Тема урока: «Азбука, азбука каждому нужна…» Музыкальная азбука.
ФИО учителя: Стопкина Н.Н.
ФИО методиста: Дорохина Л.А.
Цель урока: создание условий для знакомства обучающихся с элементами нотной записи с целью дальнейшего соединения слуховых впечатлений детей со зрительными
Этап урока, продолжительность | Образовательная задача этапа урока | Методы и приёмы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф – фронтальная, И – индивидуальная- ная, П – парная, Г – групповая) | Планируемые результаты | Дидактические средства, Интерактивное оборудование |
Предметные | Метапредметные (П – познавательные, Р – регулятивные, К – коммуникативные) | Личностные |
1.Организационный этап, 0,5 – 2 мин | Проверка подготовленности обучающихся к проведению урока | Словесный | – Здравствуйте, я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке. Меня зовут Анастасия Дмитриевна, я проведу у вас урок музыки. – Поместите на парту только нужные для урока вещи. Сядьте ровно, выпрямите спины, улыбнёмся и пожелаем друг другу удачи. | Приветствуют студента | Ф | | К: слушать и понимать речь других; вступать в беседу на уроке | Сформировать положительное отношение к учебной деятельности | |
2. Актуализация знаний, целеполагание 10 мин | азвивать эмоционально-образную сферу учащихся | Сравнение и контрастное сопоставление | – Мы с вами продолжаем знакомиться с музыкой. – Когда вы еще не ходили в школу, ваши мамы, папы, бабушки и дедушки учили вас буквам и цифрам. – Чтобы знать буквы, нужно выучить азбуку. А азбука — это алфавит. В нашем алфавите 33 буквы. – Первую славянскую азбуку создали два брата — Кирилл и Мефодий. И произошло это тысячу лет назад. – Только буквы тогда, читались по-другому. Например, буква «А» читалась как буква «Аз», буква «Б» читалась как «Буки». – От этих начальных названий букв «Аз» и «Буки» и произошло слово «азбука». – Когда вы выучите алфавит, все буквы можно будет складывать вместе, и у нас будут получаться слоги, а если слоги соединить вместе — получатся слова. – Потом мы сможем читать книжки. А книжки рассказывают обо всем на свете. – Прослушаем песенку о буквах. – Буквы нам нужны, чтобы уметь писать и читать. А чтобы уметь считать, нам нужны цифры. | Актуализируют знания Внимательно слушают | Ф, И | Адекватное восприятие музыкальных произведений, осознание многозначности содержания их образов | К: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; Р: определять план выполнения задания; П: анализ музыкального произведения | Формирование ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований | Презентация (слайд 2,3,) |
3.Усвоение новых знаний и способов действий 10 мин | Познакомить обучающихся с элементами нотной записи с целью дальнейшего соединения слуховых впечатлений детей со зрительными | Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки | – На уроках математики вы изучаете цифры, их всего 10: 0;1;2;3;4;5;6;7;8;9; эти цифры можно по-разному складывать. Соединяя разные цифры, будут получаться новые названия. Например, если один и ноль соединить вместе, то получится цифра десять. Различная комбинация цифр приводит к определенным значениям. – Мы сейчас с вами выучим попевку про первый класс. Я у вас спрошу: Первый класс, первый класс, Сколько грамотных у вас? – А вы мне ответите: Тридцать три, тридцать три, Все открыли буквари. – Давайте попробуем вместе – я вас спрашиваю: Первый класс, первый класс, Сколько грамотных у вас? Вы мне отвечайте: Тридцать три, тридцать три, Все открыли буквари. – А в музыке, как вы уже знаете, есть ноты, их всего семь: до; ре; ми; фа; соль; ля; си. ДО на черточке короткой Ниже всех сидит сироткой. РЕ под первой линией, Жмется к ней, как кошка. МИ сидит на линии, ФА глядит в окошко, СОЛЬ опять на линии, ЛЯ в окошке снова, СИ на третьей линии Песни петь готово, ДО в окошке справа, Вот и вся ОКТАВА! – Послушаем песню «Нотный хоровод» – Если расставить ноты по-разному, то получится мелодия. Но помимо нот в музыке есть еще очень много знаков, и это все называется музыкальной азбукой. Физкультминутка. | Внимательно слушают студента. Исполняют попевку | Ф | Формирование общего представления о музыкальной картине мира Знакомиться с элементами нотной записи. | П: классификация музыкальных объектов, построение логической цепи рассуждения; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Р: внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия | Стремление реализации своего творческого потенциала | Презентация (слайд 5,6,7) Музыкальное сопровождение |
3.Продолжение работы по теме урока, 10 мин | Познакомить обучающихся с элементами нотной записи с целью дальнейшего соединения слуховых впечатлений детей со зрительными | Информационно-коммуникативные технологии (Интернет-ресурсы, презентации) | – Мы уже знакомились с главным знаком, – это скрипичный ключ. – С помощью ключа мы сможем пропеть ноты на нотном стане, которые написаны композиторами. Нотный стан тут на замке. Ключ – у ноты «соль» в руке. От замков ключи различны, У неё же – Ключ скрипичный. Это ключ – совсем особый – Открывает нотный стан, Приглашает всех садиться Аккуратно по местам. – Есть такие композиторы, которые сочинили песни про буквы и про азбуку. Давайте сегодня выучим красивую песню, которая называется «Азбука». – Слова этой песни придумала поэтесса Зоя Петрова, а музыку сочинил Аркадий Островский. Давайте познакомимся со словами из песни. Если хочешь много знать, Многого добиться, Обязательно читать Должен научиться. Припев: Азбука, азбука Каждому нужна. Нам поможет книжки Прочитать она! 2 Надо буквы нам писать Аккуратно в строчку, Надо их запоминать Без ошибок, точно. Припев. 3 Книжки могут рассказать Обо всем на свете. Очень любят их читать Взрослые и дети. Припев. | Внимательно слушают студента. Исполняют песню. | Ф | Исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров | П: установление причинно -следственных связей, подведение под понятие, построение логической цепи рассуждений; К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Формирование эмоционально - нравственного отношения к музыкальному образу | Презентация(слайд 9,10,11) Музыкальное сопровождение |
4. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности, 3 мин | Выявить уровень освоенности знаний, приобретённых на уроке | Метод художественного контекста | – Ребята наш урок подходит к концу. Продолжите фразу: Я узнал, что …. Мне удалось…. Мне понравилось…. Я запомнил … . – Спасибо за урок до свидания. | Отвечают на вопросы студента | Ф | | Р: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом | |