СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Азбука добра.Программа внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Азбука добра.Программа внеурочной деятельности»

61


Рабочая программа внеурочной деятельности

проблемно-ценностное общение

Этика. Азбука добра

Пояснительная записка

1-4 класс

Нормативную правовую основу настоящей рабочей программы курса внеурочной деятельности «Этика. Азбука добра»» составляют следующие документы.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100.)

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101.)

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования». (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69676.)

Примерная рабочая программа по воспитанию для общеобразовательных организаций, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. (Протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22.)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Этика. Азбука добра» составлена на основе авторской программы «Этика: азбука добра» И. С.Хомяковой, В. И. Петровой.

Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения - наиболее интересны для детей данного возраста.

Основная цель - формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.

Задачи:

  • Познакомить детей с общечеловеческими нормами нравственности.

  • Научить приемам и правилам ведения дискуссии, уважать себя и своего товарища.

  • Воспитывать у учащихся стремление быть культурным человеком в обществе, быть опрятным, организованным, вежливым.

Общая характеристика курса.

Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»), так и во внеурочной деятельности школьников в форме кружка «Этика. Азбука добра».

Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.

Для этого используются разнообразные методы работы с детьми: личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка; стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения; развивающие нравственное сознание; активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.

Содержание программы ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.

Место курса в учебном плане

Курс рассчитан на 33 часа в 1 классе, по 1 часу в неделю, 34часа в 2-4 классе.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Содержание программы кружка раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности).

Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу.

Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация -поведение - правило; от правила - к поведению. Оценка нравственных поступков.

Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего образования.

Гражданское Патриотическое направление воспитания:

Знающий и любящий свою малую родину, свой край. Имеющий представление о своей стране, Родине – России, ее территории, расположении.

Сознающий принадлежность к своему народу, проявляющий уважение к своему и другим народам.

Сознающий свою принадлежность к общности граждан России;

Понимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и будущему своей малой родины, родного края, своего народа, российского государства.

Имеющий первоначальные представления о своих гражданских правах и обязанностях, ответственности в обществе.

Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение.

Духовно- нравственное направление воспитания:

Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека.

Умеющий анализировать свои и чужие поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, давать нравственную оценку своим поступкам, отвечать за них.

Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие любых форм поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям.

Понимающий необходимость нравственного совершенствования, роли в этом личных усилий человека, проявляющий готовность к самоограничению своих потребностей.

Владеющий первоначальными навыками общения с людьми разных народов, вероисповеданий.

Знающий и уважающий традиции и ценности своей семьи, российские традиционные семейные ценности (с учетом этнической, религиозной принадлежности).

Владеющий первоначальными представлениями о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению.

Знающий и соблюдающий основные правила этикета в обществе.

Эстетическое направление воспитания:

Проявляющий уважение и интерес к художественной

культуре, восприимчивость к разным видам искусства, творчеству своего народа, отечественной и мировой художественной культуре.

Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусства.

Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей.

Физическое направление воспитания:

Соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде.

Ориентированный на физическое развитие, занятия физкультурой и спортом.

Бережно относящийся к физическому здоровью и

душевному состоянию своему и других людей.

Владеющий основными навыками личной и

общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе.

Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учетом возраста.

Трудовое направление воспитания:

Сознающий ценность честного труда в жизни человека, семьи, народа, общества и государства.

Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам своего труда и других людей, прошлых поколений.

Выражающий желание участвовать в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности.

Проявляющий интерес к разным профессиям.

Экологическое направление воспитания:

Понимающий ценность природы, окружающей среды, зависимость жизни людей от природы.

Способный правильно оценивать влияние людей, в том числе собственного поведения, на состояние природы, окружающей среды.

Проявляющий любовь к природе, бережное отношение, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам.

Выражающий готовность осваивать первоначальные навыки охраны природы, окружающей среды и действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами.

Познавательное направление воспитания:

Выражающий познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах как компонентах единого мира, многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, о науке, научном знании, научной картине мира.

Проявляющий уважение и интерес к науке, научному знанию в разных областях.

Обладающий первоначальными навыками исследовательской деятельности.

Результаты освоения курса

Личностные результаты

В процессе освоения материалов факультатива ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.

Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.

Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы - всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.

Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации?Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).

Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах факультатива содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме - о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.

В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др. Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4-ому классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.

Программа может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родителями. Возможно привлечение заинтересованных учащихся и педагогов дополнительного образования. Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.

Содержание программы

Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе).

  • Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой.

  • Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.

  • Школьные перемены как время активного отдыха, игры.

  • Поведение в столовой, правила поведения за столом.

Универсальные учебные действия

  • Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации. Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).

  • Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках.Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

  • Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

  • Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их

оценивание.

Универсальные учебные действия

  • Использовать в речи слова вежливости.

  • Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме,

  • анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.

  • Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию).

  • Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.

  • Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

О трудолюбии.

  • Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность

  • школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду.

  • Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

  • Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).

  • Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.

Универсальные учебные действия

  • Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его.

  • Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.

Культура внешнего вида.

  • Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

  • Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

  • Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Универсальные учебные действия

  • Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях.

  • Оценивать внешний вид человека.

Внешкольный этикет.

  • Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

  • Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и др.

  • Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.

Универсальные учебные действия

  • Использовать доброжелательный тон в общении.

  • Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в

общественных местах.

В результате прохождения программного материала к концу 1 класса учащиеся получат знания и умения:

  • Отличие понятий «этика» и «этикет».

  • Правила вежливости и красивых манер.

  • Заповеди и соответствующие притчи.

  • Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.

  • Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.

  • Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.

  • Быть доброжелательными.

  • Соблюдать заповеди.

  • Сострадать животным, не обижать их.

  • Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.

  • Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.

  • Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.

У учащихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

Личностные универсальные учебные действия:

У выпускника будут сформированы:

  • ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так ипоступков окружающих людей;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

Выпускник получит возможность для формирования:

  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Формы организации и виды деятельности

  • групповая, парная, фронтальная работа,-практические занятия с элементами игр,

  • чтение и анализ текстов,

  • просмотр и анализ видеороликов,

  • ролевые и сюжетные игры,

  • викторины,

  • конкурсы,

  • ребусы, загадки, шарады,

  • инсценировки,

  • иллюстрирование.

  • практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов,

  • поиск путей выхода из конфликтной ситуации, коррекция поведения: преодоление ссор, драк, признание своей вины,

  • оценка нравственного содержания ситуации.

Список литературы:

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.

  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.

  3. Хомякова И. С., Петрова В.И. Этика: азбука добра. / Сборник программ внеурочной деятельности.-М : Вентана- Граф-2011.

  4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.

  5. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.

  6. Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.

  7. ТисленковаИ.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательнойработыи классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.

  8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.

  9. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.

















Этика. Азбука добра

2 класс

Пояснительная записка


Рабочая программа внеурочной деятельности «Этика. Азбука добра» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы «Этика: азбука добра» И. С.Хомяковой, В. И. Петровой.

Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения - наиболее интересны для детей данного возраста.


Основная цель - формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.


Задачи:

  • Познакомить с правилами вежливости и красивых манер.

  • Научить заповедям нравственности, выполнению обещаний, этикету в театре, кино, на выставке, в музее.

  • Научить правилам поведения на дне рождения.


Общая характеристика курса.

Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»), так и во внеурочной деятельности школьников в форме кружка «Этика. Азбука добра».

Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.

Для этого используются разнообразные методы работы с детьми: личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка; стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения; развивающие нравственное сознание; активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.

Содержание программы ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.


Место курса в учебном плане

Курс рассчитан на 34 часа во 2 классе в год, по 1 часу в неделю.


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Содержание программы кружка раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности).

Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу.

2 класс: Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.


Результаты освоения курса

Личностныерезультаты

В процессе освоения материалов факультатива ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.

Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.

Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы - всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.

Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации?Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).

Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах факультатива содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме - о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.

В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др. Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4-ому классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находитьнужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.

Программа может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родителями. Возможно привлечение заинтересованных учащихся и педагогов дополнительного образования. Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.


Содержание программы

Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе).

  • Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой.

  • Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.

  • Школьные перемены как время активного отдыха, игры.

