба моя”...

Почему же Горький, Горьковский автомобильный стал для него самым дорогим? Случилось так, наверное, потому, что именно тогда на его долю и на долю миллионов советских людей выпали такие испытания, которые не забываются до последнего часа. Война. Она требовала от каждого столько сил и энергии, что после любое самое трудное дело не могло сравниться с тем, чем были заняты советские люди в грозные годы фашистского нашествия.[2,с.119]

Первая встреча с автозаводом практиканта Лоскутова Ивана произошла в 1932 году. На время практики Иван Кузьмич поселился в так называемых «пятках» (сейчас — проспект Ильича). Тогда район еще только строился, на улицах царила непролазная грязь, и как-то питерского гостя даже угораздило потерять в луже калоши![4] Может быть этот случай и повлиял на судьбу практиканта Ивана. Помните, народная примета гласит, если оставить где то свою вещь, то обязательно туда еще вернёшься. Вот и наш герой вернулся!

В 1934 году Лоскутова, уже дипломированного специалиста, направили на работу в Горький. На завод он пришел инженером-конструктором, потом стал начальником прессового цеха, а затем — и производства завода.

Вместе с семьей — а к этому времени они с женой Марией воспитывали уже двух дочек Валентину и Светлану — Лоскутов жил в двухкомнатной квартире в Бусыгинском квартале. Первые четыре года работы на автозаводе одни из самых радостных и беззаботных в жизни Лоскутова.[5]

Наступил 1938 год. В семье Лоскутовых родился долгожданный сын Валерий. В те дни, как, наверное, и все, он жил в тревожном ожидании. Черные воронки (служебные автомобили НКВД ГАЗ-М1 «Эмка») одного за другим увозили лучших представителей автозавода. Когда арестовали директора ГАЗа, 39-летнего Сергея Дьяконова, на его место назначили 38- летнего Лоскутова.

Наступил 1941 год. 22 июня 1941 года обещал быть для заводчан радостным днем. Многотиражка “Автогигант” вышла с заголовком “Есть миллионный мотор!”. А в час дня из репродукторов послышались удары метронома и объявили, что началась война. Лоскутов тут же организовал митинг на площади у главной проходной. Пожалуй, это было самое короткое совещание, но с самым емким и единодушным решением: «Выходные дни отменяются. Работать круглосуточно — в две смены по двенадцать часов. Все — для фронта!» [2.,с.120] Да, в очень трудных условиях работал завод в октябре—ноябре 1941 года. Но продукция на фронт шла непрерывным потоком. Судьба сражений решается не только на фронтах, победа в значительной степени обеспечивается работой тыла. В суровые, полные лишений годы коллективы предприятий особенно сплотились, труд рабочих стал поистине героичным. В первые же месяцы войны на предприятиях родилось движение двухсотников и трехсотников. Тысячи рабочих перевыполняли нормы вдвое и трое. К концу 1941 года Горьковская область стала подлинным военным арсеналом страны. [3.,с.159,161]

В 1942 года “всесоюзный староста” Михаил Калинин лично вручил заводу орден Ленина. По итогам Всесоюзного социалистического соревнования присуждено автозаводу переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны, которое автозаводцы крепко держали в руках все военные годы. В те годы Иван Кузьмич практически не показывался дома. В соседней с кабинетом комнате поставил раскладушку. Но поспать удавалось редко и то — урывками. Главной задачей стало – сохранить завод и трудоспособность рабочих. [2, с.126]

Устремленность и хладнокровие коммуниста Ивана Кузьмича Лоскутова позволили ему стать центром, где фокусировались интересы каждого рабочего и государства. Он знал каждого автозаводца. Иван Кузьмич был примером для каждого, его трудолюбию можно было позавидовать. Автозавод был его «детищем», которому он помогал делать первые шаги в столь сложное время.

В октябре 1942 года Ивана Кузьмича с ГАЗа отозвали в Министерство электростанций СССР. Весть о том, что фашисты бомбят родной завод и на цеха сброшено около сотни фугасных бомб, застала Лоскутова в Москве. В сложившейся обстановке лучше него, больше него никто не был в состоянии сделать все возможное для восстановления завода. Это понимали и в Москве, и в Горьком. И Лоскутов получил приказ о возвращении на завод. Утром сдал дела, а вечером он уже прибыл в Горький. И хотя было приказано сразу же явиться в обком партии, он не выдержал — заглянул вначале на автозавод.[2,с.128] Его глазам предстали пустые оконные пролеты, горелый кирпич, покореженные металлоконструкции... Почти три недели — с 4 по 22 июня — фашисты методично бомбили ГАЗ. Но жизнь на автогиганте не замерла. То, что фашисты крушили ночью, люди восстанавливали днем. Ночные бомбардировки, пожары, выматывали, уносили десятки жизней. А рабочие не сдавались, делали все, что в их силах, боролись за каждый станок, за каждое здание.

Мало кто верил, что автозавод вообще подлежит восстановлению. То, что заводчане подняли его из руин всего за сто дней, стало настоящим чудом. Фронт требовал новой и новой техники. 12 июня 1943 года заводу был установлен твердый план выпуска продукции для фронта. Цеха стояли еще без крыш, а на заводе вновь начали собирать танки. У людей словно открылось второе дыхание.

