А. А. Азарко, учитель русского языка и литературы средней школы № 1 г. Несвижа Минской области
Тема. Обобщение и систематизация знаний по темам «Вводные слава и предложения», «Обращение»
Цели занятия: закрепить умение выделять знаками препинания вводные слова и предложения, обращения на письме, особой интонацией — в речи; содействовать развитию умения видеть обращения в текстах, правильно выделять их, чувствовать стилистические особенности обращений в художественной литературе и интонационные нюансы обращений в разговорной речи; формированию навыка отличать вводные слова от омонимичных форм; способствовать развитию коммуникативных навыков при работе в творческих группах, развитию речи, логики, мышления на основе материала о роли книг в жизни человека воспитывать у учащихся любовь к книгам.
Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, мультимедийная презентация.
Ход занятия
-
Организационный этап.
-
Основной этап.
-
Разминка.
Расставьте ударение в словах.
Банты, средства, искра, балуешь, танцовщица, красивее, каталог, закупорит, мизерный, щавель, позвонишь, свёкла, форзац.
Вставьте пропущенные буквы в слова. Пром..кать, разр..внять, заг..реть, р..внина, отр..сль, соч..тание, выч..тать, разл..жить, выр..щивать, бл..стать, зам.. рать, заст..лить, прик..саясь.
Выполните синтаксический разор предложений.
-
В этот момент его лицо казалось спокойным.
-
Казалось, он затруднялся ответить на этот вопрос.
-
Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?»
-
Актуализация ранее изученного.
-
Какие слова не являются членами предложения?
-
Что общего между обращениями и вводными словами?
-
Чем отличаются обращения от вводных слов?
-
Чем выражаются обращения?
-
С какой интонацией произносятся обращения?
-
Какие знаки препинания ставятся при обращении?
Итак, мы выявили следующие признаки обращений:
-
называет лицо, к которому обращаются с речью;
-
произносится чаще всего со звательной интонацией, но может быть восклицательная интонация, интонация «вводности», а также интонация, помогающая передать различные чувства и настроения говорящего;
-
чаще всего употребляется в форме именительного падежа.
-
Выполнение упражнений по теме занятия.
ВВОДНЫЕ СЛОВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
-
Выполнение задания на карточках.
Спишите, расставив знаки препинания. Назовите вводные слова, укажите знаки препинания, которые используются в данных конструкциях. Определите значение вводных конструкций (уверенность, предположение, порядок мыслей, источник сообщения, привлечение внимания слушателей).
-
Разумеется, я представила себе её доброй.
-
Я, пожалуй, поеду домой.
-
Во-первых, я проспал, во-вторых, автобусы задержались, в-третьих, звонок прозвенел раньше времени.
-
Однажды — не помню почему — спектакля не было.
5. Мелодия песни (если вы её слышали) несколько однообразна.
-
Работа в парах.
Найдите предложение с вводными словами, аргументируйте свой выбор.
-
Вы верно прекрасно знаете содержание книги. Вы верно сформулировали главную мысль рассказа. 2. Таким образом книги — мост в мир знаний. Таким образом поэт изобразил уходящее лето. 3. Польза от общения с книгами и в том, что они повышают грамотность, прививают вкус к хорошему слову и любовь к языку. (И)так будет всегда. (И)так без книг невозможно стать полноценным человеком. 4. У каждого из вас, ребята, может быть любимая книга. Может быть чтение любимой книги заменит там на некоторое время общение с другом.
-
Работа с текстом.
Спишите текст, вставляя подходящие по смыслу вводные слова и решая орфографические задачи.
Книги издавн.. почитались на Руси. Ярослав Мудрый владел большой библиотекой. Сейчас? её следы потеря(н,нн)ы. Когда(нибудь) она будет найдена. Такая находка поможет узнать много интересного о прошлом нашего народа.
Сравните с ответом.
Книги, как известно, издавна почитались на Руси. Квас утверждают летописцы, Ярослав Мудрый владел большой библиотекой. К сожалению, сейчас её следы потеряны. Может быть, когда-нибудь она будет найдена. По мнению учёных, такая находка поможет узнать много интересного о прошлом нашего народа.
Межпредметные связи
Справочный материал
Ярослав Мудрый (княжил с 1019 по 1054 г.) — один из наиболее знаменитых русских князей. Во время его правления наблюдался расцвет древнерусского государства. Ярослав был и образованным человеком. Он покупал за границей много книг, читал их, как утверждают летописи, «днём и ночью», хорошо знал Библию. За это получил в народе прозвище Мудрого.
-
Редактирование текста.
Отредактируйте текст, вычеркните слова-«паразиты».
Иду я, значит, по улице, думаю, как бы мне, это, не опоздать в школу, ну, на физику, то есть. И вдруг, представляешь, вижу, вот, пряма перед собой такой, понимаешь, блестящий, как бы это сказать, яркий такой, круглый предмет, как это, во, вспомнил: НЛО. Ну, я, ясное дело, испугался, бежать, думаю, надо бы, а куда убежишь, сам подумай, оно, это, на дороге стоит. Вздохнул я поглубже, значит, и как рванул вправо, так сказать, ноги спасли. Вот такие-то дела, понимаешь, это, на свете происходят.