  • Поведение в столовой, правила поведения за столом.

Универсальные учебные действия

  • Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации. Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).

  • Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках.Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

  • Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

  • Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их

оценивание.

Универсальные учебные действия

  • Использовать в речи слова вежливости.

  • Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме,

  • анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.

  • Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию).

  • Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.

  • Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

О трудолюбии.

  • Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность

  • школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду.

  • Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

  • Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).

  • Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.

Универсальные учебные действия

  • Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его.

  • Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.

Культура внешнего вида.

  • Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

  • Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

  • Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Универсальные учебные действия

  • Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях.

  • Оценивать внешний вид человека.

Внешкольный этикет.

  • Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

  • Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и др.

  • Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.

Универсальные учебные действия

  • Использовать доброжелательный тон в общении.

  • Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в

общественных местах.


В результате прохождения программного материала к концу 2 класса учащиеся получат знания и умения:

  • Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.

  • Заповеди и правила этикета.

  • О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб»Г. X.Андерсена).

  • Афоризмы.

  • Исполнять заповеди.

  • Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.

  • Выполнять общение.

  • Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.

  • Исполнять ментальную зарядку как один из способов самоконтроля в самовоспитании.



Формы организации и виды деятельности

  • групповая, парная, фронтальная работа,-практические занятия с элементами игр,

  • чтение и анализ текстов,

  • просмотр и анализ видеороликов,

  • ролевые и сюжетные игры,

  • викторины,

  • конкурсы,

  • ребусы, загадки, шарады,

  • инсценировки,

  • иллюстрирование.

  • практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов,

  • поиск путей выхода из конфликтной ситуации, коррекция поведения: преодоление ссор, драк, признание своей вины,

  • оценка нравственного содержания ситуации.



Список литературы:

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.

  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.

  3. Хомякова И. С., Петрова В.И. Этика: азбука добра. / Сборник программ внеурочной деятельности.-М : Вентана- Граф-2011.

  4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.

  5. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.

  6. Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.

  7. ТисленковаИ.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательнойработыи классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.

  8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.

  9. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.






Этика. Азбука добра

3 класс

Пояснительная записка


Рабочая программа внеурочной деятельности «Этика. Азбука добра» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы «Этика: азбука добра» И. С.Хомяковой, В. И. Петровой.

Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения - наиболее интересны для детей данного возраста.


Основная цель - формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.


Задачи:

  • Способствовать усвоению младшими школьниками круга обязанностей и правил поведения в школе и дома.

  • Научить различать добро и зло, давать правильную оценку различным поступкам, уважать чужое мнение, будучи несогласным, с ним.

  • Раскрыть сущность правильного вежливого отказа, несогласия общения с разными людьми, сострадание к чужому горю.


Общая характеристика курса.

Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»), так и во внеурочной деятельности школьников в форме кружка «Этика. Азбука добра».

Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.

Для этого используются разнообразные методы работы с детьми: личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка; стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения; развивающие нравственное сознание; активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.

Содержание программы ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.


Место курса в учебном плане

Курс рассчитан на 34 часа в 3 классе в год, по 1 часу в неделю.


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Содержание программы кружка раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности).

Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу.

3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка -мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.


Результаты освоения курса

Личностные результаты

В процессе освоения материалов факультатива ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.

Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.

Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы - всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.

Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации?Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).

Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах факультатива содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме - о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.

В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др. Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4-ому классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находитьнужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.

Программа может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родителями. Возможно привлечение заинтересованных учащихся и педагогов дополнительного образования. Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.

Содержание программы

Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе).

  • Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой.

  • Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.

  • Школьные перемены как время активного отдыха, игры.

  • Поведение в столовой, правила поведения за столом.

Универсальные учебные действия

  • Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации. Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).

  • Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках.Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

  • Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

  • Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их

оценивание.

Универсальные учебные действия

  • Использовать в речи слова вежливости.

  • Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме,

  • анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.

  • Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию).

  • Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.

  • Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

О трудолюбии.

  • Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность

  • школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду.

  • Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

  • Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).

  • Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.

Универсальные учебные действия

  • Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его.

  • Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.

Культура внешнего вида.

  • Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

  • Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

  • Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Универсальные учебные действия

  • Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях.

  • Оценивать внешний вид человека.

Внешкольный этикет.

  • Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

  • Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и др.

  • Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.

Универсальные учебные действия

  • Использовать доброжелательный тон в общении.

  • Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в

общественных местах.

В результате прохождения программного материала к концу 3 класса обучающиеся получат знания и умения

  • Ранее изученные заповеди и афоризмы.

  • Каким должен быть воспитанный человек.

  • Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.

  • Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убеждений.

  • Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.

  • Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.

  • Соблюдать правила вежливости и красивых манер.

  • На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.

  • Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.

  • Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.

  • Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.

  • Быть сострадательными к чужому горю.

  • Не обижать животных и птиц.

  • Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

  • Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.


Формы организации и виды деятельности

  • групповая, парная, фронтальная работа,-практические занятия с элементами игр,

  • чтение и анализ текстов,

  • просмотр и анализ видеороликов,

  • ролевые и сюжетные игры,

  • викторины,

  • конкурсы,

  • ребусы, загадки, шарады,

  • инсценировки,

  • иллюстрирование.

  • практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов,

  • поиск путей выхода из конфликтной ситуации, коррекция поведения: преодоление ссор, драк, признание своей вины,

  • оценка нравственного содержания ситуации.


Список литературы:

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.

  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.

  3. Хомякова И. С., Петрова В.И. Этика: азбука добра. / Сборник программ внеурочной деятельности.-М : Вентана- Граф-2011.

  4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.

  5. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.

  6. Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.

  7. ТисленковаИ.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательнойработыи классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.

  8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.

  9. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.















Этика. Азбука добра

4 класс

Пояснительная записка


Рабочая программа внеурочной деятельности «Этика. Азбука добра» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы «Этика: азбука добра» И. С.Хомяковой, В. И. Петровой.

Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения - наиболее интересны для детей данного возраста.


Основная цель - формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.


Задачи:

  • Познакомить детей с понятием корректного и галантного человека, с нравственным содержанием древних мифов, афоризмами.

  • Научить приемам самоконтроля и самовоспитания.

  • Раскрыть сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми, положительных моральных качеств в достойном поведении.


Общая характеристика курса.

Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»), так и во внеурочной деятельности школьников в форме кружка «Этика. Азбука добра».

Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.

Для этого используются разнообразные методы работы с детьми: личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка; стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения; развивающие нравственное сознание; активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.

Содержание программы ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.


Место курса в учебном плане

Курс рассчитан на 34 часа в 4 классе в год, по 1 часу в неделю.


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Содержание программы кружка раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности).

Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу.

4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов

поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.


Результаты освоения курса

Личностныерезультаты

В процессе освоения материалов факультатива ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.

Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.

Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы - всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.

Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации?Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).

Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах факультатива содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме - о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.

В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др. Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4-ому классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находитьнужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.

Программа может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родителями. Возможно привлечение заинтересованных учащихся и педагогов дополнительного образования. Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.


Содержание программы

Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе).

  • Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой.

  • Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.

  • Школьные перемены как время активного отдыха, игры.

  • Поведение в столовой, правила поведения за столом.

Универсальные учебные действия

  • Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации. Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).

  • Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках.Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

  • Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

  • Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их

оценивание.

Универсальные учебные действия

  • Использовать в речи слова вежливости.

  • Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме,

  • анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.

  • Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию).

  • Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.

  • Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

О трудолюбии.

  • Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность

  • школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду.

  • Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

  • Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).

  • Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.

Универсальные учебные действия

  • Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его.

  • Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.

Культура внешнего вида.

  • Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

  • Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

  • Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Универсальные учебные действия

  • Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях.

  • Оценивать внешний вид человека.

Внешкольный этикет.

  • Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

  • Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и др.

  • Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.

Универсальные учебные действия

  • Использовать доброжелательный тон в общении.

  • Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в

общественных местах.

В результате прохождения программного материала к концу 4 класса обучающиеся получат знания и умения

  • Правила этики и культуры речи.

  • Требования к манерам, чем отличается корректное поведение от галантного.

  • Об источниках наших нравственных знаний.

  • О совести как основе нравственности.

