Конспект учебно-игрового занятия по ПДД совместно с родителями и детьми подготовительной к школе группы
«Азбука дорожной науки!»
Цель: Формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице, обобщение знаний детей о Правилах дорожного движения.
Задачи:
- Закрепить знания детей о транспорте, о видах транспорта.
- Закрепить знания об опасностях, которые ждут детей на улице;
- Закрепить знания детей о сигналах светофора;
- Закрепить умение различать и понимать значение некоторых дорожных знаков;
- Совершенствовать навыки поведения на дороге через изучение знаков;
- Повторить правила поведения на улице;
- Воспитывать у детей уважительное отношение к Правилам дорожного движения и желание следовать им;
- Воспитывать культуру поведения с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма;
Предварительная работа:
- Знакомство с правилами дорожного движения.
- Знакомство с дорожными знаками для пешеходов.
- Разучивание стихов о правилах дорожного движения.
- Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте.
Ход занятия
Ведущий: Дорогие ребята! Скоро вы пойдете в школу, и вам придется самостоятельно переходить дорогу, гулять по улице. А для этого вы должны знать правила поведения на улице, знать, где можно играть, а где нельзя, знать дорожные знаки, которые помогут вам ориентироваться на улице, при переходе проезжей части дороги. Я хочу узнать, знаете ли вы эти правила и приготовила для вас игры-задания.
Выходят дети и читают стихи.
1-ый ребенок: Движеньем полон город: бегут машины вряд,
Цветные светофоры и день, и ночь горят.
Шагая осторожно, за улицей следи,
И только там, где можно ее переходи!
2-ой ребенок: И там, где днем трамваи спешат со всех сторон,
Нельзя ходить, зевая, нельзя считать ворон!
Шагая осторожно, за улицей следи.
И только там, где можно ее переходи!
3-ий ребенок: Правила дорожные очень важно знать.
И неоднократно их в жизни применять.
Где б ни отдыхал ты, куда б ни ехал ты,
Правила дорожные в памяти храни!
Задание 1: «Отгадай загадку»
Для этого коня еда –
Бензин, и масло, и вода.
На лугу он не пасётся.
По дорогам он несётся.
(Автомобиль)
Маленькие домики по улицам бегут,
Взрослых и детишек домики везут.
(Автобус)
Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками.
(Троллейбус)
Наш приятель тут как тут,
Всех домчит он в 5 минут,
Эй, садись, не зевай,
Отправляется …
(Трамвай)
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились,
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок.
(Поезд)
Ведущий: Скажите, о каких видах транспорта идёт речь в загадках?
Дети: О наземном общественном виде транспорта.
Ведущий: Верно. Когда мы едем в автобусе, мы – кто? (Пассажиры)
- Когда мы идем по улице, мы – кто? (Пешеходы).
Светофор: Три моих волшебных глаза
Управляют всеми сразу.
Я моргну – пойдут машины,
Встанут женщины, мужчины.
Отвечайте вместе, хором
Как зовусь я?.. (Светофором)
Ведущий: Для чего нужен светофор?
Дети: (Ответы детей). Светофор нужен для того, чтобы регулировать дорожное движение, чтобы на улицах и дорогах был порядок.
Ведущий: Что обозначает каждый сигнал светофора?
Светофор: - Красный свет – опасный цвет,
Это значит … (дети - хода нет).
- Жёлтый – не спешите,
И сигнала ждите.
- Цвет зеленый говорит:
Вот теперь вам путь открыт!
Игра «Светофор»
Ведущий: Надеюсь вы и правила дорожного движения тоже соблюдаете, чтобы сохранить свою жизнь в безопасности! Поздравляю, вы успешно выполнили первое задание.
Задание 2: «Дорожные знаки»
Ведущий: Сейчас дети будут читать стихи про дорожные знаки, а вы должны показать эти знаки, если они у вас есть. Как называется этот знак? К каким знакам он относится?
На дорожном знаке том
Человек идет пешком.
Полосатые дорожки
Постелили нам под ножки.
Чтобы мы забот не знали
И по ним вперед шагали.
(Знак «Пешеходный переход»)
Этот знак ну очень строгий,
Коль стоит он на дороге.
Говорит он нам: «Друзья,
Ездить здесь совсем нельзя!»
(Знак «Движение запрещено»)
Знак водителей стращает,
Въезд машинам запрещает!
Не пытайтесь сгоряча
Ехать мимо кирпича!
(Знак «Въезд запрещен»)
В дождь и в ясную погоду
Здесь не ходят пешеходы.
Говорит им знак одно:
«Вам ходить запрещено!»
(Знак «Движение пешеходов запрещено»)
Посреди дороги дети,
Мы всегда за них в ответе.
