СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Азбука делового общения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока по технологиям Lesson Study по русскому языку (развитие речи) "Азбука делового общения"

Просмотр содержимого документа
«Азбука делового общения»

Открытый урок русского языка LS в 10 классе 27.01.2023 г.

Класс:10в

Форма проведения: деловая игра-практикум

Тема урока: Азбука делового человека

Цели урока: 1. Познакомить учащихся с некоторыми видами деловых бумаг.

2. Развивать устную и письменную связную речь. Развивать навык редактирования текста официально-делового стиля. Развитие языковой наблюдательности.

3.Воспитывать гражданское самосознание.

Оборудование: презентация, шаблоны документов.

Технологии: технология проблемного обучения, групповые технологии, здоровьесберегающая технология, технология развивающего обучения, ИКТ


Ход урока

Слайд 1(тема)

1.Целеполагание.

Вы ученики 10 класса. Пройдет несколько лет, вы окончите учебные заведения. Больше не будет ни экзаменов, ни двоек, ни зачетов. Начинается новая жизнь – взрослая, самостоятельная. Вы окунетесь в эту жизнь и встретитесь с ''морем'' деловых бумаг. В наше время нельзя стать успешным человеком без навыков оформления деловых бумаг.

2. Тема, постановка целей.

Тема нашего урока– «Азбука делового человека», на нем мы научимся составлять деловые бумаги. Разделитесь, пожалуйста, на группы по 3 человека:

1 группа с Алгысом: Алина, Руслан; Сарыал?;

2 группа с Аней: Петя, Алеша, Стас;

3 группа с Нарияной: Ньургун, Настя;

вам предстоит решать непростые задачи. Оценивать вас будут «эксперты взрослой жизни», наши гости, также в каждой группе есть эксперты – проверяющие Алгыс, Аня, Нарияна.

3. Новый материал.

1 задание – «Заявление».

Представьте себе, что вы успешно окончили школу и поступили в Учебное заведение, в котором вам полагается получить материальную помощь/поощрение как студент-отличник или как студент-спортсмен или активист, но для обоснования вам требуется сообщить об этом руководство учебного заведения. С какой первой деловой бумагой вы столкнетесь? Выберите правильный ответ (на экране):

Слайд 2

расписка, заявление, характеристика, протокол,

доверенность, автобиография, резюме, удостоверение

Правильный ответ: заявление. Ваша задача: написать заявление о назначении материальной помощи для студента (коллективно составляют заявление). По жребию выбирается эксперт, ищущий информацию о правилах заполнения заявления? Теперь ваши работы оценят наши эксперты в группах (заявления отдаются экспертам.)

Слайд 3.

Комментарий учителя. Заявление – 1. Официальное сообщение в устной и письменной форме. 2. Письменная просьба о чем-нибудь. Заявление включает:

- наименование адресата, которому направляется заявление (название учреждения или должностного лица с указанием фамилии, имени, отчества; эта часть заявления располагается по правой стороне листа);

- фамилию, имя, отчество и должность заявителя, которые пишутся в родительном падеже без предлога (эта часть тоже располагается по правой стороне листа);

- наименование документа (пишется с маленькой буквы посередине строки; после слова «заявление» ставится точка);

- текст просьбы с кратким ее обоснованием (пишется с красной строки);

- подпись заявителя (пишется внизу справа).

- дата (ставится слева под текстом ниже подписи).

На экране и у вас на столах – пример заявления. Исправить замеченные ошибки (работают в группах, кто заметит больше)

Слайд 4.

__________________________________________________________________________

Директору МБОУ «Покровская СОШ № 1»
Шишигину С.С.
от Старкова Игоря

Заявление

Прошу принять меня на работу учителем истории. Прошу не отказывать в моей просьбе. Я буду очень старатся.

27 августа 2023 год

Старков.

_________________________________________________________________________

Ошибки: Нет отчества, предлог, с большой буквы, нет точки, стиль, подпись не справа, дата стоит выше подписи, орфографическая ошибка в слове стараться.

Излишне, может быть, говорить об эстетичности оформления, но, к сожалению, в реальной жизни встречаются неаккуратно оформленные, на чем попало написанные неразборчивым почерком заявления. Оформляя таким образом документ, человек проявляет свое неуважение к тому, кто будет знакомиться с документом.

Физкультминутка: гимнастика для глаз (по жребию)

2 задание – «Резюме».

В настоящее время человек, ищущий работу, направляет документ работодателю или компании по подбору персонала в ответ на объявление о вакансии (свободной должности). Как называется этот документ (выберите из представленных записей). Правильный ответ – резюме.

(Что такое резюме, сообщает один из учеников, он выполнял индивидуальную работу – искал в Интернете по жребию)

Ученик:

Резюме – документ, в котором в краткой, но емкой форме изложены основные сведения об образовании, о профессиональном опыте, трудовой биографии и личных данных человека.