Война не сломила этих людей, она сделала их крепким гранитом, она научила их выживать, терпеть боль, видеть смерть. Научила человека протягивать руку помощи другим, сочувствовать и сострадать, а также понимать, что значит "Родину любить" - это любить свой дом и свою землю, город, живущих в нем людей. Вот так работали автозаводцы. Отказывая себе во всем, даже самом необходимом, они отдавали все силы восстановлению и пуску завода на полную мощность, ту, какой он обладал до налетов гитлеровцев. Героический труд увенчался блистательным успехом.[2,с.130-131] И, как всегда, автозаводцы, верные своему долгу, блестяще выполнили его. Коллектив был награжден орденом Отечественной войны I степени.

В последние годы войны автомобилестроители продолжали наращивать производственные мощности, увеличивать выпуск продукции. Люди чувствовали, что победа не за горами, пора было подумать и о завтрашнем мирном дне. Специалисты завода вплотную занялись освоением и подготовкой производства автомобилей недалекого будущего — грузовиков ГАЗ-51 и ГАЗ-63, а также пятиместной легковой машины М-20.[2,с.131-132] 7 ноября 1944 года опытный образец М-20 представили Сталину. Отвечая на прощальное рукопожатие Сталина, Лоскутов попросил его закрепить за М-20 название “Победа”. Генералиссимус еще раз окинул машину взглядом и изрек: «Хоть это и не та победа, которую заслужил советский народ, но пусть будет “Победа”.[2,с.132-133]

Война закончилась. Мир — то, о чем мечтали люди, то, ради чего они сражались, терпели страдания, гибли,— пришел на землю нашей страны. Трудности восстановления не пугали. Ведь после перенесенных военных испытаний они представлялись не столь уж и значительными. Оптимизм, надежды на лучшую жизнь — вот другая характерная черта массового сознания послевоенных лет. Люди стремились поскорее восстановить разрушенное, ввести жизнь в нормальную колею.

Первые годы после войны характеризуются активным восстановлением разрушенного войной народного хозяйства СССР. И Горьковский завод не был исключением. Завод полностью обновил выпускаемый им модельный ряд как грузовых, так и легковых автомобилей. Стоит отметить, что буквально за один год была проведена гигантская работа по переоборудованию производства.[6] Изменения произошли и в руководстве завода. В 1948 году Лоскутов пал жертвой интриги. Какой-то участник войны написал в Москву жалобу на качество “Побед”. Директора ГАЗа тут же сняли с должности и перевели в Ульяновск. До 1953 года Иван Кузьмич возглавлял Ульяновский автозавод, и именно при нем здесь началась большая работа по подготовке производства к выпуску новых автомобилей ГАЗ-69 и ГАЗ-69А.

В 1953 году Лоскутов переехал в Москву и остался там до самой смерти. От дел Иван Кузьмич отошел лишь в 72 года, а до этого служил начальником Главка, работал в Министерстве автомобильной промышленности.

Все эти годы Лоскутов часто бывал в Горьком (Нижнем Новгороде) и при случае всегда заходил на родной завод. Приезжая на автозавод, Лоскутов обязательно заходил в сборочные цехи. Многое менялось там. Другое оборудование, другие люди. Но остались неизменными трудолюбие автомобилестроителей, твердость их слова, патриотизм.

21 ноября 1982 года Иван Кузьмич умер. Похоронили Лоскутова в Москве. Но, зная любовь Ивана Кузьмича к Нижнему Новгороду, дочь Светлана Ивановна перевезла горсть земли с могилы отца на Староавтозаводское кладбище и поставила там памятник. [5]

Время стирает память о войне, которая принесла много горя, разрухи, голод и гибель людей. И новое поколение должна знать о тех тяжелых, порой страшных, военных годах. Те люди, которые выстояли эту войну и победили, достойны уважения, внимания и памяти. Именно они приближали ПОБЕДУ забыв о себе, сделали все, чтобы мы с вами были счастливы и жили под мирным небом. Ценой собственной крови, сидя в окопе, идя в бой за Родину, или же сутками работавшие полуголодные на заводе собирая оружие на фронт, эти люди точно не забудут тягот войны, они всё это помнят.

А помним ли мы? А что мы сделали от нас зависящее, чтобы увековечить память о них?

Награды Ивана Кузьмича Лоскутова: ордена Ленина (1941, 1944), Октябрьской Революции (1971), Кутузова – 2 степени (1945), Отечественной войны – 1 степени (1945), Трудового Красного Знамени (1942), «Знак Почёта» (1966), медали.

Память: в 1996 году улица Автомобильная переименована в улицу Лоскутова в Автозаводском районе города Нижнего Новгорода.  Нижний Новгород, Автозаводский район, улица Лоскутова - 20 - мемориальная доска. 

Библиографический список

1. Горьковская партийная организация в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945)./В.А. Казаков, Г.В. Ногин. - Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1975 г.

2. Труд и подвиг историю пишет./В. В. Князев, Г. А. Кузьмин, В. В. Потапов, В. А. Шамшурин. - Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1981 г.

3. Тюрина А.И., Чемоданов Л.А. История Горьковской области: Учебное пособие. – 2-е изд., испр. и доп. - Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1981 г.
Материал с сайта:

4.http://www.mk.ru/regions/nijniy-novgorod/article/2010/07/07/514718-beriya-vsyu-zhizn-tochil-zub-na-direktora-avtozavoda.html

5. http://www.kokina.ru/art2010-27.htm

6. http://autohis.ru/gaz.php

7. http://niznov-nekropol.ucoz.ru/index/loskutov_ik/0-376