Чтоб не плакал их родитель,
Будь внимательней, водитель!
(Знак «Дети»)
Если нужно вам лечиться,
Знак подскажет, где больница.
Сто серьезных докторов
Там вам скажут: «Будь здоров!»
(Знак «Больница»)
Игра «Собери знак»
Задание 3: Викторина "Будь внимательным"
Светофор: А теперь я вас проверю и игру для вас затею.
Я задам сейчас вопросы – отвечать на них не просто.
Если вы поступаете согласно Правилам дорожного движения, то дружно отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья!» А если вы услышите что-то не правильное, то просто молчите.
- Кто из вас идёт вперёд только там, где переход?
- Кто летит вперёд так скоро, что не видит светофора?
- Знает кто, что свет зелёный означает – путь открыт
А что жёлтый свет всегда нам о вниманье говорит?
- Знает кто, что красный свет – это значит, хода нет?
- У кого терпенья нет подождать зелёный свет?
- Кто вблизи проезжей части весело гоняет мячик?
- А кто слушает без спора указания светофора?
Светофор: Молодцы, дети! Вы очень хорошо знаете Правила дорожного движения! А сейчас я задам вопросы вашим родителям и надеюсь, что они также ответят правильно. Вопросы:
- Как взрослый с ребёнком должен входить в автобус? (ребёнок первый, а взрослый за ним)
- Как взрослый с ребёнком должен выходить из автобуса? (первый взрослый, затем ребёнок)
- С какого возраста разрешено передвигаться на велосипеде по дорогам? (с 14 лет).
- С какого возраста детям разрешается ездить на переднем сиденье автомобиля? (с 12 лет)
- Животное, название которого присвоили пешеходному переходу. (зебра)
- Транспортное средство, везущее пассажиров по рельсам, расположенным на дороге. (трамвай)
- Часть дороги, выделенная для пешеходов и приподнятая над проезжей частью. (тротуар)
- Предупреждающий свет светофора. (желтый свет светофора)
- Дорожный знак около школ, детских садов. (знак «дети»)
- Часть грузовой машины, где находиться груз. (кузов грузовой машины)
- Люди, пользующиеся автобусами, такси, троллейбусами, трамваями.
(пассажиры)
- Специальная палочка в руках регулировщика.
(Жезл)
- Место посадки людей в общественный транспорт.
(остановка)
- Кто управляет транспортным средством?
(шофер)
- Место пересечения улиц, дорог.
(перекресток)
- Сигнал светофора, на который можно переходить улицу.
(зеленый свет светофора)
- Сигнал светофора, который запрещает движение.
(красный свет светофора)
- Что движется по проезжей части? (транспорт)
- Часть улицы, предназначенная для транспорта. (проезжая часть)
- Что должны держать в руках люди, сопровождающие группу? (флажки)
- Детский транспорт без педалей. (самокат)
- По какой стороне дороги должен идти пешеход, если нет тротуара?
(по левой стороне – навстречу движущемуся транспорту)
- Городское транспортное средство, с проводами, но без рельсов.
(троллейбус)
Задание 4: «Инспектор»
Ведущий: Теперь я предлагаю вам стать инспекторами дорожного движения Каждому ребёнку даётся карточка с изображением дорожной ситуации (изображение какого-нибудь нарушения, ребенок должен прокомментировать изображение.
Возможные ситуации:
1. Мальчик выбегает на проезжую часть, погнавшись за мячом.
2. Мальчик перебегает проезжую часть в неположенном месте, потому что его внимание привлекли друзья на другой стороне дороги.
3. Девочки на заднем сиденье автомобиля путешествуют, не пристегнувшись ремнями безопасности. Кроме того, они мешают водителю.
4. Автомобиль еще не припарковался и не остановился, а мальчик уже торопиться выйти, причем на проезжую часть.
5. Дети выбегают на проезжую часть из-за кустарника.
6. Мальчик с девочкой катаются на роликах по проезжей части.
7. Мальчик совершает наземный переход на велосипеде.
Задание 5: «Угадай и позвони»
Воспитатель показывает табличку с номерами 01; 02; 03. 112
Дети должны назвать номер службы и что он означает и как правильно туда звонить.
Молодцы, вы очень старались, ребята! Вы хорошо знаете правила дорожного движения! Теперь я за вас спокойна. Я знаю точно, что с вами ничего не случится. Не забывайте правила, которые мы узнали.
Светофор: Город, в котором мы с вами живем,
Можно по праву сравнить с букварем.
Азбукой улиц, проспектов, дорог.
Город дает нам все время урок.
Вот она азбука над головой,
Знаки развешаны вдоль мостовой.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда!
Детям вручаются медали.