Резюме оформляется в печатном виде, если только в объявлении не сказано, что резюме должно быть написано от руки. Главная задача при составлении резюме – как можно более выигрышно и в то же время предельно объективно представить себя и свою рабочую биографию. Очень важно уметь выделить из собранной персональной информации ту, которая непосредственно относится к выбранной работе. Это касается и образования, и опыта работы, и личных качеств, и характеристики дополнительных навыков. Простое, удобное для восприятия резюме сразу привлечет внимание и создаст благоприятное первое впечатление.

Вам будет представлен план резюме (распечатано каждому). Вы должны составить резюме для человека, который хочет получить должность менеджера в строительной компании.

Слайд № 7

План резюме

  1. Фамилия, имя, отчество.

  2. Возраст.

  3. Цель поиска.

  4. Образование.

  5. Опыт работы.

  6. Качества вашего характера, необходимые для работы, на которую вы претендуете.

  7. Наличие дополнительных сведений о себе.

  8. Почтовый и электронный адрес.

  9. Подпись.

  10. Дата.

Задание на дом – «Автобиография». При поступлении на работу требуется автобиография – описание своей жизни. Исправьте следующий текст после комментария учителя.

Как деловой документ автобиография состоит обычно из следующих элементов:

Слайд 5.

  1. Наименование (заголовок) документа.

  2. Фамилия, имя, отчество.

  3. Дата рождения (число, месяц, год).

  4. Место рождения (село, город, район, область, республика и т.д.)

  5. Родители (их полное имя и отчество, чем занимаются).

  6. Образование (когда, где и какую школу и другие учебные заведения окончил).

  7. Прохождение службы в армии (для военнообязанных).

  8. Трудовая деятельность (где, кем и когда работал и занимаемая должность в настоящее время).

  9. Состав семьи.

  10. Поощрения, награждения (если имеются).

  11. Подпись (справа).

  12. Дата (слева).

Слайд 6.

«Я, Третьякова Елена Ивановна, родилась в городе Покровске, а именно в Хангаласском районе, 12 ноября 1997 года. Следовательно, по знаку зодиака я - скорпион, родилась в год Собаки. Моя мама, Третьякова Наталья Валентиновна, - домохозяйка. Это очень сложный труд. Мой папа – Третьяков Иван Павлович, - директор одной из торговых фирм г. Покровска. У меня есть еще сестричка и братик. Они еще в школу не ходят, маленькие. Также есть у меня двоюродная сестра, ей 12 лет. Проучилась я в школе № 1, можно сказать, нормально. Затем выучилась на медсестру в мединституте. Учителя и там, и там говорили, что я прилежная. В свободное время читаю книги, катаюсь на коньках, хожу по магазинам, но больше смотрю телик. Особенно мне нравятся «Поле чудес», интересный там ведущий – Леонид Якубович. Очень хочу поступить работать в вашу поликлинику.

7.06.23 г.

Выслушиваем замечания и исправления учеников.

Рефлексия - Жребий

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рук учителя жребий:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…



Заключительное слово учителя. Вы прошли еще не всю «Азбуку делового человека». Я надеюсь, что вы запомнили эти первые уроки и примените их в своей жизни на практике. И последнее наставление: не забывайте, что составляете ДЕЛОВОЙ документ, значит, стиль должен быть какой? Официально-деловой. Желаю удачи, спасибо за урок.







Лист 1.


План заявления

  1. - наименование адресата, которому направляется заявление (название учреждения или должностного лица с указанием фамилии, имени, отчества; эта часть заявления располагается по правой стороне листа);

  2. - фамилию, имя, отчество и должность заявителя, которые пишутся в родительном падеже без предлога (эта часть тоже располагается по правой стороне листа);

  3. - наименование документа (пишется с маленькой буквы посередине строки; после слова «заявление» ставится точка);

  4. - текст просьбы с кратким ее обоснованием (пишется с красной строки);

  5. - подпись заявителя (пишется внизу справа).

  6. - дата (ставится слева под текстом ниже подписи).


План автобиографии

  1. Наименование (заголовок) документа.

  2. Фамилия, имя, отчество.

  3. Дата рождения (число, месяц, год).

  4. Место рождения (село, город, район, область, республика и т.д.)

  5. Родители (их полное имя и отчество, чем занимаются).

  6. Образование (когда, где и какую школу и другие учебные заведения окончил).

  7. Прохождение службы в армии (для военнообязанных).

  8. Трудовая деятельность (где, кем и когда работал и занимаемая должность в настоящее время).

  9. Состав семьи.

  10. Поощрения, награждения (если имеются).

  11. Подпись (справа).

  12. Дата (слева).




План резюме

  1. Фамилия, имя, отчество.

  2. Возраст.

  3. Цель поиска.