  • Заветы предков. «Поучение» В.Мономаха.

  • Стихотворения о родине (на выбор).

  • Афоризмы. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков.

  • Различать хорошие и плохие поступки.

  • Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.

  • Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.

  • Исполнять заповеди.

  • Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.


Формы организации и виды деятельности

  • групповая, парная, фронтальная работа,-практические занятия с элементами игр,

  • чтение и анализ текстов,

  • просмотр и анализ видеороликов,

  • ролевые и сюжетные игры,

  • викторины,

  • конкурсы,

  • ребусы, загадки, шарады,

  • инсценировки,

  • иллюстрирование.

  • практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов,

  • поиск путей выхода из конфликтной ситуации, коррекция поведения: преодоление ссор, драк, признание своей вины,

  • оценка нравственного содержания ситуации.


Список литературы:

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.

  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.

  3. Хомякова И. С., Петрова В.И. Этика: азбука добра. / Сборник программ внеурочной деятельности.-М : Вентана- Граф-2011.

  4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.

  5. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.

  6. Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.

  7. ТисленковаИ.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательнойработыи классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.

  8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.

  9. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.



































Содержание курса внеурочной деятельности

1 класс

Правила поведения в школе

Правила поведения на уроке и на перемене.

Правила поведения в общественных местах.

Правила поведения в гардеробе.

Правила поведения в столовой.

Правила поведения в библиотеке.

Правила поведения на школьном дворе.


О добром отношении к людям

Что такое «добро и зло».

Что такое «добро и зло».

«Ежели вы вежливы».

«Ежели вы вежливы».

Добрые и не добрые дела.

Добрые и не добрые дела.

Ты и твои друзья.

Ты и твои друзья.

. Помни о других – ты не один на свете.

. Помни о других – ты не один на свете.


Как стать трудолюбивым

«Ученье-Свет, а неученье - тьма».

«Как быть прилежным и старательным».

«Как быть прилежным и старательным».

Наш труд в классе.

Наш труд в классе.

Наш труд в классе.

Мой труд каждый день дома.


Правила опрятности и аккуратности

Культура внешнего вида.

Культура внешнего вида.

Каждой вещи своё место.

Каждой вещи своё место.

Умейте ценить своё и чужое время


Правила поведения на улице и дома.

Как вести себя на улице и дома.

Как вести себя на улице и дома.


Школьный этикет.

Как приветствовать людей и знакомиться с ними.

Как приветствовать людей и знакомиться с ними.

Чему нас научили уроки этики?

2 класс


Культура общения

Этикет (повторение).

Устное приглашение на день рождения.

Письменное приглашение на день рождения.

Встреча гостей.

Развлечение гостей.

Поведение в гостях.

Правила поведения в гостях.

Как дарить подарки.

Какие дарить подарки.


Общечеловеческие нормы нравственности

Заповеди.

Заповеди.

Дал слово держи

Дал слово держи


Дружеские отношения

Дружба каждому нужна.

Дружба верностью сильна

Преданный друг.

О доброте.

О бессердечии.

Об уважительном отношении к старшим.

О зависти.

О скромности.

О доброте и жестокосердии.

В мире мудрых мыслей.

В мире мудрых мыслей.


Понять другого

Золотые правила.

Золотые правила.

Учимся понимать настроение другого

Учимся понимать настроение другого по внешним признакам.

О тактичном поведении.

О бестактном поведении.

Учимся находить хорошее в человеке

Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится.

В мире мудрых мыслей.

Обзор курса за год.



3 класс

Культура общения

Этикет разговора.

Обращение к разным людям.

Обращение к разным людям.

Вежливый отказ, несогласие.

Этикетные ситуации.

Этикетные ситуации.

Афоризмы.

Разговор по телефону.

Играем роль воспитанного человека.


Самовоспитание

Что значит быть вежливым?

Мои достоинства и недостатки.

Мои достоинства и недостатки.

Большое значение маленьких радостей.

О хороших и дурных привычках.

О хороших и дурных привычках.

Афоризмы о самовоспитании.


Общечеловеческие нормы нравственности

Заповеди: как мы их исполняем.

О сострадании и жестокосердии.