ОБРАЩЕНИЕ
1. Выполнение заданий на карточках.
Спишите, расставьте знаки препинания. Устно охарактеризуйте обращения (чем выражены; распространённые — нераспространённые).
-
Чем вы гости торг ведёте?
-
Прости мне милый друг двухлетнее молчанье:
Писать тебе посланье мне было недосуг.
-
А ты глупец и трус что делаешь ты с нами?
Где должно б умствовать, ты хлопаешь глазами...
-
Балдушка погоди ты морщить море,
Оброк сполна ты получишь вскоре.
-
Подруга дней моих суровых
Голубка дряхлая моя
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня.
Сверьте расстановку знаков препинания с ответом.
-
Чем вы, гости, торг ведёте?
-
Прости мне, милый друг, двухлетнее молчанье:
Писать тебе посланье
-
А ты, глупец и трус, что делаешь ты с нами?
Где должно б умствовать, ты хлопаешь глазами...
-
Балдушка, погоди ты морщить море,
Оброк сполна ты получишь вскоре.
-
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня.
-
Фронтальная работа.
-
«...при обращении к знакомому мы выбираем такое языковое средство, которое в наибольшей степени соответствует потребностям общения в данный момент в связи с признаками как говорящего, так и его собеседника...» (Н. И. Формановская)
Представьте, что у вас есть знакомый, которого зовут Николай Николаевич Васильев. Ему 40 лет. Работает он инженером. Как его называют жена, родители, друзья, дети, племянники, сослуживцы, начальник, сосед по квартире, милиционер, врач, старик Хоттабыч и т. д.?
Если время позволяет, учащимся можно предложить распечатанный на листах шуточный текст для прочтения и комментирования.
Николаю Николаевичу сегодня исполнилось 40 лет. Когда он пришёл на работу, сослуживцы бросились к нему с радостными возгласами:
Но речь коллег была прервана появившимся директором.
После работы, уставший, но довольный, наш герой отправился домой. И тут настроение его чуть было не испортилось.
Николай Николаевич по рассеянности пошёл через улицу на красный свет, но свисток милиционера вернул его к действительности.
-
Что же вы, гражданин, нарушаете правила?
-
Да мне сегодня 40 стукнуло, — невпопад оправдывался именинник.
-
Ну что ж, честь имею. Примите мои поздравления, — козырнул страж порядка.
Войдя в подъезд своего дома, наш герой услышал возгласы странного на вид старика, стоявшего в кабине лифта и не понимающего, почему тот не трогается с места. Николай Николаевич вошёл в лифт, нажал необходимую кнопку и довёз злополучного старичка до нужного ему этажа, за что был осыпан неожиданными похвалами:
-
О, повелитель лифта! О, прекраснейший из жителей подъезда, да будут благословенны твои дни, — слышал именинник, поднимаясь на лифте на свой этаж.
Усмехаясь, он открыл дверь и услышал радостные возгласы:
-
Ну наконец-то, Коля! А к тебе гости, — улыбнулась жена.
-
Папочка, папуля, поздравляем тебя! — бросились к нему сыновья.
-
Сыночек, Николенька, счастья тебе, — сквозь слёзы поздравила его мать.
-
Дядь Коль, прими; мои поздравления, — пробасил племянник...
Что ж, оставим нашего героя наедине с близкими. Доброе слово, хорошее, вежливое обращение — уже само по себе подарок.
-
Обобщение изученного (самое тельная работа).
-
Расставьте знаки препинания. Запишите только те предложения, в кот есть вводные слова.
-
О человеке надо судить не столы его словам сколько по его делам. По его словам в этой местности хорошо охотиться
-
Напротив школа находилась в другом переулке. Напротив находилась школа.
-
Письмо должно быть доставлено как можно быстрее. Было должно быть поздно.
-
Словом можно поддержать чело Словом его необходимо поддержать сейчас.
-
Расставьте знаки препинания, охарактеризуйте предложения.
-
Уходя гасите свет!
-
Ах лето красное любил бы я тебя
-
Судя по всему наши далекие п; поклонялись воде.
-
Я слышал что воду считали святой.
-
Расставьте знаки препинания кройте скобки, поставив, где нужно, о
-
Как по(?)вашему можно решит задачу?
-
Как(?)бы не опоздать на поезд!
-
По(?)нашему предположению, в этих местах должна быть нефть.
-
Первые классы были небольшими во(?)вторых сидело по 30 учеников.
Проверьте выполнение задания.
-
По его словам, в этой местности хорошо охотиться. Напротив, школа находилась в другом переулке. Было, должно быть, очень поздно. Словом, его необходимо сжать сейчас.
-
Уходя, гасите свет! (Простое осложнённое предл-е.)
Ах, лето красное, любил бы я тебя! (Простое осложнённое предл-е.)
Судя по всему, наши далекие предки поклонялись воде. (Простое осложнённое предл-е)
Я слышал, что воду считали святой (СПП.)
-
Как, по-вашему, можно решить дачу?
Как бы не опоздать на поезд!
По нашему предположению, в этих местах должна быть нефть.
Первые классы были небольшими, во вторых сидело по 30 учеников.
-
Подведение итогов и рефлексия