Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука безопасности» для учащихся 2-го класса разработана на основе авторской программы Рыбальченко Н.В, «Азбука безопасности» методиста МБОУ ДПО (ПК) «СОГИУУ», в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.
Основной формой организации образовательного процесса в рамках реализации данной программы внеурочной деятельности являются занятия, организация и проведение которых предполагает:
задания, требующие поиска дополнительных сведений в справочниках, энциклопедиях, учебниках и прочих изданиях, в том числе по другим предметам;
задания, при выполнении которых в конкретных ситуациях ученик должен делать самостоятельные выводы на основе сообщаемых сведений;
игровые задания, при выполнении которых происходит взаимодействие ученика с двумя или более учащимися, формирование и отработка навыка коллективной работы на достижение положительного результата;
имитационные игры, в которых происходит взаимодействие ученика с двумя или более учащимися, формирование и отработка навыков безопасности в повседневной жизни, чрезвычайных и экстремальных ситуациях (спортивные игры, ролевые игры и т.д.);
задания, требующие самостоятельного выбора способа организации получаемой информации, определения последовательности действий, относительного расположения объектов;
задания, предполагающие выполнение самостоятельных действий с техникой для приема или передачи информации об экстремальных ситуациях: безопасный разговор по телефону с незнакомым человеком, вызов службы спасения МЧС, «скорой помощи» и т. д.;
задания, предполагающие выполнение самостоятельных действий после оповещения населения о чрезвычайных ситуациях (сообщения по радио, телевидению и т. д.).
№ п/п | Тема учебного занятия | Форма занятия | Характеристика деятельности обучающихся (основные учебные умения и действия) | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Примечания |
| Теория | Практика | план | факт |
I Введение 1ч |
1.1 | Вводное занятие | диалог | Понимать учебную задачу, стремиться ее выполнить. | | 1ч | 06.09 | | |
II Дорожная азбука 9ч |
2.1 | Дорога в школу и домой | игра | Правила дорожного движения. Безопасность на улицах и дорогах. Правила перехода проезжей части и перекрестков. | Составление безопасного маршрута «Путь в школу». Игра «Безопасный путь» (компьютерная игра). | 1ч | 13.09 | | |
2.2 2.3 | Пешеход, водитель, пассажир | диалог творчество | Понятия «пешеход», «водитель», «пассажир». Правила дорожного движения для различных категорий участников дорожного движения. | Сочинение «Дорожная сказка». | 2ч | 20.09 27.09 | | |
2.4 2.5 | Опасности на улицах и дорогах | диалог игра | Какими бывают опасности. Причины опасных ситуаций на улицах и дорогах. Опасности на дорогах в зимний и летний период. | Составление кроссворда «Опасность на дороге». Дидактическая игра «Можно – нельзя». | 2ч | 04.10 11.10 | | |
2.6 2.7 | Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине | диалог игра | Правила движения пешеходов. Движение пешеходов в городе и за городом. | Подвижная игра «Гуськом» (командная игра-соревнование – кто быстрее пройдет между двумя досками, не задев их). Составление памятки «Правила поведения на шоссе за городом». Заполнение таблицы «Характеристика дорог». | 2ч | 18.10 25.10 | | |
2.8 2.9 | Что означают дорожные знаки | конкурс игра | Регулировка дорожного движения. Дорожные знаки. Сигналы светофора и регулировщика. История появления дорожных знаков и светофора. | Конкурс рисунков «Нарисуй знак». Ролевая игра «Соблюдай ПДД». Дидактическая игра «Исправим подписи к знакам». | 2ч | 08.11 15.11 | | |
III Азбука безопасности 9ч |