О сострадании и жестокосердии.

Лгать нельзя, но если...?

Лгать нельзя, но если...?

Всегда ли богатство - счастье?

Всегда ли богатство - счастье?

Спешите делать добро.

Спешите делать добро.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.


Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя?

«Как сердцу высказать себя?»

В трудной ситуации, попытаемся разобраться.

В трудной ситуации, попытаемся разобраться.

«И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать».

«Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки».

Диалоги о хороших манерах, добре и зле.

Афоризмы.

Чему мы научились на уроках этики.





4 класс

Культура общения

Традиции общения в русской семье. «Домострой».

Культура общения в современной семье.

Культура общения в современной семье.

О терпимости к ближним.

О терпимости к ближним.

Культура спора.

Этикетные ситуации.

В мире мудрых мыслей.

В мире мудрых мыслей.

Самовоспитание

«Познай самого себя».

Самовоспитание.

Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю.

Как я работаю над собой.

О терпении.

Конец каждого дела обдумай перед началом.

«Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».

Общечеловеческие нормы нравственности

Об источниках наших нравственных знаний.

Совесть - основа нравственности.

«Чем ты сильнее, тем будь добрее».

«Досадно мне, что слово честь забыто».

Заветы предков

Россияне о любви к Родине.

Твоя малая родина.

«Мой первый друг, мой друг бесценный».

Афоризмы о совести, о родине, о дружбе.

«Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей».

Искусство и нравственность

Нравственное содержание древних мифов.

За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев.

Положительные герои в былинах и сказках.

Отрицательные герои в литературных произведениях

«Зло, как и добро, имеет своих героев».

Искусство и нравственность.

Вот человек. Что скажешь ты о нём?»

Обзор курса за год.








Этика: азбука добра

Календарно-тематическое планирование 1 ___класс

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности

Дата


Правила поведения в школе

6

Игровая, познавательная , творческая деятельность

-Беседа о правилах поведения в школе;

-игра «Будь внимателен к окружающим»;

-дидактические игры

-рассматривание сюжетных картинок по темам;

-рисование


1

Правила поведения на уроке и на перемене.

1


2

Правила поведения в общественных местах.

1


3

Правила поведения в гардеробе.

1


4

Правила поведения в столовой.

1


5

Правила поведения в библиотеке.

1


6

Правила поведения на школьном дворе.

1



О добром отношении к людям

10

Игровая, познавательная, творческая деятельность

-чтение произведений,

-беседы по прочитанным басням;

-настольно-печатные игры;

-рисование на заданные темы;

-пословицы и поговорки о дружбе;

-игра «Клубочек вежливых слов»


7

Что такое «добро и зло».

1


8

Что такое «добро и зло».

1


9

«Ежели вы вежливы».

1


10

«Ежели вы вежливы».

1


11

Добрые и не добрые дела.

1


12

Добрые и не добрые дела.

1


13

Ты и твои друзья.

1


14

Ты и твои друзья.

1


15

Помни о других – ты не один на свете.

1


16

Помни о других – ты не один на свете.

1



Как стать трудолюбивым

7



17

«Ученье-Свет, а неученье - тьма».

1

Игровая, познавательная , творческая, проектная деятельность,

-беседы;

- творческое рисование;

-чтение книг, беседа о прочитанном;

-составление схемы режима дня;

-пословицы и поговорки о труде;

-составление рассказов о труде дома и в классе


18

«Как быть прилежным и старательным».

1


19

«Как быть прилежным и старательным».

1


20

Наш труд в классе.

1


21

Наш труд в классе.

1


22

Наш труд в классе.

1


23

Мой труд каждый день дома.

1



Правила опрятности и аккуратности

5

Игровая, познавательная , творческая, исследовательская деятельность

- чтение произведений;

-беседы о требованиях к внешнему виду;

-правила «Мойдодыра»

-дидактическая игра «Одежда, обувь, головной убор»

-загадки-смекалки


24

Культура внешнего вида.

1


25

Культура внешнего вида.

1


26

Каждой вещи своё место.

1


27

Каждой вещи своё место.

1


28

Умейте ценить своё и чужое время

1



Правила поведения на улице и дома.