  4. Образование.

  5. Опыт работы.

  6. Качества вашего характера, необходимые для работы, на которую вы претендуете.

  7. Наличие дополнительных сведений о себе.

  8. Почтовый и электронный адрес.

  9. Подпись.

  10. Дата.




Лист 2.



Директору МБОУ «Покровской СОШ № 1»
Шишигину С.С.
от Старкова Игоря

Заявление

Прошу принять меня на работу учителем истории. Прошу не отказывать в моей просьбе. Я буду очень старатся.

27 августа 2023 год

Старков.

_________________________________________________________________



Автобиография

«Я, Третьякова Елена Ивановна, родилась в городе Покровске, а именно в Хангаласском районе, 12 ноября 1997 года. Следовательно, по знаку зодиака я - скорпион, родилась в год Собаки. Моя мама, Третьякова Наталья Валентиновна, - домохозяйка. Это очень сложный труд. Мой папа – Третьяков Иван Павлович, - директор одной из торговых фирм г. Покровска. У меня есть еще сестричка и братик. Они еще в школу не ходят, маленькие. Также есть у меня двоюродная сестра, ей 12 лет. Проучилась я в школе № 1, можно сказать, нормально. Затем выучилась на медсестру в мединституте. Учителя и там, и там говорили, что я прилежная. В свободное время читаю книги, катаюсь на коньках, хожу по магазинам, но больше смотрю телик. Особенно мне нравятся «Поле чудес», интересный там ведущий – Леонид Якубович. Очень хочу поступить работать в вашу поликлинику.

7.06.23 г.













Самоанализ урока.

Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность именно ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру.


Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:

- соответствие концепции гуманизации образования;

-преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;

-использование личностно ориентированного обучения;

-поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;

-соответствие социокультурной потребности современного общества;

-самостоятельной творческой деятельности.


Основными целями инновационного обучения являются:

- развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и

творческих способностей учащихся;

-формирование личностных качеств учащихся;

-выработка умений, влияющих на учебно-познавательную

деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;

- развитие различных типов мышления;

- формирование качественных знаний, умений и навыков.


Данными целями определяются и задачи инновационного обучения:

- оптимизация учебно-воспитательного процесса;

-создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;

-выработка долговременной положительной мотивации к обучению;

-включение учащихся в креативную деятельность;

- тщательный отбор материала и способов его подачи.

В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:

- развивающее обучение;

- проблемное обучение;

-развитее критического мышления;

-дифференцированный подход к обучению;

- создание ситуации успеха на уроке .

Основными принципами инновационного обучения являются:

- креативность (ориентация на творчество) ;

-усвоение знаний в системе;

-нетрадиционные формы уроков;

- использование наглядности.

Самоанализ урока.


Тема урока: Азбука делового человека.

Тему, выбранную для этого урока, считаю актуальной, т.к. жизнь требует культуры общения не только в семье, со сверстниками, но и в будущей профессиональной деятельности (перед нами ученики 10 класса). Знания и умения, полученные на этом уроке, безусловно, пригодятся в жизни. В дальнейшем планирую продолжить работу в этом направлении (автобиография - домашняя работа)

Целями своего занятия я поставила:

1.Познакомить учащихся с некоторыми видами деловых бумаг (заявление, автобиография, резюме)

2. Развивать устную и письменную связную речь. Развивать навык редактирования текста официально-делового стиля. Развивать языковую наблюдательность, языковое чутьё.

3.Воспитывать гражданское самосознание.


Форма проведения - деловая игра-практикум

Одной из основных целей инновационного обучения является развитие коммуникативных и лингвистических способностей (компетенций) учащихся, т.е. развитие умения общаться, работать с текстом любого стиля, подбирать самостоятельно лингвистические единицы и использовать их в соответствии с речевой ситуацией.

На данном уроке мы работали с текстами официально-делового стиля речи.

Вашему вниманию был представлен пример анализа и редактирования текста. Редактирование – один из видов работы над текстом, направленный на совершенствование написанного. Создание текста, работа над совершенствованием написанного – это творческий процесс, опирающийся не только на знания, но и на языковое чутьё, чувство языка.

На данном уроке я использовала индивидуальную работу (работа учеников-экспертов), работу в группах (написание заявления) и фронтальную работу.

Объяснение нового материала эффективнее, если подкрепляется наглядностью, что позволяет уравновесить словесную и образную формы мышления. Учащимся в работе с официальными документами важно не только знать, что писать, но и как грамотно оформить документ, поэтому я использовала медиапроектор, раздаточный материал.

Домашнее задание я дала в нетрадиционной форме. Думаю, учащимся будет интересно писать автобиографию, это позволяет развивать навык самоанализа (учащиеся сами будут анализировать свои деловые, человеческие качества, оценивать свои знания, умения, навыки).





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!