3.1 | Основы безопасности | диалог | Понятия «безопасность», «личная безопасность», «социальная безопасность». Система безопасности семьи, общества и государства. Единая дежурно-диспетчерская служба. Телефоны служб спасения и охраны общественного порядка. | | 1ч | 22.11 | | |
3.2 3.3 3.4 | Берегись огня | диалог тренировка игра | Пожар в общественном месте. Паника. Правила поведения при пожаре. Лесные, торфяные пожары. Костры и последствия их разжигания. Предупреждение отравления угарным газом при пожаре. | Изготовление ватно-марлевой повязки. Выполнение норматива по одеванию противогаза. Дидактическая игра «Найди безопасный выход из здания». Учебная эвакуация. | 3ч | 29.11 06.12 13.12 | | |
3.5 3.6 | Безопасность на воде. | диалог игра | Водоемы. Особенности состояния водоемов в разное время года. Правила поведения на водоемах. Правила обращения с водой в быту. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. Правила безопасного поведения на берегу водоемов во время отдыха. | Решение ситуационных задач, составление рассказов по рисунку, отработка навыков пользования спасательным кругом, концом Александрова. | 2ч | 20.12 10.01 | | |
3.7 3.8 3.9 | Если разыгралась стихия….. | диалог диалог конкурс | Понятия «стихия», «стихийные бедствия». Виды стихийных бедствий (землетрясение, цунами, оползень, сель и т.д.). Правила поведения в условиях стихийных бедствий. | Составление схемы «Последовательность действий при….» (по выбору педагога). Конкурс рисунков «Стихийные бедствия». | 3ч | 17.12 24.01 31.01 | | |
IV Азбука здоровья 8ч |
4.1 4.2 | Зачем нам здоровье | диалог конкурс | Понятия «здоровье», «здоровый образ жизни». Способы сохранения и укрепления здоровья. Факторы, укрепляющие здоровье. | Сочинение «Я и мое здоровье». Конкурс плакатов «За здоровый образ жизни». | 2ч | 07.02 14.02 | | |
4.3 4.4 | Личная гигиена | диалог игра | Понятия «гигиена», «личная гигиена». Предметы личной гигиены. Соблюдение личной гигиены. Личная гигиена в дома, в школе, в общественном транспорте, походе. | Дидактическая игра «Выбери предметы личной гигиены». | 2ч | 21.02 28.02 | | |
4.5 4.6 | Вредные привычки | диалог конкурс | Понятие «вредные привычки». К чему ведут вредные привычки. Виды вредных привычек. | Конкурс рисунков «Вредные привычки». | 2ч | 07.03 14.03 | | |
4.7 4.8 | Укрепляй здоровье | игра тренировка | Сохранение и укрепление здоровья. Утренняя гимнастика, зарядка и распорядок дня. Правильное питание – залог здоровья. | Составление распорядка дня. Выполнение упражнений утренней гимнастики зарядки. | 2ч | 21.03 04.04 | | |
V Основы медицинских знаний 7ч |
5.1 | Первая помощь | тренировка | Понятие «первая помощь». Виды и способы оказания первой помощи. | | 1ч | 11.04 | | |
5.2 5.3 | Первая помощь при травмах. | диалог тренировка | Травмы. Виды травм. Причины травматизма людей. Признаки получения травм. Правила оказание первой помощи при различных травмах. Как избежать травм. | Отработка практических навыков по оказанию первой помощи при травмах. | 2ч | 18.04 25.04 | | |
5.4 5.5 | Первая помощь при укусах насекомых и животных, ожогах, порезах | диалог тренировка | Ожоги и порезы. Укусы животных и насекомых. Виды ожогов. Раны, типы ран (открытые и закрытые). Способы оказания первой помощи при открытых и закрытых ранах. Правила оказания первой помощи при укусах животных и насекомых. | Отработка практических навыков по оказанию первой помощи при укусах животных и насекомых, порезах и ожогах. | 2ч | 02.05 16.05 | | |
5.6 5.7 | Первая помощь при отравлении пищевыми продуктами. | смотр знаний соревнование | Пищевые продукты. Понятие «отравление». Порядок действий при пищевых отравлениях. Оказание первой помощи. | Спортивная эстафета с элементами оказания первой помощи. | 2ч | 23.05 | | |