2

Игровая, познавательная , творческая деятельность

-Беседа о правилах поведения на улице, транспорте;

-Т.Б. при обращении с электроприборами;

-моделирование ситуаций и способы их разрешений;


29

Как вести себя на улице и дома.

1


30

Как вести себя на улице и дома.

1



Школьный этикет.

3

Игровая, познавательная , творческая деятельность

-словарик вежливых слов;

-игры;

-рассматривание сюжетных картинок;

-рисунок-приглашение


31

Как приветствовать людей и знакомиться с ними.

1


32

Как приветствовать людей и знакомиться с ними.

1


33

Чему нас научили уроки этики?

1























Этика. Азбука добра

Календарно-тематическое планирование 2 ____ класс

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности

Дата


Культура общения

9

Игровая, познавательная, творческая, исследовательская деятельность

-беседа «Этикет общения»;

-рисование приглашения на праздник;

-практическая деятельность(конкурсы для развлечения гостей);

-рисование плакатов-приветствий;



1

Этикет (повторение).

1


2

Устное приглашение на день рождения.

1


3

Письменное приглашение на день рождения.

1


4

Встреча гостей.

1


5

Развлечение гостей.

1


6

Поведение в гостях.

1


7

Правила поведения в гостях.

1


8

Как дарить подарки.

1


9

Какие дарить подарки.

1



Общечеловеческие нормы нравственности

4

Игровая, познавательная, творческая деятельность

-Чтение произведений;

-беседы;

-пословицы и поговорки


10

Заповеди.

1


11

Заповеди.

1


12

Дал слово держи

1


13

Дал слово держи

1



Дружеские отношения

11

Игровая, познавательная, творческая, исследовательская деятельность

-Беседа о дружбе;

-сочинение рассказов

«Как я помогаю другу»

-сбор пословиц и поговорок о доброте, скромности, зависти;

-викторина «Ты и окружающие»;

-иллюстрирование сочиненных рассказов;

-анализ жизненных ситуаций;


14

Дружба каждому нужна.

1


15

Дружба верностью сильна

1


16

Преданный друг.

1


17

О доброте.

1


18

О бессердечии.

1


19

Об уважительном отношении к старшим.

1


20

О зависти.

1


21

О скромности.

1


22

О доброте и жестокосердии.

1


23

В мире мудрых мыслей.

1


24

В мире мудрых мыслей.

1



Понять другого

10

Игровая, познавательная, творческая, исследовательская, проектная деятельность

-игры-ситуации;

-составление памятки о правилах поведения;

-рисование настроения;

-чтение произведений,

-умение понимать скрытый смысл произведения;

-мудрые мысли в пословицах и поговорках, анализ.

-ролевые игры (тактичное и бестактное поведение»;

-игра «Цветок доброты»


25

Золотые правила.

1


26

Золотые правила.

1


27

Учимся понимать настроение другого

1


28

Учимся понимать настроение другого по внешним признакам.

1


29

О тактичном поведении.

1


30

О бестактном поведении.

1


31

Учимся находить хорошее в человеке

1


32

Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится.

1


33

В мире мудрых мыслей.

1


34

Обзор курса за год.

1
























Этика. Азбука добра

Календарно-тематическое планирование 3 ____класс

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности

Дата


Культура общения

9

Игровая, познавательная, творческая, исследовательская, проектная деятельность

- Беседа;

-моделирование ситуаций;

-разыгрывание ситуации, стандартные приемы эстетических норм общения;

- умение вести диалог разговора по телефону;

-ролевые игры, практические занятия


1

Этикет разговора.

1


2

Обращение к разным людям.

1


3

Обращение к разным людям.

1


4

Вежливый отказ, несогласие.

1


5

Этикетные ситуации.

1


6

Этикетные ситуации.

1


7

Афоризмы.

1


8

Разговор по телефону.

1


9

Играем роль воспитанного человека.

1



Самовоспитание

7

Игровая, познавательная, творческая, исследовательская, проектная деятельность

-употреблять вежливые слова в различных ситуациях;

-практическое умение применять правила коллективных игр

-игра «Угадай по мимике мое настроение»

-изучение хороших и дурных привычек на основе произведений, анализ;

-рисуночные тесты;


10

Что значит быть вежливым?

1


11

Мои достоинства и недостатки.

1


12

Мои достоинства и недостатки.

1


13

Большое значение маленьких радостей.

1


14

О хороших и дурных привычках.

1


15

О хороших и дурных привычках.

1


16

Афоризмы о самовоспитании.

1



Общечеловеческие нормы нравственности

10

Игровая, познавательная, творческая, исследовательская деятельность

-беседы;

-просмотр видео фильмов, обсуждение проблемных ситуаций;

-пословицы и поговорки о добре и зле;

-выставки рисунков;

- дискуссии


17

Заповеди: как мы их исполняем.

1


18

О сострадании и жестокосердии.

1


19

О сострадании и жестокосердии.

1


20

Лгать нельзя, но если...?

1


21

Лгать нельзя, но если...?

1


22

Всегда ли богатство - счастье?

1


23

Всегда ли богатство - счастье?

1


24

Спешите делать добро.

1


25

Спешите делать добро.

1


26

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

1



Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя?

8

Игровая, познавательная, творческая, исследовательская, проектная деятельность

-Беседа о конфликте;

-беседа об эмпатии;

-составление синквейна;

-составление кроссвордов.



27

«Как сердцу высказать себя?»

1


28

В трудной ситуации, попытаемся разобраться.

1


29

В трудной ситуации, попытаемся разобраться.

1


30

«И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать».

1


31

«Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки».

1


32

Диалоги о хороших манерах, добре и зле.

1


33

Афоризмы.

1


34

Чему мы научились на уроках этики.

1






















Этика. Азбука добра

Календарно-тематическое планирование 4 ____класс

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности

Дата


Культура общения

9



1

Традиции общения в русской семье. «Домострой».

1

Игровая, познавательная, творческая, исследовательская, проектная деятельность

-Беседа «Что такое «Домострой»;

-сбор информации о традициях в современной семье;

-правила поведения в коллективных играх;

-моделирование поступков с помощью художественных произведений


2

Культура общения в современной семье.

1


3

Культура общения в современной семье.

1


4

О терпимости к ближним.

1


5

О терпимости к ближним.

1


6

Культура спора.

1


7

Этикетные ситуации.

1


8

В мире мудрых мыслей.

1


9

В мире мудрых мыслей.

1



Самовоспитание

7



10

«Познай самого себя».

1

Игровая, познавательная, творческая, исследовательская, проектная деятельность

-составление режима дня;

-беседа о воспитании воли;

-выработка памятки о последовательности действий во время учебы;


11

Самовоспитание.

1


12

Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю.

1


13

Как я работаю над собой.

1


14

О терпении.

1


15

Конец каждого дела обдумай перед началом.

1


16

«Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».

1



Общечеловеческие нормы нравственности

10



17

Об источниках наших нравственных знаний.

1

Игровая, познавательная, творческая, исследовательская, проектная деятельность

- чтение и анализ произведения «Совесть»;

-пословицы о любви к Родине;

-составление синквейна;


18

Совесть - основа нравственности.

1


19

«Чем ты сильнее, тем будь добрее».

1


20

«Досадно мне, что слово честь забыто».

1


21

Заветы предков

1


22

Россияне о любви к Родине.

1


23

Твоя малая родина.

1


24

«Мой первый друг, мой друг бесценный».

1


25

Афоризмы о совести, о родине, о дружбе.

1


26

«Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей».

1



Искусство и нравственность

8



27

Нравственное содержание древних мифов.

1

Игровая, познавательная, творческая, исследовательская, проектная деятельность

-Беседа о народном фольклоре России;

-рисование былинных героев;

-чтение рассказов о добре и зле;

-синквейн «нравственность»




28

За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев.

1


29

Положительные герои в былинах и сказках.

1


30

Отрицательные герои в литературных произведениях

1


3

«Зло, как и добро, имеет своих героев».

1


32

Искусство и нравственность.

1


33

Вот человек. Что скажешь ты о нём?»

1


34

Обзор курса за год.

1